актриса сыгравшая принцессу в 12 месяцев
Как сложилась судьба трех молодых актрис из картины «Двенадцать месяцев»
В этой картине снялись сразу три молодых и перспективных актрисы. Многие пророчили им большое будущее, но не сложилось. Сегодня хотелось бы вспомнить этих достойных женщин и рассказать об их судьбе.
Будущая актриса появилась на свет в Тбилиси, но еще в детстве переехала в Ленинград. После школы поступила в ЛГИТМиК, где во время дипломного спектакля ее и Наталью Попову заметили создатели картины «Двенадцать месяцев».
Позже сама актриса говорила о съемках в этой картине: «Вот не люблю быть знаменитой… Но это ностальгия по юности. Тогда была надежда сниматься в кино, но я так и осталась актрисой одной роли. Что касается королевы, которую я сыграла, то мне ее было жалко: сирота, человечек, который не так уж плох, а скорее несчастен».
В дальнейшем театр всегда был в фаворе у Жвании. Нельзя сказать, что она вовсе не снималась в кино, но в Ленинградском ТЮЗе играла много и часто.
Что касается сокурсницы Жвании, то после роли падчерицы в «Двенадцати месяцах» Попова как раз стремилась найти свое счастье на съемочных площадках.
После картины по мотивам пьесы Маршака Попова проснулась знаменитой. Ей начали предлагать различные роли, но картины «Врача вызывали?» и «Мой старший брат» сложно назвать успешными.
Вместе с сокурсницей Жванией после института Попова оказалась в Ленинградском ТЮЗе, но долго там не служила, а вскоре стала частью коллектива Лениградского Ленкома. В 80-х актриса вновь немного снималась в кино, но фильмы «Магия черная и белая», «Прощай, шпана замоскворецкая…» не стали шедеврами.
Эта актриса постарше двух предыдущих. Закончив Щуку, начала служить в Ленинградском академическом театре комедии, на сцене которого ее можно было созерцать с 1965 по 1990 год.
Мальцева отлично справлялась с комедийными ролями. После «Двенадцати месяцев» она снялась в картинах «Умные вещи», «Магия черная и белая», «Ошибки юности», «Джек Восьмеркин — “Американец”».
В 1990 году Марина Мальцева уволилась из театра и эмигрировала. Кстати, очень жаль. Уверен, что, получив свою роль, она могла бы стать в один ряд с лучшими актрисами нашего кино.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
За кадром сказки «Двенадцать месяцев»: Кто из актрис на съемках встретил свою судьбу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сценарий фильма был создан по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака. По сути, это была еще одна вариация истории Золушки – одного из самых популярных сказочных сюжетов о падчерице и злой мачехе. К тому же действие происходило под Новый год, а этот праздник у наших соотечественников всегда был самым любимым. Поэтому успех у зрителей в какой-то степени был предопределен изначально. То, что интерес к фильму не угас до сих пор, исполнительница роли королевы Лиана Жвания видит в главной идее сказки: « Зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты ».
В главных ролях режиссер Анатолий Граник решил снять никому не известных дебютанток, и этот выбор оказался верным – юные актрисы очаровали миллионы зрителей. Роль капризной королевы исполнила Лиана Жвания, которая на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. Годы спустя актриса вспоминала о своих первых пробах: « Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву. Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза. Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички ».
Работа над ролью была очень серьезной, режиссер не хотел создавать схематичный образ, поэтому обсуждал с начинающей актрисой каждую деталь: королева – совсем юная, она сирота, ее окружают при дворе лживые и лицемерные люди, единственный человек, к которому она привязана, – это старый профессор, но он утомляет ее своими нравоучениями. Все это и объясняет капризный характер королевы. Лиана Жвания беспрекословно следовала всем режиссерским требованиям, разучивала танцевальные па с балетмейстером, вплетала в косички тяжелые медные проволоки. Но результат того стоил – созданный ею образ действительно получился очень колоритным, живым и настоящим! Сын писателя Маршака говорил, что Лиана создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. По признанию Лианы, на съемках фильма он в нее влюбился, посвящал ей стихи и писал письма.
