актриса аринбасарова личная жизнь
Наталье Аринбасаровой – 75: Почему знаменитую актрису однажды назвали позором народов Средней Азии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наталья Аринбасарова родилась в 1946 г. в Москве в семье военного. Ее детство и юность прошли в Средней Азии. В Туркмении она впервые увидела в кино балет «Лебединое озеро», после чего решила, что непременно станет балериной. Она поступила в балетную школу в Алма-Ате, а оттуда ее перевели учиться в Москву, в Академическое хореографическое училище при Большом театре.
О своем балетном прошлом Наталья всегда вспоминала с теплотой и гордостью: « Балет для меня всегда был олицетворением всего самого прекрасного. Иногда, когда выпадает возможность, я иду в Большой театр и словно попадаю в детство, потому что балет – это сказка, это праздник, и я счастлива, что была у меня в жизни такая школа. Ведь очень важно в 9 лет рано утром вставать к станку и под классическую музыку делать упражнения изо дня в день. Потом ты идешь и смотришь балет. Ты растешь среди прекрасной музыки и танца. Тебя приучают мыслить образами. Это великая школа, где, кроме всего прочего, тебя научили трудиться, не жалеть себя. Когда ты падаешь, валишься с ног, а тебе говорят: вставай, – и вновь и вновь продолжаешь делать упражнения. И это умение через «не могу», через «не хочу» в жизни помогает всегда ».
Балетная школа закалила ее характер, и это ей пригодилось, когда она начала сниматься в кино. Режиссеры очень ценили то, что Аринбасарова не была капризной и терпеливо выдерживала даже самые долгие съемки. Ее кинодебют состоялся в 18 лет, когда ее пригласили на главную роль в дипломную работу Андрея Кончаловского «Первый учитель». Режиссер сам стал для начинающей актрисы первым учителем, и позже она говорила, что именно этот опыт стал залогом ее дальнейшей успешной кинокарьеры.
В одном из эпизодов Аринбасарова должна была сниматься обнаженной. Она сразу заявила о том, что не может на это согласиться – восточная девушка, воспитанная в строгости, не могла себе такого позволить. Тогда вместо нее пригласили дублершу, но зрители не знали о том, что в этом кадре – на самом деле не она. И после выхода фильма на Аринбасарову посыпались гневные письма из Средней Азии, в которых соотечественники обвиняли ее в том, что она опозорила весь свой народ.
Позже актриса признавалась: « Даже на Западе эти кадры были революционными. Они поразили не только моих земляков. Помню забавный случай, когда на Московском кинофестивале в 67-м году меня вдруг обступила французская делегация и стала делать комплименты: как я замечательно сыграла, какая у меня чудесная фигурка. Со всеми комплексами советской девушки я начала им через переводчика объяснять, что в кадре снялась дублерша. А когда оглянулась, их и след простыл… ».
Первая роль принесла Аринбасаровой славу не только в СССР, но и за рубежом: в 1966 г. на международном кинофестивале в Венеции ей вручили главный приз – золотой кубок Вольпи. После такого успеха юной актрисой заинтересовались зарубежные режиссеры, ее приглашал на съемки знаменитый французский режиссер Франсуа Годар, но Аринбасарову не выпустили за границу. Первый фильм стал для нее судьбоносным не только в творческой жизни, но и в личной: во время съемок они с Кончаловским расписались, а вскоре у них родился сын Егор. Этот брак продлился всего 5 лет: когда режиссер решил уехать за границу, Наталья отказалась его сопровождать и вместе с сыном осталась в СССР – на тот момент она была востребованной актрисой и собиралась продолжать кинокарьеру.
Окончив ВГИК, Наталья Аринбасарова продолжила свою кинокарьеру. Фильмы с ее участием часто удостаивались престижных кинопремий. Так, «Транссибирский экспресс» получил специальный приз жюри на Ереванском всесоюзном кинофестивале, а в 1978 г. его посмотрели 24 млн зрителей. В 1980 г. она заслужила Государственную премию СССР за роль в фильме «Вкус хлеба», в 1994 г. – приз за лучшую женскую роль в фильме «Слабое сердце» на международном кинофестивале в Женеве.
У актрисы было три брака. Через какое-то время после расставания с Кончаловским она стала гражданской женой художника-постановщика Николая Двигубского. В этом браке у нее родилась дочь Екатерина, которая впоследствии, как и ее старший брат Егор, тоже стала режиссером. Аринбасарова прожила с мужем 10 лет, после чего в 1980 г. он тоже эмигрировал за рубеж.
Спустя 2 года актриса вышла замуж за режиссера фильмов «Транссибирский экспресс» и «Визит к Минотавру» Эльдора Уразбаева. В 1990-х гг. из-за кризиса в кинематографе, безработицы и безденежья их отношения испортились, и они расстались. Со всеми бывшими мужьями ей удалось сохранить хорошие отношения – актриса не уставала повторять, что все они были очень талантливыми и интересными людьми, у которых было чему поучиться, и что она благодарна им за счастье, разделенное с ней.
Ей часто задают вопросы о том, считает ли она себя счастливой. На этот вопрос Наталья Аринбасарова отвечает с присущей ей мудростью: « В общем, можно сказать, что я счастлива. Хотя абсолютно счастливы могут быть только идиоты. На свою творческую судьбу мне грех жаловаться: мне везло, под меня писали роли, как, например, в «Песни о Маншук», «Транссибирском экспрессе» или «Слабом сердце». Радуешься, когда все хорошо, благополучно, но когда вспоминаешь, что людям тяжело, то ощущение радости и счастья сразу гаснет. Конечно, счастливые миги были. Что касается счастья в личном плане, то здесь это понятие короткое, мгновенное ».
Сегодня она продолжает сниматься в кино и ведет активный образ жизни. « Я давно пришла к выводу: главное в жизни – хотеть, причем многого и очень сильно. Тогда желания сбываются. Ты словно программируешь себя », – говорит актриса.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Наталья Утевлевна Аринбасарова
Фото Все
Видео Все
Наталья Аринбасарова. Мой герой
Наталья Аринбасарова. Линия жизни / Телеканал Культура
Наталья Аринбасарова — биография
С ранних лет эта актриса видела себя в ослепительно белой балетной пачке и обязательно в «Лебедином озере». Она мечтала о восхищенных глазах публики, которая будет восторгаться ее порханием по сцене. Однако судьба распорядилась иначе, и мир получил в ее лице знаменитую актрису Наталью Аринбасарову. Она стала единственной советской актрисой, которая получила золотой Кубок Вольпи на фестивале в Венеции. Ее снимали Андрей Кончаловский, Никита Михалков и Эльдор Уразбаев. Актриса находится в почтенном возрасте, но продолжает выходить на съемочную площадку, к великой радости поклонников ее творчества.
Мировая слава и признательность зрителей пришла к актрисе Наталье Аринбасаровой вместе с выходом на экраны картины «Первый учитель», которая была ее дебютной работой в кинематографе.
Детство и юность
Родилась Наталья Аринбасарова 24 сентября 1946 года в Москве. Отца будущей актрисы звали Утевле Аринбасаров, он родился в Казахстане, но приехал на учебу в московскую военную академию. Мама Мария Жуковская была полячкой по национальности, ее родственники оставили свою родную Польшу в Первую мировую войну, и домой больше не вернулись. Кроме Наташи в семье подрастали еще трое сыновей и одна дочка. Аринбасарова всегда считала Москву своей родиной, и когда спустя десять лет после ее рождения семья уехала в Казахстан, то тосковала по-настоящему. Семья поселилась в столице республики, в городе Алма-Ата, и там девочка продолжила обучение в школе и кроме этого стала заниматься в хореографической школе. Балетом она заболела еще в детстве, после того, как однажды увидела картину «Лебединое озеро». Девочка начала заниматься акробатикой, и местом проведения уроков стал полигон воинской части, где служил отец.
Наталья Аринбасарова в юности
Наталья была очень талантлива, ее гибкость поражала даже самых искушенных преподавателей. Поэтому через год она снова оказалась в Москве, куда ее и других талантливых учеников отправили для поступления в хореографическое училище при Большом театре.
Наташа поняла, что ей невероятно повезло, ведь их буквально сразу начали задействовать в представлениях. Им повезло танцевать рядом с Галиной Улановой, Ольгой Лепешинской, и будущей звездой Майей Плисецкой.
Аринбасарова была одной из лучших учениц, она получила высший бал во время сдачи государственного экзамена, причем ее отметила сама Уланова. Но Наташа знала, что великой балериной ей не стать, потому что еще в пятнадцать лет доктора поставили ей неутешительный диагноз – порок сердца. С таким заболеванием путь в балет ей был закрыт навсегда.
Фильмы
Наталья Аринбасарова никогда не мечтала связать свою жизнь с кинематографом, но когда поступило предложение сняться в кино, она поняла, что это настоящий подарок небес. Она как раз заканчивала обучение в училище, и всерьез задумывалась над тем, чем будет заниматься в жизни. В 1964-м Аринбасарова получила заветный диплом балерины и приступила к работе в кино.
Наталья Аринбасарова в фильме «Первый учитель»
Кинематографическая биография актрисы началась с участия в картине «Первый учитель», снятой начинающим режиссером Андреем Кончаловским. Ее героиня Алтынай принесла ей не только славу на родине, но и за рубежом. Такого еще не знала история кинематографа – непрофессиональная актриса была удостоена главного приза фестиваля в Венеции – золотого Кубка Вольпи. Она сумела опередить даже знаменитую Джейн Фонду, которая засветилась в ленте «Добыча» Роже Вадима.
Начинающая актриса и молодой режиссер вернулись домой на волне невероятного успеха и популярности. Наталья стала студенткой ВГИКа, и ее педагогами были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Ей невероятно повезло и с однокурсниками, которые вскоре тоже стали звездами отечественного кино. Аринбасарова училась с Натальей Белохвостиковой, Натальей Бондарчук, Сергеем Никоненко и Николаем Еременко.
В годы студенчества Наталья не переставала сниматься в кино, хотя в институте все знали о запрете для студентов выходить на съемочную площадку, пока они не окончат обучение. Однако для Аринбасаровой Герасимов сделал исключение, потому что она к тому времени была состоявшейся актрисой.
Наталья Аринбасарова в фильме «У озера»
Еще до получения диплома Наталья успела сняться в нескольких картинах, которые стали настоящими шедеврами отечественного кино. В 1969-м она снялась в картине своего наставника Герасимова «У озера». Он был еще и автором сценария к нему, и героиню Катю Олзоеву писал для Натальи. Роль была не главной, но именно в этом образе Аринбасарову долго помнили режиссеры и поклонники. Ее партнерами стали известные артисты, и молодая актриса смотрелась на их фоне достойно.
В следующем году ее позвал в свою короткометражную ленту «Спокойный день в конце войны» режиссер Никита Михалков. Вместе с ней снимался и один из ее однокурсников – Сергей Никоненко. Кроме этого на съемочной площадке можно было видеть Александра Пороховщикова и Льва Дурова. В 1971 году Аринбасарова украсила своим присутствием две картины – «Ташкент – город хлебный» и «Ночь на 14-й параллели», где ей досталась роль мадам Тань. В главных ролях этого проекта снялись Всеволод Платов, Валентин Гафт, Елена Козельская.
Диплом об окончании ВГИКа Наталья Аринбасарова получила в 1971 году.
Настоящий успех пришел к актрисе в 1977-м, когда она засветилась в приключенческой ленте «Транссибирский экспресс» режиссера Эльдора Уразбаева. Она сыграла Айжан, а Никита Михалков снялся в роли господина Федотова. Лента была награждена специальным призом на фестивале в Ереване, и в 1978-м собрала многомиллионную армию зрителей.
Наталья Аринбасарова в фильме «Транссибирский экспресс»
Карьера актрисы стремительно шла вверх, и год за годом ее фильмография пополнялась новыми шедеврами. Вскоре зрители увидели ее в мелодраме «В ночь лунного затмения», исторической ленте «Первая конная», драме «Вкус хлеба». Ее партнерами по съемочной площадке были известные артисты. В конце 80-х на экраны вышел известный детектив «Визит к минотавру», в котором Наталья сыграла скрипачку Марину Колесникову. Роль была эпизодической, но зрители ее все равно запомнили.
Кризис 90-х практически не коснулся Наталью Аринбасарову. В те годы она снялась в картинах «Система «Нипель», где сыграла непривычную для себя роль пьяницы, «Семьянин», «Нет чужой земли», «Прекрасная незнакомка».
В новом веке актриса засветилась в картине «Антикиллер-2», потом копилка работ актрисы пополнилась драмой «Побег», снятой Егором Кончаловским. Роль в небольшом эпизоде досталась актрисе в киноэпопее «Сага древних булгар». Аринбасарова всегда хотела сняться в картинах по произведениям классиков, ей очень нравилось творчество Островского и Шекспира. Но актриса обладает неординарной внешностью, которая соответствует далеко не всем типажам.
Наталья Аринбасарова в фильме «Возвращение в «А»
В первом десятилетии нового века Аринбасарова появилась в ленте «Правосудие волков», потом была работа в картине ее сына Егора Кончаловского «Возвращение в «А». В 2013-м актриса сыграла ключевой образ судьи Красновой в фильме «До смерти красива», который сняла ее родная дочка Екатерина Двигубская. На суд зрителей эту ленту представили в 2015 году.
Личная жизнь
Актриса трижды побывала в качестве невесты. Первый раз она вышла замуж за Андрея Кончаловского, который сделал ее знаменитой на весь мир. На момент знакомства ему было двадцать шесть, а Наталье всего семнадцать. Она была просто покорена силой его интеллекта, их отношения начались во время съемок картины «Первый учитель». Они поженились в 1964 году, а уже в 1966-м новоиспеченный папаша встречал молодую жену из роддома с сыном Егором.
Наталья Аринбасарова с первым мужем Андреем Кончаловским
Они прожили вместе пять лет, и в 1969 году развелись. Кончаловский собрался эмигрировать, а Наталья не захотела с ним ехать. В СССР она уже имела имя, ее карьера развивалась очень успешно, и она не хотела уезжать в неизвестность.
Аринбасарова не долго была одна. В 1970-м в ее личной жизни появился художник-постановщик Николай Двигубский. В 1974 году они стали родителями дочери Екатерины Двигубской, которая впоследствии стала писательницей и кинорежиссером. Супруги прожили вместе десять лет, и расстались после эмиграции Двигубского во Францию в 1980 году.
Наталья Аринбасарова с детьми и Николаем Двигубским
Прошло два года, и жизнь Натальи Аринбасаровой сделала новый виток. На этот раз она встретила режиссера Эльдора Уразбаева, который прославился своими лентами «Визит к Минотавру» и «Транссибирский экспресс». Потом актриса призналась, что он был настоящим мужчиной, с которым чувствуешь себя по-настоящему защищенной. Эльдор сумел отлично поладить с детьми актрисы от первых браков, стал им другом и советчиком.
Наталья Аринбасарова и Эльдор Уразбаев
Отношения между супругами начали портиться в 90-х. Работы было немного, кинематограф не мог обеспечить их семье достойную жизнь, супруги впервые столкнулись с безденежьем, и это не способствовало счастливой жизни. Однажды актриса поймала себя на мысли, что ей комфортнее и спокойнее, когда она одна. Супруги расстались в 1998 году, причем без скандалов и взаимных обвинений.
Наталья Аринбасарова
Биография
Наталья Аринбасарова — советская и российская актриса с удивительной творческой судьбой. Бывшая балерина оказалась востребована в проектах выдающихся режиссеров своего времени, а многие ее работы вошли в золотой фонд отечественного кино.
Детство и юность
Родители будущей актрисы познакомились в Москве. Ее отец Утевле Туремуратович был казахом по национальности, он приехал в Россию, чтобы учиться в столичной военной академии. Мама Мария Константиновна происходила из семьи поляков, которые покинули родину в период Первой мировой войны.
В браке родились 5 детей: две дочери и трое сыновей. Наталья Утевлевна Аринбасарова появилась на свет в сентябре 1946 года в столичном роддоме. Вскоре отца отправили служить в Туркмению, где и прошел ранний период биографии будущей артистки. Позднее семья осела в Казахстане, но девочка не переставала тосковать по Москве, которую считала родным городом.
В детстве Наташа хотела стать балериной. Она поступила в хореографическую школу в Алма-Ате, а год спустя сбылась ее давняя мечта: талантливую танцовщицу пригласили в училище при Большом театре, расположенное в российской столице. Покинув родительский дом, Аринбасарова жила в интернате, о котором у нее остались только положительные воспоминания.
В училище Наталья была в числе лучших учеников: на государственном экзамене комиссия во главе с Галиной Улановой поставила юной балерине пятерку. Но девушка, готовясь к дипломному выступлению, уже знала — балетной карьеры не видать. В 15 лет, когда ей удаляли гланды, врачи обнаружили порок сердца. Тогда она решила, что станет драматической актрисой. Об этом звезда рассказала в программе «Судьба человека».
Фильмы
Первая роль была для Аринбасаровой подарком свыше. Она училась на последнем курсе училища, когда ее пригласили на прослушивание для дипломного фильма молодого режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского. Интересно, что изначально кинематографист присмотрел среди студенток другую девушку, но возникла путаница и прислали Наталью. Отказывать в пробах ей не стали.
Подготовка к съемкам была изнурительной: актрисе намеренно испортили волосы и нанесли сложный грим, чтобы сделать образ чумазым и неряшливым. Но куда труднее оказалась сцена, во время работы над которой экранная партнерша избивала девушку несколько дублей подряд.
Аринбасарова стойко выдержала все испытания, после чего ее утвердили, а затем последовал вердикт режиссера: надо похудеть. Для юной танцовщицы, весившей около 45 кг при росте 165 см, это было шоком. Однако Кончаловский настаивал, что ее лицо едва помещается в кадр. Причина выяснилась спустя годы: из-за сердечной недостаточности в горах, где проходили съемки, тело артистки отекало, и она казалась больше. Но тогда пришлось придерживаться строгой диеты.
Подписывая контакт, Наталья, воспитанная в восточных традициях, настояла, что не станет сниматься обнаженной. Для сцены, в которой ее героиня предстает без одежды, выписали натурщицу, а когда с ней не сложилось, выбрали девочку из массовки. Позднее, когда актриса рассказывала об этом журналистам, те быстро теряли к ней интерес.
Но мучения исполнительницы не были напрасными. Когда на экраны вышла картина «Первый учитель», где Аринбасарова сыграла юную Алтынай, на нее обратили внимание и зрители, и критики. В 1966 году ей, непрофессиональной актрисе, вручили главный приз фестиваля в Венеции — золотой Кубок Вольпи. Конкуренткой была Джейн Фонда, сыгравшая в мелодраме Роже Вадима «Добыча».
В молодости у Натальи от предложений сниматься не было отбоя, а талантливую артистку позвали учиться во ВГИКе. Там она оказалась на несколько лет старше своих однокурсников, среди которых были Наталья Белохвостикова, Николай Еременко и Сергей Никоненко. Но возраст и слава давали привилегии — Аринбасарова была единственной в группе, кому позволяли сниматься.
В 1969 году на экраны вышел фильм «Джамиля», в котором исполнительнице вновь досталась главная роль. Чтобы подготовиться к съемкам, Наталья брала уроки верховой езды и многие трюки выполняла самостоятельно.
Наталья Аринбасарова в фильме «Транссибирский экспресс»
Затем последовала премьера картины «У озера», которую снял ее мастер Сергей Герасимов. Работая над сценарием, он написал роль Кати Олзоевой специально для артистки, чтобы она могла продемонстрировать балетные навыки. С этим образом еще долго ассоциировали исполнительницу.
Не менее яркой и запоминающейся получилась ее Маншук Маметова из военной драмы «Песнь о Маншук». Сценарий ленты Кончаловский написал специально для нее, поэтому Аринбасарова так гармонично вжилась в роль храброй пулеметчицы. Эту работу исполнительница считает одной из самых любимых.
Удался ей и образ Айжан из приключенческого боевика «Транссибирский экспресс». В последующие годы звезда продолжала блистать на экранах, даря зрителям незабываемые эмоции. 1990-е начались для Натальи Утевлевны комедией «Система “Ниппель”» Александра Панкратова-Черного. Там она снялась в необычной для нее роли пьяницы и сумела сделать это правдоподобно.
Переход от образов молодых воинственных красавиц к более характерным и возрастным дался артистке безболезненно. По ее признанию, она гармонично чувствует себя, играя матерей и бойких бабушек. В 2011 году Аринбасарова снялась в картине «Небо моего детства», где воплотила пожилую мать Нурсултана Назарбаева.
Личная жизнь
Первым мужем звезды стал Андрей Михалков-Кончаловский, роман с которым разгорелся на съемках «Первого учителя». Режиссер был старше актрисы почти на 10 лет и не казался ей привлекательным, но он был прекрасным собеседником и сумел покорить ее интеллектом. Они поженились втайне от родителей артистки, которые были против такого союза, но со временем приняли выбор дочери.
В браке родился наследник Егор Кончаловский, за которым с радостью присматривала свекровь Натальи Утевлевны. Она обожала невестку и сохранила с ней теплые отношения, даже когда грянул развод. Продолжилось общение и с бывшей супругой брата Андрея Сергеевича Анастасией Вертинской. В 2021 году сын Аринбасаровой поделился фото артисток на личной странице «Инстаграма».
Расставшись с супругом, исполнительница больше не собиралась выходить замуж. Но затем в ее жизни появился художник Николай Двигубский, который долго ухаживал за женщиной и в итоге сумел покорить ее сердце. Свадьбу сыграли всего за 2 дня до появления их дочери Екатерины, ведь звезда боялась, что девочку признают незаконнорожденной.
Наталья Аринбасарова с детьми. Егор Кончаловский и Екатерина Двигубская.
Второй муж, как и первый, развелся с актрисой из-за желания работать за границей. Наталья Утевлевна не собиралась покидать Россию, ведь знала, что только на родине будет востребованной. Ради карьеры она готова была пожертвовать личной жизнью, о чем никогда не жалела.
Позднее Аринбасарова познакомилась с режиссером Эльдором Уразбаевым, с которым прожила 16 лет, но уже не стала официально оформлять отношения. Мужчина легко нашел общий язык с детьми артистки и охотно снимал ее в кино, но в 90-е их отношения испортились, и они решили мирно расстаться.
Сейчас Наталья Утевлевна сосредоточена на воспитании внуков, их у нее трое: Мария, Тимур и Тимофей. Сын и дочь звезды связали судьбу с кинематографом, снимают фильмы, в которые часто приглашают мать. Они считают ее талисманом.
Наталья Аринбасарова сейчас
В 2021 году актриса вернулась на экраны после небольшого перерыва. Она появилась в картине «Хозяйка горы», снятой ее дочерью Екатериной Двигубской. В проекте Аринбасаровой досталась одна из главных ролей, а ее коллегами стали Анна Снаткина, Виктория Толстоганова и Сергей Перегудов. Позднее с участием исполнительницы состоялась премьера комедии «Мой папа — вождь!» Егора Кончаловского.