актриса пилявская биография личная жизнь
Польская аристократка советского кино: как спасали от репрессий дочь «врага народа» Софью Пилявскую
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Софья родилась 17 мая 1911 г. в семье польского дворянина Станислава Пилявского, сосланного в Красноярск за участие в марксистском кружке. Согласно традициям католических дворянских семей, девочку крестили тремя именами: Софья Аделаида Антуанетта, но впоследствии все близкие называли ее Зосей. Будучи единомышленником Ленина, в 1917 г. отец уехал в Петроград помогать ему в подготовке революции, позже семья отправилась вслед за ним. Он стал крупным партийным чиновником, и какое-то время их жизнь была безбедной.
Театром Зося увлеклась еще в 4-м классе: она ставила спектакли в школе, а позже удивлялась, как ее переводили из класса в класс – ведь ничем, кроме театра, она не интересовалась. Она занималась в кружке у Зинаиды Соколовой, сестры Станиславского, и с тех пор вся ее жизнь была посвящена МХАТу.
В Студии при МХАТе Софья познакомилась с актером Николаем Дорохиным, который вскоре стал ее мужем. Со своим отцом она его так и не успела познакомить. В назначенный день отец просто исчез, а на следующий день она узнала, что его арестовали. Узнав об этом, директор театра посоветовал ей написать заявление об уходе по собственному желанию. Но Станиславский порвал это заявление и не позволил девушке уйти,тем самым оградив ее от репрессий. «Очевидно, меня оставили в театре, не желая спорить со Станиславским», – говорила она.
Только много лет спустя актриса узнала о том, что ее отца расстреляли через два месяца после ареста. Ее брата уволили с работы, дочь отца от второго брака исключили из комсомола. Если бы не Станиславский, Софья Пилявская как «дочь врага народа» могла бы остаться без работы. Ее мужа не раз вызывали в НКВД и принуждали к сотрудничеству. Из-за этого в 33 года он перенес первый инфаркт, а от последнего в 48 лет он скончался.
Софья Пилявская теряла близких одного за другим. Во время войны погибли брат и сестра, затем умер муж, потом ушла из жизни мама. Актриса пережила мужа на 46 лет, но больше так и не вышла замуж, объясняя это тем, что «с ее Коленькой никто не сравнится».
Актриса посвятила свою жизнь театру и в кино снималась редко. Но на предложение Михаила Козакова сыграть в его фильме «Покровские ворота» ответила согласием. Режиссер рассказывал: «Я наметил на роль тетушки Костика именно Софью Станиславовну. Костик – интеллигент, приехавший в Москву, и тетушка его – настоящая московская интеллигентка. Ну, кто мог лучше Софьи Станиславовны Пилявской, с ее красотой (а она была красива до конца жизни), с ее безупречными манерами, с ее очарованием, сыграть эту роль? Она не просто ее потом сыграла. Если эта картина вообще существует, надо благодарить мне и всем нам Софью Станиславовну Пилявскую. Когда положение стало совершенно критическим… Я знаю хорошее отношение тогдашнего главы Гостелерадиофонда Сергея Лапина, всесильного чиновника, друга Брежнева, человека образованного, надо сказать, умного, но очень жесткого. У него чутье было, что можно, а что нельзя ставить и показывать. В общем, зная его хорошее отношение к мхатовским старикам, я говорю: «Софья Станиславовна, спасите меня, попросите приема у Сергея Георгиевича, он Вам не откажет, поговорите с ним, уговорите». Как теперь говорят, «уболтайте» его». И она это сделала».
В последние годы жизни она чувствовала себя очень одинокой и всеми забытой. В 1998 г. актриса сказала: «Я так не хотела дожить до столетия МХАТа. А вот дожила. Я так одинока». Ее не стало в 2000 г. МХАТу она отдала почти 70 лет своей жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Софья Пилявская
Софья Пилявская родилась 4 (17 по новому стилю) мая 1911 года в Красноярске, где находился в ссылке ее отец.
Крестили ее в Польше, она получила имя Софья Аделаида Антуанетта. Дома звали Зосей.
В 1931 году окончила драматический класс З.С. Соколовой.
Ученица К.С. Станиславского. Когда в 1937 году арестовали ее отца, ее спас Станиславский, отказавшись визировать заявление об уходе из театра, которое актрису в срочном порядке заставили написать в дирекции МХАТа.
Софья Пилявская в молодости
С началом войны МХАТ был эвакуирован в Саратов, актёры жили на первых порах прямо в здании Саратовского ТЮЗа, в ноябре 1942 года вернулись в Москву.
После разделения театра в 1987 году служила в МХАТе им. А. Чехова до 2000 года.
Театральные работы Софьи Пилявской в МХАТ им. М. Горького:
Театральные работы Софьи Пилявской в МХАТ им. А.П. Чехова:
С 1948 года начала сниматься в кино, дебютировав в фильме «Сталинградская битва».
Яркой стала роль Христины Падеры, министра продовольствия и лидера Партии националистов в драме «Заговор обречённых» режиссера Михаила Калатозова. За эту работу она была удостоена Сталинской премии второй степени.
Софья Пилявская в фильме «Заговор обречённых»
Позже сыграла заметные роли в картинах «Серебристая пыль» (Дорис Стил), «В начале века» (Вера Засулич), «На семи ветрах» (Долли Максимовна Петрова), «Всё остаётся людям» (Наталья Дмитриевна Дронова), «Прямая линия» (Зорич), «Анна Каренина» (графиня Вронская), «Живой труп» (Анна Дмитриевна Каренина), «Сибирячка» (Лидия Семёновна Одинцова), «Выстрел в спину» (Клавдия Ивановна).
Софья Пилявская в фильме «В начале века»
Как рассказывал Михаил Козаков, «Покровские ворота» вышли во многом благодаря Софье Пилявской. Она не только блестяще сыграла свою роль, но когда киношное руководство запретило картину, Софья Станиславовна пошла на прием к главе Гостелерадио СССР Сергею Лапину и смогла спасти фильм.
Софья Пилявская в фильме «Покровские ворота»
Автор мемуаров «По долгу памяти», которые были опубликованы в 1993 году.
Софья Пилявская скончалась 21 января 2000 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с мужем.
Личная жизнь Софьи Пилявской:
Муж актрисы имел больное сердце. Первый инфаркт перенес в 33 года. 31 декабря 1953-го они пошли отмечать Новый год к Ольге Книппер-Чеховой. Но на входе в квартиру Николай Дорохин оступился, сильно ударился головой о порог и через несколько часов умер.
Софья Пилявская и Николай Дорохин
Пилявская пережила мужа на 46 лет, замуж больше не выходила. Все эти годы она наряжала елку в ночь с 31 декабря на 1 января и встречала праздник одна.
Долгое время проживала в доме №5/7 по Глинищевскому переулку в Москве.
Фильмография Софьи Пилявской:
Награды и звания Софьи Пилявской:
Почему одна из самых красивых актрис провела в одиночестве 46 лет своей жизни: Софья Пилявская
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Софья Станиславовна Пилявская всю жизнь отдала театру, прослужив на сцене легендарного МХАТа без малого 70 лет. А любители кино запомнили актрису по роли тётушки Костика из фильма «Покровские ворота». У Софьи Пилявской была масса поклонников, и многие готовы были бросить к её ногам весь мир за один только благосклонный взгляд. Она же, оставшись одна в 42 года, отвергала любые ухаживания и откровенно тяготилась мужским вниманием.
Одна большая любовь
Они познакомились в театре. Софья Пилявская – блистательная красавица, польская аристократка, ученица Станиславского и дочь председателя Спецколлегии Верховного суда СССР. Николай Дорохин – талантливый и разноплановый актёр МХАТа, единственная любовь Софьи Пилявской, её верный друг и заботливый супруг.
Уже в самом начале супружеской жизни им пришлось пройти страшное испытание. В ноябре 1937 года арестовали отца Софьи, обвинив его в сотрудничестве с тремя разведками и объявив «врагом народа». Она была измучена неизвестностью о судьбе отца и клеймом «дочери врага народа». От её мужа тогда все вокруг даже не ждали, а требовали отречения от супруги и всей её семьи, публичного покаяния и сотрудничества с органами НКВД.
Он категорически не принял ни одно из требований. Когда он не отрёкся от жены, в органах стали заставлять его писать доносы на Софью Пилявскую. И прояви он слабину, напиши хоть одну строчку, то она тут же могла исчезнуть вслед за отцом в застенках. Николай Дорохин даже мысли не допускал о предательстве той, которую любил всем сердцем. В результате серьёзного стресса и тревоги о супруге Николай Дорохин в 33 года перенёс первый инфаркт.
В газетах клеймили отца Софьи, называли «матёрым хищником с волчьими глазами», «подлым изменником Родины», «врагом советского народа». Брата Софьи Станиславовны уволили с работы, а дочь отца, рождённую во втором браке, исключили из комсомола. Отца, по официальным данным, осудили на десять лет без права переписки. И лишь спустя почти 50 лет актриса узнала о том, что Станислав Пилявский был расстрелян 26 ноября 1937 года после пыток и истязаний.
Внезапная потеря
Софья Пилявская и Николай Дорохин относились друг к другу с трогательной нежностью и заботой. Даже день рождения они праздновали в один день, ведь она родилась 17 мая, а он – 18.
Актриса была очень дружна с Ольгой Книппер-Чеховой, вдовой Антона Павловича Чехова. Их отношения с полным правом можно было бы назвать родственными, поэтому традиционно Софья Пилявская и Николай Дорохин отправлялись встречать Новый год к Ольге Леонардовне. Незадолго до наступления 1954 года супруги появились на пороге квартиры Книппер-Чеховой, но внезапно Николаю Ивановичу стало плохо. За 20 минут до боя курантов актёра не стало. Второй инфаркт, настигший его в 48 лет, оказался смертельным.
Софья Станиславовна стала вдовой в 42 года. Она переживала своё горе молча, крепко стиснув зубы, пряча свою невыносимую боль за холодной сдержанностью. Николай Иванович был самым близким и дорогим для неё человеком и жизни без него она не могла представить даже в самом страшном сне. Об актрисе стала заботиться в то нелёгкое время мама, а сама она старалась, как могла, поддерживать родителей мужа, Ивана Кирилловича и Прасковью Андреевну.
Верность длиной почти в полвека
Софья Пилявская спасалась исключительно работой. Она продолжала играть в театре, правда, ролей там было немного, снималась в кино. Очень скоро после смерти Николая Дорохина она занялась преподавательской деятельностью в Школе-студии имени В. И. Немировича-Данченко. Она щедро делилась с молодежью секретами профессионального мастерства, а студенты души не чаяли в профессоре, ценили её тактичность, уважали за профессионализм и просто любили.
Софья Станиславовна, впрочем, отвечала им полной взаимностью. Ученики запросто заходили к ней на чай с угощениями, забегали спросить совета или просто поговорить обо всём на свете. И только в ночь с 31 декабря на 1 января её двери были закрыты для всех.
На протяжении 46 лет каждый Новый год актриса наряжала ёлку и оставалась одна. В память о любимом Коленьке, сравниться с которым не мог бы ни один мужчина в мире. Да она и не хотела сравнивать. Она просто не допускала мысли о том, что кто-то может оказаться с ней вместо человека, которого она продолжала любить даже после его ухода. В неё продолжали влюбляться мужчины, ей признавались в любви, предлагали руку и сердце. Но ничто не могло заставить Софью Пилявскую обратить внимание на другого мужчину. Её сердце было занято.
21 января 2000 года Софьи Пилявской не стало. Хочется верить, что там, в лучшем из миров она снова встретилась со своим Коленькой, чтоб никогда больше не разлучаться.
И в зрелом возрасте Софья Пилявская поражала своей несоветской красотой, благородной осанкой и аристократическим профилем. И только близкие актрисы знали, что она действительно имела дворянское происхождение, ее отец был расстрелян, а ее саму называли дочерью «врага народа». Она чудом избежала репрессий, но на ее долю выпало немало других испытаний.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Софья Пилявская
Биография
Детство и юность
Родители Софьи обвенчались в Санкт-Петербурге, где Станислав Пилявский учился на юридическом факультете университета. В российской столице появился на свет и старший брат актрисы, названный в честь отца. Софья родилась в мае 1911 года в Красноярске, куда сослали на вечное поселение ее папу.
Уже в 4 классе девочка всерьез увлеклась театром: сама ставила спектакли в школе и, по сути, ничем больше не.
У родителей будущей актрисы, друживших со ссыльным Авелем Енукидзе, в услужении находились кухарка, дворник и няня. Деньги «сибирякам поневоле» присылали мама, отчим отца и старшая сестра матери. Была у ссыльных и дача на берегу Енисея.
После рождения Софьи в Красноярск на год приезжала ее бабушка. Затем девочку отвезли в Польшу, где крестили тройным именем Софья Аделаида Антуанетта. Впрочем, актриса предпочитала, чтобы друзья и родные ее называли Зосей.
В младенчестве Соня переболела всеми детскими инфекциями, в 3 года — оспой, а в 7 (уже в Петрограде) — сыпным тифом. Однако девочка росла бойкой, и старший брат ее слушался. В детстве Пилявская дебютировала на сцене, сыграв Муху на подмостках красноярского театра.
Когда девочке было 5 лет, в родительском доме в качестве гостьи поселилась ссыльная Елена Смиттен, вместе с которой в конце 1916 года отец Сони и Стаса уехал в Петроград. Родители Пилявской разошлись, но остались друзьями. В 1917 году уже жившая в городе на Неве мать актрисы приютила и вылечила больную и беременную соперницу. Елена родила единокровную сестру Софьи и Станислава — Наташу.
В 1919 году, после ряда приключений, будущая актриса с матерью и братом поселились в коммунальной квартире в Москве. Пилявский-старший с молодой женой и новорожденной дочерью в это время жил в Кремле, в кельях Чудова монастыря. Мужчина дослужился до должности председателя специальной коллегии Верховного суда СССР, однако в 1937 году его расстреляли. От репрессий Софью спасло заступничество Константина Станиславского.
На актрису Пилявская выучилась в драматическом классе сестры Константина Сергеевича — Зинаиды Соколовой, куда поступила со второй попытки. В первый раз родственница Станиславского отвергла девушку из-за сильного польского акцента. Год Софья работала над произношением, и речь уроженки Красноярска стала безупречной.
Личная жизнь
Замуж актриса, отличавшаяся внешней красотой и царственной осанкой, вышла за коллегу по МХАТу Николая Дорохина. Супруг, праздновавший день рождения на день позже Софьи, обожал красавицу-жену. Увидев в музее статую Венеры, Николай воскликнул:
Однако личная жизнь Пилявской недолго была счастливой.
Муж Софьи Станиславовны скончался за полчаса до наступления Нового 1953 года в квартире Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, куда супруги пришли, чтобы отмечать праздник. Причиной смерти мужчины стал сердечный приступ. Больше Пилявская замуж не выходила, детей у актрисы не было.
Театр и фильмы
Репертуар Пилявской во МХАТе был очень широк — от Ночи в «Синей птице» Мориса Метерлинка до Маши в «Половчанских садах» Леонида Леонова, от миссис Чивли в «Идеальном муже» Оскара Уайльда до Бабки в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. И все же предпочитала Софья Станиславовна участвовать в постановках по произведениям русских классиков, особенно Антона Чехова. В комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» актриса в молодости играла свою тезку, а в пожилом возрасте — Хлестову.
Софья Пилявская и Николай Дорохин. Красивая сказка с грустным концом. Дни рождения они отмечали вместе: Зося родилась.
В кино Пилявская дебютировала в 1949 году, сыграв в фильме «Сталинградская битва» безымянную женщину с ребенком. Эта же лента стала последней в фильмографии мужа Софьи Станиславовны: Николай Дорохин исполнил роль Никиты Хрущева.
В пропагандистской ленте Михаила Калатозова «Заговор обреченных» актриса создала образ одного из руководителей антисоветского путча — министра продовольствия Христины Падеры. Фильм заканчивался поражением заговорщиков и словами руководителя компартии страны, где происходят события, — «Нас спас Иосиф Сталин!». Сценаристом обеих картин Пилявской выступал автор теории бесконфликтности в литературе Николай Вирта (настоящая фамилия — Карельский).
В ленте «В начале века», посвященной биографиям Владимира Ульянова-Ленина и его жены Надежды Крупской, Пилявская перевоплотилась в революционерку Веру Засулич. Фильм, действие которого происходило не только в Санкт-Петербурге, Женеве и Мюнхене, но и в родном для актрисы Красноярском крае, не упоминалось, что бывшая народница-террористка негативно отнеслась к Октябрьскому перевороту 1917 года, считая его контрреволюционным.
В кинокартинах «Доживем до понедельника» и «Горянка» Софье Станиславовне достались роли учительниц. Причем если в драме о судьбе дагестанской девушки, отказавшейся выходить замуж без любви, персонажа Пилявской зовут Вера Васильевна, то в ленте Станислава Ростоцкого героиня актрисы безымянна. За 6 лет до картины «Доживем до понедельника» артистка снялась в другом фильме Станислава Иосифовича «На семи ветрах».
Самая знаменитая роль Пилявской — Алиса Витальевна, тетушка главного героя Костика в 2-серийной лирической комедии Михаила Козакова «Покровские ворота».
За 17 лет до телефильма, рассказывающего о хитросплетении судеб обитателей московской коммуналки, актриса снялась в другой картине по произведению Леонида Зорина — киноповести Виктора Соколова «Друзья и годы», украшением которой стала музыка Вениамина Баснера.
Последнюю роль в кино Софья Станиславовна сыграла за полтора года до кончины. Старуха-кухарка в альманахе Дмитрия Брусникина и Зиновия Ройзмана «Чехов и Ко» в исполнении Пилявской вышла очень убедительной.
Смерть
В 1993 году Софья Станиславовна издала мемуары. Книга выходила под названиями «По долгу памяти» и «Грустная книга». В конце жизни актриса, в молодости дружившая с вдовами Антона Чехова и Михаила Булгакова, дружила с Наиной Ельциной.
Пилявская умерла 21 января в Кремлевской больнице. Могила актрисы находится на Новодевичьем кладбище Москвы.
Софья Пилявская: карьера в театре и кино, личная жизнь
17 мая 1911 – 20 января 2000 – годы жизни советской актрисы Софьи Станиславовны Пилявской. Ее родители были поляками, и в семейном кругу они говорили по-польски. В Красноярске, куда был сослан ее отец, будущая актриса провела детство. Позднее семья переехала в Москву.
Детство актрисы
Когда Соне было 9 лет, на семейном совете было решено отправить ее в «модную» по тем временам школу-интернат. Мама привезла ее в учреждение, которое больше походило на тюрьму: двухъярусные кровати, старые тонкие одеяла, лежавшие на них плоские подушки.
Школа состояла из одного этажа и была деревянной. По воспоминаниям актрисы, их вышли встречать весь персонал, состоявший лишь из четырех человек, и девочки, воспитанницы школы. Все дети были обриты налысо. Ученицы кидали вслед новенькой, Соне, колкие словечки.
В первую же ночь Софью обокрали соседки по комнате: они перерыли всю ее сумку, забрали мыло, одежду. Она плакала в подушку от обиды и горечи. На следующий день пребывания в «лесной школе» девочка составила план побега.
Когда к ней приехала мать, маленькая Соня не сразу созналась ей в том, какая обстановка царила в школе, жаловаться ей не позволяло воспитание. Однако, следуя своему плану побега, девочка проскользнула вслед за мамой, когда та уходила, дошла с ней до самой станции и только там созналась, что провела эту неделю в слезах. Мама забрала дочку домой, и малышка еще долго вскакивала по ночам в бреду.
Будучи уже взрослой, Софья Станиславовна сама удивлялась, как ей удалось окончить школу с хорошими отметками, ведь, по ее признанию, она никогда не готовила домашнего задания. Науки не увлекали ее – с самого детства Соня была влюблена в театр.
Веселые студенческие годы
После вступительных испытаний в театральную студию Софья стала работать над своим польским акцентом. Она попросила домочадцев с ней и при ней разговаривать только на русском. Упорство актрисы позволило ей стать студенткой театральной школы при МХАТе.
Студенческие годы Пилявской, как и у всех, проходили ярко, задорно, творчески. Однокурсники часто собирались большими компаниями, разговаривали, мечтали, смеялись. Софья Станиславовна любила рассказывать об этом замечательном времени.
В составе труппы театра молодая актриса часто ездила на гастроли, однако в 1937 году во Францию ее не взяли, а ее роль в спектакле «Анна Каренина» отдали другой актрисе, компенсировав это недоразумение выделением квартиры. К тому моменту Софья уже была замужем за актером Николаем Дорохиным.
Из воспоминаний Софьи Станиславовны известно, что однажды вечером они с мужем приехали на квартиру к ее отцу и обнаружили, что двери опечатаны. Позднее стало известно, что Станислава Станиславовича Пилявского арестовали по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками, а его дочь от второго брака лишили комсомольского билета.
В свете разгоревшихся событий «знающие люди» предложили Софье написать заявление об увольнении из театра по собственному желанию. Она это сделала, но великий Станиславский ее заявление не подписал. Так Пилявская осталась в театре вопреки обстоятельствам.
На мужа актрисы оказывалось огромное давление со стороны «компетентных органов». Они принуждали его к сотрудничеству, но тот упорно отказывался. На нервной почве у Николая случилось два инфаркта. Второй он не смог пережить и умер в новогоднюю ночь 1953 года. Пилявская с тех пор каждый год наряжала елку в одиночестве, ночь с 31 декабря на 1 января она проводила одна, чтя память любимого мужа. Замуж она так больше и не вышла.
Военное время
Во время военных действий труппа театра не прекращала свою деятельность. Они ездили по городам, давали концерты. Конечно, и для артистов это были непростые годы. Они жили впроголодь, но радовать зрителя не забывали. Даже о таком тяжелом времени в памяти актрисы сохранилось немало светлых воспоминаний – смешных историй и забавных жизненных казусов.
С 1954 года Софья Станиславовна начала преподавать в школе-студии при Московском художественном театре. Когда-то она наслаждалась работой в театре, на сцене, но со временем стала терять это сладкое чувство. Софья Пилявская очень грустила, когда один за другим ее покидали самые близкие люди. Софья дорожила дружбой с Ольгой Книппер-Чеховой (актрисой и женой писателя Антона Чехова), советскими актерами Москвиным, Станицыным, Грибовым и тяжело переживала их уход из жизни.
Незадолго до своей смерти, в 2000 году, актриса говорила, что больше всего на свете она не хотела дожить до столетнего юбилея МХАТ (он состоялся в 1998-м), она чувствовала себя одинокой в новом мире, без близких друзей. Актриса часто вспоминала слова Ольги Книппер о том, что все ушли, а она для чего-то еще живет… Теплые воспоминания были связаны у Пилявской с ее учителем – Константином Сергеевичем Станиславским. Артисты театра безмерно уважали своего наставника, буквально преклонялись перед ним.
Пилявскую похоронили в могиле мужа на Новодевичьем кладбище. Рядом похоронены Немирович-Данченко, Чехов, Книппер-Чехова, Москвин и др.
Аристократическая внешность актрисы сыграла с ней злую шутку: Софья Станиславовна не вписывалась в типажи советской эпохи, поэтому ее фильмография не так богата кинокартинами. В послевоенное время были востребованы образы людей труда, которые поднимали страну из руин. Несмотря на это, Пилявская снялась более чем в 20 картинах.
Также биография Софьи Станиславовны Пилявской представлена на страницах Википедии. Автор: Софья Малеева