актриса сыгравшая фриду кало
Фрида Кало в кино: Как Сальма Хайек обошла Мадонну и вернула Мексике ее героиню
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Еще в 1980-х гг. у продюсера Нэнси Хардин возникла идея снять фильм о Фриде Кало, после того, как в 1983 г. вышла биографическая книга о ней Хейден Эрреры. Но на всех студиях в Голливуде ей отказывали, ведь даже соотечественники давно забыли имя этой художницы, и никто не верил в то, что фильм о ней заинтересует массовую аудиторию. На протяжении 1990-х гг. к этому проекту то возвращались, но снова его останавливали. Переговоры велись с режиссерами Педро Альмодоваром и Фрэнсисом Фордом Копполой, а на главную роль претендовала Мадонна, которая собрала большую коллекцию ее картин и давно мечтала сыграть ее в кино. Однако эта роль ей так и не досталась.
Проект был осуществлен только после того, как за него взялась режиссер Джули Тэймор. По мнению продюсеров, только она могла воссоздать нужную атмосферу и передать дух национальной мексиканской культуры, для чего к работе привлекли и членов съемочной группы из Мексики. Но при этом кандидатура уроженки этой страны Сальмы Хайек на главную роль вызывала у продюсеров сомнения. На тот момент она уже 10 лет снималась в Голливуде, но больших главных ролей у нее еще не было, к тому же красота актрисы казалась создателям фильма слишком яркой и притягательной, ведь Фриду можно было назвать скорее харизматичной, чем привлекательной. Художникам по гриму пришлось изрядно потрудиться, чтобы приблизить образ актрисы к ее героине, но при этом не изуродовать его.
Сальма Хайек была просто одержима этой ролью и смогла убедить продюсеров, что Фриду должна сыграть именно она. Позже актриса рассказывала: « В то время для мексиканской актрисы было немыслимо претендовать на место в Голливуде. И хотя я доказала, что это не так, я все равно была никем. Одной из сил, придававших мне решимости продолжать свою карьеру, была история Фриды Кало. В золотой век мексиканских муралистов она создавала маленькие интимные картины, на которые все смотрели свысока. У нее хватало смелости самовыражаться, несмотря на скептицизм. Моей величайшей целью стало рассказать ее историю. Изобразить жизнь этой необыкновенной художницы и показать мою родную Мексику так, чтобы побороть стереотипы ». Именно Сальме Хайек удалось убедить Джули Тэймор взяться за этот проект, а сама она стала одним из продюсеров проекта и уговорила сняться в нем в эпизодических ролях Эдварда Нортона и Антонио Бандераса.
Эту роль она считала своей миссией – до этого ее не устраивали те предложения, которые она получала. Сальма Хайек признавалась, что долгое время ей пришлось бороться с голливудскими стереотипами о том, что актрисы латиноамериканского происхождения ассоциируются исключительно с прислугой либо получают второплановые роли, эксплуатирующие их яркую внешность. Фрида стала для нее не только возможностью сыграть серьезную и сложную главную роль, но и сделать что-то для своей страны. Актриса не раз говорила о том, что всегда чувствовала связь с Мексикой и считает себя патриоткой.
Фильм «Фрида» получился очень ярким и красочным. Джули Тэймор удалось воссоздать неповторимый мексиканский колорит и передать трагизм жизни и творчества художницы. Натурные съемки велись в Мексике, на киностудии была сооружена точная копия «голубого дома», в котором жила Фрида (ее подлинный дом стал музеем, и съемки там запрещены). Использование ярких, насыщенных и контрастных цветов диктовала и сама мексиканская природа, и колорит полотен Фриды. В фильме были воссозданы «живые картины»: поскольку живопись художницы была автобиографична, Тэймор захотела отразить процесс создания картин и «оживить» некоторые из них («Две Фриды», «Разбитая колонна», «Автопортрет с обрезанными волосами»), в точности воссоздав с помощью интерьеров, костюмов и грима.
Несколько лет назад Сальма Хайек опубликовала статью под названием «Харви Вайнштейн и мой монстр тоже», в которой призналась в том, что подверглась его домогательствам во время съемок фильма «Фрида». Этим проектом занималась студия «Мирамакс», которой руководили братья Вайнштейны. Получив отказ, продюсер заявил, что отдаст эту роль другой актрисе. Тогда Сальма Хайек обратилась к адвокатам и отстояла свое право сниматься в этом фильме. Но Вайнштейн при этом поставил ей практически невыполнимые условия: переписать сценарий, найти дополнительное финансирование, убедить известных актеров сниматься в эпизодических ролях. С помощью Эдварда Нортона актриса справилась и с этими условиями. Но когда съемки и монтаж были завершены, Вайнштейн заявил, что не будет выпускать фильм в прокат. Сальма Хайек рассказывала: « В его глазах я не была актрисой, человеком. Ничем. Кроме тела… Хотя «Фрида» в конце концов выиграла два «Оскара», я до сих пор не видела у него никакой радости. Он никогда больше не предлагал мне главную роль в фильме ».
Хотя всплеск интереса к творчеству Фриды произошел еще в 1980-х гг., именно после выхода фильма в 2002 г. говорили, что в Мексику вновь вернулась ее героиня, ведь за рубежом о художнице было известно даже больше, чем на ее родине. Сальма Хайек рассказывала: « К своему стыду, я, мексиканка, не знала Фриду. Впервые услышала о ней от подруги, посмотрела альбом и подумала: какие страшные картины. Но меня поразили эти образы, я стала стараться проникнуть в них и со временем поняла, что это такое. Я поняла, что Фрида – абсолютно независимая и бесстрашная женщина. Она имела смелость быть самой собой. А это непросто, тем более в такой стране, как Мексика. Да еще во время расцвета мурализма – творчества таких гигантов, как Диего Ривера и Давид Сикейрос, если ограничиться только первыми фигурами. Ничего не стоило затеряться среди них, стать жалкой подражательницей. Но эта маленькая женщина никого не копировала и существовала совершенно отдельно, отнюдь не под влиянием этих могучих мужчин, хотя и в их тени. Фрида не может этим не восхищать. Даже у себя на родине Фрида долгое время была не так уж известна – во всяком случае, не так, как Сикейрос или Ривера. Только в конце 80-х о ней заговорили за границами Мексики. Сегодня о Фриде изданы сотни книг и альбомов, ее картины продаются за бешеные деньги. Она самая дорогая из всех латиноамериканских художников и из всех женщин-художниц мира независимо от национальности ».
Фильм «Фрида» был номинирован на «Оскар» в нескольких категориях и получил две статуэтки за лучший грим и лучшую оригинальную музыку к фильму. И хотя номинированная на премию как лучшая актриса Сальма Хайек все же не получила «Оскар», эту работу она считала своей победой, ведь «Фрида» в начале ХХ в. спровоцировала всплеск интереса не только к художнице, но и к ее стране, а саму актрису признали полноправной звездой Голливуда.
Сальма Хайек говорила: « Сначала долго никто не хотел продюсировать фильм о мексиканских художниках-коммунистах. Даже Мадонна, много сделавшая для популяризации Фриды и мечтавшая ее сыграть, не смогла поднять этот проект. Зато теперь многие говорят: «Хотим поехать в эту диковинную страну ». Феноменальная популярность работ Фриды в наше время даже получила свое название – калоизм.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ФИЛЬМ «ФРИДА» И ФРИДА КАЛО: ЖИЗНЬ КАК СТИЛЬ
— «Она написала убийство»
— «Стальные магнолии»
— «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
— «Красота по-американски»
— «12 обезьян» (номинация Оскар)
Что касается фильма «Фрида», то Джулия не раз говорила, что было невозможно конкурировать с неповторимым стилем Кало, сама Фрида постаралась за неё и чётко выстроила собственный имидж соответственно тем событиям, которые происходили в её жизни. Д. Вайс только следовала за художницей, бережно восстанавливая по автопортретам и фотографиям костюмы.
Автопортрет Ф. Кало и Сельма Хайек в роли Фриды
Костюм говорит о человеке многое, если не всё. Цвет, фасон, то, как он его носит. Что говорит о Фриде её одежда: экстравагантная, яркая, экзотичная?
Что это – вызов?
Ширма?
Естественное отражение личности художника?
Или изысканная упаковка Фриды была попыткой компенсировать телесные недостатки?
Дальше были учёба в медицинском институте и встреча с Диего Риверой. Потом –страшная авария, год болезни, когда Фрида была прикована к кровати, и возникший интерес к живописи.
Вот с этого момента и начинается поиск себя и своего стиля.
Вглядитесь в её лицо: прямой жёсткий взгляд, упрямо вздёрнутый подборок, плотно сжатые губы. Ни на одной картине вы не увидите расслабленного лица, открытой улыбки. Но это маска не страдания, а стоицизма.
фото и автопортрет
картина Ф. Кало «Две Фриды»
Вероятная бисексуальность, явное присутствие мужских гормонов (усики), переодевания в мужской костюм в мрачные периоды своей жизни и – невероятная женственность национальных нарядов в период восстановления отношений с Риверой.
плакат к фильму «Фрида»
фото Фриды и кадр из фильмав мужском костюме
Она и позже не раз надевала брюки, чтобы скрыть изуродованную ногу, но делала образ женственнее и мягче.
Как натура творческая, она искала свой, уникальный, неповторимый образ. Во времена сильного увлечения коммунистическими идеями, еще до свадьбы, она подражала стилю революционерки Тины Мондотти, носила красные революционные блузки, галстуки, узкие юбки и кепки. Подчеркивая тем самым равенство с мужчинами, товарищами по партии.
кадр из фильма и фото Фриды
Кадр из фильма и такой изобразил Ривера Фриду на своей фреске. Справа – Тина Мондотти на той же фреске с пулеметной лентой в руках.
Но самый главный мужчина в ее жизни Диего Ривера мечтал видеть её совсем другой. Она постепенно шла к тому образу, который теперь широко известен как стиль Фриды Кало.
фото Фриды, демонстрирующей свой корсет; фото гипсового корсета Ф. Кало
Впервые Фрида появилась в национальном костюме на своей свадьбе с Риверой, одолжив платье у служанки. Но постепенно, этот стиль эволюционировал. Сначала были скромные, однотонные, длинные платья с оборками, прилегающим лифом и минимумом отделки. Единственная броская деталь – это крупные этнические украшения, к которым она всю жизнь была неравнодушна.
фото Фриды и Риверы
автопортрет 1929 год; кадр из фильма
автопортрет; кадр из фильма
Эта лаконичность нарядов выигрышно оттеняла её молодость, нежность, женственность, влюбленность.
экспонаты музея Ф. Кало её одежда
из музея Ф. Кало, её костюм и обувь
кадр из фильма, фото Ф. Кало
кадр из фильма, фото Фриды
К тому же, эти сочные цвета прекрасно подчеркивали её сексуальность и женскую состоятельность, они чудесно гармонировали с её смуглым цветом кожи, темными волосами и карими глазами.
А всю свою боль и разочарование, грусть Фрида доверила картинам.
картина Ф. Кало «Раненый олень»
В нарядах Фриды присутствует нечто царственное. Представьте себе: вы затянуты в корсет, у вас ровная спина, расправленные плечи, длинные юбки, а волосы на голове туго стянуты и уложены на макушке в тяжелый, сложный узел, в который вплетены ленты и цветы. Это тоже диктует определенную осанку и манеру поведения.
Ф. Кало с сахарным черепом, сахарные черепа
Но вернемся к народному костюму. За образец Фрида Кало берет женский костюм, который нравился Ривере, жительниц перешейка Теуантепек в Оахаке.
фрагмент фрески Д. Ривера
Это самый красочный женский костюм в Мексике. Фриду привлекали рассказы о том, что в древние времена там был матриархат, женщины вели торговлю, собирали налоги и главенствовали над мужчинами.
К тому же, выбор этого костюма был еще вызван тем, что под широкие блузы было удобно прятать корсет, а под длинные юбки – больную ногу.
автопортрет Ф. Кало и блузка из этнографического музея г. Мехико
картина Ф. Кало, народная блузка, кадр из фильма
Один из распространенных орнаментов костюма Теуантепек – это ромбы. Этот орнамент известен еще со времен майя. Ромб – узор вселенной. В центре ромба часто изображали бабочку, символ солнца и центра космоса майя.
Такие вышитые блузы можно и сейчас купить на рынке в Мехико. Собственно, большую часть из 50 костюмов, что носит С. Хайек в фильме, купили там.
И сегодня мексиканские женщины носят такие костюмы.
Еще один очень популярный мотив для вышивки костюмов жительниц Теуантепека – это огромные розы или листья.
блузка в развёрнутом виде, кадр из фильма
Первые юбки индейских женщин выглядели как кусок ткани, обернутый вокруг тела. Позже, с приходом испанцев, стали популярны привозные ткани, из которых делали юбки, присборенные у талии. Но ткани были очень узкими, поэтому к подолу пришивали дополнительные полосы белого или желтого цвета.
фото из музея этнографии и юбки из музея Ф. Кало, принадлежавшие художнице
Часто надевали несколько юбок одну на другую. Говорят, Фрида вышивала свои подъюбники всякими грубыми, мексиканскими непристойностями. В этом мне видится элемент её насмешки над смертью.
фото из музея Ф. Кало
фото Ф. Кало в национальной одежде Тихуаны, автопортрет
Тут мы видим весьма необычный головной убор, сделанный в форме платья ребенка.
фото из мексиканского музея этнографии
Существует такое предположение, что индейские женщины нашли детские кружевные платья на судне, потерпевшем кораблекрушение, и, не зная, что это и для чего, надели на головы. Сегодня такой головной убор тоже можно встретить на местных жительницах которые идут в церковь: с оборкой вокруг горловины и с двумя крошечными рукавами.
Фрида носила костюмы и других районов Мексики.
На Фриде блуза, популярная у женщин города Ялалаг Сапотекского региона.
С ухудшением здоровья ленты, цветы, драгоценности, кружева становились все пестрее и вычурнее. В последние дни, когда художнице было даже тяжело поднимать руки, она просила сестру или подругу, чтобы те её причесывали и украшали цветами.
В добавление к экзотическим костюмам, Фрида придумывала себе и прически. Зная, как Ривера любит её длинные волосы, она не раз обрезала их после ссор с ним. Словно, вместе с локонами она отсекала свою привязанность к мужу. Такой момент саморазрушения запечатлен на оной из ее картин, написанной после развода.
фото сделанное в 1934 году, после измены Риверы с сестрой Фриды
автопортрет с обрезанными волосами, написанный после развода; кадр из фильма
В первое время после свадьбы причёска её была простой и скромной: две косы, собранные сзади «корзиночкой» или связанные на макушке. Именно такая прическа подходила к простым, незамысловатым платьям той поры.
фото Ф. Кало; кадр из фильма
С возрастом, Фрида стала делать более сложные прически, украшая их лентами и цветами. Иногда она подражала мексиканкам, иногда придумывала сама. Порой корона из переплетенных цветов и волос становилась гротескно высокой. Словно, Кало пыталась скрыть за всей этой цветочной ширмой свою уже с трудом переносимую боль (она сделала огромное количество операций на позвоночнике и не одна из них не была удачной).
постер к фильму «Фрида» и фото самой художницы
С первых дней брака Ривера задаривал жену украшениями, которые та очень любила. Одно такое ожерелье племянница Фриды подарила актрисе Сельме Хайек за то, что она так точно и ярко раскрыла образ художницы.
Сельма на премьере фильма в колье Ф. Кало.
украшения Фриды из её музея
Одними из самых любимых у художницы были замысловатые серьги в колониальном стиле, наподобие тех, что подарил ей Пикассо в 1939 году. Такие «руки» древние майя делали в качестве оберега.
автопортрет Фриды с сережкой, подаренной Пикассо; постер к фильму
Пальцы Фриды всегда были унизаны большим количеством колец, которые та постоянно меняла.
кольца Фриды из её музея
Впервые, стиль Фриды Кало произвел фурор в Париже в 1939 году, когда она приехала на открытие выставки «Мексика». Вскоре выходит журнал «Вог» с фотографией самобытной художницы в мексиканском наряде на обложке.
фото, сделанное для «Вог» и кадр из фильма
Ею заинтересовалась дизайнер Эльза Скиапарелли, которая, вдохновившись стилем Фриды, создала платье «Мадам Ривера» и духи Shocking