актриса которая играет роль гурченко
Носила 80 нарядов и стояла под холодной водой: как Пересильд снималась в сериале про Гурченко
Накануне памятной даты Teleprogramma.pro раскрывает секреты сериала о популярной актрисе.
Кадр из сериала «Людмила Гурченко»
30 марта исполняется ровно десять лет со дня ухода Людмилы Гурченко из жизни. Сейчас на телеканале «Мир» показывают сериал, посвященный зигзагам судьбы легендарной актрисы, снятый в 2015 году. Главную роль в фильме играет актриса Юлия Пересильд, о которой сейчас много спорят в связи с выходом на экраны картины «Угрюм-река» на Первом канале.
В свое время сериал «Людмила Гурченко» тоже вызывал множество дискуссий вокруг личности исполнительницы главной роли. Сама же Юлия Пересильд, отвечая на вопросы об образе актрисы, говорила, что ее распнут за эту роль. Время же показало обратное…
Юлия Пересильд в роли Людмилы Гурченко. Фото: кадр из сериала «Людмила Гурченко» (2015)
Людмилу Гурченко искали очень долго
Режиссер сериала Сергей Алдонин вспоминал, что в свое время предложил Людмиле Гурченко сыграть Гертруду в своем спектакле «Гамлет». Они начали разбирать роль, общаться, а потом подружились. Однажды в разговоре Алдонин обронил фразу, что хотел бы снять об актрисе фильм.
«Это было бы хорошо», — ответила она. Таким образом Людмила Марковна дала согласие на создание сериала, но, к сожалению, не успела увидеть его…
По словам Алдонина, исполнительницу главной роли искали очень долго. Поначалу режиссер считал, что в российском кинематографе нет актрис, которые могли бы приблизиться к масштабу личности Гурченко. Он думал, что за эту роль в идеале могли бы взяться голливудские актрисы уровня Эммы Томпсон.
Но однажды по счастливой случайности увидел театральную афишу с изображением Юлии Пересильд. И сразу понял, что нашел свою Люсю. Именно так во время съемок Юлия называла актрису, не любившую обращений по имени-отчеству.
Кадр из сериала «Людмила Гурченко»
Почему Юлия Пересильд не хотела играть Людмилу Гурченко
К слову, Пересильд долго не соглашалась на роль Гурченко, мотивируя это тем, что современные байопики будто бы пытаются реинкарнировать личности великих людей. Сама же актриса признавалась, что не хотела бы идти по этому пути. Также Юлия объясняла свои сомнения тем, что еще живы люди, хорошо знавшие легенду нашего кинематографа. И ей не хотелось бы обманывать их ожидания.
Но по мере знакомства с личностью Гурченко по ее книгам, ролям и интервью Юлия изменила свое решение. Тогда в своих интервью Пересильд отмечала, что последние год масштаб личности Людмилы был уничтожен желтой прессой. Но актриса хотела бы рассказать, как все было на самом деле. Как Людмила Гурченко всю жизнь положила на алтарь профессии, а каждый кадр порой давался с большим трудом. Ведь, например, в фильме «Мама» актриса снималась с тяжелейшим переломом, но не позволяла себе жаловаться на трудности. Не могла иначе…
Да и сама Пересильд столкнулась со множеством сложностей при работе над образом. Например, по сюжету сериала во время съемок клипа на песню «Эх, Андрюша» на Пересильд лилась вода из двух брандспойтов (устройство, которое позволяет формировать струю воды при тушении пожара – прим. ред.).
Кадр из сериала «Людмила Гурченко»
Да и вообще готовиться к этой роли Юлия Пересильд начала практически за полгода до съемок. А с началом съемочного процесса, в перерывах между сценами, повторяла мимику и жесты кинодивы. Иногда сходство было настолько колоссальным, что, казалось, сама Людмила Гурченко вернулась из прошлого…
Процесс создания сериала контролировал последний муж актрисы Сергей Сенин. Например, он рассказывал, что первый вариант сценария ему категорически не понравился из-за обилия биографических неточностей. А вот второй вариант, присланный Сенину через полгода, пришелся ему по душе. Фильм затрагивал этапы биографии Гурченко от рождения до 80-х годов.
