актриса представительница психологического импрессионизма комиссаржевская
Вера Комиссаржевская
Биография
Вера Комиссаржевская — русская театральная актриса, воспитанная в творческой семье. Ее брат Федор Комиссаржевский был режиссером, а сестра Надежда Скарская — драматической артисткой. Комиссаржевская основала собственный театр и пробовала себя в режиссуре.
Детство и юность
Вера родилась 8 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге и воспитывалась с двумя сестрами. Ее отец Федор Комиссаржевский был музыкальным педагогом и оперным певцом, поэтому в доме всегда гостили представители культуры и искусства той эпохи.
Чтобы помнили. Родилась Вера Комиссаржевская.
Вера с детства проявляла творческие задатки, прекрасно пела и часто бывала с отцом на репетициях в Мариинском театре, наблюдая за жизнью закулисья. Все изменилось, когда мужчина решил уйти из семьи. Он переехал к новой жене, у пары появился сын, а дочери оказались предоставлены сами себе.
Бедственное финансовое положение матери и сестер привело к тому, что Вере пришлось рано выйти замуж. В 19 лет она переехала в дом супруга Владимира Муравьева. Печальным финалом брака стало помещение Комиссаржевской в больницу для душевнобольных.
Личная жизнь
Мужем актрисы был граф и художник Владимир Муравьев. Мужчина плохо обращался с молодой женой, изменял ей. Точкой в отношениях и поводом для лечения в клинике для душевнобольных стал его уход к сестре Веры.
Трагедия в личной жизни была ударом для артистки. Она погрузилась в профессию, а романы с режиссером Евтихием Карповым, актером Николаем Ходотовым, литератором Валерием Брюсовым и другими деятелями культуры становились поводом для слухов. Детей у артистки не было.
Театр
Оправившись от расстройства, девушка посвятила себя творчеству. В 1887-м она стала брать уроки у артиста Владимира Давыдова. К тому моменту отец расстался с супругой, и дочери переехали к нему. Вера помогала работать с учениками, среди которых оказался и Константин Станиславский.
Начинающий режиссер пригласил ее заменить актрису в постановке в Охотничьем доме, и Комиссаржевская справилась со своей ролью. Внезапная простуда лишила ее возможности уйти в оперный театр из-за хронического катара. С этого момента биография артистки была связана с драматической сценой.
Вскоре актриса воплотила Бетси в «Плодах просвещения» в Обществе искусства и литературы, снискав расположение критиков и публики. Дальнейшая карьера получила развитие благодаря Николаю Синельникову, пригласившему Веру на сцену в Новочеркасске. Актриса дебютировала в постановке «Честь» Германа Зудермана. За полгода она воплотила героинь 58 пьес.
Вера Федоровна Комиссаржевская и Владимир Леонидович Муравьев
В 1894-м Комиссаржевская выступала в дачном театре в Петербурге, затем работала в Виленском театре. Поступив в труппу Александринского театра в 1896-м, дебютировала в постановке «Бой бабочек» в образе Рози. В том же году состоялась премьера «Чайки», где Вера сыграла Нину Заречную. Автор пьесы Антон Чехов отмечал глубину проживания роли актрисой. Исполнительница невысокого роста завораживала публику игрой, используя все средства драматической выразительности.
Важными ролями для Комиссаржевской стали Лариса из «Бесприданницы» и Маргарита в «Фаусте». Критики были в восторге от ее исполнения, а актриса мечтала попробовать себя в качестве режиссера.
В 1904-м она создала собственный театр. Премьерой стал неудачный спектакль «Дачники» по пьесе Максима Горького. Следом Комиссаржевская поставила «Дети солнца», получивший похвалу публики. Настоящим событием был «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, главную роль в котором сыграла сама Комиссаржевская.
В 1908-м прошли гастроли в США. Веру Федоровну называли одной из ведущих актрис 20-го века, но она не находила удовлетворения в работе. Вдохновение пошатнуло и сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом. В 1909-м актриса покинула профессиональную сцену, а финальные гастроли в Сибири стали для нее последними.
