актриса фильма дневник памяти
Тогда и сейчас: как звезды «Дневника памяти» выглядят спустя 15 лет после премьеры
25 июня «Дневник памяти» отпраздновал важную дату – 15-летие с момента премьеры в кинотеатрах экранизации романа Николаса Спарка, ставшей одной из самых известных мелодрам мира. Редакция Попкорнnews ностальгически сравнивает, как выглядели звезды «Дневника памяти» 15 лет назад – и как выглядят сегодня.
Гослинг получил роль в «Дневнике памяти», потому что режиссер, Ник Кассаветис, разглядел в нем нечто неожиданное: «Ты не красавец, ты не крутой, ты обычный парень, который выглядит слегка чокнутым». В последний раз мы наблюдали за Райаном в «Человеке на Луне» в 2018, сейчас Гослинг взял паузу и наслаждается семейной жизнью с Евой Мендес и их двумя детьми.
После «Дневника памяти» и вышедших в тот же год «Дрянных девчонок» МакАдамс на несколько лет «застряла» в молодежных комедиях и ромкомах, однако затем переключилась на более серьезные жанры. В 2021 году увидим МакАдамс в компании Роберта Дауни-младшего в долгожданном триквеле «Шерлока Холмса».
Звезда «Людей Икс» не сидит без работы – совсем недавно блистал в «Мире Дикого Запада» и «Мертв для меня» с Кристиной Эпплгейт, а в 2020 сыграет главную роль в сериальной экранизации «Противостояния» Стивена Кинга.
После «Дневника памяти», в котором Кевин сыграл лучшего друга главного героя, погибающего в бою, самой заметной ролью Коннолли стала роль Эрика Мерфи в «Красавцах» – в этом сериале он «оттрубил» практически от звонка до звонка, снявшись в 96 эпизодах.
Джеймс Гарнер и Джина Роулендс
Джеймс и Джина сыграли Ноя и Элли в пожилом возрасте. Гарнер в июле 2014 года ушел из жизни в возрасте 86 лет, а Роулендс продолжала сниматься в фильмах и сериалах вплоть до 2014 года, после чего окончательно ушла на пенсию. Забавный факт: режиссер «Дневника памяти» Ник Кассаветис – сын Джины Роулендс в реальной жизни.
Куда пропала звезда фильма «Дневник памяти» Рэйчел Макадамс
Карьере очаровательной Рэйчел Макадамс можно только позавидовать: за несколько лет из малоизвестной канадской актрисы она превратилась голливудскую звезду. В ее послужном списке множество ярких ролей, поклонники запомнили ее по образам, созданным в «Дневнике памяти» и «Шерлоке Холмсе».
кадр из фильма «Дневник памяти», фото: Legion-Media
Будущая звезда родилась в канадском городке Лондон в семье, далекой от сцены: ее отец был дальнобойщиком, а мама — медсестрой. Рэйчел росла очень бойким ребенком. В четыре года родители, чтобы направить энергию непоседы в мирное русло, отдали ее на фигурное катание. Наверное, именно спорт с его жесткой дисциплиной сформировал характер девочки — не теряя природного жизнелюбия, она научилась ставить перед собой цель и идти к ней, несмотря на трудности.
Более того, девочке неожиданно понравились выступления перед публикой, и вскоре у нее возникло желание попробовать себя в театральных постановках. Начав со школьных спектаклей, Рэйчел окончательно решила стать актрисой. Окончив Йоркский институт в Торонто с отличием и получив степень в области театрального искусства, она начала пробивать дорогу в манящий и яркий мир большого кино.
фото: кадр из фильма «Полночь в Париже»
Начало карьеры актрисы — это многочисленные кастинги и пробы, большинство из которых заканчивались равнодушной фразой «мы с вами свяжемся». В общем, все происходило так же, как и у тысяч начинающих актрис, большинство из которых так и не смогли сделать карьеру в кино.
К счастью, помимо подкупающей милой внешности Рэйчел обладала актерским талантом и, что немаловажно, завидным упорством и целеустремленностью. Поэтому девушка не отчаивалась и уверенно шла к своей мечте. Вскоре ее пригласили на съемки в телесериал «Земля. Последний конфликт».
После появления в канадских картинах «Меня зовут Танино» и «Идеальный пирог», которые сделали ее одной из самых популярных актрис у себя на родине, Рэйчел отправилась покорять Лос-Анджелес. Первая роль, запомнившаяся публике, — «Цыпочка», где Рэйчел сыграла с популярным комиком Робом Шнайдером, а затем последовала еще одна комедия — «Дрянные девчонки».
фото: кадр из фильма «Дневник памяти» фото: кадр из фильма «Дневник памяти» фото: кадр из фильма «Дневник памяти» фото: кадр из фильма «Дневник памяти» фото: кадр из фильма «Дневник памяти» фото: кадр из фильма «Дневник памяти»
Как о серьезной драматической актрисе о ней заговорили после фильма «Дневник памяти». Трогательная история любви и игра Рэйчел заставили критиков и режиссеров по-другому взглянуть на юную актрису.
После этого фильма Макадамс проснулась знаменитой, да и в личной жизни у нее произошли перемены. Вспыхнувший на съемочной площадке роман с Гослингом перешел в длительные отношения. У влюбленных оказалось много общего (удивительно, но они оба родились в одном месте — больнице Святого Иосифа в Онтарио и оба были канадцами по происхождению). Но, прожив пару лет вместе, пара внезапно рассталась. Правда, еще через пару лет Рэйчел и Райан попытались возобновить отношения, но хватило их лишь на несколько месяцев.
фото: кадр из фильма «Шерлок Холмс»
К сожалению, этот период был не самым удачным у актрисы: ее приглашали на роли в известных проектах, но по различным причинам в итоге не утверждали. Так, Макадамс не стала очередной девушкой Бонда — роль в «Казино Рояль» ушла Еве Грин, в «Дьявол носит Prada» вместо нее утвердили Энн Хэтэуэй, мимо пролетело и участие в третьей части франшизы «Миссия невыполнима».
Но неудачи не сломили Рэйчел — собрав волю в кулак, она продолжила сниматься. За два года она успела сыграть в нескольких картинах, но настоящий успех пришел к ней после выхода на экраны «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Режиссер привлек в картину настоящих звезд: Роберта Дауни-мл. и Джуда Лоу в роли неразлучной пары «сыщик и доктор», а Макадамс сыграла возлюбленную Холмса — обольстительную, коварную и очень обаятельную Ирэн Адлер. Образ опасной красотки настолько органично вписался в картину, что сделал актрису еще более востребованной и популярной.
Затем последовали роли в картинах «Доброе утро», «Клятва» и «Бойфренд из будущего». В копилку актрисы также легла запоминающаяся роль в картине «Полночь в Париже» голливудского «мастодонта» Вуди Аллена (кстати, на съемках фильма она познакомилась с Майклом Шином, с которым у нее случился бурный трехлетний роман).
фото: Кадр из фильма «Страсть» фото: Кадр из фильма «Бойфренд из будущего» фото: Кадр из фильма «Страсть» фото: Кадр из фильма «Жена путешественника во времени» фото: Кадр из фильма «Большая игра» фото: Кадр из фильма «Клятва» фото: Кадр из фильма «В центре внимания» фото: Кадр из фильма «Ночные игры» фото: Кадр из сериала «Настоящий детектив» фото: Кадр из фильма «Дрянные девчонки»
Красотка даже отметилась в марвеловском мегапроекте — сыграла Кристину Палмер в «Докторе Стрэндже» с еще одним Холмсом — Бенедиктом Камбербэтчем. Блистая на экранах в ярких образах, работая на одной съемочной площадке с именитыми режиссерами и актерами, снимаясь в самых раскрученных блокбастерах, актриса каждый раз удивляла своих поклонников новыми амплуа. И публика с нетерпением ждала их.
И тут строптивая красотка снова смогла всех удивить: она просто исчезла с экранов. Папарацци долго гадали о причине исчезновения актрисы и строили самые нелепые предположения, но действительность оказалась гораздо проще и удивительнее одновременно: в 39 лет Рэйчел Макадамс стала мамой. Одна из самых раскрученных актрис Голливуда достаточно долго не решалась иметь детей. Более того, Рэйчел и ее муж, сценарист Джейми Линден, до последнего скрывали беременность и не общались с прессой вплоть до рождения сына. Летом прошлого года папарацци сфотографировали актрису с округлившимся животиком, но официальных заявлений о пополнении в семье она пока не сделала.
фото: Legion-Media фото: Legion-Media
Сегодня 42-летняя звезда наслаждается радостью материнства и готовится к новым ролям. А зная умение актрисы удивлять публику, вполне возможно, что в ближайшем будущем мы увидим Рэйчел Макадамс на экране в совершенно новом, нетипичном для нее образе.
Дневник памяти
Актеры фильма «Дневник памяти» полностью справились с поставленной задачей, сделав данную экранизацию одной из самых чувственных и романтических за последний десяток лет. Создателем картины является американский сценарист, актер и кинорежиссер Ник Кассаветис.
В сюжете«The Notebook»рассказывается драматическая история о двух влюбленных, на судьбу которых выпало множество испытаний. Они сделали все возможное, чтобы быть вместе. Со временем Элли и Ной поженились, у них родилось трое замечательных деток. Но, все же, судьбе удалось разъединить влюбленную пару. Главная героиня, в связи со страшным недугом, теряет память и забывает своего мужа и их историю.
Награды и номинации
В 2005 году фильм получил премию канала «MTV» в номинации на «Лучший кинопоцелуй» в лице актеров Райана Гослинга и Рэйчел Макадамс.
Главная героиня картины «Дневник памяти», по версии канала«MTV», была номинирована на звание «Лучшая женская роль 2005 года».
Фильм, также, был номинирован на «Лучшую мужскую роль второго плана» в 2005 году на вручении премии Гильдии актеров.
Интересные факты о съемке
Актерский кастинг
Мать главного режиссера – Джина Роулэндс, также, сыграла одну из ролей в фильме, а именно – пожилую Элли.
Поначалу предполагалось, что главную мужскую роль исполнит актер Том Круз.
Первоначально роль молодого и пожилого главного героя – Ноя планировалось отдать актеру Роберту Дювалю и, соответственно, Мэтту Деймону.
На роль Ноя, также, рассматривалась кандидатура певца и актера Джастина Тимберлейка.
В одном из интервью Гослинг рассказал, что перед началом работы в данной киноленте решил несколько месяцев прожить в городке, где будут проходить съемки. Ему, даже, удалось самостоятельно изготовить столик из дерева, который со временем появился в одном из эпизодов фильма.
В одном из интервью, Райан Госплинг заявил, что изначально актер никак не мог найти общий язык со своей напарницей – актрисой Рейчел Макадамс. Именно поэтому они часто ссорились на съемочной площадке.
Киноляпы
Практически в любом фильме или сериале можно заметить некие ляпы, которые недоглядели режиссеры. «Дневник памяти» не стал исключением. Например, в одном эпизоде, когда влюбленная парочка прогуливалась возле парковки, видны специальные счетчики оплаты. Странно, не правда ли? Особенно если учесть тот факт, что такой вид счетчика сконструировали только в конце 1947 года.
В одной из сцен, когда главная героиня Элис едет к своему возлюбленному Ною, то видно, что руль обернут пластмассовым шнуром. Но, это невозможно, ведь такой вид руля был придуман значительно позже.
Также, придирчивые киноманы заметили, что в эпизоде, когда главный герой рассказывает о своем детстве, вернее, как он с отцом любил наблюдать за переключающимся светофором, то, делает ошибку в порядке расположения цветов.
Дневник памяти
США | 2004 г. | 124 мин. | драма, мелодрама
Рейтинг:
Кинопоиск 8,32 IMDb 7,9
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Дневник памяти»:
Актеры фильма «Дневник памяти»:
Содержание фильма «Дневник памяти»:
Бедный молодой человек влюбляется в богатую молодую женщину, даря ей чувство свободы, но вскоре они разлучаются из-за своих социальных различий…
В современном доме престарелых пожилой мужчина по имени Герцог начинает читать романтическую историю из своей записной книжки другому пациенту.
История, которую он рассказывает, начинается в 1940-х годах на острове Сибрук в Южной Каролине. Местный деревенский мальчик Ноа Кэлхун влюблен в семнадцатилетнюю наследницу Элли Гамильтон (Рэйчел Макадамс) после того, как увидел ее на карнавале, и они разделяют идиллический летний роман. Ной приводит Элли в заброшенный дом, объясняя, что намерен купить его для них. Позже вечером того же дня она просит его заняться с ней любовью, но их прерывает друг Ноя Фин с новостью о том, что родители Элли разыскивают ее.
Когда Элли и Ной возвращаются в особняк ее родителей, они запрещают ей видеться с Ноем. В горячем споре мать Элли называет Ноя «мусором, мусором, мусором», и Ной подслушивает. Расстроенный, он уходит, и Элли гонится за ним. Последовавший за этим спор между ними заканчивается разрывом, и на следующее утро мать Элли, Энн (Джоан Аллен) объявляет, что семья возвращается домой в Чарльстон. Элли пытается связаться с Ноем, но не может его найти. Она просит Фина сказать Ною, что она любит его, прежде чем поехать домой. Когда Ной получает сообщение Элли, он бросается в дом семьи и обнаруживает, что он пуст.
У Ноя и Алли нет другого выбора, кроме как жить дальше. Ной пишет Элли каждый день в течение года, но никогда не получает ответа. Убитый горем Ной вместе с Фином вступает в бой во Второй мировой войне. Фин погибает в бою. Тем временем Элли добровольно отправляется в госпиталь для раненых солдат, где она знакомится с офицером по имени Лон Хаммонд-младший (Джеймс Марсден), молодым юристом, красивым, искушенным, обаятельным. В конце концов они обручились, к радости родителей Алли, но Алли видит лицо Ноя, когда Лон просит ее выйти за него замуж.
Когда Ной возвращается домой с войны, он обнаруживает, что его отец продал их дом, чтобы Ной мог купить заброшенный дом, осуществив свою мечту всей жизни купить его для Элли, которую он не видел и не слышал в течение нескольких лет. Во время посещения Чарльстона Ной становится свидетелем поцелуев Элли и Лона в ресторане; он убеждает себя, что если он восстановит дом, Элли вернется к нему. Позже Элли с удивлением читает в газете, что Ной завершил дом в соответствии со спецификациями, которые она сделала несколько лет назад, и она навещает его в Сибруке.
В настоящее время выясняется, что пожилая женщина — Элли, страдающая слабоумием. Герцог — ее муж, но Элли не узнает его и не помнит ни одного события, которое Герцог ей читает.
Еще в сороковых годах Элли возвращается в Сибрук и находит Ноя в отреставрированном доме. Двое возобновляют свои отношения и занимаются любовью. Утром Энн появляется на пороге Ноя, предупреждая Элли, что Лон последовал за ней до Сибрука. Она дает Элли письма, которые Ной написал ей, признавая, что она скрыла их от Элли. Энн рассказывает, что в юности она тоже была влюблена в молодого человека из низшего сословия и до сих пор думает о нем. Элли признается Лону, что проводила время с Ноем. Он расстроен, но говорит, что все еще любит ее. Элли говорит ему, что знает, что должна быть с ним, но остается нерешительной.
В настоящее время Элли ненадолго приходит в сознание. Она вспоминает, что рассказ, который читает Дюк, — это история их знакомства. Герцог рассказывает ей, как она появилась на пороге Ноя со своими вещами, оставив Лона в отеле, и Элли внезапно вспоминает свое прошлое. В начале своего слабоумия она записала их историю любви в тетрадь с инструкциями для Ноа: «Прочти мне это, и я вернусь к тебе». Но вскоре Элли впадает в рецидив, теряя воспоминания о Ное. Она паникует, не понимая, кто он, и ее нужно успокоить. Герцог, который на самом деле Ной, госпитализирован с сердечным приступом.
Когда его выписывают из больницы, Ной навещает Алли и снова находит ее в здравом уме. Алли спрашивает Ноя, что будет с ними, когда она полностью потеряет память, и он заверяет ее, что никогда не оставит ее. Она спрашивает его, считает ли он, что их любовь друг к другу достаточно сильна, чтобы «увести их вместе»; он отвечает, что думает, что их любовь может сделать все. После того, как каждый говорит другому, что любит их, они оба ложатся спать в постели Элли. На следующее утро медсестра обнаруживает, что они мирно умерли.
Фото фильма «Дневник памяти»:
Любимое кино. Дневник памяти
Если ты – птица, то и я – птица
Разыгравшись в прибрежных волнах и любуясь летающими над океаном чайками, девушка спрашивает своего парня: «Как ты думаешь, в другой жизни я могла бы стать птицей. В смысле реинкарнации». «Не знаю», – отвечает юноша. «Скажи, что я птица!» – приказывает крутящаяся в воде девушка. «Не скажу». – «Скажи, что я птица». – «Хватит!» – «Скажи!» – «Нет!» – «Скажи!» – «Ты – птица». Они целуются. «А теперь скажи, что ты тоже птица», – продолжает шутить героиня. «Если ты – птица, то и я – птица», – неожиданно серьезно отвечает ее любимый.
У разных людей разные культовые фильмы. Поклонники фантастики обожают «Звездные войны», любители сказочных фэнтези с удовольствием пересматривают «Бесконечную историю», американские патриоты-милитаристы знают наизусть «Красный рассвет»… А у западных поклонниц романтических историй вот уже десять лет любимая картина – вышедший в 2004 году «Дневник памяти» Ника Кассаветиса, поставленный по одноименному роману Николаса Спаркса.
«Дневник памяти» не был первой книгой, сочиненной Спарксом. Он пристрастился к писательству, когда в 1985 году во время студенческих летних каникул залечивал дома ногу, поврежденную на тренировке по бегу (Ник сочетал учебу в бизнес-школе со спортом, поскольку попал в колледж благодаря легкоатлетической стипендии). За свое первое лето без спорта Спаркс сочинил роман под названием The Passing (это заглавие нельзя точно перевести без знания содержания книги), но опубликовать его так и не решился, сочтя свое творение недостойным чужих глаз.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Несколько лет спустя Спаркс написал еще одну книгу, но не издал и ее. Тем не менее 1989-й все же стал одним из счастливейших в жизни писателя, поскольку в тот год Николас женился на девушке, с которой познакомился всего годом ранее. Тогда же он набрел на сюжет книги, в дальнейшем названной «Дневник памяти».
Дело было так. В день свадьбы Спаркса дедушка и бабушка невесты из-за болезни не смогли явиться на церемонию, и на следующий день жена Николаса уговорила его вновь надеть смокинг и съездить к ее родственникам, чтобы показаться им во всей красе. Когда Спаркс познакомился с пожилыми членами теперь уже его семьи, он был поражен тем, что после шестидесяти лет брака они все еще любят друг друга так нежно и трепетно, как в день их признания в любви. Такие пары были редкостью даже в сравнительно консервативных кругах, в которых Спаркс в то время вращался, и Николас сделал себе мысленную пометку: «Разузнать побольше о дедушке и бабушке и сделать их главными героями моей новой, романтической книги».
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Тогда, правда, времени на новый роман у Спаркса не нашлось. Ему надо было найти серьезную, надежную работу, чтобы содержать семью, и он создал маленький бизнес по производству ортопедических товаров. Три года спустя Спаркс продал свою компанию и переключился на более прибыльную торговлю лекарствами.
О литературе, однако, он не забыл. Урывая то тут, то там свободное время, он изучал женину семейную историю и понемногу сочинял «Дневник памяти», отчасти биографический, отчасти вымышленный. Фантазии и реальность в книге были столь тесно переплетены, что позднее, когда «Дневник» стал бестселлером, Спаркс не раз просил поклонников ни в коем случае не думать, что Ноа и Элли – точные портреты его родных. «В них есть черты реальных людей, но они прежде всего вымышленные персонажи», – настаивал писатель.
Закончив наконец «Дневник» в 1994 году, Спаркс послал его в литературное агентство. Поскольку имя писателя никому ни о чем не говорило, роман отправился прямиком в «мусорную стопку» (то есть в кучу, куда в агентствах и издательствах складывают присланные самотеком рукописи), и там бы, наверно, и сгинул, если бы его не приметила агент Тереза Парк. Будь она мужчиной, пафосная и сентиментальная романтическая сага, вероятно, не привлекла бы ее внимания. Но Парк была женщиной, и «Дневник» настолько ее очаровал, что она предложила Спарксу свои услуги и год спустя «выбила» аванс в миллион долларов из издательства Time Warner Book Group. Для Николаса это была совершенно непредставимая сумма – в то время он зарабатывал всего около 30 тысяч долларов в год!
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Потенциальные бестселлеры попадают на голливудские киностудии задолго до их появления в продаже, и их порой покупают для экранизации еще до того, как становится известно, заинтересовал ли роман читателей. Так вышло и с «Дневником памяти». Книга появилась в продаже в октябре 1996 года, а работа над сценарием экранизации началась в марте того же года на студии New Line Cinema, где роман привлек внимание топ-менеджера Линн Харрис и продюсера «Человека дождя» Марка Джонсона.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается, а сценарии в Голливуде пишутся годами. Первый текст, представленный на суд продюсеров, их не устроил, так как нанятый ими сценарист слишком далеко ушел от исходного романа. Поэтому студия сменила автора, потом еще одного и еще одного…
Кадр из фильма «Дневник памяти»
За годы, прошедшие со времени покупки прав на «Дневник», книга стала американским бестселлером, и Спаркс полностью посвятил себя сочинению романтических историй, некоторые из которых также были приобретены голливудцами. Так, «Послание в бутылке» вышло в прокат в 1999 году, а «Спеши любить» – в 2002-м. New Line Cinema же продолжала «рожать» «Дневник». Который, впрочем, требовал от экранизаторов куда больших усилий, чем некоторые другие книги Спаркса, поскольку охватывал несколько десятилетий истории Америки и судьбы главных героев. Тогда как действие, например, «Спеши любить» развивалось в течение всего нескольких месяцев.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Сменив нескольких сценаристов и потенциальных режиссеров (в числе последних был сам Стивен Спилберг!), «Дневник» в 2002 году попал в руки сценариста «Легенды Баггера Ванса» и «Дон Жуана де Марко» Джереми Левена и режиссера успешного триллера «Джон Кью» Ника Кассаветиса. Сын культового артхаусного постановщика Джона Кассаветиса, Ник был ньюйоркцем до мозга костей, и со стороны казалась странной его готовность работать над фильмом о глубинке американского Юга, у жителей которого с северянами-янки многовековая вражда. Но Кассаветис и продюсеры фильма были уверены, что взгляд чужака будет более свежим и оригинальным, чем взгляд южанина, привыкшего к красотам Северной и Южной Каролины.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Благодаря энергичности и заинтересованности Кассаветиса проект сдвинулся наконец с мертвой точки, и режиссер вскоре перешел к кастингу. До его прихода в картину продюсеры планировали взять на роль главного героя в молодости Тома Круза или Джастина Тимберлейка, но постановщик видел, что Ноа – парень не только романтичный и преданный, но еще и сумасбродный, рискующий жизнью при первой же встрече с Элли, чтобы пригласить ее на свидание (парень забирается на колесо обозрения и висит на руках на вершине аттракциона). Поэтому Кассаветису нужен был не обычный голливудский красавчик, а привлекательный, но также смурной и немного замкнутый парень с «сумасшедшинкой» в глазах.
Перебрав потенциальных кандидатов, Кассаветис остановился на Райане Гослинге, и его ничуть не смутило то, что канадский актер в то время был более всего известен по скандальному фильму о скинхеде-еврее «Фанатик» (2001) и по роли Геракла в фэнтези-сериале «Молодость Геракла» (1998-1999), приквеле куда более успешных и популярных «Удивительных странствий Геракла» с Кевином Сорбо.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
В сущности, Кассаветис хотел проделать с Гослингом то же, что ранее проделал Джеймс Кэмерон с Леонардо Ди Каприо на съемках «Титаника». То есть взять серьезного, преданного искусству молодого актера, предпочитающего яркие характерные образы, и позволить ему расцветить своим талантом и своей харизмой романтическую роль, которая в исполнении записного героя-любовника вышла бы плоской и примитивной. Студия была против приглашения едва известного зрителям исполнителя, но постановщик настоял на своем.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Еще менее известной была актриса, взятая на роль Элли в молодости. Соотечественница Гослинга Рэйчел МакАдамс выросла в Канаде в тех же краях, что и Гослинг (они даже родились в одной и той же больнице!), но до съемок «Дневника памяти» они ни разу не пересекались. Публика же на момент кастинга знала девушку лишь по второстепенной роли в пошлой фарсовой комедии «Цыпочка» с Робом Шнайдером и Анной Фэрис. Тем не менее, когда она явилась на прослушивание, Кассаветис сразу увидел «искру» между ней и Гослингом, и он предпочел канадку таким звездам, как Бритни Спирс, Риз Уизерспун и Джессика Бил.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Что до Ноа и Элли в старости, то их найти было проще. Голливудский ветеран Джеймс Гарнер из «Большого побега» и «Виктора/Виктории» был очевидным кандидатом на роль состарившегося красавца. Пожилую же Элли Кассаветис знал с рождения. Он доверил этот образ своей матери-актрисе Джине Роулендс, двукратной номинантке «Оскара» за фильмы ее мужа Джона Кассаветиса «Глория» и «Женщина под влиянием».
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Также в картине сыграли трехкратная номинантка «Оскара» за роли второго плана Джоан Аллен («Никсон», «Претендент», «Суровое испытание»), Джеймс Марсден (Циклоп из «Людей Икс»), номинант «Оскара» за «Парней что надо» Сэм Шепард и будущая звезда сериала «Красавцы» Кевин Коннолли.
Как и режиссер, Гослинг и МакАдамс были очень далеки от культуры Юга (тем более от культуры довоенного Юга), и им надо было специально готовиться к исполнению своих ролей. Поэтому Гослинг до начала съемок два месяца прожил в Чарльстоне, старейшем городе Южной Каролины, и научился делать мебель (его герой происходит из семьи мастеровых). Один из сделанных им столов был использован при оформлении декорации. МакАдамс также провела несколько подготовительных недель в Чарльстоне, осваивая балетные па и светский этикет, необходимые для изображения девушки из состоятельной семьи.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Гарнер, напротив, был настолько уверен в себе и настолько безразличен к «вхождению в образ», что он даже не захотел обсуждать с Гослингом их общего персонажа. Его позиция была предельно простой: «Вся Америка знает меня таким, какой я есть, и было бы глупо, если бы я на старости лет вдруг начал выделываться. Поэтому я сыграю Ноа так, как привык играть, а если вы, молодой человек, хотите под меня подстроиться, то подстраивайтесь – это ваше с режиссером дело». И Гослинг так и поступил – он даже надел коричневые контактные линзы, чтобы больше походить на Гарнера, чьи карие глаза в то время были куда известнее, чем голубые глаза Гослинга. МакАдамс, кстати, на такую «жертву» не пошла, и внимательные зрители давно заметили, что у молодой и пожилой Элли глаза разного цвета.
Действие книги Спаркса преимущественно развивалось в Северной Каролине, но Кассаветис счел, что Южная Каролина живописнее и романтичнее, и окрестности Вильмингтона были заменены на окрестности Чарльстона. Съемки проходили в тех же краях, которые перечислялись в сценарии, но не совсем в тех же местах. Например, побережье Южной Каролины снималось не в городке Сибрук-айленд, а в городке Вадмалав-айленд, который находился чуть ближе к базе голливудцев в Чарльстоне.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Почему слово «база» без кавычек? Потому что для производственных нужд студия сняла Чарльстонскую военно-морскую базу и верфь, закрытые в 1990-х после завершения холодной войны. Сейчас это здания для коммерческой аренды, а в 1960-х, 1970-х и 1980-х там обслуживали атомные подводные лодки и всевозможные надводные военно-морские корабли.
По своей сути «Дневник памяти» был эпическим повествованием, охватывающим десятилетия любви главных героев и их борьбу со всевозможными напастями – от неодобрения родителей в молодости до старческого маразма в конце жизни (фильм называется «Дневник памяти», поскольку пожилой Ноа читает любимой свой дневник, чтобы помочь Элли вспомнить все, что отняла у нее болезнь). Большинство сцен картины, однако, были отнюдь не размашистыми, а интимными, с минимумом действующих лиц и максимумом внимания к тонким нюансам актерской игры.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Чтобы отслеживать эти нюансы, Кассаветис следил за актерами не из-за режиссерского монитора, а сидя вплотную к ним, за самым краешком кадра. Поначалу звезд фильма смущало, что режиссер чуть ли не вторгается в их личное пространство, но вскоре они к этому привыкли, и им даже нравилось, что от внимания Кассаветиса не ускользает ни одна мелочь и что это позволяет сделать их сцены сильнее и отточеннее.
С кем у Гослинга и МакАдамс были серьезные проблемы, так это друг с другом. Хотя в кадре проскакивающая между ними «искра» казалась любовной, на самом деле это была «искра» ненависти. Звезды ругались со страстью героев мексиканских сериалов, и они настолько друг друга терпеть не могли, что Гослинг однажды попросил, чтобы во время съемок его крупных планов ему за кадром помогала не МакАдамс, а ее дублерша – дабы свести общение с партнершей к минимально необходимому.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Правда, в полном соответствии со стереотипом «от ненависти до любви один шаг» актеры в дальнейшем завели роман и прожили вместе два года. Но это уже было после выхода «Дневника», когда Гослинг в 2005 году решил, что зря собачился с МакАдамс (их споры были преимущественно профессиональными), и извинился перед ней. А потом пошло-поехало…
Обошедшийся New Line Cinema в 29 миллионов долларов «Дневник памяти» вышел в прокат 25 июня 2004 года, и хуже даты было придумать невозможно. В тот же день до зрителей добрался знаменитый документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», и вся Америка была поглощена спорами о войне в Ираке, терактах 2001 года и правительстве Джорджа Буша-младшего. Пробиться сквозь стену политических дебатов у скромного, лишенного суперзвезд «Дневника» не было никаких шансов.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Однако он все же пробился. По мнению Кассаветиса, его картину спас Facebook – точнее, общительные и сентиментальные пользовательницы социальных сетей, которые с удовольствием рекомендовали друг другу «Дневник» как новый романтический суперфильм вроде «Титаника», но без назойливых спецэффектов, тонущих лайнеров и доблестных оркестрантов, отвлекающих от романа центральных персонажей. Поэтому картина дебютировала лишь на четвертом месте в понедельных сводках проката, но в итоге собрала в мире вполне достойные 115 миллионов долларов. Также она превосходно продавалась на видео – не только как кино, но и как лекарство от душевной боли и от временного неверия в настоящую любовь, такую же сильную, как у героев Гослинга и МакАдамс.
Понятно, наибольшим спросом фильм пользовался среди девушек-подростков, и в 2005 году картина собрала внушительные восемь наград церемонии Teen Choice Awards, присуждаемых на основе опросов ребят с 13 до 19 лет. В частности, подростки назвали «Дневник» лучшим фильмом для свиданий и особо отметили экранную «искру» Гослинга и МаакАдамс, не зная, что на самом деле звезды на съемочной площадке были готовы друг друга растерзать.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Профессиональные критики были к картине далеко не столь благосклонны. Им не хотелось высоко оценивать кино, которое было ближе к «мыльной опере», чем к полноценной, глубокой мелодраме. Однако и профессионалы не отрицали, что Гослинг и МакАдамс играют как настоящие звезды и что в будущем они могут быть достойны самых высоких похвал и наград, если будут сниматься в более тонком кино. И действительно, Райан Гослинг уже в 2007 году был номинирован на «Оскар» за драму об учителе-наркомане «Полу-Нельсон». А вот Рэйчел МакАдамс на главную голливудскую статуэтку или на номинацию на нее пока что не наиграла.
Что до ставшей популярной цитатой фразы «Если ты – птица, то и я – птица», символизирующей вечную любовь и готовность на все ради любимого человека, то она чуть не поставила продюсеров в тупик. Но потому, что Гослингу трудно было ее произнести, а потому, что она была частью ключевой художественной конструкции фильма, требующей от героев несколько раз появиться в кадре совместно со стаями птиц (пока герои олицетворяли себя с птицами на словах, режиссер делал это визуально).
Ничего сложного? Наоборот, исключительно сложно. Ведь птицы в большинстве своем глупые создания, и они плохо поддаются дрессировке. Особенно когда для съемок нужно управлять целой стаей, а не одной, специально отобранной суперумной особью. «Птичьи» сцены считались настолько сложными, что студия была готова вырезать их из сценария и навязать персонажам проще реализуемое сравнение.
Кассаветис, однако, настоял на птицах, и в итоге пришлось специально для «Дневника» вырастить прямо из яиц целую стаю лебедей, которые не боялись людей, работавших над фильмом, и подчинялись нескольким простым командам. Это была долгая и трудоемкая работа ради нескольких экранных минут. Но чего не сделаешь ради одной из самых романтичных картин XXI века!