актриса на грани миров
«На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции
В мае 2018 года на 71-м Каннском международном кинофестивале вторую по значимости премию – «Особый взгляд», получила шведско-датская картина «На границе миров», снятая молодым режиссёром иранского происхождения – Али Аббаси. Это фэнтези, которому был присвоен рейтинг «18+», Швеция также выдвинула на «Оскар 2019» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И хотя в итоге «На границе миров» посоревнуется только за лучший грим и причёски, фильм однозначно заслуживает внимания.
Жанр фильма «На границе миров» чаще всего определяют как фэнтези, но на самом деле он намного шире: это и триллер, и детектив, и даже социальная драма. Не говоря уже о возрастных ограничениях к просмотру, которые объясняются сразу несколькими причинами. Через полгода после премьеры на Каннском кинофестивале картина вышла в прокат, и только в США собрала более 770 тысяч долларов, что является неплохим показателем, учитывая все особенности фильма. Но всё же «На границе миров» ждёт не столько кассовый успех, сколько прямой путь к культовому статусу и эпитетам наподобие «самый странный», «магический», «шокирующий», «самый неожиданный».
С другой стороны, очень многие называют фильм отталкивающим и мерзким, даже бредовым. Несмотря на то, что сам режиссёр определяет «На границе миров» как «очень европейский фильм», он существенно выделяется на общем фоне, а главное – вызывает эмоции, заставляет задуматься. Что же делает картину такой особенной?
Шведский Стивен Кинг
В основу сценария фильма положен одноимённый рассказ (в оригинале, как и фильм, он называется «Граница») шведского мастера хоррора – Юна Айвиде Линдквиста. Он наиболее всего известен благодаря своему дебютному роману о вампирах – «Впусти меня» (2004), который экранизировался дважды: шведами («Впусти меня», Томас Альфредсон, 2008) и американцами («Впусти меня. Сага», Мэтт Ривз, 2008). Линдквист принимал участие в адаптации романа к обоим фильмам, и «На границе миров» исключением не стал.
В фильме очень явно просматриваются характерные черты творчества шведского писателя: мистическая атмосфера, соединение обычной жизни со сказочными мотивами, акцент на переживаниях человека или, что даже чаще, существа, наделённого человеческими эмоциями. Но именно в картине «На границе миров» есть ещё один пласт, развить который ему помог соавтор сценария, а также режиссёр – Али Аббаси.
Иранский странник
В 2002 году Али Аббаси бросил учёбу в Тегеранском политехническом университете и отправился в путешествие по Европе, после чего остался в Стокгольме, чтобы изучать архитектуру. В 2007 году он получил диплом бакалавра по архитектуре, а также параллельно занимался писательской деятельностью. Несколько из его рассказов были опубликованы. Однако впоследствии иранец избрал новый путь самовыражения – он поступил на факультет режиссуры в Датскую национальную киношколу.
Уже первый полнометражный фильм Аббаси – мистический триллер «Шелли» (2016) был представлен на Берлинском кинофестивале в номинации «Лучший дебют». Но его вторая работа – фэнтези «На границе миров» (2018) стала настоящим событием 71-го Каннского кинофестиваля и получила вторую по значимости награду – премию «Особый взгляд».
В этом фильме 37-летний Аббаси проявил себя не только как талантливый режиссёр, но и в полной мере реализовал своё мастерство писателя и сценариста. Ему самому, как эмигранту и представителю совершенно иной культуры, были очень близки проблемы ассимиляции, толерантности и прочие трудности существования на границе миров. Поэтому сотрудничество иранского странника Аббаси со шведским мастером хоррора Линдквистом получилось удивительно продуктивным и гармоничным.
Жизнь на границе миров
В центре повествования фильма «На границе миров» находится Тина (Ева Меландер) – женщина неопределённого возраста, работающая на таможне в шведской пограничной службе. У неё очень необычная внешность: грубые черты лица, которое напоминает львиную морду (некоторые зрители отметили сходство с Александром Реввой, а позже раскрывается даже одна интересная созвучность), волосы напоминают паклю, зубы кривые и коричневые, фигура тоже очень далека от совершенства. И хотя толерантные шведы, за исключением некоторых инцидентов, как будто бы не обращают на это внимание, Тину явно тяготит человеческое общество. По-настоящему счастливой она становится только в лесу, босиком прогуливаясь среди высоких деревьев и животных, наблюдая за насекомыми.
Тина также обладает одной удивительной способностью, невидимой взору – она ощущает запах стыда, вины, гнева и прочих эмоций. В буквальном смысле слова принюхиваясь к людям, проходящим через таможню, она может легко определить нарушителя, будь то подросток, пытающийся провезти алкоголь, или солидный семьянин с детской порнографией.
Но если абстрагироваться от этих двух особенностей, Тина ведёт обычную жизнь шведской фрекен: живёт с парнем-бездельником, правда, платонически, проведывает в доме престарелых отца, который не всегда её узнаёт, дружит с соседями, ходит по магазинам.
Но всё необратимо меняется, когда через таможню проходит мужчина по имени Вуре (Ээро Милонофф). Внешне он удивительно похож на Тину, даже так же сильно любит природу. Постепенно сближаясь с незнакомцем, запах которого так её манит, главная героиня откроет удивительную правду о себе и об окружающем мире. И этот путь к своей сущности будет очень болезненным, преисполненным сложных решений и неразрешимых вопросов. Пройти его вместе с главными героями авторы фильма «На границе миров» предлагают и зрителям.
В картине очень много неожиданных поворотов сюжета, неоднозначных и красивых сцен. Фэнтезийные и мистические сюжетные линии будут переплетаться с детективными ходами и сценами из повседневной жизни. Всё это подчёркивает пограничную, во всех значениях слова, особенность повествования. Подкрепляет её также очень подвижная, почти «догмианская» манера съёмки и минималистические музыкальные композиции.
Но «На границе миров» это не просто атмосферная сказка, в первую очередь «в ней намёк». Фильм поднимает очень многие сложные вопросы: что такое красота, кто является настоящим монстром, что делает нас людьми, что определяет наше место в мире? Авторы не дают однозначных ответов. Более того, отличная игра Евы Меландер и Ээро Милоноффа вносит ещё больше неоднозначности, они то балансируют на краях разных миров, то сливаются на их границе. И каждый из героев примёт своё непростое решение, заплатив соответствующую цену, ведь именно так и бывает в реальной жизни.