актриса гундарева биография личная жизнь
Аборт, бездетность, предательство любимых мужчин, лишний вес, пластические операции и неожиданный уход из жизни: Наталья Гундарева – биография и личная жизнь актрисы
Одна из самых популярных актрис советского кино Наталья Гундарева (фото) самой вредной своей привычкой считала «врождённый трудоголизм», а самой большой любовью – театр. Ради карьеры она пожертвовала многими не менее важными ценностями, о чём впоследствии жалела. Биография Натальи Гундаревой в этой статье.
Детство
Наталья Гундарева (Википедия) появилась на свет в Москве 28 августа 1948 года, в семье инженеров. Мама будущей звезды играла в самодеятельном театре своего НИИ, и передала дочери свою любовь к искусству. В детстве девочка посещала кружок в Доме пионеров, где сыграла свои первые роли в спектаклях.
Несмотря на это, Наталья собиралась поступать в инженерно-строительный институт, и даже проработала 2 года чертёжницей в конструкторском бюро. Знакомый уговорил девушку обучаться в Щукинском училище, и ей удалось пройти конкурс.
Карьера
Окончив учёбу, Наталья Гундарева устроилась в театр им. Маяковского, в котором прослужила всю свою жизнь.
«От родителей мне достались: отцовская рассудительность, то есть реальное понимание момента, а с другой стороны, мамина такая нетерпимость – сделать во что бы то ни стало»,
Кинокарьера Гундаревой началась в 1966 году. Однако настоящая популярность к актрисе пришла в 1972 году, после выхода на экраны фильма «Здравствуй и прощай!». В 1973 году Наталью пригласили на главную роль в картине «Осень». В то время она была уже на третьем месяце беременности и оказалась перед непростым выбором: карьера или ребёнок. Артистка выбрала работу, за что потом расплачивалась всю жизнь:
«Детьми я, наверное, плачу за успех. У меня ведь всегда была работа. И она постоянно опережала очередную необходимость завести ребенка»,
Фильм «Сладкая женщина» принёс Гундаревой невероятный успех, предложения посыпались на актрису одно за другим. Она снималась в нескольких проектах одновременно.
В 1979 году за роль Нины в картине «Осенний марафон» Наталью удостоили Государственной премии РСФСР. Зрители помнят Гундареву по фильмам: «Вас ожидает гражданка Никанорова», «О бедном гусаре замолвите слово», «Одиноким предоставляется общежитие», «Аэлита, не приставай к мужчинам» и многим другим.
Личная жизнь
Первым мужем Натальи Гундаревой стал известный режиссёр Леонид Хейфец. Познакомились они во время совместной работы над видеоспектаклем «Обрыв» и за время съёмок полюбили друг друга. Ради молодой возлюбленной мужчина даже ушёл от супруги. Разница в возрасте между Леонидом и Натальей составляла 14 лет. Родственники были против новой избранницы режиссёра.
«Мой сын был женат на прекрасной женщине из интеллигентной семьи. Её мама — герой войны, грудь в орденах. Мне нравилась сноха, всё было замечательно, если бы не встреча Лени с Гундаревой. Из-за нее Лёня развёлся»,
— возмущалась мать Хейфеца.
После свадьбы карьера Натальи пошла в гору, и она почти не появлялась дома. Супруги постоянно ссорились, а после того, как актриса сделала аборт, их браку пришёл конец.
«Наташа очень любила Хейфеца. Не могу рассказывать всё, но так сложились обстоятельства, Наташа была вынуждена лишить себя возможности родить ребёнка. После этого она больше не могла иметь детей. И всю жизнь горевала из-за этого. Сколько плакала. В этом была самая большая боль и трагедия, которую она переживала всю жизнь»,
— рассказывала преподавательница актрисы Евгения Галкина.
После развода Наталья влюбилась в коллегу по театру Виктора Корешкова, с которым они играли в одном спектакле. Артистка в тот момент уже не понимала, где игра, а где реальность. По мнению сотрудников театра, Гундарева слишком близко приняла роль. Всем было понятно, что Виктор не испытывал к ней особых чувств.
Только выйдя за Корешкова замуж, актриса поняла, как сильно ошиблась в своём выборе. Она знала об интрижках супруга на стороне и молчала. Поговаривали, что и сама Наталья не скучает в одиночестве. Спустя два года артистка потеряла обручальное кольцо, и примета сбылась: с мужем они развелись. После этого Гундарева перестала верить в искренность чувств окружающих.
В жизни актрисы было немало тайных романов, которые сильно повлияли на её мировоззрение. Её связывали любовные отношения с Александром Фатюшиным, пока тот не променял её на Елену Мольченко. Также звезда отечественного кинематографа тайно встречалась с футболистом Александром Минаевым, который в итоге тоже изменил ей.
В 80-х ходили слухи, что Наталья крутила роман с Сергеем Насибовым. Эти отношения продлились три года. Личная жизнь Натальи Гундаревой на этом не закончилась.
Последним супругом артистки стал партнёр по театру Михаил Филиппов. Отношения между коллегами начались на летних гастролях, где они после спектаклей проводили время вместе. На одной из таких вылазок на природу между Гундаревой и Филипповым завязался откровенный разговор. Миша признался в своих чувствах к актрисе и благодаря заботе и трепетному отношению к Наталье, сумел завоевать сердце звезды.
В окружении Натальи Гундаревой говорили, что именно в этом браке ей удалось обрести женское счастье. Вот только отсутствие детей не могло не расстраивать супругов. Сама актриса старалась о личной жизни не распространяться и заявляла о том, что театр заменяет ей материнство.
В 1990-х гг. у Гундаревой начались серьёзные проблемы со здоровьем. Она много курила, несмотря на приступы гипертонической болезни, и играла на сцене даже в очень тяжёлом состоянии.
«Он меня и изматывает, и вдохновляет. Словно и ненавидит, и обожает одновременно. Но избавиться от его власти я не могу. Особенно власти театра. Это моя любовь, мой дом»,
Резкое снижение веса и несколько пластических операций пагубно сказались на здоровье звезды. В 2001 году у Натальи случился инсульт, который заставил её всерьёз задуматься о своей жизни:
«Думаю, что инсультом Бог просто меня остановил, ведь долгие годы я не жила, а просто существовала в режиме безумной гонки. Через силу вставала каждое утро с постели, накачивала организм кофе и никотином, а дальше – нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъёмок».
Полностью восстановиться Гундаревой так и не удалось: в 2004 году её состояние ухудшилось, а 15 мая 2005 года 56-летняя актриса скончалась. Причина смерти Натальи Гундаревой: повторный геморрагический инсульт.
Ранее мы писали, почему Татьяна Доронина просила снять её в фильме “Мачеха” и откуда взялся сюжет для любимой всеми картины. Стало известно, почему Татьяна Самойлова устроила сцену ревности Нонне Мордюковой. А пока Егор Кончаловский хвастается семейным счастьем, его бывшая жена Любовь Толкалина страдает от одиночества.
Наталья Гундарева
Наталья Гундарева родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке.
Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей.
В десятом классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей.
Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатырёвым, Натальей Варлей.
В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, но Гундарева выбрала Театр им. Маяковского, в котором служила до конца жизни. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли.
На сцене практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной критикой, как и её работы на телевидении: Дуньки в телеспектакле «Любовь Яровая» (режиссёр Турбин), Софьи в «Возвращении» по Тургеневу (режиссёр П. Резников), Мирандолины в пьесе Гольдони «Трактирщица». Однако только к концу 1970-х Гундарева стала одной из ведущих актрис театра.
В кино, в эпизодических ролях, Наталья Гундарева снималась ещё с 1971 года. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой.
Наталья Гундарева в фильме «Сладкая женщина»
1979-1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.
