актриса сыгравшая пани монику в кабачке 13 стульев
Вулкан эмоций пани Моника: Почему Ольгу Аросеву сравнивали с водородной бомбой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ольга Аросева родилась 21 декабря 1925 г. в семье советского партийного деятеля и дипломата. Когда девочке было 5 лет, ее мать встретила другого мужчину и ушла из семьи, оставив дочерей. Детство Ольга провела во Франции, где отец был секретарем советского посольства, а в 1933 г. они вернулись в СССР. Аросева часто рассказывала о том, как однажды в детстве стояла на авиационном параде в Тушино рядом со Сталиным, который даже подарил ей букет цветов. Однако времена благополучия скоро закончились: в 1938 г. отца арестовали, а потом расстреляли. Не зная об этом, Ольга написала письмо Сталину, в котором заверяла его в невиновности отца. Ответа она так и не дождалась.
Ольга Аросева считалась дочерью «врага народа», но предавать память отца не стала – не отреклась от него и не вступила в ряды комсомола. Ей не удалось поступить ни в один вуз, но еще во время учебы в школе она увлеклась театром, участвовала в домашних театральных постановках и начала заниматься в драматическом кружке. Закончив цирковое училище, она поступила на курсы Московского городского театрального училища.
Почти всю свою жизнь Ольга Аросева выступала на сцене московского Театра сатиры, хотя первой актрисой труппы она стала только в начале 1990-х гг. В кино ее самыми известными работами стали роли в фильмах «Девушка без адреса», «Берегись автомобиля», «Интервенция», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Сваты», однако самую большую славу ей принесла роль пани Моники из «Кабачка «13 стульев», с которой ее ассоциировали всю жизнь. О причинах такой популярности актриса говорила: « У Моники характер общечеловеческий, вечно существующий, не привязанный к определенному времени. В каждой женщине есть частица пани Моники. Куда бы мы ни приезжали, везде была своя пани Моника ».
Свой бурный темперамент и невероятную эмоциональность актриса не отрицала, оправдывая излишнюю вспыльчивость издержками профессии: « Актер имеет право на эмоциональность. Профессия вынуждает быть взрывным, но это не значит, что перед вами плохой человек. Вспыльчивость – пожалуй, актерское достоинство. Человек, который давит в себе эмоции, не может быть хорошим актером, не умеет вызвать на сцене подлинный темперамент, чувства, эмоции… Это мое частное мнение, специально я не исследовала этот вопрос ».
На склоне лет актриса жалела только о том, что так и не родила ребенка. « И всё же по-настоящему я прожила всю свою жизнь в одиночестве – все мои мужья, к сожалению, оказывались беспомощными, слабыми », – признавалась Аросева.
До последних дней она выходила на сцену театра и надеялась на то, что сможет вернуться туда после выздоровления. Уже будучи прикованной к постели, постоянно повторяла: « Я еще немножко полежу и приду, пусть меня не заменяют ». 13 октября 2013 г. актриса Ольга Аросева скончалась на 88-м году жизни. Последние годы она провела в муках – у нее было онкологическое заболевание, и спасти актрису не удалось.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Последняя ночь пани Моники: накануне смерти Ольга Аросева собиралась в театр
Зрителям хорошо знакомы фильмы с участием Ольги Аросевой, например, «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники». Но ее визитной карточкой стало развлекательное шоу на советском ТВ «Кабачок «13 стульев».
Ее пани Монику помнят все, кто жил в то время (шоу показывали по ТВ с 1966 по 1980 годы). У Ольги Александровны были веские причины, чтобы сыграть иностранку, которая знает себе цену. Однажды эти причины изломали жизнь ее семьи.
Почему Аросева отказалась вступать в комсомол
У актрисы были польские корни. Ольга Гоппен, ее мать, происходила из семьи польских шляхтичей, а отец был дипломатом. Семья часто переезжала: Франция, Швеция, Чехословакия. Из Швеции ее мать сбежала с любовником, оставив мужа с четверыми детьми: Натальей, Еленой, 5-летней Ольгой и младшим Дмитрием.
Затем пришел 1937 год: отца Александра Аросева арестовали, а затем расстреляли. Оле было тогда 12 лет. Дочерей забрала к себе мать, узнав о трагедии с бывшим мужем.
Позднее Ольга не раз писала письма в разные инстанции, пытаясь узнать, в чем же обвиняли ее отца и за что его убили? Писала даже самому Иосифу Сталину, задавая все один и тот же мучивший ее вопрос. Но ответа так и не получила. В знак протеста девушка отказалась вступать в комсомол.
Театр и кино – на всю жизнь
В юности Аросева с удовольствием посещала драмкружок и театральную студию, после окончания школы училась в эстрадно-цирковом училище, а когда в Москве гастролировал Ленинградский театр музкомедии, то ей удалось произвести впечатление на его руководителя и девушку приняли в труппу. Вместе с театром она покинула столицу и до 1950 года успешно выходила на его сцену. В Ленинграде Ольга вышла замуж за музыканта Константина Жукова. Они были вместе все то время, пока актриса выступала в Ленинграде, а потом расстались.
Затем Аросева вернулась в Москву: здесь ее приняли в Театр сатиры, который надолго сделался ее вторым домом. В театре она встретила своего второго мужа, но брак не продлился долго. Впрочем, как и третий, и четвертый.
Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1967 г.
Что касается кино, то снимали Аросеву довольно часто, правда, главным образом в эпизодах или небольших ролях, а также в телеспектаклях. Впервые в большой кинороли она появилась в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», сыграв Любу, невесту главного героя. Затем последовали другие заметные работы в фильмах «Интервенция», «Трембита».
«Кабачок «13 стульев»
Совершенно ни на что не похожая, новая и дерзкая эстрадно-развлекательная программа «Кабачок «13 стульев» стала для советского зрителя культурным шоком. Кроме Аросевой там участвовали и другие артисты Театра сатиры: Спартак Мишулин, Михаил Державин, Андрей Миронов, Наталья Селезнева.
В те годы Ольга Александровна стала очень востребованной актрисой: она успевала и в «Кабачке» играть, и сниматься в фильмах («Два дня чудес», «Старики-разбойники», «Шельменко-денщик», «Невероятные приключения итальянцев в России»).
Кадр из фильма «Старики-разбойники»
Второе дыхание
Пришли 80-е, за ними 90-е, и Ольга Аросева почти перестала сниматься. Ей хватало театра. А вот наступление нового тысячелетия повлияло на нее, как струя свежего воздуха: у пожилой актрисы открылось второе дыхание, и она принялась активно сниматься. Зрители могли видеть ее работы в фильмах и сериалах «Афинские вечера», «Самая красивая», «Старики», «Сваты»…
Юбилейный вечер Ольги Аросевой в Театре сатиры. Фото: Эмиль Матвеев/ИТАР-ТАСС
Детей актриса так и не родила, так как после неудачного аборта в молодости это стало невозможным, однако вокруг нее всегда было множество друзей: актеры Вера Васильева, Федор Добронравов, Александр Ширвиндт, Роман Виктюк, Татьяна Кравченко.
Ушла с благодарностью
Но самым близким другом для Аросевой всю жизнь оставался театр. До самых последних дней 87-летняя Ольга Александровна выходила на сцену в пьесе Романа Виктюка «Реквием по Радамесу». Когда она уже не вставала, за шесть дней до смерти, она все равно звонила Виктюку и уверяла, что обязательно встанет и выйдет на сцену, она так решила.
Ольга Аросева в «Реквиеме по Радамесу» за год до смерти. Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС
Свидетельницей последних минут Ольги Аросевой стала сиделка Ольга Токальчук, которая за ней ухаживала. Она со слезами рассказывала, как в последнюю ночь актриса вдруг забеспокоилась, стала просить пальто, собиралась ехать в театр. А потом поцеловала руку сиделки, тихо проговорила: «Большое спасибо». И ее не стало.
Заноза в сердце пани Зоси: Как актриса Валентина Шарыкина дважды пережила предательство близкого человека
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Артистическая натура
Валентина Шарыкина появилась на свет в семье военного лётчика и актрисы в 1940 году в Свердловске. К сожалению, во время войны отец девочки на фронте влюбился в медсестру, а мама, узнав об этом, прекратила всякое общение с бывшим мужем. Много лет спустя отец писал Валентине, надеялся на встречу, но она в тот момент не смогла переступить через свои детские обиды и от общения отказалась.
После войны Валентина Шарыкина оказалась в Иркутске вместе с мамой Ириной Анатольевной Рогозинской, которая служила в музыкальном театре. Маленькая Валя знала там каждый уголок, её любили все артисты и музыканты, а когда театр отправлялся на гастроли, Валентина всегда ехала с мамой.
Естественно, ни о какой другой профессии, кроме актёрской, Валентина и слышать не хотела. После получения аттестата она поступила в Новосибирский театральный институт, а спустя всего год, когда была на гастролях в Москве, с первого же раза поступила в Щукинское училище.
