актриса гоголева малый театр

Гоголева Елена Николаевна

ГОГОЛЕВА Елена Николаевна (р. 25.111 (7. IV). 1900 – ум. 15.11.1993) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1949). Член Коммунистической партии с 1948. Родилась в семье военного. Мать Гоголевой — провинциальная актриса. Окончив в 1916 Александро-Мариинский институт, Гоголева поступила на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1918 дебютировала на сцене Малого театра в роли Джессики («Венецианский купец») и была принята в труппу. Играла Софью («Горе от ума», 1922), Весну («Снегурочка», сезон 1922-23), Негину («Таланты и поклонники», 1922-23), Аксюшу («Лес»), Полину («Доходное место»). Уже в ранний период своего творчества Гоголева уделяла большое внимание культуре сценической речи, выразительности внешнего рисунка роли, стараясь раскрыть каждый сценический образ приемами яркой театральности. Стремясь к созданию образов волевых, сильных женщин, Гоголева исполнила роли Олены и Ларисы («Воевода» и «Бесприданница» Островского, 1922-23), Дуни («Холопы» Гнедича). В 1926 в спектакле «Любовь Яровая» Гоголева воплотила яркий типический образ умного и злобного врага молодой Советской республики — Пановой. Обличит., сатирич. мотивами были проникнуты образы принцессы Эболи («Дон Карлос», 1932-33), леди Мильфорд («Коварство и любовью, 1936-37), Марины Мнишек («Борис Годунов», 1937), Лидии Чебоксаровой («Бешеные деньги», 1933), Глафиры («Волки и овцы», 1935), Коринкиной («Без вины виноватые», 1941), герцогини Мальборо («Стакан воды» Скриба). в 1941 в спектакле «Варвары» Гоголева создала образ Надежды Монаховой. Среди лучших ролей актрисы также — Юдифь («Уриэль Акоста» Гуцкова, 1939). Основное место в репертуаре актрисы во 2-й пол. 40-х гг. и в 50-е гг. заняли роли в пьесах советских драматургов: Лаврова («Великая сила» Ромашова, 1947), Горелова («За тех, кто в море!» Лавренева, 1947), Полозова («Московский характер» Софронова, 1948), Падолист («Крылья» Корнейчука, 1955) и др. Исполняя роли своих современниц, сохраняя индивидуальные черты каждой из них, Гоголева создает обобщенный типический образ женщины-коммунистки, обладающей высокой моралью, волей к борьбе, беззаветной преданностью Родине. В классической драматургии играла: Вышневскую («Доходное место», 1948), Кручинину (1951). В ролях леди Макбет (1955); миссис Кроули («Ярмарка тщеславия» Теккерея, 1958) нашла продолжение трагедийная и сатирическая устремленность искусства Гоголевой.

Последние роли Елены Николаевны — Мамуре («Мамуре» Ж. Сармана, 1978; спектакль был специально поставлен для Гоголевой режиссёром Б.А. Львовым-Анохиным) и княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» П.П. Гнедича, 1987) – по достоинству вошли в золотой фонд русского театрального искусства.

Одна из великих «старух» Малого театра. Выпускница Александро-Мариинского института благородных девиц, Елена Николаевна Гоголева до конца жизни оставалась эталоном стиля, безупречного вкуса. Обладая яркой, разносторонней индивидуальностью, актриса, за свою долгую сценическую жизнь, создала множество образов классических и современных героинь. Более 150 записей литературных произведений, спектаклей Государственного академического Малого театра с участием Е. Н. Гоголевой хранится в собрании Гостелерадиофонда. Пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые», «Гроза», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Пучина», «Воевода». Пьесы М. Горького «Варвары», К. Паустовского «Наш современник», А. Толстого «Иван Грозный», М. Лермонтова «Маскарад», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» и многие другие. Свою последнюю роль – княжны Плавутиной-Плавунцовой в спектакле «Холопы» П. Гнедича актриса сыграла в 1987 году. Запись этого спектакля – один из «бриллиантов» нашей коллекции. Как и записи ее выступлений о своем первом актерском прослушивании, состоявшемся на квартире А. И. Южина, о своей семье, о работе в Малом театре, о дебюте на сцене Малого. О ролях, сыгранных за годы работы в театре. О традициях и выдающейся плеяде актеров Малого театра М. Н. Ермоловой, А. И. Южине, А. А. Остужеве, В. Н. Пашенной. О концертах артистов на фронте в годы Великой Отечественной войны… Е. Н. Гоголева читает произведения М. Горького, М. Лермонтова, В. Тушновой, М. Алигер.

Лит.: Лозинская Л., Елена Николаевна Гоголева, М., 1949;

Ежегодник Малого театра за 1953-1954 гг., M., 1956, с. 681 (III. Актеры Малого театра. Гоголева Е. Н.).

актриса гоголева малый театр. GogolevaE. актриса гоголева малый театр фото. актриса гоголева малый театр-GogolevaE. картинка актриса гоголева малый театр. картинка GogolevaE.

РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
Сезон 1918/19 г
Джессика — «Венецианский купец» В. Шекспира,
в эпизоде — «Посадник» А. К. Толстого,
Татьяна — «Старик» М. Горького,
Хрозотемида — «Электра» Г. фон Гофмансталя.

Сезон 1919/20 г.
Софья — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Сезон 1920/21 г.
Керубино — «Женитьба Фигаро» П.О. Бомарше.
Дуня — «Холопы» П. П. Гнедича.

Сезон 1921/22 г.
Агата — «Пути к славе» Э. Скриба,
Мери Факенберг — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского.

Сезон 1922/23 г.
Дездемона — «Отелло» В. Шекспира,
Весна «Снегурочка» A. Н. Островского.

Сезон 1923/24 г. Юлия — «Медвежья свадьба» А В. Луначарского,
Христина — «Железная стена» Б. К Рынды-Алексеева.

Сезон 1924/25 г.
Елена — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева,
Джулия — «Заговор Фиеско» Ф. Шиллера,
Клерхен — «Сто лет Малого театра» И. С. Платона,
Елецкая — «Нахлебник» И. С. Тургенева,
Полина — «Доходное место» А. Н. Островского,
Лоретта — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. П. Смолина,
Клара — «Вечерняя заря» Ф. А. Бейерлейна,
Герцогини Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба,
Аксюша — «Лес» А. Н. Островского.
Олена — «Воевода» А. Н. Островского.

Сезон 1925/26 г.
Прасковья Антоновна — «Аракчеевщина» И. С. Платона,
Эсмеральда — «Собор Парижской богоматери» Н. А. Крашенинникова (по B. Гюго),
Эсфирь — «За океаном» Я. М. Гордина,
Ильтани — «Загмук» А. Г. Глебова.

1926/27 г.
Панова — «Любовь Яровая» К. А. Тренева.

Сезон 1927/28 г.
Валентина Александровна — «Гусары и голуби» В. О. Волькенштейна.
Матильда — «Пока они сражались» Б. А. Вакса и Э. Э. Маттерна.

Сезон 1928/29 г
Альбина — «Альбина Мегурская» Н. Н. Шаповаленко,
Гнеда — «Жена» К. А. Тренева.

Сезон 1929/30 г.
Вера — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому).

Сезон 1930/31 г
Краевская — «Смена героев» Б. С. Ромашова.

Сезон 1931/32 г.
Любовь Васильевна — «В дальней фактории» Н. Н. Шаповаленко.

Сезон 1932/33 г.
Эболи — «Дон Карлос» Ф Шиллера.
Лидия — «Бешеные деньги» А. Н. Островского.

Сезон 1933/34 г.
Башилова — «Бойцы» Б. С. Ромашова.

Сезон 1934/35 г.
Глафира — «Волки и овцы» А. Н. Островского,
Наталка Рогоз — «Соло на флейте» И. К. Микитенко.

Сезон 1936/37 г.
Марина Мнишек — «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
Леди Мильфорд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Сезон 1937/38 г.
Елизавета — «На берегу Невы» К А. Тренева

Сезон 1939/40 г.
Коринкина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского,
Юдифь — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова

Сезон 1940/41 г.
Монахова — «Варвары» М. Горького

Сезон 1942/43 г.
Ольга — «Нашествие» Л. М. Леонова

Сезон 1944/45 г.
Марья Темрюковна — «Иван Грозный» А. Н. Толстого

Сезон 1946/47 г.
Ольга — «Нашествие» Л. М. Леонова,
Горелова — «За тех, кто в море!» Б. А Лавренева,
Лаврова — «Великая сила» Б. С. Ромашова.

Сезон 1947/48 г.
Вишневская — «Доходное место» А. Н. Островского

Сезон 1948/49 г.
Полозова — «Московский характер» А. В Софронова,
Ганна Лихта — «Заговор обреченных» Н. Е Вирты.

Сезон 1949/50 г.
Воронцова — «Наш современник» («А. С. Пушкин») К. Г. Паустовского.

Сезон 1950/51 г.
Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.

Сезон 1952/53 г.
Абрамова — «Северные зори» Н. Н. Никитина,
Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба

Сезон 1953/54 г.
Мэри — «Шакалы» А. М. Якобсона,
Графиня-внучка — «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Сезон 1954/55 г.
Падолист — «Крылья» А. Е. Корнейчука..

Сезон 1955/56 г.
Леди Макбет — «Макбет» В. Шекспира

Сезон 1957/58 г.
Альвинг — «Привидения» Г. Ибсена.

Сезон 1959/60 г.
Фру Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея.

Сезон 1961/62 г.
Барыня-полусумасшедшая — «Гроза» А. Н. Островского.

Сезон 1962/63 г.
Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского,
Хлёстова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Сезон 1963/64 г.
Мать Бовари — «Госпожа Бовари» Г. Флобера,
Королева Елизавета — «Человек из Стратфорла» С. И. Алешина.

Сезон 1964/65 г.
Фрау Даубман — «Герой фатерланда» Л. Кручковского.

Сезон 1967/68 г. Мать Джона Рида — «Джон Рид» Е. Р. Симонова,
Герцогиня Дюпон-Дюфар — «Путешественник без багажа» Ж. Ануйя.

Сезон 1968/69 г.
Фру Боркман — «Господин Боркман» Г. Ибсена.

Сезон 1970/71 г.
Мать Мелания — «Достигаев и другие» М. Горького.

Сезон 1971/72 г.
Фрау Петерс — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.

Сезон 1972/73 г.
Анна Устиновна — «Пучина» А. Н. Островского.

Сезон 1974/75 г.
Барыня-полусумасшедшая «Гроза» А. Н. Островского.

Сезон Сезон 1976/77 г.
Арина Петровна Головлева — «Господа Головлевы» М.Е. Салтыков-Щедрин

Сезон 1978/79 г.
Селина Муре – «Мамуре» Ж.Сармана

1984 г.
Астахова – «Картина» Д.Гранина

1987 г.
Княжна Плавутина-Плавунцова – «Холопы» П.П.Гнедича

ФИЛЬМОГРАФИЯ
1936 «Гобсек» графиня де Ресто
1953 «Варвары». Сцены в уездном городе (фильм-спектакль) Монахова Надежда Поликарповна
1954 «Об этом забывать нельзя» Бантыш
1956 «Крылья» (фильм-спектакль) Падолист
1957 «Стакан воды» (фильм-спектакль) герцогиня Мальборо главная роль
1961 «Две жизни» Нащекина
1972 «Привидения» (фильм-спектакль) Фру Альвинг
1973 «Волки и овцы» (фильм-спектакль) Мурзавецкая главная роль
1974 «Дом Островского» (фильм-спектакль)
1974 «Перед заходом солнца» (фильм-спектакль) фрау Петерс
1975 «Достигаев и другие» (фильм-спектакль) Меланья
1976 «Пучина» (фильм-спектакль) Анна Устиновна
1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) Хлёстова Анфиса Ниловна
1977 «Гроза» (фильм-спектакль) полусумасшедшая барыня
1978 «Господа Головлёвы» (фильм-спектакль) Арина Петровна
1979 «Мамуре» (фильм-спектакль) Селина Муре
1982 «Пиковая дама» графиня
1988 «Холопы» (фильм-спектакль) княжна Плавутина-Плавунцова

актриса гоголева малый театр. GogolevaE. актриса гоголева малый театр фото. актриса гоголева малый театр-GogolevaE. картинка актриса гоголева малый театр. картинка GogolevaE.

ГОГОЛЕВА Елена Николаевна (р. 25.111 (7. IV). 1900 – ум. 15.11.1993) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1949). Член Коммунистической партии с 1948. Родилась в семье военного. Мать Гоголевой — провинциальная актриса. Окончив в 1916 Александро-Мариинский институт, Гоголева поступила на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1918 дебютировала на сцене Малого театра в роли Джессики («Венецианский купец») и была принята в труппу. Играла Софью («Горе от ума», 1922), Весну («Снегурочка», сезон 1922-23), Негину («Таланты и поклонники», 1922-23), Аксюшу («Лес»), Полину («Доходное место»). Уже в ранний период своего творчества Гоголева уделяла большое внимание культуре сценической речи, выразительности внешнего рисунка роли, стараясь раскрыть каждый сценический образ приемами яркой театральности. Стремясь к созданию образов волевых, сильных женщин, Гоголева исполнила роли Олены и Ларисы («Воевода» и «Бесприданница» Островского, 1922-23), Дуни («Холопы» Гнедича). В 1926 в спектакле «Любовь Яровая» Гоголева воплотила яркий типический образ умного и злобного врага молодой Советской республики — Пановой. Обличит., сатирич. мотивами были проникнуты образы принцессы Эболи («Дон Карлос», 1932-33), леди Мильфорд («Коварство и любовью, 1936-37), Марины Мнишек («Борис Годунов», 1937), Лидии Чебоксаровой («Бешеные деньги», 1933), Глафиры («Волки и овцы», 1935), Коринкиной («Без вины виноватые», 1941), герцогини Мальборо («Стакан воды» Скриба). в 1941 в спектакле «Варвары» Гоголева создала образ Надежды Монаховой. Среди лучших ролей актрисы также — Юдифь («Уриэль Акоста» Гуцкова, 1939). Основное место в репертуаре актрисы во 2-й пол. 40-х гг. и в 50-е гг. заняли роли в пьесах советских драматургов: Лаврова («Великая сила» Ромашова, 1947), Горелова («За тех, кто в море!» Лавренева, 1947), Полозова («Московский характер» Софронова, 1948), Падолист («Крылья» Корнейчука, 1955) и др. Исполняя роли своих современниц, сохраняя индивидуальные черты каждой из них, Гоголева создает обобщенный типический образ женщины-коммунистки, обладающей высокой моралью, волей к борьбе, беззаветной преданностью Родине. В классической драматургии играла: Вышневскую («Доходное место», 1948), Кручинину (1951). В ролях леди Макбет (1955); миссис Кроули («Ярмарка тщеславия» Теккерея, 1958) нашла продолжение трагедийная и сатирическая устремленность искусства Гоголевой.

Последние роли Елены Николаевны — Мамуре («Мамуре» Ж. Сармана, 1978; спектакль был специально поставлен для Гоголевой режиссёром Б.А. Львовым-Анохиным) и княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» П.П. Гнедича, 1987) – по достоинству вошли в золотой фонд русского театрального искусства.

Одна из великих «старух» Малого театра. Выпускница Александро-Мариинского института благородных девиц, Елена Николаевна Гоголева до конца жизни оставалась эталоном стиля, безупречного вкуса. Обладая яркой, разносторонней индивидуальностью, актриса, за свою долгую сценическую жизнь, создала множество образов классических и современных героинь. Более 150 записей литературных произведений, спектаклей Государственного академического Малого театра с участием Е. Н. Гоголевой хранится в собрании Гостелерадиофонда. Пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые», «Гроза», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Пучина», «Воевода». Пьесы М. Горького «Варвары», К. Паустовского «Наш современник», А. Толстого «Иван Грозный», М. Лермонтова «Маскарад», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» и многие другие. Свою последнюю роль – княжны Плавутиной-Плавунцовой в спектакле «Холопы» П. Гнедича актриса сыграла в 1987 году. Запись этого спектакля – один из «бриллиантов» нашей коллекции. Как и записи ее выступлений о своем первом актерском прослушивании, состоявшемся на квартире А. И. Южина, о своей семье, о работе в Малом театре, о дебюте на сцене Малого. О ролях, сыгранных за годы работы в театре. О традициях и выдающейся плеяде актеров Малого театра М. Н. Ермоловой, А. И. Южине, А. А. Остужеве, В. Н. Пашенной. О концертах артистов на фронте в годы Великой Отечественной войны… Е. Н. Гоголева читает произведения М. Горького, М. Лермонтова, В. Тушновой, М. Алигер.

Лит.: Лозинская Л., Елена Николаевна Гоголева, М., 1949;

Ежегодник Малого театра за 1953-1954 гг., M., 1956, с. 681 (III. Актеры Малого театра. Гоголева Е. Н.).

РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
Сезон 1918/19 г
Джессика — «Венецианский купец» В. Шекспира,
в эпизоде — «Посадник» А. К. Толстого,
Татьяна — «Старик» М. Горького,
Хрозотемида — «Электра» Г. фон Гофмансталя.

Сезон 1919/20 г.
Софья — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Сезон 1920/21 г.
Керубино — «Женитьба Фигаро» П.О. Бомарше.
Дуня — «Холопы» П. П. Гнедича.

Сезон 1921/22 г.
Агата — «Пути к славе» Э. Скриба,
Мери Факенберг — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского.

Сезон 1922/23 г.
Дездемона — «Отелло» В. Шекспира,
Весна «Снегурочка» A. Н. Островского.

Сезон 1923/24 г. Юлия — «Медвежья свадьба» А В. Луначарского,
Христина — «Железная стена» Б. К Рынды-Алексеева.

Сезон 1924/25 г.
Елена — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева,
Джулия — «Заговор Фиеско» Ф. Шиллера,
Клерхен — «Сто лет Малого театра» И. С. Платона,
Елецкая — «Нахлебник» И. С. Тургенева,
Полина — «Доходное место» А. Н. Островского,
Лоретта — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. П. Смолина,
Клара — «Вечерняя заря» Ф. А. Бейерлейна,
Герцогини Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба,
Аксюша — «Лес» А. Н. Островского.
Олена — «Воевода» А. Н. Островского.

Сезон 1925/26 г.
Прасковья Антоновна — «Аракчеевщина» И. С. Платона,
Эсмеральда — «Собор Парижской богоматери» Н. А. Крашенинникова (по B. Гюго),
Эсфирь — «За океаном» Я. М. Гордина,
Ильтани — «Загмук» А. Г. Глебова.

1926/27 г.
Панова — «Любовь Яровая» К. А. Тренева.

Сезон 1927/28 г.
Валентина Александровна — «Гусары и голуби» В. О. Волькенштейна.
Матильда — «Пока они сражались» Б. А. Вакса и Э. Э. Маттерна.

Сезон 1928/29 г
Альбина — «Альбина Мегурская» Н. Н. Шаповаленко,
Гнеда — «Жена» К. А. Тренева.

Сезон 1929/30 г.
Вера — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому).

Сезон 1930/31 г
Краевская — «Смена героев» Б. С. Ромашова.

Сезон 1931/32 г.
Любовь Васильевна — «В дальней фактории» Н. Н. Шаповаленко.

Сезон 1932/33 г.
Эболи — «Дон Карлос» Ф Шиллера.
Лидия — «Бешеные деньги» А. Н. Островского.

Сезон 1933/34 г.
Башилова — «Бойцы» Б. С. Ромашова.

Сезон 1934/35 г.
Глафира — «Волки и овцы» А. Н. Островского,
Наталка Рогоз — «Соло на флейте» И. К. Микитенко.

Сезон 1936/37 г.
Марина Мнишек — «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
Леди Мильфорд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Сезон 1937/38 г.
Елизавета — «На берегу Невы» К А. Тренева

Сезон 1939/40 г.
Коринкина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского,
Юдифь — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова

Сезон 1940/41 г.
Монахова — «Варвары» М. Горького

Сезон 1942/43 г.
Ольга — «Нашествие» Л. М. Леонова

Сезон 1944/45 г.
Марья Темрюковна — «Иван Грозный» А. Н. Толстого

Сезон 1946/47 г.
Ольга — «Нашествие» Л. М. Леонова,
Горелова — «За тех, кто в море!» Б. А Лавренева,
Лаврова — «Великая сила» Б. С. Ромашова.

Сезон 1947/48 г.
Вишневская — «Доходное место» А. Н. Островского

Сезон 1948/49 г.
Полозова — «Московский характер» А. В Софронова,
Ганна Лихта — «Заговор обреченных» Н. Е Вирты.

Сезон 1949/50 г.
Воронцова — «Наш современник» («А. С. Пушкин») К. Г. Паустовского.

Сезон 1950/51 г.
Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.

Сезон 1952/53 г.
Абрамова — «Северные зори» Н. Н. Никитина,
Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба

Сезон 1953/54 г.
Мэри — «Шакалы» А. М. Якобсона,
Графиня-внучка — «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Сезон 1954/55 г.
Падолист — «Крылья» А. Е. Корнейчука..

Сезон 1955/56 г.
Леди Макбет — «Макбет» В. Шекспира

Сезон 1957/58 г.
Альвинг — «Привидения» Г. Ибсена.

Сезон 1959/60 г.
Фру Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея.

Сезон 1961/62 г.
Барыня-полусумасшедшая — «Гроза» А. Н. Островского.

Сезон 1962/63 г.
Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского,
Хлёстова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Сезон 1963/64 г.
Мать Бовари — «Госпожа Бовари» Г. Флобера,
Королева Елизавета — «Человек из Стратфорла» С. И. Алешина.

Сезон 1964/65 г.
Фрау Даубман — «Герой фатерланда» Л. Кручковского.

Сезон 1967/68 г. Мать Джона Рида — «Джон Рид» Е. Р. Симонова,
Герцогиня Дюпон-Дюфар — «Путешественник без багажа» Ж. Ануйя.

Сезон 1968/69 г.
Фру Боркман — «Господин Боркман» Г. Ибсена.

Сезон 1970/71 г.
Мать Мелания — «Достигаев и другие» М. Горького.

Сезон 1971/72 г.
Фрау Петерс — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.

Сезон 1972/73 г.
Анна Устиновна — «Пучина» А. Н. Островского.

Сезон 1974/75 г.
Барыня-полусумасшедшая «Гроза» А. Н. Островского.

Сезон Сезон 1976/77 г.
Арина Петровна Головлева — «Господа Головлевы» М.Е. Салтыков-Щедрин

Сезон 1978/79 г.
Селина Муре – «Мамуре» Ж.Сармана

1984 г.
Астахова – «Картина» Д.Гранина

1987 г.
Княжна Плавутина-Плавунцова – «Холопы» П.П.Гнедича

ФИЛЬМОГРАФИЯ
1936 «Гобсек» графиня де Ресто
1953 «Варвары». Сцены в уездном городе (фильм-спектакль) Монахова Надежда Поликарповна
1954 «Об этом забывать нельзя» Бантыш
1956 «Крылья» (фильм-спектакль) Падолист
1957 «Стакан воды» (фильм-спектакль) герцогиня Мальборо главная роль
1961 «Две жизни» Нащекина
1972 «Привидения» (фильм-спектакль) Фру Альвинг
1973 «Волки и овцы» (фильм-спектакль) Мурзавецкая главная роль
1974 «Дом Островского» (фильм-спектакль)
1974 «Перед заходом солнца» (фильм-спектакль) фрау Петерс
1975 «Достигаев и другие» (фильм-спектакль) Меланья
1976 «Пучина» (фильм-спектакль) Анна Устиновна
1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) Хлёстова Анфиса Ниловна
1977 «Гроза» (фильм-спектакль) полусумасшедшая барыня
1978 «Господа Головлёвы» (фильм-спектакль) Арина Петровна
1979 «Мамуре» (фильм-спектакль) Селина Муре
1982 «Пиковая дама» графиня
1988 «Холопы» (фильм-спектакль) княжна Плавутина-Плавунцова

О ЛЮДЯХ ВЫСОКОГО МУЖЕСТВА

О его различных периодах, о работе над ролями и поэтическими композициями, о психологических трудностях перехода от образов молодых героинь к образам возрастным, о коллегах не только по Малому театру, а по актерскому «цеху» в целом, о повлиявших на формирование и развитие ее индивидуальности режиссерах, обо всех, кто был ей дорог, Елена Николаевна рассказала в книге «На сцене и в жизни».
Из этих откровенных, лишенных самолюбования воспоминаний театралы узнали и о выпавших на долю Гоголевой испытаниях. В том числе: о личных драмах, о спровоцированном сильными нервными потрясениями, в критических обстоятельствах дававшем о себе знать туберкулезе легких, конечно, о войнах, Гражданской и особенно Великой Отечественной, которая оказалась связанной и с общими для всей страны бедами, и с трагическими перипетиями в судьбе ее сына, летчика Игоря Георгиевича Дудкевича. И не удивительно, что наиболее пронзительные страницы мемуаров Гоголевой посвящены как раз той грозной поре.
Поэтому именно их фрагменты показалось закономерным представить читателям «Страстного бульвара, 10» сейчас, когда мы отмечаем семьдесят пятую годовщину Победы. К тому же она почти совпала со 120-летием со дня рождения Елены Николаевны Гоголевой.

Фолкинштейн Майя, «Страстной бульвар, 10», выпуск №9-229/2020

«ЧТО ЖЕ ТЫ ЛЮБИШЬ? МЕЧТУ СВОЮ…»

В преддверии юбилея Юрия Мефодьевича Соломина мы начинаем показ спектаклей с его участием и тех, что были поставлены им на сцене Малого театра. Первый из них драма А.Н.Островского «Пучина», в которой Юрий Мефодьевич сыграл роль Кирюши Кисельникова.
Спектакль был поставлен в 1973 году режиссером П.П.Васильевым. Партнерами Юрия Мефодьевича были Е.Н.Гоголева (Анна Устиновна), И.А.Любезнов (Боровцов), А.М.Торопов (Переярков), Б.Ф.Горбатов (Турунтаев), В.А.Сафронов (Погуляев), Н.В.Подгорный (Неизвестный) и другие.

Спектакль имел большой успех, а роль Кисельникова стала одной из самых ярких в сценической карьере Юрия Мефодьевича. Вот что пишет о его исполнении в своей книге театровед В.А.Максимова: «Соломин – актер крупных планов не только в кинематографе, но и на драматической сцене. Он может выдержать их сколько угодно и будет неизменно притягательным, обаятельным, манящим, потому что при самом требовательном всматривании в игре его (в «Пучине» тихой, ровной, мучительно постепенной в нарастании трагизма) не найти ни мгновения пустоты.
Его крупные, молчаливые планы, пленительное лицо артиста, переменчивая, подвижная мимика, чередования боли, страха, внезапной надежды; то добрые, то безумные «запредельные» глаза его оказались первостепенно важны в роли.
Углубляясь в образ, Соломин сыграл Кисельникова много сложнее, чем написано в пьесе. Он лишь начал с известной, повторяющейся в веках ситуации – «среда заела». С изматывающей искренностью воссоздал капитуляцию чистого, но слабого человека, исход в домашний ад, в пучину, в яму жизни; унижение отвергнутого и не любимого.

Пронзительная правда унылых будней проступала в игре Соломина. Бедность и нищета были поняты и представлены им как человеческое страдание и унижение, но еще и как «благодатная» почва, на которой произрастают обман и преступление. Несчастье нищеты Соломин соединял с подлостью и грязью, кошмаром повсеместного обмана.

В Кисельникове артист увидел больше, чем историю слабого человека. Сотворенной ролью прикоснулся к нашим общим национальным бедам, слабостям и тайнам русского характера, вобравшего в себя терпение, доверчивость, многообразные таланты, благородство, доброту, но и рефлексию, бездействие созерцательности, слабую волю, неизбывное обломовское «не хочется», «не буду»…

Неотступно прослеживал актер, как меркнет человек и зябнет его душа; как страшен «озноб души», когда «боль жизни… могущественнее интереса к жизни»…
Когда-то характерам, подобным Кисельникову, гениальный философ Василий Розанов дал исключительную по точности характеристику. «Русский мечтатель» слушает «неумолчный шум в душе… и существует для разговоров. Не для дела же. Даже больше, чем пищу. любит мечту свою». В нем – «. отсутствие всякой внешней энергии, воли к бытию… а на конце всего: бедные мы человеки!». Вслед за Розановым герой Соломина мог бы повторить: «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить». Мог бы и спросить себя: «Что же ты любишь?» – и ответить: «Мечту свою» (Сб. Розанов В. Избранное. Мюнхен,. 1970. С. 67).
По рождению Кисельников не интеллигент, но Соломин сыграл предтечу русских интеллигентов. Неожиданные, необъяснимые в старом Замоскворечье, были в герое деликатность, благородство, чуткость к прекрасному, доброта, но и слабость, и доверчивость, и беспечность – положительные и отрицательные свойства, присущие известному сословию, которое во времена написания Островским «Пучины» лишь зарождается, еще только будет, а утвердится в России на рубеже ХIХ–ХХ веков, под малопонятным европейцу названием «интеллигенция».

С мучительной неспешностью, с изматывающей душу зрителя постепенностью, подробно играл Соломин, не пропуская ни единого этапа страдания и падения героя.

По-разному можно играть безумие. У Кисельникова в финале спектакля – оно улыбчивое, блаженное. Его герой, который в компании разорившегося тестя теперь торгует на площади тряпьем и старыми вещами, ничего не помнит, никого не узнает – благообразный, с добрым лицом, с «запредельными», как у праведника на иконе, глазами. Никогда прежде он не был так спокоен и умиротворен, как сейчас, когда говорит о «двух жилеточках», старом утюге, о «кулечке гвоздиков», которые насобирал для продажи.
Ничего пугающего, чрезмерного, надрывного в помешательстве его нет. Страдание превысило меру, и человек убежал в безумие, как в возвращенное детство, и теперь почти счастлив. Бог или судьба послали ему в утешение полное бесчувствие. И улыбка у него – дитяти беспамятного, у которого нет прошлого. Но от такой невозмутимости и благостности веет ужасом. И песенка-бормотание, которой научил тесть-жулик, – «Талан – доля, иди за мной…» – отдает жутью.

В отличие от сегодняшнего актерского большинства Соломин не отказывается от старого понятия «амплуа» и сам себя определяет «неврастеником». Взрывной, легко возбудимый, умеющий передать муку человеческой рефлексии, надрыв и трагическую надсаду, он сыграл множество людей, чья душевная жизнь обострена до предела. Однако он никогда не играл человеческую аномалию, безумие, болезнь в буквальном, медицинском смысле. Его врожденный вкус, строгость самоконтроля, особенная художественная деликатность этого не позволяют. Погружение в болезнь, в боль ему, актеру и человеку, не свойственно. И в этом смысле он – в юности простодушно открытый, полный надежд, сегодня – куда более жесткий, ожесточившийся, трудно идущий на контакты, но по-прежнему деятельный и четкий, избежавший всех погибельных соблазнов сцены, умеющий постоять за себя и за свое дело, опасный противник, – в неврастеники не годится.
В безнадежном финале «Пучины» есть свет. Актер не переступает черты, несет в себе светлый образ молодого Кисельникова и заставляет нас вспомнить, какой прелестный, легкий, веселый, душевно чистый человек был в юности этот недоучившийся московский студент, погубленный плохими людьми, подлой средой и собственной слабостью, но еще и честностью, добротой, доверчивостью, миражами мечты».

К счастью, этот замечательный спектакль был записан на пленку и у многих поколений театралов есть возможность увидеть и прочувствовать игру замечательных актеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *