актриса русалка в париже
Амели наоборот: в какие чувства погружает «Русалка в Париже» Матиаса Мальзье
Сюжет описывается одним предложением: на набережной в Париже герой обнаруживает живую русалку. Один ее голос и взгляд лишают разума и жизни, но тут вышло иначе. Сыграть русалку, между прочим, интересная задача для актрисы (Мэрилин Лима): напоминает этюд для студента театрального института. Как сыграть мифического персонажа в быту? Тут довольно тонкая грань — нельзя «забыть» о своем сказочном происхождении, но при этом нужна реалистичная реакция на какие–то банальные вещи: вода в ванной комнате, пластырь на хвосте, русалка смотрит мультфильм о русалке по телевизору…
Обрывки прошлого: проблемы поколений в фильме «Жизнь на перемотке» Антони Марсьяно
Фильм привычно ставит вопрос о романтизме в наши дни: возможен ли он. Герой (Николя Дювошель) — «Амели наоборот»: первые кадры отсылают к знаменитому фильму — герой летит на роликовых коньках на работу, в плавучий бар, который вот–вот должен закрыться ввиду нерентабельности. Романтик, разочаровавшийся в любви, не вписавшийся в современность, живущий воспоминаниями о прошлом. Как известно, во Франции, как и в России, кино снимается в том числе за счет государственных субсидий. Но, в отличие от нашего кино, фильм говорит о реальных проблемах общества: кризисе социализации, адаптации, коммуникации. Он советует зрителю — нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед, нужно удивляться, не боясь неизвестности. Вот вам «социальная роль кинематографа».
В остальном фильм очень похож на наши романтические поделки. Единственное отличие французской комедии в том, что там дело далеко не всегда заканчивается свадьбой, а, напротив, вполне в духе французской философии — экзистенциальным одиночеством. Страсть есть болезнь, в любви всегда есть привкус смерти. От фильма в итоге остается вовсе не романтическое послевкусие; возможно, так это и задумывалось?
Однако при всем в «Русалке» (Une sirene a Paris) есть что–то отчаянно некинематографическое — местами она напоминает актерский капустник, в худшем смысле слова. Легко понять почему. Кстати, довольно редкий случай: режиссер Матиас Мальзье экранизировал собственную же одноименную книгу. Автор — класcический современный «на все руки мастер»: он сценарист, писатель, режиссер — и, конечно же, у него есть своя рок–группа. Его самый известный фильм–мюзикл — «Джек и механика сердца» (2013) — также экранизация собственного романа (La mecanique du coeur, 2007); причем этот роман Матиас умудрился переработать еще и в музыкальный альбом. Впрочем, та картина была номинирована на приз «Хрустальный медведь» Берлинского кинофестиваля, а также на премию «Сезар» в категории «Лучший анимационный фильм».
Элементы анимации есть и в «Русалке». Они, пожалуй, ее самая бесспорная часть.
Режиссер фильма «Русалка в Париже» Матиас Мальзье: «В непростые времена поэзия и чудеса становятся жизненно необходимыми»
Ваш фильм рассказывает историю любви мифического существа — русалки и человека. Не так давно на экраны вышел фильм с аналогичным сюжетом — оскароносная «Форма воды» Гильермо дель Торо. Обе картины — фэнтезийные мелодрамы. Чем ваш фильм принципиально отличается от «Формы воды»?
Прежде чем ответить на вопрос про различия, скажу, что я довольно драматично отреагировал, когда я увидел афишу «Формы воды». На тот момент я был в середине написания сценария. Первая мысль — такое совпадение явно не пойдет фильму на руку. Но когда я посмотрел сам фильм, то успокоился, потому что на самом деле картины получились очень разными. Да, есть параллели, но они лежат на поверхности. В обоих фильмах речь идет о невозможной любви, но сюжет и все, что вокруг него, атмосфера, дух — все другое. Ну и «Форма воды» дороже по съемкам, мой фильм гораздо более камерный. Я бы сравнил свой новый фильм, скорее, с «Выживут только любовники» Джармуша. Я им вдохновлялся. Мне кажется, что «Русалка в Париже» ближе к нему, потому что этот фильм повествует не просто о невозможной любви, а о любви как источнике жизни. Джармуш использует мифологических персонажей, чтобы что-то сказать о состоянии человека, то же самое мы видим и в «Русалке в Париже».
Сюжет вашей предыдущей работы — анимационного фильма «Механика сердца» строится вокруг метафоры сердца. В «Русалке» мы вновь ее обнаруживаем. Что стоит за этим образом?
Для меня любая история начинается с сердца, поэтому оно в центре всех моих сюжетов. Сюжетная линия — это путь персонажа из точки А в точку В, и на этом пути 100% встретятся препятствия, и чтобы их преодолеть, нужно сердце, любовь. Будь то романтическая любовь или родительская — любая. А сердце — это символ любви.
«Русалка в Париже» — ваш первый игровой фильм. Почему вы выбрали для сказочного сюжета такой формат, а не, например, анимационный?
Еще до того, как родился сюжет этого фильма, я захотел сделать игровое кино. Но главное даже не это, а то, что я как раз хотел уйти от «сказочности», сыграть на контрасте. Мог бы получиться очень милый мультфильм, но он больше был бы похож на сказку, стерся бы этот контраст. А так, живой человек, такой же, как мы с вами, находит русалку в реальном городе. В этом больше поэзии, на мой взгляд.
Что для вас сложнее: придумать историю или снять ее?
Это разные этапы, я не могу сказать, что труднее. Когда я пишу — это спокойный период, я сижу перед монитором; когда я выступаю на сцене со своими песнями (у Мальзье своя рок-группа Dionysos. — Прим. ред.), то я более энергичен, а на съемочной площадке смешиваются оба состояния. Конечно, процесс довольно волнительный, но я стараюсь быть сдержанным, потому что на съемочной площадке энергичными должны быть персонажи, актеры. Это их вотчина. Мне же все этапы нравятся, каждый по-своему.
У каждого режиссера свой Париж. У Вуди Аллена в «Полночи в Париже» — романтичный, у Гаспара Ноэ в «Необратимости» — мрачный, у Бертолуччи в «Мечтателях» — проникнутый духом свободы. Ваш Париж, он какой?
Мне хотелось в фильме передать атмосферу Парижа с открытки, каким его принято представлять. Конечно, это клише. Если бы я снял классическую романтическую комедию, действие которой разворачивалось бы в «стандартном» Париже, это было бы никому не интересно. Но, мне кажется, с появлением сказочной истории в сюжете этот «заезженный» образ Парижа заиграл новыми красками.
Как французская публика отреагировала на фильм и какой реакции вы ожидаете от российского зрителя?
К сожалению, фильм показывали всего три дня до введения карантина, поэтому я не могу оценить реакцию во всей полноте, но меня тронуло то, что люди говорили, что нашли в моем фильме частичку добра, которой в нашу трудную эпоху, эпоху коронавируса, часто не хватает. И я надеюсь, что в России люди также найдут в этом фильме радость, сюрприз, игру, эмоцию.
Вы сказали, что мы живем в трудную эпоху. Какие фильмы будут, на ваш взгляд, востребованы в ближайшее время?
Мы ходим в кино, чтобы забыться, ненадолго убежать от реальности, поэтому, мне кажется, сейчас будет расти зрительский запрос на доброе, светлое кино. В непростые периоды поэзия и чудеса становятся жизненно необходимыми.
Пять лет назад я заболел серьезной болезнью, и возможно, у меня синдром выжившего, который заставляет меня хотеть наслаждаться жизнью. Я понимаю, что я немного сильнее, чем люди в среднем, и я осознаю, какой это на самом деле необыкновенный дар — быть живым на этой планете, а тем более в Париже, в этом прекрасном городе. Я не отрицаю реальность, но я хочу бороться с ней и преобразовывать ее. И мой фильм, я думаю, об этом — о персонаже, который находится в трауре и преображается, который благодаря любви снова становится самим собой, рискуя своей жизнью.
«Русалка в Париже»: Не влюбляйся, если хочешь жить (рецензия)
Певец Гаспар Сноу ( Николя Дювошель ) — человек, живущий прошлым. Он исполняет старомодные романтические баллады в кафе на барже, некогда основанном ещё его бабушкой, предпочитает старинные ролики всем видам общественного транспорта, а его квартира похожа на музей антиквариата. Когда-то в прошлом он был счастлив и влюблён, но теперь его сердце разбито и Гаспар, кажется, навсегда потерял способность влюбляться. Однажды вечером, возвращаясь с работы, Гаспар увидел на набережной Сены лежащую без сознания девушку с рыбьим хвостом и решил ей помочь. Так начинается мелодрама Матиаса Мальзьё «Русалка в Париже» (Une sirène à Paris).
Николя Дювошель в фильме «Русалка в Париже». Кадр из фильма
Белокурая красотка Лула ( Мэрилин Лима ), как и диснеевская Ариэль, плохо ориентируется в жизни на поверхности и даже не умеет пользоваться вилкой, но на этом её сходство со знакомой многим с детства русалочкой заканчивается. Откровенно говоря, вопреки русскоязычному названию фильма, Лула даже не русалка — она сирена. Да, из тех, что своими сладкоголосыми песнями обрекают мужчин на гибель. В одной из самых ярких сцен фильма Лула между делом расскажет Гаспару, что иногда она попадала в сети морякам, убивала их и выпивала найденный на их лодках алкоголь.
Мэрилин Лима в фильме «Русалка в Париже». Кадр из фильма
Жертвы сирены, обитающей в грязных водах Сены, отправляются к праотцам с улыбкой на устах, ведь они умирают от любви, такой сильной любви, что их сердце не выдерживает. Матиас Мальзьё, рассказывая на новый лад сказку о прекрасном принце и русалочке, подобрал удивительно точную метафору для токсичных отношений. Впрочем, на Гаспара чары сирены-убийцы не действуют, ведь, как мы помним, он уже потерял способность влюбляться. В этом и состоит противоречивая ирония картины: по мере развития отношений с Лулу герой с говорящей фамилией Сноу начинает оттаивать и оживать, но тем самым становится ближе к смерти.
Николя Дювошель и Мэрилин Лима в фильме «Русалка в Париже». Кадр из фильма
Режиссёр в первые же минуты предупреждает нас, что «Русалка в Париже» — это фильм о мечтателях и для мечтателей. Картина Мальзьё пропитана духом эскапизма, духом того Парижа, который существует, наверное, только на открытках и на страницах французских романов. Это фильм, в котором картонные декорации оживают, слёзы превращаются в жемчуг, а персонажи поют почти так же часто, как говорят. Фильм, на сеансах которого влюблённых парочек будет не меньше, чем в кафешках в окрестностях Эйфелевой башни.
Современная история Ариэль
Это вовсе не история Ариэль, которая решила покинуть родное королевство, чтобы увидеть Эйфелеву башню и Елисейские поля. Это совсем другая история. Перед просмотром фильма «Русалка в Париже» зрителям нужно забыть обо всем, что они знали об этих жительницах подводных глубин из мультфильмов. Зрителей ждет история о современной русалке, ее очаровательном принце (пусть не на белом коне, но на желтых роликах) и их неожиданной любви на берегах Сены. Ну, а где еще может произойти такая сказочная и невероятно романтичная история, если не в Париже? Мы представляем вашему вниманию рецензию на фильм «Русалка в Париже» (2020)и ждем обзоров и отзывов от истинных ценителей кино о данном проекте.
Коротко о сюжете
Гаспар и его отец владеют «Цветочной баржей», легендарным заведением на берегах Сены, в котором на протяжении десятилетий происходят самые романтичные встречи и самые безумные посиделки. Дела в заведении идут не лучшим образом, а тут еще и умирающая русалка, которую парень находит на мостовой у реки…
Немного об актерском составе
Холодная красота Мэрилин Лимы отлично подходит для данной роли. Для создания образа неприступной русалки Лулы девушке пришлось перекрасить волосы в белоснежный цвет и, надо сказать, актриса благодаря этому действительно стала похожа на героиню скандинавских мифов, вышедшую из пенных вод.
Что касается исполнителя роли Гаспара, то Николя Дювошель способен разбить даже самое неприступное девичье сердце. Истинный француз, что тут говорить.
На счету актера более пятидесяти фильмов и, скорее всего, зрительницы всех возрастов захотят пересмотреть хотя бы часть из них после выхода «Русалки в Париже» на большие экраны. Невероятная харизма, эффектная внешность и профессиональная игра – три кита, на которых держится игра исполнителя главной мужской роли.
Роль колоритной соседки Гаспара досталась Росси де Пальма. Любителям французского кино актриса хорошо знакома по проектам «Разомкнутые объятия», «Женщины на грани нервного срыва» и «Свяжи меня».
По сути, фильм держится на этих трех персонажах, но и актеры, исполнившие второстепенные роли, держат марку и создают общую атмосферу фильма на все сто процентов.
Почему «Русалку в Париже» обязательно стоит посмотреть?
Во-первых, потому, что, пожалуй, каждый посмотревший картину зритель влюбится во французское кино. Если, конечно же, он еще не влюблен в него – тогда он просто укрепится во мнении, что никто не снимает романтичные фильмы лучше, чем французы.
Во-вторых, просмотр фильма подарит зрителям почти два часа абсолютного погружения, но не на дно, а как раз наоборот – в далекие, но светлые глубины, где миром правят наивность и влюбленность.
В-третьих, потому, что хороших сказок для взрослых на современных экранах очень мало, а «Русалка в Париже» — одна из них.
Режиссеру Матиасу Мальзьё однозначно удалось создать оригинальный романтичный фильм и при этом уйти от многих клише о принце и русалке. Получилось очень живо, мило и немного наивно.
И главное – в отличие от многих современных фильмов, этот фильм действительно хочется посмотреть в кинотеатре с любимым человеком за руку.
«Русалка в Париже»: Рецензия Киноафиши
Переосмысление истории о русалке в Париже наших дней.
Гаспар с успехом у малочисленных посетителей скромного, но уютного парижского бара на барже вечер за вечером выступает на сцене с чувственными балладами. Он человек прошлого, передвигающийся по городу на роликовых коньках, обращающий внимание на стоящие за старыми вещами истории больше, чем на людей вокруг. Дела, как полагается, идут не очень, гонорар все скромнее, порой это горсть монет и пара купюр в десять евро. Его отец и по совместительству владелец заведения вот-вот будет готов продать баржу крупной сети ресторанов, вопреки увещеваниям сына о живущих здесь воспоминаниях. Тем временем у набережной Сены одиноких мужчин манит гипнотический зов из водных пучин, завлекая погрузиться с головой в реку, чтобы не вылезти оттуда никогда. Одной совсем безрадостной ночью в заветном месте оказывается и герой, заметив на брусчатке потерявшую сознание русалку по имени Лулу. В больнице страдалицу принимать отказываются, потому Гаспару приходится привезти ее к себе домой. К удивлению сирены, демонические напевы на мужчину, как бы она ни старалась, не действуют. Если остальным эта музыка разбивает сердца, то у разочаровавшегося в романтике спасителя Лулу к ней выработался иммунитет. Но чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее у Гаспара начинает жечь в груди… Теперь главное не влюбиться.
Из анимационного дебюта Матиаса Мальзьё «Механика сердца» в «Русалку» перекочевала искренняя вера в наивность. Это сказка, магистральная идея которой сводится к выводу, что, если в своих чувствах ты не подвластен крайностям, ты просто не живешь. Если любить, то до потери пульса, и да воспрянут все циники и скептики, встретив прелестную блондинку у Сены, знакомство с которой растопит каменные сердца. Уже с первых минут с экрана звучит безапелляционный тезис о том, что мечтатели одной силой воображения способны изменить мир. А друзья нужны, чтобы делиться с ними невероятными чудесами. Пространство в фильме Мальзьё в прямом смысле подвижно. Постановщик задает нужную степень условности, обрамляя метания Гаспара анимационными вставками в излюбленной еще со времен «Механики сердца» манере. В своей амбиции преобразить приземленный маршрут, состоящий из бара, больницы и парижских окрестностей, режиссер невольно опирается на традицию Мишеля Гондри, то и дело вводя в повседневность рукотворные декорации, в которых Гаспар порой просто тонет.
Мальзьё в непривычном формате художественного кино не может определиться, с какой же стороны переосмыслить старую добрую легенду о русалочке. Анимация, декорации, нарочитая музыкальность (от постоянно попадающих в кадр виниловых пластинок до пианино и регулярных напевов, что за авторством Гаспара, что Лулу) не уживаются с комическими эскападами. Росси де Пальма, пришедшая словно из очередного фильма Альмодовара, введена в сюжет разве что как такой же эффектный, но однозадачный фон, как и волны из папье-маше. Мальзьё удается удивить, когда он начинает играть в Мельеса и из глаз Лулу текут жемчужные слезы. Он расписывается в этой уязвимой любви к прошлому, словно соотнося фразу, сказанную Гаспару, на свой счет («настоящее не твой конек»). Париж в его глазах — открыточный, он смакует и Эйфелеву башню, и набережную Сены, и мост влюбленных, полный застегнутых парами на его решетке замков. В кульминационный момент заиграет Non, je ne regrette rien — Мальзьё намеренно использует понятный любому поколению культурный код, только подчеркивая географию картины.
«Русалка в Париже» — кино для мечтателей, тех, кто, не вдаваясь в подробности и не думая о бездне, склонен верить в сказки, видит лучшее впереди и воспринимает Париж именно таким, каким он показан на экране. В подобной зацикленности на романтическом восприятии мира есть свой принцип, и он в какой-то мере заслуживает уважения, но не делает «Русалку» работой, вокруг которой впоследствии мог бы образоваться культ, — скорее скопление влюбленных пар на сеансе.