Смерть
Комиссаржевская скончалась 10 февраля 1910 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь, начавшаяся еще на гастролях. Сразившая ее в Ташкенте оспа мотивировала отказ почек и паралич, что и стало причиной смерти. Могила актрисы находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Память
Помимо фото в драматических образах, в память об артистке сохранились литературные произведения авторства ее современников Александра Кнайфеля, Александра Блока и Валерия Брюсова. В Санкт-Петербурге работает театр, где Вера Комиссаржевская когда-то собрала собственную труппу. В 1980-м на экраны вышел фильм в ее честь «Я — актриса».
Вера Комиссаржевская
Вера Фёдоровна Комиссаржевская (до революции её фамилию писали Коммиссаржевская) знаменитая актриса довоенной России.
Родилась в Петербурге 8 ноября1864 в семье актера Мариинского театра Федора Комиссаржевского. Кроме Веры в семье Комиссаржевских было еще две девочки — младшие сестры Надя и Оля.
Судьба Веры сильно изменилась после смерти ее дедушки. Мама, получившая наследство, купила на оставшиеся ей деньги небольшое поместье Марьино под Вильно, и отдала дочек в Виленский институт благородных девиц. Тем временем Федор Комиссаржевский зря времени не терял и нашел себе новую жену. Чтобы оплатить расходы во время развода, маме девочек пришлось продать поместье Марьино, попав при этом в крайне трудное финансовое положение, в то время, как папа Веры успешно обосновался в Москве, женился на княжне, и у них родился сын Федор.
Единственным выходом из сложившейся тяжелой финансовой ситуации для Веры было удачное замужество. И она выбрала в качестве жениха художника графа Владимира Муравьева, который при первой же встрече влюбился в дочь знаменитого тенора и вызвал в ней ответное чувство. Папа Веры хотел расстроить свадьбу своей дочери, но, невзирая на препятствия, в 1883 году Вера и Владимир поженились. Их брак продлился два года, в течение которых между супругами постоянно происходили ссоры и размолвки. Любивший выпить Муравьев часто во время скандалов распускал руки, и завел роман с младшей сестрой Веры — Надей, которая позже вспоминала: «Забившись на чердачок пригородной дачи, принуждая себя не слышать тяжелых столкновений… я, бывало, обмирала от страха. Мне чудилось, что вот—вот наступит мгновение… и одному из двоих — или ему, или Вере — не станет места на земле…»
Узнав о двойном предательстве, Вера испытала сильное потрясение, и пыталась отравиться, после чего провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом «острое помешательство». «Тогда случилось со мной что—то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц», — вспоминала Вера Федоровна. После ее выписки из больницы родные увезли Веру в Липецк, где младшая сестра Оля стала для старшей сестры настоящей сиделкой. Надя тем временем ожидала ребенка от Муравьева, и Вера подала на развод. Тем временем со второй женой Муравьев вел себя точно так же, как и с первой. Надежда Федоровна рассказывала: «…в меня целились из револьвера, меня жгли нагретыми щипцами для волос или, приставляя кинжал к груди, грозили зарезать». А Вера Федоровна больше замуж так и не вышла, несмотря на то, что в 1887 году во время лечения на водах в Липецке она познакомилась с любителем театра и музыки морским офицером Сергеем Зилоти. Который на правах жениха привез Веру в свое родовое имение Знаменка Тамбовской губернии, где она сразу стала своей, и бывала по нескольку раз в год, но женой Сергея Ильича она так и не стала.
«Надо мною нависла пудовая гиря и исчезает только в те минуты, пока я играю: даже когда роль изучаешь, нельзя от нее отвязаться, потому что слышишь в соседней комнате: «Прачка пришла» или «У нас сахар кончился», а денег на это нет и где взять их, не знаешь». И тогда ей помог дипломат и историк Татищев (тот самый), предлагавший Комиссаржевской руку и сердце. Он помог поступить актрисе на Александринскую сцену. Но Вера отказала в женитьбе своему поклоннику со словами: «Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование».
В 1896 году Комиссаржевская поступает на сцену Александринского театра, 17 октября того же года на сцене была поставлена «Чайка» Чехова. Но зрители не сумели достойно оценить это программное для драматурга произведение. Актеры тоже не поняли масштаб и глубину пьесы, лишь Комиссаржевская оказалась единственной союзницей Чехова. Антон Павлович писал: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна. Чудесная актриса».
Позже Вера Федоровна открывает собственный Драматический театр (в здании современного ТЦ Пассаж). Театр открылся 15 сентября 1904 года. Два сезона перед этим Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра.
С 1906 года режиссёром-постановщиком в Драматическом театре Комиссаржевской работает В. Э. Мейерхольд. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти. После разрыва с Мейерхольдом в театр был приглашен поэт-символист В. Я. Брюсов, но и это сотрудничество не было удачным.
Журнал «Театр и искусство» писал в то время: «Г—н Мейерхольд довел театр г—жи Комиссаржевской в буквальном смысле до степени «Балаганчика», где актеры превратились в говорящих кукол и где на наших глазах гибнет своеобычное, задушевное дарование г—жи Комиссаржевской». «…Самой Комиссаржевской в этом театре нечего делать: было бы жаль губить ее талант», — свидетельствовал Андрей Белый. «Я заплатил бы 40 000 за то, чтобы это не показывали публике», — писал Станиславский.
Во время гастролей в Нью—Йорке в мае 1908 года американские журналисты назвали Комиссаржевскую одной из величайших актрис мира. Вскоре Вера Федоровна решила открыть школу, чтобы воспитывать «нового человека—актера». В 1909 году разочарование Комиссаржевской собственным театром заставило принять её непростое решение: уйти из театра. Перед открытием школы она отправилась на гастроли, которые оказались последними в её жизни.
Лишь за несколько дней до кончины, Вера Федоровна увидев во сне Чехова, сказала: «Хорошее предзнаменование». Вскоре ее болезнь осложнилась заболеванием почек, и актриса скончалась 23 февраля 1910 года от паралича сердца в возрасте сорока пяти лет.
Умерла Комиссаржевская в Ташкенте от оспы во время своих гастролей 10 февраля (23 февраля по новому стилю) 1910 года.
В первый же час после смерти Комиссаржевской по ее просьбе были сожжены письма из ее шкатулки…
На кончину великой актрисы Александр Блок написал:
Что в ней рыдало? Что боролось?
Чего она ждала от нас?
Не знаем. Умер вешний голос,
Погасли звезды синих глаз…
Личная трагедия сделала из Веры Комиссаржевской гениальную драматическую актрису
Вера Комиссаржевская | Фото: spb.media и chtoby-pomnili.com
Отцом Веры Комиссаржевской был артист оперы Мариинского театра и музыкальный педагог Федор Комиссаржевский, а мамой Веры была Мария Николаевна Шульгина, дочь командира Преображенского полка, с которой Федор Комиссаржевский тайно обвенчался в Царском Селе после того, как некоторое время учил ее пению.
Кроме Веры в семье Комиссаржевских было еще две девочки — младшие сестры Веры Надя и Оля. Сама маленькая Вера любила доставлять много хлопот своим учителям и гувернанткам, и говорила, что когда вырастет, то станет доктором, извозчиком или артисткой, так как она любила наблюдать за тем, как ее отец разучивал свои роли, и ей нравилось бывать за кулисами Мариинского театра.
В доме Комиссаржевских часто бывали известные актеры, певцы и композиторы, из которых Федор Петрович особенно подружился с композитором Модестом Мусоргским. Вместе с гостями Вера часто играла и пела в домашних спектаклях, устраиваемых ее родителями. У нее с детства проявились способности к актерскому мастерству — она обладала прекрасной памятью и заучивала стихи с первого чтения. В десять лет ее отдали в частную гимназию Оболенской, но Вера так же легко увлекалась новым предметом, как и теряла интерес к нему. Учителя посчитали ее ленивой, и Федор Петрович перевел девочку в частный пансион, а затем и вовсе забрал домой, посчитав, что домашние учителя окажутся лучше гимназических. Позже Вера училась в Коломенской и Петербургской гимназии, а также была пансионеркой Ивановского училища.
Судьба Веры сильно изменилась после смерти ее дедушки. Мама, получившая наследство, купила на оставшиеся ей деньги небольшое поместье Марьино под Вильно, и отдала дочек в Виленский институт благородных девиц. Тем временем Федор Комиссаржевский, много гастролировавший в других городах, во время одной из своих поездок познакомился с княжной Курцевич — наследницей древнего литовского рода, и захотел развестись с Марией Николаевной. Чтобы оплатить расходы во время развода, маме девочек пришлось продать поместье Марьино, попав при этом в крайне трудное финансовое положение, в то время, как папа Веры успешно обосновался в Москве, женился на княжне, и у них родился сын Федор.Единственным выходом из сложившейся тяжелой финансовой ситуации для Веры было удачное замужество. И она выбрала в качестве жениха художника графа Владимира Муравьева, который при первой же встрече влюбился в дочь знаменитого тенора и вызвал в ней ответное чувство. Папа Веры хотел расстроить свадьбу своей дочери, но, невзирая на препятствия, в 1883 году Вера и Владимир поженились. Их брак продлился два года, в течение которых между супругами постоянно происходили ссоры и размолвки. Любивший выпить Муравьев часто во время скандалов распускал руки, и завел роман с младшей сестрой Веры — Надей, которая позже вспоминала: «Забившись на чердачок пригородной дачи, принуждая себя не слышать тяжелых столкновений… я, бывало, обмирала от страха. Мне чудилось, что вот—вот наступит мгновение… и одному из двоих — или ему, или Вере — не станет места на земле…» Одна из лучших драматических актрис в мире | Фото: teatr-snov.narod.ru Актриса, именем которой назван театр в Петербурге | Фото: spb.media
Узнав о двойном предательстве, Вера испытала сильное потрясение, и пыталась отравиться, после чего провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом «острое помешательство». «Тогда случилось со мной что—то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц», — вспоминала Вера Федоровна. После ее выписки из больницы родные увезли Веру в Липецк, где младшая сестра Оля стала для старшей сестры настоящей сиделкой. Надя тем временем ожидала ребенка от Муравьева, и Вера подала на развод. «В актрисы ее посвятило личное страдание», — написал о Комиссаржевской один из ее будущих биографов. Тем временем со второй женой Муравьев вел себя точно так же, как и с первой. Надежда Федоровна рассказывала: «…в меня целились из револьвера, меня жгли нагретыми щипцами для волос или, приставляя кинжал к груди, грозили зарезать». А Вера Федоровна больше замуж так и не вышла, несмотря на то, что в 1887 году во время лечения на водах в Липецке она познакомилась с любителем театра и музыки морским офицером Сергеем Зилоти. Который на правах жениха привез Веру в свое родовое имение Знаменка Тамбовской губернии, где она сразу стала своей, и бывала по нескольку раз в год, но женой Сергея Ильича она так и не стала. Они остались друзьями, кроме того, в семействе Зилоти Вера нашла себе подругу на всю жизнь — сестру Сергея Марию Ильиничну. Русская драматическая актриса Вера Комиссаржевская | Фото: spb.media
В целях укрепления душевного здоровья Комиссаржевской доктора потребовали, чтобы Вера Федоровна нашла себе дело, которое могло бы захватить ее внимание. И таким делом стал для Веры театр. Комиссаржевская начала брать в 1887 году уроки у артиста Александринского театра и педагога Владимира Николаевича Давыдова, которому была очевидна самобытность ученицы, заложенная в самой природе ее дарования. Именно Давыдов посоветовал Комиссаржевской поступить в театральное училище.Началу актерской карьеры Веры способствовало и то, что в 1890 году Федор Комиссаржевский расстался со своей второй женой, и его дочери Вера и Ольга переехали к нему. Вера часто проводила долгие зимние вечера с гитарой, напевая цыганские романсы, и помогала Федору Петровичу в работе с учениками. Один из них, по фамилии Станиславский, однажды даже попросил дочь своего педагога заменить заболевшую актрису в спектакле в Охотничьем клубе. Тем временем отец Веры хотел, чтобы она стала певицей, так как ее глубокое, красивое контральто неизменно производило сильное впечатление на слушателей.
Так началась ее актерская карьера. В течение пяти месяцев в 1893 г. она сыграла в 58 пьесах, каждые 2-3 дня у нее были премьеры, иногда приходилось играть по 2 спектакля за вечер. Летом 1894 г. в дачном театре в Озерках она сыграла 14 новых драматических ролей. В газетах печатали восторженные отзывы: «Игру Комиссаржевской нельзя назвать искусством – это сама жизнь».
Благодаря наставлениям отца Вера с сестрой начали посещать оперный класс «Общества искусства и литературы», который вел сам Федор Петрович, но от певческой карьеры Вере вскоре пришлось отказаться из—за хронического катара горла, и это привело ее к окончательному решению стать актрисой. Когда в феврале 1891 года «Общество искусства и литературы» выпустило свой программный спектакль «Плоды просвещения», Вера под псевдонимом Комина сыграла в нем роль Бетси. Однако после того как Комиссаржевский покинул училище, сценическое образование в нем его дочерей закончилось. И тогда Вера переехала в театр Новочеркасска к антрепренеру Николаю Синельникову, где 19 сентября 1893 года в спектакле «Честь» Германа Зудермана состоялся ее дебют в качестве профессиональной актрисы. В течение последующих пяти месяцев Комиссаржевская сыграла в пятидесяти восьми новых пьесах. Каждые два‑три дня у нее была премьера, часто в течение одного вечера она играла в двух спектаклях. Очень скоро ее авторитет в театре стал бесспорным. «Игру Комиссаржевской нельзя назвать искусством — это сама жизнь», — писала газета «Донская речь».
Вера Комиссаржевская | Фото: teatrvfk.ru
Покинув через некоторое время Новочеркасск, Комиссаржевская отправилась на гастроли по приглашению Тифлисского артистического общества и сыграла в комедиях «Денежные тузы», «Сорванец» и «Летняя картинка». После отъезда из Тифлиса она играла в дачном театре в Озерках в пригороде Петербурга (сейчас — район Санкт—Петербурга), исполнив летом 1894 года четырнадцать новых драматических ролей. О ее успехе много говорили в столичных театральных кругах, но она наотрез отказалась перейти на императорскую сцену и работала в Виленском театре, где была очень популярна и имела широкий выбор ролей. «Получила я от публики серебряный лавровый венок с надписью «Таланту от ее поклонников», — писала Комиссаржевская в одном из своих писем. В Виленском театре она сыграла роль Оли Бабкиной в одноактной пьесе Немировича—Данченко, которой буквально заворожила зрителей. Внутренний мир главной героини она сумела передать, как писали критики, «без всяких воплей, без всяких стенаний, даже без той «слезы», на которую так щедры наши любящие действовать на нервы зрителей артистки». Но материальное положение Комиссаржевской оставляло желать лучшего. Она писала: «Надо мною нависла пудовая гиря и исчезает только в те минуты, пока я играю: даже когда роль изучаешь, нельзя от нее отвязаться, потому что слышишь в соседней комнате: «Прачка пришла» или «У нас сахар кончился», а денег на это нет и где взять их, не знаешь».
И тогда ей помог дипломат и историк Татищев, предлагавший Комиссаржевской руку и сердце. Он помог поступить актрисе на Александринскую сцену. Но Вера отказала в женитьбе своему поклоннику со словами: «Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование».
В феврале 1896 года Вера переехала с матерью и сестрой Ольгой в Петербург и 4 апреля появилась на сцене Александринского театра в роли Рози в спектакле «Бой Бабочек». «Дебют прошел блистательно», — писала актриса своей знакомой. По свидетельству современников, даже придирчивая Савина, полновластная хозяйка Александринки, говорила знакомым: «Пойдите, посмотрите эту актрису, это редкая актриса…» Знаменитая актриса начала ХХ века | Фото: spb.media Одна из лучших драматических актрис в мире | Фото: spb.media
17 октября того же года на сцене Александринки была поставлена «Чайка» Чехова. Но зрители не сумели достойно оценить это программное для драматурга произведение. Актеры тоже не поняли масштаб и глубину пьесы, лишь Комиссаржевская оказалась единственной союзницей Чехова. Антон Павлович писал: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна. Чудесная актриса». Однако игра одной актрисы не могла спасти спектакль, и «Чайка» провалилась. В дальнейшем в Александринке Комиссаржевской приходилось играть все: глубокие роли перемежались с ролями инфантильных девиц в бездарных второразрядных пьесках. Сама актриса рассказывала Чехову: «Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе, последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой—нибудь родничок, то он скоро иссякнет». Но спустя три сезона театральные критики рассмотрели в Комиссаржевской не просто актрису, а «особое движение в искусстве». Театроведы начали посвящать ей монографии, а у самой актрисы тем временем в стенах театра складывалась не только творческая, но и личная жизнь. Актриса, именем которой назван театр в Петербурге | Фото: liveinternet.ru
За актрисой ухаживали многие выдающиеся деятели культуры: романтические отношения связывали ее с главным режиссером Александринки Е. Карповым, с актером этого же театра Н. Ходотовым, с поэтом В. Брюсовым.
У Комиссаржевской завязались отношения с главным режиссером Александринки Евтихием Карповым, несмотря на то, что они по—разному относились ко всему новому в искусстве, и в частности — в театральном мире. Для Веры чувства были сопряжены с пониманием, а немолодой Карпов с устоявшимися взглядами и принципами, не сломленными даже в политической ссылке, далеко не всегда разделял взгляды своей возлюбленной. И когда в 1898 году в театре появился молодой, бесшабашный, искренний в жизни и в игре актер Николай Ходотов, он заворожил Комиссаржевскую. Ходотов играл с Верой во многих спектаклях, и фактически подчинился Комиссаржевской, которая стала не только его любовницей, но и духовной наставницей. Вера буквально изменила линию судьбы Ходотова, который под ее влиянием позже стал успешным драматургом. «Вы никогда не будете мне чужой, что—то бездонное нежное к Вам срослось с моей душой навеки, и я верю, что Вы чувствуете это…» — писала ему Вера Федоровна, подписываясь: «Ваш Свет…» Но Ходотов был моложе Комиссаржевской на четырнадцать лет, и со временем их отношения прекратились, после чего у Ходотова осталось около четырехсот писем актрисы, которые он позже использовал в сочиняемых им пьесах, влюбленные героини которых изъяснялись словами Веры Федоровны.
Роман с Валерием Брюсовым был непродолжительным, но ярким. Поэт подарил актрисе первый том своих стихотворений, перевел для нее пьесу Метерлинка.
Тем временем популярность актрисы росла, как снежный ком, катящийся с горы. «Как чествовали вчера госпожу Комиссаржевскую, так чествуют только воина—героя, любимого писателя, уважаемого профессора, заслуженного общественного деятеля», — писали газеты после одного из ее бенефисов. Русская драматическая актриса Вера Комиссаржевская | Фото: teatr-snov.narod.ru и ozone.ru
Восхищенная Ермолова принесла Комиссаржевской за кулисы цветы. Сезоны 1902 — 1904 годов Комиссаржевская посвятила поездкам по России, но мысли Комиссаржевской были далеки от успеха на сцене Александринского театра. Она мечтала о собственном театре, и 15 сентября 1904 года ее мечта сбылась — Комиссаржевская возглавила собственный драматический театр, расположившийся в петербургском Пассаже, куда пригласила режиссеров Н.А.Попова, И.А.Тихомирова, А.П.Петровского и Н.Н.Арбатова. Был приглашен также Мейерхольд, но в тот момент Всеволод Эмильевич отказался от предложения работать у Комиссаржевской.
Первой премьерой в театре стала пьеса Горького «Дачники», и это закончилось скандалом. Вот что писали в то время газеты: «Публика получила от писателя пощечину и очень этим обиделась». Но актриса не испугалась «дурной славы» Горького и взялась за постановку другой его пьесы «Дети солнца». Театр показал этот спектакль 12 октября 1905 года в самый разгар революционных событий в России. Затем были поставлены пьесы «Богатый человек», «№13», «Красный цветок» и много других. Но самой важной находкой Театра Комиссаржевской стал «Кукольный дом» Ибсена, в котором актриса сыграла Нору. Эта роль стала в тот момент итогом всех ее предыдущих творческих поисков.
Но прежде великолепно сыгранные Комиссаржевской роли из классического репертуара стали менее удаваться актрисе, и она постоянно подыскивала новых авторов и пьесы. Но настоящей помехой для работы театра была цензура. От Комиссаржевской требовали отказаться от всех пьес Горького, запретили к постановке ряд пьес других авторов. В это же время у нее обострились отношения с Московским Художественным Театром, у которого была своеобразная «монополия» на чеховские произведения. Все это плохо отражалось на репертуаре и материальном состоянии театра. Комиссаржевской недоставало режиссера, наделенного неординарным талантом и смелостью. Нужны были перемены, и летом 1906 года Комиссаржевская снова пригласила в свой театр Мейерхольда, который на этот раз принял ее предложение.Первой постановкой Мейерхольда стал спектакль «Геда Габлер» Ибсена, в которой Комиссаржевская сыграла главную роль, а зритель не узнал ни автора, ни великую актрису — настолько сильна была условность в этом спектакле. Такие же новаторские произведения создавались Мейерхольдом по «Балаганчику» Блока, «Сестре Беатрисе» Метерлинка и «Жизни человека» Андреева. И хотя таким образом в России зарождался символистский театр, в чем была несомненная удача Мейерхольда как режиссера — Комиссаржевскую, как актрису это явно не устраивало. И союз Мейерхольда с Комиссаржевской оказался непрочным, завершившись бурным разрывом, так как творческие взгляды режиссера—экспериментатора и лирической актрисы, мечтавшей о театре обнаженных страстей и острых душевных коллизий, сильно отличались друг от друга. «Мейерхольд создал в театре атмосферу, в которой я задыхаюсь все это время и больше не могу», — признавалась Комиссаржевская. Кроме того, театр вдруг оказался очень убыточным мероприятием. Журнал «Театр и искусство» писал в то время: «Г—н Мейерхольд довел театр г—жи Комиссаржевской в буквальном смысле до степени «Балаганчика», где актеры превратились в говорящих кукол и где на наших глазах гибнет своеобычное, задушевное дарование г—жи Комиссаржевской». «…Самой Комиссаржевской в этом театре нечего делать: было бы жаль губить ее талант», — свидетельствовал Андрей Белый. «Я заплатил бы 40 000 за то, чтобы это не показывали публике», — писал Станиславский. «Путь, ведущий к театру кукол, — это путь, к которому вы шли все время, — объясняла актриса в открытом письме к Мейерхольду. — Я смотрю будущему прямо в глаза и говорю, что по этому пути мы вместе идти не можем, путь этот ваш, но не мой…» Вера Комиссаржевская | Фото: kino-teatr.ru
Утешением для Веры Федоровны стала любовная связь с поэтом Валерием Брюсовым. Именно для нее поэт перевел пьесу «Пелеас и Мелизанда» Метерлинка, образы которой использованы в его стихотворении «Памяти В.Ф.Комиссаржевской». Он подарил актрисе первый том своих поэтических произведений «Пути и перепутья» с надписью: «Беатрисе робкая дань. Валерий Брюсов. 1907». (Беатриса — персонаж пьесы Метерлинка «Сестра Беатриса», роль которой позже исполнила Комиссаржевская.) И хотя роман Брюсова и Комиссаржевской был недолгим, их переписка до сих пор завораживает своей нежностью и лиризмом: «. Сейчас во всем мире один мне нужен ты. Не ты — твои глаза, которые выслушают меня, пусть молча. Ты придешь, услышишь слово и уйдешь. Я жду». Это одно из последних писем Комиссаржевской к Брюсову.
Во время гастролей в Нью—Йорке в мае 1908 года американские журналисты назвали Комиссаржевскую одной из величайших актрис мира. Вскоре Вера Федоровна решила открыть школу, чтобы воспитывать «нового человека—актера». И ради воплощения этой идеи Комиссаржевская даже собиралась оставить свой театр, как только закончатся гастроли. Но ее планам не суждено было сбыться. В начале февраля 1909 года труппа Комиссаржевской отправилась на гастроли по Сибири и Дальнему Востоку. Утомленная Вера Федоровна жаловалась на боли в ушах. Врач, приглашенный в гостиницу, объявил, что, может быть, придется прибегнуть к трепанации черепа. «Как же я буду играть без черепа?» — шутила больная актриса. А когда в Ташкенте несколько артистов заболели оспой, вскоре неважно себя чувствовала и сама Вера Федоровна. Перед спектаклем 27 января 1910 года она потеряла сознание. Вскоре оспа превратила и ее тело в сплошную язву. Страдания актрисы были безмерными.
Лишь за несколько дней до кончины, Вера Федоровна увидев во сне Чехова, сказала: «Хорошее предзнаменование». Вскоре ее болезнь осложнилась заболеванием почек, и актриса скончалась 23 февраля 1910 года от паралича сердца в возрасте сорока пяти лет.
В первый же час после смерти Комиссаржевской по ее просьбе были сожжены письма из ее шкатулки…
На кончину великой актрисы Александр Блок написал:
Что в ней рыдало? Что боролось?
Чего она ждала от нас?
Не знаем. Умер вешний голос,
Погасли звезды синих глаз…
Вера Комиссаржевская была похоронена в Санкт—Петербурге на Тихвинском кладбище.
Памятник на могиле Веры Комиссаржевской | Фото: spb.media