В 1981 году вновь признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» за фильм «Однажды двадцать лет спустя».
Наталья Гундарева в фильме «Однажды двадцать лет спустя»
Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда». Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.
Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.
Наталья Гундарева в фильме «Одиноким предоставляется общежитие»
С начала 1990-х актриса меньше снимается и репетирует. Сетует на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Одной из заметных работ становится роль леди Гамильтон в спектакле «Виктория. » и княгини Шадурской в сериале «Петербургские тайны».
Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущались, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность.
Гундарева всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Ей всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы ей было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко, создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей.
Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре, как художественное чтение. Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова. Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записала для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читала прозу Лескова.
Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993-1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России».
Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить пагубную привычку. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя.
Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997).
В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию.
Наталья Гундарева после пластики
В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабале святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними свыкнуться. Гундарева всегда ответственно относилась к работе. Как вспоминал Игорь Костолевский: «Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему всё происходит не вовремя». В итоге от роли, незадолго до премьеры, Гундарева отказалась.
Наталья Гундарева. Несладкая женщина
Смерть Натальи Гундаревой
В ночь с 18 на 19 июля 2001 года Наталья Гундарева почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому, и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко и ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя.
Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулась речь и ограниченное движение. Врачи начали давать осторожно позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей.
В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения.
Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полного выздоровления не наступало. В 2002 году во время прогулки поскользнулась и ударилась затылком.
15 мая 2005 года Наталья Георгиевна Гундарева скончалась в больнице Св. Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта. Похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище в Москве. Автором памятника выступили отец и сын Согоян.
Прощание с Натальей Гундаревой
Рост Натальи Гундаревой: 168 сантиметров.
Личная жизнь Натальи Гундаревой:
Наталья Гундарева трижды была замужем. Детей не было.
Наталья Гундарева и Леонид Хейфец
В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым. После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.
Наталья Гундарева и Виктор Корешков
Наталья Гундарева и Михаил Филиппов
Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской.
О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать. Детей у Натальи Гундаревой не было. Сама она говорила, что детей ей заменил театр.
Наталья Гундарева
Фильмография Натальи Гундаревой:
Телеспектакли Натальи Гундаревой:
Озвучивание мультфильмов Натальи Гундаревой:
последнее обновление информации: 03.03.2021
Наталья Гундарева
Биография
Наталья Гундарева – легенда отечественного театра и кино, ведущая актриса Театра им. Вл. Маяковского, народная артистка РСФСР, обладательница престижной премии «Ника».
Детство и юность
Родилась Гундарева Наталья Георгиевна 28 августа 1948 года в семье инженеров в Москве. Детство будущей актрисы прошло на Таганке, в коммунальной квартире. Родители юной Наташи были заядлыми театралами, а мама даже неоднократно участвовала в конкурсах художественной самодеятельности.
В пятилетнем возрасте девочка впервые попала в театр на постановку «Синяя птица». Волшебство театрального действа заворожило ее, и, придя домой, Наталья заявила родителям, что непременно станет актрисой или балериной. В школьные годы будущая звезда театра и кино посещала кружки чтения, пения и драматического искусства в местном Доме пионеров. В 8 классе девочка первый раз вышла на большую сцену Театра юных москвичей, сыграв роль мамы в пьесе «Дикая собака Динго».
Несмотря на безграничную любовь девушки к театру, мать Натальи Гундаревой не позволила ей поступать в театральный вуз, в результате чего она решила стать инженером-строителем. В момент сдачи экзаменов в инженерный вуз старый приятель по Театру юного москвича уговорил девушку поступать в театральное училище имени Щукина. Своей неординарной внешностью, пышными формами и пестрым одеянием Гундарева сразила наповал строгую комиссию «Щуки», она блестяще сдала вступительные экзамены и была без проблем зачислена на курс актера Катина-Ярцева.
Все годы обучения студентка ответственно занималась учебой, дословно записывала лекции и по три часа ежедневно проводила в балетном классе. В 1971 году Наталья Гундарева получила приглашение на работу сразу из нескольких театров, но отдала предпочтение театру им. Маяковского, сцена которого была ее домом до последних дней жизни.
Фильмы и театр
Первые несколько лет театральной карьеры актриса играла в основном роли в постановках текущего репертуара театра. Первая значительная роль Натальи Гундаревой состоялась в 1974 году в спектакле «Банкрот». Тогда об актрисе в образе Липочки заговорили и зрители, и критики. Затем были постановки «Бег» и «Я стою у ресторана», которые благодаря Гундаревой всегда являлись событием в обществе и собирали ошеломительные аншлаги.
В кино Гундарева сниматься начала еще с 1966 года и сыграла свою первую роль в картине «Хмырь». При этом триумф в кинематографе молодой актрисе принесла роль буфетчицы в киноленте «Здравствуй и прощай». После этого Наталья Георгиевна снялась во многих фильмах, в частности, «Осень», «Подранки», «Осенний марафон», «Сладкая женщина». После потрясающей игры в «Сладкой женщине», где актриса одновременно отобразила на экране образы трех женщин и их судьбы, в 1977 году по данным опроса журнала «Советский экран» Наталья Гундарева была признана лучшей актрисой года.
В 1979 году сыграла главную роль в пьесе «Леди Макбет Мценского уезда». Режиссер Андрей Гончаров хотел сделать эту постановку еще в 50-х, но идея провалилась. Позже Гончаров говорил, что только потому, что в 50-х у него не было Гундаревой, а никакая другая актриса не вытянула бы роль Катерины Львовны. Этот спектакль принес особенный успех Наталье Георгиевне, стал знаковым и для нее, и для Театра им. Маяковского. Пьеса регулярно шла в течение 13 лет.
Уже в начале 1980 года Наталья Георгиевна стала востребованной и всенародно любимой актрисой. Каждая ее роль полностью раскрывала зрителям все грани таланта и покоряла сердца аудитории естественностью и душевностью.
В 1983 году Наталья получила главную роль в картине Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие». Гундарева сыграла одинокую женщину, ставшую «свахой» для всех своих подруг. Несмотря на то, что о своей личной жизни героиня Гундаревой забыла, фильм ждал романтический финал, а женщина находила своего будущего мужа, роль которого сыграл Александр Михайлов. Фильм затронул важную социальную тему женского одиночества.
В начале 90-х годов коллеги и знакомые стали замечать у Натальи Георгиевны проблемы со здоровьем, проявлявшиеся в регулярных гипертонических кризах. Это, конечно же, отразилось на творческой биографии Гундаревой, так как ей стало сложно работать в таком ритме. Но актриса не бросила работу.
В 90-е главным образом актрисы стала уже не простая русская женщина, а высокопоставленная дворянка. Наталья сыграла леди Гамильтон в постановке «Виктория. » и княгиню Шадурскую в многосерийном фильме «Петербургские тайны». А в 1991 году появилась в роли Елизаветы в картине «Виват, гардемарины!».
В 2001 году Наталья также сыграла последнюю роль в кино, появившись на телеэкранах в образе Василисы Саввичны в сериале «Саломея». В этом же году актриса получила роль в «Кабале Святош» на сцене МХТ им. Чехова. Наталья была очень рада сыграть интересного персонажа в известном коллективе, но все же отвергла это предложение, решив сохранить верность своему родному театру.
Гундарева не могла предать режиссера Гончарова, раскрывшего и отшлифовавшего ее актерский талант. По другой версии, актриса сначала согласилась и серьезно подошла к репетициям, но не смогла примириться с уже сложившимися в театре порядками и, в конце концов, отказалась от роли.
Последней работой Гундаревой в театре стала роль Леттис в постановке «Любовный напиток».
Личная жизнь
Личная жизнь Натальи Гундаревой, так же как и творческая карьера, была яркой и насыщенной. Актриса была замужем три раза, детей у нее не было. Позже в интервью знакомые Натальи Георгиевны с горечью замечали, что все ее мужчины абсолютно не дотягивали до ее уровня.
Первый муж легенды отечественного кино и театра появился в ее жизни в 1973 году. Им стал известный режиссер Леонид Хейфец, который был старше на 14 лет. Но полная занятость в театре и высокая востребованность не позволяли Наталье Георгиевне справляться с семейным бытом, на фоне чего по истечении шести лет брак распался.
В 1979 году, сразу после развода, Наталья вновь влюбилась в актера Виктора Корешкова, за которого вскоре вышла замуж. Но брак оказался несчастливым – по данным прессы, Виктор открыто изменял Наталье с известной певицей.
Зная о предательстве супруга, женщина не проявляла громкой ревности, так как тоже была увлечена актером Сергеем Насибовым. Следствием яркого романа Насибова и Гундаревой стало два развода: Сергей, не задумываясь, ушел от жены, а Гундарева развелась с Корешковым. Их союз был быстротечен и вскоре распался из-за потухших чувств.
Наталья Гундарева и Михаил Филиппов
Любовью всей жизни Натальи Гундаревой стал ее третий муж Михаил Филиппов, с которым они поженились в 1986 году. В том момент актриса была уже «примой» и начала задумываться о семейном счастье. По слухам, после нескольких неудачных попыток актриса выяснила, что не может иметь детей по причине неудачного аборта, сделанного в молодости.
Сильная и волевая женщина никогда ни в обществе, ни в прессе не упоминала об этой проблеме. На вопросы журналистов о детях она всегда отвечала, что не имеет потребности в потомках, их ей полностью заменил театр.
В этот же период Наталья познакомилась с Ириной Дегтевой, которая стала Гундаревой самой близкой подругой. Муж Натальи в своих воспоминаниях называл Ирину «приемной дочерью», но сама Наталья никогда не обращалась к подруге так. Дегтева тоже считала Наталью Гундареву своей подругой, хотя и признавала, что та общалась с ней скорее как мама со взрослой дочерью, которой актрисе, скорее всего, несмотря на всю силу и стойкость, все же не хватало.
С третьим мужем Михаилом Филипповым Гундарева прожила до последнего дня своей жизни.
Болезнь и смерть
В июле 2001 года актриса Наталья Гундарева резко почувствовала себя плохо и была экстренно доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Медики опасались за жизнь Натальи Георгиевны и приняли решение перенаправить ее в Институт Склифосовского. Через два дня актриса впала в кому, причиной которой стал ишемический инсульт. На протяжении 10 дней врачи боролись за жизнь женщины, и их старания увенчались успехом – 1 августа пациентка пришла в сознание и пошла на поправку.
Летом 2002 года легенду российского кинематографа выписали из больницы домой, где она продолжила проходить курс реабилитации и заново училась ходить. В это время Гундарева занялась благотворительностью и в рамках акции «Во имя здоровья» помогала в лечении многим актерам.
Существует версия, что причиной инсульта у Гундаревой являлся не только изнуряющий темп работы, но и пластическая операция, которую актриса сделала в 1999 году. Тогда медики категорически запрещали актрисе ложиться на операционный стол и подвергаться наркозу ввиду ее хронической гипертонии и проблем с сосудами, что могло закончиться фатально.
Четыре года медики и сама актриса изо всех сил пытались побороть недуг. Ее терпению, выдержке и воле поражались все – она плакала от боли на сеансах физиотерапии, но не прекращала попыток выбраться из ловушки инсульта.
15 мая 2005 года Наталья Гундарева умерла в клинике Св. Алексия. Причиной смерти актрисы стал повторный геморрагический инсульт. Похороны Гундаревой прошли 18 мая на Троекуровском кладбище Москвы.
Фильмография
Фильмография Натальи Гундаревой насчитывает более 70 фильмов. Фильмы с Натальей Гундаревой всегда имели большую популярность у зрителей и критиков: