актриса сыгравшая наталью в тихом доне старом
Фильм «Тихий Дон»: актеры и судьба
В 1957 году в СССР экранизировали роман Михаила Шолохова “Тихий Дон”. Фильм, который снимали в ростовском городе Каменске и его окрестностях, рассказывает об истории донского казачества.
Как сложилась судьба актеров фильма “Тихий Дон”, а также их фото тогда и сейчас — в материале 24СМИ.
Элина Быстрицкая (1928–2019)
Несмотря на то, что после Сергея Герасимова “Тихий Дон” несколько раз экранизировали другие режиссеры (Сергей Бондарчук в 1992-м и Сергей Урсуляк в 2015-м), Аксинья в исполнении Элины Быстрицкой осталась идеалом в глазах зрителей.
Невзирая на невероятную популярность, личная жизнь актрисы не сложилась. Она 27 лет прожила в браке с Николаем Кузьминским, но как только узнала о его измене, сразу подала на развод. После этого звезда одна жила в собственном доме в Подмосковье, иногда давала концерты с песнями военных лет и выступала на сцене театра. Детей у нее не было. В 2019 году она скончалась в московской больнице, находясь в тяжелом состоянии.
Петр Глебов (1915–2000)
До “Тихого Дона”, где Петр Глебов сыграл Григория Мелехова, он исполнял в основном роли эпизодического плана. Экранизация романа Шолохова принесла ему всесоюзную популярность, которой артист с удовольствием пользовался. Он снялся еще во многих фильмах, а с 1969-го служил в Театре-студии киноактёра.
Умер он в 2000 году. Как установили врачи, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Зинаида Кириенко (1933)
Наталья из “Тихого Дона” — одна из самых первых ролей в фильмографии Зинаиды Кириенко, однако именно она принесла ей всесоюзную известность. Впоследствии артистка получила и другие серьезные роли (в картинах “Судьба человека” и “Поэма о море”). Но в 60-х у Кириенко началась затяжная депрессия. По ее словам, из-за конфликта с неким высокопоставленным чиновником ее долгое время не приглашали на съемки, максимум — эпизоды.
Выбраться из затруднительного положения ей помог Евгений Матвеев, позвавший ее сыграть главную героиню фильма “Любовь земная”. Актриса и сегодня изредка появляется на экране, не пренебрегает общением с журналистами. Одно из последних ее интервью посвящено смерти Элины Быстрицкой.
Даниил Ильченко (1894–1977)
Несмотря на то, что Даниил Ильченко был опытным актером еще до “Тихого Дона”, он отдавал предпочтение театру. Можно сказать, что роль отца Григория открыла ему дорогу в кинематограф. Артиста стали приглашать в другие проекты. Характерный для него образ — “простой русский мужик”. Ильченко покинул театр.
Скончался мужчина в 1977 году, а до этого активно участвовал в съемках.
Анастасия Филиппова (1896–1975)
Для Анастасии Филипповой роль Ильиничны, матери большого семейства, стала дебютом. После этого ей стали предлагать сыграть похожих по характеру героинь, но ни одна из последующих картин не превзошла по успеху “Тихий Дон”.
Играя в кино любящих бабушек, матерей и жен, в реальной жизни Филиппова оставалась совершенно одинокой. Ее муж и сын без вести пропали во время Великой Отечественной войны. Умерла знаменитость в возрасте 81 года.
Людмила Хитяева (1930)
Людмила Хитяева сыграла Дарью, и эта роль подарила ей популярность и массу новых предложений, в том числе от режиссера фильма “Стряпуха”. В 1990-х она стала реже появляться на экране, у звезды начался настоящий творческий кризис. Ее последнее появление на экране — сериал “Бабье лето” (2011).
Наталья Архангельская (1937)
Для Натальи Архангельской роль Дуняшки тоже стала дебютной, но кино ее не заинтересовало. Она редко соглашалась на приглашения режиссеров, склоняясь в сторону театра. С 1959 по 1962 годы служила в “Современнике”, а с 1962-го — в театре драмы имени Ермоловой, ведущей актрисой которого является и поныне.
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Евгением Стебловым по одному кадру!
Актёрские байки: Александр Абдулов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Игорем Квашой по одному кадру!
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Юрием Яковлевым по одному кадру!
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Тихий Дон»
Что потребовал режиссёр от актрис, с кем конкурировала Элина Быстрицкая и почему не узнавали Петра Глебова.