По словам Лианы, этот фильм мог бы оказаться на полке – в безобидной детской киносказке чиновники усмотрели большое количество нежелательных политических параллелей и намеков. Но «Двенадцать месяцев» все же вышли на экраны благодаря вмешательству сыну Самуила Маршака Иммануэлю, который был консультантом во время съемок и следил за ходом всего съемочного процесса. Он смог спасти судьбу картины.
После своей дебютной роли Лиана Жвания снималась очень мало, в основном в телеспектаклях, и для зрителей навсегда осталась королевой из «Двенадцати месяцев». Актриса рассказывала: « Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика ».
Актрисой одной роли нередко называли и Наталью Попову, сыгравшую в фильме роль падчерицы. Вместе с Лианой они учились на одном курсе ЛГИТМиКа и стали подругами, хотя были совсем разными по характеру и темпераменту – Лиана была бойкой, активной, авантюрной, а Наталья – сентиментальной, спокойной, мечтательной. В фильме им достались героини, полностью соответствовавшие девушкам по типу темперамента. Их обеих заметили на сдаче дипломного спектакля в институте и пригласили на пробы, и для них обеих эти роли стали звездными и самыми яркими в кинокарьере.
Для Натальи Поповой эта роль тоже стала дебютом в кино. И хотя после премьеры фильма на нее обрушилась невероятная популярность, успеху в кинокарьере это не способствовало – в 1970-1980-х гг. ей доставались только роли в телеспектаклях и эпизоды в фильмах. Однако съемки в сказке «Двенадцать месяцев» стали для нее знаковыми не только в профессиональной, но и в личной жизни. Волшебная атмосфера царила и на съемочной площадке, и за ее пределами: у Натальи Поповой и актера Андрея Босова, сыгравшего роль месяца Апреля, вспыхнули романтические чувства. Вскоре после съемок они поженились и остаются вместе уже более 40 лет.
Кинокарьеру Натальи Поповой нельзя было назвать очень успешной, но в остальном ее жизнь сложилась очень счастливо. В течение продолжительного времени актриса вместе с мужем и сыном проживала в США, затем Андрей Босов и Наталья Попова вернулись в Россию, а сын со своей семьей остался за границей. С 1999 г. актриса занялась преподавательской деятельностью, стала доцентом кафедры режиссуры и мастерства актера Университета культуры и искусств в Санкт-Петербурге. Помимо этого, она пишет пьесы и занимается переводами.
Эта история до сих пор никого не оставляет равнодушным. М. Алигер о пьесе Маршака писала: « Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив… ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Скончалась королева из фильма «Двенадцать месяцев» Лиана Жвания
Актриса ушла из жизни в возрасте 71 года. В последние годы Лиана Дмитриевна работала в театре в Северной столице. Представители культурного учреждения сообщили, что артистка долго болела.
Лиана Жвания запомнилась зрителям по роли в фильме «Двенадцать месяцев», вышедшем на экраны в далеком 1972 году. Сообщение о смерти актрисы появилось на сайте петербургского ТЮЗа имени Брянцева. «25 марта в возрасте 71 года после продолжительной болезни ушла из жизни заслуженная артистка России Лиана Жвания», — говорится на странице театра.
Этот храм искусства поистине стал Жвании родным, она проработала в нем с 1972 года, сыграла более пятидесяти ролей. Зрители ТЮЗа могли видеть полюбившуюся артистку в постановках «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», «Конек-Горбунок», «Открытый урок», «Месс-Менд», «Свои люди — сочтемся», «Борис Годунов» и многих других.
«Театр скорбит об утрате и выражает искренние соболезнования родственникам Лианы Дмитриевны, ее коллегам и многочисленным поклонникам творчества прекрасной актрисы. Дата и место прощания с Лианой Жванией будут объявлены позже», — отметили в культурном учреждении.
Помимо театра, Жвания активно снималась и в кино. В картине «Двенадцать месяцев» она сыграла королеву. В одном из интервью актриса вспоминала, как проходила пробы у режиссера фильма Анатолия Граника.
«Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». — «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву. Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» — «Нет. Достаточно. Можете идти». — «Куда?» — бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза. Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички», — делилась Лиана Дмитриевна.
Также актриса появлялась и в работах современных режиссеров: «Баллада о парнишке», «Год глухаря», «Убойная сила-3», «Улицы разбитых фонарей», «Женский роман», «Опера. Хроники убойного отдела», «Похороните меня за плинтусом».
Куда пропала капризная королева из «Двенадцати месяцев»: Актриса одной роли Лиана Жвания
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лианой ее называли только коллеги, ведь в близком кругу у нее было другое имя. Актриса рассказывала: « Бабушка придумала мне два имени: одно официальное – Лиана – и второе домашнее – Гуля, Гулико. Второе попроще, но пока мы в первые мои годы жили в Тбилиси (во мне есть грузинская кровь по папе), Лиана было более адекватно. Но я так всю жизнь Гулей и хожу, Лианой себя не ощущаю. Лиана – это что-то такое ползучее, таинственное, а Гуля – простое, сердечное. Ведь Гулико по-грузински и есть «сердце ». Лиана всегда была артистичной и с 6 лет устраивала для гостей домашние представления, в которых играла все роли сразу.
Окончив ЛГИТМиК, она стала актрисой Ленинградского ТЮЗа, на сцене которого выступает и по сей день. В 23 года Лиана Жвания дебютировала в кино, и первая же роль стала главной, принесла ей всесоюзную популярность и стала ее визитной карточкой. Это была королева в киносказке «Двенадцать месяцев». Сценарий фильма режиссер Анатолий Граник написал по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака. Это произведение было написано во время войны, в 1942-1943 гг., и воплощало веру писателя в то, что добро всегда побеждает. Замечательная сказка дарила надежду на лучшее и заставляла поверить в то, что любые чудеса могут случиться с теми, кто в них верит. Главную идею этой пьесы Лиана Жвания видела в том, что «зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты».
В главных ролях режиссер решил снять никому не известных актрис, чьи лица еще не успели «засветиться» на экранах и не ассоциировались с другими ролями. Лиана Жвания на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. О своих пробах она вспоминала: « Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву. Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза. Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички ».
Образ киногероини режиссер обсуждал с актрисой во всех деталях, чтобы он не получился схематичным и плоским. Он объяснил ей, что королева капризна, потому что она совсем юная, выросла сиротой, при дворе ее окружают лишь лицемерные и лживые люди, а единственный человек, который вызывает у нее уважение, – это старый профессор, но ее утомляют его постоянные нравоучения. Юная актриса прислушивалась ко всем советам режиссера и исполняла его рекомендации беспрекословно. Возможно, поэтому ее кинодебют и оказался таким удачным.
Консультантом фильма стал сын писателя Иммануэль Маршак. Именно благодаря ему «Двенадцать месяцев» и вышли на экраны, ведь киносказку собирались положить на полку – цензура увидела в нем политическую неблагонадежность. В пьесе затрагивалась тема взаимоотношений власти с народом, глашатай пел песню:
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: «Не цветет!»
Королева собирается издать новый закон природы, согласно которому апрель наступит вместо января, а сама шагу не может сделать без солдата в заснеженном лесу. И братья-месяцы говорят о том, что не солдат состоит при королеве, а наоборот. После того, как мачеха с дочкой превращаются в собак, королева интересуется, можно ли ее собачек, которые ходят перед ней на задних лапках, превратить в людей, а Январь отвечает: « Нет, уж если они на задних лапках ходят, людей из них не сделаешь ». Чтобы убедить худсовет в том, что в подобных эпизодах не было никакого политического подтекста, Иммануэль Маршак ездил вместе с режиссером к киночиновникам и сумел отстоять этот фильм.
Боролся за выход фильма на экраны сын Маршака и еще по одной причине: он был очарован исполнительницей роли королевы и говорил, что именно такой его отец и представлял эту героиню. Лиана Жвания называла встречу с Иммануэлем главным чудом в своей жизни и рассказывала: « Сейчас уже, спустя 45 лет, могу сказать: так, как меня любил Иммануэль Маршак, меня никто не любил. Он был намного старше. Мне 21 год, ему – за 50. Доктор наук, физик, изобретатель. Одно из его изобретений – мигающая красная лампочка, которую мы видим, когда летит самолет. А еще он первым перевел на русский язык романы известной английской писательницы Джейн Остин. У нас была платоническая любовь. До сих пор храню его письма со стихами. Иммануэль Маршак любил меня беззаветно. Говорил, что я создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. Встреча с этим человеком стала для меня тогда мощным духовным зарядом и является таковым по прошествии многих лет ».
После того, как фильм вышел на экраны, зрители засыпали Лиану Жванию мешками писем, часто ей писали целыми семьями. Даже спустя годы после спектаклей к ней подходили и спрашивали: «Это ведь вы играли королеву?» Но, к сожалению, Лиана Жвания так и осталась в кино актрисой одной роли. После своего дебюта она снималась очень мало и появлялась на экранах, в основном, в телеспектаклях. В начале 2000-х гг. она сыграла несколько эпизодических ролей в фильмах и сериалах, но в ней уже никто не узнавал ту самую королеву из «Двенадцати месяцев».
Сама актриса причины своей непродолжительной кинокарьеры объясняла так: « Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
За кадром сказки «Двенадцать месяцев»: Кто из актрис на съемках встретил свою судьбу
Роль капризной королевы исполнила Лиана Жвания, которая на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. Годы спустя актриса вспоминала о своих первых пробах: «Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву. Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза. Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички».
Работа над ролью была очень серьезной, режиссер не хотел создавать схематичный образ, поэтому обсуждал с начинающей актрисой каждую деталь: королева – совсем юная, она сирота, ее окружают при дворе лживые и лицемерные люди, единственный человек, к которому она привязана, – это старый профессор, но он утомляет ее своими нравоучениями. Все это и объясняет капризный характер королевы. Лиана Жвания беспрекословно следовала всем режиссерским требованиям, разучивала танцевальные па с балетмейстером, вплетала в косички тяжелые медные проволоки. Но результат того стоил – созданный ею образ действительно получился очень колоритным, живым и настоящим! Сын писателя Маршака говорил, что Лиана создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. По признанию Лианы, на съемках фильма он в нее влюбился, посвящал ей стихи и писал письма.
По словам Лианы, этот фильм мог бы оказаться на полке – в безобидной детской киносказке чиновники усмотрели большое количество нежелательных политических параллелей и намеков. Но «Двенадцать месяцев» все же вышли на экраны благодаря вмешательству сыну Самуила Маршака Иммануэлю, который был консультантом во время съемок и следил за ходом всего съемочного процесса. Он смог спасти судьбу картины.
После своей дебютной роли Лиана Жвания снималась очень мало, в основном в телеспектаклях, и для зрителей навсегда осталась королевой из «Двенадцати месяцев». Актриса рассказывала: «Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика».
Актрисой одной роли нередко называли и Наталью Попову, сыгравшую в фильме роль падчерицы. Вместе с Лианой они учились на одном курсе ЛГИТМиКа и стали подругами, хотя были совсем разными по характеру и темпераменту – Лиана была бойкой, активной, авантюрной, а Наталья – сентиментальной, спокойной, мечтательной. В фильме им достались героини, полностью соответствовавшие девушкам по типу темперамента. Их обеих заметили на сдаче дипломного спектакля в институте и пригласили на пробы, и для них обеих эти роли стали звездными и самыми яркими в кинокарьере.
Для Натальи Поповой эта роль тоже стала дебютом в кино. И хотя после премьеры фильма на нее обрушилась невероятная популярность, успеху в кинокарьере это не способствовало – в 1970-1980-х гг. ей доставались только роли в телеспектаклях и эпизоды в фильмах. Однако съемки в сказке «Двенадцать месяцев» стали для нее знаковыми не только в профессиональной, но и в личной жизни. Волшебная атмосфера царила и на съемочной площадке, и за ее пределами: у Натальи Поповой и актера Андрея Босова, сыгравшего роль месяца Апреля, вспыхнули романтические чувства. Вскоре после съемок они поженились и остаются вместе уже более 40 лет.
Кинокарьеру Натальи Поповой нельзя было назвать очень успешной, но в остальном ее жизнь сложилась очень счастливо. В течение продолжительного времени актриса вместе с мужем и сыном проживала в США, затем Андрей Босов и Наталья Попова вернулись в Россию, а сын со своей семьей остался за границей. С 1999 г. актриса занялась преподавательской деятельностью, стала доцентом кафедры режиссуры и мастерства актера Университета культуры и искусств в Санкт-Петербурге. Помимо этого, она пишет пьесы и занимается переводами.
Эта история до сих пор никого не оставляет равнодушным. М. Алигер о пьесе Маршака писала: «Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…».