актриса аня тейлор джой ход королевы
Модель, ведьма, королева: кто такая Аня Тейлор-Джой
«Мне абсолютно наплевать, где камера, как она меня снимает, выгляжу ли я толстой, повернута ли я рабочей или нерабочей стороной», — Аня Тейлор-Джой сходу припечатывает журналиста в одном из недавних интервью. Более того, девушка, чьи марсианские глаза и образцовые скулы созданы для крупных планов, не любит смотреться в зеркало: «Мне это неинтересно», — объясняет актриса. Зато очень интересно индустрии: не только кино, но и фэшн.
В 16 лет младшая дочь гонщика моторной лодки и хиппи, эмигрировавших из Аргентины в Лондон, прогуливалась с собакой мимо Harrods, когда заметила, что вдоль тротуара за ней медленно едет черный автомобиль. Юная Тейлор-Джой, естественно, испугалась, схватила собаку и побежала. «О черт, все, мне конец!» — вспоминала актриса. Но это было начало: в машине ехала Сара Дукас — основательница модельного агентства Storm Models Management. Она успела крикнуть вслед перепуганному подростку: «Если остановишься, никогда об этом не пожалеешь!»
L’Officiel Italia, Febraury 2020
Так и случилось: волоокая Аня — точное попадание в востребованный модельный типаж 2010-х — хоть и чувствовала себя неловко на первой примерке, имела все шансы захватить мировые подиумы и глянцевые обложки. Но в 2014-м, на съемке для журнала Love, познакомилась с актером Алленом Личем (Томом Бренсоном из «Аббатства Даунтон»), а тот представил девушку своему агенту. Недолго думая, Аня попрощалась с большой модой (конечно, неокончательно: Harper’s Bazaar, L’Officiel, Dazed и так с удовольствием снимают Тейлор-Джой в новом статусе, а на красные дорожки актрису собирают Микаэла Эрлангер, стилист Мерил Стрип, и Иллария Урбинати, главный мужской стилист всея Голливуда) и впорхнула на съемочную площадку.
Точнее, вбежала, споткнувшись о пробы на роль юной Малефисенты: «Я все глаза выплакала, когда узнала, что роль досталась не мне», — признается актриса (роль получила Индиа Айсли). Следом были не менее сложные (накануне Аня пережила первое в жизни расставание с парнем, и на площадке ее настигла паническая атака), но судьбоносные пробы в режиссерский дебют Роберта Эггерса «Ведьма». В итоге Тейлор-Джой в роли осатанелой девочки Томазин из пуританской семьи покорила «Санденс» и на три года застолбила за собой звание «королевы крика», сыграв затем единственную выжившую жертву маньяка в «Сплите» и «Стекле» М. Найта Шьямалана и хладнокровного подростка в триллере «Чистокровные». К слову, это был последний фильм, в котором снялся Антон Ельчин — Аня говорит о партнере по площадке и друге с большой теплотой.
С теплотой же Аня всегда говорит о своих героинях: «Женщины, которых мне выпадает честь играть, как и те, о которых я читаю, — всегда сложные, загадочные, не от мира сего. Я защищаю их, срастаюсь с ними, перенимая некоторые черты характера. Взять хотя бы мою социопатичную Лили из «Чистокровных»: съемочная группа в один голос называла ее стервой, а я отвечала, мол, не смейте так говорить о моей героине! Только после окончания съемок в интервью я назвала Лили мерзкой и токсичной, о чем сожалею — ощущение, будто предала подругу».
А еще Аня всегда забирает с площадки вещи своих героинь (например, ленточку Томазин и украшения Кейси из «Сплита»): «Мои персонажи — беспокойные духи, доверившие мне рассказать их истории. Поэтому я никогда не должна их забывать».
Череду токсичных, опасных героинь и попросту ведьм прервали фильм «Эмма» по Джейн Остин, где Аня сыграла хитрую аристократку-сводницу, и блокбастер «Новые мутанты», для роли в котором бывшая ученица балетной школы освоила боевые искусства и отточила русский акцент (спасибо завсегдатаям ресторана русской кухни в Бруклине).
К слову, для актрисы это вполне рабочий метод изучения языка: английский Аня вообще выучила по поттериане (самая любимая книга — «Гарри Поттер и Орден феникса»). Забавно, что поттероманка соприкоснулась с миром чародейства и волшебства на съемочной площадке «Хода королевы»: ее соперника по шахматной доске сыграл Гарри Меллинг (Дадли Дурсль, двоюродный брат Гарри Поттера).
И без того мастерски дающая интервью актриса говорит о своей Бетт с особым упоением. Отчасти потому, что та ей далась нелегко, пришлось лавировать между тремя проектами и образами: «Я снималась в «Эмме», спала, прибегала на площадку «Прошлой ночью в Сохо» (хоррор Эдгара Райта, запланированный на 2021 год. — «РБК Стиль»), спала и ехала играть Бет».
Внутри образа тоже пришлось «побегать»: «Обычно я не особо готовлюсь к роли, работаю интуитивно. Но Бетт заставила меня попотеть, потому что, когда ты играешь героиню в развитии с 15 лет до 21 года, ты должна четко представлять, что с ней происходит. Была ли у нее первая любовь? Как это повлияло на ее взаимодействие с мужчинами? Какие у нее отношения с матерью?» — объясняет Аня. Так, за первый съемочный день, в который снимали части третьего, пятого и второго эпизодов, Тейлор-Джой перевоплотилась в Хармон пятнадцати, девятнадцати лет и двадцати одного года. «Это потребовало чуть большей концентрации на персонаже, чем обычно».
Актриса благодарна своей Бетт за то, что та как бы намекнула: хорошо бы успокоиться и позаботиться о себе — Хармон зависима от алкоголя и транквилизаторов. Аня как заядлый чтец проштудировала много литературы на эту тему: «Я прочла книгу о связи гендера с формированием алкогольной зависимости. И что меня поражает: возьмем, например, французских писателей 1920-х — все сплошь алкоголики. Гениальные, но алкоголики. Все закрывают на это глаза, потому что писатели — мужчины. А о женщинах-алкоголиках вообще не принято говорить: мол, это уже совсем не привлекательно. Они что, не могут быть такими же гениальными? Я рада, что зависимость Бетт показывает, что это проблема всех гендеров, всех людей. Если ты парень и ты зависим, это не делает тебя сексуальным. Ты просто зависим, у тебя проблемы».
Вообще, Бетт, по мнению актрисы, разбивает многие стигмы и предрассудки. «Женщины в обществе все еще не наравне с мужчинами, что немыслимо. А в 60-х, когда происходит действие сериала, они не были равны и подавно. Классно, что Бетт этого не понимает. Она настолько уверена в собственном даре, что не понимает, почему кто-то может его умалять только потому, что она девочка. Вообще, главная мысль сериала для меня — принадлежность к тому или иному полу не может ограничивать человека в действиях и достижениях. Там еще есть запоминающийся момент, — продолжает упоительно вспоминать Тейлор-Джой. — Один мальчик из шахматного клуба говорит Бетт: «Я стану чемпионом мира в шестнадцать лет!» И она, впервые обращаясь к нему, спрашивает: «А дальше что будешь делать? После того, как ты достигнешь цели, будет еще целая жизнь». Это так точно. Мы часто стремимся к какой-то вымышленной вершине с уверенностью, что, когда мы ее достигнем, все наконец-то станет хорошо. Но жизнь просто продолжится».
Аня подтверждает эту мысль на собственном примере: не успев выдохнуть после «Хода королевы», она воссоединилась с Робертом Эггерсом на съемках фильма «Северянин» и от счастья пребывает на седьмом небе. «Я дружу с Робертом дольше, чем работаю, — сказала Тейлор-Джой. — Мы оба сильно выросли по отдельности и встретились снова, чтобы развиваться вместе. Думаю, мы представим миру то, чего он еще не видел». Ну что, Голливуд, твой ход.
Аня Тейлор-Джой — звезда сериала «Ход королевы» и наших сердец: что мы о ней знаем
Хроника
Осенью 2020-го неожиданно много стали говорить и писать о шахматах. Не нужно быть гением, чтобы понять, с чем это связано: в более чем 60 странах мира рейтинг популярности проектов Netflix возглавил мини-сериал «Ход королевы» (The Queen’s Gambit), посвященный именно этой игре.
