актриса фильма я не шучу
«Секс с кумом, понимаете?»: оказавшаяся в постели с приятелем мужа актриса боялась вызвать отвращение
Недавно свет увидел комедийный сериал «Я не шучу». Главную роль в ситкоме исполнила Елена Новикова – актриса и стендап-комик.
ПО ТЕМЕ
Ставшая женой маньяка экс-невестка Любови Полищук: Заложница установки «развод – это стыдно»
Яковлев возвращается: обнародована дата премьеры сериала «Милиционер с Рублевки»
В свежем интервью Елена Новикова рассказала, что сюжет сериала «Я не шучу» основан в некотором смысле на ее жизни. Идея рассказать о немолодой женщине, участвующей в стендапе, пришла к подруге актрисы – продюсеру Елене Красильниковой. Новикова и Красильникова работали над литературной основой картины сообща.
Сценарий сериала «Я не шучу» был готов еще три года назад. Красильникова потратила много сил и времени, чтобы найти площадку, которая бы заинтересовалась историей. В итоге детище двух Елен взял «КиноПоиск». Сериал сняли за 36 смен. В рамках проекта записали три стендап-концерта.
Елена Новикова не была довольна итоговым сценарием «Я не шучу». В истории появились моменты, которые не имеют ничего общего с ее реальной жизнью. Например, муж не уходил от актрисы к молодой любовнице. По словам Елены, с супругом она разошлась, правда продолжает жить с ним под одной крышей, как соседка. Развод пара оформлять пока не думала.
Раздражала Новикову сцена секса. Артистка не понимала, почему герои придаются ласкам в квартире, в которой находятся дети. Елена предлагала переписать эпизод, отказывалась с сниматься. В итоге ее уговорили. Ситуацию осложнял тот факт, что партнером артистки в интимном эпизоде был актер Алексей Розин.
Настоящая жизнь Елены Новиковой: 7 фактов о звезде сериала «Я не шучу»
В марте этого года вышел сериал в жанре драмеди «Я не шучу», где главную героиню сыграла звезда стендап-комедии, актриса Елена Новикова. В этой истории, которая посвящается современным российским женщинам, многие узнали себя. А сама актриса не только исполнила главную роль, но и стала соавтором проекта, взяв за основу сюжеты из собственной жизни.
Героиня сериала Лена Новикова живет на окраине Москвы, в Кузьминках. У неё двое детей, два бывших мужа, два кредита, бывшая свекровь и собака, взятая из приюта. Елене постоянно не хватает времени и денег, зато хватает проблем со школой старшего сына и детским садиком дочери. Лене скоро 50, у неё неидеальная внешность и она уже не питает иллюзий по поводу «светлого будущего», а пытается просто жить в сложившихся обстоятельствах.
Актриса Елена Новикова тоже живет в Кузьминках. У неё двое детей, мать-пенсионерка, собака, ипотека и кредиты. О себе она говорит, что на 80% мама, которая водит дочь на сольфеджио, сына заставляет учиться и писать курсовые, а оставшееся время посвящает тому, чем можно зарабатывать деньги.
Елене Новиковой 51 год, родилась она в Мариуполе, потом жила в Донецке, а в 17 переехала в Москву, чтобы стать актрисой. Поступать пришлось четыре раза, но в итоге в 1993 году она окончила актёрский факультет Школы-студии при Московском художественном театре, а затем — курс Юрия Еремина.
После учёбы актриса играла в Театре им. Пушкина, снималась в кино, сначала в короткометражных фильмах, а затем в сериалах: «Марш Турецкого», «Общая терапия», «Склифосовский», «Без следа» и др. Одной из запоминающихся ролей Елены стала роль Татьяны — матери Андрея (Сергей Романович) — в комедийном ситкоме «Ольга».
Ролики с выступлениями зарубежных звёзд стендапа вдохновили Елену Новикову на идею попробовать себя в новом направлении. Вместе с коллегами она решила организовать клуб «Stand Up ЦИМмермана» и стала писать монологи о своей жизни, детях и собственном опыте. Работая в первый раз перед публикой, ей хотелось сбежать со сцены, но затем актриса стала замечать, что люди смеются над её шутками.
В 2017 году она пришла на кастинг проекта «Открытый микрофон» на канале ТНТ, Елена прошла отборочный тур, а затем стала победительницей и постоянной участницей команды стендаперов. Она была «старшей» участницей постоянного состава и рассказывала в своих монологах о том, через что ей самой пришлось пройти, о детях и бывших мужьях.
Елена работала в составе стендаперов три года, но затем поняла, что ей сложно уживаться в системе телеиндустрии и совмещать домашние обязанности с гастролями и съёмками. Работать в постоянном режиме дедлайнов Новиковой было непросто, каждый месяц были съёмки, вечеринки, подготовка новых монологов с шутками, а при этом дома ждал «ноев ковчег», сын и маленькая дочь-первоклассница, которой каждый раз приходилось объяснять, куда пропадает мама.
По сюжету сериала «Я не шучу» Лена дважды разведена. У актрисы Елены Новиковой в прошлом тоже два развода и двое детей.
Старшему сыну Артему (герою сериала) шестнадцать. На носу экзамены в школе, но всё время он проводит только за компьютером, устраивая в три часа ночи игровые онлайн-турниры в Dota2.
Сын актрисы Елены Новиковой Данила родился 20 лет назад от актера театра и кино Егора Баринова, известного зрителям по сериалу «Тайны следствия». Их брак продлился недолго, и Данила появился на свет уже после развода родителей. Елена воспитывала его сама, но при этом с бывшим мужем сохранила дружеские отношения и даже иногда работает с ним вместе над творческими проектами.
Интервью со звездой и сценаристкой сериала «Я не шучу» Еленой Новиковой
— В одном из стендапов в сериале вы сказали, что стереотип «актеры играют в жизни» — это на самом деле не стереотип. А вы играете?
— Конечно, я играю. Но это не значит, что я имитирую чувства — я имею в виду, что актеры ярче реагируют, чем обычные люди. Где-то бровью более выразительно поведут, громче скажут. После долгих лет в актерской профессии это проникает в жизнь. Это же наш инструмент — голос, мимика, реакции. Как музыкант носит с собой скрипку, так актеры носят с собой весь этот игровой инструмент. Мне показалось забавным, что в семейной жизни двух актеров даже обычный обед может превратиться в пьесу.
— В «Я не шучу» много жестких шуток, например «Он гей, а у соседки муж без ног — и ничего», а в сцене про индейцев в США прозвучала фраза «Вы все сдохнете, эта земля будет нашей». Как вы относитесь к такому юмору?
— Так это не шутки, а констатация факта. Гей здесь приравнивается не к инвалиду, а к человеку, с которым можно жить в браке. Коренное население Северной Америки действительно истреблялось, что тут на грани? Это же правда.
— Мат в сериале используется активно и выглядит органично, но в соцсетях российские власти запретили использование нецензурных слов с 1 февраля. Считаете ли вы такие меры правильными?
— К мату я отношусь прекрасно, он является неотъемлемой частью нашей повседневной речи. На YouTube и других платформах было бы достаточно написать 18+ (или 49+, как в нашем сериале). Если не хотите, чтобы мат услышали дети, не подпускайте их к экрану.
— В сюжете есть что-то от «Удивительной миссис Мейзел»?
— Для меня референсом был фильм «Энни Холл» с Вуди Алленом. Это относится не к истории, а к тональности и структуре этой комедии. Я в восторге от «Удивительной миссис Мейзел», посмотрела два сезона. Но ее единственное сходство с «Я не шучу» — и там, и там женщина с микрофоном, которая шутит про деликатные вещи, о которых говорить не принято. Грубо говоря, мы продолжаем дело миссис Мейзел.
— Сериальная Елена хоть и сильная, но выглядит не самой счастливой, в том числе из-за недостатка денег. Как вы думаете, смогла бы она жить в патриархальной семье с обеспеченным мужчиной?
— Эта героиня во многом — я, в ней 80% из моей жизни. У нашей Елены главная ценность — дети. Она воспитывает детей вместе с их отцами, которые появляются в ее жизни настолько, насколько они нужны в данный момент для детей. В этом смысле она не считает себя несчастной. Она выглядит замотанной, потому что взвалила на себя слишком большой ковчег, у детей большой разрыв в возрасте — 10 лет, это кардинально разные проблемы, школа-садик. Также ей не хватает своего личного пространства, успеха, реализации своих возможностей. Ее цель — научиться это координировать, и в итоге чувствовать себя свободно.
— А как вы относитесь к патриархальной форме семьи, которая совсем недавно была нормой?
— Сегодня патриархальная семья невозможна по определению, как невозможно вернуться в палеолит и жить в ценностях мира, где мужик добывает мамонта, и за счет него все выживают. Сегодня и женщина добывает мамонта — иногда даже большего, чем мужчина. И, по сути, она часто несет больший груз ответственности за семью. Если раньше мы жили в мужских ценностях, то сегодня мы — два берега одной реки, партнеры. Я живу с мужем в равных отношениях. Мы не соревнуемся, а развиваемся вместе. Я считаю эту тенденцию очень хорошей.
— Видите ли вы будущее в стендапе на телевидении?
— Я за андеграундный стендап, который можно услышать в барах, клубах, на концертах. Телевизор я не смотрю, не вижу, как там развивается стендап, но знаю, что он проникает потихоньку во все виды искусства: театр, кино, перформансы и т.д. Это очень хорошо, скоро все вокруг будут шутить про себя, у общества есть потребность в самоиронии.
— В прошлом году на ТНТ начал выходить «Женский стендап». Как вы относитесь к разделению шоу по гендерному признаку?
— Опять же, это телевидение. Это шоу, у него есть концепция, целевая аудитория, Я знаю всех девочек, которые там участвуют, ко всем отношусь с любовью и уважением, но про шоу ничего сказать не могу. Главное, что им нравится и хорошо. Гендерное разделение в стендапе не поддерживаю, мне кажется, тут все равны. Как на дороге, где нет никаких привилегий по половому признаку.
— Сейчас все очень любят Алексея Щербакова, который постоянно шутит о том, что его жена тупая. В США, наверное, его бы раскритиковали за такое отношение к женщине. Что вы думаете о таком юморе?
— Вы же тоже чувствуете, когда слушаете Алексея, что он любит свою жену? В каждой избушке свои погремушки — может быть, это часть их флирта. Он же не жалуется всей стране, как трудно жить с «тупой дурой». Он выглядит любящим счастливым человеком. Я не могу относиться к Алексею абстрактно, потому что я его знаю и очень хорошо к нему отношусь. Алексей прекрасный отец и муж, и вообще за эту семью можно только порадоваться.
— Почему вы решили пойти рассказывать о своей жизни со сцены?
— Я не рассказываю о своей жизни и проблемах. Стендап — это искусство, в котором шутят о сложном, плюс для актера тут масса средств самовыражения. Как я к этому пришла? К своим 45 годам я уже наигралась в театре и увлеклась стендапом — считаю, тут я больше расту, чем в актерской профессии. Все должны хотя бы раз попробовать себя в стендапе, чтобы прокачать свою личность. А актерам это просто необходимо: Джим Керри, Робин Уильямс, Вупи Голдберг начинали как стендап-комики. Было бы круто ввести стендап в программу театральных вузов.
— О чем говорят стендап-комики, если не о жизни и проблемах?
— Стендап — это не проблемы и не жалобы на свою жизнь. Стендап — это шутки, основанные на внутренней рефлексии. То, что вчера казалось мне трудным и страшным, сегодня я переработала в шутку, и над этим смеюсь. Зритель понимает, что с ним то же самое происходило, и что над этим можно ржать.
— Вы преследовали материальные цели, решив заняться стендапом?
— Нет, зарабатывала я и так неплохо. Я заинтересовалась стендапом и организовала сообщество «Stand Up ЦИМермана» за два года до появления «Открытого микрофона». Мы познакомились с креативным продюсером «Открытого микрофона» Ирой Мягковой. В центре Мейерхольда, где мы работаем, проходили проверки материала. Я как организатор пошла с ребятами на стендап-фестиваль, и там Ира спросила, не хочу ли я сама выступить. Я попробовала и удивилась, что люди смеются. Начав выступать часто, я кайфанула как актриса, автор, режиссер и продюсер самой себя. Целых пять лет я нахожусь в жестком энтузиазме.
— От какой роли вы точно бы отказались?
— Сейчас я могу сказать, что мне интересно, а что нет. Я никогда не соглашусь играть глупую бабу с начесом в поисках жениха, который станет отцом ее ребенка. Ненавижу сериалы, где у женщины 80% диалогов — о мужиках. Я недавно отказалась играть завуча в школе, которая ненавидит детей. Просто ненавидит и все. И никакого оправдания этой ненависти у нее нет. А так я сыграю кого угодно — хоть Чикатило, если это будет интересно.
— У вас были периоды, когда приходилось браться за любые роли и сниматься в эпизодах за небольшую сумму?
— Конечно, без этого никак, когда ты только начинаешь карьеру актера, ты выживаешь, ищешь работу, добиваешься какого-то количества сериалов, чтобы тебя узнали агенты, тупо деньги зарабатываешь. Я тысячи раз была в таких же ситуациях, как в сериале — когда ты приходишь на площадку, где снимают мыло на 300 серий, и даже не видишь режиссера, а слышишь голос по рации. Сейчас, слава богу, сериальная индустрия развивается благодаря таким платформам как «Кинопоиск». Люди чувствуют разницу между телесериалами и сериалами на платформах, где лучше раскрыты темы, прописаны персонажи и так далее.
— Почему вы соглашаетесь на выступления в Крыму, зная, что вам могут запретить въезд на Украину?
— Я выступала в Крыму несколько раз, была там буквально этим летом. Я сама из Донецка, и в Киев меня не пустят, потому что я въезжала сто раз на территорию ДНР. Там у меня живет мать, к которой я часто езжу. В эти политические дебильные игры я не играю, мне это неинтересно. Когда-нибудь это закончится. Этим летом, скорее всего, я буду делать в Крыму свой проект. Я езжу туда с детства к бабушкам, родственникам — это место, где я отдыхала всю жизнь. Я не знаю, чей Крым — Крым мой. Я там была и при СССР в УССР, и сейчас.
— Какие у вас планы на лето?
— У меня будет и кино, и мой личный проект, связанный со стендапом, который я сама придумала. Он будет не телевизионный и не интернетный, а театральный — общественный перформанс. Если все будут живы и здоровы, я офигенно проведу это лето. Плюс я поеду в Крым с семьей на полтора месяца.
Каким получился «Я не шучу» — первый российский сериал о стендапе и жизни
49-летняя Лена (стендапер и актриса Елена Новикова, она же — соавтор сценария) живет на окраине Москвы; воспитывает двух детей, двух бывших мужей и одну безнадежную собаку; выплачивает кредиты; пытается зарабатывать на жизнь стендапом и задается (с подачи одного из мужчин) вопросом, не стала ли она выглядеть, как «стареющая трансуха». Героине вечно не хватает денег, поэтому на кассе супермаркета она делает судьбоносный выбор между бутылкой вина и пачкой творога. Но еще больше ей не хватает времени — и не только потому, что ее постоянно дергают в школе, детском саду и дома. Просто скоро ей 50. С точно такой же коллизии человека и времени начинался великий сериал «Во все тяжкие», герой которого в 49 лет решил, что с него хватит.
Но «Я не шучу» — не криминальная драма (этот рынок держит «Обычная женщина») и не семейная комедия про железную леди по-русски (здесь правит «Ольга»), а бытие стендапера. То есть художественная комедия с двумя измерениями — в одном из них настоящий комик играет вымышленную версию себя, а в другом берет микрофон и резюмирует сюжет меткой шуткой. Это интереснейший и сложнейший жанр, с которым телевидение работает давно и по-разному, но еще никогда не работало в России.
В недавней драмеди Netflix «Как же хорошо» комедиантка Мэй Мартин из Канады пытается начать новую жизнь в Лондоне и обнаруживает, что над ее грустными шутками смеется лишь одна женщина в клубе. Между героинями завязывается роман, который кажется обреченным: и из-за тайн прошлого, и из-за зависимостей настоящего. Юмор становится сначала лекарством, а затем и плацебо от страшной боли. И, судя по названию, он помогает.
В сериале «Луи», придуманном, написанном и разыгранном комиком Луи Си Кеем, пропорции жизни и комедии совершенно другие: абсурдная и лицемерная, с точки зрения героя, реальность оказывается лишь разминкой перед яростным шоу. Экранный Луи Си Кей по-настоящему жив и счастлив лишь на сцене, поэтому и комические, и драматические пики сериала приходятся именно на стендап-номера. Вся остальная псевдодокументалистика — просто методичная заготовка дров перед очередным инквизиторским костром.
Еще есть «Рами» с американским египтянином Рами Юссефом, «Мастер не на все руки» с американцем индийского происхождения Азизом Ансари и «Атланта» с чернокожим актером, рэпером, комиком и просто мастером на все руки Дональдом Гловером. Каждая из этих историй — частный кейс решения универсального экзистенциального конфликта «бытия с собой» и «бытия с другими», описанного Мартином Хайдеггером.
Наконец, есть художественные сериалы, в которых комиков играют профессиональные актеры. Самым грустным из них (до появления «Я не шучу») был спродюсированный Джимом Керри проект «Умираю со смеху» — костюмная драма о золотом веке американского стендапа, который в 1970-е годы стал настоящим искусством рефлексии реальности, беспощадным инструментом осмысления политической и социальной жизни.
А самым духоподъемным сериалом о комиках была и остается «Удивительная миссис Мейзел» — история домохозяйки из хорошей еврейской семьи, которая полжизни провела в иллюзии счастливого брака, окружении книг русских писателей и манхэттенских декорациях, а потом вдруг пустилась в свободное плавание и не утонула лишь потому, что вовремя схватилась за открытый микрофон. Легко представить, что проект «Я не шучу» продавали «Кинопоиску» отчасти как «русскую миссис Мэйзел» — даму с собачкой, инфантильными мужчинами вокруг, детьми-сорняками и в возрасте, после которого в российском шоу-бизнесе существует негласное правило скидывать женщин со скалы. Выпустить такой сериал накануне 8 Марта было отличной идеей.
Долгое перечисление иностранных сериалов в этой ситуации — насущная необходимость: иначе не объяснить, как работает жанр. Шоу о стендаперах — не совсем драмеди, не совсем трагикомедия, не совсем мокьюментари и не совсем шоу. Самым точным жанровым определением здесь будет «экзистенциальная комедия», то есть поток сознания, пространные рассуждения о смысле жизни со смайликами, восклицательными и вопросительными знаками в строго определенных местах. И едва ли не главное правило экзистенциальной комедии — сконструировать для героя некую надстройку над реальностью; безопасное пространство, в котором он сможет прятаться от тяжелой жизни, набираться сил и зализывать раны. Таким домиком на дереве может быть что угодно. В сериале «Бог добавил меня в друзья» это социальная сеть, где герой переписывается со Всевышним. В сериалах «Метод Комински» и «Барри» это актерские курсы, на которых самовыражаются люди сложной судьбы. А в сериале «На старт» с Мэттью Перри — это группа психологической поддержки, постепенно превращающаяся из сборища травмированных чудаков в настоящую семью.
«Я не шучу» следует этому правилу безупречно. Сцены с микрофоном упорядочивают хаос жизни Елены, дробят сюжет на ритмические такты и резюмируют те или иные наблюдения героини, здорово утешая зрителя, который быстро проникнется к героине сочувствием, потому что выступления Елены Новиковой внутри сериала — это в некотором смысле рассказ выжившего, то есть результат проработки реальных жизненных ситуаций актрисы. Ей тоже не так давно было 49 лет, она тоже живет не в ЦАО, а в Кузьминках, и у нее столько же детей и бывших мужей, как у героини. Но она опережает своего художественного двойника на два года, и ее опыт позволяет нам верить, что и с персонажем все будет хорошо. Как с Тедом из сериала «Как я встретил вашу маму», которому не везло годами, но который с порога хвастался зрителю, что у его истории счастливый финал. Впрочем, даже больше, чем юмор (довольно тихий), в «Я не шучу» утешает музыка — бодрая, ироничная и излучающая тепло.
Второй важный атрибут любого сериала с настоящими стендаперами — документальность художественного языка. Это истории о людях, никогда не перестающих исследовать других и себя. Они находятся в постоянном поиске материала и в неразрешимом конфликте с самими собой. На монтажный стол комика ложится вся его жизнь. Ритм и оптика сериала должны соответствовать этой работе. И в этом «Я не шучу» тоже преуспевает. История, которую Новикова написала вместе с выпускницей Московской школы кино Еленой Красильниковой, насыщена бытовыми событиями — и мелкими, и судьбоносными одновременно. Оператор Янис Андреевс, у которого есть и опыт монтажа, здорово справляется с внутрикадровым монтажом и наполняет историю жизнью. Актеры — посланник «Аритмии» Николай Шрайбер и представитель «Нелюбви» Алексей Розин — начинают казаться соседями, которые зашли к настоящей звезде за спичками. А сама Новикова, закончившая школу-студию МХАТ и хорошо знакомая с театральной сценой, создает самого подлинного и побуждающего к состраданию персонажа в русских сериалах со времен «Чик». Однако в «Чиках» герой был коллективным, а здесь он одинокий. И тем сильнее ему хочется сопереживать.
Однако при всем этом, судя по пяти доступным эпизодам, сериалу пока не удается главное — уравновесить стендап и жизнь, не только огорчить, но и рассмешить. В абсолютно художественной «Удивительной миссис Мейзел» сцена была местом не шуток, а прозрения, зато в быту героиню окружало столько эксцентричных героев, что от смеха сводило скулы. В «Луи», напротив, чувствовалась ярость стендапа: каждое выступление было взрывом после напряженного внутреннего диалога героя. «Я не шучу» же пока что кажется очень мощным сетапом без соразмерного панча. В жизни героини происходит много всего такого, о чем хочется слушать, но ее короткие стендапы, даром что отлично дробят сюжет на фрагменты, не запоминаются и не смешат. Сериал взялся шутить обо всем на свете — о женской доле, мужском слабоволии, заре третьего возраста, отчуждении детей, разрушении частных границ, деньгах и сексе, но как будто растерялся перед масштабом задачи. Возможно, поэтому второй главной героиней становится трогательная собака, которая в каждом эпизоде с виноватым взглядом ходит под себя. Этот повторяющийся гэг быстро надоедает, а лихого панча, который бы соответствовал драматичному сетапу, все нет и нет.
Ради нового сериала Незлобин выдумал режиссерку Сашу Тапочек. Никто не понимает зачем
В онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD» 4 марта начнется показ сериала «Я не шучу» о жизни стендаперки и победительницы «Открытого микрофона» Елены Новиковой. Режиссеркой сериала якобы выступила Саша Тапочек, которая, судя по всему, оказалась выдуманным персонажем, заметило издание kimkibabaduk.
Сюжет сериала частично пересказывает реальные события из жизни актрисы и стендаперки Елены Новиковой, которую не выдумали, — она существует на самом деле. «Реалистичность образа моей героини в том, что никаких особенных целей у нее нет: вот есть сегодняшний день, и хорошо, проживем его так, как он складывается», — говорила Новикова в интервью «Кинопоиску».
Тем не менее режиссерки сериала Саши Тапочек, кажется, не существует — на «Кинопоиске» у нее нет ни одной работы, кроме «Я не шучу». Один из создателей и продюсер сериала Александр Незлобин описывал Тапочек следующим образом: окончила Французскую школу кино в Сан-Франциско, работала в Уральском театре, участвовала на Фестивале независимых женщин, сняла короткометражки «Fake» и «Woman». Тем не менее ни такой школы, ни театра, ни фестиваля, ни короткометражек не существует.
Позже выяснилось, что сам Незлобин выступил одним из режиссеров сериала. «Часть снимала Саша Тапочек, для которой „Я не шучу“ — дебют в сериалах; часть делал я. Мы делились как‑то, я бы так сказал», — заявил Незлобин «Кинопоиску». Его словам противоречат титры сериала, в которых указана не режиссерка Саша Тапочек, а режиссер Александр Тапочек.
Теперь никто не может понять, зачем это все выдумали
Представляю, как Незлобин кайфовал от своего остроумия, выдавая себя за женщину по фамилии Тапочек pic.twitter.com/5M1InfMQXG
Аркадий Ротенберг признался, что Саша Тапочек – это он