Первой экранизацией эпического романа Михаила Шолохова была немая картина 1930 года со звездами того времени Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской. Эту картину видел молодой режиссёр Сергей Герасимов и ещё в конце 30-х хотел снимать свою версию «Тихого Дона», но у Шолохова обострились отношения со Сталиным, и про идею пришлось забыть. Вернулся к ней Герасимов сразу после смерти генсека. Он отправил сценарий писателю, получил одобрение от него и от худсовета, и в 1955 году приступил к работе.
«Тихий Дон», к/с «Мосфильм», 1930, реж. О. Преображенская, И. Правов
Ассистенты режиссёра составили гигантскую картотеку потенциальных исполнителей всех ролей — от главных до эпизодических. В картотеке собралось более 200 кандидатов, и среди них были актёры, которые снимались ещё в немом фильме, например игравшая Аксинью Эмма Цесарская.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Аксинью искали не только среди актрис, но и писали председателям колхозов в станицах, мол, вдруг у вас есть подходящая казачка? Но ни одной станичницы так и не приехало… Зато режиссёру позвонила актриса Элина Быстрицкая, которой не было в картотеке, и попросилась на пробы. Все результаты проб просматривал Михаил Шолохов, он и утвердил Быстрицкую, сказав, что это абсолютное попадание. Её утверждение стало ударом для Нонны Мордюковой — она была казачкой, она проходила пробы, а режиссёр вообще когда-то приходил свататься, так что актриса была уверена, что роль у неё в кармане.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Актёра Петра Глебова снимали неохотно — ему было уже за 40 лет, а в фильмографии сплошные эпизоды. Вот и здесь он пришёл сниматься в массовке, но режиссёр обратил внимание на статного актёра в офицерской форме и позвал его пробоваться на главную роль. Пробы длились целый месяц! Актёр отыгрывал разные по характеру и возрасту сцены, с разным выражение читал текст, его по-разному гримировали… Глебов нравился и Герасимову, Шолохову, но худсовет и руководители киностудии долго не могли принять решение. Утвердили его только после того, как режиссёр выступил с заявлением, что головой отвечает за фильм и каждого актёра. Глебову делали омолаживающий грим, клеили усы, «лепили» новый нос, и после съёмок многие его не узнавали.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Фильм было решено снимать в ростовских казачьих краях — на хуторе Диченске и в городе Каменск-Шахтинский. Специально для съёмок были выстроены дома Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Кошевых, хуторская церковь, усадьба Листницких, а также были построены декорации вокзала и привокзальной площади Новочеркасска, а также станций Нарва и Разгон. На съёмочную площадку режиссёр пригласил пожилых казаков, помнящих времена, которые описаны в романе. Они рассказывали, как надо танцевать, как носить платья, что петь, как использовать местный диалект и о других тонкостях.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
До начала съёмок Герасимов собрал Элину Быстрицкую, Людмилу Хитяеву, Зинаиду Кириенко, Наталью Архангельскую и отправил на хутор «грубеть», чтобы не было холёного вида. Провожал со словами: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя всё сделаете, так соседям помогите». Быстрицкой он дал персональное задание поправиться. Актриса села на диету из сметаны и мёда и набрала 15 килограмм, а казачки давали ей мастер-классы по соблазнению — как носить коромысла «чтоб казаки глаза сломали». Мужчины-актёры в это время учились ездить на лошадях и ходили с местными на сенокос.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
У Элины Быстрицкой был жёсткий характер, поэтому работать с ней было непросто. Поначалу она приняла в штыки Петра Глебова и постоянно указывала на то, что он староват для героя. Она была настроена играть с Александром Швориным, который был главным кандидатом на роль Мелехова… На съёмочной площадке актриса конкурировала с Людмилой Хитяевой, они даже вслух выясняли кто из них красивее и кто лучше играет. А вот у режиссёра с актрисой был разговор короткий — пару раз он запросто доводил её до слёз, чтобы она быстрее вошла в образ.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Местные жители с большим воодушевлением отнеслись к съёмкам. Из пыльных углов доставались сундуки со старыми костюмами и украшениями, многие из которых принадлежали ещё предыдущему поколению, вся кухонная утварь и хозяйственные инструменты были в распоряжении съёмочной команды. Казаки охотно общались с актёрами, консультировали съёмки, сами снимались в эпизодах и даже приезжали в Москву на съёмки свадьбы Григория и Натальи. Причем, они сами готовили эту сцену, чтобы свадьба была такой, как у них принято.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Съёмки трехсерийного фильма шли почти два года. Первые две серии отсняли за год, так как Герасимов старался успеть к 40-летию Великой Октябрьской революции, а ещё через полгода на экраны вышла третья серия. В общей сложности фильм собрал 47 миллионов зрителей и стал абсолютным лидером проката 1958 года.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
У каждой серии было несколько премьер. Первым готовый материал смотрел Михаил Шолохов, потом фильм показывали казакам и если бы они не приняли фильм, то было бы понятно, что вся работа была напрасной. На показ третьей серии в маленьком сельском киноклубе Михаил Шолохов пришел с нарядной женщиной в годах. После финальных титров она тихо ушла, а казаки шептались, что именно она была прототипом роковой Аксиньи.
