актриса сыгравшая аксинью в тихом доне 1957
История успеха: ради роли в «Тихом Доне» Хитяевой пришлось побороть страх воды
Съемки в культовом советском фильме едва не стоили актрисе жизни. Сегодня артистке исполнилось 90 лет.
Фото, видео: Кадры из кинофильма «»Тихий Дон», реж. С. Герасимов, 1957-1958 г.
Одной из самых сложных для артистки стала роль казачки Дарьи Мелеховой в «Тихом Доне», снятом по роману Михаила Шолохова. Еще совсем юная Хитяева должна была искренне сыграть горевание над убитым мужем. Актрисе никак не удавалось изобразить страдания. Чтобы вжиться в роль, ей пришлось посетить на хуторе самые настоящие похороны и плакать над гробом незнакомого человека.
Кадр из кинофильма ««Тихий Дон», реж. С. Герасимов, 1957–1958 г.
В последней части трилогии «Тихий Дон» Людмиле Хитяевой предстояло сыграть сцену самоубийства. Ее героиня Дарья должна была утопиться. Перед актрисой возникло новое испытание: она не умела плавать. В юности Хитяева чуть не захлебнулась в Волге, после чего у артистки появился страх воды.
Но чего не сделаешь ради искусства? Несколько дней с молодой звездой кинолент работали каскадеры. Методы работы инструктора по плаванию не были гуманными: артистку могли отвезли на середину реки и скинуть с лодки. На одной из таких экстремальных тренировок Хитяева упала в воду, но сама всплыть уже не смогла. Ее спас каскадер. Все обошлось. Роль была благополучно сыграна. После триумфа «Тихого Дона» на артистку буквально посыпались предложения сняться в кино.
Кадр из кинофильма ««Тихий Дон», реж. С. Герасимов, 1957–1958 г.
Актриса сыграла более 40 ролей и стала любимицей советских, а затем уже и российских зрителей. Удостоена многих наград, в том числе Ордена Почета. Некоторое время работала в театре, но предпочла ему кино.
15 августа Людмила Хитяева отмечает юбилей — 90 лет. К этому возрасту актриса сохранила позитивный настрой, энергичность и несравненную грацию.
«Секрет, наверное, в природе. Я родилась человеком жизнерадостным, я не люблю ныть, жаловаться, любое недомогание пресекаю. Я живу такой жизнью, которой должен жить каждый человек на земле. Я никому не завидую, не сплетничаю — этого не люблю», — поделилась артистка.
Юбилей Людмила Хитяева планирует отпраздновать с близкими друзьями в ресторане. Знаменитая актриса отметила, что любит праздники и юбилеи, но на цифры в паспорте не смотрит. Главное для нее — продолжать работать, жить полной жизнью и быть нужной людям.
Поклонники не забывают Хитяеву и до сих пор оказывают приятные и так нужные для нее знаки внимания: пишут письма, звонят с поздравлениями, высылают подарки. Это очень мотивирует актрису и придает ей жизненный тонус.
За кадром фильма «Тихий Дон»: Чего Нонна Мордюкова не могла простить Элине Быстрицкой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первый фильм по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» вышел еще в 1931 г. – это была немая картина по первым двум томам книги, с Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской в главных ролях. Сергей Герасимов задумал снять свою версию экранизации романа Шолохова еще в 1939 г., но тогда осуществить замысел ему не удалось из-за внезапно обострившихся отношений Сталина и автора произведения. Вернуться к замыслу удалось только после смерти Сталина, и в 1955 г. режиссер приступил к работе. Первым делом он отправил сценарий Шолохову. Писатель одобрил идею, затем сценарий утвердили на худсовете, и Герасимов приступил к съемкам.
Свою задачу он представлял следующим образом: « Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике. То обстоятельство, что в середине 50-х годов уже не нужно было, скажем, защищать Шолохова от обвинений в том, что его Мелехов – это «гамлетианствующий казачок», «донской Гамлет», не снимало вопрос: «А кто же он такой, Григорий Мелехов? ».
К подбору актеров режиссер подошел очень тщательно – была составлена целая картотека всех претендентов не только на главные роли, но и на второплановые. В результате собралось более 200 актеров! На роль Аксиньи пробы проходила Эмма Цесарская, сыгравшая эту героиню в немом фильме 1931 г., а также Нонна Мордюкова, выпускница курса Сергея Герасимова.
Элина Быстрицкая мечтала об этой роли с юности – с тех пор, как репетировала эту роль для студенческой постановки. Правда, тогда эта попытка оказалась неудачной – мастер курса ее раскритиковал, заявив, что ее удел – играть романтических героинь Шиллера. На этот раз она набралась храбрости и сама позвонила режиссеру, попросив дать ей шанс поучаствовать в пробах. На ее кандидатуре настоял сам Шолохов, посчитав ее идеальным попаданием в образ Аксиньи, и Быстрицкую утвердили. По ее словам, Мордюкова из-за этого едва не наложила на себя руки, а после премьеры фильма при встрече с соперницей прошипела: « А ты все-таки сыграла, проклятая! » После этого они никогда прилюдно не выражали антипатии друг к другу, но Мордюкова так и не смогла простить этого поражения конкурентке.
Для этой роли Элине Быстрицкой пришлось поправиться, что далось ей с трудом. Кроме того, ее выдавали изящные «городские» руки, и чтобы они огрубели, перед съемками актриса занималась стиркой белья вручную и ходила на Дон за водой с коромыслом. Местные казачки учили ее, как это делать «правильно»: « Чтобы и воду не расплескать, и мужиков с ума свести, воду нужно носить бедрами, тогда казаки будут пялиться и глаза сломают! ». Герасимов предупредил и других актрис, что их руки должны стать похожи на привыкшие к тяжелому крестьянскому труду: « Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете – соседям помогите ». Чтобы достичь максимального правдоподобия, Герасимов даже во время съемок заставлял актрис перестирать гору белья, а потом не разрешал им пудрить лица.
Спустя годы Быстрицкая признавалась, что роль Аксиньи стала для нее и судьбоносной, и роковой одновременно – она принесла ей всенародную любовь и популярность, но далась ей очень тяжело и долгие годы ее не отпускала – с тех пор миллионы зрителей ассоциировали ее только с этой героиней. Актриса рассказывала: « После «Тихого Дона» тридцать старейшин донских казаков вручили мне грамоту на пергаменте в виде свитка, где объявили меня почётной казачкой и просили впредь называться не иначе как Аксинья Донская. Я ответила, что фамилию отца не изменю, но чрезвычайно им благодарна за признание моих заслуг ».
С поисками актера на главную мужскую роль тоже возникли трудности – ни одна из кандидатур не казалась режиссеру подходящей. Актеру Петру Глебову на тот момент было уже за 40, а достойных ролей он еще не сыграл. Он попросил кого-то из коллег пристроить его хотя бы в массовку на съемках «Тихого Дона», и там его и заметил Герасимов. Позже режиссер вспоминал: « Войдя в павильон, я мельком оглядел полутемный блиндаж, где за столом сидели офицеры. Я обратил внимание на одного из них, еще совсем не сопоставляя его облик с обликом Григория Мелехова. Но очень сильные глаза заставили приглядеться к актеру повнимательнее. Я ждал, когда он заговорит. И, пожалуй, голос-то как раз и решил дело ». Местные говорили об актере: « Наш станичник! » А Шолохов, увидев Глебова в роли Мелехова, воскликнул: « Он! Он живой и есть ».
Место съемок помог выбрать Шолохов – он посоветовал снимать в казачьих краях, там же, где был создан первый немой фильм «Тихий Дон», – на хуторе Диченске, возле города Каменска-Шахтинского. В массовых сценах были задействованы местные казаки, актеры свободное время проводили среди станичников, наблюдая за их манерами и перенимая говор, жесты и походку.
Первым зрителем фильма стал Михаил Шолохов. После просмотра только что смонтированных всех 3-х серий писатель сказал: « Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом ». «Тихий Дон» вышел на экраны в 1957 г. и стал лидером проката – за год его посмотрели почти 47 млн зрителей. Через год он был удостоен премии «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия) – «За создание широкой панорамы жизни народа», а также Почетного диплома Гильдии режиссеров США лучшему иностранному фильму года и премии на Всемирной выставке в Брюсселе. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» дважды – в 1957 и в 1958 гг. – признавали лучшим фильмом года.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Угасшая звезда Эммы Цесарской: За что изгнали из кино советскую звезду, сыгравшую Аксинью в первой экранизации «Тихого Дона»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Советская кинозвезда и американский инженер
Эмма Цесарская, появившаяся на свет в 1909 году, с детства мечтала о карьере пианистки. В 16-летнем возрасте она приехала из Екатеринослава в Москву, но поступила не в музыкальное училище, а в киношколу. И уже спустя два года вместе со своими однокурсниками впервые появилась на «Совкино», где прошла фотопробы на роль свахи в картине Преображенской и Правова «Бабы рязанские». Но Эмма была настолько яркой и талантливой, что её заметили сразу. И первая её кинороль оказалась одной из главных. Так 18-летняя актриса начала свой путь в искусстве, который с самого начала был очень успешным.
В 1930 году она сыграла Аксинью в «Тихом Доне» Шолохова. На эту роль Эмму Цесарскую утвердили без единой пробы. После этой работы вся страна была уверена в том, что Эмма – настоящая казачка. На самом же деле деревенскую жизнь она изучала лишь по книгам.
В 1929 году фильм «Бабы рязанские» демонстрировался в США. Зара Виткин, молодой американский инженер, всерьёз увлечённый идеями социализма, пришёл на показ вместе со своей сестрой. Увидев на экране Василису, которую играла Эмма Цесарская, Зара был не просто очарован. Он влюбился буквально с первых секунд в эту яркую, живую и невероятно красивую девушку.
Почему-то он мгновенно уверился: ему срочно надо ехать в Советский Союз. Тем более, что иностранных специалистов активно приглашали на работу в молодую страну. Его вообще привлекала идея равенства и братства, он считал СССР перспективной страной, которая даёт надежду на будущее всему миру.
Подстёгиваемый своими чувствами к незнакомой пока советской красавице, Зара Виткин оформил визу через Акционерное общество «Амторг», занимавшееся подбором инженеров, чьи таланты могли быть использованы для индустриализации молодой Страны Советов. Уже в апреле 1932 года он пересек границу СССР и надеялся на скорую встречу с Эммой Цесарской.
Учитель и способная ученица
По прибытию в Москву Виткину предстояло не только устроиться на работу, но ещё и разыскать предмет своей страсти. Если с первым всё было понятно, то поиски актрисы иногда казались ему просто безнадёжными. Благодаря приятелям Зара Виткин узнал, что Эмма снимается в Крыму.
Он проектировал дома для рабочих и всё больше погружался в советскую действительность.
Разочарован он не был, считая, будто высокая идея всеобщего равенства и братства стоит того, чтобы за неё немного пострадать. Куда больше его волновала возможность (или невозможность) встречи с актрисой. И в то время, когда он уже почти оставил свои надежды, Зара встретил Эмму Цесарскую просто на улице, на Петровке.
Он шёл за ней, даже не представляя себе, как познакомится с актрисой, но на его счастье, вскоре она встретила знакомую, которую сам Виткин уже встречал. Это тоже была актриса Клавдия, к которой и подошёл Зара, а девушка уже представила его Цесарской. Правда, особого внимания на нового знакомого Эмма не обратила. Но первый шаг был сделан и вскоре Клавдия вместе со знакомым инженера Юджином Лайонсом, корреспондентом United Press International, организовали встречу Цесарской и Виткина.
Зара увидел её вблизи, смог рассмотреть и окончательно увериться в своих чувствах. Впрочем, на актрису новый знакомый тоже произвёл впечатление. Правда, они совершенно не могли разговаривать: Эмма не знала иностранного языка, Зара Виткин не изъяснялся на русском. Кому пришла в голову мысль о том, что американец должен давать уроки английского языка Эмме Цесарской, неизвестно. Но вскоре Эмма и Зара стали регулярно встречаться.
Он готовился к занятиям, выбрав весьма необычную методику: Виткин писал Эмме письма, в каждое вводя всё новые слова. Общались они поначалу с помощью словарей, но Эмма оказалась способной ученицей и вскоре могла уже понять разговорную речь, а после и вполне сносно изъясниться на английском.
При этом Зара был уверен, что у него с актрисой роман, а сама Эмма даже спустя полвека утверждала: она никогда не была влюблена в американского инженера. Но он строил планы, говорил о браке. Она же просто изучала язык, надеясь когда-нибудь сняться в Голливуде. На все разговоры о будущей семье актриса отвечала молчанием, но Зара принимал его за согласие.
Зимой 1934 года Эмма очень изменилась. Она перестала появляться на людях вместе с Виткиным, категорически отказывалась от выезда в США даже при наличии отчётливой перспективы сделать там карьеру.
Трагедии и судьбы
В феврале 1934 года Зара Виткин выехал из России. В то время практически над каждым иностранцем, приехавшим строить новое государство и работать на его благо, нависла реальная угроза ареста. Виткин был хорошим специалистом, его даже пытались удержать, но разочарование в советском строе и явное нежелание Эммы быть с ним вместе сыграли свою роль в том, что инженер вернулся на родину.
После своего возвращения он написал книгу о своей жизни в СССР. Большую часть произведения он посвятил любимой женщине. Правда, издатели отказывались печатать его творение, а когда Виткин скончался в 1940 году, родственники сожгли рукопись инженера. Лишь благодаря Юджину Лайонсу сохранилась фотокопия рукописи, которую в 1989 году издал историк из Калифорнии Майкл Гелб. Он приехал к актрисе, расспрашивал её о романе с Виткиным, однако и через полвека она не раскрыла всех своих тайн.
Эмма Цесарская смогла безболезненно пережить знакомство и тесное общение с иностранцем, но счастливое замужество актрисы обернулось для неё настоящей трагедией. Супруг актрисы Макс Станиславский был капитаном государственной безопасности и занимал небольшую должность в НКВД.
В марте 1937 года он был арестован после того, как в рядах НКВД начались массовые чистки. Эмму Цесарскую вместе с полуторагодовалым сыном выселили в барак на окраине столицы, куда перевозили всех жён репрессированных силовиков. Однако мама и брат актрисы сумели добиться разрешения для известной актрисы жить вместе с ними и забрали Эмму вместе с малышом домой.
Однако на карьере Цесарской был поставлен крест. Её совершенно перестали снимать и даже на афишах фильмов с её участием фамилию просто зачёркивали. Даже почти законченный фильм с участием актрисы пересняли, взяв на роль вместо неё Зою Карпову.
В конце лета 1938 года Эмма Цесарская попала на приём к Семёну Дукельскому, новому председателю Комитета по кинематографии. Этому предшествовало письмо, написанное актрисой Вячеславу Молотову по совету Михаила Шолохова, симпатизировавшего своей Аксинье. После приёма у Дукельского Цесарской было позволено сниматься в небольших эпизодических ролях. Однако о былой славе речь уже не шла.
Когда к ней в 1989 году приехал Майкл Гелб, актриса была очень сдержана во время беседы. Она явно не собиралась открывать все свои тайны американскому историку, несмотря на его рассказ о судьбе Зары Виткина и его книге, в которой он так много слов посвятил женщине, которую любил. Спустя всего полгода после этого визита Эмма Цесарская скончалась.
Не слишком счастливой оказалась судьба и другой актрисы, сыгравшей Аксинью в следующей экранизации «Тихого Дона». Элину Быстрицкую и сегодня считают одной из самых красивых актрис, но она часто оставалась без ролей в театре и в кино. Она состояла в браке 27 лет, тщательно скрывая свою личную жизнь от посторонних.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тихий Дон
СССР | 1957 г. | 350 мин. | военный, драма
Рейтинг:
Кинопоиск 8,1 IMDb 7,8
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Тихий Дон»:
Актеры фильма «Тихий Дон»:
Содержание фильма «Тихий Дон»:
Фильм «Тихий Дон» (1958) — советский трёхсерийный фильм-эпопея. Экранизация романа Шолохова.
Сюжет фильма «Тихий Дон»
Аксинья рожает. Григорий не уверен, что он отец ребёнка. В 1914 его забирают на службу. Штокмана арестуют. Начинается война, казаки едут на фронт.
В первом бою с австрийцами Григорий убивает двух противников. Аксинья теряет ребёнка. Сын генерала Листницкого, Евгений (актёр Игорь Дмитриев) утешает её.
Григорий попадает в госпиталь. Его Императорское Высочество лично вручает ему награду.
Григорий узнаёт о неверности Аксиньи. Он избивает её и Евгения, а затем возвращается к Наталье.
1916 год. Григорий стал полным георгиевским кавалером. Он рассказывает солдатам, как ему надоела царская служба. Отступая, Григорий спасает супруга Аксиньи.
На собрании объявляют, что власть получил Временный комитет ГосДумы. Есаул Калмыков (актёр Михаил Глузский) предлагает примкнуть к Корнилову. Хорунжий Илья Бунчук (актёр Пётр Чернов) хочет защитить революцию. Бунчук убивает Калмыкова.
Красные казаки Фёдора Подтёлкова (актёр Николай Муравьёв) сражаются с белыми. Побеждают красные.
Григорий приезжает к отцу. Он поддерживает Советскую власть, а отец против. Власть меняется. Григорий Мелехов смотрит на казнь красных казаков. Большевик Штокман требует ареста Григория. Красные берут в плен брата Григория, расстреливая его.
Григорий встречает Аксинью у реки и признаётся, что не может забыть её. Наталья просит Бога о наказании для мужа-изменника: Григорий снова с Аксиньей.
Наталья гибнет из-за аборта. Дарья (актриса Людмила Хитяева) тонет в реке. Отступая с белыми, Григорий берёт Аксинью. Заболев в дороге, она остаётся в избе крестьян.
Григорий бежит с хутора, потому что его должны арестовать. Аксинья умирает от пули антисоветских повстанцев. Григорий обнимает сына на хуторе.
Фото фильма «Тихий Дон»:
Фильм «Тихий Дон»: актеры и судьба
В 1957 году в СССР экранизировали роман Михаила Шолохова “Тихий Дон”. Фильм, который снимали в ростовском городе Каменске и его окрестностях, рассказывает об истории донского казачества.
Как сложилась судьба актеров фильма “Тихий Дон”, а также их фото тогда и сейчас — в материале 24СМИ.
Элина Быстрицкая (1928–2019)
Несмотря на то, что после Сергея Герасимова “Тихий Дон” несколько раз экранизировали другие режиссеры (Сергей Бондарчук в 1992-м и Сергей Урсуляк в 2015-м), Аксинья в исполнении Элины Быстрицкой осталась идеалом в глазах зрителей.
Невзирая на невероятную популярность, личная жизнь актрисы не сложилась. Она 27 лет прожила в браке с Николаем Кузьминским, но как только узнала о его измене, сразу подала на развод. После этого звезда одна жила в собственном доме в Подмосковье, иногда давала концерты с песнями военных лет и выступала на сцене театра. Детей у нее не было. В 2019 году она скончалась в московской больнице, находясь в тяжелом состоянии.
Петр Глебов (1915–2000)
До “Тихого Дона”, где Петр Глебов сыграл Григория Мелехова, он исполнял в основном роли эпизодического плана. Экранизация романа Шолохова принесла ему всесоюзную популярность, которой артист с удовольствием пользовался. Он снялся еще во многих фильмах, а с 1969-го служил в Театре-студии киноактёра.
Умер он в 2000 году. Как установили врачи, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Зинаида Кириенко (1933)
Наталья из “Тихого Дона” — одна из самых первых ролей в фильмографии Зинаиды Кириенко, однако именно она принесла ей всесоюзную известность. Впоследствии артистка получила и другие серьезные роли (в картинах “Судьба человека” и “Поэма о море”). Но в 60-х у Кириенко началась затяжная депрессия. По ее словам, из-за конфликта с неким высокопоставленным чиновником ее долгое время не приглашали на съемки, максимум — эпизоды.
Выбраться из затруднительного положения ей помог Евгений Матвеев, позвавший ее сыграть главную героиню фильма “Любовь земная”. Актриса и сегодня изредка появляется на экране, не пренебрегает общением с журналистами. Одно из последних ее интервью посвящено смерти Элины Быстрицкой.
Даниил Ильченко (1894–1977)
Несмотря на то, что Даниил Ильченко был опытным актером еще до “Тихого Дона”, он отдавал предпочтение театру. Можно сказать, что роль отца Григория открыла ему дорогу в кинематограф. Артиста стали приглашать в другие проекты. Характерный для него образ — “простой русский мужик”. Ильченко покинул театр.
Скончался мужчина в 1977 году, а до этого активно участвовал в съемках.
Анастасия Филиппова (1896–1975)
Для Анастасии Филипповой роль Ильиничны, матери большого семейства, стала дебютом. После этого ей стали предлагать сыграть похожих по характеру героинь, но ни одна из последующих картин не превзошла по успеху “Тихий Дон”.
Играя в кино любящих бабушек, матерей и жен, в реальной жизни Филиппова оставалась совершенно одинокой. Ее муж и сын без вести пропали во время Великой Отечественной войны. Умерла знаменитость в возрасте 81 года.
Людмила Хитяева (1930)
Людмила Хитяева сыграла Дарью, и эта роль подарила ей популярность и массу новых предложений, в том числе от режиссера фильма “Стряпуха”. В 1990-х она стала реже появляться на экране, у звезды начался настоящий творческий кризис. Ее последнее появление на экране — сериал “Бабье лето” (2011).
Наталья Архангельская (1937)
Для Натальи Архангельской роль Дуняшки тоже стала дебютной, но кино ее не заинтересовало. Она редко соглашалась на приглашения режиссеров, склоняясь в сторону театра. С 1959 по 1962 годы служила в “Современнике”, а с 1962-го — в театре драмы имени Ермоловой, ведущей актрисой которого является и поныне.