актриса доживем до понедельника учительница английского
Непростая судьба Ирины Печерниковой — образца для подражания советских учителей
Звезда из «Доживем до понедельника» ушла из жизни в День знаний.
Фото: ТАСС / Фото ИТАР-ТАСС
А ведь именно после роли Печерниковой эта профессия стала уважаемой и почитаемой. Артистка фактически стала эталоном школьного учителя, для которого род деятельности — не способ заработка, а настоящее призвание. И хотя актриса позже снялась еще в двух десятках кинолент, для большинства она навсегда осталась Натальей Сергеевной, учительницей английского языка.
Замужем Печерникова была трижды, но первые два брака были скоротечными, а третий муж скоропостижно погиб в 2000 году спустя три года после свадьбы. Детей у артистки нет. Неудачи в личной жизни и затяжной кризис в 90-е годы привел к затяжной депрессии. Актриса начала злоупотреблять алкоголем и практически перестала общаться с внешним миром. Но через некоторое время она смогла побороть череду неудач, и уже к 2010 году вновь стала появляться на телеэкранах.
Уже спустя много лет после смерти мужа артистка призналась, что по-настоящему любила своего последнего мужа — актера Александра Соловьева. За два года до собственной смерти Печерникова в эфире передачи «Судьба человека» рассказала, что так и не оправилась от потери, хотя и уже меньше переживает об утрате.
«Время не лечит, только притупляет чуть-чуть», — призналась актриса в 2018 году.
В тяжелые годы ее поддерживали друзья и близкие. По словам артистки, ее окружали замечательные люди, да и природа помогала справляться с горем. После смерти мужа актриса предпочла шумной съемочной площадке тихую жизнь в деревне под Ярославлем. Там она основала быт вместе со своей подругой Ниной. Звезду «Доживем до понедельника» не пугала жизнь в глуши, поскольку ей нравилась тишина, а людей она сторонилась даже на пике популярности.
Артистка скончалась накануне своего дня рождения. 2 сентября ей должно было исполниться 75 лет. Ирина Печерникова снялась в таких фильмах, как «Каменный гость», «Доживем до понедельника», «Города и годы», «Личное счастье», «Человек меняет кожу», «Однокашники» и многих других.
Учительница английского из «Доживем до понедельника» и другие яркие роли Ирины Печерниковой.
Неугомонная девчонка и будущая замечательная советская актриса Ирина Печерникова родилась в судьбоносном для мира 1945 году. В городе Грозном где жили и работали ее родители простые советские геологи.
На театральный она поступила с первого раза и уже на втором курсе начала играть в театре интересные и сложные роли.
Донна Анна «Каменный гость» (1966).
Учительница английского Наталья Горелова. «Доживем до понедельника» (1968).
Так же в этом фильме зажглась звезда другой замечательной советской актрисы Ольги Остроумовой.
Иннокентий Смоктуновский в роли пристарелого лавеласа Пётра Васильевича.
Главная роль в сентиментальной мелодраме о подростковых мечтах и первой любви и дружеском плече.
На эпизодическую роль в шпионском детективе «Вариант «Омега»» прибывавшая тогда в зените своей популярности актриса, согласилась исключительно ради возможности познакомится со своим любимым актером Олегом Далем.
Жена главного героя советского развесчика Сергея Скорина в исполнении Олега Даля. Вариант «Омега» (1975)
В дальнейшем кинокарьера этой замечательной актрисы к сожалению пошла нам спад. Но все же она сыграла ряд ярких хотя и второстепенных ролей.
Графиня Луиза де Кавеньяк. Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (1976)
Лиза в экранизация одноимённого романа Константина Федина «Первые радости» (1977).
Прелестная авантюристка Катарина в музыкальной пародии по мотивам одноименного рассказа Артура Конан Дойла «Голубой карбункул» (1979)
Личная жизнь актрисы была не менее захватывающий чем ее героинь. Ирина Викторовна была замужем за польским музыкантом Збигневом Бизоном и известным актером Борисом Галкиным.
А так же была наполнена как счастьем так и болью трагическая история люби Ирины Печерниковой и Александра Соловьева.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Учительница английского из «Доживем до понедельника» и другие яркие роли Ирины Печерниковой.
Неугомонная девчонка и будущая замечательная советская актриса Ирина Печерникова родилась в судьбоносном для мира 1945 году. В городе Грозном где жили и работали ее родители простые советские геологи.
На театральный она поступила с первого раза и уже на втором курсе начала играть в театре интересные и сложные роли.
Донна Анна «Каменный гость» (1966).
Учительница английского Наталья Горелова. «Доживем до понедельника» (1968).
Так же в этом фильме зажглась звезда другой замечательной советской актрисы Ольги Остроумовой.
Иннокентий Смоктуновский в роли пристарелого лавеласа Пётра Васильевича.
Главная роль в сентиментальной мелодраме о подростковых мечтах и первой любви и дружеском плече.
На эпизодическую роль в шпионском детективе «Вариант «Омега»» прибывавшая тогда в зените своей популярности актриса, согласилась исключительно ради возможности познакомится со своим любимым актером Олегом Далем.
Жена главного героя советского развесчика Сергея Скорина в исполнении Олега Даля. Вариант «Омега» (1975)
В дальнейшем кинокарьера этой замечательной актрисы к сожалению пошла нам спад. Но все же она сыграла ряд ярких хотя и второстепенных ролей.
Графиня Луиза де Кавеньяк. Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (1976)
Лиза в экранизация одноимённого романа Константина Федина «Первые радости» (1977).
Прелестная авантюристка Катарина в музыкальной пародии по мотивам одноименного рассказа Артура Конан Дойла «Голубой карбункул» (1979)
Личная жизнь актрисы была не менее захватывающий чем ее героинь. Ирина Викторовна была замужем за польским музыкантом Збигневом Бизоном и известным актером Борисом Галкиным.
А так же была наполнена как счастьем так и болью трагическая история люби Ирины Печерниковой и Александра Соловьева.
Что случилось с молодыми актерами из фильма «Доживем до понедельника»
Успех картине принесли не только замечательные сценарий и режиссура, не только работа мэтров, но и старания юных исполнителей
21 сентября 1947 года родилась Ольга Остроумова — одна из самых красивых советских актрис. Ее первым фильмом стал «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, который и принес актрисе известность. В день рождения Ольги Остроумовой мы вспоминаем, что стало с молодыми актерами, дебютировавшими в этом фильме.
В картине «Доживем до понедельника» 21-летняя Ольга сыграла красотку-десятиклассницу Риту, в которую влюблены одноклассники — самоуверенный Батищев (Игорь Старыгин) и скромный, но очень умный Генка Шестопал (Валерий Зубарев). Старшеклассники неожиданно оказываются в центре школьного скандала, который помогает им по-новому увидеть и самих себя, и друзей, и преподавателей.
Ольга Остроумова (Рита Черкасова)
Вскоре после «Доживем до понедельника» Ольга Остроумова сыграла Женю Комелькову в фильме «А зори здесь тихие. » (1972 г.). Отчаянная рыжеволосая красавица запала в душу каждому, кто посмотрел эту картину.
На Остроумову посыпались предложения от режиссеров. Но все они, будто сговорившись, предлагали играть однотипные роли, а Ольга не хотела остаться в истории кинематографа только «Женей Комельковой». Она не торопилась, выбирала и только после долгого перерыва согласилась на роль в фильме «Василий и Василиса» (1981 г.). Роль Василисы артистка считает своей лучшей работой.
Кадр из фильма «Василий и Василиса», 1981 г.
Затем были фильмы «Любовь земная» и «Судьба», которые получили Госпремию СССР. После «Гаража» Эльдара Рязанова (работа в котором, по признанию Остроумовой, не принесла ей большого удовольствия) актриса на несколько лет исчезла с экранов, полностью отдавшись работе в театре Моссовета.
Впрочем, потом еще были работы в картинах «Не было печали», «Безумный день инженера Баркасова», «Змеиный источник». Снялась Остроумова и в мистическом триллере под названием «По ту сторону волков». Любители сериалов могли увидеть ее в «Бедной Насте» — в роли княгини Марии Долгорукой.
В 1996 году Ольга Остроумова, уже вырастившая к тому времени двоих детей от второго брака, вышла замуж за известного актера Валентина Гафта. Супруги счастливы и до сих пор вместе, а Остроумова много снимается и сегодня: она по-прежнему удивительно привлекательная женщина.
Игорь Старыгин (Костя Батищев)
Визитной карточкой Игоря Старыгина стал Арамис из легендарной ленты «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Красивого, харизматичного актера называли советским Аленом Делоном.
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978 г.
Интересно, что в ГИТИС Старыгин когда-то пошел поступать «за компанию» с друзьями — сработал стадный инстинкт. И из всей компании поступил лишь он один.
Первой его яркой ролью стал Батищев, а после «Доживем до понедельника» последовали такие известные фильмы, как «Обвиняются в убийстве», «Адъютант его превосходительства», «Красное и черное». Однако с популярностью его Арамиса ничто не сравнится — он на всю жизнь остался для наших зрительниц благородным аристократом-мушкетером.
В 80-х на экраны вышел многосерийный фильм «Государственная граница», в котором Старыгин предстал в образе белого офицера. Фильм сначала хотели запретить, но помогло заступничество Галины Брежневой.
Успешной была и работа Старыгина на сцене — например, в театре Моссовета он играл вместе с такими звездами, как Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
В 90-х стало подводить здоровье — Игорь Старыгин перенес несколько сложных операций. Впрочем, потом его снова стали приглашать сниматься. Зрители могли увидеть любимого артиста в сериалах «Кодекс чести», «Козленок в молоке», «Потерявшие солнце».
Красавец актер 5 раз был женат, и ни одна из бывших жен не держит на него обиды: он сумел сохранить добрые отношения со всеми. Пятая, и последняя, супруга — Екатерина Табашникова — стала для него ангелом-хранителем. Она ухаживала за артистом во время его болезни. После тяжелого инсульта, 8 ноября 2009 года, Игоря Старыгина не стало.
Юрий Чернов (Сыромятников)
Сыгравший в фильме веселого лоботряса Сыромятникова Юрий Чернов мог бы стать известным в роли Петрухи («Белое солнце пустыни»). Его приглашал туда режиссер Владимир Мотыль, однако Юрий отказался — он хотел выступать в цирке.
За плечами у Чернова цирковое училище и ГИТИС, он сыграл в сотне фильмов — в основном в эпизодах. Сыграл, кстати, роль отца Сергея Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника». Много снимался в «Ералаше», вел «Спокойной ночи, малыши!» и «Колесо истории».
Чернов — настоящий человек-оркестр: он умеет виртуозно играть на многих музыкальных инструментах, выступает с концертами, записывает диски. А еще он много работает для Общества инвалидов, ведет издательскую работу.
Валерий Зубарев (Генка Шестопал)
Валерий Зубарев с 7 лет много снимался в детских и юношеских картинах. Однако во ВГИК его не приняли, объяснив, что ему нечему учиться, — он и так уже все знает и умеет.
По совету родителей Валерий отнес документы в торговый техникум, после окончания которого работал по специальности, сначала продавцом, а потом — директором магазина. В начале 90-х он открыл собственный бизнес по грузоперевозкам.
Людмила Архарова (Надя Огарышева)
Та самая Надя, которая написала в сочинении о своей мечте — иметь большую семью, хорошего мужа и много детей. Юную Людочку Архарову заметил ассистент режиссера картины «Доживем до понедельника» — она как раз поступала в Щукинское училище. Не поступила. Но в фильме снялась, и на нее обратили внимание.
После окончания педучилища Людмила два года проработала учительницей, а потом все-таки поступила в ГИТИС — на факультет музыкальной комедии. Получив диплом, Архарова работала в детском музтеатре, а затем перешла в труппу Центрального Дома Советской армии. Пела в опереттах — ее называли «золотым голосом». Вышла замуж, родила дочь Викторию.
После рождения дочери она уже не выходила на сцену — стала преподавать вокал в Раменском районе Московской области. Людмила Архарова умерла 30 сентября 2012 года.
Судьба актеров культового фильма сложилась по-разному, однако, несмотря на это, всех их помнят и любят за прекрасные роли. А фраза Генки — «Счастье — это когда тебя понимают» — давно стала крылатой.
За кадром фильма «Доживем до понедельника»: Почему руководство Госкино требовало запретить съемки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В основу сценария легла повесть Георгия Полонского «Доживем до понедельника». По ней он создал сценарий, который стал его дипломной работой на Высших сценарных курсах. Это было первое произведение 28-летнего автора, и никто не ожидал от начинающего писателя и драматурга такой психологической достоверности и глубины. По его замыслу, главный герой, учитель истории Мельников, – человек зрелый, немало повидавший, фронтовик с тяжелым ранением. Поэтому автор был категорически против кандидатуры Вячеслава Тихонова – он был слишком молод и красив для этой роли. Однако возрастной грим и талант актера сделали свое дело, и образ получился очень убедительным.
Сам Тихонов тоже не сразу согласился на участие в съемках. До этого он исполнил роль князя Андрея Болконского в «Войне и мире», что далось ему ценой невероятных душевных усилий, к тому же результатом он остался недоволен (« Ну какой я князь? Посмотрите на мои руки! »). Он настолько не нравился себе в этой роли, что даже всерьез думал о том, чтобы уйти из кино. Его герой, учитель истории Мельников, тоже находился на перепутье, у него менялось отношение к профессии и происходила переоценка жизненных приоритетов, из-за чего он сомневался в том, имеет ли он право преподавать. Именно из-за близости внутренних конфликтов актера и героя Ростоцкий и настаивал на том, чтобы эту роль сыграл именно Тихонов.
По поводу этого образа у актера было много сомнений: « Я дважды отказывался, потому что после четырех лет, проведенных в мире Льва Толстого, не хотел играть роль учителя. Решился после того, как Станислав Ростоцкий поставил жесткое условие: «Если ты мне друг – будешь играть!» … Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться… В картине я играл и свои собственные переживания. А позже понял, что благодаря этому фильму обрел веру в свои силы и вернулся в кинематограф ».
Для многих молодых актеров участие в фильме Тихонова стало настоящим подарком судьбы. Работа с мэтром и привлекала их, и пугала одновременно. Ирина Печерникова рассказывала: « Поначалу было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна и та же съёмочная группа, а я была новенькая. Да к тому же я тогда, как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и совершенно зачарованно мне говорит: «Ира, посмотрите, какая красота!», и показывает на разложенные вокруг по всей комнате блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители считали нас мужем и женой. Хотя он для меня всегда был просто очень любимым артистом ».
На роль учительницы английского языка, которую сыграла Ирина Печерникова, пробы проходили Светлана Светличная и Валентина Шендрикова, но режиссер выбрал «незасвеченное лицо». Эту роль Печерникова сыграла на одном дыхании, хотя поначалу тоже хотела от нее отказаться: « Я без вдохновения отнеслась к предложению сниматься в фильме про школу. Подумалось, что будет типичная идеологическая ерунда. Но прочла сценарий и загорелась! Вообще съемки в «Доживем до понедельника» работой никак не назовешь. Было ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо, И когда сейчас меня спрашивают, как я работала над ролью, я не знаю, что ответить. Я же не могу сказать, что не работала, а только радовалась ».
Зрители могли бы никогда не увидеть этого фильма, так как руководству Госкино история о немолодом учителе, переживающем период переоценки ценностей, показалась слишком острой. К тому же, чиновники посчитали, что в сценарии искажается образ советского учителя и дискредитируется сама школьная система, показанная совсем не в русле официальной идеологии. Поэтому они подготовили письмо министру культуры с требованием запретить съемки. Но процесс уже начался, и запрета чудом удалось избежать. Режиссер рассказывал: « Мы послали в Госкино литературный сценарий, потом режиссёрский, но ответа всё не было и не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съёмки. По тем временам это было неслыханно и грозило ему большими неприятностями. Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому съёмки проходили очень быстро – мы сняли фильм всего за три с половиной месяца ».
Но даже после того, как фильм был снят, его не сразу выпустили в прокат. Из Госкино пришло в письмо, в котором было сказано, что запуск фильма «Доживем до понедельника» был самой большой ошибкой киностудии им. Горького. По требованию цензоров пришлось переозвучить эпизод, в котором школьникам предлагают написать сочинение на тему «Счастье – это…» и учитель говорит: «Все напишут, что счастье в труде». В этом усмотрели иронию по отношению к непреложным советским ценностям и фразу пришлось заменить: «Все напишут, как полагается». Претензии возникли и к тому эпизоду, когда героиня Печерниковой после конфликта с учениками говорит: «А я никого не держу!», и класс встает и выходит. Это вызвало возмущение: мол, это неуважение к учителю, и в советской школе такое просто недопустимо. Пришлось оставить только тот момент, когда один мальчик поднимается и хлопает партой – и в этот момент звенит звонок. Зрителям становится понятно, что класс взбунтовался, хотя этого и не показывают.
Фильм полгода пролежал на полке, и только после показа на Всесоюзном съезде учителей, где его встретили бурными овациями, было решено все же начать прокат. У массовой публики реакция была еще более восторженной. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» «Доживем до понедельника» признали лучшим фильмом 1968 года. В следующем году фильм получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве, а в 1970 г. стал лауреатом Госпремии СССР. Спустя годы режиссер говорил: « Я думаю, что, если бы не было советской системы и не было такого духа сопротивления, то и картина бы не получилась ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: