актриса придумавшая вай фай
Не просто актриса: как голливудская звезда Хеди Ламарр изобрела технологию для Wi-Fi
Трамплин к славе
С 2005 года в Австрии, Германии и Швейцарии 9 ноября празднуют день изобретателей. Дата выбрана не случайно: в этот день в 1913 году родилась Хедвиг Ева Мария Кислер, вошедшая в историю под именем Хеди Ламарр.
Ее семья — галицкие евреи — жила в Вене. Отец Эмиль работал директором банка, мать Гертруда была пианисткой. Хеди была единственным ребенком. Эмиль любил брать дочь с собой на прогулки и обсуждать с ней науку и устройство различных машин, например печатных станков. Благодаря отцу у Хеди рано появился интерес к изобретательству. В пять лет она самостоятельно разобрала и собрала музыкальную шкатулку, чтобы понять, как она устроена.
Когда Хеди было 16, на нее обратил внимание режиссер Макс Рейнхардт — он предложил девушке изучать актерское мастерство. Наука на время отступила на второй план. Родители холодно отнеслись к идее Хеди стать актрисой, и, чтобы посещать театральную студию тайком, она подделала подпись матери.
В 1930 году Хеди переехала из Австрии в Германию и обосновалась в Берлине, который в то время имел репутацию европейской столицы кинематографа. В том же году она сыграла первую небольшую роль в фильме «Деньги на улице», а всего через два года прославилась благодаря фильму «Экстаз».
По словам кинокритика Сержа Бломберга, Хеди знала, на что идет. Но ее не интересовала реакция других: актриса «отчаянно пыталась добиться успеха в карьере». «Экстаз», считает историк Вивиан Перре, стал для Хеди «трамплином к славе и ее персональным проклятием». У нее появились толпы поклонников, но большинство из них привлекала только красота актрисы.
Предмет, не имеющий собственной жизни
Актриса вышла замуж за одного из своих обожателей, венского промышленника Фрица Мандла. Однако брак оказался тяжелым испытанием: муж был болезненно ревнив и хотел контролировать Хеди во всем. Фриц даже пытался выкупить все существующие копии фильма «Экстаз», чтобы никто не смог смотреть на его супругу.
Swedish poster to ‘Ecstasy’ (1933), a film highly controversial in its day for nude scenes involving Hedy Lamarr. pic.twitter.com/Z58R1HcIk7
«Я очень скоро поняла, что никогда не смогу быть актрисой, пока я его жена. Он был абсолютным монархом в нашем браке, — вспоминала Хеди. — А я была как кукла. Как вещь, какой-то предмет искусства, который нужно охранять — и держать под замком, — не имеющий ни разума, ни собственной жизни».
В 1937 году она взяла свои украшения, переоделась служанкой и сбежала из Берлина в Лондон, где взяла сценический псевдоним Ламарр. Хеди выбрала его не случайно: Ламарр — это дань уважения актрисе немого кино Барбаре Ла Марр и одновременно отсылка к французскому la mer, что в переводе значит «море», ведь океан разделил Хеди с родной Австрией.
В Великобритании актриса познакомились с боссом Metro Goldwyn Mayer Луи Би Майером и благодаря этому знакомству фактически получила билет в Голливуд. Она переехала в США и стала работать вместе со звездами того времени. Партнерами Ламарр были Спенсер Трейси, Кларк Гейбл, Джеймс Стюарт и Джуди Гарланд.
Луи Би Майер назвал Хеди «самой красивой женщиной в мире». Ламарр была настолько популярной, что, по одной из версий, Уолт Дисней решил придать ее черты Белоснежке — героине одноименного мультфильма, вышедшего на экраны в 1937 году. Есть мнение, что Хеди также стала прототипом известного персонажа американских комиксов — Чудо-женщины.
Приговорена быть олицетворением красоты
Саму Ламарр раздражало и расстраивало, что ею восхищались только из-за внешних данных и игнорировали ее ум и страсть к науке. Позже, в интервью 1951 года, Хеди говорила: «Повсюду я вижу, что мужчины отдают дань моей красоте и не проявляют ко мне интереса. Для меня красота — это проклятие».
В Голливуде Ламарр не давали полностью реализовать актерский потенциал. Из-за эффектной внешности ее приглашали исключительно на роли чувственных роковых красавиц и объективировали. Вивиан Перре отмечала: «Голливуд приговорил ее быть олицетворением красоты и не дал ей того художественного удовлетворения, которого она ожидала. Из-за акцента и навязанного ярлыка роковой женщины она никогда не могла по-настоящему выразить себя»
Однако, помимо кино, у Хеди был еще один способ самовыражения — наука. Дома она оборудовала специальное рабочее место, чтобы заниматься изобретательством. В актерском трейлере Ламарр был небольшой набор необходимых инструментов, с помощью которых она могла работать над новыми проектами между дублями.
В 1940-е у Ламарр были отношения с бизнесменом и пилотом Говардом Хьюзом, владельцем самолетостроительного завода. Однажды он отвел Хеди на производство и признался, что мечтает разработать новую модель самолета, способную развивать большую скорость. Это могло бы заинтересовать Вооруженные силы США. Хеди купила книгу об анатомии животных, проштудировала ее и разработала проект нового самолетного крыла, совместив форму рыбьих плавников и птичьего крыла. Когда Ламарр показала свои чертежи Хьюзу, он был впечатлен, сказав: «Ты гений».
Работая над своими проектами только в свободное от съемок время, Хеди изобрела дозатор для горчицы, флуоресцентный собачий ошейник и шипучие пластинки, которые, растворяясь в воде, придавали ей сладкий вкус, напоминающий кока-колу.
Но на этом изобретения Ламарр не закончились.
Главное научное достижение
Убежденным противником нацистов был и композитор-авангардист, а по совместительству изобретатель Джордж Антейл, с которым Хеди познакомилась летом 1940 года на вечеринке в Голливуде. Они обсуждали технологии, которые позволили бы остановить экспансию Гитлера в Европе. Разговор зашел о радиоуправляемых торпедах.
Существовавшая в то время система наведения была уязвима: противник мог легко перехватить сигнал и создать помехи на той же частоте. В результате точность торпед снижалась. Хеди и Джордж разработали принципиально новую систему связи. Она подразумевала использование скачкообразной перестройки частоты радиоволн: и передатчик, и приемник одновременно перескакивали на новые частоты. Так как частоты переключались по заранее запрограммированной схеме, неизвестной потенциальным злоумышленникам, метод передачи защищал от попыток перехвата сигнала. В итоге торпеда могла без помех достичь намеченной цели. «Предположим, вы отправляете какой-то сигнал по каналу №5, — объясняет Ян Акилдиз, профессор электротехники и компьютерной инженерии в Технологическом институте Джорджии. — Когда злоумышленник обнаруживает, что вы отправляете всю информацию по каналу №5, он или она может эту информацию вычленить. Но когда вы перескакиваете с одного канала на другой, злоумышленник не может зафиксировать этот скачок и не может извлечь информацию».
Пианино не поместится внутри торпеды
Для согласования передатчика сигнала с приемником Антейл предложил использовать валик механического пианино. Проведя успешные испытания, в августе 1942 года Хеди и Джордж получили патент на создание «секретных систем коммуникаций».
Они надеялись, что изобретение поможет США в борьбе с противником. Но к идее композитора и актрисы американские военные отнеслись скептически. Представители Военно-морского флота заявили Хеди и Джорджу, что пианино не поместится внутри торпеды. Изобретатели пытались объяснить, что использовать валик от пианино необязательно: можно уменьшить все нужные детали и сделать их компактными, но военные не стали слушать. «Боже, я так и вижу, как они говорят: «Нам нужно запихнуть пианино в торпеду», — говорил потом Джордж.
Метод Ламарр и Антейла оценили позже и широко применяли во время Карибского кризиса. Он стал основой Milstar, военной системы спутниковой связи США, а также множества беспроводных технологий передачи сигналов, в том числе Bluetooth, GPS и Wi-Fi.
Голливудская актриса, изобретениями которой мы пользуемся каждый день
Хеди Ламар, она же Хеди Кислер была не только прекрасной актрисой. Немногие знают, что красивая женщина, к ногам которой штабелями падали миллионеры и разные знаменитости, была еще и изобретательницей. Благодаря ее разработкам мы сегодня пользуемся мобильниками и Wi-Fi.
pinterest.com Молодожёны поселились в шикарном замке под Зальцбургом, их окружали прекрасные ландшафты, породистые лошади, шикарные автомобили. Что ещё нужно в жизни?
Но, Хеди этого было мало. Она скучала на светских раутах, с безразличием присутствовала на переговорах мужа с политиками, учёными, бизнесменами.
Потом ей всё это надоело, и она в лучших традициях Голливуда сбежала. в Голливуд.
А между тем в Европе разгорался пожар войны, фашизм пожирал Европу.
blondeepisodes.com Хеди очень близко к сердцу принимала всё, что происходило на её родине. Она ведь сама была еврейкой, её отец, банкир из Львова Эмиль Кислер в своё время взял в жёны венгерскую еврейку Гертруду Лихтвитц.
А ещё она, вспоминая о муже, припоминала и все разговоры, свидетелем которых её довелось быть.
Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Вариант управления по проводу, опробованный на пушечных снарядах, оказался неприменим в водной среде, и для торпед было предложено соединение по радио. Да, да, в памяти Хеди всплывали фрагменты этих споров, технические термины постепенно складывались в мозаику.
theredlist.com Хеди Ламарр поняла, что может быть полезна своей стране. Она взяла в руки учебники, тетради и карандаш. И тут началось самое невероятное из того, что только можно представить!
Это же на самом деле так просто! Как же они раньше этого не поняли? Технология помехоустойчивой радиопередачи кажется очевидной: надо просто все время менять частоту случайным образом в широком диапазоне, каким-то образом синхронизировав передатчик и приемник!
Удивительно, но намного сложнее было заставить поверить научное сообщество в то, что ты способна не только томно улыбаться.
blondeepisodes.com И вот перед нами не просто красотка, а тот человек, чьими изобретениями мы пользуемся каждый день.
Без изобретения Ламарр сейчас не летали бы военные спутники и не работали бы сотовые телефоны, а уж про системы навигации и говорить не стоит. Да, наверное, всё это изобрёл бы кто-то другой, но это сделала она, голливудская кино-звезда! Бывают же чудеса на свете.
hubpages.com День рождения актрисы 9 ноября — назван Днем изобретателя в США.
Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в возрасте 86 лет в доме престарелых. Ее тело было кремировано, а сын Энтони Лодер развеял прах матери на ее родине в Австрии в Венском лесу в соответствии с ее пожеланием.
За свой вклад в достижения кинематографа Хеди Ламарр была удостоена звезды на голливудской Аллее славы.
Ее день рождения – 9-е ноября — стал Днем изобретателя (Германия, Австрия, Швейцария).
Благодаря Хеди Ламарр мы сейчас пользуемся сотовыми телефонами, навигаторами и Bluetooth с WiFi. Именно ее портрет изображен на упаковке программного продукта CorelDraw.
Хеди Ламарр родилась в Вене в 1914 году. Она получила образование в театральной школе и рано начала сниматься в кино. Актриса снялась в 55 фильмах, заработав более 30 миллионов долларов, что в 30-40-е годы прошлого века было значительной цифрой.
В 1942 году она запатентовала систему, позволяющую на расстоянии управлять торпедами. Ценность технологии «прыгающих частот» была оценена только с годами. Без изобретения Ламарр сейчас не летали бы военные спутники и не работали бы сотовые телефоны стандарта GSM.
Судьба познакомила Ламарр с авангардистским композитором Джорджем Антейлом, который жил неподалёку.
Ламарр поделилась с Антейлом очень важной идеей: если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной контрольной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель. Но на этом Ламарр не остановилась. Она хотела дать своей второй родине (США) военное преимущество. Ламарр желала создать управляемые торпеды, которые нельзя будет перехватить или заглушить. Ламарр и Антейл вскоре разработали следующий важный компонент: если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике. Такая смена каналов связи гарантирует безопасную передачу информации. До того времени псевдослучайные коды использовались для шифровки информации, передаваемой по неменяющимся открытым каналам связи. Здесь же произошёл шаг вперёд: секретный ключ стал использоваться для быстрого изменения каналов передачи информации.
В августе 1942 Ламарр и Антейл получили патент под номером 2 292 387 «Секретная система связи (Secret Communication System)». Патент описывает секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Этот патент стал основой для связи с расширенным спектром, которая сегодня используется повсюду, от мобильных телефонов до Wi-Fi 802.11 и GPS.
Лишь в 1997 году Ламарр приставили к награде фонда Electronic Frontier. Но она осталась равнодушной, не пришла на церемонию и отказалась принимать журналистов.
Хеди Ламарр растеряла все свое состояние и в феврале 2000 года скончалась в доме престарелых.
Хеди Ламарр: Женщина, которая изобрела GPS и WiFi
Сегодня, когда вы пользуетесь мобильным телефоном или Интернетом, помните, что обязаны этим замечательной, удивительной женщине–Скорпиону Хеди Ламар, не только красивой актрисе, но и гениальной изобретательнице, которая на многие годы опередила своё время.
В историю всемирного кино она вошла два раза.
Свой патент Хеди Ламар безвозмездно подарила правительству США.
Попробуем проследить жизненные перипетии в судьбе Хеди Ламар, которые в конце концов привели к созданию основ спутниковой связи и функционирования мобильных телефонов.
Хеди Ламар росла во время правления Третьего рейха. Будучи еврейкой, она имела несколько имён, использовавшихся в зависимости от обстоятельств, хранила тайну своей национальности, постоянно находилась в напряжении из-за преследования евреев. Каждый шаг, который делала Хеди Ламар, был осознан и продуман, хотя и приводил к сложным последствиям.
В 1933 году 18-летняя Хеди Ламар приняла приглашение на главную роль в фильме чешского режиссера Густава Махаты «Экстаз». Это был первый эротический фильм в мире, который своей 10-ти минутной сценой с обнаженной Хеди Ламар вызвал настоящий скандал в мире кино. Несмотря на то, что на Венецианском кинофестивале в 1934г. «Экстаз» получил первый приз за лучшую режиссуру, он был запрещен во многих странах мира (и в США в том числе).
Первая в мире актриса, сыгравшая в фильме оргазм
Конечно, это был хитрый трюк, поскольку во время съёмок Хеди Ламар колола себя английской булавкой. Церковь негодовала! Сегодня такими сценами не удивишь даже школьника, но тогда…. Это было чересчур!
Потому родители Хеди поспешили выдать её замуж за оружейного магната Фрица Мандла (Fritz Mandl). Он был первым из шести мужей Ламар. И, несмотря на еврейское происхождение, он производил гранаты, патроны и военные самолёты для Гитлера. Мандл настолько был влюблён в Ламар, что не упускал её из виду ни на мгновение.
Побег Ламар в Соединённые Штаты.
Именно Майер порекомендовал Хеди сменить фамилию Кислер, дабы не шокировать пуританскую публику в Соединённых Штатах. В качестве псевдонима Хеди выбрала в память о выдающейся актрисе Барбаре Ла Мар фамилию «Ламарр», что в переводе означает «море»
Несмотря на изменение фамилии, в Голливуде её скандальная репутация только выросла. Ламар ещё пять раз выходила замуж, шесть раз разводилась. Даже в СССР газеты говорили о ней как о символе «голливудского разложения».
Актерство не приносило Хеди Ламар удовлетворения, роли вызывали у нее отвращение.
Изобретение Хеди Ламар
Её изобретение легло в основу современных сотовых телефонов, беспроводной широкополосной связи и телекоммуникаций.
В начале 40-х годов на вооружение были приняты радиоуправляемые ракеты. Одна из основных военных проблем заключалась в том, что противники могли легко нарушить наведение торпеды, обнаружив её несущую частоту.
Хеди Ламар всячески стремилась помочь союзникам. Вместе с Джорджем Антейлом Хеди Ламар придумала, как достичь защищенного управления торпедой по радио.
Знаменитая актриса познакомилась с известным и весьма скандальным авангардистом и композитором Джорджем Антейлом (George Antheil) ещё в Лондоне. Он разделял её резко негативное отношение к нацистам.
Всё гениальное просто, так и идея изобретения Ламар была очень проста. Если управляемой торпеде сообщать координаты цели дистанционно только на одной контрольной частоте, враг легко перехватывает сигнал, более того, он может заглушать его или перенаправлять торпеду. Ламар предложила синхронно в соответствии с определенным алгоритмом менять несущую частоту передатчика ракеты и приемника.
Противник не сможет «вклиниться» в такой канал связи.
На тот момент псевдослучайные коды были использованы для шифровки информации, которую передавали по постоянным (неменяющимся) открытым каналам связи. Хеди Ламар и Джордж Антейл сделали шаг вперёд: стали использовать секретный ключ для быстрой смены каналов передачи информации.
Нужно отметить, что в патенте как изобретатель Ламар записана под её брачной фамилией H.K Markey.
В 1950г. известность, красота, и технический склад ума помогли Хеди Ламар получить предложение сняться в рекламе Emerson (телевизоры и радиоприёмники). Реклама получилась более чем успешной.
Об изобретении вспомнили только в конце 50гг., когда перешли на электронные компоненты. Уже в 1960г. появился термин spread spectrum (система с расширенным спектром), который развивал идеи Ламар и Антейла. Военное ведомство США разработало и успешно внедрило систему секретной связи (с основой расширенного спектра), которую применяли даже в 1962г. во время Карибского кризиса. В начале 80х технологию начали использовать в гражданских целях, а до тех пор она долгие годы была засекречена.
Сегодня технология расширенного спектра пребывает на пике своей «карьеры». Она применяется в сферах, без которых жизнь человека сегодня немыслима: в мобильной телефонии, Bluetooth, беспроводных устройствах связи Wi-Fi и др. областях.
В 60-е годы анонимный писатель выпустил скандальную книгу «Ecstasy and me» («Экстаз и я»), которую выдавали за автобиографию Хеди Ламар.
Хеди Ламар умерла 19 января 2000г. Последние годы её жизни о ней почти никто не вспоминал, жила Ламар бедно, нянчила своих правнуков и занималась бесконечными судебными разборками о клевете и несанкционированном использовании её имени. Сын Хеди Ламар Энтони Лодер работает директором магазина сотовых телефонов в Лос-Анджелесе.
Прах Хеди Ламар согласно завещанию был развеян на ее родине в Австрии.
В 1998г. символом Corel Draw (программа векторной графики) стал портрет Хеди Ламар. Её портрет стал победителем на конкурсе на лучшую графическую работу, устроенном корпорацией Corel. Портрет Хеди, работа над которым длилась около шести месяцев, состоит более чем из 5000 графических объектов. Хеди Ламарр подала в суд исковое заявление на Corel, однако в результате его отклонили и дали компании полное право использовать её портрет!
В компьютерной игре Half-Life 2 у профессора Исаака Клейнера есть ручной хедкраб Heady Lamar, имя персонажу дали в честь непревзойдённой Хэди Ламар.
Начиная с 2005 года, каждое 9 ноября вся Европа празднует День Изобретателя в честь Хеди Ламар.
Хеди Ламарр: изобретательница из Голливуда
Что общего между игрой на пианино в четыре руки, торпедами и «вай-фаем» в вашем гаджете? Ответ вы найдете в этой статье.
9 ноября 2014 года, отмечалось столетие со дня рождения голливудской звезды Хеди Ламарр. Фильмы с ее участием давно стали классикой Голливуда. Но не все знают, что она была не просто актриса. Без нее мы бы сейчас вряд ли говорили по мобильному телефону, ориентировались с помощью GPS и искали, где лучше ловится Wi-Fi. Но обо всем по порядку.
Личная жизнь и съёмки в кино
Хедвига Ева Мария Кислер родилась в Вене в 1914 году и была единственным ребёнком в семье Гертруды и Эмиля Кислеров. Отец, Эмиль Кислер был родом из Львова и управлял банком. Мать Гертруда Лихтвиц происходила из богатой будапештской еврейской семьи и была пианисткой.
В 16 лет Хедвига ушла из дома, поступила в театральную школу, начала сниматься в кино. Дебютировала в немецком фильме «Девушка в ночном клубе»(1930).
В конце 1920-х годов её в качестве актрисы пригласил в Берлин Макс Рейнхардт.
Мировую известность ей принёс чехословацко-австрийский фильм Густава Махаты «Экстаз» (Ева, 1933). Десятиминутная сцена обнажённого купания в лесном озере вполне невинна по меркам XXI века, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций.
Картина была запрещена к показу в ряде стран и выпущена в прокат через несколько лет с цензурными купюрами.
Хеди Ламарр
В детстве Хеди посещала театральную школу, занималась балетом, играла на фортепиано, а еще любила изучать математику.
После скандальных съемок родители решили положить конец богемной жизни дочери и выдали 19-летнюю Хедвиг замуж за 33-летнего австрийского миллионера и фабриканта Фрица Мандла, владельца оружейных заводов.
Мандл сколотил состояние, продавая Германии и Венгрии новейшие системы вооружения в нарушение Версальского договора. На приемах у фабриканта бывали Гитлер и Муссолини. Юная фрау Мандл осуждала политические взгляды мужа.
Кадр из фильма «Экстаз»
Болтун — находка для шпиона
Скоро Хеди поняла, что для мужа она всего лишь очередное выгодное приобретение, как автомобиль или породистая лошадь. Мандл хвастал красавицей женой перед деловыми партнерами и высшим обществом.
Она ездила с мужем на его заводы и даже присутствовала на производственных совещаниях. Партнеры спокойно обсуждали свои дела, не обращая внимания на жену фабриканта. Ведь разве может какая-то актриса понимать, о чем рассуждают такие серьезные господа? Между тем актриса, за неимением других интеллектуальных развлечений, слушала все совещания и вникала в технические вопросы. Знание математики и пытливый ум позволяли ей довольно хорошо понимать суть разговоров.
«С детства мне все вокруг было интересно», — говорила она. В то время лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода.
Управление торпедами по проводам оказалось неприменимо в водной среде, и для этого искали возможность использовать радио. Но специалисты так и не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи.
Если бы партнеры Мандла могли знать, кто именно и в какой стране решит эту проблему.
Побег на фабрику грез
Летом 1937 года, после четырёх лет неудачного брака, Хедвига Мандль совершает классический побег из замка, подсыпав снотворного горничной.
Хорошо представляя масштабы надвигающейся фашистской угрозы, Хедвиг не рискнула оставаться в Европе и отправилась в Нью-Йорк на теплоходе «Нормандия».
И прямо на корабле она подписала выгодный контракт с Луисом Майером. Память о скандальном «Экстазе» была еще свежа, и имя Хедвиг Кислер могло вызвать неприятие у пуританской публики США.
По совету Майера она взяла псевдоним — Хеди Ламарр (в память об актрисе Барбаре Ла Марр, прежней любимице Майера).
В Голливуде карьера актрисы стремительно пошла в гору. Она сыграла в таких известных фильмах, как «Алжир», «Леди в тропиках», «Тортилья-Флэт», «Рискованный эксперимент» и «Самсон и Далила».
Луис Майер называл Хеди Ламарр самой красивой женщиной на свете и считал, что пора прервать монополию стереотипных платиновых блондинок на экране
Развесистая клюква: в фильме «Товарищ Икс» (Comrade X) Хеди Ламарр играет советскую вагоновожатую и даже немного говорит по-русски
Когда началась Вторая мировая война, актриса обратилась в Национальный совет изобретателей США, созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности, и предложила свои услуги.
Но актриса знала, что способна сделать гораздо больше, чем продавать облигации. В этот период в Атлантике от атак германских подводных лодок гибли военные и гражданские суда.
Ламарр вспоминала, как бывший муж обговаривал с партнерами проблему дистанционного управления торпедами и невозможность использования для этого радиосвязи. Если передавать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то корабли противника могут легко перехватить, заглушить сигнал, а то и вовсе перенаправить торпеду на другую цель.
Постепенно Хеди пришла к простому выводу: нужно все время менять частоту случайным образом в широком диапазоне, синхронизировав передатчик и приемник.
Хеди Ламарр призывает: «Стреляйте метко с нашими ребятами — покупайте военные облигации США»
Эта идея пришла ей в голову вскоре после знакомства с композитором-авангардистом Джорджем Антейлом (George Antheil,1900–1959). Он был автором нескольких опер, музыки для оркестров и фильмов.
Одним из самых известных его произведений был «Механический балет» для симфонического оркестра, 12 механических пианино, электрических звонков и авиационного пропеллера.
Помимо музыки Антейл написал несколько книг, работал обозревателем в журнале, а в годы войны выступал как репортер.
В одной из статей он довольно точно предсказал развитие и исход Второй мировой войны.
Джордж Антейл был с детства настолько помешан на музыке, что мать отослала его в деревню, где ни у кого не было пианино. Однако и там он нашел выход, заказав инструмент через музыкальный магазин.
88 клавиш
Ламарр и Антейл любили играть на фортепиано в четыре руки. Игра навела их на мысль, что можно посылать часть радиосигнала торпеде на одной частоте, а затем переходить на другую для передачи следующей части сигнала. Если заранее согласовать передатчик и приемник в отношении перескока частот, то сигнал может стать устойчивым к помехам при глушении — получалось похоже на игру в четыре руки.
Механическое согласование передатчика с приемником могло бы происходить с помощью детали, похожей на валик механического пианино. Компактный валик со штырями, перфорированной лентой и приводом от хронометра вполне мог поместиться в корпусе морской торпеды. Валик начинал вращаться, задавая курс, который набит на перфоленте.
Короткий радиосигнал передавал его вращение на валик торпеды, на нем автоматически набивалась та же перфорация — и торпеда выстреливала по курсу.
Система могла использовать набор из 88 радиочастот — число клавиш фортепиано.
Объявление-шарж: «Пророк механизмов и музыки из Трентона и Парижа представляет свой «Механический балет» и другие открытия в Карнеги-холле завтра вечером»
Псевдослучайные коды и раньше применялись для шифровки информации, но передавались по открытым каналам связи. Теперь же для изменения каналов передачи информации нужен был секретный ключ, одинаковый для приема и передачи. Противник не смог бы просканировать и заглушить все 88 частот, а вычисление заняло бы слишком много времени и сил.
Идея получила название «псевдослучайной перестройки рабочей частоты» (Frequency Hopping Spread Spectrum). Проверка на механических пианино, участвовавших в постановке «Механического балета», подтвердила работоспособность системы.
В июне 1941 года был получен патент США № 2,292,387 на «Систему секретных сообщений» (Secret Communication System). Патент описывал секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Ламарр и Антейл подарили его правительству и отказались от всех выплат.
Патент № 2,292,387, выданный Хеди Кислер Маркей (по фамилии второго мужа) и Джорджу Антейлу
В ВМС США пытались осуществить замысел изобретателей на практике, но механическое управление с помощью перфоленты оказалось затруднительным. Патент был засекречен и положен под сукно на долгие годы.
Концепция перескока частоты возродилась только с развитием электроники после войны. В 1957 году инженеры фирмы Sylvania стали экспериментировать с идеей «Системы секретных сообщений» и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических.
Появился термин «широкополосный сигнал», и идея Ламарр и Антейла оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали новую радиоаппаратуру во время кубинского кризиса.
Заметка в «Нью-Йорк Таймс» об изобретении: «Ее открытие настолько важно для национальной обороны, что официальные лица не будут давать разрешения на публикацию о его деталях»
В середине 1980-х годов Пентагон рассекретил ряд патентов, и ШПС стал доступен для гражданского применения. Изобретение легло в основу технологий с расширенным спектром частот, которая сегодня используется повсюду: в сотовой связи, протоколах беспроводной передачи данных стандарта Wi-Fi, Bluetooth, в приемниках и спутниках GPS.
Портрет на коробке
В 1953 году Хеди Ламарр получила американское гражданство. Она шесть раз выходила замуж и имела троих детей. После 1958 года она перестала сниматься, а последний неудачный брак привел к тому, что она потеряла все свое состояние.
В 1966 году актриса пыталась вернуться на экран, но этому помешали ее неуживчивый характер и привычка откровенно высказывать свое мнение.
Урон репутации кинодивы нанесли также обвинения в краже вещей из магазина (суд позже опроверг их) и выход якобы автобиографической книги «Экстаз и я», которая содержала массу домыслов и сплетен.
Хеди с сыновьями Энтони и Джеймсом и дочерью Дениз
Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, раскопав историю Хеди Ламарр, пытались представить ее к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. Лишь в 1997 году актрисе присудили награду фонда Electronic Frontier, но она отказалась присутствовать на церемонии вручения и не пожелала принять журналистов. Награду вместо нее получил ее сын Энтони Лодер.
1966 год. Хеди Ламарр на пресс-конференции на следующий день после ареста по обвинению в краже из магазина
Однако изображение было не фотографией, а цифровой иллюстрацией, созданной для конкурса дизайна Corel в 1996 году. Иллюстрация получила главный приз, и компания начала использовать ее для рекламы CorelDraw.
Художник Джон Коркери рисовал эту цифровую иллюстрацию 120 часов
Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в возрасте 86 лет в доме престарелых. За свой вклад в достижения кинематографа она была удостоена звезды на голливудской Аллее славы.