Вдовец Гурченко одобрил и кандидатуру Юлии Пересильд. Впоследствии он пригласил Юлию принять участие в его творческом вечере, посвященном юбилею звезды кинематографа.
В сериале, конечно, фигурировали и другие мужья актрисы: Василий Ордынский, Борис Андроникашвили, Александр Фадеев. А вот Иосифа Кобзона сценаристы переименовали в Вадима Орлова, поскольку от него не удалось получить никакого ответа на вопрос, можно ли использовать в сериале его настоящее имя.
Кадр из сериала «Людмила Гурченко»
80 нарядов для Людмилы Гурченко
Большую работу проделали художники, гримеры и костюмеры. Так, специально для фильма создавались копии костюмов актрис. Всего Пересильд примеряла 80 нарядов знаменитой актрисы, 20 из которых были сшиты специально для Юлии.
В подготовке к съемкам приняла участие личная закройщица Людмилы Марковны Надежда Генриховна, которая прекрасно знала, как с помощью нарядов подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки фигуры актрисы. Сама же кинодива отдавала предпочтение манжетам, воротничкам и силуэту new look.
Как песни Людмилы Гурченко получили новую жизнь…
Песни Гурченко Пересильд тоже исполняла сама, однако не копируя манеру исполнения своей героини, а привнося в композиции свое видение и отношение. В процессе создания сериала многие произведения получили новое звучание благодаря современной аранжировке. А знаменитая песня «Пять минут» вообще стала напоминать лирическую балладу и была посвящена отцу Людмилы, который души в ней не чаял.
Людмила Гурченко и Сергей Сенин в 2003 году. Фото: Лариса Кудрявцева/ «Экспресс-газета»
Магия Людмилы Гурченко
Конечно, как это обычно бывает, сам сериал и работа Юлии Пересильд в нем подверглись резкой критике. Так, свое неодобрение выражали Наталья Белохвостикова, Стас Садальский, Ирина Скобцева. Они отмечали, что секрет Людмилы Гурченко заключался в магии и тайне, которую было невозможно разгадать.
Актриса была элегантна, ранима, но в то же время дарила окружающим невероятный фейерверк эмоций. Неудивительно, что ее так обожали мужчины. Например, эпатажный режиссер Роман Виктюк признавался, что был влюблен в кинодиву – впоследствии они подружились.
Сам же Сергей Сенин рассказывал, что долгое время был молчаливым поклонником актрисы, ее тенью, но однажды она все-таки ответила ему взаимностью. Но даже он, находясь рядом с Людмилой Гурченко долгие годы, наверное, не смог разгадать ее феномен.
Смогла ли это сделать Юлия Пересильд? Это спорный вопрос. Но, перефразируя знаменитую реплику индейца из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, она хотя бы попыталась… Сейчас роль Людмилы Гурченко называют одной из лучших в фильмографии Юлии Пересильд.
Сериал «Людмила Гурченко», ранее выпущенный каналом Россия, идет на телеканале «Мир».
Смотрите также:
«Людмила Гурченко»: съемки сериала о жизни советской актрисы подходят к концу
Юлия Пересильд: за роль Гурченко меня сровняют с землей
Подходят к концу съемки телефильма о жизни Людмилы Гурченко для канала Россия. «ТН» побывала на площадке и узнала, из-за чего так волновался Николай Расторгуев и почему создатели фильма не рискнули использовать гардероб самой актрисы.
|
Юлия Пересильд: Если нас что-то и роднит с Люсей, так это фанатичное отношение к работе
Звезду советского экрана играет Юлия Пересильд. Появилась она в проекте не сразу — на главную роль пробовались многие талантливые актрисы, но режиссер все-таки остановил свой выбор на Пересильд.
— Наткнулся на театральную афишу с Юлиным лицом — и щелкнуло: это она, — рассказывает Сергей Алдонин. — Я задал кастинг-директору только один вопрос: «Она полненькая?» Та ответила: «Нет, давно похудела!» (Смеется.) И действительно, Юля пришла на встречу в ресторан худая, а в процессе съемок еще больше постройнела.
Сама Пересильд говорит, что специально для роли Гурченко не худела — добиться завидной хрупкости Людмилы Марковны все равно маловероятно.
— Я не сижу на диетах — у меня от них настроение портится. Просто отказалась от мяса — не похудения ради, а потому, что стала ощущать нехватку энергии. Сейчас чувствую себя прекрасно.
Юля вспоминает, что предложение сыграть Гурченко ее удивило и поначалу она его не приняла.
— Мне казалось, снимать фильм о Гурченко — не самая лучшая затея, — рассказывает Пересильд. — Во-первых, рискованно, во-вторых, люди, близко знавшие и окружавшие актрису, живы. И я прекрасно отдаю себе отчет в том, что я не Люся и у нас нет никакого сходства. Но, пересмотрев ее фильмы, выступления, концерты, поняла, что Гурченко в последние годы была окутана огромным количеством домыслов и сплетен. И мне стало за нее обидно. Ее называли артисткой легкого жанра, судачили об испорченных отношениях с дочерью. На самом деле в жизни не все так однозначно и просто.
Юная Людмила с мамой Еленой Александровной и отцом Марком Гавриловичем
«Киношные» родители звезды — Лидия Матасова (мать Гурченко в зрелом возрасте) и Николай Добрынин
Сценарий многосерийного телефильма основан на автобиографических книгах Людмилы Гурченко: в них она рассказывает о детстве в эвакуации и послевоенных годах, о своих трогательных отношениях с отцом, поступлении в театральный, первых успехах, годах забвения. История на экране начнется с детства героини (маленькую Гурченко играет партнерша Пересильд по фильму «Битва за Севастополь» Света Осадченко), а завершится серединой 1980-х, когда на экраны вышли «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби» и Гурченко стала одной из самых любимых актрис страны. Конечно, создатели фильма не обошли вниманием и личную жизнь актрисы.
Отца Гурченко, Марка Гавриловича, который называл дочь исключительно «богинечкой» и «клюковкой», играет Николай Добрынин. Чтобы уловить колоритный говор своего героя, актер пересматривал записи концертов, где Гурченко изображала, как говорил ее отец.
— Это история неистовой любви между отцом и дочерью, за всю жизнь они только однажды поссорились, — рассказывает Добрынин. — Я уверен: детей нужно любить до одури, нет ничего прекраснее, чем родительская любовь. Ею нельзя испортить — можно только обогатить. Меня мама обожала, каждый раз зацеловывала так, что когда я пошел в восьмой класс, попросил не делать этого хотя бы перед одноклассниками — ну что пацаны скажут? А сейчас так же веду себя с дочерью.
В фильме много известных имен: Марка Бернеса, с которым дружила актриса, играет лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев. По словам Пересильд, ей еще не приходилось видеть, чтобы актер на площадке настолько волновался, переживая за результат. Роль Никиты Михалкова предложили Федору Малышеву, маму Людмилы Марковны играет Надежда Михалкова (ее же в возрасте играет Лидия Матасова), колоритную соседку семьи Гурченко — Екатерина Климова, Иосифа Кобзона, самого знаменитого мужа Гурченко, — Евгений Миллер. Только в фильме его персонаж зовется Вадимом Орловым.
— Мы несколько раз посылали Иосифу Давыдовичу сценарий, чтобы получить согласие на использование его имени, но так и не дождались ответа, — говорит Сергей Алдонин. — Решили изменить имя героя.
Юлия Пересильд начала готовиться к съемкам за полгода до их начала. Брала уроки степа, осваивала аккордеон, занималась с хореографом Олегом Глушковым. В фильме будут так называемые клипы — отступления, характеризующие внутренний мир героев.
— Я и купилась-то на предложение потому, что петь буду сама, — уверяет Юлия. — Вот уже несколько месяцев мы работаем с арт-группой «С.А.М.». Музыкальный руководитель, композитор и актер Митя Захаров создает оригинальные аранжировки к композициям, которые будут звучать в фильме. Например, мы придумали, что после смерти любимого отца Люся поет песню «Пять минут» в минорном стиле, и она приобретает совсем другое звучание
Сергей Сенин, муж Гурченко, предлагал Юлии всяческую помощь — скажем, предоставить для съемок костюмы Людмилы Марковны. Но мы их пожалели.
— Для примера расскажу, как мы снимали клип на песню «Эх, Андрюша», — рассказывает Пересильд. — В течение двух смен, по тринадцать и по шестьчасов, на меня безостановочно лилась вода из двух брандспойтов. Представьте, на что будут похожи костюмы после этого? Уверена, вещи Люси достойны лучшего.
Людмила Марковна с Константином Купервейсом
Мужа актрисы Константина Купервейса сыграл Михаил Химичев
Юлия называет Гурченко исключительно Люсей, говорит, что язык не поворачивается называть ее Людмилой Марковной. Хотя в жизни они не были знакомы — Пересильд видела Гурченко лишь однажды, в спектакле братьев Пресняковых «Паб».
Над гардеробом для исполнительницы главной роли работала Надежда Генриховна Сигниенко — закройщица, которая шила костюмы самой Гурченко. Она сделала два десятка платьев для Пересильд, еще несколько купили в винтажных магазинах, что-то взяли напрокат — итого около восьмидесяти костюмов. Вещи для массовки традиционно брали напрокат или «фактурили» — терли специальной «шкуркой» обшлага пиджаков, «протирали» дырки.
— У нас будут копии некоторых вещей, о которых Людмила Марковна упоминает в своих книгах, — говорит художник по костюмам Мария Юреско. — Например, ярко-зеленое платье из парашютного шелка с красными бантами — в нем будущая актриса покоряла приемную комиссию ВГИКа. Потом дорожный костюм бутылочного цвета, в котором Люся приехала в Москву. Мы сшили копию свадебного платья, в котором актриса выходила замуж за Кобзона — оно короткое, кружевное, по моде тех лет. Конечно, будет и знаменитое платье из «Карнавальной ночи» — с корсетом. Кстати, Надя Михалкова присмотрела себе пару шелковых платьев из гардероба своей героини, они ей действительно к лицу. Конечно, зрители любят смаковать ляпы в исторических фильмах, но мне самой любопытно, найдут ли, к чему придраться.
А Юлия Пересильд уже готова к критике в свой адрес.
— Уверена: меня сровняют с землей, распнут, — рассуждает актриса. — Когда я соглашалась на роль, то осознавала, что популярности мне она не добавит. Моя цель — создать портрет женщины-актрисы. Например, мало кто знает, что в фильме «Мама» она снималась с тяжелейшим переломом ноги — люди с кровати не встают с такой травмой, а Гурченко выкладывалась на полную. И так абсолютно в каждой своей работе. Вот если нас что-то роднит с Люсей, так это фанатичное отношение к работе. Я знаю, что масса людей может сказать за моей спиной: «Вот же дрянь!» Потому что я от кого-то слишком много требую или не так посмотрела. А я просто уверена: чтобы фильм получился, нужно вынести мозг всей съемочной группе. По-другому никак.
Съемки сериала «Людмила Гурченко» закончатся в конце сентября. На экраны он выйдет к 80-летию великой актрисы.
Автор публикации: Марина КУЗНЕЦОВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Фото: Игорь Гневашев, Андрей Федечко, Russian Look