актриса сыгравшая хозяйку медной горы
Тамара Макарова
Биография
За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны – Сергея Герасимова – неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую супругу за глаза величали первой леди советского кино. Народная артистка Советского Союза прожила долгую и достойную жизнь.
Детство и юность
Родилась актриса в 1907 году в Северной столице в интеллигентной семье военного врача. В первые десять лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру балерины, и учебу в школе.
Актриса Тамара Макарова
В 14 лет обожавшая театр Тамара Макарова собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники – соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.
Тамара Макарова в детстве
За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания трудовой школы Тамара Макарова стала студенткой театральной мастерской Форрегера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. Здесь учились Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.
Фильмы
Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней девушке случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф. На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Через год актеры поженились.
Тамара Макарова в молодости
В том же 1927 году Тамара Макарова вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через 3 года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Тамара Макарова снялась в эпизоде мелодрамы. Серьезные роли достались артистке спустя 3 года в кинопроекте Всеволода Пудовкина «Дезертир» и мелодраматической ленте Ивана Пырьева «Конвейер смерти». Но главная удача – ключевая роль в картине мужа «Люблю ли тебя?».
Тамара Макарова в фильме «Конвейер смерти»
Всесоюзная слава обрушилась на Тамару Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Это картина об отважных полярниках. Съемочная бригада отправилась в экспедицию на север, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.
Тамара Макарова в фильме «Семеро смелых»
В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышли оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались жене Тамаре Макаровой. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду – Сталинскую премию.
Тамара Макарова в фильме «Учитель»
Тамара Макарова в фильме «Маскарад»
В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, Тамара Макарова появилась в образе деревенской труженицы, заменившей у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой – лучшая из работ Макаровой в 1940-50-е годы.
Тамара Макарова в фильме «Большая земля»
Первая послевоенная картина Тамары Макаровой – киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрело 23 миллиона человек. Киносказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив ей сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.
Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы
В 1946-м актрисе вручили вторую премию Сталина за работу в художественном фильме «Клятва». До конца 1940-х Тамара Макарова снялась в «Молодой гвардии», режиссером которой стал муж. В экранизации романа Александра Фадеева артистка сыграла маму Олега Кошевого. В 1949 году актриса Тамара Макарова получила звание Народной. В 1950-е артистка мало снималась, сосредоточив силы на преподавании во ВГИКе. В конце 1960-х она стала профессором театрального вуза. Из ярких работ этого периода – картины «Сельский врач», «Дорога правды» и «Память сердца».
Тамара Макарова в фильме «Молодая гвардия»
В 1970-80-х Тамара Макарова появлялась только в картинах Сергея Герасимова. Зрители увидели любимую артистку в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «Дочки-матери», лентах «В начале славных дел» и «Юность Петра». Учениками Макаровой и Герасимова стали Наталья Бондарчук и Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Еременко-младший, Алла Ларионова.
Тамара Макарова в фильме «Лев Толстой»
Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни классика «Лев Толстой», где писателя сыграл Сергей Герасимов, а его супругу – Тамара Макарова. Кинокартина получила главный приз в Карловых Варах. Фильм вышел на экраны в 1984-м, а в следующем году режиссера не стало. Больше артистка не снималась, хотя ей не раз предлагали роли. К 90-летию мужа Тамара Макарова выпустила мемуары, назвав их «Послесловие».
Личная жизнь
Тамара Макарова и Сергей Герасимов
Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.
Тамара Макарова и Артур Макаров
Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына – племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе популярные картины «Новые приключения Неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.
Смерть
Тамара Федоровна тяжело переживала смерти мужа и племянника. После кончины Герасимова Макарова замкнулась в четырех стенах, не снималась и не выходила в свет, не давала интервью. Она пережила супруга на 12 лет, а приемного сына на 2.
Великая актриса умерла в 89 лет, 20 января 1997 года. На похороны Тамары Макаровой пришли сотни ее учеников, ставших звездами советского и российского кинематографа. Причиной смерти актрисы назвали тоску о любимом муже и сыне. Похоронили народную артистку на 10-м участке Новодевичьего кладбища.
