актриса которая сыграла орлову
Забытые имена эмиграции: Как русская актриса немого кино стала звездой Голливуда и освободила дорогу Любови Орловой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ольга Бакланова была коренной москвичкой. Она родилась в 1896 г. в состоятельной семье. Ее мать в прошлом была театральной актрисой, и Ольга с детства увлеклась театром. В 16 лет она прошла конкурсный отбор в МХТ, став одной из любимых учениц Константина Станиславского. Вскоре Бакланова стала ведущей актрисой театра и звездой немого кино: до революции она снялась более чем в 15 фильмах, из которых сохранилось только 9. Во время революционных беспорядков ее отец был убит, семья осталась без средств к существованию, в их особняк вселили еще несколько семей. Но карьера Ольги Баклановой продолжилась и после 1917 г., она сыграла главную роль в фильме «Хлеб», перешла в Музыкальную студию Немировича-Данченко, где участвовала в 5 крупных постановках. В этот же период актриса вышла замуж за адвоката Владимира Цоппи и родила ребенка.
В середине 1920-х гг. Ольга Бакланова была одной из самых известных московских театральных актрис, ей одной из первых было присвоено звание заслуженной артистки Республики. В 1925 году она вместе с группой актеров Музыкальной студии Немировича-Данченко отправилась в гастрольное турне по США и странам Европы. И там ее появление на сцене, как и на родине, вызывало настоящий фурор. Часть труппы в 1926 г. решила остаться за границей. В числе «невозвращенцев» оказалась и Ольга. Немирович-Данченко посчитал ее поступок предательством – ему некем было заменить артистку, которая играла главные роли во всех его постановках. И тогда освободившееся место заняла Любовь Орлова, подходившая по типажу. На театральной сцене ее и заметил режиссер и будущий муж Григорий Александров, предложивший ей роль в «Веселых ребятах».
В 1927 г. состоялся ее кинодебют в Голливуде. Хотя роль была небольшой, и в титрах даже не значилось ее имя, на талантливую актрису обратили внимание режиссеры. Уже в следующем году она снялась в фильмах «Человек, который смеется», «Доки Нью-Йорка» и еще в 7 картинах. После этого студия «Paramount» заключила с актрисой контракт сроком на 5 лет. Самой заметной ее работой стала главная роль в звуковом фильме «Волк с Уолл-Стрит». Хотя Бакланова говорила с заметным акцентом, ей продолжали поступать предложения от режиссеров, правда, чаще всего предлагали играть иностранок.
Через год актриса развелась с адвокатом Цоппи и вышла замуж за русского актера-эмигранта Николаса Сусанина. Она продолжала сниматься в кино, правда, несколько фильмов с ее участием критика встретила прохладно. Вскоре студия «Paramount» прекратила сотрудничество с ней, но компания «Fox Films» предложила Баклановой заключить контракт. После выхода на экраны двух музыкальных комедий с ее участием, где она представала в образе роковой женщины, в прессе ее начали называть «русской тигрицей».
Однако на театральной сцене она все еще была звездой. Бакланова оставила Голливуд, гастролировала по США с отдельными спектаклями, выступала на Бродвее. Спектакль «Клаудия», где она играла главную роль, был настолько успешен, что его решили экранизировать, и в 1943 г. актриса в последний раз появилась на экране в одноименном фильме. С театральной сцены она ушла в 1947 г.
В 1960-х гг. о Баклановой снова вспомнили – тогда нашли первую версию фильма «Уродцы» без купюр и выпустили ее в прокат. На этот раз реакция публики была другой – талант режиссера назвали загубленным, а актрису – незаслуженно забытой. Бакланова снова давала интервью и была в центре внимания. Впрочем, и до этого она не бедствовала – ее третий муж был владельцем одного из нью-йоркских театров. На склоне лет актриса призналась: « Я прожила счастливую жизнь ». Она скончалась в 1974 г. в возрасте 78 лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В фильме «Орлова и Александров», показанном на Первом канале, нет практически ничего от подлинной истории отношений великой актрисы и именитого режиссера
Нереальная любовь
Известный адвокат Александр Добровинский знал внука режиссера Григория Васильевича Александрова с детства. Они учились вместе во ВГИКе, дружили. К сожалению, Григорий (так звали внука Александрова) страдал от алкогольной зависимости, что привело со временем к распродаже имущества его знаменитого деда. Навестив несколько лет назад приятеля юности, Александр Добровинский фактически спас архив именитой супружеской четы, выкупив его вместе с домом у внука Григория Александрова. Сейчас Добровинский завершает работу над книгой на основе уникальных материалов из этого архива.
