актриса кино зимняя вишня
Елене Сафоновой – 65: Съемки с Мастроянни, брак с французом, разлука с сыном и другие тайны звезды «Зимней вишни»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Продолжательница актерской династии
Ее путь во многом был предопределен с самого рождения, ведь Елена появилась на свет в известной творческой семье: ее мать, Валерия Рублева, была режиссером «Мосфильма», а отца, актера Всеволода Сафонова, знала вся страна по фильмам «Белорусский вокзал», «Дело «пестрых», «Щит и меч». В 1960-х гг. семья переехала из Ленинграда в Москву и поселилась в актерском доме на Мосфильмовской улице. У них в гостях часто бывали звезды кино – Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, а Иннокентий Смоктуновский одно время даже жил в квартире Сафоновых. Елена часто ездила вместе с отцом в киноэкспедиции, помогала осветителям и звукооператорам, и кино, по ее словам, с детства было для нее чем-то родным и домашним.
Актерскую профессию она выбрала под влиянием отца, но, несмотря на свою громкую фамилию, успехов добилась далеко не сразу. Свои первые роли в кино Елена сыграла еще в 17 лет, но во ВГИК ее приняли только с третьей попытки. 2 года она проработала библиотекарем, а когда наконец стала студенткой, учеба давалась ей очень нелегко. Отучившись во ВГИКе 2 курса, Сафонова перевелась в ЛГИТМиК.
Свою первую главную роль она сыграла в 25 лет в фильме «Возвращение Баттерфляй», и хотя критики после этого объявили молодую актрису «открытием», до 30 лет она оставалась малоизвестной широкой публике артисткой. В театре им. В. Комиссаржевской, куда она пришла после завершения учебы, ей тоже не доверяли крупных ролей.
Триумф «Зимней вишни»
Когда режиссер Игорь Масленников приступил к съемкам фильма «Зимняя вишня», в главных ролях он видел Наталью Андрейченко и Сергея Шакурова. Но у актрисы в тот период начался роман с американцем Максимилианом Шеллом, и в назначенный день она не приехала на съемки. Ей пришлось срочно искать замену, и режиссер остановил свой выбор на Елене Сафоновой. Правда, ее тандем с Шакуровым не сложился – актер заявил, что не может найти с партнершей контакта и отказался от роли. Вместо него утвердили Виталия Соломина. Под Сафонову пришлось переписать и главную героиню в сценарии – в ней не было ни темперамента, ни истеричности, ни требовательности, ни других контрастных красок, какими бы этот образ разукрасила Андрейченко. В исполнении Сафоновой Ольга получилась лиричной, трогательной, кроткой, мягкой и вызывающей сопереживание и сочувствие зрителей.
Поначалу и режиссер Игорь Масленников, и оператор Юрий Векслер сомневались в правильности своего выбора, но когда пересмотрели отснятый материал, поняли, что попали в точку. Ольга в исполнении Сафоновой ничего не требовала от своего женатого избранника, а только терпеливо ждала и прощала ему все ошибки. В этой героине тысячи зрительниц узнали самих себя. Режиссер говорил: « Сафонова была превосходной моделью. Елена, переживающая все в себе, очень трепетная, закрытая, вкрадчивая, немногословная, вызывала сочувствие у зрителя. Многие женщины стали копировать ее манеры, прическу, наряды из фильма ».
«Зимняя вишня» пользовалась невероятным успехом и принесла Сафоновой всесоюзную популярность. За год фильм посмотрели 32 млн человек, а исполнительницу главной роли признали лучшей актрисой в СССР по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». Кинокритики тоже высоко оценили ее работу. Так, Г. Черменская писала: « В фильме Сафоновой многое было сыграно помимо, а точнее сверх очерченного сценарием. Узнаваемость ее Ольги, типичной неустроенной Золушки «из нашего двора», настолько очаровывала зрителей, что они охотно принимали за чистую монету и сугубо мелодраматический ход – встречу героини с прекрасным «выездным» принцем. Скорее всего именно эта точно угаданная комбинация взаправдашности и сказочности и обеспечила вполне заурядному фильму огромный успех ».
Признание за рубежом
После этого на актрису обратили внимание и другие режиссеры. Никита Михалков предложил Елене Сафоновой главную роль в своем фильме совместного советско-итальянского производства «Очи черные». Партнером актрисы по съемочной площадке стал Марчелло Мастроянни, который предложил Михалкову сотрудничество во время своего визита в Москву. Сценарий был написан специально для звезды итальянского кино, для режиссера это был первый опыт съемок за границей, как и для Елены Сафоновой.
Конечно, поначалу актриса растерялась, о чем позже вспоминала: « В первый съемочный день мне должно было быть очень страшно: такое количество крупных мастеров мирового экрана – Марчелло Мастроянни, Марта Келлер, Сильвана Мангано. Конечно, страшно: они – и рядом я. Но как-то не успела почувствовать все это, настолько активно, насыщенно пошла работа. Просто некогда было рефлексировать. Ну, может быть, на первой репетиции с Мастроянни поначалу было какое-то «ватное» состояние растерянности. Но этот артист настолько прост в общении, контактен, вел себя с режиссером послушно, как школьник. В отличие от Мастроянни, меня раздражал деспотизм Михалкова на съемочной площадке, я нервничала, обижалась. Я только удивлялась: «Боже мой, как Мастроянни это терпит? ».
Этот фильм был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар», получил приз в Каннах за лучшую мужскую роль, Сафонова и Мастоянни были удостоены итальянской премии «Давид». После этого к актрисе пришла европейская известность, и она начала получать предложения не только от советских, но и от зарубежных режиссеров.
Брак с французом
В начале 1990-х гг. актрису пригласили во Францию на съемки фильма «Аккомпаниаторша». Одну из ролей исполнил французский актер Самюэль Лабарт, с которым у Сафоновой начался роман. Он не завершился после окончания съемок, и актер предложил Елене остаться во Франции и стать его женой. За 5 лет, проведенные за рубежом, актриса снялась в нескольких французских фильмах, участвовала в постановках местных театров. Ей даже поступало предложение о сотрудничестве от Алена Делона, но по совету мужа она отказалась. Как Сафонова поняла позже, Лабарт руководствовался не профессиональными соображениями, а обычной мужской ревностью. Он хотел, чтобы его жена занималась не карьерой, а семьей, а принести такую жертву актриса была не готова.
До этого в ее жизни уже был один брак, еще в студенческие годы. Ее избранником стал актер Виталий Юшков. Именно из-за него она бросила ВГИК и переехала к мужу в Ленинград. Вместе они прожили 6 лет, но этот брак был обречен с самого начала. Актриса признавалась: « Мой первый брак был совершенно случайным. Муж был хорошим человеком. Просто накануне свадьбы я вдруг поняла: мне надо идти в загс, а я его не люблю. Вышла замуж потому, что мне было неудобно отказаться перед его родителями ». После развода у актрисы случился недолгий роман с женатым армянским предпринимателем Ваче Мартиросяном, от которого она родила сына Ивана. Ему Елена дала свою фамилию, ведь отец даже не подозревал о том, что у него родился сын.
Когда Сафонова переехала во Францию, она забрала Ивана с собой. В браке с Лабартом у нее родился сын Александр, и по французским законам после развода родителей он должен был оставаться в этой стране вместе с отцом до своего совершеннолетия. Судебные тяжбы длились 3 года, но в итоге актрисе пришлось вернуться в Россию только с Иваном.
Возвращение в Россию
В 1997 г. Сафонова развелась с мужем и вернулась в Россию. В тот период она сыграла главные роли в фильмах «Принцесса на бобах» и «Женская собственность», которые спровоцировали новый всплеск ее популярности. После этого ее кинокарьера снова пошла на взлет. Но успехи уже не приносили ей большой радости, ведь разлука с сыном стала для нее большим горем. С тех пор актриса живет на две страны, при любой возможности навещая сына.
Сын давно вырос, пошел по стопам родителей, выбрав актерскую профессию, и принял решение остаться во Франции. Сафонова больше не выходила замуж и так и не обрела семейного счастья. В последнее время она редко появляется на публике, отказывается от интервью и ведет закрытый образ жизни. Зрителей радует лишь то, что она по-прежнему часто появляется на экранах в новых фильмах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Документальные фильмы 12+
«Цвет зимней вишни». Документальный фильм об актрисе Елене Сафоновой
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Елена Сафонова — самая закрытая актриса нашего кино. Минимум интервью, никаких откровений в глянцевых журналах. Она не звездная и не публичная. На наше предложение дать интервью для фильма актриса ответила категорическим отказом. «Не люблю рассказывать о себе», — сказала она нам.
Даже многие коллеги Сафоновой говорят, что почти ничего не знают о ней, хотя работают вместе много лет. Зато все зрители знают и любят киногероиню Сафоновой, которая стала для миллионов женщин «своей» — это Ольга из «Зимней вишни». И, что удивительно, Сафонова практически в точности повторила судьбу своей экранной героини.
На свой страх и риск мы поехали в театр на спектакль с участием Сафоновой. После спектакля прошли с камерой за кулисы, Елена Всеволодовна в это время разговаривала с Игорем Ливановым, они обсуждали творческие планы. Воспользовавшись ситуацией, мы еще раз попросили ее дать интервью. Она улыбнулась и сказала, что ничего не имеет против фильма, но давать интервью не хочет. Тем не менее нам удалось поговорить с актрисой о ее жизни и творческих планах. Прямо на камеру Сафонова поблагодарила зрителей за то, что ее не забывают.
Отец Елены — известный актер Всеволод Сафонов. Понятное дело, что ни о какой другой профессии, кроме актерства, для Елены и речи не могло быть. Но, когда пришло время поступать в театральный, родители Сафоновой разошлись. Всеволод Дмитриевич встретил новую любовь – актрису Эльзу Леждей, знаменитую Зиночку из «Знатоков», и ушел из семьи. Это стало для 17-летней Лены ударом. В тот год она провалилась на экзаменах во ВГИК. Можно только предполагать, что чувствовала Елена Сафонова после ухода отца. Возможно, она посчитала это предательством, в первую очередь, по отношению к ней. Друзья актрисы говорят, что она была очень близка с отцом — гораздо ближе, чем с матерью.
После развода родителей Елена ушла в самостоятельное плавание. Всего добивалась сама, тщательно скрывая, чья она дочь. Она только с четвертой (!) попытки поступила во ВГИК на курс Татьяны Лиозновой. Но после второго курса бросила учебу и уехала в Ленинград. Что случилось? Ради чего? Или кого? Специально для нашего фильма мы нашли того человека, ради которого Елена переехала в Ленинград. Актер Виталий Юшков, ее первый муж. Сегодня он живет в Израиле. В эксклюзивном интервью он рассказал нам об их с Еленой истории любви и о том, почему их брак распался.
Фильм «Зимняя вишня» сделал Сафонову звездой. Она была признана лучшей актрисой года. Ее фотографии появились на обложках десятков журналов. Ей подражали, целое поколение женщин стриглось под «зимнюю вишню». Мы встретились с Иваром Калныньшем, специально для нашего фильма он покатался на том самом «Мерседесе», на котором ездил в фильме. Актер поделился своими воспоминаниями о съемках.
Мы съездили в Санкт-Петербург к режиссеру Игорю Масленникову – он показал нам сценарий четвертой части «Зимней вишни», которую планирует снимать в ближайшее время. Конечно, Елена Сафонова вновь играет Ольгу — только теперь она не главная героиня, а мать главного героя. На этот раз все перипетии будут происходить с выросшими с детьми Ольги, Ларисы и Вали.
Появление на свет собственных детей у Елены Сафоновой странным образом было связано с местами съемок «Зимней вишни». Вторая часть снималась в Америке — там родился первый сын актрисы. В Лос-Анджелесе у нее закрутился роман с одним из советских эмигрантов. Так же, как герой Соломина, он был женат. Отношения быстро закончились, но после них на свет появился сын актрисы Иван. О его отце Сафонова не говорит ни слова. Так же как и в фильме, она не сообщила ему о беременности. Зачем? Тот все равно не собирался оставлять семью.
Третья часть «Зимней вишни» снималась во Франции. Именно там Сафонова стала мамой во второй раз. В 1992 году она вышла замуж за французского актера Самюэля Лабарда. Но вскоре в семье начались проблемы. Муж ревновал Елену к ее успеху – она снимается в кино, в том числе и во Франции, играет на сцене, а его воспринимают только как мужа Сафоновой. В итоге он подал на развод. По французским законам детей, рожденных на ее территории, граждан Франции, нельзя вывозить из страны для постоянного проживания одним из родителей — до совершеннолетия ребенка. Сафонова судилась за сына три года. Бесполезно. Сын остался жить с отцом, во Франции. Это стало самой большой болью актрисы. Но она не бросила ребенка, как писали некоторые газеты, она постоянно ездила к нему — и ездит, всегда на связи. Сегодня для Сафоновой главное не потерять связь с младшим сыном и чтобы братья Иван и Александр, несмотря на расстояние и языковой барьер, оставались родными и могли рассчитывать друг на друга.
Сегодня у актрисы во главе угла ее дети и, конечно, любимая работа. Тонкие лирические героини сменились эксцентричными дамами с характером. Но она не боится выглядеть немолодой и смешной, даже нелепой. Мы сняли Елену Сафонову на сцене театра.
Елена Всеволодовна Сафонова
Фото Все
Видео Все
Актриса театра и кино Елена Сафонова: с годами начинаешь понимать, что ты себя растрачиваешь
Елена Сафонова. Цвет зимней вишни
Елена Сафонова — биография
Елену Сафонову часто называют актрисой загадкой. Она не так часто выходит на съемочную площадку, в самом начале своей творческой биографии ушла из театра, не участвует в телешоу, избегает журналистов и не балует своих поклонников выходами в свет. Но, несмотря на такой довольно закрытый образ жизни, она по-прежнему на пике популярности. Ее, как и раньше помнят режиссеры, зовут на съемки, хоть и значительно реже, чем хотелось бы.
Фильмография актрисы насчитывает не один десяток ролей, а вот популярность к Елене Сафоновой пришла после исполнения главной роли в картине «Зимняя вишня».
Детство
Родной город Елены Сафоновой Ленинград, где она и родилась 14.06.1956 года. Семья девочки имела непосредственное отношение к искусству. Папа Всеволод Сафонов был прославленным актером, сыгравшим в таких знаменитых лентах как «Солдаты», «Белорусский вокзал», «Дело пестрых». Маму звали Валерия Рублева, она долгие годы проработала на киностудии «Мосфильм» в качестве режиссера, куда устроилась сразу после переезда семьи в столицу.
Фото: Елена Сафонова в юности
Из окна их квартиры была видна студия «Мосфильм», и Лена могла даже наблюдать как актеры готовятся к съемкам – гримируются, репетируют сцены из фильма. В гостях у Сафоновых часто бывали папины коллеги по работе. Евгения Евстигнеева Леночка называла просто дядя Женя, Иннокентий Смоктуновский был дядькой Кешкой-малоежкой, а Папанов – дядя Толик.
Настоящим праздником для Лены был ее день рождения. Она очень любила этот день, ведь родители старались устроить для дочери целое торжество с горой сладостей, веселыми сюрпризами и кучей школьных и дворовых друзей и подружек. Спустя годы актриса будет вспоминать эти дни, как самое лучшее и беззаботное время.
В детстве Леночка очень часто была с родителями на работе. Ей иногда даже приходилось там спать, устроившись на больших коробках с пленками. Сафоновой очень хорошо знакомо «закулисье», ведь ее с раннего возраста брали с собой на съемки в разные места. Она постоянно крутилась возле осветителей и звукооператоров, стараясь помочь по мере сил. Так постепенно формировалась мечта – поступить в театральный вуз и продолжить дело родителей.
Юность
Окончив школу, Елена решила идти навстречу своей детской мечте и отнесла документы во ВГИК. Она могла бы воспользоваться славой отца или попросить помощи у его знаменитых друзей, но девушка решила, что будет добиваться всего самостоятельно. Ей не удалось поступить с первого раза, неудачной была и вторая попытка. И только на третий год, в 1975-м, Сафоновой удалось стать студенткой актерского факультета ВГИКа, и попасть в мастерскую к режиссеру Т.Лиозновой. Скоро стало известно, чья она дочь и студенты разных курсов специально заглядывали посмотреть, как выглядит дочка прославленного актера Сафонова, в биографии которой было уже 4 фильма.
Фото: Молодая Елена Сафонова
Сафонова не долго училась в этом вузе – после второго курса по семейным обстоятельствам она уезжает в Ленинград, где поступает в ЛГИТМиК, который она закончила в 1981-м. С новеньким дипломом молодая актриса оказывается в Театре им.Комиссаржевской, на сцену которого она выходила на протяжении одного сезона. Сафонова решила оставить театр и полностью посвятить себя работе в кино.
Фильмы
К моменту ухода из театра у Елены был уже приличный опыт съемок в кино. Дебютной работой стала картина «Ищу мою судьбу», режиссера А.Манасаровой, где Елена стала старшеклассницей Любой.
После этого она снималась во второстепенных ролях, и только в 1983-м ей доверили главную роль в картине «Возвращение Баттерфляй». Режиссером фильма был О.Фиалко, который и увидел в Елене певицу Крушельницкую.
А вот настоящая слава накрыла Сафонову в 1985-м, после того, как на экраны вышла картина «Зимняя вишня», где ей досталась главная роль – Ольга. Этот фильм стал звездным часом Елены Сафоновой, хотя ничего этого могло и не быть. Как всегда, в дело вмешался случай, и стал счастливым для Елены. Первоначально эту роль отдали другой актрисе — Наталье Андрейченко, но у нее совершенно не было возможности участвовать в съемках. Наталья была влюблена в М.Шелла и практически постоянно была в разъездах, поэтому встал вопрос о ее срочной замене на другую актрису. Выбор пал на Сафонову, которая подходила по типажу. Так она оказалась на съемках фильма, который стал пиком ее популярности. Елена очень скоро стала всеобщей любимицей, в ней узнавали себя и старались подражать во всем.
После проката картины Сафонову признали лучшей актрисой года. Режиссеры засыпали ее предложениями участвовать в новых интересных проектах, все печатные издания украсили ее фотографией свои обложки, а женщины донимали мастеров в парикмахерских, требуя сделать такую же стрижку, как у «зимней вишни».
Сафонову рвут на части. Она дала согласие на участие в съемках режиссерам Сергею Бодрову-старшему, П.Лунгину и С.Микаэляну. В это время началось сотрудничество актрисы и режиссера Никиты Михалкова, который предложил ей роль в картине «Очи черные». Сафонова снималась с прославленным М.Мастроянни. В Советском Союзе эта картина стала невостребованной, зато за рубежом ее приняли с большим интересом, и о Сафоновой заговорили. Елену занесли в списки выездных, и она смогла побывать за границей.
После этого Елену Сафонову стали постоянно приглашать на съемки. «Зимняя вишня» поспособствовала формированию определенного амплуа, поэтому актрису снимают исключительно в мелодрамах.
Сафонова не отказывается, но и не очень радуется такому повороту в ее карьере. И снова судьба решила внести коррективы в ее жизнь. После проката за границей фильма «Очи черные», к ней начали присматриваться не только отечественные режиссеры. Сафонова получает приглашение от Клода Миллера, который с радостью ждет ее в своей картине «Аккомпаниаторша». Елена соглашается, и получает главную роль. Партнером по съемкам стал актер С.Лабарт, который давно и безнадежно был в нее влюблен.
Самюэль впервые увидел Елену в фильме «Очи черные», и с тех пор не находил себе места. По сюжету фильма они играли влюбленных, но вскоре стали настоящими влюбленными. Елена решается на переезд в далекую Францию. Она очень быстро овладела французским языком, могла свободно участвовать в съемках и выходить на сцену театра.
Фото: Елена Сафонова в фильме «Зимняя вишня»
В это время Сафонова получила много предложений в театре и кино. Самой заметной работой в театре стала роль Марины Цветаевой, а в кинематографе она засветилась в картинах «Женщина на ветру», «Ветер с востока», «Мадемуазель О».
Российские режиссеры тоже активно участвуют в творческой биографии актрисы Сафоновой. Ей приходится мотаться на съемки в Россию, где в этот период она задействована в картинах «Музыка для декабря», «Президент и его женщина», «Принцесса на бобах».
В 1996-м Сафонова оставила Францию, и вернулась на родину, к своим многочисленным поклонникам и друзьям. В 1999-м она снялась в главной роли в мелодраме «Женская собственность», где ее партнером стал молодой актер Константин Хабенский. В это же время было принято решение снять продолжение «Зимней вишни», и актриса исполняет ту же роль Ольги.
Елену Сафонову продолжают активно снимать, причем она работает с разными режиссерами, не выделяя кого-то одного. Актриса умеет отстоять свое мнение по поводу раскрытия персонажа, и если нужно доказать режиссеру свою правоту она говорит то, что думает, невзирая на лица. Елена старается вжиться в каждую из своих героинь, какими бы разноплановыми они не были.
В 2011 году Елена Сафонова стала Заслуженной артисткой РФ.
В 2016-м актриса снялась в четырех проектах, которые уже успели полюбиться зрителю. В 2017-м сняли четвертую часть «Зимней вишни», где Сафонова снова стала главной героиней. Она не очень любит сиквелы, и дает свое согласие на съемки только потому, что зрителям очень нравится именно эта картина с ее участием и они ждут ее продолжения.
Елена Сафонова постепенно отходит от исполнения героинь с тонким лирическим характером. Ее героини все больше эксцентричные дамы, иногда смешные и нелепые, но актрису не пугают такие изменения в ее амплуа.
Елену Сафонову редко встретишь в публичных местах, актриса остается достаточно закрытым человеком. Она почти не дает интервью, а если и соглашается, то рассказывает о себе очень неохотно, особенно того, что касается личной жизни. Такое поведение для многих является непонятным, ведь поклонники считают ее простой обычной женщиной, «своим парнем». Фанаты ее творчества гоняются за новыми фото актрисы, ждут от нее новых интересных работ в кино.
С возрастом Елена Сафонова стала еще более женственной, она умеет скрывать свои недостатки и подчеркивать сильные стороны внешности. Она владеет французским языком, со вкусом одевается, поэтому ее считают русской Коко. У Елены Сафоновой врожденное чувство стиля, она всегда выглядит потрясающе, и неважно, что на ней сейчас надето – шикарное платье или простые джинсы.
Всю свою любовь актриса отдает своим детям и любимой работе.
Личная жизнь
Первого мужа Елены Сафоновой звали Виталий Юшков. Их знакомство состоялось на съемочной площадке картины «Семья Зацепиных» в 1976-м. Юноша работал в БДТ и стал партнером Елены в этом фильме. Елена тогда только поступила во ВГИК. Они поженились очень быстро, и после съемок Виталий собрался уезжать домой, в Ленинград. Сафонова недолго думая, бросает театральный вуз и уезжает вслед за любимым. Они прожили шесть лет и развелись. Основной причиной такого решения были частые выпивки супруга. Юшков эмигрировал в Израиль, где и живет в настоящее время.
В 80-х Елена влюбилась в женатого мужчину, которого звали Ваче Мартиросян. У него был бизнес в Америке, он звал ее с собой, в Штаты, обещал помогать со съемками. Чувства Елены были серьезными, а вот мужчина бросать из-за нее семью не собирался. В 1991-м Сафонова родила от него сына Ивана, которого записала под своей фамилией.
В 1992-м на съемках картины «Аккомпаниаторша» Сафонова знакомится с Самюэлем Лабартом, который вскоре стал ее официальным мужем. Елена с сыном Ваней поселяются во Франции. В этом браке у Елены родился еще один сын – Александр. Непонимание между супругами начали возникать по поводу ее работы в кино и театре. Муж хотел, чтобы она оставила профессию и всю себя посвятила дому и семье. Они разводятся и Сафонова уехала в Россию.
На протяжении трех лет актриса пытается отсудить младшего сына, но законы Франции суровы и по ним дети не могут покинуть страну, пока не станут совершеннолетними. Сафонова потерпела фиаско – Александр остался с отцом.
Оба парня стали продолжателями актерской династии. Младший даже снялся вместе с мамой в одном из эпизодов продолжения «Зимней вишни».