активная деятельная жизнь это
Активная жизнь
Стремление к активной деятельной жизни, как и другие ценности, оказывают большое влияние на характер человека, личностную направленность (интересы и склонности) и даже на способности. Людей, для которых активная жизнь это приоритетная ценность, отличает:
— интерес ко всему новому,
— жажда приключений, «адреналина»,
— неусидчивость, неспособность длительное время заниматься одной деятельностью,
— склонность к физической активности,
— избегание исключительно интеллектуальной деятельности,
Стремление к активному образу жизни хорошо уравновешивает присущий всем инстинкт лени (экономии сил) и позволяет человеку «выбиться» из повседневной рутины. Но гипертрофированная приверженность этой ценности может привести к весьма неприятным последствиям: крайняя неусидчивость, нежелание подолгу работать на одном месте, проблемы в семейной жизни и т.д.
Отрицание активной жизни как терминальной ценности приводит к тому, что человек слишком погрязает в «серой рутине», становится неспособен на смелые поступки, плохо ориентируется в жизни и т.д.
Бурный интерес к активной жизни просыпается у многих в подростковом и юношеском возрастах. Многие начинают заниматься спортом, кто-то увлекается экстремальными увлечениями. Многие же попадают в группировки асоциального и делинквентного характера.
Диагностировать эту терминальную ценность можно с помощью методики Рокича. Повлиять на ценностную сферу можно с помощью специальных бесед.
НЕ всегда то, чего вы хотите — действительно вам НУЖНО
Порой нам бывает очень трудно понять, чего же мы хотим на самом деле? Чего больше, а чего меньше?
Чем можем пожертвовать, а от чего не откажемся ни при каких условиях? Следующее упражнение поможет Вам найти ответы на эти вопросы.
Упражнение для переоценки ценностей
Ниже Вашему вниманию будет представлен список различных ценностей. Вы можете воспользоваться ценностями только данного списка, а можете добавить свои:
Выделите 5 Ваших самых главных ценностей. Распределите их в порядке убывания значимости, подписав самую важную цифрой 1, наименее важную – цифрой 5.
Далее вычеркните самую последнюю, пятую ценность. Прочувствуйте, каково Вам без нее, какие эмоции вызывает ее отсутствие? Представьте свою жизнь без этой ценности и подумайте, насколько Ваше счастье зависит от нее. Вычеркивайте следующую ценность и снова проживайте жизнь, в которой остались только 3 из Ваших главных ценностей.
Дойдя до последней ценности, вычеркните ее и представьте себя без того, за что Вы могли бы «уцепиться» в этой жизни, без того, что для Вас так важно. Как Вы себя чувствуете? Мысли и ощущения, которые приходят Вам в голову, лучше записать – это могут быть неожиданные идеи и просветление сознания.
Вы расстроились, что остались без всего главного для Вас? Тогда сейчас произойдет чудо – все ценности вернутся к Вам! Теперь Вы можете поменять их местами, какие-то из списка убрать, а какие-то добавить.
Скорее всего, после данного упражнения у Вас произошла переоценка ценностей. И перед Вами уже лежит другой список – именно Ваших ценностей, а не продиктованных обществом. Посмотрите на него – это и есть Ваши самые искренние, настоящие и нужные Вам желания! опубликовано econet.ru
Автор Ольга Федотова
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.
Бланк для ответов к тесту ЦО М. Рокича
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Перечень А
Терминальные ценности
Место в жизни
благодаря жизненному опыту)
общей культуры, интеллектуальное развитие)
Перечень Б
Инструментальные ценности
Место в жизни
Дополнительные вопросы после основной серии теста:
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.
Обработка результатов
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
Конкретные ценности
Место в жизни
Абстрактные ценности
Место в жизни
Профессиональная самореализация
Место в жизни
Личная жизнь
Место в жизни
Среди инструментальных ценностей выделяются:
Этические ценности
Место в жизни
Ценности общения
Место в жизни
Ценности дела
Место в жизни
Индивидуалистические ценности
Место в жизни
Конформистские ценности
Место в жизни
Альтруистические ценности
Место в жизни
Ценности самоутверждения
Место в жизни
Ценности принятия
других людей
Место в жизни
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.
Активная деятельная жизнь это
К методике прилагается инструкция:
«Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:
1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;
12. Творчество (возможность творческой деятельности).
Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).
Далее смотри бланк:
На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.
Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.
Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 – интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа.
Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!
Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.
В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.
Пример: Пара 2 3. Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас, чем наличие хорошего здоровья.»
МАТРИЦА №1
Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.
МАТРИЦА № 2
Теперь сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.
После заполнения матриц подсчитываются баллы, набранные каждым понятием в матрице 1 (сколько раз понятие было выбрано в паре как более значимое), и баллы, набранные каждым понятием в матрице 2 (сколько раз это понятие было выбрано как более доступное).
Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней между показателями «Ценность» и «Доступность» по какому-либо понятию (разница в 4 балла и выше) в случае, когда его ценность больше доступности.
Значительный (разница в 4 балла и выше) разрыв между показателями «Ценность» и «Доступность», когда доступность какого-то понятия больше его ценности, будет указывать на наличие «внутреннего вакуума», «ощущения внутреннего балласта», «избыточности присутствия».
Индекс расхождения «Ц – Д» (R) – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.
При количестве понятий, равном 12, границы индекса расхождения ценности и доступности будут находиться в пределах от 0 до 72. Максимальное расхождение можно описать так: «Того, что для меня ценно, у меня нет, а то, что есть, мне не нужно».
Фанталовой были выделены нормы расхождения индексов для указанных понятий (у мужчин и женщин они отличаются).
В целом суммарный показатель «Ценность-Доступность» ( R ) будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.
Более подробно о методике Фанталовой можно почитать здесь.
Выделенные сферы, ценность и доступность которых сопоставляется, можно изменять (при этом изменятся и числовые параметры при оценке результатов).
Как я использовала эту методику для определения «проблемных областей»?
Я определила сферы, в которых разрыв между ценностью и доступность наиболее велик. Сферы, доступность которых намного ниже, чем их ценность, нужно «проработать»: именно они, возможно, являются наиболее запущенными. Сферы, доступность которых намного выше, чем ценность, возможно, стоит «расхламить»: эти сферы занимают в жизни намного больше места, чем хотелось бы.
UPD: подумала, что со сферами, доступность которых выше их ценности, не так всё просто. Может быть, эти сферы нуждаются в «расхламлении», но может быть и ситуация, когда сферы просто недооценены, т.е. не нужно уменьшать место, занимаемое этими сферами в жизни, нужно просто больше ценить то, что имеешь.
Еще один момент: если для какой-то сферы ценность намного выше, чем доступность, возможно, в некоторых случаях нужно не увеличивать доступность, а снижать ценность, т.е. «расхламлять свои потребности».
Кроме того, возможна ситуация, когда в какой-то области возникает «избыток» или «недостаток» просто за счет остальных сфер: если какая-то сфера занимает в списке ценностей или в списке доступного слишком высокое/низкое место, остальные понятия автоматически сместятся вниз/вверх. Истолкование одних и тех же результатов у разных людей, думаю, может быть разным, и ответ на вопрос, что делать с избытком/недостатком, тоже определяется для каждой конкретной ситуации (он не универсален); но, во всяком случае, методика показывает, на что надо обратить внимание.
Спасибо, очень интересно!
И про то, что не хватает, и про то, что в избытке, подозревала, но вот чтобы точно сказать, получилось только сейчас. Зато понятно куда двигаться дальше 🙂
Смутило только, что у меня R=0:
низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере
Вот думаю, чего теперь с этим делать.
А вообще, мне кажется, еще многое зависит от того, кто что считает красивым (и в природе, и в искусстве). Так что описание того, что к этому понятию относится, у разных людей может несколько отличаться.
Если эти сферы действительно нуждаются в расхламлении, то, например, может быть вот такое:
Активная жизненная позиция
Мы часто слышим выражение — «Требуется активная жизненная позиция» или «У меня активная жизненная позиция». А что под этим понимается? Что ощущает и как себя ведёт человек с такой позицией, и какие есть подводные камни? Давайте рассмотрим подробнее.
Активная жизненная позиция проявляется в двух аспектах:
Второе, ваше проявление во внешнем мире — это следствии вашего самоотношения, то, как вы себя ощущаете, ваше вИдение себя.
Надо сказать, что активная жизненная позиция — характеристика относительна. То есть мы говорим о тех внутренних и внешних отличиях, которые отличаются от поведения и внутреннего состояния большинства. И противопоставляются ему.
Например, когда все предпочитают молчать, а вы — нет, и вы высказываетесь в общей тишине, ваш голос может прозвучать громко или тихо, но всё же прозвучать.
Давайте проведём мини-тест. Вспомните 15 человек, с которыми вы общаетесь чаще всего. Не важно, насколько они любимые или не любимые: коллега, свекровь, любимый друг или подруга, соседка по трамваю. Ориентируемся при выборе на время, которое вы с ними общаетесь, проводите рядом.
Теперь вспомните, что вы чаще, чем они, что-то берёте и делаете: едете куда-то, общаетесь, осваиваете новое и т.д. Или, наоборот, вы отстаёте: все уже давно повыходили замуж, сделали ремонт, записались на курсы гонки на мотоциклах… Подсчитайте количество пунктов, по которым вы впереди и позади. И вычтите второе из первого.
Если количество баллов:
Первый аспект, который виден всем и сразу, когда речь идёт об активной жизненной позиции — это поведение. Когда есть два варианта делать или не делать — такой человек, скорее, делает. Второй аспект, который бросается в глаза — инициативность. Есть идея — выдвигает, продвигает, добивается результата. Инициативность в более «продвинутом» проявлении и в сочетании с другими качествами может проявляться как организаторские и лидерские качества.
Ещё одно, сразу заметное — личность с активной жизненной позицией более публичная, чем другие. Человек действует, а не прячется за спинами других. И, как правило, придерживается и сам проповедует такое поведение. Давай, делай, говорит он себе и другим.
Проявление активной жизненной позиции
Проявление активной жизненной позиции во внутреннем состоянии — сумма движений наших мыслей, настроев, мотивации, силы духа. И из неё мы получаем импульс для движения вперёд. Мы можем двигаться по течению, куда бы оно не текло, или грести в ту сторону, куда нам надо. Весло у нас всегда под рукой.
Пассивная жизненная позиция отвечает природному закону сохранения сил и экономии энергии. Она целесообразна в ряде случаев в простейшей природе, но используемая во вред развитию скорее создаёт множественные риски. В социальных джунглях мы получаем слабых духом, больных из-за отсутствия стремления иметь здоровый стиль жизни и игнорирующих реальность людей. И их процент — очень велик.
Первый признак болезни пассивной жизненной позиции, когда человек часто говорит: «Мне сложно что-то начать. Мне иногда так сложно решиться сделать шаг. Я подолгу не могу себя заставить позвонить, сделать, начать новую жизнь». Уже прошло 10000 понедельников и как минимум 10 Новых годов. А новую жизнь начать всё не получается. Вставать в 6:30 утра, радостно выходить на пробежку, быть бодрым и свежим, полным сил и задора, и твёрдо вести себя в прекрасное светлое завтра и особенно очаровательное сегодня. Это что-то вроде прокрастинации, но, пожалуй, не так масштабно. Продайте уже, наконец, мне эту волшебную таблетку, которая заставит меня действовать и день за днём менять свою жизнь к лучшему! А лучше измените мою жизнь за меня. И только человек с активной жизненной позицией в конце всё же добавит: «Ладно, пожалуй, не нужно. Минутная слабость. Я сам».
Второй признак болезни, когда человек говорит, что хорошо быть «богатыми здоровым, чем бедным и больным», но при этом у него нет действий, направленных на первую часть. Он стоит перед витриной, смотрит на кусочек тортика и проходит мимо этой витрины день за днём, десятилетием за десятилетием, и в его жизни всё медленно по естественным законам природы движется вниз и в ухудшение.
Движение вниз и в ухудшение — нормальное естественное состояние. При единственном условие — человек пассивен. Если не заниматься здоровьем — мышцы атрофируются. Таков закон природы. Если не учиться каждый день — мозг атрофируется. Таков закон природы. Если не убираться дома — вонять будет точно. Таков закон природы. А если в душе не убираться? Будет запах ещё хуже. Это как закон физики, который мы все изучали в школе, и он нам не на руку.
Самомотивация
Самомотивация — ещё одна грань активной жизненной позиции. Очень важно понять, получается ли у вас почувствовать драйв от изменений. Как известно, у нас с вами есть два мозга: это тот, о котором вы подумали в первую очередь, и нейроны, которые находятся в животе. И там, и там вырабатываются сильные гормоны и нейромедиаторы, в том числе гормоны, регулирующие эмоции и дающие нам энергию. Но не у всех они настроены. Иногда это обусловлено генетикой, иногда тяжёлым детством и скользким подоконником, иногда просто привычкой, которая становится второй шкурой и обретает такую инерцию, что для того, чтобы преодолеть её, нужны дополнительные вливания энергии в виде сверх мотивации.
Энергия для действия рождается из мотивации. И чем сильнее мотивация, тем больше вероятности, что действие будет совершено. Это, конечно, так. Но, положа руку на сердце, ведь абсолютно все хотят жить лучше. Вы видели хоть одного человека, который хотел бы жить хуже. Отчего же желание жить лучше не переходит в активное действие? Давайте сейчас обратим внимание на страх и вторичные выгоды от него. Что это такое? Это желание эго сохранить существующий статус-кво. Рассмотрим не то, что мешает, а то, что помогает. Что хорошего в мотивации? Мотивация даёт энергию. Но в некоторых случаях этой энергии явно недостаточно. Например, можно годами хотеть изучить английский, но так и не приступить ни к каким действиям. Где же взять энергии ещё, не прибегая к пыткам в виде посещения мотивационных тренингов?
Энергия для Действий, или Сила Духа
Человек — довольно сложно устроена структура. Пожалуй, каждый сходу может назвать два компонента: это тело и сознание. Немного подумав, можно включить сюда третий — это энергия. Что, если я скажу вам о том, что существует ещё кое-что? Это душа и Дух. Вполне себе реальные составляющие. С которыми точно также можно работать, как и с сознанием. Душа отвечает за чувства (и не только), дух за движение по жизни. То есть дух отвечает за творение вашей жизни, душа отвечает за то, как именно вы её творите. Потому что понятно — одних и тех же целей можно добиваться по-разному. Можно получить новую должность, пройдя по головам сослуживцев, а можно это сделать экологично. И в том, и в другом случае достигнутая цель будет одна и та же, методы — разные.
Дух, как структура, отвечает за делание, за достижения целей, то есть за творение своей жизни. В русском языке есть много устойчивых ассоциаций, связанных с силой духа. Попробуйте представить сильного духом человека. Вполне вероятно, что у вас возникнет некий образ человека сильного по характеру, деятельного, активного. То есть образ, кардинально отличающиеся от образа слабого духом человека. Это ещё раз говорит нам о том, что в сознании и социума эти понятия закреплены и всем очевидны и понятны.
Действия, поведение, невербальные сигналы зависят от ресурсов и внутренней энергии. Общеизвестным источником получения энергии является еда, хороший отдых и сон. Но это ещё не всё. Два человека, выспавшись и наевшись на десять лет вперёд, могут иметь диаметрально разные позиции по активности. Будем считать, что существует ещё один источник энергии, он подобен атомному реактору, находится непосредственно в человеке и способен сподвигать его на активные действия. Назовём это силой духа. Мощь нашей энергетики, которую чувствуют окружающие и которая влияет на ход социальных событий, напрямую зависит от того, в каком состоянии находится наш Дух. Если он горит жизнью, развитием, желанием достигать — то такой человек, скорее всего, будет ярко социально проявлен и успешен. Наличие силы духа, этой энергии не говорит о том, что всё ему будет даваться легко. Но у такого человека будет достаточный ресурс для преодоления трудностей.
Тренировка активной жизненной позиции
Активная жизненная позиция — это как раз и есть хорошее несогласие с тем, что есть на данный момент или желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, готовность менять её и действия на перемены.
Можно ли приобрести её, или она задана изначально? Конечно, можно.
Есть три простых правила на каждый день:
Есть ли подводные камни у человека с активной жизненной позицией? Да, конечно.
Иногда такая характеристика себя говорит о том, что у человека есть пробелы в всестороннем развитии, какие-то дыры, которые заполняются движением к новому, постоянным деланием, но в одной сфере или постоянным праздником.
Это может быть форма защитной реакции, когда на душе что-то не в порядке. Убери её, и придёт уныние и депрессия. Гармоничный человек чувствует себя спокойно, и когда что-то происходит, и он что-то меняет, и когда в жизни «плато» — тишь да гладь. То есть у него нет зияющих брешей в его развитии как личности. Например, если вы можете сказать про себя: «У меня есть одно из: я некомфортно чувствую себя в отпуске, когда мне нечем заняться».
Как исправить? Просто позволить себе ничего не делать. Лениться. Дать возможность миру пожить своей жизнью. Поверьте, без вас он точно не рухнет. В конце концов, в отпуске масса других прекрасных занятий, никак не связанных с работой.
Или: «Мне не комфортно в одиночестве, я болезненно его воспринимаю». Вот тут нужно внимательно себя проанализировать и выписать все — «Почему мне рядом нужен кто-то?». В зависимости от ответов можно понять, чего именно вы ждёте от присутствия другого. Может быть, поддержки, заботы, восхищения? Тогда необходимо признать тот факт, что вы зависимы, и у вас нет той степени личной свободы, которая отличает взрослого человека от инфантильного человека. Это признаки нехватки ресурсов и мощности личности.