Кто лучше всех сыграл Хозяйку Медной горы
Уральские сказы Павла Бажова написаны так, что не остается сомнений – это очень старые истории, уникальный фольклор горных мастеров, собранный исследователем.
Удивительно знать, что этим сказам всего около восьмидесяти лет, и Бажов их настоящий автор. Сказы, выходившие в печать в предвоенное время, немедленно стали литературным событием, и всего через десять лет после выхода первой книги вышла и первая экранизация.
Самая яркая фигура сказов Бажова – хранительница уральских горных сокровищ, волшебница и покровительница горного ремесла, Хозяйка Медной горы. Ее образ шесть раз появлялся на экранах, воплощенный разными актрисами, и каждый раз был особенным. А какой лучший?
1. Первая экранизация – фильм «Каменный цветок» знаменитого нашего сказочника Александра Птушко, вышедший в 1946 году. В роли Хозяйки снималась Тамара Макарова.
Это очень необычная ее роль – всю свою кинокарьеру Тамара Федоровна выступала в амплуа комсомольских и партийных работников, часто снимаясь у своего мужа, режиссера Сергея Герасимова. Да и известна Макарова больше как педагог, воспитавший целое созвездие кинозвезд первой величины – среди ее учеников Мордюкова. Гурченко, Лучко, Фатеева.
Однако именно Хозяйка Тамары Макаровой, пожалуй, осталась самым известным кинообразом из экранизаций Бажова.
2. В 1968 году вышла вторая экранизация, «Сказы уральских гор», где роль Хозяйки досталась Наталье Климовой, очень яркой актрисе, которой из-за проблем со здоровьем пришлось рано завершить карьеру, и роль Хозяйки стала ее последней работой в кино.
Наталья Климова стала известной после роли красотки Зои Монроз в фильме про инженера Гарина, а потом она сыграла самую нашу красивую Снежную королеву и мать Снегурочки Весну. Роли сказочных могущественных женщин были для этой статной женщины самыми подходящими.
3. Следующая экранизация уральских сказов появилась в 1976 году, в фильме «Степанова памятка» были объединены события сразу нескольких произведений Бажова.
В роли Хозяйки Медной горы снялась актриса театра Ленком Лариса Чикунова. У нее нет больших киноролей, которые сделали бы ее известной на всю страну, вся ее карьера связана с театральными постановками.
Хозяйка Ларисы Чекуновой больше всего похожа на человека, скорее колдунью, чем мистическую силу, по сюжету фильма между ней и горным мастером разыгрывается настоящий роман.
4. В 1987 году вышла еще одна, малоизвестная экранизация, тоже «Каменный цветок», где роль Хозяйки досталась актрисе Татьяне Лебедевой. Очень непривычно смотрится нежная блондинка Лебедева в роли хранительницы Уральских гор.
Это фильм-спектакль, в постановке Малого театра, с театральными актерами в главных ролях и с декорациями, явно тоже театральными.
5. В 2002-м году вышел неплохой мистический фильм «Тайная сила», где современные события и персонажи неожиданно входят в контакт с потусторонними силами.
Роль Хозяйки Медной горы сыграла Татьяна Лютаева, больше всего известная сейчас как мать актрисы Агнии Дитковските. Самой яркой ролью Татьяны Лютаевой была Анастасия Ягужинская в серии фильмов про гардемаринов, и, хотя она снималась очень много, все ее роли небольшие и не слишком заметные.
6. И последний вариант Хозяйки Медной горы получился силами Ирины Апексимовой в фильме «Книга мастеров» 2009 года. Этот фильм довольно далек от сказов Бажова, он лишь снят «по мотивам», даже и персонаж Апексимовой называется там иначе, Каменная княжна.
В этой экранизации интересны костюмы Каменной княжны, которым, к сожалению, в фильме уделено совсем немного внимания. Художник по костюмам создала целый ряд прекрасных платьев, будто вылитых из горных минералов.
Друзья, смотрели эти фильмы? Какая из Хозяек вам больше по душе?
За кадром киносказки «Каменный цветок»: Фурор на Каннском кинофестивале и сломанные судьбы актеров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Фильм-сказка «Каменный цветок» снят режиссером Александром Птушко по мотивам сказа уральского писателя Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Это был первый советский полнометражный фильм, снятый на многослойной цветной пленке, и цветовому решению картины режиссер уделил первостепенное внимание, о чем говорил: « Появление цветной кинематографии сопровождалось гипертрофией цвета в фильмах. Порой казалось, что зрителей с экрана осыпают вихрем цветного конфетти. Советская кинематография уже в самом начале своего обращения к цвету увидела в нем не техническое средство восприятия натуры, а средство ее художественного выражения. Из этого же исходили и мы при постановке фильма «Каменный цветок». Казалось бы, его сказочная фактура толкала художника на путь самого буйного цветовоспроизведения. Мы сознавали эту опасность и постарались преодолеть ее, подчинив использование цвета строгим художественным задачам, черпая материал для их решения в творчестве наших знаменитых мастеров – передвижников. Мы тщательно изучали приемы их живописи, старались найти в кино адекватное выражение эстетической сущности лучших передвижнических полотен ».
Перед началом съемок художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников совершили ознакомительную поездку по Уралу вместе с писателем Павлом Бажовым и сделали серию цветных эскизов: «Рубиновый грот», «Синий грот», «Хрустальный грот» и «Малахитовый грот». В очерке о творчестве художника кино Геннадия Мясникова Тамара Тарасова-Красина рассказывала о технологии работы с цветом: « Впечатление длинного пути через подземные «залы» – лазуритовый, рубиновый, малахитовый, хрустальный – было достигнуто благодаря остроумному и экономному конструктивному решению. По рисункам художников на студии изготовили четыре декорационных фрагмента, в увеличенном виде имитирующих формы кристаллов различных минералов. Комбинируя их на передвижных (установленных на тележках) арках, дополняя мелкими деталями из стекла, целлофана, станиоли, меняя освещение и цветные фильтры, удалось снять наиболее насыщенный в цветовом плане эпизод ».
Костюмы, созданные Ольгой Кручининой, были действительно сказочными, и актеры в них выглядели, как персонажи картин художников-передвижников. Столь кропотливая работа не была напрасной – ее результаты по достоинству оценили и в СССР, и за рубежом. В советском прокате красочная киносказка стала лидером проката в 1946 г., ее тогда посмотрели больше 23 млн зрителей. В том же году фильм демонстрировался во Франции, Финляндии, Швеции, США, Германии. Настоящий фурор фильм произвел во Франции: на Каннском кинофестивале в 1946 г. «Каменный цветок» получил Приз жюри за лучшее цветовое решение. А в 1947 г. этот фильм был удостоен Сталинской премии в области литературы и искусства.
Роль Хозяйки Медной горы досталась Тамаре Макаровой. На тот момент она уже была настоящей звездой, которую называли первой леди советского кино, ведь ее супруг, режиссер Сергей Герасимов, тогда пользовался большим авторитетом и огромным влиянием в советском кинематографе. Макарова снималась в кино с 1927 г., но настоящий успех пришел к ней после того, как она начала сниматься в фильмах своего мужа. После выхода фильма «Семеро смелых» на нее обрушилась всесоюзная слава. А признание за рубежом ей принес фильм «Каменный цветок», снятый другим режиссером. Некоторые кинокритики обращали внимание на то, что именно Александру Птушко удалось раскрыть истинную природу ее актерского дарования. Так, Петр Багров писал: « Неслучайно, что из всех послевоенных ролей Макаровой самой знаменитой стала роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке». Вот здесь все было уместно: и красота, и царственность, и неприступность, и холод. Как ни странно, Александр Птушко оказался гораздо прозорливее Герасимова и поместил Тамару Федоровну в условия, более соответствующие ее характеру ».
После того, как Тамара Макарова появилась на кинофестивале в Каннах, на нее обратили внимание зарубежные продюсеры, которые назвали ее русской Гретой Гарбо и самой чувственной актрисой СССР. Ей предложили сняться в голливудской экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» в главной роли, но об этом советская актриса даже не могла мечтать – согласие поставило бы крест и на ее актерской карьере в СССР, и на режиссерской карьере ее супруга. Поэтому поработать с зарубежными режиссерами она так и не смогла.
Кто знает, как могла бы сложиться карьера Тамары Макаровой на Западе, если бы тогда она все же сыграла Анну Каренину в Голливуде! Сама актриса об этом никогда не жалела и считала, что на родине в полной мере смогла реализоваться в профессии. Однако вряд ли с ее словами можно согласиться, ведь актриса с таким творческим потенциалом и такими внешними данными наверняка могла бы сниматься намного больше.
С 1945 г. Тамара Макарова начала преподавать во ВГИКе вместе с Сергеем Герасимовым. Со временем она снималась все меньше, соглашаясь только на роли в фильмах своего мужа. В 1983 г. она сыграла жену писателя в последней работе своего мужа «Лев Толстой», а вскоре Герасимов ушел из жизни. С тех пор Тамара Макарова не появлялась на экранах и оставила преподавательскую деятельность. В 1990-х гг. она жила на скромную пенсию, много болела и почти не выходила из дома. Рядом с ней оставались только самые преданные ученики. В январе 1997 г. ее не стало.
Главная мужская роль в фильме – Данилы-мастера – досталась молодому актеру Владимиру Дружникову. За 3 года до этого его отчислили из Школы-студии МХАТ за то, что он, будучи студентом, согласился участвовать в съемках фильма «Без вины виноватые». Но актер не пожалел о своем выборе – после этого его кинокарьера пошла на взлет. В киносказке «Каменный цветок» Дружников сыграл свою первую главную роль в кино, после чего начал получать и другие предложения от режиссеров. Его тоже приглашали сниматься в Голливуде, но он вынужден был отказаться.
В конце 1940-х гг. Дружников сыграл несколько главных ролей – в фильмах «Наше сердце», «Сказание о земле Сибирской», «Константин Заслонов». 8 фильмов из числа тех, в которых снимался Дружников, становились лауреатами Сталинских премий, что было невероятным успехом. Однако в зените славы актер оставался недолго. В 1950-1960-х гг. ему предлагали преимущественно роли второго плана, а в конце 1960-х гг. новые предложения и вовсе перестали поступать. Дружников ездил с концертами по стране, читал стихи и прозу, выступал на радио, озвучивал актеров в зарубежных фильмах, участвовал в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. Время от времени он продолжал сниматься в кино, но от былой популярности не осталось и следа – время его героев безвозвратно ушло. Когда в феврале 1994 г. Владимира Дружникова не стало, его уход для многих остался незамеченным.
Роль невесты Данилы-мастера Кати сыграла 19-летняя студентка ВГИКа Екатерина Деревщикова, которая училась на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она начала сниматься в кино с 12 лет, ее творческий взлет был очень стремительным, после съемок в «Каменном цветке» режиссеры ее засыпали новыми предложениями. Но после завершения съемок ее отчислили из института и вычеркнули из списков на Сталинскую премию за роль в этом фильме.
Позже сама актриса объяснила это тем, что Тамара Макарова не смогла ей простить того, что ее муж оказывал Деревщиковой знаки внимания и не скрывал своего особенного отношения к ней. Екатерина вскоре вышла замуж и уехала с мужем в Киев, где выступала на сцене Театра русской драмы. В кино она появилась еще несколько раз, но после этого навсегда исчезла с экранов. Вернувшись в Москву, она участвовала в представлениях в библиотеках, интернатах, домах престарелых, а позже устроилась в кукольный театр. В 2006 г. Екатерина Деревщикова ушла из жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тамара Макарова: Яркие роли, измены мужа-гения и бездетность в судьбе первой леди советского кино
Красавица Тамара Макарова не напрасно удостоена поклонниками сравнения с голливудской дивой и названа королевой советского кинематографа.
Тамара Макарова не напрасно удостоена поклонниками сравнения с голливудской дивой и названа королевой советского кинематографа. Актриса не потерялась на фоне мужа С. Герасимова и сумела добиться народного признания.
Биография
Макарова появилась на свет 13 августа 1907 года, в Санкт-Петербурге, в обеспеченной семье. Отец работал военным врачом, служил в лейб-гвардии Царского села. Семья считалась интеллектуальной, с дворянскими корнями.
После Октябрьской революции начались преследования представителей русской аристократии. Федор Макаров пропал без вести при невыясненных обстоятельствах. Оставшись без главы семейства, матери с тремя детьми пришлось несладко.
Тамара мечтала стать балериной. Продолжала ходить в хореографическое училище, даже когда им пришлось едва сводить концы с концами.
В подростковом возрасте девушка увлеклась театром. Она собрала дворовую труппу, вместе с друзьями ставила импровизированные спектакли для соседей.
Успех юных актеров-самоучек был столь велик, что их угощали хлебным пайком, а любительский театр был официально зарегистрирован.
Это подстегнуло Макарову поступить в театральную студию, вскоре вошедшую в состав ГИТИСа.
Дебют и судьбоносная встреча
В «Чужом пиджаке», своей дебютной картине, 19-летняя Макарова снялась ещё до поступления. Это произошло случайно. Помощница режиссера увидела ее на улице и пригласила на пробы. На съемках киноленты актриса и встретила свою судьбу в лице Сергея Герасимова, тоже принимавшего участие в фильме. Роман вспыхнул мгновенно, а через год они поженились.
Снявшись в «Дезертире» В. Пудовкина и «Конвейере смерти» И. Пырьева, Макарова дождалась приглашения в фильм своего супруга «Люблю ли я тебя?». Здесь Тамаре Фёдоровне досталась главная роль.
После выхода на экраны следующей работы С. Герасимова х/ф «Семеро смелых», о судьбе полярников, Макарова проснулась знаменитой.
К тому же актеры снимались в реальных суровых условиях, и картина получилась максимально естественной.
Герасимов продолжал снимать свою музу в «Комсомольске», «Учителе» (за этот фильм Тамара Федоровна была удостоена высшей награды — Сталинской премии), в «Маскараде», «Непобедимых» и «Большой земле» (две последние экранизации снимали в период Великой Отечественной войны).
Когда актриса сыграла хозяйку Медной горы в «Каменном цветке», фильм получил премию Каннского кинофестиваля.
Приглашение за рубеж и преподавательская деятельность
Во время зарубежной делегации Макаровой предложили принять участие в съемках заграничной ленты «Анна Каренина». Но власти страны Советов воспротивились этому: Тамару Федоровну отказались отпускать на эти съёмки.
После участия в «Молодой гвардии», актриса посвятила себя преподавательской деятельности, сократив количество картин в своем арсенале.
Теперь она большую часть времени помогала любимому супругу растить достойную актёрскую смену. Очень многие великие актеры могли похвастаться тем, что выковали свой талант в мастерской С. Герасимова и Т. Макаровой.
Поставить красивую точку в кинематографе супруги смогли, сыграв Льва и Софью Толстых в последнем фильме Герасимова о великом русском писателе.
От всех последующих предложений, в том числе и в 90-х годах, актриса отказывалась, предпочитая почивать на лаврах и писать мемуары. Они вышли под названием «Послесловие».
Личная жизнь
Тамара Федоровна всю жизнь прожила с одним мужем — Сергеем Апполинариевичем. Она была его музой, он — ее творцом и божеством.
Актриса знала о похождениях супруга (мучительной любви к Н. Мордюковой, ухаживаниях за С. Светличной, романе с Л. Виролайнен, длившийся почти шесть лет и о многом другом), но всегда, что называется, «держала марку». Никогда из семьи не выносили сор, никаких скандалов и прочей грязи никто из супругов не допускал.
Они были не только мужем и женой, но и партнёрами, четким творческим союзом. И таковыми оставались до конца.
Детей актерам бог не дал, поэтому Тамара Федоровна по-матерински опекала своих студентов. А также воспитывала племянника Артура. Юноша получил отчество Герасимова и фамилию тетки.
Парень продолжил творческую династию, став сценаристом и писателем. По его работам сняли: «Золотую мину», «Колье Шарлотты», несколько картин о приключениях «неуловимых мстителей».
Последние годы и печальный уход
Ближе к концу жизни, актриса осталась одна. Любимый супруг скончался, а приемного сына лишили жизни неизвестные в собственной квартире.
Тамара Федоровна не желала ни с кем общаться. Она больше не выходила в свет и никак не напоминала о себе. Макарова ушла из жизни в 89 лет в январе 1997 года. Проводить в последний путь великую артистку пришли ее лучшие ученики. Ушла легенда советского кино.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.