Она училась на одном курсе с Андреем Мироновым, который помогал будущей актрисе подтягивать «хвосты» и исправлять тройки. А позже всё тот же Миронов попросил подыграть ему во время показа в Театре сатиры. В результате они оба оказались зачислены в труппу. Валентина Шарыкина служит в Театре Сатиры вот уже 57 лет.
Заноза в сердце
Она впервые вышла замуж ещё в студенческие годы. С Игорем они учились в Щукинском училище на разных курсах, а познакомились в санатории. Курортная романтика увлекла обоих, и вскоре молодые люди уже спешили под венец.
После окончания училища супруг актрисы так и не смог найти место в театре, устроился работать на завод. Это никак не способствовало созданию хорошей атмосферы в семье. Начались разногласия, ссоры, даже скандалы.
Актриса уже снималась в «Кабачке 13 стульев» и ей сотнями приносили письма от поклонников, в которых мужчины разных возрастов клялись в вечной любви пане Зосе и предлагали Валентине Шарыкиной руку и сердце.
А потом её пригласили сняться в эпизодической роли в фильме «Майор Вихрь», где актриса познакомилась с Евгением Ташковым. Она влюбилась едва ли не с первого взгляда и тут же подала на развод с мужем, не желая обманывать супруга. Она всецело отдалась во власть своих чувств. И лишь спустя время Валентина узнала: Евгений Ташков женат на актрисе Екатерине Савиновой, той самой, что сыграла Фросю Бурлакову в картине «Приходите завтра».
Валентина Шарыкина порвала с Ташковым в тот же миг. Она считала себя не в праве встречаться с женатым мужчиной. Она расставалась с ним навсегда. Пытаясь забыть любимого человека, Валентина Дмитриевна очень быстро приняла предложение руки и сердца от актёра Марка Туманова.
Прошло всего три года, Екатерина Савинова трагически погибла, а Евгений Ташков стал делать всё, чтобы вернуть Валентину. Он писал ей письма, звонил, пока она была на гастролях, а сразу после возвращения актрисы в Москву попросил её о встрече возле театра.
Пока актриса сидела в машине у Ташкова, кто-то из коллег сообщил Марку Туманову о встрече его супруги с мужчиной. В результате вышла не очень красивая сцена. Валентина ушла, предоставив мужчинам возможность выяснить отношения. После спектакля её встретил Евгений Ташков и отвёз прямиком к себе домой.
Перегоревшие чувства
Они прожили вместе 10 лет. И основным стимулом остаться рядом с мужчиной, который однажды её уже обманул, была даже не любовь. С ней Валентина Шарыкина уже научилась справляться. Просто она увидела, что нужна Андрюше, сыну Екатерины Савиновой и Евгения Ташкова. Они очень быстро подружились, и мальчик, изначально боявшийся, что новая жена отца сделает всё, чтобы отправить его в интернат, оттаял. Андрей нашёл в лице мачехи понимающего друга, который всегда готов прийти на помощь.
Евгений был категорически против того, чтобы Валентина рожала ребёнка. Впрочем, она особо не настаивала, так как очень боялась родов. И тем не менее, когда беременность наступила, актриса была готова к появлению малыша на свет. Но чуда не произошло: актриса из-за стрессов и больших физических нагрузок выносить ребёнка не смогла, у неё случился выкидыш.
За все 10 лет совместной жизни любимый человек ни разу не заговорил о том, чтобы узаконить их отношения. Поначалу она ждала предложения, а потом поняла, что надеется совершенно напрасно. Вскоре Евгений Ташков влюбился в другую женщину, молодую актрису Татьяну Васильеву. Но её чувства к тому времени уже словно выгорели. Она почти не чувствовала боли. Впрочем, в жизни самой Валентины Шарыкиной уже тогда появился человек, готовый ради неё практически на всё.
Настоящая любовь
Он увидел Валентину Дмитриевну в автобусе, а потом долго шёл за ней по улице, не решаясь познакомиться. Когда же Валентина Дмитриевна спросила, что ему нужно, он просто оставил ей свой номер телефона и сказал: «Позвоните, если вам будет плохо. Я тут же приеду!»
Она позвонила. Потом ещё и ещё… Независимо от того, где находился Юрий, он тут же бросал все свои дела и приезжал. Они гуляли вместе по Москве, он показывал ей «свою» столицу, рассказывал о жизни, о несбывшейся мечте стать художником, о работе на заводе и о вере в Бога.
