актриса дэвис 4 буквы
АКТРИСА, СТАВШАЯ ЖЕРТВОЙ ГЕНИАЛЬНОГО ФИЛЬМА, ЗАПРЕТНОЙ ЛЮБВИ И МОЩНОЙ ДЕНЕЖНОЙ РАСКРУТКИ
3 января отмечала день рождения Мэрион Дэвис (1897-1961), актриса, ставшая жертвой гениального фильма, запретной любви и мощной денежной раскрутки.
Дэвис была дитя своего века. Только в эпоху немого кино могла стать звездой девушка, страдающая заиканием. Начинала карьеру Мэрион танцовщицей в шоу «Безумства Зигфельда». Спустя год после начала карьеры двадцатилетняя актриса познакомилась с магнатом Уильямом Херстом.
Херст обладал возможностями, которые казались безграничными. Он владел десятком газет, издавал такие журналы как «Космополитен» и «Харпер Базар», ему принадлежали радиостанции, шахты, консервные заводы, универмаг.
Проблема состояла в том, что 54-летний Херст был женат, воспитывая пятерых сыновей. Жена развода не давала категорически. Дэвис начала жить с Херстом просто так, заявив, что ей нужен сам Уильям, а не пустые формальности.
В ответ получила не только Уильяма, но и поистине грандиозный промоушен.
Создав компанию «Космополитен Пикчерз» Херст принялся делать из возлюбленной кинозвезду.
Успеха Дэвис добилась в 1922 году, сыграв Марию Тюдор в экранизации «Когда рыцарство было в цвету». В 1923 вышла ретро-драма «Маленький старый Нью-Йорк», где Дэвис исполнила роль девушки, вынужденной выдавать себя за родного брата. По сборам 1923 года Мэрион заняла первую строчку среди женщин-актрис.
И все равно, история актрисы яркий пример, что никакие деньги не купят успех. Не терпящий возражений, всегда убежденный в собственной правоте магнат допустил в раскрутке любимой большие ошибки.
Дэвис была актрисой явно комического плана, доказав это такими фильмами как «Люди искусства» и «Петси», но с подачи Херста ей то и дело приходилось изображать романтическую героиню.
Работала против Мэрион и назойливая реклама. Каждый ее фильм, а порой их было три в год, сопровождался каскадом фоток в подвластных Херсту изданиях. По радио зачитывались письма якобы от зрителей и рассказывались трагические истории самоубийств от страсти к кинозвезде. Сама Мэрион чувствовала, как Херст пересаливает, по ее словам такая непрестанная огласка раздражала публику.
По складу характера Мэрион Дэвис оказалась типичным представителем «века джаза», любя веселиться и сорить деньгами. Спутник жизни и здесь ее поддерживал. На участке калифорнийского побережья он отгрохал усадьбу «Херст-касл», включающую 130 комнат, среди которых 56 спален, 61 уборная, 19 гостиных, несколько бассейнов, кинотеатр, аэродром. На территории усадьбы Херст и Дэвис собрали крупнейший в мире частный зоопарк. Там гуляли слоны, крокодилы, какаду, страусы.
Вечеринки с участием Чарли Чаплина, Бернарда Шоу и Уинстона Черчилля потрясали «Херст-касл» еженедельно. Естественно, веселье неудовлетворенной в творческом отношении актрисы скоро приобрело болезненный размах.
Когда в киноиндустрию пришел звук, карьера Дэвис чуть не закончилась. Как было сказано выше, Мэрион страдала заиканием. Сосредоточиться она все же могла, ибо звуковой барьер ей, в отличие от большинства коллег, перейти удалось. И все-таки ей совершенно явно не хватало сногсшибательной харизмы Джоан Кроуфорд или драматического таланта Бетт Дэвис.
В 1937 она ушла из кино.
Херст к этому времени основательно растратился. Его долги составляли 126 миллионов долларов. Пришло время Мэрион доказывать свою любовь. Она продала все свои драгоценности и вручила Херсту чек на внушительную сумму.
В 1941 году молодой гений Орсон Уэллс, получив карт-бланш от компании «РКО», снял шедевр «Гражданин Кейн», положив в сценарную основу линию жизни Херста.
Болезненно картина ударила не столько по репутации магната, сколько по Мэрион. Согласно сюжету «Кейна», герой живет с бездарной певичкой, в которую безуспешно вкладывается, пытаясь вытянуть ее к звездам. Поскольку роман Дэвис с Херстом не был тайной за семью печатями, возникла рифмовка: Мэрион Дэвис = Сьюзан Кейн, то бишь Мэрион Дэвис = бездарная актриса. До эпохи трекеров фильмы с участием Дэвис были доступны только синефилам, потому миф о ее бездарности только ширился. Напрасно сам Уэллс в многочисленных интервью опровергал тождество Мэрион и экранной героини, говоря, что Дэвис была талантливой комедианткой и покровительство Херста принесло ей больше вреда, чем пользы.
В 1951 Херст умер. Его семья не пустила многолетнюю сожительницу на похороны. Через одиннадцать недель Мэрион впервые пошла под венец с давним другом Хорасом Брауном. С ним она и прожила остаток.
В 1956 перенесла инсульт. В 1961 прооперировала остеомелит. Через двенадцать дней после операции упала и сломала ногу.
Через полгода отдала Богу душу.
Сейчас доступен добрый десяток фильмов с ее участием и каждый может сделать вывод, какая Мэрион актриса, не доверяя штампу, поставленному фильмом «Гражданин Кейн».
Одинокая жизнь главной стервы Голливуда
Первая кинопроба Бетт Дэвис прошла крайне неудачно: в Голливуде сочли, что ее внешность не годится для кино.
Острый «лисий» подбородок, глаза с поволокой, тяжелые веки… Ее необычный взгляд режиссеры стремились подчеркнуть при помощи освещения и макияжа. «Глаза Бетт Дэвис» («Bette Davis Eyes») – так называлась песня исполнительницы в стиле кантри Ким Карнс, возглавившая в 1982 году хит-парады США.
Бетт Дэвис. Фото: wikipedia.org
Актриса была невысокого роста – 160 сантиметров, но, волевая и упорная, она сломала сложившиеся к тому времени каноны звездной красоты и заставила боготворить себя миллионы. Она стала живым воплощением протеста против голливудской слащавости и неестественных эффектных поз.
Бетт Дэвис умела держать себя, грациозно двигаться, красиво носить одежду. Она пользовалась услугами дизайнеров модного итальянского Дома Gattinoni наряду с Ингрид Бергман и Анной Маньяни. Она была невероятно пластична и выражала эмоции через движение, как танцовщица. Самыми сильными в ее исполнении были эпизоды без текста – она играла жестами, мимикой.
Чего стоил королевский жест ее Марго из фильма «Все о Еве», когда она, не оборачиваясь, сбрасывала шубу – абсолютно убежденная, что десятки мужчин кинутся ее подхватить… Наверное, ни в одну свою героиню Бетт Дэвис не вложила столько себя – настоящей актрисы, внешне абсолютно свободной, независимой и благополучной, а на самом деле испытывающей чувство неудовлетворенности и смятения.
Бетт Дэвис. Фото: GLOBAL LOOK press/Scherl
Роли роковых соблазнительниц, женщин-вамп удавались ей как никому. И роли независимых дам с сильным волевым характером, которым обладала она сама.
Она родилась 5 апреля 1908 года в маленьком городке Лоуэлл. Отец ушел из семьи, когда Рут Элизабет (настоящее имя актрисы) и ее сестра Барбара были совсем малышками. В театральную школу Бетт не приняли. «Сожалею, но у девочки совсем нет таланта» – таков был вердикт экзаменатора. Но это не остановило Бетт. Она верила в себя.
Она окончила Мэриарденскую балетную школу и драматическую школу Джона Андерсона в Нью-Йорке, стала выступать на Бродвее, и вскоре 20-летней актрисой заинтересовался Голливуд. Правда, и тут не все было гладко. «Откуда вы взяли это ужасное существо?» – с такого вопроса началось знакомство Дэвис и продюсера Самюэля Голдвина в 1930 году. (Через 12 лет, заплатив актрисе 100 тысяч долларов за участие в «Лисичках», он принесет ей публичные извинения.)
Но Бетт Дэвис непросто было смутить. Для нее не существовало непреодолимых препятствий. Она никогда не сдавалась.
Бетт Дэвис. Фото: GLOBAL LOOK press
Начав с небольших ролей, со временем Бетт стала самой высокооплачиваемой актрисой Америки, первой леди американского кинематографа. Она создавала яркие образы сильных и властных женщин. Критики даже шутили: чем стервознее героиня, тем лучше играет Бетт Дэвис. Обычную голливудскую мелодраму она умела поднять до шекспировских высот. Дэвис сравнивали с великой трагической актрисой прошлого Элеонорой Дузе.
Говорят, именно Дэвис назвала награду Американской киноакадемии «Оскаром», заметив сходство статуэтки с одним из своих мужей, которого действительно звали Оскаром. Актриса номинировалась на «Оскар» десять раз и завоевала премию два раза. После ее смерти обе статуэтки были выкуплены Стивеном Спилбергом, который вернул их Американской киноакадемии.
На первом месте для нее всегда было кино. Личная жизнь – на втором. Так складывались обстоятельства, и с этим ничего нельзя было поделать. Хотя больше всего актриса мечтала о дружной семье и собственном доме.
В 1932 году она вышла замуж за друга юности – джазового музыканта. Брак длился недолго – ее избранник не смог смириться с ролью лишь мужа знаменитости. Она попыталась создать семью во второй раз, и опять неудачно – муж, управляющий гостиницы, погиб в результате несчастного случая.
Бетт Дэвис. Фото: GLOBAL LOOK press
Бетт было 39, когда у нее родилась дочь, названная Барбарой – в честь любимой сестры. Но третий супруг, отец девочки, художник Уильям Шерри, бросил Бетт, женившись на няньке собственной дочери, да еще заставил платить ему алименты.
После съемок фильма «Все о Еве» Бетт вышла замуж за партнера по ленте, актера Гари Меррилла, который был намного моложе ее. Первое, что они сделали, – взяли в родильном доме только что появившуюся на свет девочку. Ее назвали Марго. Теперь Гари уезжал на съемки, а Бетт оставалась с детьми и ждала возвращения мужа в новом доме, который сама обставила. В январе 1954 года пара усыновила мальчика, Майкла. Звезда погрузилась в домашнее хозяйство и заботы о детях и с удовольствием называла себя Миссис Меррилл. Кино, казалось, было где-то далеко. Но муж не давал ей забыть о том, что она Бетт Дэвис.
Бетт Дэвис. Фото: GLOBAL LOOK press
«Одинокая жизнь» – так назвала Бетт Дэвис книгу о себе, выпущенную в 1962 году, в которой, как и в своих интервью, была откровенна. Ее роли вошли в список из 100 самых великих злодеек в истории кино: это Реджина Гидденс («Лисички», 1941) и Джейн Хадсон («Что случилось с малышкой Джейн?», 1962). Ради правды она не щадила ни своих экранных героинь, ни себя.
Дэвис не боялась предстать перед зрителями некрасивой, плохо одетой, растрепанной, больной, уродливой, ей давали сложные психологические роли. Даже в молодости Бетт играла старух – с мешками под глазами и грузной походкой. В 30 лет она снялась в роли 60-летней королевы Елизаветы в своем первом цветном фильме «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса». А в 1955 году, к ужасу продюсеров, явилась на съемки ленты «Королева Елизавета» обритой наголо, потому что Елизавета была лысой.
Бетт Дэвис. Фото: GLOBAL LOOK press/Beitia Archives
Бетт добивалась всего, чего хотела. Стойкости и принципиальности ей было не занимать. Только одну роль ей так и не удалось сыграть – Скарлетт в «Унесенных ветром». И об этом Бетт Дэвис сожалела всю жизнь. После инсульта, частично парализованная, актриса продолжала сниматься. За свою долгую жизнь она сыграла около сотни ролей.
Последний раз Бетт, живая легенда кино, появилась на сцене фестиваля в Сан-Себастьяне в облаке сигаретного дыма, а спустя несколько дней – 6 октября 1989 года – умерла от рака легких во французском городе Ньюили на Сене. Столетний юбилей актрисы отметили в США, выпустив почтовую марку. На могиле Бетт Дэвис написано: «Она добилась этого своим собственным трудом!».