актеры закончившие школу студию мхат
Школа весёлой жизни: что вытворяли будущие актёры во время учёбы в студии МХАТа
В книге Наталии Колесовой «Петр Фоменко. Энергия заблуждения» (издательство «Рипол-Классик») приводятся воспоминания знаменитого режиссера о его институтской поре:
«Как-то нас выгнали с лекции, и мы отправились бродить по коридорам Школы-студии. Добрели до деканата. Секретарь как раз удалилась с деканом «составлять планы» (это у них так называлось). А нас с Сашей Косолаповым попросила подежурить у телефона, отвечая, что она вскоре будет. Через некоторое время позвонили от Книппер-Чеховой: ее работница просила передать, что Ольга Леонардовна нездорова и в Школу-студию сегодня не приедет. Мы, наоборот, проинформировали начальство, что она скоро будет, поскольку дерзкая и рискованная идея пришла нам обоим одновременно.
Косолапов жил неподалеку от Камергерского переулка. Дома он переоделся в платье своей мамы, надел шляпу с вуалью, замотал шею в облезлую меховую горжетку. Мы взяли такси за рубль, чтобы проехать всего несколько сотен метров. (Как вы понимаете, это было совершенно необходимо.)
Лев Дуров всегда любил пошалить
Никто не хотел умирать
По совокупности этого и других нарушений и «преступлений» Фоменко с третьего курса отчислили. Его однокурсник Лев Дуров по этому поводу абсолютно не горевал. Ведь во время учебы он дружил не с Петром, а с Олегом Анофриевым и Михаилом Горюновым. На троих они регулярно готовили актерские этюды. В книге «Байки на бис» (издательство «Зебра Е») Лев Константивович описывал один из таких, правда не очень удачных, опытов:
Мы залегли среди стульев. Студенты зарычали. И началось…
Мы трататакали из воображаемых автоматов, ухали разрывавшимися снарядами, бахали гранатами, вжикали пулями, свистели осколками. Все получалось здорово! И мне не захотелось умирать. Какого черта!
И вдруг Анофриев заорал: «Пристрели его! Он же мучается!» Горюнов сделал скорбное лицо, сморщился, отвернулся и выстрелил в меня из указательного пальца. «Чпа-а-ах»!
А они, встав во весь рост и обнявшись, поддерживая друг друга, так как тоже получили не одно ранение, запели почему-то «Раскинулось море широко» и пошли на танки. Этюд продолжался 23 минуты. А Герасимов, после большой паузы, сказал: «С завтрашнего дня начинаем этюды со словами».
Халтура за ширмой
У Олега Басилашвили с показом актерских этюдов связана своя история. В мемуарах «Неужели это я?! Господи. » (издательство «Эксмо») он писал:
«С Мишей Козаковым мы до того обнаглели, что придумали систему «Бим-Бом». Она заключалась в том, что мы не готовили дома этюды, но, если вызывали Козакова и спрашивали, с кем он занимался, Миша говорил, что со мной. Если вызывали меня, я звал Мишку, и мы удалялись за ширмы. Там в течение двух-трех минут придумывали какой-нибудь простой сюжет и выходили играть, будучи совершенно неподготовленными. Но нам все сходило с рук. Этим пользовались и продолжали халтурить.
Елена Козелькова в роли Аброскиной и Михаил Козаков в роли Кисточкина в спектакле театра «Современник» «Всегда в продаже» по сатирической фантазии Василия Аксенова. Фото: © РИА «Новости»
«Полноценный идиот»
«Неполноценность Мишу гложет,
Он хочет то, чего не может,
И только после грамм двухсот
Он полноценный идиот».
Табаков поступил в школу МХАТа в 1953 году. Фото: © РИА «Новости»
Олег Табаков в книге «Моя настоящая жизнь» (издательство «Эксмо-Пресс») так рассказывал о годах учебы в Школе МХАТа:
«Место в общежитии я наконец получил во втором семестре и поселился среди таких же молодых, амбициозных людей, приехавших завоевывать Москву.
Жизнь наша была бурной. Общежитие располагалось на Трифоновской улице и именовалось «Трифопагой», по аналогии с названием популярного фильма «У стен Малапаги».