Незаметно они стали необходимы друг другу. Валентина Дмитриевна со своим супругом Юрием счастлива уже почти 40 лет. С ним она поняла, что значит любить и быть любимой, чувствовать себя по-настоящему замужем.
К сожалению, мамой она так и не стала, но на судьбу никогда не жалуется. Валентина Дмитриевна считает, что она понесла заслуженное наказание за свою любовь к женатому человеку, за обиды двоих своих мужей, которых она бросила ради Евгения Ташкова. А своё счастье актриса считает настоящим чудом. И не устаёт благодарить Бога за подаренную когда-то встречу с Юрием.
В 1960-1970-х гг. самой популярной и самой любимой среди зрителей была телепередача «Кабачок «13 стульев». В течение 15 лет ей удалось удерживаться в числе лучших юмористических программ на советском ТВ. Возможно, такой успех отчасти объяснялся тем, что ее поклонником был Леонид Брежнев. Актеры Театра сатиры, игравшие в «Кабачке», стали известны во всем Союзе под именами своих экранных героев: пани Моника, пан Директор, пани Катарина, пан Профессор и т. д. Но не всем посчастливилось задержаться там надолго – Андрей Миронов выдержал всего две передачи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Закулисье «Кабачка «13 стульев»: Какие тайны раскрыла 90-летняя звезда телепередачи Зоя Зелинская
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свою карьеру Зоя начинала в качестве манекенщицы Дома моделей. После школы она окончила ГИТИС и стала актрисой Театра сатиры, которому отдала 60 лет жизни. На втором курсе она вышла замуж за режиссера Георгия Зелинского. В 27 лет актриса дебютировала в кино, в легендарной «Карнавальной ночи», правда, она сыграла там эпизодическую роль, и ее имя даже не упоминалось в титрах. Слава пришла к ней только через 10 лет, когда она появилась в образе пани Терезы в телепередаче «Кабачок «13 стульев», режиссером которой был ее муж.
Немногие знали о том, что идея создания этой телепередачи принадлежала именно Зое Зелинской. Однажды на планерке Гостелерадио было принято решение о необходимости создать развлекательную передачу на телевидении, и это дело поручили режиссеру Георгию Зелинскому. Однако никаких идей по поводу формата передачи тогда еще не было – это были разрозненные юмористические сценки. Прочитав материал, режиссер сказал: « Вроде бы смешно… Но что с этим делать? Ума не приложу! » А жена убедила его в том, что из этой передачи можно сделать настоящий шедевр.
Изначально передача называлась «Добрый вечер», и в ней было всего несколько персонажей: актер Спартак Мишулин, который создал пантомиму в стиле Чарли Чаплина, сама Зоя Зелинская в образе певицы, а еще была уморительная сценка о том, как женщина ничего не может найти в своей сумочке – эту роль Зелинская посоветовала мужу предложить Ольге Аросевой – актрисе Театра сатиры, которая уже много лет оставалась без заметных ролей. Эстрадных номеров под фонограмму, которые с годами стали изюминкой этого проекта, тогда еще не было.
Только сейчас Зоя Зелинская рассказала о том, как все начиналось: « Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь». Там на первом этаже был киоск, в котором продавали журналы из соцстран – Румынии, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии, ГДР. Все – на русском языке. И на последней странице каждого журнала была рубрика – «Юмор наших друзей». Там печатались миниатюры, героями которых были директор гостиницы, бухгалтер, регулировщик, официант. Я скупила все эти журналы, отнесла их в «Литдраму». Там полистали журналы, вдохновились. И так у нас стали появляться сценарии к передачам. И яркие персонажи. Со временем у нас появились хорошие авторы – Губайдуллин и Корешков. Они просматривали зарубежные юмористические журналы и на этом материале писали новые миниатюры. Стали появляться новые персонажи, потом ввели много музыкальных номеров ». Так, с легкой руки Зои Зелинской, передача «Кабачок «13 стульев» приобрела такой формат, в котором ее узнали и полюбили миллионы советских зрителей.
Название для передачи придумали сами зрители – был объявлен конкурс, в котором победил вариант «Кабачок «13 стульев» (отсыл к произведению Ильфа и Петрова, только стульев не 12, а 13). Мест в «Кабачке» действительно было 13, а вот актеров со временем набралось около 50! Но постоянными главными героями были пани Моника (Ольга Аросева), пан Директор (Спартак Мишулин), пани Катарина (Наталья Селезнева) и пани Тереза (Зоя Зелинская).
Поиск ведущего тоже занял какое-то время. Первым эту роль сыграл Александр Белявский, которого называли автором идеи «Кабачка»: писали о том, как актер, вернувшись с гастролей в Польше, предложил экранизировать шутки из польских юмористических журналов. Зоя Зелинская опровергает эту версию, заявляя, что на самом деле к созданию проекта он не имел отношения – Белявский просто исполнял роль пана Ведущего. Однако актер хотел сниматься в кино, а занятость на съемках «Кабачка» мешала его планам – передача выходила в телеэфир каждую пятницу, и он решил уйти из проекта.
На смену Белявскому пришел Андрей Миронов – но, как ни странно, в этом образе любимец публики потерпел фиаско. После выпусков с его участием зрители начали присылать письма с просьбой заменить ведущего с «нахальным взглядом», так как «Кабачок» превратился в бенефис Миронова – все внимание он обращал на себя самого, затмевая других артистов и подавляя их своим темпераментом. К мнению зрителей тогда прислушивались, и Андрей Миронов после двух выпусков программы уже не появлялся в «Кабачке». Следующим паном Ведущим стал Михаил Державин, который был так органичен в этом образе, что задержался в «Кабачке» на 14 лет.
Герои «Кабачка» стали звездами всесоюзного масштаба, а Ольга Аросева, Наталья Селезнева и Зоя Зелинская стали законодательницами мод – идеи-то брали из зарубежных журналов, и выглядеть герои должны были соответствующе. А это оказалось непростой задачей. Зоя Зелинская рассказывала: « Костюмы для съемок мы добывали кто как мог. Из зарубежных гастролей привозили. Мой второй супруг был журналистом-международником, часто ездил за границу – и я просила его купить для съемок какие-то платья, шляпы. Нам надо было хорошо одеваться. Потому что мы были примером для женщин в СССР. Мне приходили такие послания: «Наденьте, пожалуйста, еще раз платье, которое было на вас в прошлом выпуске. Хочу сшить такое же на свадьбу, но не успела рассмотреть крой ». За это актрисам-модницам не раз доставалось: одно время было запрещено носить шляпки – чуждый пролетарскому вкусу буржуазный элемент гардероба. А Наталье Селезневой однажды не выдали гонорар за то, что она появилась на экране в чересчур короткой юбке. Брюки и бриджи тоже не приветствовались.
Недавно Зоя Зелинская призналась в том, что с ее коллегой по театру и «Кабачку» Ольгой Аросевой они не только не были подругами, но и на протяжении всего времени сотрудничества оставались соперницами. Зелинская говорит: « Оля обладала непростым характером, не всем легко было с ней ладить ».
Зоя Зелинская параллельно продолжала сниматься в кино, но ярких работ тогда не было – съемки в «Кабачке» отнимали все ее время. Не раз ей из-за этого приходилось отказываться от предложений режиссеров. Ревностно относился к успехам актеров своего театра и режиссер Валентин Плучек, который часто им повторял: « Вы – маски, уже не сможете играть серьезные роли, даже если захотите! » При этом он не мог не замечать того, что многие зрители приходили в театр только ради того, чтобы увидеть своих любимых героев из «Кабачка». Правда, они не раз срывали постановки бурными овациями, когда их любимцы появлялись на сцене в ходе спектакля.
После обострения политической ситуации в Польше в 1980 г. передачу закрыли, посчитав ее неполиткорректной. Это время стало самым тяжелым периодом для актрисы не только из-за того, что ей пришлось попрощаться с пани Терезой. Ее вторым мужем был журналист Валерий Леднев, в браке с которым она была очень счастлива. В 41 год Зелинская впервые стала матерью, подарив мужу сына Сергея. Но в 1987 г. ее супруг ушел из жизни – у него случился инсульт, и эта потеря стала для нее страшным ударом. До сих пор актрисе очень тяжело об этом вспоминать.
В конце 1990-х – начале 2000 гг. Зоя Зелинская снялась в нескольких фильмах и сериалах, среди которых самыми запоминающимися были ее работы в «Досье детектива Дубровского», «На углу у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин». Уже больше 10 лет актриса не снимается в кино, но продолжает появляться на телевидении, участвуя в разных шоу. 8 декабря 2019 г. ей исполнилось 90 лет, но в это верится с трудом – она выглядит значительно моложе своих лет. Ее рецепт молодости прост: « Пока есть интерес к жизни, старость не страшна! »
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: