актриса сыгравшая мадам грицацуева
«Знойная женщина, мечта поэта!»: как Наталья Крачковская стала лучшей мадам Грицацуевой, и чем это для нее обернулось
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Актрису Наталью Крачковскую часто называли открытием режиссера Леонида Гайдая. Именно он заметил в ней огромный творческий потенциал и раскрыл все грани ее комедийного таланта. Роль мадам Грицацуевой досталась ей по воле случая. Пробы проходили очень солидные конкурентки – Гайдай планировал снимать либо Нонну Мордюкову, либо Галину Волчек. Мордюкова показалась худсовету слишком серьезной для этой роли, ее игра не вызвала должного эффекта – никто не смеялся. Поэтому предпочтение отдали Галине Волчек.
Но тут звукооператор Крачковский привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью. Едва увидев ее, режиссер воскликнул: «Так вот она, мечта поэта! Вот такую Грицацуеву мне надо!». Крачковская уж было обрадовалась, но, придя домой, перечитала Ильфа и Петрова и поникла духом. Описание внешности мадам Грицацуевой страшно задело актрису: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с арбузными грудями». «От обиды меня просто колотило, – вспоминала Крачковская, – но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела?» После этого я перестала думать о своей внешности».
Пробы не обошлись без курьезов: реквизитное платье «54-го размера» оказалось по факту на пару размеров меньше, и Наталья Крачковская не могла его надеть. Тогда платье разрезали на спине, а сверху накинули платок. Во время съемок платок соскользнул как раз в том момент, когда актриса повернулась к камере спиной… Съемочная группа покатывалась со смеху, а Наталья сгорала от стыда. Тем не менее пробы оказались удачными.
Актера на роль Остапа Бендера режиссер тоже искал очень долго: Крачковской пришлось играть на пробах одну и ту же немую сцену с 18-ю партнерами. После очередного дубля актриса разрыдалась: «Не берете – ну и не надо!». Позже Гайдай признался, что утвердил ее на роль Грицацуевой уже после второго дубля, но хотел проверить, на что она способна.
Съемки были достаточно сложными: сцену погони мадам Грицацуевой за Бендером снимали две недели, и все это время актрисе приходилось бегать вверх-вниз по лестницам и самостоятельно выполнять все трюки – дублершу такой комплекции найти не удалось. Крачковская с ужасом вспоминала: «Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять. ». В придачу ко всему в сцене, где мадам Грицацуева бьется в дверях, вдруг лопнули стекла и посыпались актрисе на лицо.
Несколько раз Крачковской пришлось ездить на конвейере по твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!», – вспоминала актриса. Но все мучения были не напрасными – именно эта роль принесла ей невероятную популярность и всенародную любовь.
Крачковская создала в советском кинематографе новый уникальный типаж, благодаря которому мгновенно стала востребованной комедийной актрисой. Но именно это и сыграло с ней злую шутку – в другом амплуа ни один режиссер ее уже не видел. Мадам Грицацуева стала для нее клеймом, навсегда закрепившим за ней имидж «знойной женщины, мечты поэта».
Автор сценариев нескольких фильмов с участием Крачковской Аркадий Инин говорил: «Когда появлялась возможность сыграть какую-нибудь более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну вот, опять пробы прошли. Сказали, что все хорошо. А потом режиссер передумал: «Все-таки – нет. Она же мадам Грицацуева». Это над Наташей висело как дамоклов меч. С одной стороны – слава, а с другой – некий штамп, клеймо. Это часто бывает, как было с актерами из программы «Кабачок «13 стульев». Безумная слава, вся страна обожает, а в кино не брали».
Тем не менее Наталья Крачковская за 40 лет кинокарьеры снялась более чем в 70 фильмах, и хотя большинство ролей были второстепенными, это не отразилось на ее популярности и любви зрителей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как Наталья Крачковская стала самой лучшей мадам Грицацуевой, и чем это для нее обернулось
Ее самой яркой ролью стал образ мадам Грицацуевой в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Но несмотря на то, что эта роль принесла Крачковской славу и успех, она стала камнем преткновения в дальнейшем развитии ее кинокарьеры.
Но тут звукооператор Крачковский привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью. Едва увидев ее, режиссер воскликнул: «Так вот она, мечта поэта! Вот такую Грицацуеву мне надо!». Крачковская уж было обрадовалась, но, придя домой, перечитала Ильфа и Петрова и поникла духом. Описание внешности мадам Грицацуевой страшно задело актрису: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с арбузными грудями». «От обиды меня просто колотило, – вспоминала Крачковская, – но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела?» После этого я перестала думать о своей внешности».
Пробы не обошлись без курьезов: реквизитное платье «54-го размера» оказалось по факту на пару размеров меньше, и Наталья Крачковская не могла его надеть. Тогда платье разрезали на спине, а сверху накинули платок. Во время съемок платок соскользнул как раз в том момент, когда актриса повернулась к камере спиной… Съемочная группа покатывалась со смеху, а Наталья сгорала от стыда.
Актера на роль Остапа Бендера режиссер тоже искал очень долго: Крачковской пришлось играть на пробах одну и ту же немую сцену с 18-ю партнерами. После очередного дубля актриса разрыдалась: «Не берете – ну и не надо!». Позже Гайдай признался, что утвердил ее на роль Грицацуевой уже после второго дубля, но хотел проверить, на что она способна.
Съемки были достаточно сложными: сцену погони мадам Грицацуевой за Бендером снимали две недели, и все это время актрисе приходилось бегать вверх-вниз по лестницам и самостоятельно выполнять все трюки – дублершу такой комплекции найти не удалось. Крачковская с ужасом вспоминала: «Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять…». В придачу ко всему в сцене, где мадам Грицацуева бьется в дверях, вдруг лопнули стекла и посыпались актрисе на лицо.
Несколько раз Крачковской пришлось ездить на конвейере по твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!», – вспоминала актриса. Но все мучения были не напрасными – именно эта роль принесла ей невероятную популярность и всенародную любовь.
Крачковская создала в советском кинематографе новый уникальный типаж, благодаря которому мгновенно стала востребованной комедийной актрисой. Но именно это и сыграло с ней злую шутку – в другом амплуа ни один режиссер ее уже не видел. Мадам Грицацуева стала для нее клеймом, навсегда закрепившим за ней имидж «знойной женщины, мечты поэта».
Автор сценариев нескольких фильмов с участием Крачковской Аркадий Инин говорил: «Когда появлялась возможность сыграть какую-нибудь более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну вот, опять пробы прошли. Сказали, что все хорошо. А потом режиссер передумал: «Все-таки – нет. Она же мадам Грицацуева». Это над Наташей висело как дамоклов меч. С одной стороны – слава, а с другой – некий штамп, клеймо. Это часто бывает, как было с актерами из программы «Кабачок «13 стульев». Безумная слава, вся страна обожает, а в кино не брали».
Тем не менее Наталья Крачковская за 40 лет кинокарьеры снялась более чем в 70 фильмах, и хотя большинство ролей были второстепенными, это не отразилось на ее популярности и любви зрителей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Актриса сыгравшая мадам грицацуева
Ее самой яркой ролью стал образ мадам Грицацуевой в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Но несмотря на то, что эта роль принесла Крачковской славу и успех, она стала камнем преткновения в дальнейшем развитии ее кинокарьеры.
Актрису Наталью Крачковскую часто называли открытием режиссера Леонида Гайдая. Именно он заметил в ней огромный творческий потенциал и раскрыл все грани ее комедийного таланта. Роль мадам Грицацуевой досталась ей по воле случая. Пробы проходили очень солидные конкурентки – Гайдай планировал снимать либо Нонну Мордюкову, либо Галину Волчек. Мордюкова показалась худсовету слишком серьезной для этой роли, ее игра не вызвала должного эффекта – никто не смеялся. Поэтому предпочтение отдали Галине Волчек.
Но тут звукооператор Крачковский привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью. Едва увидев ее, режиссер воскликнул: «Так вот она, мечта поэта! Вот такую Грицацуеву мне надо!». Крачковская уж было обрадовалась, но, придя домой, перечитала Ильфа и Петрова и поникла духом. Описание внешности мадам Грицацуевой страшно задело актрису: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с арбузными грудями». «От обиды меня просто колотило, – вспоминала Крачковская, – но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела?» После этого я перестала думать о своей внешности».
Пробы не обошлись без курьезов: реквизитное платье «54-го размера» оказалось по факту на пару размеров меньше, и Наталья Крачковская не могла его надеть. Тогда платье разрезали на спине, а сверху накинули платок. Во время съемок платок соскользнул как раз в том момент, когда актриса повернулась к камере спиной… Съемочная группа покатывалась со смеху, а Наталья сгорала от стыда. Тем не менее пробы оказались удачными.
Актера на роль Остапа Бендера режиссер тоже искал очень долго: Крачковской пришлось играть на пробах одну и ту же немую сцену с 18-ю партнерами. После очередного дубля актриса разрыдалась: «Не берете – ну и не надо!». Позже Гайдай признался, что утвердил ее на роль Грицацуевой уже после второго дубля, но хотел проверить, на что она способна.
Съемки были достаточно сложными: сцену погони мадам Грицацуевой за Бендером снимали две недели, и все это время актрисе приходилось бегать вверх-вниз по лестницам и самостоятельно выполнять все трюки – дублершу такой комплекции найти не удалось. Крачковская с ужасом вспоминала: «Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять…». В придачу ко всему в сцене, где мадам Грицацуева бьется в дверях, вдруг лопнули стекла и посыпались актрисе на лицо.
Несколько раз Крачковской пришлось ездить на конвейере по твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!», – вспоминала актриса. Но все мучения были не напрасными – именно эта роль принесла ей невероятную популярность и всенародную любовь.
Наталья Крачковская в фильме Л. Гайдая *Двенадцать стульев*, 1971
Крачковская создала в советском кинематографе новый уникальный типаж, благодаря которому мгновенно стала востребованной комедийной актрисой. Но именно это и сыграло с ней злую шутку – в другом амплуа ни один режиссер ее уже не видел. Мадам Грицацуева стала для нее клеймом, навсегда закрепившим за ней имидж «знойной женщины, мечты поэта».
Автор сценариев нескольких фильмов с участием Крачковской Аркадий Инин говорил: «Когда появлялась возможность сыграть какую-нибудь более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну вот, опять пробы прошли. Сказали, что все хорошо. А потом режиссер передумал: «Все-таки – нет. Она же мадам Грицацуева». Это над Наташей висело как дамоклов меч. С одной стороны – слава, а с другой – некий штамп, клеймо. Это часто бывает, как было с актерами из программы «Кабачок «13 стульев». Безумная слава, вся страна обожает, а в кино не брали».
Тем не менее Наталья Крачковская за 40 лет кинокарьеры снялась более чем в 70 фильмах, и хотя большинство ролей были второстепенными, это не отразилось на ее популярности и любви зрителей.
Наталья Крачковская: «Мадам Грицацуева – это я. Бываю такой же влюбленной, несчастной, брошенной и дурой»
Реплики героинь Натальи Крачковской мгновенно разбирали на цитаты. И это заслуга не только режиссеров и сценаристов: безупречное попадание актрисы в роли обессмертило ее персонажей. Артистка привыкла выделяться из толпы и считала свою полноту скорее преимуществом перед армией стройных красавиц, нежели минусом.
Оптимистичный взгляд на жизнь годами выручал Наталью Леонидовну и притягивал к ней окружающих. Перед обаянием Крачковской было невозможно устоять. «100 килограммов мечты» — так прозвал актрису один из многочисленных поклонников. Однако звезда хранила верность любимому супругу, с которым не расставалась до самой его смерти.
Более 15 лет артистка страдала от прогрессирующей болезни сердца. 24 ноября Наталье Крачковской могло исполниться 81, но три года назад она скончалась. В памятную дату вспоминаем о судьбе и секретах успеха неординарной актрисы.
«ОСТАВАТЬСЯ ТАКОЙ, КАКАЯ ЕСТЬ»
Роль мадам Грицацуевой сделала Наталью Крачковскую знаменитой
Девочки проводили много времени на улице и росли настоящими сорванцами. Зато в подростковом возрасте Наташа всерьез заинтересовалась театром. Как ни странно, Мария Зотовна была категорически против того, чтобы наследница пошла по ее стопам и стала актрисой. Не осмелившись ослушаться маму, старшая дочка подала документы в историко-архивный институт, но одновременно решила попытать счастья во ВГИКе. В рамках конкурса абитуриентка прочла монолог Иванушки-дурачка из «Конька-Горбунка», в одночасье покорив приемную комиссию.
Вскоре студентка попала в страшную автомобильную аварию, после которой временно потеряла зрение. Врачи запретили Наталье Леонидовне возвращаться к актерской карьере, но как только она смогла снова видеть, то бросила учебу и начала сниматься в кино. Удача улыбнулась артистке не сразу, ей доставались роли в массовке и эпизодах: Раечка в «Повести об агрономе», работа в картинах «Русский сувенир», «Коллеги».
Наталья Крачковская снялась в нескольких комедиях Гайдая
«Мадам Грицацуева — это я. Я бываю такой же доверчивой, влюбленной, несчастной, брошенной и дурой», — шутила она.
К режиссеру Крачковская относилась с благоговением: он вел себя очень ровно, не любил лишний раз высказываться о работе актеров. Волнение и желание удивить Гайдая осталось с Натальей Леонидовной надолго, хотя на съемках проекта «Иван Васильевич меняет профессию» страх перед драматургом исчез. Тогда артистка заболела и похудела, на что постановщик настоятельно порекомендовал ей диету из пончиков — для образа жены Бунши нужна была пышечка.
Наталья Крачковская на съемках фильма «Русский счет»
Основным жанром актрисы оставалась комедия, хотя она мечтала о серьезных ролях. В попытке разнообразить репертуар Крачковская сыграла в мелодраме «Будьте моим мужем» и военном фильме «Предвещает победу». Зрители полюбили приключенческую ленту «Цирк приехал», где участвовала артистка, и, конечно, ее Кончиту из «Человека с бульвара Капуцинов».
В 90-е Наталья Леонидовна попыталась закрепиться в юмористических фильмах нового формата: «Альфонс», «Русский счет». Алла Сурикова выделила ей несколько эпизодов в «Московской истории» и «Детях понедельника». Кроме того, актрису приглашали в сериал «Моя прекрасная няня» и различные скетч-шоу. К сожалению, в последние годы жизни она пропала с радаров.
ОДНА ЛЮБОВЬ
Наталья Крачковская (крайняя слева) познакомилась с мужем на съемках «Половодья»
Большинство представительниц слабого пола переживают из-за лишнего веса, но Наталья Леонидовна никогда не была одной из них. Артистка легко могла посмеяться над собой, а уверенность и обаяние как магнит притягивали к ней поклонников. «Я никогда не стеснялась своих габаритов, это глупо, — подчеркивала актриса. — Мужским вниманием я никогда не была обделена, и ни один из них не сказал, что я толстая».
Спустя несколько лет первая часть фамилии отпала, что существенно отразилось на карьере родственницы мужа: двум «Н. Крачковским» в советском кинематографе оказалось тесно.
Нина Крачковская не сразу приняла жену брата
Несмотря на досадное происшествие, родственницы смогли подружиться. Нина играла в эпизодах и не сумела добиться известности, но супругу брата поддерживала, ведь та не желала ей зла. К тому же Наталья Леонидовна сделала Владимира по-настоящему счастливым.
Актриса не скрывала, что обожала кокетничать и флиртовать, наслаждалась вниманием поклонников, но никогда не позволяла себе унизить мужа. Владимир не был публичным человеком и посетил с женой всего пару премьер, однако при этом всегда верил в ее честность.
«Даже на поздние банкеты меня отпускал со словами: «Тебя же потом на машине привезут домой». Он был старше на 15 лет, все понимал и оставался мудрым и интеллигентным человеком. Я любила его до самой смерти в 88-м, да и сейчас люблю», — признавалась артистка.
БОЛЕЗНИ И СМЕРТЬ
В последние годы Наталья Крачковская передвигалась с тростью
После смерти супруга актриса сохраняла оптимизм благодаря постоянной работе и общению с людьми. Радовал звезду и единственный сын, ставший звукорежиссером, как папа. Но к 2000-м здоровье артистки начало стремительно ухудшаться. Причин на то было несколько: лишний вес, проблемы с сердцем и стресс.
До инцидента актриса не подозревала, что имеет серьезные проблемы с сердцем. Ко всему прочему, после приема тайских таблеток у нее случился гормональный сбой, который привел к резкому набору веса. Стало тяжелее дышать, и Наталья Леонидовна начала носить свободные темные балахоны.
Наталья Крачковская оставила все имущество сыну Василию и внуку Володе
Болезни дали осложнение на ноги, и актриса передвигалась с тростью. После двух сердечных приступов ей установили кардиостимулятор. Артистка надеялась, что проблемы остались позади, но в 2015-м попала в реанимацию с отеком легких. Наталье Леонидовне опять удалось выкарабкаться, но, увы, новая госпитализация ждала ее уже через год.
Сердце 77-летней артистки не выдержало нагрузки и остановилось 3 марта 2016-го. Через два дня звезду похоронили на Троекуровском кладбище. Близкие до сих пор не смирились с потерей прекрасной актрисы, верного друга и любящей родительницы.
На могиле Натальи Крачковской до сих пор не установили памятник
Прошло три года, но могила актрисы до сих пор не облагорожена: сын хотел перезахоронить останки папы рядом с матерью, однако столкнулся с трудностями. Василию так и не дали разрешения на реализацию идеи, поэтому у Натальи Леонидовны нет памятника, а только крест и портретное фото.
Мадам Грицацуева
История персонажа
Мадам Грицацуева — яркий и колоритный второстепенный персонаж романа «Двенадцать стульев», созданного писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Женский образ появился в произведении всего в нескольких главах, но успел запомниться читателям благодаря оригинальным характеристикам, данным Остапом Бендером. Авторы подчеркнули комические черты героини, воплотившей собой тип «дамы в поиске».
Авторы персонажа
Авторами героини стали советские писатели и журналисты Илья Ильф и Евгений Петров. Роман оказался первой совместной работой сочинителей. Идею для сюжета книги подал творческому дуэту писатель Валентин Катаев: мэтр предложил молодым авторам написать авантюрную историю о деньгах, спрятанных в стульях, в которую затем классик собирался внести правки. Однако Ильф и Петров настолько профессионально выполнили задание, что Катаев назвал их сложившимися авторами, не нуждающимися в корректуре.
В центре романа — приключения героев, занятых поисками бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Стулья принадлежат теще Ипполита Матвеевича Воробьянинова, мадам Петуховой, — о тайном сокровище герой узнает от умирающей дамы. По иронии судьбы секрет спрятанных бриллиантов открывается и священнику, отцу Федору, исповедавшему старушку. С этого момента оба персонажа стремятся любыми способами добраться до драгоценностей.
Случайным помощником Ипполита (Кисы) Воробьянинова в этой сложной «концессии» становится молодой авантюрист Остап Бендер. Заключив сделку, герои приступают к поискам. Поиски начинаются с Старгороде, где, по словам мадам Петуховой, остался гарнитур. Здесь их опережает отец Федор, успевший раздобыть первый стул в доме вора Александра Яковлевича Альхена. В ходе драки Кисы и священника за предмет гарнитура стул ломается, и выясняется, что драгоценностей в нем нет. Остап тем временем узнает, что еще один стул перешел в пользование инвалиду войны Грицацуеву, а остальные 10 находятся в Москве, в музее мебельного мастерства.
Теперь Бендер и Воробьянинов заняты поиском второго в Старгороде потенциального «хранителя» сокровищ. Авторы романа придумали образ мадам Грицацуевой ярким, незабываемым. Прототипом героини послужила фигура жены Осипа Шора, черты которого легли в основу образа Остапа. Эта тучная женщина имела свою лавку, что сделало ее выгодной невестой для Шора в голодное время. Героиня романа не имеет собственного имени, а только наделена авторами комичной фамилией.
История мадам Грицацуевой
К моменту знакомства Бендера с мадам Грицацуевой та уже является вдовой. Как женщина с горячим сердцем и страстной душой, героиня мечтает вновь найти любовь. С этой целью она посещает салон Елены Станиславовны Боур, подрабатывающей гаданием. Свято веря в силу карт, вдова находится в предвкушении встречи с «марьяжным королем». И эта встреча не заставляет себя долго ждать. В городе появляется чертовски обаятельный, молодой и дерзкий Бендер.
К моменту знакомства с Грицацуевой Остап еще не знает, что она осталась вдовой. Оценив ситуацию, он тут же придумывает новый план действий: собирается жениться на «знойной женщине, мечте поэта» — такое описание дамы слышит от него Киса. Это удается Бендеру с виртуозной легкостью — уже через несколько дней после первой встречи проходит свадьба. В главе, рассказывающей об этом торжественном событии, дается подробное описание невесты.
Знаменитые фразы, описывающие внешность мадам Грицацуевой, позже разошлись на цитаты. Перед читателями вдова предстает дамой с арбузными грудями, кратким, но выразительным носом, мощным затылком и необозримыми задами. Она боится нового мужа, поэтому называет его «товарищ Бендер». Знойная красавица еще не знает, что супруг оставит ее после свадьбы спящей, украв заветный стул и несколько дорогих безделушек.
Мадам Грицацуева в фильмах
Роман Ильфа и Петрова получил популярность и был неоднократно экранизирован. В 1971 году на экраны вышел фильм режиссера Леонида Гайдая, где роль мадам Грицацуевой исполнила великолепная актриса Наталья Крачковская, а роль Остапа — Арчил Гомиашвили. Фактура артистки идеально подошла под внешность героини, описанную в книге. В процессе создания фильма актрисе пришлось выполнять, несмотря на эпизодичность роли, множество трюков. После съемок в картине Гайдай начал приглашать Крачковскую и в другие проекты.