Мне приходили посылки из Саратова, которые потрошились, порой даже без моего участия. Особенно в этом преуспевал Толя Кириллов, на все претензии отвечавший: «Ничего, в стипешку отдам шоколадом».
Иногда, конечно, было немного голодновато, но до западания щек и глаз дело не доходило никогда. Осенью на Рижский вокзал приходили вагоны с арбузами. Их мы разгружали и поворовывали.
Павел Каплевич, Марина Голуб, Александр Балуев и Юлия Фрид в Туапсе (1977 г.)
Мы были неизменно ухоженны: благодетельница тетя Катя, комендант пристройки, за рубль стирала и гладила наши рубашки.
В те времена мы везде успевали: и лечь далеко за полночь, и встать рано, и литературу обязательную почитать, и потратить немалые силы на встречи с прекрасными старшекурсницами, и выпить на квартире однокурсника-москвича водочки с салатом оливье. Не помню, чтобы кому-то стало плохо на этих «сейшенах».
Кстати
Задницей в колючки
«Однажды летом Марина нам рассказала, что уже которую ночь подряд она ходит плавать. Замотавшись полотенцем и сверху набросив плащ, идет пешком от своего метро «Фрунзенская» до «Кропоткинской», перелезает через заборчик и плавает в бассейне голая.
В одну прекрасную ночь мы решили попробовать. Марина возглавила наше предприятие. Раздевались в полной темноте и тишине. И вдруг Паша, споткнувшись, сел голой попой в колючий куст и заорал как резаный. Тут же раздался свист сторожа. А мы, едва успев окунуться, схватили свои шмотки и рванули из бассейна. Марина радовалась: «Мы навсегда это запомним. Это было прямо как в кино!»
ЦЕНА ВОПРОСА
Обучение актерскому мастерству стоит в год:
5 известных династий выпускников МХАТ
11 ноября Школа-студия МХАТ торжественно отмечает свое 70-летие, а мы в этот день вспоминаем самые известные актерские династии ее выпускников.
Высоцкие
Легендарный советский поэт и актер Владимир Высоцкий доказал, что быть актером – это призвание. После школы он по настоянию родственников поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, но уже после первого семестра он понял, что это – не то, чем он хочет заниматься, и стал студентом актёрского отделения Школы-студии МХАТ.
Позже он женился на Людмиле Абрамовой, которая родила ему двоих детей. Младший из них, Никита Высоцкий, также пошел по стопам отца и поступил в Школу-студию МХАТ, после чего работал в нескольких московских театрах, снимался в кино и организовал собственный театр. Сейчас он является учредителем и исполнительным директором Благотворительного Фонда Владимира Высоцкого. В память о своем отце Никита Высоцкий написал сценарий фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», который вышел на экраны в 2011 году.
Безруковы
Известный российский актер Сергей Безруков родился в семье актера «Театра Сатиры» Виталия Безрукова. В детстве и юности он очень любил бывать на работе у отца и всегда мечтал пойти по его стопам, а вот Безруков-старший к этой идее относился очень настороженно. Впрочем, сын доказал, что сомневаться в его талантах не стоит. После окончания средней школы в 1990 году он поступил в Школу-студию МХАТ на факультет «актер театра и кино» и окончил его с красным дипломом, как и его отец. Сейчас на счету Сергея Безрукова множество известных ролей в театре и кино, а также премий и кинонаград, главная из которых – звание Народного Артиста Российской Федерации.
Табаковы
Нынешний художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков родился в семье врачей, но свою жизнь решил посвятить театру и кино. Сейчас он успешно совмещает художественное руководство двумя театрами, работу в МХТ им. А. П. Чехова и Театре под руководством О. Табакова в качестве актёра, руководство кафедрой мастерства актёра в Школе-студии МХТ, обучение студентов и режиссура за границей, продюсирование и съёмки. От первого брака с актрисой Людмилой Крыловой у него есть двое детей, Антон и Александра Табаковы, которые также закончили Школу-студию МХАТ и работали в театре под руководством отца, но после оставили актёрскую профессию. Сейчас Александра работает на радио и телевидении в качестве ведущей, а ее брат Александр занимается ресторанным бизнесом.
Ефремовы
50-летний Михаил Ефремов — актер в третьем поколении. Его отец — театральный режиссер и актер Олег Ефремов, мать — актриса «Современника» Алла Покровская, а дед — оперный режиссер Борис Покровский. Впервые Михаил вышел на театральную сцену в детстве, сыграв в спектакле МХАТа «Уходя, оглянись!».
Практически одновременно дебютировал в кино — после фильма «Когда я стану великаном» (1978) он стал одним из самых известных советских детей-актеров. С тех пор Ефремов сыграл более чем в 20 пьесах и снялся в сотне кинокартин и телесериалов, самые известные из которых — «Королева Марго», «Граница. Таежный роман», «Антикиллер», «9 рота», «Параграф 78», «О чем еще говорят мужчины». В общем, с момента дебюта и до сих пор актер Ефремов нарасхват! Сын Ефремова — 25-летний Никита — также пошел по стопам своих знаменитых родственников. Он также окончил Школу-студию МХАТ и выбрал актерскую профессию. На его счету уже более 20 работ в кино и театре, в том числе «Моя прекрасная няня», «Баллада о бомбере», «Любовь с акцентом» и «Zолушка».
Меньшовы
Юлия Меньшова родилась 44 года назад в семье кинорежиссера Владимира Меньшова и актрисы Веры Алентовой. Юлия, как и ее родители, окончила Школу-студию МХАТ, играла в театре, снялась в десятке фильмов и таком же количестве телесериалов, среди которых «Действуй, Маня!», «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», а также является ведущей нескольких телепроектов. Дед Юлии по матери — Валентин Быков — был актером, а бабушка по матери — Ирина Алентова — актрисой. Спутника жизни Меньшова тоже нашла в киносреде — она замужем за 48-летним актером Игорем Гординым.
Актеры закончившие школу студию мхат
Главная :: О нас :: История |
открылась при Московском Художественном театре в 1943 году. Инициатором ее создания был Владимир Иванович один из основателей Московского Художественного театра. на квартире у Владимира Ивановича заседали руководители МХАТ: «Я пригласил вас, чтобы поговорить о школе». Замысел, который он предложил, был в сущности завещанием великого режиссера и педагога: не стало. Совнарком постановил увековечить его память, и в постановлении был пункт об основании при Художественном театре его имени. Конкурс летом в помещении театра, в нижнем фойе, за длинным столом, как экзаменаторы сидели великие «отцы-основатели» Москвин, Качалов, Первым ректором стал Василий Григорьевич Сахновский (Книппер-Чехова шутя, но и всерьез называла этого режиссера и блистательного театрального мыслителя единственным действительно интеллигентным человеком в советском Художественном театре. удалось вызволить его из ссылки, вернуть к репетициям «Гамлета»). Официальное открытие состоялось Выступая перед первыми студентами, руководитель Художественного театра Хмелев привел запавшие ему слова : «Я бы все силы свои отдал только школе, потому что это имеет огромное значение для искусства Этому бы я посвятил остаток своей жизни». Основой преподавания актерского мастерства в Школе стала система Станиславского, нацеленная на воспитание в актере острейшего чувства живой жизни на сцене, правды органической игры и одухотворенного мастерства. Атмосфера в студии была наполнена ежедневным, ежечасным постижением смысла актерской профессии, и не только на занятиях по мастерству актера, но и на всех классах и лекциях. Устраивались встречи с писателями и великими артистами. Это были Пастернак и Ахматова, Рихтер и Эренбург и многие другие Первый выпуск в 1947 году почти целиком влился в Художественный театр; об одаренности молодых говорил трогательный и полный выдумки спектакль по Диккенсу «Домби и сын» (1949). Может быть, они позднее могли завидовать своим сотоварищам, попавшим в театр менее взысканный «барской любовью» (счастливую жизнь прожил в Центральном детском Г. М. Печников, неизменно оставаясь ведущим актером), но несмотря на то, что их творческое становление пришлось на «дурные времена» родной сцены, имена