актриса книппер чехова биография
Ольга Книппер-Чехова
Биография
Биография этой талантливой женщины знаменита как благодаря профессиональным достижениям, так и личной жизни. Имя и фотопортреты актрисы Ольги Книппер-Чеховой в начале XX века были украшением афиш знаменитого Московского художественного театра, на сцене которого она блистала вместе с великим Константином Станиславским. В самом начале карьеры она встретила свою большую и единственную любовь – писателя Антона Чехова, их роман скрасил последние годы гения.
Детство и юность
Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в городе Глазове Вятской губернии. Отец Леонард Книппер – обрусевший эльзасский немец, уроженец Пруссии, работал инженером-технологом на винокуренном заводе. Мать Анна Ивановна Зальца – музыкант, обладала прекрасным голосом и виртуозно играла на фортепиано.
Пара воспитала троих детей – Константина, Ольгу и Владимира. В 1871 году семья Книппер переехала в Москву. Дети благодаря матери росли в творческой атмосфере: к праздникам неизменно готовили музыкальные спектакли, сами шили костюмы, рисовали декорации, разучивали песни и выступали.
Так родилась в юной Ольге тяга к артистической деятельности, но отец мечтал о дочери-художнице и всячески поощрял ее занятия живописью. Также Ольга с детства изучала иностранные языки, в совершенстве владела английским, французским и немецким. Но работать девушке не пришлось. По окончании частной женской гимназии она долгое время «жила барышней».
Театр
Мечтая об актерской карьере, Ольга дважды пыталась получить профессиональное образование. В первый раз девушка пробовала силы в студии актера и педагога Александра Ленского, но тот не разглядел в студентке будущую актрису. Вторая попытка тоже был неудачной: в 1895 году ее приняли в драматическую школу-студию Императорского Малого театра, но отчислили после первого несданного экзамена.
Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Гамлет» / Википедия
Как потом выяснилось, «отчисление» было подстроено: на место Ольги взяли протеже некой высокопоставленной персоны. Это событие девушка очень тяжело переживала, и судьба, будто сжалившись, посылает артистке удачу. В том же году она поступает в драматическую школу при Московском филармоническом училище (ныне ГИТИС). Сокурсниками Ольги Книппер стали Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Мария Германова и другие будущие звезды МХТ.
Наставником молодых дарований стал выдающий театральный деятель и драматург Владимир Немирович-Данченко. Он первым выпестовал талант своей студентки, и в 1898 году, после выпуска группы, он приглашает Ольгу в созданную им труппу Московского художественного театра. Более того, в первом спектакле МХТ «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого Ольге отведена главная роль – царицы Ирины. Дебютантка имела невероятный успех, и очередная главная роль оказалась не за горами.
Кем на самом деле была Ольга Чехова, которой благоволил Адольф Гитлер
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В январе 2019 года состоялась презентация книги заместителя главного редактора «Российской газеты» Николая Долгополова «Гении разведки», в которой речь шла, в том числе, и об Ольге Чеховой.
Интересна судьба актрисы, которая училась в студии при Художественном театре, куда попала по протекции родной сестры её отца Ольги Книппер-Чеховой, супруги Антона Чехова. Но вскоре после начала учёбы она вышла замуж за Михаила Чехова, известного на тот момент актёра и племянника Антона Павловича.
Рождение дочери, развод с мужем, эмиграция в Германию, казалось, должны были поставить крест на актёрской карьере Ольги Чеховой. Но уже спустя год после отъезда актрисы из России она дебютирует в роли баронессы Шаферстадт в картине Фридриха Вильгельма Мурнау «Замок Фогелед». Дальше её профессиональный путь неизменно идёт по восходящей. Ольга Чехова активно снимается и вскоре становится одной из самых популярных немецких актрис.
В 1936 году она вышла замуж во второй раз, теперь уже за бельгийского промышленника, и получила звание Государственной актрисы. Брак её распался спустя два года, а сниматься она продолжала всю жизнь, правда, в послевоенные годы она уже не была столь же востребована и популярна.
Она была дружна с Евой Браун, подругой и впоследствии женой Адольфа Гитлера, была знакома не только с самим фюрером, но и с другими высокопоставленными чиновниками нацистской Германии.
27 апреля 1945 года её арестовали, затем отправили в Москву, откуда она вернулась спустя три месяца. Всё это позволило в дальнейшем разрастись слухам о сотрудничестве актрисы с советской разведкой. Зарубежные средства массовой информации рассказывали о награде, полученной актрисой из рук самого Иосифа Сталина, а позже о её особой роли писал Сергей Берия в своей книге «Мой отец — Лаврентий Берия». В воспоминаниях сотрудника ОГПУ Павла Судоплатова упоминалось о планах разведки использовать Ольгу Чехову.
После выхода в печать книги Николая Долгополова с автором связался полковник Виталий Викторович Коротков. Он окончил Высшую разведывательную школу в 1952 году и сразу был принят на работу в немецкий отдел МИД СССР. Молодому сотруднику дали возможность познакомиться со старыми делами, среди которых было и дело Ольги Константиновны Чеховой.
После того, как в Берлин вошли советские войска, на актрису обратили внимание, её неоднократно приглашали на беседы. Сначала с Ольгой Чеховой работали простые сотрудники, затем подключились руководящие работники, а после передачи отчётов о беседах в Центр, ею заинтересовались и в Москве, поэтому и было принято решение об отправке актрисы в СССР.
В столице Ольгу Чехову поселили на конспиративной квартире, где её посещали руководители органов Государственной безопасности. Фамилии тех, кто беседовал с актрисой, Виталий Викторович не называл. В деле содержались сведения о проведённых беседах и об отправке Ольги Константиновны назад в Берлин.
При это ни о какой вербовке речь не шла, как ни разу ни в одном отчёте не было упомянуто о сотрудничестве актрисы с органами внешней разведки во время её жизни и работы в Германии после эмиграции из Советской России. Всё это позволяет утверждать, что Ольга Чехова была простой актрисой и не имела никакого отношения к агентуре и разведывательной деятельности.
Уже после её возвращения в Германию к ней была направлена Зоя Рыбкина. Но после того, как разведчица договорилась о встрече с Ольгой Константиновной, она получила приказ от генерала Судоплатова о возвращении в Москву первым же самолётом.
Виталий Коротков предположил, что Ольгу Чехову хотели использовать в тот момент, когда у Лаврентия Берии возникла идея объединения Германии, которую он активно продвигал. Возможно, через Судоплатова планировалось изучение мнения об этом в немецких кругах, куда и была вхожа актриса. Но после ареста Берии этим уже никто не занимался, потому Зою Рыбкину и вернули в спешном порядке в Москву.
Не подтверждает бывший разведчик полковник Коротков и версию о том, что указания от разведки Ольга Чехова получала через своего родного брата и известного композитора Льва Книппера. Он на самом деле работал на советскую разведку и должен был принимать участие в готовящемся покушении на Гитлера. Но его сестра не имела совершенно никакого отношения к его деятельности.
Виталий Викторович Коротков, досконально изучивший дело Ольги Чеховой, твёрдо убеждён, что слухи об агентурной работе актрисы и её связи с советской разведкой – не более, чем миф. После того, как он закончил работу над документами, он предложил сдать это дело в архив. И руководство с ним согласилось.
А все слухи могли возникнуть исключительно из желания кого-то из начальников того времени показать, что в военные годы в окружении Гитлера был наш агент.
После прихода к власти нацистов из Германии уехали многие актеры и режиссеры, а Ольга Чехова осталась. Её представили Гитлеру, Гиммлеру и Геббельсу. Гитлер поощрял ее дружбу с Евой Браун и покровительствовал ей как актрисе, называя своей любимой артисткой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Большая актриса или. душечка?! О. Книппер
посвящается памяти О.Л.Книппер-Чеховой.
(21 сентября 1868 года – 22 марта 1959 года)
Чехов придавал большое значение присутствию в произведении образа женщины, находящейся в эпицентре бытовых, семейных, любовных и социальных отношений. В письме И.Л.Леонтьеву-Щеглову от 22 января 1888 г. писатель иронически выражает свое «кредо»: «Без женщины повесть, что без паров машина. Я не могу без женщин. ». И тут особенно проявлялось его умение широко обобщать особенности, присущие той или иной категории людей. Так, и героиню рассказа Чехова «Душечка» можно представлять одновременно и как литературный персонаж, и как воплощение одного из архетипических начал женского вообще, что вплетается в контекст размышлений русских философов П.Я.Чаадаева и Н.А.Бердяева о «женственности русского характера».
Вот и у Антона Павловича Чехова была вдохновительница, «палитры» которой хватило сразу на двух несравненных и милых женщин, внутренний и внешний облик которых стал их «нарицательными» именами: «дама с собачкой» и «душечка». Поговорим же о его душечке, которая более многолика, чем пресловутые героини рассказов. Прототип ему не только близок, как рассказчику, но реально существовал и был им искренне любим. Ее имя Ольга Книппер и появилась она на закате его жизни. как-то «вопреки». Первые его встречи с ней произошли на репетициях спектаклей Московского Художественно-общественного театра (МХТ) «Чайка» и «Царь Федор Иоаннович» в сентябре 1898 года. Она была актрисой этого театра и их знакомство произошло именно там.
Чехов жил в это время уже в Ялте, так как был болел чахоткой. Но, скучая по столичной жизни, писал своей бывшей пассии Лике Мизиновой, что собирается удрать в Москву, в противном же случае рискует «повеситься от тоски». И, уезжая, никак не ожидал встретить там свою новую избранницу. Писатель впервые увидит ее 9, а затем 11 и 14 сентября при знакомстве с актерами Московского Художественно-общественного театра. В пьесе «Царь Федор Иоаннович» Ольга Книппер играла царицу Ирину и, Чехов, случайно зайдя на репетицию, был заворожен. В письме своему другу Александру Суворину он напишет: «Голос, благородство, задушевность. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». И лишь злился, что столичные газеты не заметили ее в этой роли.
Преданно служа театру, она к тому же была воспитана на хорошей литературе и, конечно же, прекрасно представляла кто такой Антон Павлович Чехов. Еще до момента знакомства, то есть несколькими днями раньше, Ольга Леонардовна приметила драматурга в театре на репетиции его «Чайки» и оставила о том письменное свидетельство. «Мы все были захвачены необыкновенно тонким обаянием его личности, его простоты, его неумения «учить», «показывать» […] Антон Павлович, когда его спрашивали, отвечал как-то неожиданно, как будто и не по существу, как будто и общо, и не знали мы, как принять его замечания — серьезно или в шутку». Такой, почти всегда насмешливо-иронический стиль, будет характерен и для его писем к ней.
На момент их встречи ей было 30 лет и она прошла уже достаточно большой жизненный путь от учительницы музыки до актрисы. После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС, 1898, класс Вл. И. Немировича-Данченко), она сразу же была принята в только что созданную труппу МХТ, став вскоре партнёршей К. С. Станиславского. Первым спектаклем и был «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого, в котором исполнила роль царицы Ирины. Что же касается именитого «шутника», то заприметив ее, Антон Чехов точно влюбился! И когда 15 сентября курьерский поезд мчал Чехова в Ялту, думы его были о самой жизнерадостной актрисе труппы МХТ Ольге Книппер. Она воплотит собой позднюю романтику его жизни. Как вспоминала их первое знакомство сама Ольга Леонардовна: «С той самой встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».
С апреля 1899 года в личной жизни Антона Павловича наступали большие перемены. Обострилась чахотка и он прекрасно, как врач, понимал, что годы его сочтены. Жить, доживая бок о бок друг с другом, не представлялось реальным. Может быть поэтому в преддверье случившегося, он, то ли в шутку, то ли всерьёз, просил: «Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день». И тем не менее Чехов полностью сосредоточился на одной-единственной. И его «душечка» ответит ему взаимностью! Не слишком частые, но яркие встречи. И письма, письма… Каждый из них написал друг другу свыше четырехсот писем. Настоящий эпистолярный роман!
С писем собственно и начиналось. «Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской», — писал Антон Павлович Чехов своей новой знакомой Ольге Книппер в июне 1899 года. А уже через месяц им выпало счастье провести вместе несколько недель в тёплом Крыму. Ласковое крымское солнце добавляло гармонии. Чехов показал Ольге свой не достроенный ещё дом, они много гуляли, разговаривали, делились планами и мечтами, а 2 августа уехали в Москву, где Чехов остался всего на пару дней. После отъезда писателя Ольга поняла, что безумно скучает и, не выдержав, написала ему первой.
«Милая, необыкновенная актриса, замечательная женщина, если бы Вы знали, как обрадовало меня Ваше письмо, — отвечает ей Чехов. — Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. Я привык к Вам и теперь скучаю и никак не могу помириться с мыслью, что не увижу Вас до весны…».
Следующие несколько месяцев также прошли в переписке, в мае писатель снова приехал в Москву, а в июле Ольга посетила Чехова в Ялте. С той поры в письмах они стали обращаться друг к другу на «ты» — писатель и актриса стали близки во всех смыслах этого слова. Так, родилась его Душечка, образ которой Лев Толстой поставит рядом с образами Дон Кихота и Санчо Пансы, с образом шекспировского Горацио из “Гамлета. Сам же рассказ «Душечка», написанный Чеховым в 1899 году, Толстой назовет шедевром.
Свадьба Чехова и Книппер стала лишь формальностью — в их отношениях ничего не изменилось. И чем-то их взаимоотношения по характеру связи напоминали сюжет «Дамы с собачкой». Ольга по-прежнему жила в Москве, и только письма помогали супругам сохранить любовь. Роман их, как и семейная жизнь, в основном, протекала в письмах. Эти письма пестрят ласковыми прозвищами и умилительными обращениями. Чехов часто называл жену «актрисулей» и «милюсей», а она его — «дусиком» и «Антонкой». Вот только некоторые из них… Антон Павлович писал: «Как живешь без меня? Скучаю по тебе жестоко… Без твоих писем я здесь совсем замерзну… Хорошо ли спишь, ешь? Обо всем пиши. А здоровье как? Целую крепко, Христос с тобой». Ольга Леонардовна отвечала: «Сейчас пришла домой, нашла твою открытку и поцеловала ее… А как без тебя пусто. Нет красивого мужа с мягкими глазами… Дорогой Антончик, как мне тебя не хватает! Я с тобой спокойнее и лучше. Я люблю чувствовать твою любовь, видеть твои чудные глаза, твое мягкое доброе лицо…»
Но все ли было именно так? Для Ольги Леонардовны жизнь до замужества и после принадлежала храму по имени театр. Писатель прекрасно понимал, что театр необходим Ольге, как воздух, и никогда не просил её оставить сцену. Чехов, как мог, утешал жену: «Ты нисколько не виновата, что не живёшь со мной зимой. Напротив, мы с тобой очень порядочные супруги, если не мешаем друг другу заниматься делом. Ведь ты любишь театр? Если бы не любила, тогда бы другое дело». Благодаря сцене она более легко переживала разлуку с любимым «Дусей». Больному же Чехову это давалось с трудом. А может быть была и другая причина?
Как известно, мир полон слухов. Злые языки утверждали, что Ольга Леонардовна намеренно вышла замуж за писателя, чтобы получить главные роли в его пьесах и обеспечить своего якобы любовника Немировича-Данченко репертуаром. Близкие и друзья писателя ненавидели Книппер, считая её поведение безнравственным.
Наверно, не стоя со свечей в ногах, трудно разбираться в подобном. Ведь слухи ходили и другие. Что касается якобы романа актрисы с режиссером, то он начался до встречи с писателем. Неслучайно, до брака с Чеховым на визиты Немировича-Данченко в дом Книппер было наложено табу, а режиссер и актриса виделись на репетициях в театре. Хотя он мог продолжаться и как служебный. Тем более, что обнаружилось, что у нее случился выкидыш и ребенок никак не мог быть по срокам от мужа. В своих письмах будущей жене он неоднократно поминает шелковые муаровые отвороты на сюртуке Владимира Ивановича. Ох, уж эти любовные треугольники!
Но интриганы продолжали подливать масло в огонь. Впрочем, свою жену он никогда не упрекал, даже догадываясь о её возможных изменах. «Я получил анонимное письмо, что ты в Питере кем-то увлеклась, влюбилась по уши. Да и я сам давно уж подозреваю, жидовка ты, скряга. А меня ты разлюбила, вероятно, за то, что я, человек неэкономный, просил тебя разориться на одну – две телеграммы… Ну что ж! Так тому и быть, а я всё ещё люблю тебя по старой привычке…» — писал он ей.
Книппер-Чехова действительно прославилась благодаря чеховским ролям, она — первая из всех актрис, сумевшая так чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Она стала первооткрывательницей образов женщин Чехова не только в русском театре, но и на мировом уровне. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), лирико-комедийный образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» (1904). Она была занята во всех главных ролях практически во всех пьесах, которые ставились в то время театре. Ее сценический путь сам Станиславский называл «великим подвигом и примером молодому поколению актеров».
Но отменяет ли её талант и успех искренность в отношении к мужу?! Думаю, что положение и статус жены прославленного писателя и драматурга не были для нее очередной ролью. Ольга Леонардовна все чаще испытывала угрызения совести из-за того, что не могла бросить театр и переехать в Ялту. Она писала 8 января 1903 года: «Мне надоело жить без тебя. Проклятая жизнь. Мне хочется негодовать и шуметь…». Чехов писал ей в ответ 20 января 1903 года: «Ты, родная, все пишешь, что совесть тебя мучает, что ты живешь не со мной в Ялте, а в Москве. Ну как же быть, голубчик! Ты рассуди, как следует: если бы ты жила со мной в Ялте всю зиму, то жизнь твоя была бы испорченной, и я чувствовал бы угрызения совести, что едва ли лучше. Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным и обойденным … Успокойся, родная моя, не волнуйся, а жди и уповай. Уповай, и больше ничего».
После смерти мужа она на несколько месяцев прожила затворницей, продолжая писать «ему» нежные письма. Но без возможности «отдавать» и сама душечка начинает чахнуть. И постепенно её деятельная натура взяла своё — она вернулась в театр и прожила ещё 55 лет. Ольга Книппер никогда больше не вышла замуж, но в свете по-прежнему ходили слухи о её бесчисленных романах. С начала XX века вплоть до середины 20-х годов Ольга Книппер-Чехова оставалась некоронованной королевой Художественного театра. Но и потом в течение десятков лет Московский художественный театр был просто немыслим без нее и не только в том или ином его спектакле, но и в искусстве в целом.
Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер) — русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.
В любой статье про эту актрису, если о ней начинают писать, почти всегда присутствует эпитет «одна из самых загадочных женщин ХХ века». Действительно, если окунуться в подлинную историю Ольги Константиновны Книппер-Чеховой, то становится ясно, что по другому и не может быть.
От него она взяла громкую фамилию, под которой и вошла в историю. По ряду свидетельств именно Ольга Чехова спасла «Белую дачу» – Дом Антона Чехова в Ялте – в годы фашистской оккупации Крыма.
О внешности этой женщины известно гораздо больше, чем о ее жизни. Она снялась в 145 фильмах и выступала на сценах многих стран Европы. Она была настоящей кинозвездой, сыграв в огромном количестве фильмов, в лицо ее знал каждый немец…Фильмы с ее участием в России не демонстрировались, однако, по утверждению ее тети, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, которая что-то знала и о многом догадывалась, актриса являлась агентом советской разведки и постоянно общалась с представителями НКВД.
У Ольги были старшая сестра Ада и младший брат Лев.
Отцовская карьера предполагала частые разъезды: Ольга родилась на Кавказе, в Александрополе, в 1897-м, детство провела в Петербурге и Царском Селе, где играла с детьми последнего русского императора и пряталась от Распутина.
К слову, одно из ранних воспоминаний будущей актрисы — как тетин муж Антон Павлович, дядя Антон, лечил ее младшего брата Льва от тяжелого заболевания позвоночника. И вылечил. Спустя много лет тот написал популярную песню «Полюшко-поле».
Даже в юной Ольге окружающие отмечали сочетание таких качеств, как ум, редкостная красота и стремление к достижению поставленной цели. Семья могла предоставить девушке возможность получить любое образование, но она рано поняла, что ее призвание – театр. Когда будущей актрисе исполнилось 17 лет, отец отправил ее в Москву к ее знаменитой тете, жене Антона Павловича Чехова.Театральный мир полностью завладел сердцем Ольги. Вскоре юное дарование заметил сам Станиславский, который и пригласил ее в свой театр. Девушка начала появляться в таких постановках, как «Сверчок на печи» Диккенса, «Вишневый сад» и «Три сестры» Чехова. Молодые люди, которые ее окружали, преимущественно актеры МХАТа, восхищались ее внешними и внутренними качествами.Знакомство Ольги и Михаила Чехова произошло задолго до этого момента, когда он еще выступал на сцене Малого театра в роли царя Федора Иоанновича. «Я была для него просто маленькой девочкой. Я же сходила по нему с ума и рисовала себе в еженощных грезах, какое это было бы счастье – всегда-всегда быть с ним вместе», – рассказывала Ольга Чехова. Михаил Чехов
Для Михаила развод с Ольгой был тяжелым испытанием. «Помню, как, уходя, уже одетая, она, видя, как тяжело я переживаю разлуку, приласкала меня и сказала: „Какой ты некрасивый. Ну, прощай. Скоро забудешь“. И поцеловав меня дружески, ушла». Ольга Константиновна забрала с собой и дочь Аду.
В январе 1921 года Ольга Чехова получила из рук наркома просвещения РСФСР Луначарского разрешение на выезд из страны, как писалось в документе, «для поправки здоровья и продолжения театрального образования». Через два года в Берлине у актрисы поселилась Лариса Рейснер. Биографы отмечали, что в это время началась связь Чеховой с советской разведкой.
В 1924 году лицо Чеховой не сходило с афиш, а имя постоянно мелькало в газетах. О возвращении на родину речи не шло, мало того, после смерти отца семью — мать, дочь, сестру и племянницу — без звука выпустили в Берлин! Уже один этот факт говорит о многом.
За 8 лет Ольга сумела сделать головокружительную карьеру. Она не знала немецкого языка, и у нее не было никакой поддержки. Но актриса обладала блестящим умом и красотой и вскоре благодаря этим качествам стала звездой немецкого кинематографа, а затем, после прихода к власти нацистов, и «государственной актрисой» Третьего рейха. Не забывала Ольга и о своем главном увлечении – театре.
В 1930 году у Ольги Чеховой появилась соперница, Марлен Дитрих, но, не выдержав конкуренции, она предпочла сниматься в Голливуде. В следующие несколько лет у Чеховой не было отбоя от предложений. Фильм следовал за фильмом, приглашения в Париж сменялись вызовами в Голливуд, где, к слову, Ольге довелось работать с Чаплином, Кларком Гейблом и Гэри Купером, ее убеждали остаться, но. Актриса отказалась — или ей приказали отказаться? Германия и шикарная квартира в центре Берлина вновь приняли ее в распростертые объятия. и она вернулась в родную теперь Германию, чего не мог не одобрить Гитлер.
Это была первая встреча с фюрером, после которой популярность актрисы возросла «до пугающих высот».После прихода к власти Гитлера Ольга Чехова была приглашена на торжественный прием, устроенный министром пропаганды Геббельсом. Фюрер пришел в восхищение от прекрасной и остроумной женщины. Он подарил ей свою фотографию с дарственной надписью. Поскольку Гитлер и Геббельс были помешаны на кино, перед фрау Чеховой распахнулись двери в имперскую канцелярию.
Фюрер часто сравнивал Ольгу Чехову со своей любимой шведской актрисой Зарой Леандер, которая, кстати, тоже сотрудничала с советской разведкой. Под псевдонимом Роз-Мари она встречалась в Стокгольме со связной Зоей Рыбкиной, чтобы передавать тайную информацию. И только в 1953 г. Берия поручил Рыбкиной стать связной Ольги Чеховой. Есть версия, что она передавала в Москву ценную информацию через своего личного шофера.
При такой-то поддержке Ольге нечего было бояться. К тому же она расчетливо подружилась с Евой Браун. Ей удалось благополучно избежать неминуемых приставаний любвеобильного Геббельса и даже его гнева из-за того, что однажды стала невольной свидетельницей конфуза Йозефа. Колченогий позер неуклюже скатился кубарем с лестницы, а ироничная Ольга не смогла сдержать смешок. Не страшен ей был и зловещий Гиммлер, вынужденный вежливо улыбаться «бесстыдной» любимице фюрера.Очередное замужество с бельгийским миллионером Марселем Робинсоном не принесло Ольге душевного спокойствия и тепла. Супруг был изнежен и избалован, чего Ольга просто не выносила в мужчинах. Последовало расставание, и актриса вновь очутилась в Берлине. Хотя кто знает, возможно, ей просто рекомендовали так поступить? При этом она вовсе не была лояльной сторонницей властей, напротив — пыталась помогать коллегам-евреям, способствовала их бегству, заступалась за опальных деятелей кино. Но Гитлер благоволил фрау Чеховой, ей все прощалось. Даже отказ вернуть «приличную» немецкую фамилию Книппер.
Порой Ольга выступала хозяйкой на его приемах. Кое-кто впоследствии говорил, что рейхсканцлер был не на шутку влюблен и на месте Евы Браун вполне могла оказаться фрау Чехова. Как бы то ни было, еще в 1936-м Ольге присвоили высшее звание — Государственная актриса Германии, аналог советской народной артистки. И в ее архиве появилась фотография Гитлера с его собственноручной подписью: «От откровенно восхищенного и пораженного».
Актриса выступала перед солдатами, фотографировалась с ними, раздавала автографы. И однажды влюбилась так сильно, как никогда ни до, ни после.
В Лилле после спектакля для немецких военных труппу зазвали на ужин к коменданту города. Ольга уже совсем было заскучала, как вдруг появился опоздавший офицер люфтваффе. Это была любовь с первого взгляда. Фердинанд Йеп командовал эскадрильей люфтваффе и вскоре вновь уехал на фронт, откуда писал любимой подробные письма, которые та хранила всю жизнь. Они содержали горькие признания: да, он убийца и сознает это и страх погибнуть над Англией или попасть в плен. Жуткие рассказы о воздушных боях. Подробности быта. Британский ветер, навевавший тревожные мысли и желание в сотый раз посмотреть фильм с Ольгой в главной роли. Ее голос, случайно услышанный по радио, позволил на минуту забыть о ненавистной войне и проклятом фронте. Приехав к Ольге в отпуск, Фердинанд, играя на рояле, обронил безнадежную фразу: «Нет никакого «долга» и «отечества в опасности». Мы просто ищем опасность, как допинг. Там, наверху, никто из нас о Гитлере не думает». Йеп погиб в конце 1941 года перед самым Рождеством. Ольге передали его вещи. Никто больше никогда не называл ее Олинкой.
Шла Вторая мировая война. Но для Ольги это время стало периодом расцвета ее актерского мастерства. За военные годы она снялась в 40 фильмах. Да, действительно, немцы нашли в Ольге Чеховой женщину, «умевшую разбередить мужскую тоску». На торжественном приеме у Риббентропа, 1939 год: Адольф Гитлер с Ольгой Чеховой
В фашистской Германии никто не мог представить, что обожаемая всеми «государственная актриса Третьего рейха» является агентом советской разведки.
Генерал Павел Судоплатов в своей книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы», обрисовывая ситуацию в советской разведке после массовых репрессий 1937-1938 годов, пишет: «Хотя мы и потеряли временно связь с рядом ценных агентов, агентурным сетям в Скандинавии, Германии и в странах Бенилюкса повезло… Помимо этих источников, в 1940 году к ним добавились сотрудничавшие с нами на основе доверительных отношений и вербовочных обязательств знаменитая актриса Ольга Чехова и князь Януш Радзивилл, имевшие прямой выход на Геринга».
Тем не менее, судя по воспоминаниям, актриса ни слова не проронила о своей работе на советскую разведку. Двоюродный брат Ольги Константиновны, Владимир Книппер, рассказывал такой эпизод: «Весной 1945 года, в самом конце войны, над Чеховой „повисла угроза ареста“. Акцию осуществлял Гиммлер. Невероятно, как ей удалось отсрочить арест с вечера до утра следующего дня, но это факт. Когда наутро эсэсовцы во главе с Гиммлером вошли в дом Чеховой, они застали ее за утренним кофе в компании с Гитлером.
По рассказам Чеховой, Гитлер сообщал ей о своей благосклонности в таких выражениях: „Я беру, фрау Чехова, над вами шефство, а не то Гиммлер упрячет вас в свои подвалы. Представляю, какое у него досье на вас“».
Кроме того, Ольга Чехова была близкой подругой Евы Браун. Это обстоятельство позволяло ей знать на протяжении многих лет различные факты из личной жизни фюрера и сообщать об этом в Москву. Павел Анатольевич Судоплатов
Сталин лично отменил операцию, позже объяснив свое решение: пока Гитлер жив, не будет сепаратного мира между Германией и западными державами. Но если после смерти фюрера к власти пришел бы Геринг или кто-то другой из верхушки рейха, то за спиной Советского Союза такой сговор мог бы состояться.
К слову, брату Ольги Чеховой — в СССР его знали как успешного композитора — якобы тоже была уготована миссия смертника: оставаясь в Москве, он входил в группу агентов, которой предписывалось устранение Гитлера и его приспешников, если те однажды займут столицу. И в этом случае организовать встречу с Гитлером, чреватую для него гибелью, тоже судя по всему предстояло Ольге.
Подробности разведывательной деятельности Чеховой в пользу Советского Союза неизвестны. На агентов такого уровня картотек не заводили. По некоторым сведениям, именно Ольга Чехова сообщила советскому командованию о времени танкового удара гитлеровцев под Курском.
Ольга Константиновна пишет в своих «воспоминаниях» о беседах на Лубянке: «…Они беседуют со мной о литературе, музыке, театре, кино. О личных контактах с Гитлером, самым близким его окружением. Делал ли какие-то заметки Геббельс во время театральных репетиций, диктовал ли свои законы кинематографу, с каких пор наметилось соперничество между Герингом и Геббельсом в культурной жизни Берлина, каково личное впечатление от Гитлера, Геринга, Геббельса и Муссолини, что известно о Бормане…».
В интересной по документам книге Владимира Книппера «Пора галлюцинаций» приводится документ, подписанный начальником четвертого отдела Главного управления СМЕРШ: «О. К. Чехова в настоящее время проживает в гор. Берлине, Фридрихсхаген, Шпреештрассе, 2. Вместе с ней проживают: Чехова-Руст Ольга Михайловна, 1916 года рождения, дочь О. К. Чеховой, актриса. Руст Вильгельм, немец, врач-гинеколог, с апреля 1945 года в германской армии, был в плену у англичан, муж О. М. Чеховой, и некто Зумзер Альберт Германович, 1913 года, немец, преподаватель физкультурной академии в Берлине, чемпион по легкой атлетике. Живет у Чеховой О. К. и находится с ней в близких отношениях». Он был моложе Ольги Чеховой на шестнадцать лет. По хозяйству им помогала домработница. Этот документ был написан в ноябре 1945 года, а 22 ноября 1945-го Берия начертал: «Тов. Абакумову, что предлагается делать в отношении Чеховой?» Ответа на этот вопрос нет.
Ольга Чехова справа, дочь Ада слеваМать и дочь
Впоследствии Серго Берия писал, что отец включил Ольгу в число наиболее глубоко законспирированных разведчиков-нелегалов — из тех, о которых нет никаких сведений даже в картотеках разведуправления. Нарком решил не раскрывать ее, убежденный, что «настоящего нелегала пускать через аппарат нельзя». А своим недоумевающим щебетом и наивным поведением на допросах Чехова лишь подтвердила феноменальное умение шифроваться.
В 1954 году Ольга Чехова навсегда оставив мир кино, а еще через 8 лет покинув сцену, сыграв последний раз в пьесе О. Уайльда «Веер леди Уиндмиер». Теперь предприимчивая Чехова решила серьезно заняться бизнесом, и в 1965 году она открыла фирму «Ольга Чехова-косметик». Дело оказалось успешным, поскольку клиентки верили, что женщина, которая и в 70 лет превосходно сохранила красоту, поможет им обрести секрет вечной молодости.Сама Ольга Константиновна никогда не упоминала о своей тайной деятельности. Она оставила крайне путаные мемуары, в которых вымысел трудно отличить от правды, а ключевые вопросы остаются без ответа.
К слову, спустя годы к воспоминаниям Павла Судоплатова принято было относиться с легким скепсисом: официальные органы ничего не опровергали, но и не подтверждали. Однако в феврале 2017-го английская The Guardian опубликовала сенсационную информацию: легендарная кинозвезда Германии Марика Рёкк являлась советской шпионкой! Новость потрясла многих, кроме тех, кто и без того знал об этом из мемуаров Судоплатова. Можно предположить, что и для официального признания заслуг Ольги время однажды наступит. Сама она при жизни явно этого не ждала и не желала.
Ольга Константиновна тяжело переживала гибель дочери Ады в автокатастрофе. Единственной радостью теперь для нее стал внук Миша, названный в честь гениального деда.
Каждый свой день она завершала поездкой на могилу дочери. Ее обожаемая Ада, также актриса, погибла в 1966 году в авиакатастрофе. Ольга воспитывала внука Мишу, впоследствии ставшего художником-графиком, и внучку Веру, продолжившую артистическую династию. Был с нею рядом и мужчина — экс-чемпион по легкой атлетике Альберт Зумзер, красавец на шестнадцать лет моложе возлюбленной. Кстати, в 1959 году в доме у Чеховой побывал Пресли. Великий Элвис, влюбленный в юную внучку Ольги Веру, познакомившись с актрисой, был покорен ее умом и утонченным шармом. В старости фрау Чехову окружали любимые внуки с семьями, верная сестра Ада, кошки с собаками и преданная прислуга. Дома Ольга всегда говорила только по-русски.
Вообще с ее именем связано множество загадок. Например, ходили слухи, что актриса при поддержке Вальтера Шелленберга пыталась спасти из концлагеря Якова Джугашвили. А президент России Борис Ельцин заявлял, что следы от пропавшей Янтарной комнаты ведут именно к Ольге Чеховой.
Ольга Константиновна Чехова скончалась в 1980 году в возрасте 83 лет от рака мозга. Несмотря на то что крестили ее в лютеранство, похоронить себя она завещала по русскому православному обряду в Мюнхене. Уход свой обставила с непревзойденным актерским мастерством, в точности повторив сцену смерти Антона Павловича Чехова. Чувствуя приближение конца, актриса попросила внучку Веру принести шампанского. Ольга выпила бокал, прошептала «Жизнь прекрасна» и, улыбнувшись, навсегда закрыла глаза.Ее могила находится в Мюнхене на кладбище Оберменцинг (Friedhof Obermenzing).
Статья подготовлена по материалам:
книги Натальи Ивановой «Супружеские измены» издательство Литрес ( эл.книги)
Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930–1950 годы. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.
Статья из журнала «7 дней»
Из статьи Виталия Вульфа «Судьба Ольги Чеховой»