Почему Дуняша из «Тихого Дона» была благодарна актрисе, которая увела у неё мужа: Наталья Архангельская
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Настоящая Дуняша
Свою звёздную роль в кино Наталья Степанова (настоящая фамилия актрисы) сыграла, едва окончив школу. Девушка поступала во ВГИК и увидела в холле института объявление о наборе актёров для съёмок в картине Сергея Герасимова по роману Михаила Шолохова. Без тени сомнения абитуриентка бросилась в указанную аудиторию, ни на что особенно не рассчитывая.
Стоило ей открыть дверь, как Тамара Макарова, увидев девушку, сказала Сергею Герасимову: «Смотри, Дуняша пришла!» Так Наталья Архангельская получила свою первую роль в кино. И на протяжении трёх лет совмещала учёбу в ГИТИСе (она предпочла этот институт ВГИКу) со съёмками в «Тихом Доне». Там, на съёмочной площадке, на неё и обратил внимание Яков Сегель, режиссёр и ученик Сергея Герасимова.
К тому моменту Наталья Архангельская уже успела пережить роман с Борисом Андроникашвили. Они встречались несколько лет, но желание Андроникашвили познакомить невесту с мамой расстроило отношения молодых людей. Мама Бориса, актриса Кира Андроникашвили, не одобрила выбор сына, она хотела видеть рядом с ним жену-грузинку. В результате молодые люди расстались, а первой женой Бориса в результате стала Людмила Гурченко.
Яков Сегель был старше актрисы на 14 лет, он настойчиво ухаживал за девушкой, и она даже принимала его знаки внимания, хотя он и казался Наталье Архангельской слишком взрослым. Но режиссёр стал проявлять симпатию к Наталье на глазах у съёмочной группы «Тихого Дона», и коллеги настойчиво советовали актрисе не упустить свой шанс. Да и мама кандидатуру будущего зятя одобрила, хотя и предупредила Сегеля о том, что Наташа – ещё сущий ребёнок.
Наталья на самом деле не представляла себе, какой будет её семейная жизнь. А первый брак её оказался далеко не идеальным. Впоследствии актриса характеризовала его как сплошную пытку. Яков Сегель с первых же дней стал проявлять недовольство. Он придирался ко всему, что делала его юная супруга, да ещё и отчаянно ревновал.
Он контролировал её телефонные разговоры и узнавал, с кем общается Наталья в институте. И в какой-то момент Наталья Архангельская не выдержала: собрала чемодан и ушла.
На волнах любви
Дело в том, что накануне очередного скандала девушка в институте встретила Сашу Фадеева, сына актрисы Ангелины Степановой и пасынка известного писателя Александра Фадеева. Для девушки это была самая настоящая любовь с первого взгляда.
Правда, ничего хорошего из её чувств не вышло. Наталья Архангельская совершенно не могла скрывать свои чувства и о них знал весь институт, в том числе и её возлюбленный. Саша Фадеев всегда пользовался повышенным вниманием со стороны представительниц прекрасной половины человечества и долгое время даже не замечал свою пылкую поклонницу.
И даже когда между ними возникли отношения, он просто позволял себя любить. Наталья Архангельская страдала, отчаянно ревновала и буквально изводила себя. Она прощала ему невнимание к себе, оправдывала отказы во встречах и постоянно ждала. Но однажды Фадеев объявил о том, что они расстаются, и ушёл. А она ещё долго залечивала свои раны. Александр Фадеев впоследствии стал третьим мужем Людмилы Гурченко.
Довольно долго актриса приводила себя в норму, а потом в её жизни появился Владимир Андреев. Они познакомились на кинопробах в то время, когда Наталья Архангельская собиралась уходить из «Современника», и новый знакомый похлопотал за неё в Театре имени Ермоловой, где служил сам.
Андреев активно ухаживал за актрисой, а она, измученная отношениями с Фадеевым, откликнулась на его внимание к себе и даже приняла предложение руки и сердца. Правда, ещё лет семь они прожили без регистрации брака. Как признаётся Наталья Архангельская, особенно пылких чувств между ними не было, но после они всё же официально оформили свои отношения в надежде на то, что всё изменится.
Развод во благо
Но не прошло и месяца с момента регистрации брака, как Владимир Андреев встретил Наталью Селезнёву. Для обоих это была любовь с первого взгляда. Селезнёва впоследствии корила себя за то, что увела мужа из семьи, но в то время она ничуть не мучилась угрызениями совести. Когда же Наталья Архангельская узнала о романе мужа, она всего лишь спросила, любит ли он ту, другую Наташу? Услышав утвердительный ответ, сама предложила ему развестись.
Расстались они спокойно, впоследствии нормально общались, лишь новая жена Владимира Андреева продолжала истязать себя ещё много лет. В итоге Наталья Архангельская, поздравляя Селезнёву с юбилеем, поблагодарила её за тот развод. Если бы его не было, она сама никогда бы не вышла замуж за французского журналиста Влада Вишневски, с которым прожила тридцать счастливых лет.
Они познакомились на каком-то банкете и с первых же минут знакомства почувствовали симпатию друг к другу. Правда, журналист был женат, но его брак уже давно был только номинальным. Он служил корреспондентом Франс Пресс, но отказался уезжать из России в более благополучную страну, чтобы не потерять свою Наталью. К актрисе прекрасно относился не только сам Влад, но и его бывшая жена и дети, часто приезжавшие в Москву к отцу.
Последние десять лет муж актрисы страдал от болезни Альцгеймера, и Наталья старательно ухаживала за ним. Она не жаловалась и не роптала на судьбу, просто старалась как можно больше времени проводить с ним рядом, заботясь, как о ребёнке.
Когда Влада Вишневски не стало, Наталья Архангельская призналась: она любила только двух мужчин в жизни, Сашу Фадеева и своего третьего мужа. А ведь будь она замужем за Владимиром Андреевым, она могла бы никогда даже не встретить человека, рядом с которым была так счастлива.
Владимир Андреев в жизни был очень скромным, а ещё – предельно честным человеком. Он был красив, умён, талантлив и очень обаятелен. Только вот личное счастье его сложилось лишь с третьей попытки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История успеха: ради роли в «Тихом Доне» Хитяевой пришлось побороть страх воды
Съемки в культовом советском фильме едва не стоили актрисе жизни. Сегодня артистке исполнилось 90 лет.
Фото, видео: Кадры из кинофильма «»Тихий Дон», реж. С. Герасимов, 1957-1958 г.
Одной из самых сложных для артистки стала роль казачки Дарьи Мелеховой в «Тихом Доне», снятом по роману Михаила Шолохова. Еще совсем юная Хитяева должна была искренне сыграть горевание над убитым мужем. Актрисе никак не удавалось изобразить страдания. Чтобы вжиться в роль, ей пришлось посетить на хуторе самые настоящие похороны и плакать над гробом незнакомого человека.
Кадр из кинофильма ««Тихий Дон», реж. С. Герасимов, 1957–1958 г.
В последней части трилогии «Тихий Дон» Людмиле Хитяевой предстояло сыграть сцену самоубийства. Ее героиня Дарья должна была утопиться. Перед актрисой возникло новое испытание: она не умела плавать. В юности Хитяева чуть не захлебнулась в Волге, после чего у артистки появился страх воды.
Но чего не сделаешь ради искусства? Несколько дней с молодой звездой кинолент работали каскадеры. Методы работы инструктора по плаванию не были гуманными: артистку могли отвезли на середину реки и скинуть с лодки. На одной из таких экстремальных тренировок Хитяева упала в воду, но сама всплыть уже не смогла. Ее спас каскадер. Все обошлось. Роль была благополучно сыграна. После триумфа «Тихого Дона» на артистку буквально посыпались предложения сняться в кино.
Кадр из кинофильма ««Тихий Дон», реж. С. Герасимов, 1957–1958 г.
Актриса сыграла более 40 ролей и стала любимицей советских, а затем уже и российских зрителей. Удостоена многих наград, в том числе Ордена Почета. Некоторое время работала в театре, но предпочла ему кино.
15 августа Людмила Хитяева отмечает юбилей — 90 лет. К этому возрасту актриса сохранила позитивный настрой, энергичность и несравненную грацию.
«Секрет, наверное, в природе. Я родилась человеком жизнерадостным, я не люблю ныть, жаловаться, любое недомогание пресекаю. Я живу такой жизнью, которой должен жить каждый человек на земле. Я никому не завидую, не сплетничаю — этого не люблю», — поделилась артистка.
Юбилей Людмила Хитяева планирует отпраздновать с близкими друзьями в ресторане. Знаменитая актриса отметила, что любит праздники и юбилеи, но на цифры в паспорте не смотрит. Главное для нее — продолжать работать, жить полной жизнью и быть нужной людям.
Поклонники не забывают Хитяеву и до сих пор оказывают приятные и так нужные для нее знаки внимания: пишут письма, звонят с поздравлениями, высылают подарки. Это очень мотивирует актрису и придает ей жизненный тонус.
Дуняше Мелеховой из «Тихого Дона» уже 82! Как сейчас живёт и выглядит Наталья Архангельская
Многие советские зрители были в полном восторге от экранизации «Тихого Дона». Режиссеру фильма удалось настолько реалистично показать жизнь простой советской станицы, что складывалось впечатление, будто актёры живут своей повседневной жизнью, а не снимаются в кино по написанному сценарию.
Одним из ключевых персонажей киноленты стала Дуняша Мелихова. Право воплотить её на экране получила Наталья Архангельская. Объявление о конкурсе на роль в этом фильме девушка увидела в вестибюле ВГИКа, куда приехала поступать после окончания средней школы.
Когда она попала в помещение с отборочной комиссией, её участники сразу поняли, что она является идеальной кандидатурой на роль Дуняши. Всем присутствующим понравилась внешность молодой актрисы, в частности, карие глаза, густые заплетенные волосы и красивый румянец. Как позже стало известно, реальная судьба девушки и судьба её персонажа во многом были похожи.
Будущая актриса появилась на свет в 1937 году. Её отец был крупным строителем, поэтому власти признали его врагом народа, и он так и не успел увидеть рождение дочери. Похожая судьба сложилась и у деда, которого ранее казнили большевики за служение царю в генеральской должности.
Работа в «Тихом Доне» давалась девушке очень легко.
После окончания ГИТИСа, где она училась параллельно съёмкам в фильме, девушка устроилась на работу в «Современник». Здесь дебютной работой на театральной сцене стала постановка «Два цвета». Некоторое время спустя, актриса получила предложение о переходе в театр имени Ермоловой. В этом месте она сыграла большую часть своих театральных ролей.
В 1960 году Архангельская сыграла главного персонажа в дипломной киноленте Тарковского, а годом позже – в «Любушке». На этом её работа в кино закончилась, и Наталья сконцентрировалась на театре.
Что касается личной жизни, то артистка трижды была замужем. Кроме этого, с некоторыми мужчинами Наталью связывали романы, которые носили неофициальный характер. Первые известные отношения она имела с Борисом Андроникашвили. Продлились они недолго, и пара разошлась из-за того, что маме Бориса не понравилась Наталья.
Яков Сегель стал первым супругом Наталии. Она сама не может ответить на вопрос, почему приняла это предложение руки и сердца, ведь актриса не любила его. Союз просуществовал всего лишь три месяца, и пара развелась.
Следующим мужем актрисы стал Владимир Андреев. Перед заключением брака они прожили семь лет вместе. Однако, уже через месяц после официального оформления отношений, мужчина ушёл к другой женщине.
А вот третий брак Архангельской стал счастливым. Её избранником стал французский журналист. Ради артистки он развёлся с супругой. Последние десять лет своей жизни мужчина страдал от болезни Альцгеймера, поэтому наша героиня старалась не оставлять его одного.
Актриса воспитала дочь, которую родила от Владимира Андреева. Замуж она больше не выходила.
Сейчас Наталье уже более восьмидесяти лет. За свой талант и творчество она удостоена звания народной артистки страны, а также получила награду «Орден дружбы народов».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов