актриса которая говорит с придыханием
Вы лучшая девушка в СССР: 10 главных ролей Татьяны Дорониной
Татьяна Доронина — одна из главных красавиц отечественных кино и театра, заставившая всех безотчетно полюбить Антуана де Сент-Экзюпери, тихо спев странную песню в «Трех тополях на Плющихе», создавшая главный женский образ 1960-х — нежной женщины-матери с загадочной улыбкой.
Сегодня Доронина возглавляет МХАТ имени Горького, где и выходит на сцену, и ставит спектакли. В новом сезоне, который 15 сентября откроется по традиции спектаклем «Васса Железнова» с Дорониной в заглавной роли, театр покажет две ее новые постановки — «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса и булгаковскую «Зойкину квартиру».
«Горе от ума» (1962), Большой драматический театр имени М. Горького
В труппу Большого драматического театра (БДТ) Татьяна Доронина попала почти случайно. В 1959-м художественный руководитель театра Георгий Александрович Товстоногов задумал поставить «Варваров» Горького, но не увидел среди штатных актрис никого на роль Надежды Монаховой. 26-летнюю артистку Доронину, недавно окончившую Школу-студию МХАТ, он нашел в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. С ролью нежной, покорной и верящей в любовь Надежды она справилась блестяще. И на семь лет стала одной из примадонн БДТ.
Софья в «Горе от ума» — одна из лучших работ актрисы, созданных под руководством Товстоногова: красивая женщина, знающая себе цену, царственная — такая, какую можно полюбить действительно без ума. Безуспешно пытающегося найти тепло и понимание в ее глазах Чацкого поначалу играл Сергей Юрский, затем в спектакль ввели Владимира Рецептера. Он был наслышан, каково это — работать с бесконечно талантливой, но требовательной Дорониной. Больше всего боялся провала не перед зрителем или великим худруком БДТ, а именно перед ней. Когда Доронина выразила свое одобрение, он мог только счастливо выдохнуть.
Из зрительного зала Дорониной-Софьей любовался Эдвард Радзинский (который позже стал ее мужем). После драматург не раз говорил: кто не ходил на товстоноговское «Горе от ума», вообще не был в театре.
«Старшая сестра» (1966)
Фильм «Старшая сестра» начался с одноименной пьесы Александра Володина, которую показывали на сцене Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Георгий Натансон решил экранизировать историю о прирожденной актрисе, положившей молодость на воспитание оставшейся без матери сестры, и попросил Володина сделать из пьесы сценарий. Очарованный игрой Дорониной, режиссер не рассматривал другие кандидатуры на главную роль. Однако и художественный совет, и автор сценария к его мнению отнеслись скептически, словно повторяя сцену из пьесы, в которой героиня приходит в театральное училище и выслушивает колкие замечания комиссии. «Ей не нужно сниматься в кино. Говорит она с придыханием, почти шепотом — не годится», — пытались разубедить Натансона. Но он был непреклонен.
Георгий Товстоногов выдвинул Дорониной условие: в фильме можно сниматься только в свободное от театра время. Это испытание талантливая актриса выдержала с честью: постоянно ездила из Ленинграда в Москву и обратно. Свободное время? Его не было, зато, казалось, была удовлетворенность от своей работы.
Половину картины сняли на одном дыхании.
«Мне не нравится, это не искусство!» — неожиданно заявила Доронина после просмотра отснятого материала. Слушать никого не хотела, несмотря на то что вся съемочная группа заверяла, что фильм получается очень хорошим. Тогда актриса решила показать материал своим знакомым, которым она доверяла. Те сказали, что картина гениальна. Этими знакомыми были Эдвард Радзинский и его мать.
После выхода «Старшей сестры» на экраны к Дорониной пришла всенародная слава. Журнал «Советский экран» признал ее лучшей актрисой 1967 года, а в Италии, где тоже показали картину, Доронину стали называть русской Мэрилин Монро.
«Идиот» (1966), Большой драматический театр имени М. Горького
Последней ролью Дорониной в БДТ стала Настасья Филипповна в «Идиоте» по роману Достоевского. В постановке Товстоногова главным героем был не князь Мышкин, а она — роковая любовь Парфена Рогожина.
Премьера «Идиота» состоялась в 1957 году. Спектакль с молодым, пока никому не известным Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина и Ниной Ольхиной в роли Настасьи Филипповны стал легендой, его называли чудом и настоящей сенсацией.
После ухода из театра Смоктуновского, не найдя ему достойной замены, Товстоногов снял «Идиота» с репертуара. Но звездный спектакль хотели видеть в Европе — и в 1966 году режиссер создал вторую редакцию, исключительно для гастролей. Роль Мышкина осталась за Смоктуновским, а остальные были перераспределены: Ольхина теперь играла генеральшу Епанчину, а роль Настасьи Филипповны исполняли Татьяна Доронина и Эмма Попова. Вместо трех актов спектакль состоял теперь из двух и в целом от эпохи Достоевского сильно ушел в современность.
Во Франции и Англии постановку принимали с восторгом. Среди зрителей на одном из показов был и французский актер Жерар Филип — после спектакля он засвидетельствовал свое почтение коллеге Дорониной и преподнес ей букет алых роз. Он не раз говорил, что эта Настасья Филипповна навсегда покорила его сердце.
«Три тополя на Плющихе» (1967)
«Я хочу играть в этом фильме», — решила Татьяна Доронина, когда увидела свои фотопробы. Снимки, по ее мнению, получились необычайно живыми, настоящими.
Однако съемки протекали не всегда в спокойной атмосфере. Актриса иногда не могла найти общий язык с режиссером Татьяной Лиозновой, они часто ругались. Лиознова даже говорила, что однажды Доронина чуть не довела ее до сердечного приступа. Во время одной из сцен ее героиня Нюра должна была съесть мороженое на перроне. Актриса отказалась это сделать со словами: «Вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» Съемочная группа замерла — до этого перечить режиссеру не мог никто. И тем более никто не ожидал, что Лиознова, чтобы не ссориться, откажется от этой сцены.
Фильм стал лучшим в карьере Лиозновой (наряду с «Семнадцатью мгновениями весны»), а также принес две премии актрисе — за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1970 году и награду Международного католического бюро по кинематографии МКФ в Мар-дель-Плата в 1968-м. А «Советский экран» еще раз назвал ее актрисой года.
Советские девушки хотели прическу, как у Дорониной, искали наряды, как у ее героинь, пели ее песни. После выхода «Трех тополей на Плющихе» песня «Нежность» Александры Пахмутовой, Сергея Гребенникова и Николая Добронравова стала хитом.
«Еще раз про любовь» (1968)
Задумав экранизировать пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», Георгий Натансон ни на минуту не сомневался, кого пригласить на главную роль. Конечно Доронину! Режиссер прекрасно помнил, как блестяще она справилась в прошлый раз, поэтому без раздумий предложил ей сыграть нежную бортпроводницу Наташу, полюбившую строгого физика Евдокимова и сумевшую пробиться к его душе сквозь толстую броню иронии и высокомерия.
Невероятный успех картины (за 1968 год ее посмотрели 40 миллионов зрителей) был предрешен: главные роли играли известные актеры — Татьяна Доронина, Александр Лазарев, Олег Ефремов, пьеса Радзинского была хорошо известна благодаря театральным постановкам. Как и «Старшая сестра», второй совместный фильм Натансона и Дорониной начался со спектакля в БДТ, в котором актриса играла ту же роль. Картина получила Гран-при «За мастерство режиссуры и высокие моральные качества» на Международном кинофестивале в Картахене (Колумбия).
А Татьяна Доронина после роли Наташи утвердилась в своем звездном статусе. «Вы лучшая девушка в СССР!» — вслед за физиком Евдокимовым повторяла вся страна, и, в отличие от героя Александра Лазарева, без тени иронии.
«Чудный характер» (1970)
Удивительно, но формула «в главной роли — Доронина, автор сценария — Эдвард Радзинский» не всегда давала успешный результат. Фильм Константина Воинова «Чудный характер» по одноименной пьесе Радзинского в 1970 году не просто провалился в прокате, но и получил гневные отклики критиков. «Советский экран», который только что восхвалял актрису, сейчас ругал на чем свет стоит ее героиню Надежду Казакову — певицу с одним хитом в активе, замашками международной суперзвезды и не по-советски тяжелым характером.
Но Доронина, как и Казакова, никогда не обращала внимания на то, что говорят о ней другие. Для нее эта роль — одна из самых важных и любимых в карьере. «Характер у меня чудный, — говорит Надежда Казакова в фильме. — Просто его понимать надо».
«Мачеха» (1973)
Впрочем, любовь зрителей и успех у критиков вернулись со следующей ролью. В фильме «Мачеха» Олега Бондарева Доронина снова играла нежную, все прощающую и все понимающую женщину-мать, которую в ней хотели видеть. Картина стала лидером проката, Доронина вернула себе звание актрисы года по версии «Советского экрана» и получила специальный приз на МКФ в Тегеране в 1973 году.
Многие сцены «Мачехи» снимали в деревне Зарудня Коломенского района. Для местных жителей это было большим событием — своими глазами увидеть не просто как делают кино, но и саму Татьяну Доронину.
«Дульсинея Тобосская» (1971), МХАТ имени М. Горького
«Дульсинея Тобосская» — актерский и режиссерский дебют Олега Ефремова во МХАТе. Театр в то время переживал кризис, из которого его должен был вытащить спектакль по пьесе Александра Володина, любимца советского театрального и кинозрителя. Главную роль было решено отдать Дорониной, которая служила во МХАТе с середины шестидесятых после переезда в Москву.
Ефремов не прогадал: постановка имела большой успех, главная героиня была блистательна. Однако в том же году Татьяна ушла в Театр имени Маяковского по приглашению художественного руководителя Андрея Гончарова. Свои позиции восстановила быстро, и вот уже зрители шли «на Доронину» в другой театр. Тогда она еще не знала, что вернется в МХАТ через 12 лет, и возвращение будет по-настоящему триумфальным.
«Старая актриса на роль жены Достоевского» (1988), МХАТ имени М. Горького
В конце 1980-х в столичных театрах одновременно показывали несколько спектаклей по пьесам Радзинского. «Старая актриса на роль Достоевского» — одна из них. За нее взялся Роман Виктюк, пригласив на главную роль Татьяну Доронину. Эту героиню до сих пор называют одной из самых интересных в ее репертуаре.
Во время работы отношения с режиссером сложились самые теплые, несмотря на то что, по словам Романа Григорьевича, на репетициях он часто доводил ее до такого состояния, что она «была готова кого-нибудь убить». Сегодня он называет Доронину великой актрисой, говорит, что она, как никто другой, чувствует миссию театра.
«Старая актриса на роль жены Достоевского» в этом году отмечает юбилей — спектакль сохраняется в репертуаре МХАТа уже 30 лет и неизменно собирает аншлаги.
«Васса Железнова» (2003), МХАТ имени М. Горького
«Васса Железнова», постановка одноименной пьесы Максима Горького, появилась на сцене МХАТа в 2003 году. В главной роли представить кого-то, кроме Татьяны Дорониной, довольно сложно. Кому, как не ей, сыграть женщину с сильным характером, посчитал режиссер Борис Щедрин.
До Дорониной владелицу пароходной компании Вассу Железнову играли Фаина Раневская, Вера Пашенная, Серафима Бирман. Версия Дорониной оказалась одной из самых удачных.
«Васса Железнова» ежегодно открывает новый сезон во МХАТе — это традиция. В этом году увидеть Татьяну Доронину в роли горьковской «железной леди» можно будет 15 сентября.
В тексте использованы фотографии, предоставленные Главным архивным управлением Москвы и пресс-службой МХАТа имени Горького.
«Во-во-во-во-во-во-вода холодная» Истории звезд с дефектами речи к Дню заикающихся людей
Международный день заикающихся людей отмечается 22 октября. Праздник был учрежден в 1998 году по инициативе организации International Stuttering Association, которая называет себя «рупором всех заикающихся людей на международном уровне». «Лента.ру» вспомнила тех, кто вошел в историю, несмотря на данный дефект речи.
Брюс Уиллис: главное — посмеяться над собой
Над Уиллисом, как и над многими заиками, в школе подшучивали. Его учительница Энтони Растелли рассказывала, что, пытаясь побороть комплексы, Брюс стал главным заводилой, постоянно высмеивал недостатки одноклассников и себя тоже не жалел.
«Я едва мог говорить. Мне требовалось минуты три, чтобы закончить предложение. Я перестал заикаться, когда начал актерскую деятельность. Это было феноменально», — делится с журналистами актер. Кроме того, Брюс Уиллис как-то признался, что обязан заиканию своим чувством юмора: «Я заикаюсь, но я заставлю вас смеяться».
Георг VI: заикание как «фишка»
Британский король Георг VI, который стал также последним британским императором Индии, не только заикался, но и был очень застенчив. Чтобы побороть дефект речи, Георг наблюдался у логопедов и занимался дыхательной гимнастикой.
Король Георг VI с королевой и маленькой принцессой Елизаветой, 1937 год
3 сентября 1939 года Англия объявила войну фашистской Германии, а король выступил с речью по радио. На тот момент Георг еще заикался, но уже к 1944-му, когда он объявлял о роспуске ополчения, монарх лишь единожды запнулся на слове weapons. Логопед спросил короля, как это произошло, и Георг ответил, что сделал это намеренно. «Если бы я не ошибся, то люди не поняли бы, что это действительно я», — подчеркнул монарх.
Значительная часть фильма «Король говорит» о жизни Георга VI, вышедшего в 2010 году, посвящена борьбе монарха с заиканием.
Уинстон Черчилль: годы упорных тренировок
Премьер-министр Великобритании, который вошел в историю, в числе прочего, и как блестящий оратор, всю жизнь боролся с заиканием. Готовился ко всем выступлениям заблаговременно. Иногда, написав текст речи, он еще несколько недель репетировал, менял местами фразы, заучивал наизусть. Перед самими выступлениями премьер-министр негромко напевал, разминая голосовые связки.
Беседа президента Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, 31 января 1943 года
Делая первые шаги в политической карьере, Черчилль переживал из-за того, что дефект речи может помешать реализации его амбициозных планов. На прогулках политик твердил скороговорки, которые должны были помочь ему справиться с заиканием. Например, The Spanish ships I cannot see since they are not in sight («Я не вижу испанских кораблей, потому что их не видно»).
23-летний Черчилль отметил: «Иногда незначительное заикание или затруднение в речи может оказать помощь в привлечении внимания аудитории».
Роуэн Аткинсон: сцена — лучший логопед
Британский комик Роуэн Аткинсон, знаменитый Мистер Бин, страдал заиканием с детства, однако сумел представить свой дефект речи как уникальный творческий стиль. В интервью журналу Time в 2007 году актер признался, что, когда он играет роль, заикание исчезает.
Аткинсон припомнил историю, как, имея проблемы с произношением звука «Б», он однажды позвонил своему знакомому: «Я сказал в трубку: «Могу я поговорить с Джоном БББ-Бартлеттом?» И он мне ответил: «ГГГ-Говорите»». Позже, узнав Аткинсона, собеседник извинился, чем сильно повеселил актера.
Джулия и Эрик Робертс: борьба с заиканием и акцентом
Бывшая модель и лауреат премии Оскар Джулия Робертс в юности страдала от заикания. После переезда в Нью-Йорк в 1986 году она занималась фонетикой с преподавателями. Правда, боролась не с заиканием (от которого избавилась еще в школе), а с провинциальным южным акцентом, не годящимся для кино.
Заикался и старший брат Джулии, Эрик Робертс. «Я много читал, когда был маленьким, потому что страдал от худшего в мире заикания. Я говорил: «Во-во-во-во-во-во-вода холодная»». Чтобы избавиться от запинок, Эрик декламировал стихи перед зеркалом и, в конечном итоге, избавился от дефекта речи.
Фото: Jordan Strauss / AP
Самуэл Л. Джексон: выразить мысли по-другому
Звезда «Криминального чтива» и «Звездных войн», Самуэл Л. Джексон жаловался, что одноклассники постоянно дразнили его за проблемы с речью. Тетя Самуэла даже водила его к психологу, чтобы помочь мальчику обрести уверенность в себе.
В интервью New York Magazine 63-летний актер говорит, что некоторые слова вызывают у него затруднения и сегодня: «В таких случаях я просто пытаюсь выразить свои мысли по-другому».
Мэрилин Монро: говори с придыханием
Присущая Мэрилин Монро манера говорить с придыханием, возможно, была ее способом борьбы с заиканием. По слухам, логопед советовал актрисе пошире открывать рот и произносить слова с хрипотцой, чтобы управлять своей речью.
Мэрлин Монро с фотографом Милтоном Грином, 1955 год
Сама Монро рассказывала, что во время съемок в фильме «Что-то должно случиться» (последняя ее актерская работа) заикание стало возвращаться. Актриса связала это со стрессом из-за проблем в личной жизни.
Николь Кидман: переросла заикание
Несмотря на свою репутацию сильной и свободной женщины, сама Николь Кидман считает себя очень скромной. В детстве она страдала от заикания, которое, по ее словам, трансформировалось в крайнюю застенчивость.
«Я помню, как в детстве мне говорили: «Успокойся, просто заранее обдумывай то, о чем собираешься сказать». А потом я словно выросла из заикания», — отмечала Кидман в одном из интервью.
Элвис Пресли: вместо дефекта речи — мировая слава
В пятилетнем возрасте мама привела будущего короля рок-н-ролла на конкурс пения на ярмарке в городе Тьюпело (штат Миссисипи). Глэдис Пресли сделала это, чтобы помочь маленькому Элвису побороть заикание и обрести уверенность. Правда, тогда он ничего не выиграл.
Элвис Пресли и американский пианист, певец и шоумен Владзи Либераче, 1956 год
Кроме того, мать отдала его в церковный хор. Накануне своего 11-летия Элвису все же удалось выиграть вокальный конкурс на ярмарке. Он получил приз за исполнение народной песни Old Shep. Спустя несколько месяцев родители подарили Элвису на день рождения гитару. А став звездой, Пресли уже не вспоминал о своих детских проблемах с речью.
Эмили Блант: семь лет отчаяния
Актриса рассказывала, что заикание преследовало ее с 7 до 14 лет. В 12-летнем возрасте проблема настолько обострилась, что Эмили практически перестала разговаривать.
«Почему я столкнулась с этой глупой проблемой? Почему все остальные говорят с легкостью, а у меня это вызывает такие затруднения?» — вспоминала свои тогдашние переживания актриса.
Справиться с дефектом речи Эмили помог школьный учитель, пригласивший ее сыграть роль в пьесе. Сначала преподаватель предложил Блант читать текст разными смешными голосами и пародировать акценты. Когда у нее это получилось, будущая актриса смогла избавиться от заикания.
«Забавно, что моя работа полностью зависит от умения говорить. Мне кажется, что заикание выбрало для меня этот путь», — откровенничает Блант с журналистами.
За что Наталья Гундарева ударила по лицу Татьяну Доронину прямо на сцене?
Две красивые, талантливые, сильные и чрезвычайно харизматичные женщины, всю свою творческую жизнь избегали и не любили друг друга. И даже однажды, как рассказала в одном из интервью известная актриса Татьяна Васильева, у них дошло до мордобоя: на одной из репетиций в театре Маяковского Наталья Гундарева со всего размаха влепила пощечину своей коллеге, которая была на 15 лет старше.
Но откуда у известных и популярных советских актрис появилось такое неприятие друг друга?
История началась в далёком 1972 году, когда уже достаточно известная 39-летняя Татьяна Доронина перешла из МХАТа в театр Маяковского. А за год до этого в Маяковку пришла молодая 23-летняя выпускница Щукинского училища Наталья Гундарева, которая сразу поставила перед собой цель стать примой знаменитого московского театра. И для этого у неё было всё – талант, молодость, красота и отсутствие в театре, на тот момент, другой достойной актрисы на эту роль.
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983)
В свой первый сезон она не получила главных ролей, но отлично показала себя на втором плане и главный режиссер театра Андрей Александрович Гончаров к началу следующего театрального сезона уже понимал, что в театр пришла молодая талантливая актриса, способная на большие роли. И он готовился ей их дать. Но тут в театре появилась уже признанная и известная Татьяна Доронина.
Татьяна Доронина, Армен Джигарханян и Светлана Немоляева на сцене театра имени Маяковского
Не буду тратить время на рассказ о причинах такого неожиданного перехода её из МХАТа, но всем сразу стало ясно, что примой Маяковки на ближайшие годы будет именно она. На главные роли режиссер ставил Доронину, а Гундаревой опять оставалось доигрывать второстепенных персонажей.
Наталья Гундарева
Это повторилось и на следующий сезон, и еще на следующий и т.д. Напряжение в театре висело прямо в воздухе. Со стороны Гундаревой к Дорониной развивалась тихая ненависть, ответные эмоции были и у Дорониной, которая считала Гундареву молодой выскочкой. Характеры у обеих были железные, поэтому добром такие отношения закончиться не могли.
В конце семидесятых у Дорониной стали портиться отношения и с главным режиссёром. Тот все чаще и чаще вступал в перепалки с примой, а та не уступала в спорах. В конце концов Гундарева дождалась своего часа, когда режиссер начал поручать ведущие роли уже ей. К тому же у Гундаревой росла популярность в кино, и у актрисы появилось множество поклонников, которые ходили в театр теперь именно на неё.
«О бедном гусаре замолвите слово» (1980)
Как позже в своей книге «Богини советского кино» написал Федор Раззаков, в тот момент в театре двум звёздам стало по-настоящему тесно. Они почти поменялись положениями, но Доронина не захотела уходить на второй план. В конце концов, на одной из репетиций, когда она в очередной раз нелестно высказалась в адрес Гундаревой, та недолго думая подошла к ней, и прямо на сцене влепила сильную пощёчину.
Наталья Гундарева и Владимир Ильин на сцене театра имени Маяковского
В тот раз инцидент Гончарову удалось замять, но прошло совсем немного времени и Доронина, согласовав свой переход с Олегом Ефремовым, ушла из Маяковки и вернулась в труппу МХАТа. Это произошло в 1983 году. К тому времени 35-летняя Наталья Гундарева стала ведущей актрисой театра Маяковского и оставалась ей до своей смерти в 2005 году.
Главный режиссер театра имени Маяковского Андрей Гончаров и ведущая актриса театра Наталья Гундарева
Более 30 лет в кино существовало негласное правило, о котором знали все режиссеры всех киностудий страны: Татьяна Доронина и Наталья Гундарева никогда не согласятся сниматься в одной кинокартине, поэтому приглашать их вместе было бесполезно.