актриса мариэтта капнист советская
Мария Капнист
Мариэтта Капнист-Серко, также известная как Мария Капнист, родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге
Мариэтта была пятым и последним ребёнком в семье.
До семи лет Мариэтта жила в Петербурге в семейном особняке на Английской набережной. После Октябрьской революции семья переехала в Судак. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат. Там же в 1921 году ее отца расстреляли. В тот же год скончалась сестра Елизавета. В 1926 году умер брат Василий, а Андрей после казни отца был вывезен в эмиграцию и его дальнейшая судьба осталась неизвестной.
Их дом в Судаке был разрушен. Оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде.
Однако в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запрещением жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.
Мария Капнист в молодости
Арест и заключение
27 августа 1941 года Капнист была арестована, а 6 июня 1942 года приговорена Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны».
Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой, с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге, где работала вместе с Татьяной Окуневской.
Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края.
11 октября 1951 года Капнист была арестована повторно, а 26 декабря 1951 года Красноярским крайсудом по обвинению в антисоветской агитации приговорена к 10 годах заключения. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария.
В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена (изначально её срок должен был закончиться в 1963 году).
В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления».
После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.
Мария Капнист в кино
Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь?» и потащил на съемочную площадку картины «Таврия», в которой она сыграла игуменью.
Мария Капнист в фильме «Таврия»
Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам.
Мария Капнист в фильме «Руслан и Людмила»
Мария Капнист в фильме «Бронзовая птица»
Мария Капнист в фильме «Цыган»
Мария Капнист в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура»
Стоит отметить сыгранную Марией Капнист главную роль в фантастической комедии Александра Майорова «Шанс», где она предстала в качестве великосветской дамы, княжны персидской Милицы Федоровны. Экранизация повести Кира Булычёва «Марсианское зелье» из цикла «Великий Гусляр». В середине XVII века казак по имени Алмаз Битый спас от смерти инопланетянина. В благодарность тот одарил землянина эликсиром молодости. Постоянно употребляя эликсир, Алмаз и его подруга Милица дожили до XX века. Настало время опять вернуть молодость, и Алмаз возвращается в город Великий Гусляр, где хранится тайное средство. Однако тайна оказалась раскрыта, и нескольким жителям города представился случай испытать на себе действие «марсианского зелья».
Мария Капнист в фильме «Шанс»
Мария Капнист часто давала благотворительные концерты. Она добилась возвращения из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.
Гибель Марии Капнист
Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской (Октябрьской ) больнице.
Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области. Из всех близких родственников Капнист до преклонных лет дожил только её брат Григорий, умерший в 1976 году в Ярославле.
В декабре 2007 года, при поддержке предводителя Харьковского дворянского собрания Алексея Иваницкого была создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов», которую возглавила дочь актрисы Радислава. 13 сентября 2014 года на доме № 13 на улице Василия Липковского к столетию со дня рождения торжественно открыта мемориальная доска актрисе. 15 ноября 2018 года Киевская городская Рада своим решением переименовала улицу Желябова в улицу Марии Капнист.
Личная жизнь Марии Капнист:
Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае.
После второго ареста матери дочь скиталась по детдомам. Позже Валентина Ивановна Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила.
Мария Капнист и дочь Радислава
Дочь Марии Капнист рассказывала: «Он единственный, кто помогал ей, рискуя, можно сказать, жизнью. Когда узнал о том, что родилась я, очень болезненно переживал, но все равно продолжал посылать передачи. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу. Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей. Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. И лишь когда все пассажиры разошлись, вручил букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил того, кого ждал». Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован».
Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца жизни. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их.
Мария Капнист и Георгий Холодовский
Фильмография Марии Капнист:
последнее обновление информации: 17.03.2020
Графиня из Ленинграда, ставшая актрисой и ее тяжелая судьба: Мария Капнист. Фото и фильм целиком
Графиня из Ленинграда, ставшая актрисой и ее тяжелая судьба: Мария Капнист.
«Википедия»: «Мари́я Ростисла́вовна Капни́ст, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капни́ст-Серко́; 9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября1993, Киев) — советская и украинская актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1988)[4]».
«Только в 1984 году в фантастическом фильме «Шанс» Мария играет Милицу, подругу главного героя. По ее воспоминаниям сюжет позволил сыграть одну их дальних родственниц»
«Мария Ростиславовна: « Мою тетю убили на моих глазах. Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее». Я закричала: «Вы не можете! У вас нет приказа!»
««26, почти 27 лет я была в заключении. Там такое кино было, что такого уже не снять!»
«КАПНИСТ МАРИЯ РОСТИСЛАВОВНА
МАРИЕТТА КАПНИСТ-СЕРКО
Родилась 22 марта 1914 года в Санкт-Петербурге.
Закончила студию Ленинградского драматического театра им. А.С. Пушкина (1934).
Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом.
После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства.
Она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста.
Заслуженная артистка Украинской ССР (1988).
«В огне не горит» — написано на гербе Капнистов. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков.
Актриса переходила дорогу и попала под колеса автомобиля. 25 октября 1993 года она скончалась в больнице Киева от осложнений (лечила травмы и простудилась). Похоронена в селе Большая Обуховка, Миргородский район (Полтавская область, Украина)окрестность Больших Сорочинцев и Диканьки. Большая Обуховка — родовое имение поэта В.В. Капниста. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище.
Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм «Мария Капнист. Три мира» (1989).
13 сентября 2014 года на доме № 13 на улице Василия Липковскогов Киеве к столетию со дня рождения торжественно открыта мемориальная доска актрисе.
В 2014 году издана постовая марка Украины к 100-летию со дня рождения».
Цитата из «Мастера и Маргариты» точно характеризует судьбу Марии Капнист, наследницы графского рода: » Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его» («Мастер и Маргарита»).
Революция разрушила всё
Жизнь Мариэтты Капнист началась в 1914 году в особняке на Английской набережной Санкт-Петербурга. В 1917 большой семье удалось убежать от революционных событий в родовое имение в крымском Судаке. Однако в 1921 году с приходом на полуостров Советской власти отца и его сестру расстреляли. Старшая дочь Елизавета умерла от инфаркта, узнав о гибели членов семьи в возрасте 15 лет. Брат Миры Василий умер в 1922 году. Судьба младших Григория и Андрея, которых удалось отправить за границу, неизвестна.
Мать, Анастасию Капнист, и Миру спасли от гонений крымские татары, отправив их с полуострова в национальной одежде.
Встреча с театром в ЛенинградеАртистический талант девочки отмечали еще в раннем детстве. Добравшись до Ленинград в 1930 году, она поступила в театральный институт, где ей прочили большое будущее. За дворянское прошлое девушку выслали в 1934 году из северной столицы, Мира не успела получить диплом.
Годы, «украденные» лагерямиОстановившись в Киеве, Мариэтта выучилась на бухгалтера и несколько лет работала по специальности, пока ее не арестовали в 1941 году. В заключении ее лишили настоящего имени, заставив именоваться Марией. Вменив 58 статью, девушку отправили в казахстанские лагеря на работу в шахты. С этих пор Капнист приобрела клаустрофобию (боязнь замкнутого пространства).
Непосильные работы не сломили внутренний стержень будущей актрисы. В жутких условиях судьба ее свела с Анной Тимиревой (любимой женщиной Колчака). Вместе они в бараке по вечерам устраивали для «подруг по несчастью» спектакли.Во время страшного пожара Миру спас заключенный Ян Волконский, давно влюбленный в нее. От него она родила дочь Радиславу. Отбыв заключение «от звонка до звонка» в 1949 году Мария Капнист попала на поселение. Малышку пришлось отдать в детсад, где воспитательница ее била, как дочь врага народа. Узнав об этом, Мария поколотила обидчицу, за что тут же была арестована. Ей дали новый срок 10 лет, а девочку отправили в детдом.
Спасла их обеих подруга по лагерю Валентина Базавлук. Она освободилась значительно раньше Марии. С большим трудом она разыскала девочку и удочерила ее, а затем после смерти Сталина добилась оправдания Капнист в 1956 году.Все они встретились на Украине. Матери пришлось долго восстанавливать отношения с дочерью, так как та считала мамой совсем другую женщину.Все годы заключения Марию Капнист ждал друг детства и юности Георгий Холодовский, который отправлял ей посылки, выезжая каждый раз из столицы в область, чтобы «не засветиться».
Кинокарьера, начавшаяся после 40 лет
После освобождения в возрасте 42 лет Марии пришлось работать дворником. Об артистической деятельности оставалось только мечтать. Однажды возле кинотеатра ее случайно заметил молодой режиссер Юрий Лысенко. Внешность женщины ему показалась идеальной для роли игуменьи в своём фильме.
Потерявшая красоту за долгие лагерные годы, Капнист не утратила внутреннего благородства и любви. Она понимала, что других ролей, кроме старух, монахинь и ведьм, ей не достанется, и среди близких сама себя величала Ведьмочкой. Но насколько убедительна Наина из «Руслана и Людмилы» или старуха Изергиль в «Табор уходит в небо»! На счету Марии Капнист более 70 картин. Во многих из них роль занимает несколько минут и даже секунд и не указана в титрах. Неистребимое желание играть, заниматься творчеством не позволяло актрисе отказываться даже от мизерных эпизодов. Крупные роли просто не давали.
Только в 1984 году в фантастическом фильме «Шанс» Мария играет Милицу, подругу главного героя. По ее воспоминаниям сюжет позволил сыграть одну их дальних родственниц.
Снималась актриса до последних дней жизни. Она успела отпраздновать 80-летний юбилей. Последние 2 фильма вышли уже после гибели.Клаустрофобия, полученная в лагерях, оказалась роковой. Мария Капнист никогда не спускалась в подземные переходы. В начале октября ей понадобилось перейти одну из главных улиц Киева – проспект Победы по пути на работу. Ее сбила машина. Через 2 недели Капнист скончалась в больнице. Дочь Радислава вспоминает, отпевал мать во Владимирском соборе сам митрополит».
https://zen.yandex.ru/media/id/5b3bc2a6d8c4f600a8ba706f/iz-krasotki-v-staruhu-mariia-kapnist-gody-ukradennye-lageriami-5e7ce85af62a6d74e5018487
И, наконец, еще одна статья с фотографиями.
Мария Ростиславовна: «Когда появилась “чрезвычайка”, было вывешено объявление: всем дворянам, титулованным особам прийти в ГПУ, иначе расстрел. Когда отца спросили: «Ты пойдешь?» — он ответил: «Я не трус». «Я умоляю, папа, не ходи!» Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил.Папа вернулся поздно вечером, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли. »
Самая суровая старуха советского кино: страшная и яркая жизнь Марии Капнист
«Бронзовая птица» – фильм, в котором пионеры юного ещё СССР распутывали детективную задачку, – был невероятно популярен у советских детей и подростков. Юными сыщиками кинематограф и литература тогда не баловали: какие-такие преступления могут расследовать дети, которым построили самое беззаботное детство? А примерить если не на себя, то на сверстника роль детектива, конечно же, хотелось.
Дорожка главных героев в этом фильме идёт в старую графскую усадьбу. Там живёт пожилая женщина. Ни один из советских зрителей, глядя на сцены с её участием, не догадывался – если не знал заранее – что эта женщина действительно, что называется, «из бывших». Притом графиня. В точности, как в фильме звали её героиню-экономку. То была Мария Капнист. Бывшая узница ГУЛАГа, ставшая узнаваемой и уважаемой актрисой.
Самые яркие, быть может, работы Марии Ростиславовны – старуха Изергиль из экранизации Горького, другая, безымянная цыганка из саги о Будулае, и сеньора Солано в «Сердцах трёх». А в картине «Новые приключения Янки при дворе короля Артура» она умудрилась сыграть сразу троих персонажей: Фатум, рыцаря и игуменью!
Её откровенно брали на роли, где требовалось лицо грубое, даже пугающее и – полное внутренней силы. Но когда Мария Ростиславовна слышала, как характеризуют её внешность, замечала: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели. »
А в молодости была она девушкой красоты необыкновенной. Увы, жизнь в ГУЛАГе буквально перелепила её лицо.
Ученица Шаляпина
Графский титул греческая семья Капнисси, ставшая потом Капнистами, получила ещё в самом начале восемнадцатого века и не в России. Несколько поколений семьи служили венецианским дожам. За это и вознаградили. Через девять лет после обретения титула внук первого графа Капнисси приехал с семьёй в царство Петра Алексеевича. Здесь Капнисси и превратились в Капнистов. За службу уже новому господину семье пожаловали обширные земли на территории нынешней Украины. Так что род из греческого стал украинским.
Сама Мариэтта, так изначально звали Марию Ростиславовну, родилась в Петербурге. Ей не повезло сделать это в 1914 году. Через несколько месяцев началась Первая Мировая война. Впрочем, начало жизни казалось обещающим. Роскошный особняк на Английской набережной. Отец довольно вольных и прогрессивных взглядов. Мать – представительница старого казацкого рода, свободно говорившая чуть на восемнадцати языках. В дом был вхож Фёдор Шаляпин.
Позже сложится легенда, что актёрскому мастерству ещё в Петербурге начал учить Марию Капнист именно он.
На самом деле, в Петербурге Мариэтта жила только до исхода 1917 года. Её отец довольно долго помогал большевикам – ввозил газету «Искра», горел идеями социального равенства и справедливости. Но две революции подряд его разочаровали тем, что стало твориться на улицах. Вообще большевики взяли на службу многих «бывших». Предполагалось, что перековать можно любого, а образованных как следует людей из недворянского круга было очень мало. Но Капнист практически сразу предпочёл уехать с семьёй в Крым. Там у него тоже стоял роскошный особняк.
Крым не навсегда
В двадцать первом году Крым стал советским. Поскольку только что он был последним оплотом сопротивляющихся контрреволюционеров, куда стеклось множество дворян, пришедшая власть принялась жестоко зачищать территорию. Ростислава Капниста расстреляли. У его старшей дочери от переживаний буквально остановилось сердце. Младшая дочь много дней пряталась с мамой по балкам-оврагам, пока усадьбу громили и грабили. Главное – сами остались целы. Но после казни отца Мариэтта была полна ненависти к новой власти.
Учиться она пошла в обычную школу, где на майские праздники выпускали стенгазеты, высмеивающие буржуев. Вообще слово «буржуй» было искажением «буржуа», французского слова для обозначения мещанства, то есть обычных городских обывателей, не зарабатывающих на жизнь тяжёлым ручным трудом. Но послереволюционный «буржуй» охватил и предпринимателей, и дворянство. Так что, выходит, девочка-буржуйка много лет помогала оформлять стенгазеты, направленные против неё же самой.
Смерть отца научила скрытности, но подростковый возраст взял своё. В двадцать девятом году Мариэтта не нашла ничего лучше, чем на уроке выпалить: «Никогда коммунистом не будет Капнист!»
Это учительница предложила подросткам найти рифму к слову «коммунист». Мать Марии, Анастасия, спасла её и спаслась сама тогда чудом. Слух о том, что Капнистов сейчас арестуют, пробежал по городу быстро, как огонь по запальному фитилю. Местные крымские татары пришли к Анастасии и Мариэтте с одеждой: одевайтесь, мол, по-нашему, мы вас выведем! И вывели. Анастасия решила покинуть Крым вовсе и попытаться затеряться в столице. Точнее, в городе, который она по привычке считала столицей и который теперь назывался Ленинградом.
В Ленинграде повезло. Благодаря роману с самим Кировым, на который пошла Анастасия Капнист, чтобы спасти дочь, им удалось устроиться. Мариэтта закончила школу, поступила в театральный. Но отучилась лишь три года. Очередная волна зачисток от проникающих всюду, как предупреждала пресса, нежелательных элементов заставила её расстаться с мечтой о театральном институте. Капнистам запретили жить в Ленинграде. Официально.
Восемнадцать лет ГУЛАГа
Мариэтта уехала на родину матери – конечно, вместе с матерью. Они нашли себе в Киеве жильё, работу, учёбу. Запретив себе вообще как-либо оказываться видной, видимой, Мариэтта пошла учиться в финансово-экономический техникум. Стала бухгалтером. Поработав в Киеве, переехала в Батуми – и там тоже пропадала в кабинете среди бумаг. Самые незаметные люди – бухгалтера.
Ничто не помогло. С началом Великой Отечественной немедленно развернулась антишпионская истерия. Девушка с иностранной фамилией, с дворянским происхождением немедленно попала под раздачу. Её арестовали в августе сорок первого, а в сорок втором вынесли приговор: восемь лет исправительно-трудовых. Сначала она угодила в Карлаг, в один барак с поэтессой Анной Тимиревой. Они потом дружили много лет, пока Анна не умерла. После Карлага был Степлаг. Там познакомилась с актрисой Татьяной Окуневской.
Самое приятное общество, как шутил кто-то, в те времена было именно в лагерных бараках.
В лагере же Мариэтта нашла свою любовь. Сошлась с интеллигентным польским инженером – Яном Волконским. Его потом расстреляли, но, конечно, совсем не за роман с Мариэттой. В лагерной больнице родила дочь Радиславу. Назвала её в честь героини Горького. Кто бы мог подумать, что много лет спустя сама Мариэтта побудет немного Изергиль – другой героиней Горького!
Когда начальство узнало, что Мариэтта беременна, начались издевательства – как и у многих других заключённых, у неё пытались вызвать выкидыш. Обливали холодной водой, пугали. Но Радиславе была судьба родиться. Она и родилась. Только имя ей записали, волей ли матери или начальства, «нормальное», русское – Олеговна.
Удивительно, но других беременностей у Марии в лагере – где сексуальные злоупотребления откровенно процветали – не было. Она вспомнила старый способ отваживать чужой интерес: втирала в кожу угольную пыль. От этого кожа не просто темнела – она начинала выглядеть странной, отталкивающей, какой-то нечеловеческой. Пыль надолго въелась в поры. Даже после освобождения отмылась-отскреблась не сразу.
В 1950 году Капнист вроде как отпустили, но свободе довелось радоваться недолго. Уже через год был новый арест. Дочь отобрали и увезли в детдом, а Мариэтта получила новый срок, десятилетний. За антисоветскую агитацию. Дочь Радислава рассказывала, что это случилось из-за неё. Чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь, Капнист сразу после освобождения отдала малышку в ясли. А потом увидела, как воспитательница награждает девочку тумаками: «Я из тебя выбью врага народа!» – и сама бросилась с кулаками. Воспитательница в садике возле лагеря, конечно же, оказалась женой сотрудника НКВД.
На суде произошёл сводящий с ума диалог. Судья поправил Мариэтту, когда она назвала своё имя: Мариэтта. Это же уменьшительное от Марии, пишем «Мария», настаивал суд. Разговор шёл по кругу довольно долго, пока Капнист не сдалась. Так она превратилась в Марию. А на ГУЛАГ ей предстояло отдать в общей сумме восемнадцать лет жизни.
Удача по имени Валентина
Никогда, может быть, не увидеть дочь. Никогда, может быть, не покинуть ГУЛАГ – получать всё новые сроки. Никогда, может быть, не одеться в яркой, лёгкое, трепещущее на ветру. Всё это казалось слишком реальным в тот момент. Но Мариэтте повезло познакомиться в лагере с украинкой Валентиной Базавлук.
Этой энергичной женщине предстояло вот-вот выйти на свободу. Капнист умолила её присмотреть за Радиславой на воле. И Базавлук присмотрела, ещё как! Она добилась перевода девочки сначала в Харьков, где жила после освобождения сама, а потом – удочерения. Так у Радиславы стало две мамы. Но на этом Валентина не закончила.
Она добралась до Микояна, и дело Капнист пересмотрели. Её выпустили на волю гораздо раньше намеченного срока, а вскоре ещё и реабилитировали за отсутствием состава преступления. При Хрущёве это было сделать намного проще, чем при Сталине. Реабилитации добивались тысячи. тысячи доживших. Кроме этого, Радиславе, давно записанной на другую фамилию, Базавлук смогла официально восстановить родную – Капнист.
Радислава родную мать долго не признавала. Марии пришлось смириться с этим. Она устроилась дворничихой, но страстно мечтала о сцене. Иссушенная лагерем, отдавшая чуть не все сорок четыре года жизни борьбе за выживание, на что она могла надеяться? Когда её, освобождённую, ждал на вокзале с цветами лучший друг детства, первый возлюбленный в юности – и не просто не узнал, а испугался, поняв, что это она, – всё, казалось, стало ясным теперь о возможностях, которые навсегда упущены.
Там, на вокзале, она оттолкнула бросившегося к ней после заминки друга и побежала по перрону. Куда угодно прочь. Можно даже под поезд. Он еле догнал её. Не для того годами слал передачки, чтобы теперь она просто взяла и лишилась поддержки из-за его минутного шока! Этот друг – она звала его детским прозвищем Юл – ещё долго помогал ей. И всё же он был воплощением утраченных возможностей.
Но она в лагере научилась многим разным вещам, а разучилась одного – бояться. Быть на виду больше не боялась. Входить в клетку с тиграми – как потом будут удивляться режиссёры – не боялась. Выглядеть смешной, кричащих мужчин. Она боялась на белом свете только одной вещи – быть под землёй. Тяжёлые воспоминания о лагере.
Женщина из прошлого
Мария Ростиславовна начала сниматься. Конечно, в эпизодах – куда ещё с такой, как считалось, некиношной внешностью? С дочерью потихоньку поддерживала и налаживала контакт. За несколько лет они смогли сблизиться. А карьера в кино складывалась всё удачнее и удачнее. Поворотной картиной стала «Руслан и Людмила» Птушко. Капнист отобрали на роль Наины, злокозненной волшебницы. Справилась она с ролью так блестяще, что Птушко стал раздумывать, какой бы ещё фильм снять – непременно с ней. Но, увы, экранизация пушкинской поэмы стала его последней лентой. Зато Капнист узнавали на улице: вон, мол, Наина идёт.
Первые же гонорары пошли на что-то, казалось, совсем несуразное. Яркие шарфики, пёстрые бусы. Капнист вертела на голове совершенно несоветские тюрбаны. Надевала что-то летучее, яркое вместо нормальных, по возрасту (как тогда это представляли), платьев. Появлялась на съёмочной площадке с пышным букетом в руках. Словно вдруг из нулевых перенеслась – из подвальчиков, где собирались поэтессы и артистки.
Умерла она в неполные восемьдесят лет. Нет, дело было не в том, что лагерь подорвал её здоровье – хотя, конечно, подорвал. После ГУЛАГа в ужас её могло ввергнуть только одно: необходимость оказаться где-то под землёй. В результате Мария Ростиславовна избегала подземных переходов как огня. Доходила до наземного или просто перебегала улицу, если наземный был далеко.
В девяносто третьем актрису привезли на «Скорой» в реанимацию. При попытке перебежать улицу возле киностудии Довженко её сбила машина. Врачи несколько дней боролись за её жизнь, но Капнист умерла на больничной койке.