актриса эстетика профессии кино
cinematographua
Записки продюсера
В данной статье рассматриваются особенности актерской профессии. Я сужу исключительно со стороны, наблюдая за своими знакомыми и за всей отраслью в целом. Сам я не имею актерского образования, поэтому к написанному ниже вы вполне можете относиться скептически.
Цена вопроса
Если идете в актерскую профессию, то стоит осознавать что шансы стать звездой примерно такие же, как шансы выиграть в лотерею. Но только в отличие от лотереи, в случае проигрыша вы рискуете потерянными годами, разочарованием. Среди неудавшихся актеров на почве невостребованности не редкость хроническая депрессия и алкоголизм.
Поэтому нельзя питать иллюзий по поводу специальности. Стоит сразу осознавать все риски.
Привлекательность профессии
Актерская профессия во все времена привлекала людей. Светские вечеринки, фестивали, презентации, поклонники, астрономические зарплаты.
Часто по той же причине родители отдают детей в спортивные школы, в надежде сделать их спортивными звездами.
Но есть и обратная сторона. На несколько десятков успешных актеров приходится много тысяч невостребованных.
Американские исследователи уже давно заметили что повальная мода среди молодежи на такие профессии как актер и спортсмен наносит прямой ущерб экономике. Из-за этой моды плодится огромная армия нереализованных молодых людей, с завышенными ожиданиями. Есть повод задуматься.
Самокритичность
Главное понять причины почему вы выбрали эту специальность. Нереализованные амбиции родителей? Желание стать богатым и знаменитым?
Достаточно ли у вас таланта? Видели ли вы свои пробы на видео? Сравнивали ли вы свою игру с игрой талантливых актеров? Объективны ли вы в оценке своих способностей?
Нужно реально оценивать свои шансы. Нельзя сильно полагаться на восторженные отзывы своих близких — они часто необъективны.
Пирамида
Всех актеров можно представить в виде пирамиды. Деление условно и во многом субъективно, но неплохо дает представление о шансах на успех.
1. На самой вершине 10-12 звезд высшего уровня. Они узнаваемы в том числе и за границей. Это такие актеры как Владимир Машков, Евгений Миронов, Олег Меньшиков и немногие другие.
2. Чуть ниже есть еще около 40-50 звезд второй величины. Они узнаваемы. У них за плечами главные роли в полнометражных фильмах. За границей они практически неизвестны.
3. Еще ниже на ступень около 200 актеров. Они узнаваемы, но массовый зритель часто не помнит их по фамилии. У них в карьере, как правило, роли второго плана, либо главные роли во второсортных и третьесортных фильмах и сериалах. Фамилии я называть не буду, чтобы не обидеть никого, но я думаю вы сами сможете представить к каким актерам можно было бы применить такое определение.
4. Остальные — это актеры играющие редкие эпизодические роли, роли в студенческих фильмах, групповка и массовка.
В любой специальности примерно такая же «пирамида успеха». Но в актерской она наиболее ярко выражена и внизу этой пирамиды только массовка.
А теперь об актерских ресурсах:
В России 7 федеральных театральных высших учебных заведений. Еще несколько региональных. А также огромное количество частных заведений — киношкол, курсов актерского мастерства и т. д.
Каждый год на «рынок труда» приходит пополнение из более чем тысячи профессиональных молодых актеров. И еще больше — любителей без серьезного образования.
И все мечтают стать звездой. Все хотят красивой жизни — поклонников, астрономические зарплаты, славу. У всех амбиции, непростой характер, завышенные ожидания.
А спрос на порядки меньше. Для кого-то это обернется личной трагедией и разрушенной судьбой.
Театр
Часть актеров принимают к себе театры. В России огромное количество театров, существует государственная поддержка театрального искусства.
Но. все равно емкость театров ограничена, по сравнению с предложением на «рынке труда». И худруки театров, как правило, творят все что им вздумается. Худрук — царь и бог в своем маленьком мире. Часто бывает так, что все заметные роли могут играть только родственники или любимчики (даже при бездарности и полном несоответствии типажу). Бывает что престижные и известные театры могут платить своим актерам сущие копейки, даже за главные роли в спектаклях!
Театральные актеры менее известны и популярные чем актеры кино. Психологический климат в большинстве театральных коллективов нездоров и напоминает серпентарий — вольер со змеями. И если в мире кинематографа актеры редко находятся бок о бок друг с другом дольше чем несколько месяцев, то в театре — постоянно в течение многих лет. И у всех амбиции, непростой характер, свои тараканы в голове. Соперничество, зависть, ненависть, сплетни, всё помноженное на раздутый эгоизм — это обыденное явление в большинстве театров.
Поэтому на театры особо рассчитывать не стоит. Если вы и будете работать в театре, то вряд ли станете от этого счастливым. В театральном мире есть масса своих проблем и особенностей.
Курсы актерского мастерства
Курсы актерского мастерства — это Клондайк. В последнее десятилетие процветают коммерческие структуры которые обучают актеров, обещая роли, связи и прочее. Они кормятся с нереализованных амбиций (и глупости) родителей молодых людей, мечтающих пройти в мир кинематографа через задний ход, с помощью денег.
Это иллюзия, что деньги решают все. 90% таких организаций проводящих курсы — мошенники. Их обещания ролей и знакомств в мире кино — пусты.
Пути к успеху
У каждого свой путь. Кому-то везет и он добивается успеха исключительно своим талантом. Кто-то пытается завести отношения с продюсерами или режиссерами. Некоторые начинающие актрисы женятся на перспективных студентах режиссерских факультетов, в надежде самой «вырастить» режиссера (по принципу: чтобы стать женой генерала нужно выйти замуж за лейтенанта).
Кто-то уходит из профессии — становится ведущим корпоративов и свадеб, а в худшем случае вообще зарабатывает на жизнь неквалифицированным трудом. Кто-то пытается снимать кино сам. Кто-то перебивается маленькими ролями, а потом спивается из-за депрессии и невостребованности.
Стоит помнить что успех зависит не от связей и даже не от таланта. Во многом он зависит от везения, от случайности.
Востребованность
Объективно, потребность в актерах всегда меньше чем предложение.
В мире не так много театров и снимается не так много фильмов.
В России, в последнее время, каждый год до больших экранов доходит 50-70 фильмов (которые прокатываются больше чем в 3 кинотеатрах).
Еще около 150-200 авторских фильмов (в том числе короткометражных) которые прокатываются только по фестивалям, практически не имея кассовых сборов.
Еще сотня сериалов разного уровня.
Часть актерской массы поглощают театры.
Еще есть огромное количество (свыше 500) студенческих учебных работ, а также любительского «трэшака». Но и они не могут сделать востребованными многотысячную армию актеров.
И это нормальный процесс, когда к вершине возносятся единицы, а остальные выпадают в осадок. Представьте себе, если бы на каждые десять человек было два актера, три художника, два музыканта, поэт и режиссер? Представили какой кошмар будет? Какая аудитория будет у каждого из них. Как обострится конкуренция. И во что превратится культура?
Рецепт
Универсального рецепта не существует. Единственное что может помочь — это избавление от иллюзий. Даже поступление в престижный ВУЗ не гарантирует успеха (и это при чудовищно большом конкурсе чтобы поступить в них).
Остается только трезво оценивать свои шансы. И еще — нужно учить сопутствующие профессии. Работать актером вам может и не доведется, но лучше вращаться в околокинематографической среде, чем работать совсем не по специальности.
Наступает эра транспрофессионализма. Чтобы быть успешным — нужно владеть как минимум 2-3 специальностями. Если речь идет о мире кино, то кроме актерской специальности учитесь сценарному мастерству, монтажу, режиссуре и т. д. Чтобы не оставаться в стороне от киноискусства.
Если вы овладеете несколькими кинематографическими специальностями, помимо актерской, то ваши шансы остаться на плаву, да еще и в мире кинематографа, будут гораздо выше. Иначе вы рискуете выпасть в осадок. Из-за невостребованности у многих актеров бывает многолетняя депрессия. Невостребованность иногда приводит к личным трагедиям. И при этом, увы, большинство ожидает именно эта участь.
Актриса
В России функционирует огромнейшее количество учебных заведений. Какие-то из них пользуются большей популярностью, какие-то – меньшей. И это не всегда связано с престижностью ВУЗа, колледжа или техникума. Например, пороги всех театральных учебных заведений, независимо от того, престижный это ГИТИС или мало кому известная театральная студия, каждый год неизменно оббивают невероятно большое количество молодых людей, мечтающих получить профессию актрисы или актера.
В России функционирует огромнейшее количество учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов всех направлений деятельности. Какие-то из них пользуются среди абитуриентов большей популярностью, какие-то – меньшей. И это не всегда связано с престижностью ВУЗа, колледжа или техникума. Например, пороги всех без исключения театральных высших и средне-специальных учебных заведений, независимо от того, престижный это ГИТИС или мало кому известная театральная студия, каждый год неизменно оббивают невероятно большое количество молодых людей, мечтающих получить профессию актрисы или актера.
Что заставляет их стремиться стать одним из служителей Мельпомены? У каждого свои цели. Кого-то манит перспектива стать известным и знаменитым. Кто-то гонится за «длинным рублем», поскольку уверен, что все актеры имеют более чем приличный доход. А для кого-то эта профессия является единственной возможностью проявить свои творческие способности и ежедневно дарить людям радость. Однако, независимо от того, какие цели преследует будущий актер или актриса, мало кто из поступающих в театральные ВУЗы и студии оказывается готов к тому, что работа в театре или киноиндустрии – это не только блеск рампы или всенародная любовь, но и тяжелей труд, способный «сломать» даже самого сильного и стойкого. И особенно это касается актрис, о профессиональной деятельности которых мы сегодня и поговорим.
Кто такая актриса?
Актриса – профессиональная исполнительница разноплановых женских ролей (как главных, так и второстепенных) в театральных постановках, кинолентах, видеоклипах или рекламных роликах, руководствующаяся сценарием и указаниями режиссера-постановщика.
Название профессии произошло от латинского actor (исполнитель), что прямо указывает на род деятельности специалиста – исполнять роль, играть кого-то. История профессии уходит корнями в глубокую древность, когда шаманы и ворожеи разыгрывали целые представления для своих соплеменников, чтобы добиться их послушания. Появление первых актеров принято относить к временам Древней Греции.
Однако поскольку в древнегреческих театрах выступать на сцене (да и вообще присутствовать на представлении) могли только мужчины, женщины-актрисы были только в труппах бродячих комедиантов, которые представляли собой античный народный театр. Профессионально заниматься актерской деятельностью актрисы смогли только в эпоху Средневековья, когда на театральных подмостках начали «ставить» светские пьесы.
Примечательно, что если профессиональные обязанности первых актрис были существенно ограничены шаблонностью и одноплановостью типажей, то после появления знаменитой Системы Станиславского (начало 20 века) работа актрис вышла далеко за пределы простого исполнения ролей. Современные актрисы, не только разучивают тексты роли и создают образ посредством использования внешних инструментов (костюма и грима), интонаций, взглядов, мимики и движений тела, но и принимают активное участие в обсуждении характера и типажа персонажа. Они буквально вживаются в роль, «примеряя» на себя описываемые в сценарии события и привнося в пьесу ситуации из реальной жизни.
Какими личностными качествами должна обладать актриса?
Так как описываемая нами профессия является творческой, то любая актриса, прежде всего, должна обладать ярко выраженным артистизмом и способностью к перевоплощениям. Кроме того, добиться успеха в актерской карьере актрисе помогут такие личностные качества, как:
Если же говорить о профессиональных знаниях и навыках, то хорошая актриса должна владеть не только актерским мастерством, но и знаниями в области основ психологии, современной и классической литературы, жанрово-ролевой специфики, музыкальных направлений и хореографии. Помимо этого, актриса, занятая в театральных постановках должна обладать сильным голосом, безупречной артикуляцией и способностью к естественному общению с коллегами по сцене.
Преимущества профессии актрисы
Не сложно догадаться, что главным преимуществом профессии актрисы все без исключения представительницы слабого пола считают возможность стать знаменитой и популярной. И в самом деле перспектива стать второй Мерлин Монро, Грейс Келли, Любовью Орловой, Алисой Фрейндлих или Ириной Муравьевой имеется у каждой талантливой актрисы. И нужно для этого совсем немного: счастливое стечение обстоятельств, огромное желание и гигантская работоспособность.
Одновременно с народной любовью и востребованностью у режиссеров актриса может рассчитывать и на увеличение гонораров, размер которых способен вызвать зависть у среднестатистического обывателя. Если верить журналу Forbes, то общий доход, например, Анастасии Заворотнюк составляет порядка 1 миллиона долларов, а вот Светлана Ходченкова, которая уже успела покорить не только отечественный кинематограф, но и Голливуд, по некоторым сведения только за один съемочный день получает больше 4000 долларов.
К несомненным преимуществам данной профессии также можно отнести:
Недостатки профессии актрисы
Сразу скажем, что актерская работа имеет не только преимущества, но и недостатки. И самым главным недостатком профессии актрисы является то, что того самого стечения счастливых обстоятельств можно ждать не один год (и даже десяток лет). Ярким примером тому может послужить карьера Людмилы Артемьевой («Таксистка», «Кто в доме хозяин», «Сваты» и т.д.), которая шла к своему профессиональному успеху долгих 18 лет.
К слову, среднестатистические актрисы (то есть, те, кому не посчастливилось родиться «под счастливой звездой») не могут похвастаться большими гонорарами. Так, согласно статистическим данным, среднемесячная зарплата актрисы театра сегодня составляет около 20-30 тысяч рублей. При этом большая часть заработков уходит на поддержание своего привлекательного внешнего вида, так как «лицо» артистки – это ее визитная карточка и один из основных «инструментов» работы.
Тем девушкам, которые решили для себя выбрать эту профессию, не стоит также забывать и о том, что за внешним блеском и благополучием работы профессиональная деятельность актрисы скрывает в себе:
Ну и самое главное, популярность – дама непостоянная. История отечественного кинематографа знает немало примеров, когда артистки, еще недавно купавшиеся в лучах всенародной любви, сегодня «тонут» в забвении. Их никто не приглашает на съемки кинолент или в театральные постановки, а значит и гонораров они не получают.
Где можно получить профессию актрисы?
Для того чтобы стать актрисой, совсем не обязательно иметь профильное образование, достаточно быть талантливой и удачливой. Очень многие известные артистки (например, Ия Саввина, Вера Глаголева или Фаина Раневская) либо вообще не имели актерского образования, либо получали его уже будучи знаменитыми и популярными.
Но необходимо принимать во внимание, что обучение в театральных ВУЗах или студиях – это не просто освоение азов актерского мастерства, но и возможность проявить свой творческий потенциал ведущим режиссерам. Ведь в учебных заведениях, как правило, очень часто проводятся мастер-классы, творческие встречи, студенческие постановки, в ходе которых режиссеры и известные актеры не только делятся профессиональными секретами, но и присматриваются к будущим артисткам. Поэтому мы все-таки рекомендуем сначала окончить профильное учебное заведение, и только потом пробовать свои силы на актерском поприще.
Кстати, больше шансов «приглянуться» режиссеру театра или кино имеют выпускники таких ведущих театральных ВУЗов России, как:
Эстетика актеров в видео
Для того что бы поверить в рассказанную историю должно сложиться множество факторов, мелочей, нюансов. В съемке видеоролика важно подобрать правильных актеров, людей которые проживают свою жизнь в ролике. Необходимо обратить внимание насколько они соответствуют роли, гармонично вписываются в сцену и что бы смотря ролик забыть, что это постановка и поверить в реальную историю, которая происходит на экране.
