актриса апексимова фото в молодости фото
Ирине Апексимовой – 54: Почему актриса считает, что кино прошло мимо нее
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наверное, любовь к искусству была у нее в крови. Ирина Апексимова родилась в 1966 г. в Волгограде в семье музыкантов: ее отец преподавал игру на фортепиано в училище искусств, а мать была хормейстером в театре музыкальной комедии. Вся ее семья была связана с миром музыки: Лариса Долина приходится Ирине троюродной сестрой, а ее родной брат Валерий – известный в США джазовый композитор и пианист. Родители мечтали о том, чтобы и дочь стала пианисткой и отдали ее в музыкальную школу.
Однако Ирина с юности выбрала для себя другой путь. Когда ей было 13 лет, ее родители развелись, и она с матерью переехала к родственникам в Одессу. Там она попала в специализированный класс с театральным уклоном, и с тех пор не представляла себя в другой профессии. Сразу после окончания школы она отправилась в Москву, чтобы поступить в театральный вуз. Однако из-за слабой подготовки и сильного одесского говора в Школу-студию МХАТ девушку не приняли, и она вернулась обратно. В течение года Апексимова выступала в составе кордебалета Одесского академического театра музыкальной комедии, а затем предприняла еще одну попытку поступить в столичный вуз, но и она завершилась крахом.
Возможно, кого-то другого такие неудачи заставили бы задуматься о выборе другой профессии, но у Апексимовой всегда был твердый характер и железная сила воли. Она уехала к отцу в Волгоград, где выступала в местном театре музыкальной комедии. При этом она не переживала о том, что на сцене в то время была «пятой в третьем ряду»: « Танцевать канкан в кордебалете для меня было счастьем, я отдавалась этому целиком и полностью, не зацикливаясь на тему, что пятая с краю и пр. Наверное, если бы серьезно училась в хореографическом училище, то у меня был бы иной подход, а так я существовала на сцене в свое удовольствие ». После того как ей наконец удалось избавиться от одесского говора, ее с третьей попытки приняли в Школу-студию МХАТ, да еще и в мастерскую Олега Табакова. Но и на этом Ирина не остановилась – позже она продолжила образование в школах актерского мастерства Нью-Йорка и Лондона.
То, что другим актерам казалось пределом мечтаний, для нее нередко было лишь отправной точкой. Проработав около 10 лет в МХТ им. Чехова, где она сыграла чуть ли не весь классический репертуар, Апексимова ушла оттуда и создала собственную театральную компанию, где занималась постановкой антреприз. Еще на 2-м курсе она дебютировала в кино, причем ее старт пришелся на критические для отечественного кинематографа 1990-е гг. Но даже в эпоху повальной безработицы в актерской среде она смогла найти свое место в профессии. Она могла бы дебютировать в нашумевшей «Маленькой Вере», но одновременно ее утвердили в фильм «Башня» и сообщили ей об этом чуть раньше, и слава досталась другой актрисе. Но вскоре Апексимова наверстала упущенное, сыграв главные роли в первых новых российских сериалах «Мелочи жизни» и «День рождения Буржуя», которые и принесли ей широкую популярность.
В рамках актерской профессии ей оказалось тесно, и она попробовала себя в качестве продюсера, телеведущей и театрального деятеля. На протяжении 3 лет она возглавляла Театр Романа Виктюка, в 2015 г. стала директором Театра на Таганке. Когда ее спрашивали о том, как ей хватает сил на столько разных направлений деятельности, она отвечала: « Я как тот хамелеон, меняющий цвет. Когда на сцене, то актриса, а когда создаю новый проект – продюсер. Мне скучно двигаться исключительно по одной колее, и я не могу терпеть, когда ничего не происходит. Иные горизонты всегда рождают азарт ». Апексимова признается, что всегда придерживалась принципа Наполеона: сначала ввязаться в битву, а уж потом разбираться, что к чему.
Кроме театра, кино и телевидения, еще одним ее увлечением стало пение. В 2011 г. Апексимова решила соединить свои вокальные и артистические способности, и она подготовила сольную программу «А мне Одесса – девочка!». Артистка признается: « Раньше у меня даже мыслей не было начать петь. Полагала, что не умею это делать. Я же срезалась первый раз в институте, при поступлении на факультет артистов музыкального театра, именно по причине, что не смогла спеть. Тогда это вселило в меня неуверенность, но ее разрушил лишь проект «Две звезды». Теперь я даже без специальных уроков вокала с радостью выступаю на публике со своей группой. Мы ездим по стране, даем концерты в клубах в Москве, правда, нечасто. Наш репертуар – это шуточные одесские песни, романсы Шульженко… Люди нас принимают на ура, они явно скучают по такой тематике ».
За 30 лет кинокарьеры Ирина Апексимова сыграла почти в 60 фильмах и сериалах, практически в половине из них ей достались главные роли, тем не менее сама она не считает свою актерскую судьбу счастливой. После «Дня рождения Буржуя» к ней пришла громкая популярность, но актриса стала заложницей образа Амины – женщины-вамп, холодной волевой бизнесвумен, и в дальнейшем режиссеры не видели ее в другом амплуа. Ей же были намного ближе сложные драматические роли, как в драме «Клетка», где ее героиня выросла в детдоме, а затем попала в тюрьму и психиатрическую лечебницу. В последние годы Апексимова снимается в кино очень редко, и это происходит не только потому, что все ее силы отнимает руководство Театром на Таганке.
Свою кинокарьеру Апексимова не считает удачной, что объясняет следующим образом: « Моё поколение актёров начинало профессиональную жизнь как раз в то время, когда отечественное кино стремительно разваливалось. Киностудии бездействовали, актёры и режиссёры в растерянности разбредались в разные стороны. Потом возникло нечто странное под названием, кажется, «кооперативное кино». Это такая отвратительная штука, что о ней лучше и не вспоминать. И только много лет спустя (или теперь кажется, что много) начали производиться телесериалы. Так что искусство кино, честно говоря, прошло мимо меня. Я, к сожалению, так и не получила такой роли, которая позволяла бы всерьёз погрузиться в работу. И режиссёр серьёзный мне тоже не встретился. То, что периодически предлагают, – какое-то необязательное: могу сыграть я, но может и другая артистка… В кино я в принципе ничего не сыграла. Я трезво отношусь к тому, что я делаю. Поэтому я многое хотела бы сыграть в кино. Там я собственно все время играла одну роль. Ну разве что был неплохой сериал «Клетка» – единственная моя актерская работа, а все остальное так… ». Именно из-за недостаточной реализованности в кино руководство театром Апексимова рассматривает как возможность оставаться в профессии и сделать для нее что-то значимое.
Наверное, ее настоящую знает только очень узкий круг самых близких людей. На публике она выглядит эмоционально сдержанной, закрытой, холодной и жесткой. А вот ее дочь Дарья Авратинская, которая тоже стала актрисой, утверждает, что видит ее совсем другой – мягкой, слабой, женственной и нежной, и что их дом – единственное место, где Апексимова может позволить себе быть такой, какой хочется.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ирина Апексимова
Биография
Детство и юность
Ирина Апексимова родилась 13 ноября 1966 года в Волгограде в семье музыкантов. Отец Виктор Николаевич преподавал игру на фортепиано в музыкальной школе и в консерватории. Мать Светлана Яковлевна работала хормейстером в театре музыкальной комедии, а также преподавала на дирижерско-хоровом отделении консерватории. Старший брат Валерий под фамилией Свет стал известным в США джазовым композитором и пианистом. Ирина приходится троюродной сестрой знаменитой певице Ларисе Долиной.
Когда Ире было 8 лет, родители приняли решение расстаться. Девочка с матерью переехала в Одессу, где жили их родственники. Там Апексимова сначала посещала общеобразовательную школу, а в 15 лет попала в специализированный класс с театральным уклоном, где ее педагогом была заслуженный учитель Ольга Кашнева.
Тогда несостоявшаяся студентка уехала к отцу в Волгоград, начала работать в местном театре музыкальной комедии, избавилась от одесского говора и в третий раз решила штурмовать Школу-студию МХАТ. Ирину зачислили в мастерскую Олега Табакова. По окончании вуза Апексимова не посчитала, что образование окончено. Она несколько раз ездила за границу учиться на специализированных курсах, в том числе в таких знаменитых школах актерского мастерства, как нью-йоркская Julliard School и лондонская Barbican Center.
Театр
Первым местом работы для актрисы на 10 лет стал Московский художественный театр имени Чехова. Ирина сыграла на этой сцене большое количество ярких ролей, но в 2000 году уволилась и создала собственную театральную компанию «Бал-Аст», которую позднее переименовала, назвав собственным именем. Эта компания занималась антрепризами, в которых Ирина Апексимова исполняла главные роли.
Большой удачей сама актриса считает постановку Романа Виктюка «Наш Декамерон XXI» по пьесе Эдварда Радзинского, где она сыграла расчетливую даму, которая использует мужчин в собственных целях. Спектакль, преображающийся от трагедии к фарсу, имел успех у зрителей.
В театре Апексимова добилась признания не только как актриса, но и как театральный деятель. С 2012 по 2015 годы она возглавляла Театра Романа Виктюка и приложила много усилий для поддержания его популярности. С марта 2015 года заняла должность директора Театра на Таганке.
Одно время в СМИ появились сообщения о том, что Апексимова больна раком, но эта информация оказалась ложной. Актриса продолжала заниматься организационными театральными вопросами, а также игралана сцене. Режиссерская лаборатория директора «Таганки» «Репетиции» была признана в 2016 году лучшим столичным театральным проектом.
В апреле 2017 года в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Чайка 73458» по произведению Антона Чехова, где Апексимова сыграла Аркадину, а дочь Дарья предстала в образе Нины Заречной.
Успехом у поклонников пользовалась любовная драма «Скамейка», в которой Ирина играла на пару с Гошей Куценко. Доброй традицией стал ежегодный фестиваль «Театральный марш», организатором которого выступает Апексимова.
Под открытым небом в саду «Эрмитаж» лучшие постановки представляют российские и иностранные труппы и музыкальные коллективы. В 2018-м Театр на Таганке показал мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», удостоенный трех «Золотых масок».
У Максима Диденко актриса сыграла Королеву червей в «сносящем крышу», по определению рецензентов, авангардном мюзикле «Беги, Алиса, беги», получившем «Золотую маску – 2019» за костюмы. Спектакль-антиутопию Константина Богомолова «Теллурия» с Ириной и Александром Збруевым в главной роли сейчас называют ярким примером того, что Апексимова не старается реанимировать прошлое, а выстраивает своеобразную кураторскую площадку, не замыкаясь в авторском театре Юрия Любимова.
Телевидение
В 2003 году на канале ТВС артистка вела интеллектуальную игру «Искушение», а с 2006-го по 2009-й была ведущей ежедневной утренней передачи на Первом канале «Доброе утро». В 2006-м Ирина участвовала в вокальном шоу «Две звезды» в дуэте с Александром Маршалом, где заняла 5-е место. Через 3 года актриса вернулась в программу, чтобы вместе с Ларисой Долиной спеть в новогоднем выпуске.
Ирина Апексимова и Лариса Долина — «Песня Яшки цыгана»В 2011 году актрисе пришла идея совместить свои певческие и артистические таланты. Вместе с музыкальным коллективом, которым руководит мультиинструменталист Тимур Ведерников, Ирина создала сольную программу «А мнe Одесса — девочка!», где исполняла исключительно популярные в этом приморском городе песни.
В 2015-м в качестве приглашенного гостя Апексимова выступила в образе Одри Хепберн в шоу перевоплощений «Точь-в-точь». На репетиции номера в конкурсе «Три аккорда» артистка сломала ногу, но не отказалась от дальнейших выступлений. В шоу Ирина исполнила дворовые песни «Мурка» и «Кирпичики», шлягеры из репертуара Петра Лещенко, Леонида Утесова и «Машины времени». В первых выпусках Максиму Аверину, взявшему на себя роль конферансье, приходилось носить женщину на руках.
