актриса девика рани индийская
Девика Рани (Devika Rani)
Девика Чоудхури родилась 30 марта 1908 года в индийском городе Вишакхапатнам.
Она являлась правнучкой родной сестры Рабиндраната Тагора.
После окончания школы поступила по конкурсу на учёбу в Королевскую академию драматических искусств (RADA) и в Королевскую академию музыки. Окончила курсы прикладного искусства. Работала в Лондоне в художественной студии по росписи ткани.
Принимала участие в первой широковещательной телепередаче Би-Би-Си, вела первые коротковолновые радиопередачи Би-Би-Си на Индию.
В 1926 году начала работать в кинематографе как художник-оформитель в фильме «Свет из Азии» о жизни Будды Шакьямуни.
С начала 1930 годов начала сниматься в кино, взяв творческий псевдоним Рани.
В 1933 году вышел фильм «Карма», в котором она сыграла главную роль. После этой картины Девика Рани стала звездой первой величины.
Получила неформальное звание «Первая леди индийского экрана». Национальный лидер Индии и поэтесса Сароджини Найду, соратница Махатмы Ганди, называла Девику «магическим романтическим цветком».
Актриса Девика Рани
Снималась на студиях Великобритании и Германии. После захвата нацистами власти в Германии вернулась в Индию (тогда Британская Индия). Там вместе с первым мужем основала в 1934 году первую в стране звуковую киностудию Bombay Talkies. После смерти супруга Девика Рани как глава студии запустила в производство несколько фильмов, из которых наибольшим успехом пользовался «Кисмет», вышедший в 1943 году.
В 1945 году оставила кинематограф.
Умерла 9 марта 1994 года в Бангалоре.
Личная жизнь Девики Рани:
Дважды была замужем.
Девика Рани и Химаншу Рай
Девика Рани встретилась со Святославом Рерихом в 1944 году, когда в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику.
В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Куллу. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать девушку. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.
Девика Рани и Святослав Рерих
В 1993 году, после смерти Святослава Рериха и за год до своей смерти, для сохранения и развития духовного и материального наследия семьи Рерихов в Индии, Девика Рани Рерих основала Международный мемориальный трест Рерихов (ММТР). ММТР находится в селении Наггар в долине Куллу (штат Химачал Прадеш, округ Куллу).
На территории ММТР, неподалеку от места кремации Николая Рериха, находится место кремации Девики Рани Рерих. Именно здесь, под липами, привезенными из Европы и посаженными в своё время самими Рерихами, на маленькой скамеечке больше всего любила отдыхать Девика Рани, и сюда же она завещала захоронить часть своего праха. На месте захоронения установлена простая каменная плита со знаком «Ом» и её именем.
Фильмография Девики Рани:
Продюсерские работы Девики Рани:
последнее обновление информации: 02.06.2020
Девика Рани Рерих
«Карнатака Читракал Паришатх».
Девика Рани Рерих – звезда индийского кино, общественный деятель, жена Святослава Николаевича Рериха. Её талант знатоки кино ценят до сих пор. Свидетельство её красоты хранят фильмы, в которых она играла, и портреты кисти Святослава Рериха.
Девика Лакшми Чоудхури (Рани – артистический псевдоним) родилась 30 марта 1907 года в Вишакхапатнаме, штат Андхра-Прадеш. Её отец, полковник Чоудхури, был врачом на военной службе у британской колониальной администрации. Род Чоудхури принадлежал к высшей касте восточно-бенгальских браминов. Девика приходилась внучатой племянницей великому индийскому мыслителю и писателю Рабиндранату Тагору, лауреату Нобелевской премии. Аристократизм предков проявился в ней в полной мере. Своё имя, Рани (что значит «повелительница», «княгиня», «королева»), она, несомненно, оправдывала сполна и до последних дней.
Когда Девике исполнилось девять, родители отправили единственную дочь в Англию получать образование в одном из частных пансионов. Девика была хорошей ученицей, закончив колледж, она получила гранты на обучение в Королевской школе драматического искусства и Королевской школе музыки. Позднее она стажировалась у Элизабет Арден, изучая одновременно архитектуру, декор и дизайн.
искусства народов Востока.
Именно как специалист по дизайну она заинтересовала индийского кинопродюсера немецкой кинокомпании «Universum Film Archiv» Химансу Раи, который предложил ей поучаствовать в оформлении эпизодов к его фильму, где сам Раи играл роль Будды. А затем – поработать постановщицей декораций и грима на съёмках нового фильма. По образованию Химансу Раи был юристом, окончил университет Калькутты. Его родители под влиянием успехов Махатмы Ганди прочили ему карьеру адвоката и для этого отправили доучиваться в Лондон. Однако склонность к искусству, к художественному творчеству оказалась сильнее. В 1929 году Девика и Химансу поженились, ему было 37, ей 21.
Девика совершенствовалась в искусстве сценических декораций, работала гримером на съёмках Греты Гарбо. В 1933 году, уже в павильонах британской IBP, Раи снял первый звуковой индийский фильм «Карма», в котором он и Девика сыграли дуэтом – это был самый первый фильм с участием Девики, и она сразу же стала популярной. В Лондоне она приняла участие в первой широковещательной телепередаче BBC, вела первые коротковолновые радиопередачи BBC на Индию.
Вернувшись в Индию, в 1934 году супруги основали прогрессивную киностудию «Bombay Talkies». С этой студией связаны яркие страницы истории индийского кино. В год снимали по три фильма. Почти во всех Девика играла главные женские роли. В 1936 году вышел самый известный из фильмов с участием Девики Рани – «Неприкасаемая». Эта роль сделала её примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков далеко за пределами Индии. В самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После этого фильма ни одна из индийских актрис не могла соперничать с Девикой Рани в популярности.
После скоропостижной смерти мужа 19 мая 1940 года руководить творческим процессом на студии стала Девика. Свою последнюю роль в кино великая актриса сыграла в 1943 году, а всего за 10 лет актерской карьеры исполнила 15 главных ролей.
Со Святославом Николаевичем Рерихом Девика Рани познакомилась в 1944 году, в его творческой мастерской, во время поисков художника для создания декораций к новому фильму. В 1946 году они поженились. Выйдя замуж, Девика Рани Рерих оставила руководство киностудией и удалилась от больших городов долину Кулу, где полностью отдала себя интересам и делам мужа.
© Государственный музей искусства
«Портрет в жёлтом сари – первый портрет Девики, написанный художником в Кулу, осенью, через полгода после их свадьбы, – пронизан особой нежностью чувств. Сама же она – одухотворённый образ земной женщины с проникающим в сердце взглядом больших выразительных глаз.
Свадьбу Святослава Николаевича и Девики Рани население Кулу отметило с необычайной торжественностью. Все 365 храмов, находившихся в долине, прислали своих представителей встречать Девику. Люди пели, танцевали и забрасывали цветами паланкин, в котором её несли до дома, стоящего высоко над рекой. Девику торжественно ввели в дом, осыпая лепестками цветов, которыми благоухала долина; особенно, как вспоминает Девика, много цвело тогда жёлтого жасмина, наполнявшего окрестность чудесным ароматом…». (С. Н. Рерих. Священная флейта. Автор-составитель О. В. Румянцева, Самара, Издательский дом «Агни», 2000).
Елена Ивановна Рерих в письме к А. М. Асееву писала: «Мой младший сын Святослав женился на Девике Рани, знаменитой артистке и пионерке в индусских фильмах. Вот уже четвёртый год, как они поженились, и брак этот не оставляет желать ничего лучшего. Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её… Н[иколай] К[онстантинович] очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер».
После 1945 года Девика несколько лет работала в Комитете цензуры. В 1953 году она была избрана членом новой Академии Искусств Индии и состояла в числе её советников и основателей. В 1955 году организовала в Дели семинар по проблемам и путям развития индийского кино. В 1958 году была награждена орденом «Падма Шри», в 1970 году первая получила высшую премию Индии за вклад в киноиндустрию. Имела и зарубежные награды – советская премия имени Джавахарлала Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984). На протяжении многих лет Девика была активным членом различных культурных (общественных и правительственных) организаций.
Когда журналисты часто спрашивали у Девики, не жалеет ли она о том, что так неожиданно и вдруг бросила мир кино, она неизменно отвечала: «Я никогда не оглядываюсь назад. Для меня важно только то, что есть сейчас и то, что будет».
Умерла Девика Рани Рерих 9 марта 1994 года в Бангалоре. Индийская поэтесса Сароджини Найду назвала Девику «магическим цветком романтики». Этот магический цветок, околдовывавший поколения поклонников Девики, будет продолжать завораживать и вдохновлять людей ещё надолгие годы.
Девика Рани Рерих
С детства Девику Рани окружал мир искусства: она была внучатой племянницей известного писателя, лаурета Нобелевской премии Рабиндраната Тагора и воспитывалась в семье Тагоров. После школы родители отправили Девику, проявлявшую большой актерский талант, в Англию на учебу в Королевскую Академию Драматических Искусств. В Лондоне Девика закончила также Королевскую Академию музыки.
Именно в это время произошла судьбоносная встреча Девики Рани с русским художником Святославом Рерихом. Дело в том, что в работе над одним из фильмов в 1944 году ей понадобились новые декорации, и она, обратив внимание на картины неизвестного ей иностранного живописца, которым оказался С. Рерих, решила пригласить этого художника. Каково же было ее удивление, когда Рерих отказался выполнить заказ уже достаточно знаменитой к тому времени кинопродьюсера Рани. Пришлось ей самой отправиться на встречу с художником. Девика полюбила русского художника, вышла за него замуж до конца жизни не расставалась с ним.
Такая прекрасная характеристика Девики, данная Еленой Рерих, стоит дорогого.
После смерти Святослава Николаевича в 1993 г. Девика стала хранителем наследства семьи Рерихов. Незадолго до своей кончины передала его международному центру Рерихов (музею им. Н. К. Рериха) в Москве, который продолжает сохранять наследие этой великой династии и развивать культурные и научные связи между Россией и Индией. Девика Рани пережила мужа всего на один год и один месяц.
Вернувшись в Индию, в 1934 году супруги основали прогрессивную киностудию «Bombay Talkies». С этой студией связаны яркие страницы истории индийского кино. В год снимали по три фильма. Почти во всех Девика играла главные женские роли. В 1936 году вышел самый известный из фильмов с участием Девики Рани – «Неприкасаемая». Эта роль сделала её примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков далеко за пределами Индии. В самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После этого фильма ни одна из индийских актрис не могла соперничать с Девикой Рани в популярности.
Портрет в жёлтом сари – первый портрет Девики, написанный художником в Кулу, осенью, через полгода после их свадьбы, – пронизан особой нежностью чувств. Сама же она – одухотворённый образ земной женщины с проникающим в сердце взглядом больших выразительных глаз.
Свадьбу Святослава Николаевича и Девики Рани население Кулу отметило с необычайной торжественностью. Все 365 храмов, находившихся в долине, прислали своих представителей встречать Девику. Люди пели, танцевали и забрасывали цветами паланкин, в котором её несли до дома, стоящего высоко над рекой. Девику торжественно ввели в дом, осыпая лепестками цветов, которыми благоухала долина; особенно, как вспоминает Девика, много цвело тогда жёлтого жасмина, наполнявшего окрестность чудесным ароматом…». (С. Н. Рерих. Священная флейта. Автор-составитель О. В. Румянцева, Самара, Издательский дом «Агни», 2000).
После 1945 года Девика несколько лет работала в Комитете цензуры. В 1953 году она была избрана членом новой Академии Искусств Индии и состояла в числе её советников и основателей. В 1955 году организовала в Дели семинар по проблемам и путям развития индийского кино. В 1958 году была награждена орденом «Падма Шри», в 1970 году первая получила высшую премию Индии за вклад в киноиндустрию. Имела и зарубежные награды – советская премия имени Джавахарлала Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984). На протяжении многих лет Девика была активным членом различных культурных (общественных и правительственных) организаций.
Когда журналисты часто спрашивали у Девики, не жалеет ли она о том, что так неожиданно и вдруг бросила мир кино, она неизменно отвечала: «Я никогда не оглядываюсь назад. Для меня важно только то, что есть сейчас и то, что будет».
Умерла Девика Рани Рерих 9 марта 1994 года в Бангалоре. Индийская поэтесса Сароджини Найду назвала Девику «магическим цветком романтики». Этот магический цветок, околдовывавший поколения поклонников Девики, будет продолжать завораживать и вдохновлять людей ещё надолгие годы.
Девика Рани Рерих
С детства Девику Рани окружал мир искусства: она была внучатой племянницей известного писателя, лаурета Нобелевской премии Рабиндраната Тагора и воспитывалась в семье Тагоров. После школы родители отправили Девику, проявлявшую большой актерский талант, в Англию на учебу в Королевскую Академию Драматических Искусств. В Лондоне Девика закончила также Королевскую Академию музыки.
Именно в это время произошла судьбоносная встреча Девики Рани с русским художником Святославом Рерихом. Дело в том, что в работе над одним из фильмов в 1944 году ей понадобились новые декорации, и она, обратив внимание на картины неизвестного ей иностранного живописца, которым оказался С. Рерих, решила пригласить этого художника. Каково же было ее удивление, когда Рерих отказался выполнить заказ уже достаточно знаменитой к тому времени кинопродьюсера Рани. Пришлось ей самой отправиться на встречу с художником. Девика полюбила русского художника, вышла за него замуж до конца жизни не расставалась с ним.
Такая прекрасная характеристика Девики, данная Еленой Рерих, стоит дорогого.
После смерти Святослава Николаевича в 1993 г. Девика стала хранителем наследства семьи Рерихов. Незадолго до своей кончины передала его международному центру Рерихов (музею им. Н. К. Рериха) в Москве, который продолжает сохранять наследие этой великой династии и развивать культурные и научные связи между Россией и Индией. Девика Рани пережила мужа всего на один год и один месяц.
Вернувшись в Индию, в 1934 году супруги основали прогрессивную киностудию «Bombay Talkies». С этой студией связаны яркие страницы истории индийского кино. В год снимали по три фильма. Почти во всех Девика играла главные женские роли. В 1936 году вышел самый известный из фильмов с участием Девики Рани – «Неприкасаемая». Эта роль сделала её примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков далеко за пределами Индии. В самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После этого фильма ни одна из индийских актрис не могла соперничать с Девикой Рани в популярности.
Портрет в жёлтом сари – первый портрет Девики, написанный художником в Кулу, осенью, через полгода после их свадьбы, – пронизан особой нежностью чувств. Сама же она – одухотворённый образ земной женщины с проникающим в сердце взглядом больших выразительных глаз.
Свадьбу Святослава Николаевича и Девики Рани население Кулу отметило с необычайной торжественностью. Все 365 храмов, находившихся в долине, прислали своих представителей встречать Девику. Люди пели, танцевали и забрасывали цветами паланкин, в котором её несли до дома, стоящего высоко над рекой. Девику торжественно ввели в дом, осыпая лепестками цветов, которыми благоухала долина; особенно, как вспоминает Девика, много цвело тогда жёлтого жасмина, наполнявшего окрестность чудесным ароматом…». (С. Н. Рерих. Священная флейта. Автор-составитель О. В. Румянцева, Самара, Издательский дом «Агни», 2000).
После 1945 года Девика несколько лет работала в Комитете цензуры. В 1953 году она была избрана членом новой Академии Искусств Индии и состояла в числе её советников и основателей. В 1955 году организовала в Дели семинар по проблемам и путям развития индийского кино. В 1958 году была награждена орденом «Падма Шри», в 1970 году первая получила высшую премию Индии за вклад в киноиндустрию. Имела и зарубежные награды – советская премия имени Джавахарлала Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984). На протяжении многих лет Девика была активным членом различных культурных (общественных и правительственных) организаций.
Когда журналисты часто спрашивали у Девики, не жалеет ли она о том, что так неожиданно и вдруг бросила мир кино, она неизменно отвечала: «Я никогда не оглядываюсь назад. Для меня важно только то, что есть сейчас и то, что будет».
Умерла Девика Рани Рерих 9 марта 1994 года в Бангалоре. Индийская поэтесса Сароджини Найду назвала Девику «магическим цветком романтики». Этот магический цветок, околдовывавший поколения поклонников Девики, будет продолжать завораживать и вдохновлять людей ещё надолгие годы.
Рерих, Девика Рани
Содержание
Биография
Девика Чоудхури (Рани — артистический псевдоним [1] ) была правнучкой родной сестры Рабиндраната Тагора. Её отец, полковник М.Н. Чоудхури, был первым индийским начальником медицинского управления Мадраса (с 1996 Ченнай).
Национальный лидер Индии и поэтесса Сароджини Найду, соратница Ганди, назвала Девику «магическим романтическим цветком».
Награды
В 1958 году президент Индии присвоил Девике Рани награду Падма Шри, четвёртую из высших государственных наград Индии. В 1970 году она первой была награждена премией (англ.) русск. имени основателя индийского кино Дадасахеба Фалке (англ.) русск. (высшая премия Индии за вклад в киноиндустрию [1] ).
Мемориал Рерихов
В 1993 году, после смерти Святослава Рериха и за год до своей смерти, для сохранения и развития духовного и материального наследия семьи Рерихов в Индии, Девика Рани Рерих основала Международный Мемориальный Трест Рерихов (ММТР). ММТР находится в селении Наггар в долине Кулу (англ.) русск. [2] (штат Химачал Прадеш, округ Куллу).
На территории ММТР, неподалеку от места кремации Николая Рериха, находится место кремации Девики Рани Рерих. Именно здесь, под липами, привезенными из Европы и посаженными в своё время самими Рерихами, на маленькой скамеечке больше всего любила отдыхать Девика Рани, и сюда же она завещала захоронить часть своего праха. На месте захоронения установлена простая каменная плита со знаком «Ом» и её именем.