Актёр должен внешне соответствовать месту своего нахождения и роли отведенной ему.
Танцовщица отлично вписывается в урбанистическую сцену с граффити, она выглядит дерзко и от нее веет духом улиц, афрокосички дополняют и усиливают ее напористость.
А вот эти девушки совсем не похожи на танцовщиц, кажется будто они пришли с соседней дискотеки из сельпо, одежда плохо подобрана, образ совсем не продуман, выглядит колхозно.
Чтобы актеры выглядели эстетично нужно внимательно отнестись к внешнему виду. Каблуки на первой фотографии явно не для прогулки за городом.
А вот кроссовки или другая обувь на низком ходу была бы уместна как на этой картинке. Тем более спортивная обувь сейчас уместна в любой ситуации чего не скажешь о каблуках.
Очень важно подобрать актеров в соответствии с их возрастом. На примере 2 боевые подруги главных героев, только одна Александра Невского (О нем отдельно поговорим). Женщина во-первых уже как последние лет 15 не подходит на эту роль, а во-вторых яркие волосы говорят о том, что она как будто старается выглядеть моложе, но к сожалению ей это не удалось.
А очаровательная спутница Дуэйна Скалы Джонсона из фильма «Джуманджи». Очевидно, что спутница главного героя должна быть молодой, спортивной кокеткой.
Также нужно обратить внимание на то, насколько профессионально актеры играют свои роли. Переигрывают ли они или может не доигрывают, скованны ли или наоборот их движения слишком неестественны или вульгарны. Александр Невский явный пример, когда актерская игра выглядит нарочито-вульгарно. Гримаса из его губ трубочкой превращает любую сцену в шапито, чего не скажешь о Бреде Пите в фильме «Ярость» где он мужественный, без лишнего напряга мускул.
Эстетика актёров в видео.
Так на что же нужно обратить внимание при съёмке актёров, чтобы их присутствие в кадре было эстетичным?
Так же огромную роль играют искренние эмоции на лице актера, ведь зритель всегда почувствует фальш.
2. Образ. Одежда.
3. Композиция.
4. Свет.
Свет выполняет две функции. Во-первых, техническую – без определенного уровня освещенности снимаемого объекта невозможно получить качественное изображение, без света не бывает и цвета. А во-вторых, характер освещения, световой рисунок, соотношение тонов и цветов, световые переходы, динамика изменения света и цвета являются основными выразительными средствами кино. С помощью него можно выделить главного актера, обрисовать черты лица, сделать кадр более выразительным, разместить акценты. Передача с помощью света и тени объема и пространства в кадре становится важнейшим условием работы оператора со светом.
5. Цвет.
Хорошее кино — это не только сюжет и отличная игра актеров. Кино — это костюмы, музыка, декорации и, конечно же, цветовая гамма. Иногда мы и не замечаем, какую большую роль играют полутона и оттенки.
К примеру, в сериале «Во все тяжкие» есть один незаметный, но любопытный цветовой прием. Конечно же, все поклонники сериала знают о перевоплощении скоромного учителя химии в наркобарона. А теперь вспомните сцену диалога Уолтера с женой, когда он произносит ту самую известную фразу: «Я и есть опасность». В начале диалога Уолтер сидит рядом с супругой в красной рубашке — хоть он и злится, но перед нами все еще тот самый учитель химии. Но потом он начинает выходить из себя, снимает рубашку, остается в темно-бордовой футболке, произносит свою коронную фразу — и перед нами уже будто другой человек, намного увереннее в себе и куда более злой.
В «Алисе в Стране чудес» можно с удивлением обнаружить, что у многих персонажей есть собственный цвет: конечно, это Красная и Белая королевы, а также Алиса — её цвет синий, и Безумный Шляпник — ему принадлежит оранжевый. В ключевых сценах цвета героев становятся интенсивнее, а еще можно отметить то, как их цвета работают в одном кадре и как они влияют друг на друга.
6. Харизма.
Термин «харизма» можно определить как «способность вызывать интерес к себе». За харизматичным человеком всегда интересно наблюдать, даже если он не артист, а просто встреченный вами прохожий. Секрет в умении транслировать свои переживания и вызывать у зрителя иллюзию сопричастности. По настоящему харизматичные актеры могут не быть хороши собой, но приковывать взгляд зрителя и держать на себе внимание на протяжении всего фильма.
Профессия: Актер
Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»
Фаина Раневская
До Нового года всего ничего! А какие специалисты в Новый год отвечают за сказку и волшебство? Правильно, актеры! Артисты театров и цирков к концу декабря готовят новую программу. В канун праздника в кинотеатрах выходят все «розово-романтичные» мелодрамы про рождественское и новогоднее чудо. Стартует сезон детских елок. Актеры в режиме 24/7 играют новогодние спектакли, ведут праздничные концерты и развлекают детей и взрослых в костюмах дедов морозов и снегурочек.
Давайте разберемся, насколько интересно, сложно и актуально сегодня быть актером. Где учиться актерскому мастерству и какие качества в себе необходимо воспитать, чтобы добиться успеха на сцене?
Описание профессии
Плюсы и минусы профессии
Положительные стороны профессии: |
+ Интересная творческая работа
+ Популярность и любовь зрителей
+ Возможность путешествовать
+ Творческое окружение
+ И даже возможность когда-то войти в историю
— Ненормированный рабочий график
— Нестабильный заработок
— Гастроли и жизнь в гостиницах, не всегда в комфортных условиях
— Для артистов балета и цирка велика вероятность получения травм
Какими качествами должен обладать (личные качества)
Где учиться
В театральных вузах и колледжах воспитывают будущих актеров. Там они учатся актерскому мастерству, сценическому движению и речи, акробатике, вокалу, танцу и многим другим профессиональным навыкам. Для успешного воплощения роли актеру нужно научиться ее анализировать, прочувствовать и буквально прожить жизнь своего персонажа.
Самые известные творческие колледжи страны для будущих актеров, артистов и музыкантов:
✔ Российская академия музыки им. Гнесиных
✔ Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
✔ Московская государственная академия хореографии
✔ Московский театральный колледж при Московском театре под руководством О. Табакова
✔ Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А. Филатова
Где работать
Актер может работать ведущим или аниматором, сниматься в рекламе, быть stand-up комиком или youtube-блогером. Но желанную работу по специальности, можно найти:
• в театрах (Сатирикон, МХТ им. А.П. Чехова, Большой театр, Венская опера)
• в кино (Мосфильм, Ленфильм, Голливуд)
• в цирке (Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, Cirque du Soleil)
• на эстраде
Оплата труда (диапазон зарплат)
Если не говорить о доходах звездных актеров и певцов, вроде Дмитрия Нагиева, Сергея Шнурова или Светланы Ходченковой, то
✔ в среднем зарплата актера варьируется от 40 до 200 000 рублей в месяц.
Зарплаты в кино и на эстраде выше, чем в театре и цирке.
Карьерные возможности (рост)
Начало карьеры обычно связано со студенческими спектаклями в театре и ролями второго плана в кино. Обычно будущее место работы определяется тем, где и у какого художественного руководителя учится будущий актер. Со временем амплуа расширяется, и актеру может достаться заветная главная роль.
Перспективы профессии (актуальность, востребованность)
На сайтах поиска работы вы почти не найдете вакансий для актеров, только для аниматоров или актеров массовки. Но это не значит, что профессия не востребована. Просто актеров для нового спектакля или фильма ищут в театральных вузах и непосредственно в актерской среде.
Как приблизиться к профессии актера
Желаем каждому своего Оскара, Грэмми или ТЭФИ!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
- актриса эппле биография личная жизнь
- актриса эталон женской красоты