актриса фильма здравствуй и прощай
Людмила Зайцева
Биография
В окружении Людмилы Зайцевой никто не верил, что она сможет стать актрисой. В начале творческого пути ей приходилось слышать отказ за отказом, но будущая звезда не сдавалась и в итоге сумела покорить как режиссеров, так и зрителей. В фильмографии исполнительницы немало ярких и запоминающихся экранных образов.
Детство и юность
Людмила Васильевна Зайцева родилась в 1946 году на хуторе Восточном в Краснодарском крае. Ее родители не были женаты, и отец ушел от матери вскоре после появления дочери. Он жил на той же улице, но не стремился участвовать в жизни девочки. Ее воспитывала мать-одиночка.
Ольга Ильинична, по воспоминаниям артистки, была женщиной работящей. Она любила дочь и готова была на все ради ее счастья, но в ранние годы биографии Зайцева этого не понимала. Мать казалась ей строгой, лупила за любую провинность и редко демонстрировала теплые чувства. Но после замужества она согласилась покинуть родной дом и переехать к супругу в Усть-Лабинск, только бы Люда могла ходить там в школу, которая у них на хуторе была до 4-го класса.
Вскоре Ольга Ильинична вышла на пенсию, а ее супруг устроился сторожем в церковь. Денег в семье постоянно не хватало. Поэтому уже после 8-го класса будущая актриса решила перейти на вечернее отделение, чтобы совмещать учебу и подработки. Единственной отрадой было кино, которое исполнительница обожала с детства. Еще когда она жила на хуторе, туда приезжал киномеханик из соседней станицы, включавший в импровизированном клубе фильмы. Людмила не пропускала ни одного сеанса.
Неудивительно, что Зайцева в итоге решила связать жизнь с актерским ремеслом. Мама была не в восторге от такого выбора, считала, что есть профессии куда надежнее — учительница или бухгалтер. Да и дочь, как она считала, была на фото не такой миловидной, как та же Марина Ладынина. Но удержать девушку было невозможно, и в возрасте 16 лет она впервые отправилась в Москву.
В столице Людмилу постигло разочарование: она не поступила ни в один вуз. Провинциалка зачитывала отрывки из «Детворы» Антона Павловича Чехова, пыталась покорить приемную комиссию «Евгением Онегиным» Александра Сергеевича Пушкина, но все было тщетно — удивить принимающих ей не удавалось.
Из Москвы Зайцева уехала ни с чем, но не сдалась. Позднее она возвращалась в столицу снова, получая отказ за отказом. В перерывах между поступлениями девушка продолжала работать, даже пыталась освоить ремесло штукатура, а в 1965 году смогла устроиться в рязанский Театр юного зрителя. Соглашалась на любые роли, ведь вера в себя потихоньку гасла.
Когда Людмила все же поступила в Театральное училище имени Бориса Щукина с четвертой попытки, радости она не испытывала, ведь так долго к этому шла, что успела устать. Но учеба в вузе оставила приятные воспоминания, сложности начались позднее. Зайцеву не хотели брать ни в один театр, ведь у нее не было определенного типажа. Только в 1976 году она пополнила труппу Театра-студии киноактера, уже будучи звездой экранов.
Фильмы
Еще во время учебы в вузе Людмила получила первый опыт работы на съемочной площадке — была в массовке ленты Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной…». Поскольку роль оказалась небольшой, да и картину положили на полку, артистка осталась без внимания публики.
Позднее, уже после выпуска, Зайцева настолько устала сидеть без работы, что решилась напроситься в массовку фильма «А зори здесь тихие…» Станислава Ростоцкого. Но тот сразу разглядел талант артистки и утвердил ее на роль сержанта Кирьяновой. Во время съемок Людмила переживала, что все делает не так, но, посмотрев ленту, выдохнула с облегчением, ведь на экранах ее неуверенность и неопытность были не заметны.
Вскоре после этого актрису пригласили на съемочную площадку лирической комедии «Печки-лавочки» Василия Шукшина. Хотя роль была эпизодической, Зайцева осталась благодарна судьбе за возможность поработать с великим мастером.
Людмила Зайцева в фильме «. А зори здесь тихие»
Но главной работой в творческой копилке знаменитости считается фильм «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова. Пробы прошли неудачно: молодая артистка робела и плохо играла перед камерой, но режиссер был уверен, что она подходит на роль Шуры. Это сильная, трудолюбивая женщина, в одиночку воспитывающая детей после ухода супруга.
После выхода комедии Зайцеву стали узнавать на улицах и приглашать на съемочные площадки других проектов. Уже в 1974 году зрители увидели актрису в драме «Цемент», где ей досталась главная роль активистки Дарьи Чумаловой.
Последовали и другие яркие образы, в 70-е годы у исполнительницы не было отбоя от предложений. Лучше всего ей давались роли советских женщин, которые покоряли публику внутренней силой, искренностью и душевностью. Запомнился и вокал артистки, особенно исполнение песни «Виновата ли я» в ленте «Дождь в чужом городе».
Хотя поработать с Василием Шукшиным знаменитости больше не удалось, она смогла отдать дань его памяти, снявшись в драме «Праздники детства», сюжет которой был основан на рассказах мастера. Она вышла на экраны в 1989 году.
Людмила Зайцева «Маленькая Вера» (1988)
Есть в послужном списке исполнительницы и яркая, но противоречивая роль в картине «Маленькая Вера». По признанию Людмилы Васильевны, она долго отказывалась там сниматься, но режиссер сумел покорить ее своим обаянием. В итоге лента получила немало наград, была признана шедевром советского кинематографа.
После развала СССР популярность знаменитости резко пошла на спад. Предложений сниматься не было, приходилось снова браться за подработки и соглашаться на любые роли. Украшением своей фильмографии постсоветского периода актриса назвала драму «Тихий Дон» — экранизацию романа Михаила Шолохова. Премьера состоялась в 2015 году на телеканале «Россия-1».
Позднее Зайцева вновь порадовала поклонников появлением в главной роли. Она снялась в детективном мини-сериале «Восемь бусин на тонкой ниточке», где сыграла главу семейства Марфу Степановну. Сюжет был основан на книге Елены Михалковой.
Личная жизнь
По признанию Людмилы Васильевны, она всегда была влюбчивой и лелеяла в себе это чувство. Ей нравилось в нем все — даже страдания, которые артистка старательно описывала в дневниках. В числе объектов внимания знаменитости был сокурсник Сергей Милованов. Это были тяжелые, зависимые отношения, притом что молодые люди не давали друг другу никаких обещаний. Но Зайцева прощала парню все, вплоть до измен, и готова была отправиться за ним на край света, а он позднее, уже годы спустя, называл ее своей первой женой.
Но свадьба так и не состоялась, хотя потенциальная свекровь уговаривала Люду выйти замуж за ее сына, обещая обеспечить их жильем, в то время как он не спешил с предложением. Зайцева считает, что судьба уберегла ее от ошибки. Однажды ей сказали, что если выберет Сергея, то будет вынуждена раствориться в нем, позабыв об актерстве. Девушка решила, что хочет строить карьеру, и они с Миловановым в итоге разошлись.
Наладить личную жизнь артистке не удавалось долго. Все ее подруги успели выйти замуж, а она так и оставалась в невестах. За это время Людмила Васильевна успела пожить с инженером по имени Владимир, с которым рассталась без ссор и взаимных упреков. А после выхода картины «Здравствуй и прощай» ей приписывали роман с Олегом Ефремовым. Но знаменитый актер относился к девушке по-отечески, поддерживал и наставлял ее. О чувствах между ними и речи быть не могло, тем более что он был безнадежно влюблен в Анастасию Вертинскую.
Свою любовь знаменитость встретила на съемочной площадке картины «Праздники детства». Избранником стал актер и режиссер Геннадий Воронин, который во время киноэкспедиции сделал Зайцевой предложение руки и сердца. Свадьбу сыграли там же, а затем расписались в Москве.
Семейная жизнь была сложной, но счастливой. Геннадий поддерживал супругу, был для нее опорой, часто радовал подарками. Он души не чаял в их дочери Василисе Ворониной, родившейся в 1982 году. Если Людмила проявляла строгость, могла наказать и отругать девочку, то ее муж только баловал.
Актриса с трудом пережила утрату и оправилась от нее только благодаря родным и друзьям. Вместе с коллегами супруга Зайцева издала его книгу «Колокол детства моего». Сборник содержал сценарные работы Воронина, его поэзию и прозу.
Дочь знаменитостей тоже стала актрисой. Дебют девочки в кино состоялся в 1985 году, когда она еще младенцем снялась в фильме «Говорит Москва». Ее личная жизнь сложилась счастливо, мужем стал сокурсник Александр Носков. В 2011 году Василиса осчастливила Людмилу Васильевну рождением внука Серафима, позднее на свет появились внучки Анфиса и Степанида. Артистка постаралась стать для них образцовой бабушкой и даже научилась стряпать.
Людмила Зайцева сейчас
Сейчас актриса появляется на экранах не так часто, как хотелось бы поклонникам, — преимущественно в телешоу. В 2021 году вышел выпуск программы «Судьба человека» с ее участием, где она дала интервью о детстве, творческом становлении и личной жизни.
За кадром фильма «Здравствуй и прощай»: Какие отношения связывали Олега Ефремова, Людмилу Зайцеву и Наталью Гундареву
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Автором сценария фильма был Виктор Мережко, а режиссером – Виталий Мельников, на тот момент уже известный зрителям по своим работам «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева». Каждый его фильм становился событием, и все актеры, которым посчастливилось с ним работать, называли это своей удачей. Олег Ефремов к тому моменту уже был звездой кино и главным режиссером МХАТа, но у Мельникова готов был сниматься даже в эпизодах. Они уже работали вместе в фильме «Мама вышла замуж», и новое предложение режиссера он принял без раздумий.
Мельников собрал блестящий актерский состав – Олег Ефремов, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Александр Демьяненко. 26-летняя дебютантка Людмила Зайцева поначалу робела, попав в такую компанию. Тем более, что ей, молодой актрисе, предстояло сыграть мать троих детей, простую сельскую женщину, которую Мережко писал со своей матери. Когда она впервые оказалась на съемочной площадке с Олегом Ефремовым, совсем растерялась. Но актер помог ей справиться с волнением, и хотя относился к ней покровительственно, стал для нее не только наставником.
На экранах в паре с Ефремовым они смотрелись так органично, что зрители тут же им приписали роман и за кадром. На самом деле их связывали только дружеские отношения. На съемки он приехал позже – Ефремов мог сниматься только в свободные от другой работы дни, но с первых же минут смог расположить к себе Людмилу Зайцеву. В нем не было ни тщеславия, ни заносчивости, и у нее сразу же возникло ощущение, как будто они были знакомы очень давно.
Вскоре их общение стало настолько доверительным, что Ефремов даже поделился с партнершей сердечными тайнами – рассказал о женщине, в которую был влюблен. Он тогда страдал от неразделенных чувств и признался Зайцевой, что всю жизнь переживал из-за таких несовпадений: женщины, проявлявшие к нему внимание, были ему безразличны, а те, которых выбирал он сам, не отвечали ему взаимностью. Поэтому тогда на съемках ему было не до романов. Из-за своих переживаний он иногда выпивал, и Зайцева следила за тем, чтобы этого не случалось накануне съемок. А вот дальнейшего общения у актеров не сложилось – после съемок они перестали видеться.
Мельникова называли первооткрывателем талантом – часто те начинающие актеры, которых он приглашал на съемки, впоследствии становились звездами кино. Именно он первым рассмотрел талант и Натальи Гундаревой. Пригласить ее на роль буфетчицы Надежки режиссеру порекомендовала Людмила Зайцева. Тогда Гундарева была еще никому не известной театральной актрисой, и заметных ролей в кино у нее еще не было. Мельников шел на риск, доверив главные женские роли дебютанткам, но они его не подвели.
С первого же своего появления на съемочной площадке Гундарева покорила всю съемочную группу. Все поражались тому, насколько быстро и органично она вошла не только в съемочный процесс, но и в круг местных жителей – она, москвичка, чувствовала себя своей среди станичников, а они, глядя ей вслед, говорили: « Какая же это актриса, она же наша, из Ростова, вот она и снимается ».
Съемки проходили в казачьей станице Приморской. В массовке снимались местные жители. Актрисы не должны были от них отличаться, и оператор Юрий Векслер запретил им использовать грим и средства от загара. Зайцева, выросшая в деревне, сама была так похожа на местных женщин, что ее часто не воспринимали как артистку. Иногда милиционеры, дежурившие на съемочной площадке, не пускали ее за ограждение, не веря в то, что перед ними – актриса.
На съемках фильма Людмила Зайцева и Наталья Гундарева сдружились и продолжали общаться и после завершения работы над фильмом. Было только одно, чего Зайцева не могла терпеть в своей подруге – ее пения. По сюжету, им приходилось петь вместе, да и за кадром актеры часто занимались тем же. Виктор Мережко рассказывал: « На съемках «Здравствуй и прощай» Людмила Зайцева останавливала Наташу, когда та пела. Говорила: «Не порть нам песни». У Наташи поначалу было слабовато с музыкальным слухом. Но петь любила. Актеры соберутся и затянут что-нибудь народное. Ладно выводят, а Наташа – все мимо нот. Но Люся ее натаскала, стало здорово получаться… А была она замечательной. И на площадке никогда не капризничала ». В итоге у Гундаревой и Зайцевой получился такой замечательный дуэт, как будто обе были профессиональными певицами.
Простая и трогательная история, которая могла бы произойти в любой советской деревне, никого из зрителей не оставила равнодушным – в год премьеры фильм посмотрело больше 16 млн зрителей. Многие женщины узнавали в героине Людмилы Зайцевой самих себя и писали ей письма со словами признательности. А Наталья Гундарева стала народной артисткой задолго до присвоения ей этого звания – зрительницы были уверены в том, что она – женщина из народа, и писали на киностудию письма, в которых горячо благодарили создателей фильма за то, что они сняли в нем не только профессиональных актрис, но и простую деревенскую жительницу Наталью. Наверное, это было самым большим комплиментом в адрес актрисы. Этот фильм открыл ей дорогу в большое кино, и после этого Гундарева сыграла десятки ролей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вдовство Зайцевой, рак Ефремова, инсульты Гундаревой и Брондукова. Беды звезд «Здравствуй и прощай»
Более 16 миллионов зрителей посмотрели фильм по сценарию Виктора Мережко и прониклись симпатией к экранным героям. Секрет успеха был прост — персонажам лирической комедии хотелось верить, ведь подобный сюжет вполне мог произойти в реальности. До сих пор в посвященных кинематографу пабликах ведутся жаркие споры о финале «Здравствуй и прощай»: что таилось в последнем взгляде Шуры на милиционера Бурова — усмешка, презрение, или все же прощение? Тысячи людей надеялись на возможный хэппи-энд, спрятанный режиссером за кадром…
Героев разметало в разные стороны, но публике дали понять, что сильная русская женщина Шура в любом случае не пропадет. Возможно ли сказать то же самое о звездах, сыгравших в «Здравствуй и прощай»? Как сложилась жизнь артистов фильма — в нашем материале.
Людмила Зайцева — Шура Ярмолюк
Фильм Мельникова стал первой картиной, где Зайцева исполнила главную роль. В том же году актриса снялась в драме «А зори здесь тихие…», позднее были «Двадцать дней без войны», «Праздники детства», за которые Людмила Васильевна удостоилась Госпремии, и «Маленькая Вера».
В перестройку артистка исчезла из кино, а на экраны вернулась в образе Евдокии Лопухиной из «Царевича Алексея». В новом веке актриса засветилась в проектах «На полпути в Париж », «Знахарь» и «Ласковый май».
Михаил Кононов — Митька Ярмолюк
Митька оказался самым противоречивым героем фильма: одни зрители окрестили его абсолютным дураком, другие — заблудшей душой и «космонавтом» — сложно дать более точное определение персонажу, который в поисках смысла жизни бросил семью и уехал в город.
Публика больше всего полюбила другого героя Кононова — Нестора Петровича из «Большой перемены». Однако сам актер экранного учителя не чествовал, как и своего беззаботного Яшку из «Финиста — Ясного сокола»: в памяти зрителей артист хотел остаться не таким. В попытках разнообразить репертуар он сыграл офицера КГБ в «Пирах Валтасара» и маршала Ворошилова в «Ближнем круге». Но как ни крути, образ молодого педагога приклеился к Михаилу Ивановичу намертво.
В семейной жизни Кононов оказался тираном: постепенно он заставил супругу Наталью забыть о карьере модели и подругах, а кроме того, запретил ей рожать детей, переживая, что наследники перетянут на себя все внимание. В 90-е, когда актер отказался сниматься в модных криминальных сериалах и организовал свой театр-студию, на горизонте возникла 18-летняя студентка Рита. Артист уверял, что воспитанница заменила ему дочь, но злые языки говорили, что девушка попросту соблазнила стареющего мужчину.
В то время перенесшая две операции Наталья перебралась в деревню Бутырки, где ее навещали муж и… Рита. Мудрая женщина заявляла, что не волнуется из-за конкуренции, ведь за почти 40 лет брака стала для возлюбленного и другом, и сестрой, а остальное — явление временное. В итоге Маргарита попыталась обманом заполучить квартиру супругов, лишь чудом им удалось отвоевать жилье. Предательство негативно сказалось на здоровье Михаила Ивановича : исполнив последнюю роль в картине «В круге первом», он скончался после череды сердечных приступов.
Олег Ефремов — участковый Григорий Буров
Наталья Гундарева — Надежда Семеновна
Виктор Павлов — Васька-сеньор
Павлов был прекрасным мужем и отцом — в то время как другие артисты крутили романы, он спешил с гастролей домой, нагруженный подарками для супруги и дочки. Идеальную картину разрушили болезни: в последние годы жизни актер перенес четыре инсульта. Он скончался практически на руках жены: лишь на пару минут Татьяна отошла на кухню, а вернувшись, обнаружила 65-летнего избранника мертвым.
Александр Демьяненко — председатель колхоза
Невостребованность, критика коллег по поводу съемок в ситкоме «Клубничка» и увольнение из театра больно ударили не только по самолюбию, но и по физическому здоровью артиста. Проблемы с сердцем усугублялись с каждым годом, потом произошло отслоение сетчатки, случилось два инфаркта. Летом 1999-го 62-летнему Демьяненко назначили коронарное шунтирование, однако до даты операции он не дожил несколько дней.
Борислав Брондуков — Раков
Для артиста, которому поначалу твердили, что его внешность вообще не подходит для театра и кино, главной ролью стал Федул из «Афони». Кроме узнаваемости персонаж принес актеру еще и репутацию алкоголика, так что отныне ему постоянно предлагали образы дебоширов и пьяниц.
Задолго до выхода «Здравствуй и прощай» Борислав Николаевич женился на студентке Ленинградского политеха. Вскоре у второй половины обнаружили неизлечимое психическое заболевание, существовать с которым в браке было невозможно. Брондуков тяжело переживал ситуацию и еще долго не позволял себе смотреть на других женщин.
Все изменилось, когда артист случайно столкнулся в аэропорту с 18-летней Катей, мечтавшей стать актрисой. Борислав Николаевич стал ей не только учителем, но и мужем. Впоследствии супруга оставила мечты о сцене и превратилась в хранительницу очага и мать двоих детей. Съемки в картинах «Гараж», «Приключения Шерлока Холмса» и «Спортлото-82» позволяли Брондукову обеспечивать семью.
Но еще в начале 80-х у артиста случился первый инсульт. Еще два приступа поразили актера в 90-х, после чего он оказался прикован к кровати. Бедность и беспомощность не отвратили от Брондукова верную супругу: Екатерина ухаживала за ним до самой смерти в 2004-м, а через четыре года опубликовала книгу с трогательными признаниями мужа в любви.
Жанна Блинова попала на съемки случайно, а после кинодебюта не продолжила карьеру. Ну а Саша Ведерников засветился еще в четырех лентах: «Где это видано, где это слыхано», «Я служу на границе», «Кадкина всякий знает» и «Хлеб детства моего».
«Здравствуй и прощай»: актеры, создатели и сюжет
Советский кинематограф был богат на многих хороших и талантливых актеров. Ф ильм Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» не стал исключением. Из этой статьи вы узнаете о сюжете и создателях картины, а также о том, какие артисты принимали участие в ее съемках.
Общие сведения
Премьера картины состоялась 11 июня 1973 года. Постановщиком фильма выступил режиссер Виталий Мельников, известный благодаря таким работам, как «Отпуск в сентябре», «Старший сын» и «Начальник Чукотки». Сценарий к киноленте написал Виталий Мережко. Длительность фильма составляет 1 час 35 минут. Картина предназначена для людей, достигших возраста 16 лет.
Сюжет
В центре повествования находится обычная женщина Саша Ярмолюк, которая проживает в такой же обычной советской деревушке. Она живет со своим любимым супругом Митькой, с которым вместе воспитывает троих детишек. Долгое время жизнь этого семейства шла своим привычным чередом, но в определенный момент Митька заявил, что хочет глобальных перемен. Желая обрести новый смысл своего существования, он бросает свою жену вместе с детьми и отправляется покорять город. Это событие переворачивает жизнь главной героини с ног на голову. Саша перестает верить в любовь и окончательно разочаровывается во всех мужчинах.
«Здравствуй и прощай»: актеры и роли
Вы уже знаете о сюжете и создателях обсуждаемой в статье картины, поэтому теперь пришло время поговорить о тех, кто подарил нам потрясающие и незабываемые образы. Мы решили более подробно остановиться на центральных актерах фильма «Здравствуй и прощай», поэтому каждому из них будет посвящен отдельный раздел.
Олег Ефремов
В этой картине актер исполнил роль милиционера Григория Бурова. Олег Ефремов родился 30 сентября 1927 года. За всю свою творческую деятельность артист поучаствовал в более чем ста проектах, среди которых числятся как работы в большом кино, так и на телевидении. Кроме фильма «Здравствуй и прощай», актер также известен по съемкам в кинолентах «Живые и мертвые», «Вечно живые» и «Когда я стану великаном». Помимо актерской деятельности, Олег Николаевич принимал участие в написании сценариев и режиссуре. Он выступил постановщиком фильмов «Мишин юбилей», «Большевики», «Иванов» и многих других. К сожалению, 24 мая 2000 года актер «Здравствуй и прощай» Олег Ефремов покинул наш мир.
Людмила Зайцева
Исполнительница главной роли Людмила Зайцева родилась 21 июля 1946 года. Ее фильмография насчитывает 69 проектов, среди которых наиболее известными являются «. А зори здесь тихие», «По семейным обстоятельствам» и «Двадцать дней без войны». Из последних работ актрисы стоит выделить «Тихий Дон», «На ощупь» и «Чокнутая».
Михаил Кононов
Второстепенные персонажи
Мы уже перечислили актеров, исполнивших главные роли в фильме «Здравствуй и прощай». Но не стоит обделять вниманием и тех, кто сыграл в нем второстепенные роли. Предоставляем вам список актеров, которые исполнили роли второго плана в данной картине:
Теперь вы знаете о создателях, сюжете и актерах фильма «Здравствуй и прощай» 1972 года. Надеемся, что предоставленная в статье информация была полезной, интересной, а читатели узнали много нового и захотели посмотреть этот фильм.