Фильмы
Ирина начала сниматься в кино, когда училась на 2-м курсе театрального вуза. Дебют актрисы пришелся на роль девушки Ксюши, дочери главных героев психологического триллера Виктора Трегубовича «Башня».
Затем актрису ждало множество интересных ролей — от исполнительницы степа до супруги известного писателя. Также Ирина участвовала в съемках мелодрамы «Мелочи жизни», которая считается первым российским телесериалом, и популярного фильма середины 90-х Дениса Евстигнеева «Лимита» с Кристиной Орбакайте в главной роли.
Ирина Апексимова (кадр из сериала «День рождения Буржуя»)
Всероссийская популярность и признание пришли к Ирине в 1999 году, когда на экраны телевизоров вышел криминальный сериал «День рождения Буржуя». Актриса сыграла возлюбленную главного героя Амину Ренатовну, идеально воссоздав образ холодной, успешной и сильной бизнесвумен, этакой женщины-вамп.
После грандиозного успеха за Апексимовой закрепилось амплуа расчетливой дамочки, с которым она впоследствии будет бесконечно бороться, чтобы показать зрителю, что способна на гораздо большее. Самой Ирине, по ее словам, этот образ претит. Ей интереснее сниматься в таких картинах, как драма психологического характера «Клетка», которую считает одной из своих самых лучших работ в творческой биографии.
Кинокритики отмечали высококачественную работу актрисы в драматической экранизации тургеневской повести «Му-Му», где Ирина сыграла француженку Жюстину, а также в совместной русско-французской короткометражке «Октябрь», за съемки в которой Апексимова получила приз на Парижском кинофестивале в номинации «Лучшая исполнительница женской роли».
Ирина Апексимова (кадр из фильма «Палач»)
Апексимова сыграла бывшую детдомовку, которая построила собственный уютный мирок. Когда муж и сын гибнут в аварии, она проходит все круги ада в тюрьме и психиатрической лечебнице, только чтобы отомстить виновнице ДТП. А когда подворачивается удобный момент, героиня отказывается от своих планов. Такая же метаморфоза происходит с персонажем Ирины в драме «Палач»: журналистка мстит насильникам и нанимает киллера. Впоследствии осознает весь ужас сложившейся ситуации, но остановить убийства уже не в силах.
В сериале «Генеральская внучка» актриса сыграла наследницу героя Александра Пороховщикова. Майору полиции в ее исполнении из серии в серию приходится доказывать, что она не прикрывается именем деда, а является самодостаточной личностью. А высокопоставленный родственник выступает не только консультантом в расследовании преступлений, но и советчиком в сердечных делах.
В 2005 году фильмография Апексимовой пополнилась работой в сериале «Есенин» с Сергеем Безруковым, где она примерила на себя образ подруги поэта Анны Берзинь. В криминальной ленте «Телохранительница» с помощью Дмитрия Марьянова Ирина ловила на живца убийцу, в мелодраме «Победный ветер, ясный день» появилась в небольшой роли примы театральной труппы, в «Счастье по рецепту» стала писательницей. В сериалах «Судмедэксперты» и «Костоправ» Апексимова сменила офицерские погоны на белый халат врача.
Ирина Апексимова
Ирина Апексимова в 1990 году окончила школу-студию МХАТ (мастерская Олега Табакова), поступила во МХАТ им. А. П. Чехова, где работала до 2000 года, после чего перешла на административную работу в театр Виктюка. Исполнила более 60 ролей в театре и кино. Известна по фильмам «День рождения Буржуя», «Ширли-мырли», а также участвовала в более чем двух десятках телевизионных проектов и сериалов.
Представляю большое интервью с актрисой, собранное из разных источников:
— Ирина, поздравляю! Но как получилось, что ты, будучи директором Театр Романа Виктюка, дала согласие прийти на Таганку? Значит ли это, что ты оставляешь Виктюка?
— Это такое выгодное предложение, от которого ты не могла отказаться?
— Ирина Апексимова – человек-администратор, который устраивает фестивали, руководит театром. Это интересно?
Это очень здорово. Так забавно. Может быть, я не стала настоящим директором за два года, но я не понимаю, что делают начальники, которые сидят с 10 до 19 часов у себя в кабинетах. Играют в пасьянс «Паук» большую часть времени. Не понимаю этого. Я всегда на ногах, мне это интересно. Моей задачей с тех пор, как я стала директором, было вернуть Театр Романа Виктюка в Москву. Московский театр с 1994 года практически постоянно был на гастролях. И своей площадки в столице не имел. Было здание, но там скорее база театра была. И ресторан. Мы начали реставрацию здания, попрощались с рестораном. И для того, чтобы заявить о себе, стали предлагать зрителям новые проекты. Я придумала «Ночь театра», по аналогии с «Ночью музеев». И оказалось, что зрителям это интересно. Были у нас еще Пушкинские чтения, тоже ночные. Мы читали стихи при свечах всю ночь, до рассвета. Вот такие проекты я создаю. И новый фестиваль «Золотая карусель» пройдет в Коломне. Это праздник уличных театров. Марафон спектаклей, которые идут с утра до вечера. Уличные театры со всей России плюс две команды привозим из Испании и Бразилии. И все это в Коломенском кремле, который невероятно красив.
— Как минимум к концу второго года многое будет понятно.
— Когда департамент предложил пост, ты не брала тайм- аут на размышление?
Нет, это, наверное, спасает мой природный оптимизм.
— Твоя веселость и неуемная энергия. Откуда берутся силы?
Наверное, родилась такой. Я счастливый человек. Меня так любили в детстве. Может быть, сейчас не так любят. Но это не играет роли. Cвою порцию любви, которую должен получить каждый человек в жизни, я получила в детстве. И вот с этим ощущением очень хорошо жить. То есть у тебя есть тылы, есть люди, которые всегда тебя примут и любой твой поступок, даже самый сумасбродный, воспримут нормально. Я стараюсь в жизни не делать то, что неинтересно. Наверное, поэтому и энергию не расходую на пустяки.
— У меня есть знакомые, которые просыпаются поутру и начинают страдать, что посетили уже все магазины. По второму разу идти никуда не хочется. Новых не открыли, а тех, что еще остались непосещенными, на целый день не хватит. Вот такая модель счастья, потребительская, – это нормально?
Не для меня, точно. Я очень люблю магазины. Люблю покупать. Но только в течение получаса. Долго магазины я не выношу. Если бы мне пришлось все время ходить по магазинам или сидеть в ресторанах, я бы застрелилась.
Какой спорт предпочитаешь?
Никакой. Я раньше очень много танцевала, и теперь иногда мне этого не хватает. Тогда я просто тупо бегаю. Иду в спортзал и на дорожке наматываю километры. Красная, мокрая, я поработала – и можно выходить. Один раз я была на йоге. И поняла, что это не мое. Думала, что сойду с ума от тоски и скуки.
Веришь в судьбу как в дорогу, которая тебе дана от рождения? Или судьбу можно изменить?
Все, что со мной происходит, явно где-то предначертано. Таких избегаю вещей, торможу в двух шагах от пропасти. Несколько раз меня чуть не убили. Конечно, судьба ведет нас. Иногда я вспоминаю об этом слишком поздно: как же я не увидела знаки судьбы?! Все же очевидно. Но в сотый раз, наступив на грабли и получив по лбу, я начинаю прислушиваться к внутреннему голосу.
Эти свои знания, навыки ты передаешь дочери? Хочешь, чтобы она сама по себе прошла всю дорогу? Или все-таки ведешь ее?
Конечно, хочется же уберечь дочку от ошибок. Но это же бесполезно. Мы очень много разговариваем. Чаще всего я в режиме подруги, но все равно периодически соскальзываю в должность мамы. Открываю рот и кричу, но это надо делать все равно. Иногда. Потом мы опять миримся и снова подруги.
А есть представление, кем она будет? Актрисой?
Хочет стать актрисой, да. Она способная девочка, я очень пристрастно относилась к ее поступлению и слежу за ее успехами. Не как мама, а как профессиональный человек. И, наверное, самые серьезные замечания, самую жесткую критику делаю ей я. Раз уж она пошла туда, то должна быть лучшей. Но и всем том понимаю, что наша профессия не зависит от таланта, хорошей внешности. Это абсолютная вкусовщина. Это удача. И что с тобой будет, непонятно. Можно все вложить, научить, помочь. Но дальше. Это уже не в моих силах.
Если дочка сыграет роли, в которых блистала ты, не будет актерской ревности?
Да дай бог! Я могу ревновать к своим ровесницам, которые играют лучше. А к собственному ребенку? Я же еврейская мама, перестань. Пускай сыграет. Но, я надеюсь, не в «Дне рождения Буржуя», ей это точно не нужно. А вчера застукала свою 20-летнюю дочь за просмотром фильма «Москва слезам не верит». В какой-то сотый раз пересматривает. Я говорю: ну что тебе, молодой девочке, в этом фильме интересно? Да, я из тех лимитчиц, которые приезжали покорять Москву. Я это помню, что-то во мне отзывается. А ей интересна человеческая история…
А что должно быть в твоем идеальном мире, чтобы почувствовать счастье? Кому-то достаточно просто лежать и весь день смотреть приятные фильмы. А кому-то нужно, чтобы дети бегали, муж был рядом.
О, круглое счастье – это когда все дома и все спят. Но при этом большой процент счастья от того, что я востребована как актриса. Для меня это очень важно. Я должна сниматься в кино, выходить на сцену. А еще должна девать куда-то свою энергию администратора, продюсера, мне это тоже очень важно. Конечно, рядом должен быть любимый мужчина. Потому что когда он просто любящий – это неинтересно. Надо самой любить, тогда это приносит удовольствие.
С большим пристрастием изучаю, что происходит с институтом семьи. На наших глазах реконструируется целая эпоха с установленными традициями. Вековые устои рубят, все смешивают и называют по-разному: гражданский брак, гостевой брак, веерный брак. Что происходит и чем это кончится?
Я раньше во всех своих интервью ругала мужиков. Теперь уже нет. Мне кто-то из умных людей сказал: а может быть, вопрос к себе? Может быть, женщины стали настолько мужественными, независимыми. Может быть, это наша проблема и незачем на мужиков валить?! Хотя не без их помощи мы такими становимся.
Мне кажется, идет сближение полов. Что мы видим на страницах журналов? Красивый мужчина, у него кубики, трехдневная небритость, маникюр. Как мужчину мы его не воспринимаем. Мужчина все-таки должен быть немного лесорубом. А с другой стороны мы видим женщину в журнале, которая всем своим видом сообщает: «Я – тварь! Попробуй подойди!» С чего вдруг такие идеалы?
Могу провести параллель с кинематографом. Он уже много лет приходит к красивой, глянцевой, но неумной картинке. Не только у нас, в Голливуде тоже: смотришь в последнее время фильмы, а они все плоские. Неинтересные. Говорят: «Пипл хавает», но это же неправда. Я снимаюсь в такой вот мерзости. Когда говорю: «Ребята, доколе? Что мы делаем? Сколько можно?» Отвечают всегда: «А люди хотят это смотреть». А куда людям деваться? Они смотрят фильмы, сериалы, им показывают всю эту чушь. Они привыкают. Так, может, мы будем давать им другое? Не силиконовых женщин, а настоящую красоту. Я недавно видела в Интернете подборку фотографий – советские девушки 70-х годов. Там близко фотошопа нет. Красотки такие! Замечательные, живые, настоящие. Это не монстр, который разведет тебя на несколько кабриолетов. Это женщина. То, что мы показываем, как преподносим, так зритель и реагирует. И мы, деятели культуры, за это в ответе.
— А почему бы актерам, режиссерам, продюсерам не отказываться от всего этого? Либо самовыражаться даже в этих пустых сериалах так, чтоб люди почувствовали эмоции. Увидели образ новых героев нашего времени. Сейчас же все хотят идти короткой дорогой к быстрым деньгам, сиюминутной любви, моментальному успеху. У многих жизнь такая же плоская, как и сериалы.
Потому что люди не развивают душу. Только тело. Красивой женщине нужно смотреть в глаза. Если они пустые, то жизнь ее будет длиться ровно две ночи, пока тело свежее. К сожалению, то же самое происходит и с мужчинами. Он считает, что состоялся в жизни, если у него куча бабла. А говорить-то с ним не о чем. Сейчас богатые люди ходят в консерватории и театры. Не для того, чтобы послушать музыку или посмотреть спектакль. Просто это стало модно.
— Но ведь есть мировой опыт. Я знаю, что кастинг в Голливуде или в Лондоне – это многотысячные очереди. И все виртуозно играют с листа произведение, танцуют, поют. Выбирают лучших из лучших. Ну почему у нас так не могут?
У нас другая традиция: мы не умеем ходить на кастинги, на кинопробы, у нас другая система преподавания русского театра. Мы не умеем продавать себя. Это как раз для меня большая проблема. Ходить на пробы? Да лучше бы меня застрелили. Нас по-другому воспитывают. Мы должны сыграть нутром. Ты можешь прийти и включиться в любую секунду. Но стыдно, неловко себя продавать. У молодых актеров сейчас с этим попроще, они воспитаны на другом, на американском опыте. Но мое поколение воспитано на русском кино и театре, великими актерами взращено, вот нам это стыдно. И вот это преодолеть (я абсолютно искренне) тяжело. Я не умею этого делать.
— А как же тогда роли находишь?
Мне повезло. Режиссеры звонят сами. Ну что еще пробовать, все знают как облупленную. Мне же не предлагают роль Джульетты, к сожалению. Мне предлагают все время одно и то же. Амину из «Дня рождения Буржуя».
-То есть нереализованные мечты существуют?
Килограммы! Вот Мерил Стрип, например, до сих пор играет прекрасные роли. Она играет человека, судьбу. У нас же, когда актрисе исполняется 35 лет, ее вычеркивают из бизнеса. Потому что у нас все сценарии, все истории только про сопливых. У нас хороших ролей для среднего поколения почти нет. Не пишут. Обрати внимание, у нас в любом фильме или сериале есть взрослые мужчины. Они ближе к 50 годам матереют, становятся больше похожи на мужчин, что заменяет им харизму. А все остальное играют юные девочки. Я перестала сниматься после одного сценария, который мне прислали. Там у моего персонажа даже имени не было, называлась роль «мама Жени». На что я сказала: да идите вы. Мне очень хочется интересных ролей. Сложных персонажей. Бывали картины, где я переписывала сценарий или ругалась с режиссером, билась за каждую сцену. Там, где я заинтересована, иду до конца. А есть моменты, когда даже не надо читать сценарий. Зачем? Я прекрасно понимаю, что от меня хотят. Я сыграла «женщину с ружьем» уже столько раз, от убийц до генералов налогового ведомства.
— То есть на первом плане сейчас театр?
Всегда был на первом месте. Кино – это все-таки не актерское, а режиссерско-продюсерское искусство. Я видела примеры великих артистов, которых неумелый монтажер или режиссер порезал так, что просто бездарный ужас в кадре. А в театре как бы кто ни ставил тебя в определенные рамки, ты выходишь на сцену – и все. Дальше только ты и зритель. И вот тут уже, будь добр, играй. Выкладывайся на 100 процентов и доказывай, что ты имеешь право это делать.
— И ты не имеешь права ошибиться, потому что не будет второго дубля.
Совершенно верно. И на сцену выходишь каждый раз как в последний. Даже когда знаешь каждое движение, слова, каждый раз нужно проживать все это по-новому. Тогда ты счастлив, и зритель получает эмоции. Первый шаг на сцену по количеству адреналина – это как прыжок с парашютом. Хотя ни разу не прыгала.
— Скажи, а актеры действительно обмениваются энергией со зрителями?