М. В. Анастасьевой, А. В. Вербицкого, В. С. Давыдова, В. В. Калининой, Л. А. Кошуковой, К. И. Ростовцевой, Е. Н. Ханаевой, Е. А. Хромовой. М. В. Юрьевой в памяти зрителей связуются с ясными и крепкими сценическими впечатлениями. В театральной педагогике раскрылись таланты И. М. Тарханова, В. К. Монюкова, Т. И. Васильевой, О. Ю. Фрид. В выпуске лидировал Олег Ефремов; выпуск был украшен именами Алексея Баталова «звезды» советского кино и Лилии Толмачевой, которая вскоре прославится на сцене «Современника» как один из его организаторов и его лирическая «прима». В 1951 году Студия выпустила Олега Борисова начинавший как комик, он стал одним из великих современных трагиков, соединив аналитичность с предельной страстностью, с оголенностью нерва, с почти акробатическим владением темпераментом. Курс включал в себя людей одаренных весьма разнообразно: кроме Борисова тут учился Виктор Коршунов, имя которого неотъемлемо сегодня от полувековой истории Малого театра, энергичная и стойкая театральная деятельница Екатерина Еланская (когда придет время новых сцен, она окажется среди «первопроходцев» организует театр «Сфера»). Год спустя студию закончил Николай Рушковский без этого умнейшего, органически культурного актера не представить себе киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. Прочность унаследованной культуры была одной из примет выпускников Школы МХАТ. С самого основания Школы здесь преподавали ведущие мастера Художественного театра. Эта традиция сохранилась и сегодня: большинство наших педагогов сами выпускники мхатовской школы, ученики учеников Станиславского. Среди руководителей курсов и преподавателей известные актеры и режиссеры, искусствоведы, ведущие театральные специалисты России в области сценического движения, танца, сценической речи. Большинство педагогов имеют опыт зарубежной работы. Одновременно с актерским курсом в 1943 году был организован и постановочный факультет. Общение между актерами и постановщиками было очень тесное. Постановщики оформляли отрывки, акты и целые спектакли. Первоначально предполагалось, что набор «постановщиков» будет однократным с тем лишь, чтобы удовлетворить потребность самого МХАТа. Потом планы расширились. Сегодня едва ли не все заведующие постановочной частью ведущих московских театров воспитанники Расцвет факультета начался с 1946 года, когда к педагогическим усилиям Ивана Яковлевича Гремиславского присоединился Вадим Васильевич Шверубович: подобно Гремиславскому, отец которого был гримером Станиславского со времен Общества искусства и литературы, Шверубович (сын Качалова) был с мхатовской художественной и этической традицией связан кровно, и при нем не могло быть речи об ее вырождении. Чуткий к чужому таланту, прямой и гибкий, он воспитал дарования таких разных театральных живописцев и художников по свету, как А. Б. Матвеев, П. А. Белов, В. Г. Лесков, Е. Л. Удлер, таких организаторов театрального дела и педагогов, как А. Д. Понсов, М. М. Кунин, Л. И. Эрман, Э. П. Маклакова, такого исследователя, как В. И. Березкин (автор многотомного «Искусства сценографии мирового театра»), таких идеальных «людей тени», как бессменный мхатовский костюмер В. И. Желеткова. Среди учеников Шверубовича выпускник прославленный сценограф Олег Шейнцис, чье кружащее голову новаторство всегда имеет за собой безупречную выучку и спокойствие технологического расчета. В недрах Художественного театра в 1956 году родился театр «Современник», первые спектакли которого репетировались в аудиториях Его создатели студенты и недавние выпускники Школы были воодушевлены своими педагогами, мечтавшими о возвращении к исходной идее Художественного театра, к «театру живого человека». Заведующий кафедрой искусствознания, читавший в историю МХАТ профессор Виталий Яковлевич Виленкин был непосредственным участником, а ректор Вениамин Захарович Радомысленский (легендарный «папа Веня», с его азартным призывом «По коням!») покровителем этой высокой и не вполне безопасной художественной авантюры на переломе века. Костяк «Театра молодых актеров» (он стал потом «Современник») составили воспитанники школы в Проезде Художественного театра (Олег Ефремов выпуск Лилия Толмачева выпуск Галина Волчек и Игорь Кваша выпуск Евгений Евстигнеев и Виктор Сергачев выпуск Олег Табаков выпуск Влад Заманский выпуск Сегодня в Москве, Петербурге или в крупном центре вряд ли найдется театр, где бы ни работали выпускники Среди воспитанников мхатовской школы признанные мастера российского театра и кино. Нужно ли давать характеристики таким артистам, как Лев Дуров (выпуск Леонид Броневой (выпуск Олег Басилашвили и Михаил Козаков (оба выпуск Валентин Гафт и трагический погибший на съемках Евгений Урбанский (оба выпуск Фантастически разнообразные дарования сошлись на курсе профессора Станицына, выпуск : по алфавиту Владимир Кашпур, Татьяна Лаврова (скоро все сойдут с ума по ней после «Девяти дней одного года»), Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Елена Миллиоти, Галина Морачева, Вячеслав Невинный (тоненький-тоненький, вылитый Хлестаков, миловидный фертик из Петербурга), Алла Покровская, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Геннадий Фролов. А через год с дипломом им.Немировича-Данченко выйдет на русскую сцену, обживет вроде бы враждебную МХАТу «Таганку» Владимир Высоцкий «трагический баритон» эпохи. Перечисляя тех, кто разнес доброе имя МХАТ по стране и за ее пределы, не забудем: Школа продолжает выполнять и свою основную функцию. Созданная для того, чтобы постоянно обновлять она обеспечивает кадрами и сегодняшнюю его труппу. Абсолютное большинство тех, кто к началу XXI века несет в Художественном театре репертуар, ученики Проверим, начав с художественного руководителя (впрочем, мы уже написали: Олег Табаков выпуск Он кончал ВУЗ на год позже художественного руководителя МХАТ им.Горького: Татьяна Доронина выпускница и счастлив, кто видел ее первые шаги в Ленинградском театре Ленинского Комсомола, их продолжение в Большом Драматическом у Товстоногова, ее Надежду Монахову в «Варварах», ее Софью в «Горе от ума»). Далее можно идти по списку труппы МХАТ имени Чехова: все и Дмитрий Брусникин, и Анастасия Вознесенская, и Нина Гуляева, и Владлен Давыдов, и Наталья Егорова, и Вячеслав Жолобов, и Игорь Золотовицкий, и Владимир Кашпур, и Евгений Киндинов, и Сергей Колесников, и Раиса Максимова, и Полина Медведева, и Ирина Мирошниченко, и Андрей Мягков, и Вячеслав Невинный, и Виктор Сергачев и многие другие из одного гнезда, хотя этого и не скажешь по их оперению; а ведь мы стольких еще не назвали: экономней (в смысле места) назвать тех, кто тут не выпускник В театральные вузы опять набрали блатных
|
Ну, как тут не порадоваться! Значит, будущее российского кинематографа в надежных руках талантливых детей знаменитостей. А среди нынешних первокурсников-бюджетников их число весьма внушительно.
Новые актеры со звездными именами
В актёрском таланте сына Коли Михаил ЕФРЕМОВ не сомневается (фото www.ruskino.ru)
Дочку Константина КИНЧЕВА Верочку мы скоро увидим в кино (фото www.gorod.tomsk.ru)
Режиссёр Алексей УЧИТЕЛЬ получит достойную смену в лице сына Ильи (фото www.kinotavr.ru)
Будущие режиссеры с громкими фамилиями
Кирилл ШУБСКИЙ и Вера ГЛАГОЛЕВА одобрили профессию, выбранную дочкой Настенькой (фото Милы СТРИЖ/«Комсомольская правда» )
Я б в продюсеры пошел, пусть меня научат
Певица Карина АХМЕТЗАРИПОВА желает стать режиссёром (фото www.kareynka.narod.ru)
Таким образом, из 32 бюджетных мест продюсерского факультета ВГИКа именитые отпрыски заняли всего три. Что дало возможность попытать свои силы уже работающим специалистам и абитуриентам «из народа».
Вторая «вышка» бюджетникам не положена
Часть бюджетных мест в театральных институтах заняли ребята, уже работающие по специальности, но еще не получившие «корочек» о высшем образовании.
Актёр и телеведущий Ярослав ГАРНАЕВ не добрал баллов для зачисления на бюджетный курс (фото www.yagarnaev.ru)
Собирая данные для материала, мне пришлось пообщаться с несколькими абитуриентами, так и не сумевшими стать студентами. Одна из них, назвавшаяся Аней Смолиной, пыталась поступить в различные театральные вузы уже в третий раз. Девушка уверена, что при таких абитуриентах, как дети богатых или известных родителей, уже засветившиеся в кино и театре, попасть на бюджетное место невозможно.
Звезды загораются сами
1. Олег Меньшиков родился в семье военного инженера и врача.
5. Светлану Ходченкову воспитывала мама-штукатур.
Она им студия, она им мать.
70 лет легендарной театральной школе
Фото: Наталья Мущинкина
Первый, кого я вижу возле гардероба, — Николай Караченцов. Он сидит на диванчике, ждет жену.
— Коленька, милый, какая красивая рубашка.
— Петрович, да отлично выглядишь.
Петрович кивает, басит: «Здорово». В глазах — море грусти.
А зал еще закрыт. В фойе гул. Поцелуи, радостные крики: «Сашка! (Назаров. — М.Р.) Маринка! (Брусникина. — М.Р.) Cветка! (Крючкова — М.Р.) Севка! (Шиловский. — М.Р.) Да ты! А я. » — только и слышно со всех сторон про заслуженных, народных и просто без всяких званий артистов, сквозь толчею которых не продраться. Нет уж, лучше пойду за кулисы. Там, из темноты, видна пока пустая сцена, залитая голубым светом — никаких декораций, лишь на голубой ткани, натянутой на рамы, написано большими буквами «Школа-студия МХАТ».
Поймали Игоря Верника.
— Чем Школа-студия МХАТ отличается от других театральных вузов?
— Главное, наверное, что во МХАТе учились все мы — актеры, и этим все сказано! Он действительно стал для нас настоящей семьей. Замечательные профессиональные преподаватели, приятные однокурсники — разве не это главное? Кстати, я при поступлении дошел до конкурса сразу в три института: в ГИТИС, Щепкинское училище и МХАТ. Дальше нужно было выбирать— и я выбрал МХАТ. В жизни не усомнился в правильности своего выбора.
Фото: Наталья Мущинкина
Здесь же постановщик вечера Евгений Писарев (выпускник, теперь худрук Пушкинского). Женя нервничает:
— Звезд надо уговаривать выйти? И чтобы были вместе, в команде, а не занимались самопиаром? — махнул рукой, побежал дальше распоряжения отдавать.
— А я в Школе-студии не училась, — смеется Марина Зудина. — Нас же Олег Павлович набирал в ГИТИСе. И вот однажды, когда он уже стал ректором Школы-студии, он пригласил нас сюда. Сидим у него в кабинете, болтаем. Вдруг открывается дверь, входит какой-то педагог и… Никогда не забуду его глаза — в них шок.
Фото: Наталья Мущинкина
— Почему?
— Потому что кто-то сидел на столе перед Олег Палычем, кто-то стоял — в общем, никакого чинопочитания. А в Школе-студии так не принято, здесь никакой демократии не было, все чинно. Еще помню, что мы очень ревновали Олег Палыча к Школе-студии.
Мимо спешит новый ректор Школы-студии Игорь Золотовицкий — здоровый, кудри черные сбились.
— Игорь, речь приготовил?
— Никаких речей, — бросает он на ходу. Ректор явно погорячился — будут, и местами затяжные. Но он здесь ни при чем.
Вот кто абсолютно спокоен, так это студенты — в черных майках и трико, они плотно сидят на диванах в комнате перед сценой. Первый курс-2013. Ржут, болтают, особенно девчонки — 70-летний груз школы их пока не давит. В отличие от тех, кто заполняет ряды согласно годам выпуска. Что ни ряд, то имена, имена, имена — чета Киндиновых, Гуляева, Назаров, Крючкова из Петербурга, Барнет, Радомысленский, сын первого ректора, знаменитого Вениамина Захаровича Родомысленского, которого студенты называли за глаза «папа Веня» или «ВЗ». Дальше сидит не выпускник Школы МХАТ, но теперь его гордость — Константин Хабенский, чуть дальше место занимает как раз выпускник и другая гордость — Владимир Машков, обросший бородой, как золотоискатель. Антон Шагин, а еще — художники, завпосты, хореографы…
Аплодисменты — это уже Табакову, который входит в зал, занимает место в 8-м ряду. Верный знак — пора начинать. Поехали!
Блондинка в черном вечернем платье, она же недавняя выпускница Полина Гагарина, на мотив популярной песни поет в припеве: «Я прошу вспомнить добрым словом наших мастеров». Данные и голос — шик. А за ее спиной из трюма на платформе, как из-под земли, вырастают ряды тех самых студентов, что еще 20 минут назад расслабленно сидели-лежали за кулисами. Они подхватывают «Вспомнить добрым словом…» — эффект сильнейший. А тут еще — фотографии на заднике: крупным планом эти самые мастера, учителя — уникальные специалисты по производству штучного актерского дарования. Такие, как Анна Петрова, полвека отучившая не одно поколение обалдуев.
Эмоциональный под дых — на сцену выводят трех выпускниц самого первого набора (. ) образца 1943 года. Именно в этот военный год Владимир Иванович Немирович-Данченко создал Школу-студию, эту «форточку свежего воздуха» для академического театра. Три старые актрисы, как три девочки, как три сестры — Маргарита Анастасьева, Маргарита Юрьева и Елена Хромова — стоят перед залом, который встал и рукоплещет им. А те — растеряны, говорят дрожащими голосами, как на приемных экзаменах, про учителей, про Школу… мысли мучительно путаются.
Фото: Наталья Мущинкина
Много выступающих — индивидуально и от театров. Кто-то явно перебирает с хронометражем (признак старения?), пиаря больше себя, любимого, а кто-то, наоборот, достойно краток. И вот эта краткость — сродни истинному таланту, тут же и продемонстрированному. Выпускник Гарри Бардин говорит всего полминуты и показывает свою новую работу, которая длится ровно столько, сколько Рондо-каприччиозо Паганини — Рондо от рождения до смерти в белой глине. Можно задохнуться — все и задохнулись.
Очень милы три выпускника одной фамилии — Меньшовы, пропевшие про Школу на мотив из фильма «Москва слезам не верит». К ним вышли, возможно, будущие студенты, а сегодня сын и дочь Юлии Меньшовой и Игоря Гордина (отец в зале).
Зал буквально на слезе, когда идут фотографии тех, кого потеряла Школа-студия и ее театр. Последние потери — Марина Голуб и Андрей Панин. Николаю Караченцову, сидящему в ложе, аплодируют стоя. Он плачет, и каждый понимает цену этим слезам и с болью думает: «За что ему, такому прекрасному Коле, эта авария?». Кажется, что только здесь, в МХТ, и только в этот вечер есть место человеческому духу, чувству, от которого в жизни и следа не осталось.
Если бы на юбилейных вечерах существовали номинации, то приз за «элегантность» поздравления бесспорно получил бы Пушкинский театр, за «масштаб радости» сама Школа-студия МХАТ, сыгравшая мини-мюзикл про некоего студента Назара, в одночасье ставшего звездой и взлетевшего (причем в прямом смысле, на лонже) под колосники (музыка из «Красавицы и чудовища»). В номинации «крепостные актеры» первым оказался Губернский театр во главе со своим барином — Безруковым Сергеем. Трогательна была «Табакерка», а «Сатирикон» брал зал адреналином. Шикарно смотрелась труппа МХТ — разные поколения красивых мужчин и женщин. Видно — артисты. Обидно было одно, что поскольку юбилей снимал Первый канал, то живому звуку, дыханию не было места (исключением были Пушкинский, да «Табакерка»). Но телевидение ни живой звук, ни живую жизнь не любит — только отлакированную.
Последний кадр — на деревенской телеге студенты выкатывают трех богатырей, трех ректоров — Табакова, Смелянского и Золотовицкого. Речь у них общая, краткая, с попыткой все нужные слова срифмовать с фамилией Немировича-Данченко, от которого есть и пошла Школа-студия. Теперь она разменяла восьмой десяток. «Не верю!» — сказал бы, глядя на ее энергичный драйв, его вечный соратник и оппонент Станиславский.