Об эффекте, произведенном проектом, можно судить уже только по тому факту, что впервые за последние девять лет пользователи так активно вводят в поисковые системы запрос «как играть в шахматы». На eBay спрос на шахматы возрос на целых 250 процентов, ну а количество новых игроков на сайте Chess.com увеличилось в пять раз!
На днях выяснилось, что «Ход королевы» обрел статус самого успешного мини-сериала в истории Netflix. Все это заставило нас приглядеться с особым интересом к исполнительнице главной роли — ведь проект стал таким глобальным событием в том числе благодаря харизме Ани Тейлор-Джой и ее незаурядной внешности. Мы узнали все самое важное о 24-летней актрисе и ее карьере.
Аргентина, Лондон и Голливуд
Аня родилась в Майами, в многодетной семье, где была младшей из шестерых детей. Вероятно, необычные черты лица актрисы — результат затейливого переплетения в ней разных национальностей: мама девушки имеет британские и испанские корни, отец — шотландские и аргентинские. Кстати, в Аргентине семья жила, пока Аня была совсем маленькой. А когда ей исполнилось шесть, они перебрались в Лондон — там будущей звезде так не нравилось, что она бунтовала и отказывалась заниматься английским, с которым у нее были проблемы (в семье все общались по-испански).
Аргентина полна зелени, у нас были лошади, разные животные. И вдруг ты оказываешься в большом городе, не знаешь языка. Мне все казалось совсем чужим,
Аня Тейлор-Джой в детстве
Общаться по-английски Аня начала лишь через пару лет после переезда: в этом помогли книги про Гарри Поттера, которые ей читал в оригинале ее дядя. Как говорит актриса, она навсегда запомнила чувство одиночества, которое тогда так остро испытала. И, скорее всего, дело не только в языковом барьере. В интервью для Independent Тейлор-Джой признается:
Я никогда не вписывалась в компанию сверстников, меня всегда окружали взрослые. А от ровесников будто отделяло стекло. Свое место я нашла только в кино. В этой среде мне весело и хорошо.
В подростковом возрасте Аня с семьей жила между Америкой и Англией. Однажды, когда девушке было 16, на выходе из лондонского Harrods ее заметил скаут модельного агентства. Рост у нее, прямо скажем, не самый модельный: 169 сантиметров. Но это не смутило скаута Сару Дукас, известную тем, что она открыла Кейт Мосс — тоже не выдающегося роста девушку.
Уже на следующий день Аня подписала контракт со знаменитым агентством Storm. Ну а там было недалеко и до первых кастингов в кинопроекты: у 16-летней Тейлор-Джой скоро появился агент, благодаря которому начались походы на прослушивания.
Нельзя сказать, что мир кино тут же принял ее с распростертыми объятиями. Актриса вспоминает, как переживала по поводу не доставшихся ей ролей. К примеру, когда ее не утвердили в диснеевский проект «Малефисента» на роль героини Анджелины Джоли в юности:
Это был первый опыт неудачного прослушивания. Я очень долго плакала.
«Королева ужастика» и выход за рамки
Громкий дебют случился в 18-летнем возрасте: Аня сыграла главную роль в мистическом хорроре Роберта Эггерса «Ведьма». В проект ее выбрали из множества претенденток: продюсеры рассмотрели более тысячи видеозаявок от разных актрис. На тот момент в актерском багаже Ани была лишь пара малозначительных эпизодов и сцена в комедийном ужастике «Академия вампиров» — да и ту вырезали при итоговом монтаже.
«Ведьма» имела большой успех — и у критиков, и у зрителей, что весьма позитивно сказалось на дальнейшей карьере Ани. Многие рецензии хвалили ее за убедительную игру, подтверждением чего стали номинации на различные кинопремии. В 2016—2017 годах лента значилась в списках номинантов всевозможных кинонаград, на некоторых церемониях одержала победу: так, ее отметили премией Лондонского кинофестиваля, Роберт Эггерс на фестивале Sundance был признан лучшим режиссером, а сама Тейлор-Джой стала «Актерским прорывом года» по версии Gotham Awards. Аня шутит, что после премьеры фильма «уехала на «Сандэнс» и больше домой не вернулась»:
Я была всего лишь 18-летней девчонкой, никогда раньше не снимавшейся в кино. Просто когда играешь в небольшом, малобюджетном хоррор-проекте, никак не ожидаешь огней софитов. Нас с Робертом (Эггерсом. — Прим. ред.) будто бы катапультировали в мир, в котором мы даже не мечтали оказаться.
Как выяснилось, для всей команды фильма такой успех и похвалы критиков оказались приятной неожиданностью. Аня говорит:
Мы даже не были уверены, что кто-то вообще будет смотреть этот фильм. И вдруг, буквально в один момент, он выстрелил.
Выстрелил так, что пресса стала называть актрису самой многообещающей дебютанткой киносезона. А режиссеры начали предлагать роли — причем, раз уж прорыв случился в жанре хоррора, то и в проекты ее звали соответствующие. К Ане тут же привязалось звание новой «скрим-квин» («королевы крика»), ведь за «Ведьмой» последовали триллеры М. Найта Шьямалана «Сплит» и «Стекло», а также мрачный сай-фай-проект «Морган», спродюсированный Ридли Скоттом и снятый его сыном Люком. В тот период актрису номинировали на премию «Восходящая звезда» BAFTA, также ей вручили специальную награду от Chopard на Каннском фестивале 2017 года.
Аня Тейлор-Джой и Джеймс Макэвой. Кадр из фильма «Сплит»
Самой Ане хотелось поскорее выйти за границы ужастика, в интервью она говорила:
Интересно, как сильно людям хочется заключить тебя в какие-то рамки. Я очень благодарна режиссерам, которые видят дальше этого образа.
Ей все же повезло не остаться «актрисой одной роли»: после череды триллеров Ане поддалась и классика (роль Эммы Вудхаус в свежей адаптации «Эммы» 2020 года), и супергеройская тема от Marvel («Новые мутанты»). В очередном марвеловском кинокомиксе Тейлор-Джой сыграла героиню по имени Ульяна Распутина, обладающую способностью к телепортации. Свои собственные сверхспособности Аня развивала на съемках: по словам актрисы, это был совершенно новый для нее опыт.
Я с детства занималась балетом, но вот навыков боевых единоборств у меня нет, пришлось все это осваивать, ведь нужно было выполнять многие трюки самостоятельно. Оглянуться не успеешь, как уже висишь над землей на тросах с огромным мечом в руках и думаешь, что все это должно смотреться убедительно.
Мэйси Уильямс, Генри Зага, Блю Хант, Чарли Хитон и Аня Тейлор-Джой
Что касается «Эммы» по роману Джейн Остен, то, как признается Аня, в роль она вжилась не сразу:
Если честно, у меня случилась паническая атака, когда я подумала: «Я первая уродливая Эмма в истории, не стоило этого делать». По иронии первая строчка в фильме: «Я красива, умна и богата».
Да-да, знаменитость не скрывает своих комплексов. В интервью The Sun она называет свою внешность «слишком странной», признается, что никогда не считала себя красавицей и даже думает, «что недостаточно красива, чтобы сниматься в кино».
Но для режиссеров, судя по всему, нешаблонная красота Ани — только плюс. Актриса довольна тем, что ей удается примерять разноплановые образы на экране:
Если я так и буду продолжать играть очень разных героинь, надеюсь, люди поймут, что мы актеры, и быть «хамелеонами» — наша работа.
А вот сценарии, где ей предлагают роль «просто чьей-то подружки», Аня, по ее словам, чаще всего отсылает обратно отправителю.
В сериале «Ход королевы» режиссера Скотта Фрэнка Аня сыграла шахматного вундеркинда Бет Хармон. Девочка, выросшая в приюте, обучилась игре благодаря дружбе со сторожем и достигла на этом традиционно мужском поприще невероятных успехов. Гениальность, нелегкое детство без родителей, душевные переживания и внутренние демоны — все это уживается в героине, так что «Ход королевы» дал Ане возможность раскрыть еще более тонкие грани своего таланта.
Аня Тейлор-Джой. Кадры из сериала «Ход королевы»
Тейлор-Джой признается, что редко тщательно готовится к той или иной роли, предпочитая действовать инстинктивно. Но в случае с «Ходом королевы» подготовка была необходима. А конкретно — Аня досконально изучила темы как шахмат, так и пагубных зависимостей. Она читала книги, а для реалистичного изображения шахматных партий брала уроки у профессионалов. До съемок играть в шахматы актриса не умела.
Помогли, как ни странно, и многолетние занятия балетом: то, как Бет передвигает фигуры на доске, Тейлор-Джой сравнивает с хореографией — «те же танцы, только пальцами». Актриса поясняет:
Мне хотелось, чтобы у моей героини была своя собственная неповторимая манера двигать фигуры: она делает это быстро, четко, при этом женственно.
Кстати, профессиональный шахматист, выступавший в качестве консультанта на съемках, сказал Ане, что «никогда не видел, чтобы так переставляли фигуры, но смотрится классно».
Но, разумеется, сериал не только о шахматах. Самой актрисе нравится, как легко ее героиня рушит все стереотипы, которые и сейчас сильны, что уж говорить о 60-х, в которые происходит действие:
Меня восхищает в Бет то, что, являясь женщиной 60-х, она не живет по какому-то своду правил в духе «что можно, а что нельзя девушке». Сама решает, о чем ей мечтать и как продвигаться к своей мечте. Мне кажется, это прекрасно.
По словам Тейлор-Джой, она моментально приняла предложение сняться в роли Бет Хармон и буквально «бежала на встречу с режиссером»:
Она выросла в таком окружении, где каждый или оставлял ее, или пытался как-то задеть. Она не доверяет людям и отчаянно ищет свое место в жизни. В детстве я испытывала нечто похожее, поэтому и стала так одержима этой героиней,
После взлета «Хода королевы» на вершины сериальных рейтингов пресса нисколько не сомневается в том, что Аня станет кинозвездой первой величины.
Понятно, что «Ход королевы» — это только начало ее пути к звездному статусу. Будущее у молодой актрисы, несомненно, очень впечатляющее,
— пишет портал ScreenRant.
На следующий год запланирована премьера психологического триллера «Прошлой ночью в Сохо», где у Ани главная роль, также сейчас снимается приключенческая лента «Северянин» — там Тейлор-Джой возглавила звездный каст с участием Николь Кидман, Александра Скарсгарда, Уиллема Дефо, Итана Хоука и Бьорк. Этот фильм снимает тот самый Роберт Эггерс, чей дебютный проект «Ведьма» так много дал Ане в плане карьеры.
А совсем недавно было объявлено, что Тейлор-Джой примет участие в приквеле «Безумного Макса»— сыграет героиню Шарлиз Терон Фуриосу в юности. Вместе с Аней в экшене появится Крис Хемсворт.
Еще несколько интересных фактов об Ане Тейлор-Джой
— По информации прессы, она встречается с фотографом Беном Сидом, но в соцсетях снимков с бойфрендом не найти: в инстаграме Тейлор-Джой предпочитает размещать кадры своих фотосессий и промоматериалы к фильмам. О личной жизни не говорит.
— Раньше встречалась (и, по слухам, была помолвлена) с ирландским актером Оуэном Мэкеном, известным по фильмам «Мерлин», «Ночная смена» и «Тюдоры».
— Рассказывает, что начала мечтать о карьере актрисы, глядя в юности на Кирстен Данст и Сиршу Ронан. Еще одним своим идолом называет Тильду Суинтон.
— Мечтает сыграть в мюзикле: Аня стесняется петь на публике, но хотела бы побороть в себе этот страх.
— В 2016 году снялась в клипе GTA и Sam Bruno на песню Red Lips в ремиксе Skrillex.
— Часто меняет цвет волос: была и блондинкой, и брюнеткой, и рыжей.
Аня Тейлор-Джой: что нужно знать о звезде сериала «Ход королевы»
Детство
Аня Джозефин Мэри Тейлор-Джой родилась в Майами в 1996 году, но с США ее больше роднит нынешняя карьера в Голливуде, нежели детские воспоминания. Почти сразу родители (мать была психологом, отец работал в банке) вместе с дочерью переехали в Буэнос-Айрес, где Аня провела свои первые шесть счастливых лет. С Аргентиной был связан ее отец, у которого также были шотландские корни. Потом семья решила перебраться в Лондон. Английские корни, а плюсом к ним еще и испанские были у ее матери, которая при этом родилась в Замбии. Казалось, девочка с таким мультикультурным бэкгранудом должна была чувствовать себя в столице Великобритании максимально комфортно, но все оказалось не так просто. Аня так скучала по Буэнос-Айресу, что первые два года в Лондоне отказывалась учить английский в надежде на то, что родители сломаются и согласятся вернуться в Аргентину. В итоге упрямство девочки удалось побороть только благодаря книгам о Гарри Поттере, по которым Аня и выучила английский. До этого самовыражаться она могла с помощью не только родного испанского, но и балета. Девочка делала серьезные успехи, но прогрессу мешали постоянные переезды. В итоге Аня решила, что хочет стать актрисой. Об этом она написала целое эссе, предоставила его родителям, и они, утомленные воспитанием еще пятерых детей (Аня была старшей), решили не вставать в позу, а просто сказать: «Действуй!» После этого началась череда волшебных совпадений.
Первые успехи
В кино Аня Тейлор-Джой попала через модную индустрию. Первой девушку с необычной внешностью (в тот момент — буднично гулявшую со своей собакой) заметила Сара Дукас, основательница модельного агентства Storm Management. А у нее глаз наметан — именно Дукас зажгла звезды Кейт Мосс и Кары Делевинь. Аня могла бы встать с ними в ряд, но, работая моделью, оставалась верна своей мечте об актерской карьере. Однажды она поделилась своими амбициями с Аланом Личем, актером из «Аббатства Даунтон», вместе с которым ей как-то пришлось фотографироваться. Он попросил ее что-нибудь зачитать, Аня процитировала стихи Шеймаса Хини. После этого Лич записал ее номер телефона и сказал ждать звонка. Перезвонил не он, а его агент — с предложением заключить контракт. От такого, конечно, не отказываются.
Первые роли
Свой первый кастинг — на роль юной Малефисенты — Аня Тейлор-Джой провалила и, хотя и понимала, что на Анджелину Джоли она действительно совсем не похожа, все равно переживала. Утешаться пришлось на съемочной площадке сначала комедийного хоррора «Академия вампиров», потом приключенческого фэнтези-сериала «Атлантида». Большой успех пришел к юной актрисе в 19 лет вместе с премьерой исторического хоррора «Ведьма». Это был режиссерский дебют Роберта Эггерса, который, как и Аня, не очень понимал, что ему делать с внезапно обретенной популярностью. Аня целиком и полностью ушла в работу — контракты после роли мрачной девочки Томасин, которая то ли сама была ведьмой, то ли стала жертвой проделок нечести — посыпались один за другим. С самого начала Аня не гнушалась никакими жанрами (особенно популярна она была среди тех, кто снимает триллеры, хорроры и научную фантастику), предпочитая постоянно испытывать себя и выходить за рамки зоны комфорта. Единственное, что она без раздумий отметает до сих пор, — роли девушек главных героев.
«Морган» Люка Скотта, «Сплит» Найта Шьямалана, «Чистокровные» Кори Финли украсили фильмографию Ани еще до того, как ей исполнилось 22 года. После этого на Каннском кинофестивале ее отметили специальным призом Chopard как многообещающую молодую актрису.
После признания своих заслуг мировым киносообществом Аня Тейлор-Джой начала сниматься на одной площадке со звездами из А-листа. С Брюсом Уиллисом, Сэмюэлом Л. Джексоном и Сарой Полсон — в «Стекле», с Рупертом Грейвзом — в экранизации романа Джейн Остин «Эмма». На съемках этого фильма она обрела хобби — дизайн интерьеров. Правда, сложно понять, когда у Ани с ее насышенным графиком и отсутствием пауз в съемочном процессе вообще находится время на что-то, кроме сна.