Смутные сомнения насчет взаимоотношений Любови Орловой и Григория Александрова терзали меня давно. Несколько раз на разных телеканалах я бралась за документальный фильм об этих людях. Но красивая сказка про любовь не складывалась. Настораживало многое: Орлова с Александровым всегда были друг с другом только на «вы», в поездках всегда просили заказывать им два разных номера, у них не было детей. Александр Добровинский подкрепил мои сомнения и догадки фактами из спасенного им семейного архива именитой супружеской пары.
Страсть или расчет?
В фильме есть эпизод, когда радостная Орлова объявляет мужу, что беременна. На самом деле, детей у этой пары не было. Действительно ли Любовь Петрова избавилась от ребенка, потому что боялась за его судьбу в период репрессий и арестов, как это показано в фильме? Вот что рассказывает Александр Добровинский: «Письма Орловой говорят о том, что она просто не хотела иметь детей. Она писала об этом так: «Если я рожу, я сойду с экрана и сцены. За это время и Грише, и мне все припомнят». Пока она была на виду, оставаясь звездой, ей и мужу была гарантирована безопасность. В силу этих причин после выхода фильма «Веселые ребята» Орлова обратилась к профессору, светилу советской гинекологии Ефиму Львовичу Кватору, который предложил ей революционное для того времени средство контрацепции, платиновую спираль. В ее дневниках и переписке я нашел записи об этом».
Кого же любила Орлова на самом деле? И любила ли вообще? В фильме фигурирует некий иностранец, который приезжает к ней во время съемок «Веселых ребят». Однако иметь связь с иностранцами в 30-е годы было довольно рискованно. Является ли этот эпизод вымыслом? Александр Добровинский рассказывает: «У неё в 1932 году случился безумный роман с военным атташе Германии. После такого ее судьбу трудно было бы предсказать, если бы она не встретила Александрова. Но настоящей, страстной любовью Орловой был только ее первый муж Андрей Берзин, которого арестовали, буквально вынув из супружеской постели. Именно этого человека онапомнила всю жизнь».
Знаменитая российская фигуристка и олимпийская чемпионка Алина Загитова будет вести телепрограмму «Ледниковый период» на Первом канале. Ее соведущим станет Леонид Ягудин.
Через весь фильм проходит еще одна любовная линия – увлечение Сталина Орловой. Что на самом деле связывало актрису и вождя? Александр Добровинский рассказывает: «Из ее писем можно понять, что она ненавидела Сталина: не могла простить ему арест и ссылку первого мужа. Что касается самого Сталина, я сильно сомневаюсь, что он испытывал к Орловой какие-то глубокие чувства. Да, она нравилась ему, он отдавал дань ее таланту и популярности, но не более того. В фильме чувства вождя, на мой взгляд, преувеличены».
Судя по воспоминаниям современников, Григорий Васильевич Александров был натурой страстной, увлекающейся. У него была, что называется, фактурная внешность: высокий, красивый, великолепно сложенный, он обладал атлетической фигурой. Все это заставило великого режиссера Сергея Эйзенштейна обратить внимание на Александрова, когда тот служил актером театра Пролеткульта. Александров участвовал в работе над сценариями фильмов Эйзенштейна «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь», снимался в них как актер. Вместе с Эйзенштейном Александров обучался мастерству в Голливуде. Некоторые современники предполагали, что Эйзенштейн и Александров любили друг друга не только как профессионалы. Александр Добровинский подтверждает эти версии: «Действительно, в архиве Александрова сохранились эротические рисунки, которые позволяют предполагать, что между ним и Эйзенштейном имел место роман. В архиве сохранились и письма Эйзенштейна, которые недвусмысленно подтверждают это. Есть и другие свидетельства гомосексуальности Александрова – например, письма к нему французского писателя, драматурга и кинорежиссёра Жана Кокто. В архиве Александрова сохранилось также немало записок от мужчин со словами «я вас люблю», «я вас обожаю».
«Дьявол кроется в деталях»
Помимо романтизированных отношений Орловой и Александрова в фильме Виталия Москаленко можно найти еще множество нестыковок. Например, на планах идущих вместе Сталина и Горького видно, что Иосиф Виссарионович в исполнении Евгения Князева выше ростом пролетарского писателя в исполнении Анатолия Смолякова. Доподлинно известно, что рост Горького был намного выше среднего и составлял 193 сантиметра. Сталин, как известно, был маленького роста, не выше 163 сантиметров.
Во время сцены прослушивания Орловой и Александрова сотрудниками ОГПУ-НКВД в 30-е годы в кадре крупно показан магнитофон с крутящимися бобинами. Однако, катушечная технология записи на магнитной пленке была разработана в 40-х годах прошлого века. Фирма Ampex выпустила свои первые катушечные магнитофоны–бобинники лишь в 1948 году.
Адвокат Александр Добровинский отмечает еще несколько неточностей: «Орлову и Александрова познакомил не Утесов, как это показано в фильме. Григорий Васильевич увидел ее в театре, в спектакле «Перикола», и сразу же принял решение взять на главную роль в «Веселых ребятах». Досадно искажены в фильме и личности многих великих актеров и режиссеров той эпохи. Моя семья, например, была знакома с Леонидом Осиповичем Утесовым, которого и я неоднократно видел в детстве. Он никогда не был скупым и мелочным человеком, считающим каждую денежную купюру, как это показано в фильме. На самом деле Утесов был широкой души человек. Когда ему предлагали купить раритетные вещи, он никогда не торговался! Показывать его скрягой, который заказывает в ресторане столик и не платит за себя – значит погрешить против истины».
Конечно, художественный фильм допускает определенную долю вымысла. Однако если кино претендует на то, чтобы называться биографическим, оно должно хотя бы не противоречить исторической правде. Иногда эта правда бывает неудобной или даже шокирующей, но от этого она не перестает быть правдой. Если же целью было просто показать красивую сказку о двух известных людях, возможно, и не стоило замахиваться на исторические и биографические аналогии. Так честнее.
Тайны Любови Орловой: О чем молчала легендарная актриса
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первая тайна была связана с ее рождением и происхождением. В паспорте актрисы была указана дата ее появления на свет: 29 января (11 февраля по новому стилю) 1902 г. Однако некоторые ее знакомые утверждали, что на самом деле она родилась раньше. Фаина Раневская утверждала: « Никто не скажет, сколько ей лет. Она вообще гениальна: когда выдавали паспорта в начале тех же тридцатых, никаких документов не требовали – можно было назвать любую дату рождения и любое имя тоже… Так Любочка не растерялась и сразу скостила себе десяток лет! Это я, идиотка, все колебалась: стоит ли? Потом подсчитала, что два года я все же провела на курортах, а курорты, как говорят, не в счет, так и появилась в моем паспорте новая дата рождения: вместо 1895-го 1897-й. И только! До сих пор не могу себе простить такого легкомыслия! ».
По словам Раневской, однажды Григорий Александров предложил ей сыграть бабушку Любови Орловой, чем актриса была очень возмущена – ведь они были почти ровесницами! Зная острый язык Раневской, биографы Орловой считали, что 10 лет – это явное преувеличение, но при этом они допускали, что Любовь Петровна лукавила в отношении своего возраста.
Во многих биографиях Любови Орловой утверждается, что ее род происходил от графа Григория Орлова – фаворита императрицы Екатерины II, но эта версия многим исследователям кажется надуманной и необоснованной. Достоверно известно только то, что дед актрисы Федор Орлов состоял в чине действительного статского советника и был женат на дворянке Анастасии Вашкевич. У них было 3 дочери и 1 сын – Петр Федорович, отец Любови Орловой. Он принадлежал к дворянству Полтавской губернии. Мать Орловой, Евгения Сухотина, происходила из старинного дворянского рода и состояла в родстве с Львом Толстым (ее дядя был женат на его старшей дочери).
Однако точных сведений о дальних предках Орловой не существует. По одним предположениям, ее род происходил от младшего брата Григория Орлова Федора, по другим – появился позже и не имел с ними ничего общего, так как прадед актрисы был военным врачом, рожденным в семье священника. В любом случае, о своем дворянском детстве Любовь Орлова предпочитала в советские времена не упоминать. В анкете в графе «происхождение» она писала: «Из служащих».
В наше время нередко появляются публикации, в которых утверждается, что своим стремительным взлетом в карьере Любовь Орлова была обязана Сталину, благоволившему актрисе, и своему мужу, режиссеру Григорию Александрову. Завистники и недоброжелатели были уверены в том, что актриса была любовницей Сталина. Однако согласно официальной версии, Орлова виделась с ним всего один раз – во время торжественного приема по случаю награждения деятелей искусства. И эту возможность актриса использовала для того, чтобы узнать о судьбе своего первого мужа – Андрея Берзина, бывшего заместителя Наркома земледелия. С тех пор как его арестовали, она ничего о нем не слышала. Тогда Орлова узнала, что он жив и находится в ссылке.
В некоторых публикациях говорится, что режиссер и актриса на самом деле никогда не были мужем и женой, и что их брак был своего рода взаимовыгодным партнерством, где оба были заинтересованы друг в друге исключительно из карьерных соображений. Однако в таком случае их брак вряд ли бы продержался 42 года! При этом оба не уставали благодарить друг друга за годы, проведенные вместе, и постоянно писали записки с признаниями в любви.
Казалось бы, безусловным фактом является то, что Любовь Орлова была одной из первых красавиц советского кино, но и это утверждение неоднократно оспаривается в наши дни. Говорят, образ вечно молодой богини экрана – дело рук самой Орловой и ее мужа, один из главных мифов, созданных супругами.
Наверное, самый распространенный миф об Орловой – то, что она одной из первых прибегла к помощи пластических хирургов и сделала за границей чуть ли не десяток операций. Биограф актрисы Михаил Куницын пишет: « В фильме «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949) мы еще видим лицо Орловой до пластических операций. В 60-е годы она обратилась к услугам эстетической медицины. Да, она действительно делала пластику. Но не так много, как про нее рассказывают, и не за счет Чаплина (это еще один миф). И вообще, не за границей, а на родине. У нее, видимо, была одна круговая подтяжка и одна пластика век. Это то, что удалось доподлинно установить. Мало того, Орлова пользовалась простыми кремами фабрики «Свобода», она их очень любила, сама их с чем-то смешивала… Для нее было очень важно следить за собой. В своем спектакле «Милый лжец» Орлова со сцены произносила слова: «И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!» Такой вот была и сама Любовь Петровна ».
В свою очередь муж актрисы заботился о том, чтобы в кадре она всегда выглядела эффектно. Черно-белая съемка в мягком свете была максимально выгодна для внешности, Орлову снимали под определенными углами и с подсветкой снизу – так сглаживались морщины, и теней на лице было минимум. Любительских фотоснимков звезда всегда старалась избегать, особенно в зрелом возрасте. Александров «лепил» из нее кинодиву по образу Марлен Дитрих, с которой виделся во время своих поездок за границу, и превратил брюнетку Орлову в ослепительную блондинку.
Одной из самых сильных фобий актрисы был страх старости. Когда в 1972 г. ей исполнилось 70 лет, она лично обратилась к партийному руководству с просьбой не упоминать в прессе ее возраст. И эта просьба была выполнена! А спустя 2 года Орлова после долгой паузы снялась в фильме «Скворец и Лира», где играла 25-летнюю героиню. Однако на этот раз, несмотря на все усилия съемочной группы, ее возраст на экранах скрыть не удалось. И острословы тут же переименовали этот фильм в «Склероз и климакс».
Сегодня о ней говорят, что лучшая сыгранная ею роль – это роль самой себя. Наверное, это действительно было так, и она всю жизнь существовала между мифом и реальностью, но ведь без этого бы и не родилась легенда…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Любовь Орлова и Григорий Александров в кадре и за кадром: Что скрывалось за фасадом идеального брака
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свой первый фильм в качестве режиссера Григорий Александров снял в 1933 г. Это была музыкальная комедия «Веселые ребята». С главным героем проблем не было – режиссер изначально знал, что его сыграет Леонид Утесов. А вот героиню долго не могли найти. Его ассистент пригласил на пробы Любовь Орлову. Александров при первой встрече даже не обратил на нее внимания, а она запомнила этот момент навсегда: « Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено ». Ему было 30 лет, ей – 31. Оба на тот момент уже успели побывать в браке и развестись.
Кто-то посоветовал режиссеру посетить музыкальный театр при МХАТе, и актриса, на которую он не обратил внимания на кинопробах, поразила его на сцене театра – на тот момент Орлова блистала в спектакле «Перикола». В тот же вечер они познакомились, и Александров определился с выбором главной героини «Веселых ребят». Правда, его выбор не всем был понятен – 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Говорят, увидев ее, Утесов спросил: « Где ты нашел эту старую калошу? » А режиссер уменьшил количество эпизодов с Утесовым и изменил сценарий в пользу актрисы. С тех пор Орлова и Утесов друг друга недолюбливали. Во время съемок фильма начался ее роман с Александровым, а после окончания работы они поженились. Многие считали, что для Орловой это был брак по расчету – она понимала, что режиссер сделает ее звездой.
Как режиссер Александров окружил Орлову невероятным вниманием – он ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определил точки, с которых камеры не должны были к ней приближаться – чтобы в кадре она представала в самых выгодных ракурсах. Многие ставили ему это в укор. Сергей Эйзенштейн долго не относился всерьез к творчеству своего ученика Александрова, и после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками». Во всех фильмах мужа она действительно не только исполняла главные роли, но еще и пела и танцевала.
В 1947 г. на Венецианском кинофестивале Любовь Орлова получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Весна». В те времена это было большой редкостью. Орлову и Александрова называли единственной советской супружеской парой, которая могла свободно выезжать за границу – очевидно, руководство полагалось на то, что именно они могут улучшить имидж страны за рубежом. Орлова свободно говорила на французском и немецком языках, умела себя вести на светских раутах и официальных приемах и ни в чем не уступала зарубежным кинозвездам.
Любовь Орлова и Григорий Александров были самой известной парой советского кинематографа 1930-1940-х гг. Они всегда приковывали к себе внимание, им завидовали, их успех раздражал, что порождало множество сплетен. Говорили, что режиссер позволял себе романы «на стороне», хотя эти слухи не нашли подтверждения. Ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, когда он бывал за границей еще до встречи с женой. Говорили также, что режиссер «лепил» из брюнетки Орловой ослепительную блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом.
Но большинство биографов уверено: единственным в их жизни был далеко не любовный треугольник – Орлова стала любимой актрисой Сталина, а Александров не пользовался его благосклонностью, хотя тот и покровительствовал его творчеству. Ходила легенда, очевидно, имевшая под собой реальные основания: однажды Сталин как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он обидит Орлову и с ее головы упадет хоть один волосок – обидчика расстреляют. В середине 1952 г. был арестован сын режиссера от первого брака Дуглас (названный так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фербенкса). Но в 1953 г. Сталин скончался, и вскоре после этого Дугласа освободили.
Когда у Орловой ее родственница однажды спросила, почему она почти не снималась у других режиссеров, актриса ответила: « Ну представь себе: подготовительный период, потом экспедиция, озвучание – это получается целый год, а то и более без Гришеньки! Нет, это невозможно! » Она всю жизнь хранила все его записки, даже такие как «Буду в 6». Каждый Новый год они встречали вдвоем на даче во Внуково – это стало многолетней традицией.
Многие удивлялись, почему у этой красивой и крепкой пары не было детей. Александров объяснял это тем, что супруга сначала не хотела, а потом – не могла. Орлова отшучивалась, что у нее уже есть сын – это ее Гришечка. Многих поражало то, что супруги спали в разных спальнях, называли друг друга на «вы», что Орлова появлялась перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем. Это породило слухи о том, что их брак – фиктивный, хотя на самом деле это было не так.
Конечно, многие сомневались в том, что их брак был таким же образцово-показательным, каким выглядел со стороны. Были и те, кто утверждал, что обоим был просто выгоден этот союз в карьерном плане. Ее обвиняли в том, что она была любовницей Сталина, его подозревали в нетрадиционной ориентации – каких только домыслов не порождал этот союз! Но все сложные периоды в жизни они помогали друг другу преодолеть – так, в конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотреблять алкоголем, но Александрову удалось спасти ее от этой пагубной привычки – он пригрозил ей окончанием кинокарьеры.
В середине 1950-х гг. в жизни пары начался еще один сложный период. Обоим уже было за 50, у обоих времена невероятной популярности остались позади. Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Его новые работы были далеки от успеха фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и «Волга-Волга». Возраст брал свое, и постепенно роли Орловой в театре начали отдавать молодым актрисам. Ее последней попыткой напомнить о себе зрителю стал фильм Александрова «Скворец и Лира», который злые языки тут же переименовали в «Склероз и климакс» – 70-летняя Орлова в нем играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно. Но и в этот период они поддержали друг друга.
В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась – у нее был рак поджелудочной железы. Супруг пережил ее почти на 9 лет. Вместе они провели 42 года – может, их брак не был идеальным, но вряд ли фиктивный союз продержался бы так долго. Через некоторое время после ухода актрисы умер сын Александрова Дуглас, а вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на его вдове Галине. Но на самом деле она стала для него медсестрой и помощницей по хозяйству, а режиссер позаботился о том, чтобы у него остался законный наследник.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: