актриса главная бабушка страны
Почему «всесоюзная бабушка» советского кино скрывала свое настоящее имя: Тайны Галины Макаровой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Настоящее имя Галины Макаровой – Агата (Агафья) Чехович. Ее дед был священником, а отец – офицером царской армии. Во время Первой мировой войны он служил в ставке царя и за усердие получил от самого государя в подарок серебряный поднос и чайный сервиз. Потом он воевал в армии Деникина, в Крыму у него была возможность вместе с другими белогвардейцами отправиться на корабле за границу, но он вернулся в поселок Старобин в Белоруссии, где его ждала жена с детьми. В 1921 г. его арестовали и посадили в тюрьму. Чтобы избежать расправы, его родные были вынуждены уничтожить все документы, связывающие их с именем Климентия Чеховича. В новом паспорте Агаты указали фамилию матери – Апанащик, и записали неверный год рождения. Позже она подсчитала, что на самом деле родилась не в 1919 г., а в 1916 г.
В 16 лет Агата переехала в Минск. Там она работала домработницей и санитаркой, а позже отец подруги обратил внимание на ее артистизм и посоветовал поступить в студию при театре. Там она взяла псевдоним и выступала под именем Галина – по мнению коллег, имя Агафья было простоватым и «слишком деревенским» для актрисы. В юности она увлекалась конным спортом, метанием копья и мотоспортом, в 20 лет став чемпионкой республики по мотокроссу.
После окончания учебы в студии Галина выступала на сцене Первого Белорусского драматического театра. Однажды спектакль с ее участием увидел офицер Иван Макаров – и влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре он сделал ей предложение, и Галина ответила согласием. После замужества она взяла фамилию супруга. Вместе они переехали в Москву, в 1941 г. у пары родился сын Эдуард. В начале войны Иван Макаров ушел на фронт, а Галина с сыном отправились в эвакуацию. Муж вернулся с войны целым и невредимым, вот только приехал он не один – его сопровождала «походно-полевая жена». Он заявил о том, что хочет развестись с Галиной и предложил ей с сыном переехать к его матери. Предательство мужа стало для нее тяжелым ударом, она так и не смогла этого ему простить. После развода актриса решила вернуться в Минск, в родной театр.
Ее коллегой по сцене стал актер Павел Пекур, который принялся за ней ухаживать. Вскоре они поженились, в 1951 г. у них родилась дочь Татьяна. Позже она рассказывала, что мать очень уважала и ценила Павла, но при этом всю жизнь продолжала любить своего первого мужа. А Макаров никогда не верил в то, что она сможет добиться таких успехов, и удивился, когда она получила звание народной артистки СССР. Он обижался на то, что актриса никогда не звонила ему, приезжая в Москву, и даже не догадывался, что на самом деле происходило у нее в душе. Его предательство было не единственным ударом, который он ей нанес. Когда их сыну было 12 лет, Макаров потребовал, чтобы он переехал к нему. Конечно, Галина не хотела расставаться с сыном, но бывший муж пригрозил ей, что раскроет правду о ее происхождении, что могло бы разрушить ее жизнь. И актрисе пришлось согласиться. С тех пор Эдуард жил в Москве, а на каникулы приезжал к матери. Он получил хорошее образование и построил блестящую карьеру, став личным помощником Михаила Горбачева.
В театре Галина Макарова была настоящей звездой. Драматург Андрей Макаенок специально под нее писал роли в своих пьесах, которые затем Галина Макарова блестяще воплощала на сцене. Ее муж, которому всегда доставались роли второго плана, никогда не испытывал по этому поводу творческой ревности и не переживал из-за того, что оказался в тени знаменитой супруги, – он искренне радовался за нее и гордился ею. Они оба умели расставлять приоритеты – Галина Макарова не гналась за славой, и на первом месте и у нее, и у Павла Пекура всегда оставались семья и дети.
Кинокарьера Галины Макаровой началась очень поздно, на тот момент ей было уже около 40 лет. Первые роли не принесли ей популярности – это были совсем небольшие эпизоды, ее имя даже часто не упоминалось в титрах. Ей доставались малоприметные роли нянечек, кассирш, крестьянок, вахтерш, уборщиц и прочих «женщин из народа». Первую главную роль актриса получила только в 60 лет в фильме «Вдовы», после которого к ней пришел первый громкий успех. Многим зрителям запомнились и другие яркие образы, созданные Макаровой: бабушка Агаша в фильме «Молодая жена», билетер в цирке из «Удивительных приключений Дениса Кораблева», ветеран в фильме «Контрольная по специальности», Матрена в драме «Белые росы», главная героиня из «Прощания славянки», Прасковья в фильме «Белые одежды» и др.
Чаще всего ей предлагали роли бабушек главных героев. С одной стороны, Макарова радовалась многочисленным предложениям и охотно на них соглашалась, ведь именно эти образы и принесли ей всесоюзную славу и негласный титул «всесоюзной бабушки» и «истинно народной» актрисы. С другой стороны, ее огорчала однотипность сыгранных ролей.
Несмотря на обширную фильмографию и всенародное признание, ее актерский талант все же не был реализован в полной мере. Ее дочь Татьяна говорила о ней: « Ни один человек в театре не знал о ее происхождении. Она молчала и вечно строила из себя простолюдинку. Хотя потом эти бабки, которых она играла, так ей надоели. Ведь в молодости она была разноплановой актрисой – и Шекспира играла, и русскую классику. Она хотела для себя масштабной исторической роли ».
Галина Макарова часто шутила, что, если бы не стала актрисой, была бы председателем колхоза – ей очень нравилось работать на земле, а ее любимой отдушиной была дача в 30 км от Минска. Там она проводила все свободное время, выращивая цветы. Одних пионов у нее было более сотни кустов! Актриса выписывала журнал «Цветоводство» и по найденным в нем адресам рассылала письма с просьбой прислать ей семена редких растений. Она гордилась тем, что даже эдельвейсы росли у нее на даче. Там она провела и свои последние дни. В сентябре 1993 г. ее не стало. Ее внучка Анастасия сказала о ней прекрасные слова, которые могли бы вслед за ней повторить и кинозрители: « Для меня главным качеством в ней оставалась ее подлинность. Она была настоящей! И все мы учились у нее не фальшивить; не казаться, не воображать себя кем-то, а быть собой ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Актриса Галина Макарова: биография, личная жизнь, фото и роли
Галина – это творческий псевдоним популярной актрисы. Имя, данное ей при рождении, – это Агата. Родилась она в 1919 году, 27 декабря. Однако по поводу этих фактов есть некоторые споры. Зато нет сомнений в месте рождения Макаровой. Это белорусский городок Старобин.
Вопросы по имени и фамилии
В биографии актрисы Галины Макаровой они являются довольно щепетильными. Дело в том, что женщине самой не были известны настоящие данные, касающиеся даты ее рождения и имени. Ее отец был репрессирован, а семья избавилась от всей документации.
27.12.1919 – это те данные, которые Галина Клементьевна считала датой своего рождения. Но это ошибочные сведения. На деле ее возраст на три года превосходит указанный. И однажды женщина поделилась воспоминаниями, как в их дом принесли Шурочку – ее новорожденную сестру. Встает вопрос, как трехлетняя девочка могла запомнить такой факт?
Ответ прост – в этой семье было пять детей. И ни один ребенок не знал точной даты его рождения. А когда оформляли документы, возраст определяли «на глаз». И будущую прославленную актрису омолодили на три года.
А фамилия досталась актрисе по закону – она взяла ее у первого мужа.
Причины переезда в Минск
Детская пора в биографии актрисы Галины Макаровой отражена мало. Главное воспоминание касается ее задиристого характера и многих хулиганских деяний. Она была очень дерзкой и шумной девчонкой. За это получила прозвище «бубен».
Она, будучи маленькой, не понимала, почему окружающие воспринимают ее семью с опаской. Узнала несколько позже. Причина крылась в том, что ее отец ранее являлся офицером в армии царя. Однажды он шокировал своих родителей новостью о женитьбе на простой служанке, которой был старше на 20 лет. Этого они ему простить не смогли и выгнали из дома. Затем последовала революция и смена власти, и жизнь новоиспеченных супругов серьезно осложнилась. Устраивались репрессии, и прошлое бывшего служащего свергнутого царя отразилось на его дальнейшей жизни негативно.
Родителям было сложно работать, а детям – учиться. И в возрасте 16 лет Агата направилась в поисках лучшей жизни в Минск. Благодаря своей бойкости и расторопности девушка быстро трудоустроилась там. Первой профессией стала домработница. Второй – санитарка в госпитале.
Новая жизнь принесла и новых подруг. И папа одной из них оказался крупным чиновником в Министерстве культуры. Он оценил талант Агаты и поспособствовал тому, что девочка без вступительных испытаний была принята в студию Купаловского театра. У комиссии не было выбора, ведь им пригрозили потенциальными последствиями, если не примут именно эту студентку.
Валентина Семенюк (глава комиссии) предупредила девушку, что с этой поры ее имя будет Галина, ведь для сцены это очень благозвучно и оригинально. Возражений здесь никаких не последовало.
В театре всем девушка представлялась как простолюдинка. Скрывались факты о ее отце. В целом в биографии актрисы Галины Макаровой национальность принесла ей только положительные плоды. И приемной комиссии в театральной студии понравился образ такой белорусской простушки с напористым характером.
Спортивные увлечения
В биографии актрисы Галины Макаровой они занимают особое место и характеризуют ее как любительницу экстрима. Правда, им она больше уделяла времени в пору своего студенчества.
Так, она серьезно увлекалась мотокроссом. И даже стала чемпионкой страны в этой дисциплине в 1937 г.
К примеру, вот фото актрисы Галины Макаровой в молодости: она на нем на «железном коне».
Правда, был и неприятный момент, связанный с порчей муниципального имущества: девушка на мотоцикле врезалась в витрину магазина.
Затем было увлечение конным спортом и метание копья.
Первый брак
В личной жизни и биографии актрисы Галины Макаровой он значится больше как негативный момент. Хотя все начиналось красиво.
Ее будущий супруг – Иван Макаров увидел ее во время спектакля и сразу пропитался к ней огромной симпатией. После постановки он прошел за кулисы с целью познакомиться. Между ними вспыхнули чувства. Юная актриса без памяти влюбилась в привлекательного парня, который к тому же был еще военным. Их отношения развивались стремительно и очень скоро преобразовались в брак. Девушка ушла из театра и отправилась с мужем в Москву.
Постепенно стала проявляться истинная натура мужа – весельчак и любитель погулять и покуражиться. Из-за чего молодая супруга все больше любила дождливую погоду, поскольку в это время муж оставался дома.
Возвращение
В столицу Белоруссии женщина вернулась вместе с сыном. Она разошлась с мужем, но навсегда оставила его фамилию. По возвращении актриса снова стала работать в Купаловском театре. И там она познакомилась с Павлом Пекуром.
Он внес новый виток в личную жизнь актрисы Галины Макаровой. Она относилась к нему с огромным уважением, ценила его талант. Они часто работали совместно, например, в постановке «Молодая гвардия».
Он же обожал ее безумно, старался всячески за ней ухаживать, однако она к нему не испытывала подобных чувств. И хоть их отношения преобразовались в семейные, единственной и настоящей ее любовью был Иван.
В этом браке женщина родила второго (для себя и первого — для Павла) ребенка – девочку, которую назвали Таней.
Время депрессии
Когда Макаровой пришла весть о смерти первого мужа, ее самочувствие резко ухудшилось: произошел гипертонический криз. Женщине не верилось, что ее Ивушку (так она его ласково называла) она больше никогда не увидит.
После этого она много времени проводила у окна и смотрела вдаль, погрузившись в свои раздумья. И только дети разбавляли ее депрессию и спасали от темных мыслей. К тому же она легко с ними общалась и находила взаимопонимание.
Любовь к детям
Биография актрисы Галины Макаровой полнится проявлениями обожания детей, причем не только своих, но и чужих. Женщина неоднократно изъявляла желание усыновить или удочерить кого-нибудь.
Наиболее яркими примерами заботы о посторонних детях являются следующие ситуации:
У самой же Галины Клементьевой позже были еще внуки:
— Яна от сына Эдуарда,
— Егор и Агата от дочери Татьяны.
Кинематограф
Шел 1976 год. Макарова также трудилась в театре, сверкала на сцене и даже не размышляла о появлении на экране. Ведь там востребованы молоденькие актрисы, а ей уже было 57. Однако судьба распорядилась иначе.
Известный режиссер из студии «Ленфильм» задумывал снять ленту «Вдовы». Он искал малоизвестных актрис, подходящих для написанных персонажей. И его требованиям соответствовали две Галины: Скоробогатова и Макарова.
Они играли сельских бабушек, которые облагораживали чужие могилы. Женщины даже в паузах между съемками гуляли по селу в сценическом одеянии. И местные жители воспринимали их как своих.
Этот фильм стал успешным и принес Макаровой невиданную славу. После чего ее стали приглашать во многие картины. Она всегда играла колоритных героинь, притягательных своими душевными качествами и мудростью. Делала это органично и натурально.
За ней закрепился образ бабушки. А сама она грезила воплощением исторических персонажей, например, настоятельницы женского монастыря (в культовой картине «Гардемарины»).
Зрителям больше всего запомнились такие фильмы актрисы Галины Макаровой:
Работа и отдых на даче
Этому Галина Макарова старалась посвящать как можно больше времени. На своем участке она выращивала только клубнику и разнообразные цветы. Женщина отдавала предпочтение азалиям, японским лилиям, клематисам, эдельвейсам, рододендронам и пионам. Последних насчитывалось порядка сотни кустов.
Ухаживала за ними в ночное время, ведь утром – работа на съемочной площадке, вечером – в театре.
Сама дача от Минска находилась недалеко – всего в 30 км. И Макарова туда ездила, как простые граждане – на электричке.
В 1993 году она отправилась сюда, чтобы перебрать чеснок. Как оказалось, это была ее последняя поездка в жизни. В этом тихом местечке, в уютном домике ее и нашли родственники.
Главная бабушка советского кино. Почему Галина Макарова далеко не из простых и кто ее высокопоставленный сын
В кино она часто играла простых женщин, но в действительности актриса скрывала свое происхождение.
К/ф «Белые одежды» / Беларусьфильм, ТО «Экран»
В кино и на театральной сцене Галине Макаровой чаще всего приходилось играть простых женщин. Обычно это были мамы или бабушки главных героев. Недаром многие коллеги в шутку называли актрису «всенародной бабушкой».
Но и в настоящей жизни Галина Макарова была очень похожа на своих героинь — добрая, внимательная, заботливая, но строгая и справедливая. Именно такой запомнили ее дети и внуки.
«Пять лет дед провел в тюрьме»
Настоящее имя актрисы — Агата Чехович. Ее отец, Климентий Чехович, был офицером царской армии и во время Первой мировой войны служил в ставке Николая II.
Советскую власть Чехович не принял и пошел в Добровольческую армию к Деникину. А когда белых разбили, не эмигрировал, как большинство его сослуживцев, а вернулся в поселок Старобин под Минском к жене и четырем дочкам.
«В 1921 году Климентия Чеховича осудили, и пять лет он провел в тюрьме. Освободили деда только благодаря вмешательству солидных партийцев, которым он в свое время спас жизнь. Тем не менее клеймо лишенца осталось: это означало для него и членов семьи отказ в праве работать, поступать в институт, получать продуктовые карточки», — вспоминала дочка Макаровой, Татьяна.
Девушка назвалась фамилией матери
Из всех сестер Агата была самой бедовой. Едва поступив в школу, она тут же записалась в школьную самодеятельность — играла на аккордеоне, пела, декламировала стихи.
За неугомонность, звонкий голос и постоянную активность, девочке дали прозвище «Бубен».
Окончив школу, Агата поехала в Минск поступать в училище при Белорусском драматическом театре имени Я. Купалы. Но из-за «семейного клейма» ее не приняли. Однако девушка не отчаивалась. Год она проработала домработницей, потом санитаркой, после чего предприняла вторую попытку стать актрисой.
На этот раз Агате повезло, она стала студенткой. Правда, для этого девушка пошла на хитрость и назвалась девичьей фамилией матери — Апанащик. Под этой же фамилией она позже начала работать в труппе театра. А вскоре по совету коллег сменила «деревенское» имя Агата на городское «Галина».
Так появилась актриса Галина Апанащик.
Помимо театра, была у Галины еще одна страсть — спорт. Она ездила на лошадях, занималась легкой атлетикой. Но больше всего ее увлекали мотоциклы.
В 1937 году Галина Апанащик даже стала чемпионкой Белорусской ССР по мотокроссу.
С войны Иван вернулся не один
С первым мужем Галина познакомилась в театре. Кадровый офицер Иван Макаров пришел к ней за кулисы с огромным букетом, чтобы поблагодарить за прекрасную игру.
Между Иваном и Галиной сразу же возникла симпатия. И когда Макаров после нескольких свиданий попросил девушку стать его женой, она с радостью согласилась.
Позже актриса рассказывала дочери, что Макаров своей выправкой и удалью напомнил ей отца. Поэтому она влюбилась в молодого красавца военного с первого же взгляда.
В 1939 году, сыграв скромную свадьбу, молодожены уехали в Москву, где служил Иван и жили его родители. В апреле 1941 года у них родился сын Эдуард.
А спустя несколько месяцев Иван ушел на фронт — началась Великая Отечественная война. Галина же с маленьким сыном сначала отправилась в эвакуацию, а в 1943 году вернулась в Москву и с нетерпением стала ждать любимого мужа.
И Иван действительно возвратился, но только не один, а с новой «полковой» женой. После этого Галине ничего не оставалось, как упаковать вещи, взять сына и отправиться домой в Минск.
«В такую погоду мой Ивушка никуда из дома не уйдет»
Спустя много лет, когда горечь обиды притупилась, Галина и Иван снова начали общаться. И дети их тоже познакомились и подружились. А каждый раз, приезжая с гастролями в Москву, Макарова приглашала бывшего мужа с семьей на свои спектакли.
По воспоминаниям Татьяны, дочери актрисы, даже выйдя замуж во второй раз, Галина не переставала любить Макарова.
«Мама об этом не говорила напрямую, но однажды призналась: «Всегда любила дождь, потому что мне казалось, что в такую погоду мой Ивушка (так она называла первого мужа) никуда из дома не уйдет»», — рассказывала Татьяна.
«Оба были надежными, порядочными, скромными»
Вторым мужем Макаровой стал артист Театра имени Я. Купалы Павел Пекур. Первое время они жили гражданским браком. Когда в 1951 году на свет появилась дочка Татьяна, наконец-то отправились в загс.
«Их многое объединяло. Оба были надежными, порядочными, скромными, никогда не жаловались на судьбу, не злословили. Оба любили проводить свободное время за чтением. Папа к тому же хорошо рисовал, мама по его рисункам вышивала гладью», — рассказывала Татьяна.
«Что поделаешь, королев я не играла!»
Еще в конце 50-х Галина Макарова начала сниматься в кино. Ее первой работой стала роль жены главного героя в драме «Счастье надо беречь». После этого актрису стали часто приглашать режиссеры не только из Беларусьфильма, но и из других студий.
Первую главную роль Макарова сыграла в 1976 году, когда ей было уже под 60 лет. Это была картина Сергея Микаэляна «Вдовы», рассказывающая о двух простых женщинах, потерявших на войне всех своих близких.
Интересно, что практически во всех фильмах (а их в послужном списке Макаровой больше 80-ти) актрисе доставались роли обычных женщин, чьих-то мам или бабушек.
Недаром в одном из интервью Галина в шутку сказала:
«Что поделаешь, королев я не играла!»
И в Белорусском драмтеатре имени Я. Купалы, где Макарова много лет была одной из ведущих актрис, ей доставались похожие героини — добрые и душевные женщины, умудренные жизненным опытом. Но вместе с тем, принципиальные и прямолинейные, которые за словом в карман не лезут.
Пять мгновений из жизни народной артистки Беларуси и СССР Галины Макаровой, по пути к признанию сменившей имя, дважды — фамилию и «помолодевшей» на три года
Всесоюзная бабушка из Старобина
Внучка священника, дочь белогвардейца
Окончив в Старобине школу, подалась в Минск. С большой мечтой — стать аптекарем. Для начала поработала домработницей, потом — медсестрой. Как всегда, веселила молодежь звонкими частушками, интересными историями. Природный дар кого-то скопировать, изобразить, передразнить заметил и оценил отец ее подруги, прекрасный балалаечник, чиновник Министерства культуры БССР. И порекомендовал продемонстрировать свои способности в театре.
Агата только вздохнула: куда ей? Дедушка — священник, имеет свой приход в Старобине. Отец, Климентий Чехович, был не просто офицером царской армии. В Первую мировую войну служил в ставке царя, за усердие сам государь подарил ему серебряный поднос и чайный сервиз… Потом воевал в армии Деникина. В Крыму мог сесть на корабль, с белогвардейцами податься за границу. Но одумался, вернулся в Старобин, где его ждала молодая жена с детьми. И арест. Отсидел в тюрьме. Был лишен многих гражданских прав: учиться в институте, получать продуктовые карточки. Ограничения автоматически распространялись и на семью белогвардейца.
— А об отце-офицере не обязательно всем рассказывать, тем более писать в анкетах, — намекнул умудренный жизнью балалаечник.
Девушка послушалась совета. Родные уничтожили все документы, напоминающие о прошлом семьи, отце. При выдаче нового паспорта возраст девушки определяли «по внешнему виду». Как признавалась актриса, родилась она где-то в 1916 году, но так как выглядела очень молодо, ей записали: 27 декабря 1919-го. В паспорте девушка была уже под фамилией матери — Апанщик. Агата поступила в студию Первого Белорусского драматического театра — ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы. Подруга как-то заметила: Агата — имя крестьянское, не сценическое. Заменили более звонким — Галина.
Галина Макарова в молодости.
Иван на всю жизнь
Однажды в театр заглянул представительный офицер Иван Макаров. И с первого взгляда влюбился в энергичную актрису. Галина ответила взаимностью. В 1939 году Апанщик бросила театр, уехала с любимым на место его службы — аж на Кольский полуостров. Там стала Макаровой, и у молодой пары родился сын Эдик. В начале войны муж ушел на фронт, а Галина Макарова с ребенком переехала в Москву, где успешно прошла пробы в театр Вахтангова.
Но радость длилась не долго. С фронта супруг вернулся с молодой женщиной, так называемой полевой походной женой. Предательство мужа стало для актрисы большим ударом. Не уняло боль и предложение Ивана переехать с сыном к его матери, дескать, он будет заботиться и о них. Галина Климентьевна резко обрубила концы. В 1944 году сразу после развода переехала в Минск, где быстро завоевала известность. Именно под нее Андрей Макаенок в пьесах «Лявониха на орбите», «Трибунал» и других произведениях создавал образы мудрых, сильных духом и добрых душой белорусских женщин. Галина Климентьевна, не раз с гордостью заявлявшая: «Я — полешучка!» — привнесла на сцену Купаловского поистине народный дух, образ женщины, на первый взгляд, простоватой, но смекалистой, независимой, гордой. Что самобытная артистка убедительно доказала, сыграв шесть десятков самых разнообразных запоминающихся ролей.
Во времена творческой зрелости.
— Впервые Галину Климентьевну я увидел подростком в каком-то кинофильме, — рассказывал известный белорусский драматург Алексей Дударев. — И подумал: зачем учиться в каких-то театральных институтах? Достаточно просто снимать женщин такими, какие они есть. Я был убежден, что Галина Макарова не играет вовсе, ее просто снимают в определенных жизненных обстоятельствах.
Всесоюзная известность пришла к Галине Макаровой поздно. Почти в 60 лет она снялась в художественном фильме «Вдовы». В картине — такая горькая тяжелая правда, что ее запретили к показу. Но, говорят, однажды на ее просмотре расчувствовался и даже прослезился сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Фильм вышел на экраны. А потом в одном из своих докладов руководитель СССР напомнил о солдатских вдовах. Вскоре им повысили пенсии.
Картину посмотрели десятки миллионов советских людей. Галину Макарову, сыгравшую роль полюбившейся героини, многие зрители стали величать Всесоюзной бабушкой. Да и семейная жизнь «бабушки» к тому времени сложилась: вышла замуж за известного актера Купаловского театра Павла Пекура, родила дочь Татьяну, которой на старости лет призналась: заботливого внимательного Павла она всегда ценила, уважала, но всю жизнь любила только Ивана…
С первым мужем Иваном Макаровым.
Слоновьи сюрпризы
Дачный участок Галины Климентьевны летом был оазисом благоухания и уюта. Актриса просто обожала цветы. Собственными руками без всяких перчаток высаживала и лелеяла красивые растения. Одних пионов было около сотни кустов! Выписывала и от корки до корки читала журнал «Цветоводство», по его адресам рассылала во все уголки СССР письма с просьбой прислать семена редких, иногда экзотических растений. Например, тех же эдельвейсов, которых и в родных-то для них горах нечасто встретишь. Иногда Макарова, отработав утром на репетиции, а вечером — на спектакле, возвращалась домой очень поздно. И тут же бежала полоть, подкармливать, поливать свои эдельвейсы и другие цветы. Можно представить состояние соседей, когда в полночь они видели женщину, копающуюся на грядке при лунном свете…
Как-то вычитала: конские удобрения лучше коровьих и совсем уж замечательные — от африканского слона. А тут как раз в Минском цирке дрессировщик с группой слонов стал работать… Галина Климентьевна — в дирекцию цирка: «Мне бы мешочек из-под этого, с хоботом. » Кто же откажет известной артистке, да еще в такой «экзотической» просьбе? Упаковала она слоновьи лепешки так, чтобы даже самая капризная дамочка в электричке не воротила нос от довольно объемной сумки. И повезла необычный груз на дачу. В электричке задремала, а когда проснулась — бесценного слоновьего «эликсира» рядом не оказалось. Умыкнули сумку-то. Воры были уверены, что известная народная артистка везет в ней богатства несметные… Потом, рассказывая об этом забавном случае, Галина Климентьевна смеясь и говорила: мол, готова еще раз поусердствовать возле слонов, чтобы посмотреть на выражение лиц тех, кто потрошил ее «сокровища»… Слушатели от смеха за животы хватались — Макарова всегда отличалась остроумием, неожиданными точными сравнениями и выводами.
Чемпионка республики по мотокроссу 1937 года.
Красота в душе и руках
Зная цветочное пристрастие Галины Климентьевны, поклонники не раз дарили ей шикарные букеты. А однажды артистка получила цветы и коробку конфет вовсе не за сценическое мастерство…
Какой-то подвыпивший мужичок, не рассчитав свои силы, не дошел до дома и прилег на скамейку. Уснул. К счастью, острых реплик, едких комментариев в свой адрес от проходивших мимо людей он не слышал. Поздно вечером, возвращаясь после спектакля, Галина Климентьевна увидела «отдыхающего». Поднялась в свою квартиру за постельными принадлежностями. А вернувшись, накрыла бедолагу одеялом, подложила ему под голову подушку. Утром проспавшийся мужчина купил цветы и сладости и стал искать благодетельницу. Местные жители безошибочно указали ему квартиру доброй женщины…
У простой и общительной Галины Макаровой было много друзей, настоящих ценителей прекрасного, знатоков искусства. И все они покидали квартиру народной артистки изумленными, потрясенными. Нет, там не было персидских ковров, заморских мехов или бриллиантов. На стенах и подушках висело множество прекрасных картин, вышитых руками хозяйки. Вот уж поистине талантливый человек талантлив во всем.
— Ваши вышивки украсят любую выставку, — не раз говорили знатоки рукоделия.
— Что вы! — отмахивалась Макарова. — Это просто так, для души.
Без дела она не могла просидеть ни минуты. Сына и дочь тоже приучала к труду чуть ли не с пеленок. Детей Галина Климентьевна любила безумно. Причем не только своих. Как-то встретила на улице шедший на экскурсию класс — и всем ребятишкам купила по мороженому. А однажды даже решила удочерить сироту. Долго навещала больную в палате и сильно переживала, что задумка не осуществилась — девочка страдала тяжелой формой лейкемии. В Керчи во время съемок фильма «Улица младшего сына» Галина Макарова привязалась к многодетной полуголодной семье. В течение месяца носила продукты, одежду. Очень просила несчастную мать отдать ей на воспитание особо полюбившуюся беззащитную девочку. Опять осечка…
Со вторым мужем Павлом Пекуром и дочерью Таней.
Неразрывные нити
Общительную неунывающую Галину Климентьевну часто посещали коллеги из родного Купаловского театра, московские звезды Клавдия Шульженко, Глеб Стриженов, Роман Филиппов, Юрий Саранцев. Но с особым душевным трепетом ждала и принимала хозяйка гостей из Старобина, где в далеком детстве водила за собой ватаги ребят, купалась, загорала на берегу Случи, мечтая о будущем. Щедрые угощения, подарки, бесконечные воспоминания, песни…
— И сегодня мы бережно храним память о нашей славной землячке, поистине народной артистке Галине Макаровой. Ее именем в городском поселке названа улица, интересные экспонаты демонстрируются в школе, где она училась, — рассказывает директор Старобинского филиала государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Солигорского района» Тамара Савицкая. — Сотни взрослых и ребят посещают в нашем центре музей народной артистки СССР Галины Макаровой. В экспозиции представлено более 160 экспонатов, в том числе личные вещи актрисы: рукописный рабочий дневник, семейные фото, любимый платок, очки, пенсионное удостоверение, медаль имени Попова…
Посетители с интересом узнают, что дочь Галины Климентьевны Татьяна увлекалась фигурным катанием, занималась музыкой, после окончания школы поступила в Институт иностранных языков, затем окончила режиссерские курсы и тридцать лет отработала на телевидении. Сын Эдуард окончил университет имени Баумана, был референтом Президента СССР Михаила Горбачева, но отказался работать в администрации непредсказуемого Бориса Ельцина…
В музее Галины Макаровой.
Макарова стала легендой еще при жизни. В 1967 году — звание народной артистки БССР, в 1980-м — СССР. Награждена орденом Ленина.
Впервые снявшись в картине «Счастье надо беречь» в 1958 году, Галина Макарова сыграла в кино более 70 ролей. Вот некоторые фильмы, в которых она снималась:
«Альпийская баллада» — Пелагея (1965).
«Вдовы» — Александра Матвеевна Громова (1976).
«Молодая жена» — бабушка Агаша (1978).
«Родное дело» — Гоголиха (1979).
«Штормовое предупреждение» — Макарьевна (1981).
«Кафедра» — Дарья Степановна (1982).
«Белые Росы» — Матрена (1983).
«Неизвестный солдат» — Клавдия Григорьевна Иванцова (1984).
«Берега в тумане» — Авдотья Ефимовна (1985).
«Не ходите, девки, замуж» — бабуся-«чумичка» (1985).
«Противостояние» — Клавдия Егоровна Ефремова (1985).
«К расследованию приступить» — Клавдия Тимофеевна (1987).
«Выживший» — бабка Маруся (1991).
«Белые одежды» — Прасковья (1992).
«На тебя уповаю» — Матвеевна (1992).
ЗНАКОВЫЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ
Лушка — «Лявониха на орбите» А. Макаенка.
Агата — «Павлинка» Я. Купалы.
Дятличиха — «Люди на болоте» по И. Мележу.
Ганна — «Вечер» А. Дударева.
Дарья — «Последний шанс» В. Быкова.
Матрена — «На крутом повороте» К. Губаревича.
Колхозница — «Врата бессмертия» К. Крапивы.
Санитарка — «Платон Кречет» А. Корнейчука.
Таня — «Падь серебряная» Н. Погодина.
Тетя Катя — «Кто смеется последним» К. Крапивы.
Таня — «Хозяйка зимовья» А. Арбузова.
Кормилица — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.
Старуха — «Святая простота» А. Макаенка.
Лизавета — «В метель» Л. Леонова.
Марфа Петровна — «Русские люди» К. Симонова.
Оксана Сметанкина — «Таблетку под язык» А. Макаенка.
Кабаниха — «Гроза» А. Островского.
Квашня — «На дне» М. Горького.
Старая вдова из Флоренции — «Конец — делу венец» У. Шекспира.