актриса сыгравшая радистку кэт в 17 мгновений весны
Екатерина Градова
Екатерина Георгиевна Градова родилась 6 октября 1946 года в Москве в семье известного архитектора, профессора, член-корреспондента Академии архитектуры и альпиниста Георгия Александровича Градова (1911-1984). Известно, что при одном из восхождений на Памир у него отказало сердце.
Актриса рассказывала: «Мои родители были великими тружениками. Отец – член-корреспондент Академии архитектуры. Доктор наук, профессор, он возглавлял крупный НИИ, написал огромный труд по теории архитектуры. Папа прошел всю войну гвардии майором, руководил полком саперов, совершил не один подвиг, сохранив всех до одного бойцов. Мама была драматической актрисой. Все детство по ночам, когда мы с моей няней спали, два огонька светились в нашей квартире – один у отца в кабинете, он писал, а другой – у мамы, она читала, или шила, или вязала.
Воспитывали меня очень строго. Папа не любил дамских капризов. Я трудилась весь день, с 4-х лет – немецкий язык, с 7-ми лет – еще английский язык, фортепиано и уроки рисунка. Самым любимым моим занятием было дирижирование. С 5-ти лет я вставала в папино красное деревянное кресло и дирижировала часами, обливаясь слезами. Это была музыка Бетховена, Моцарта, Чайковского и др. Дирижерскую палочку мне заменяла папина колонковая кисть. Я очень любила музыку, рассказывала содержание каждой услышанной симфонии или концерта, как я это понимала. Писала и читала очень рано, подражая отцу, с утра составляла списки день на день, и, неукоснительно выполняя их, с особенным удовольствием вычеркивая из моего ежедневника сделанное. Эта привычка по сей день держит меня в ощущении четко выстроенного дня и всех моих обязанностей, а не только прав».
Училась в Московском институте иностранных языков, Школе-студии МХАТ, руководитель курса Василий Петрович Марков. Самое первое зрительское признание пришло к актрисе Екатерине Градовой в 1969 году, когда, будучи студенткой 4-го курса Школы-студии МХАТ, она сыграла главную роль А. Н. Негиной в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра им. Маяковского.
Затем служила в Московском академическом театре Сатиры, в котором была задействована в спектаклях:
Широкая известность к актрисе пришла в 1973 году после выхода на экраны знаменитого телефильма «Семнадцать мгновений весны», в котором она сыграла роль радистки Кэт.
Екатерина Градова в фильме «Семнадцать мгновений весны»
Екатерина Градова в фильме «Место встречи изменить нельзя»
28 июня 1982 года была награждена Орденом Дружбы народов за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны».
В 1990-х актриса практически исчезла с экранов.
Жизнь Екатерины Градовой круто изменила серьезная болезнь: в возрасте 38 лет она ни с того ни с сего вдруг начала угасать. Даже кремлевские врачи разводили руками не в силах поставить диагноз.
Екатерина Градова
Екатерина Градова скоропостижно скончалась 22 февраля 2021 года в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.
Рост Екатерины Градовой: 172 сантиметра.
Личная жизнь Екатерины Градовой:
В конце 1960-х сожительствовала с актером и театральным режиссером Максимом Штраухом (знаменитым исполнителем роли Ленина), который был старше ее на 46 лет.
Екатерина Градова и Максим Штраух
Первым мужем был актёр Андрей Миронов. Состояли в браке с 1971-го по 1976-й год.
У них 28 мая 1973 года родилась дочь, ныне известная российская актриса Мария Андреевна Миронова. У Марии есть сын Андрей Удалов-Миронов (род. 4 июня 1992 года).
Екатерина Градова и Андрей Миронов
С 1991 года замужем за Игорь Тимофеев, в прошлом физик-ядерщик, занимался информационными технологиями и работал в фирме «ИнтерВИД», которой руководил бывший зять Екатерины Градовой Игорь Удалов.
Они познакомились во время паломнической поездки в Оптину пустынь.
У пары есть приёмный сын Алексей Суховерков (род. 1992). Они взяли его после венчания из детского дома.
Алексей Суховерков отслужил срочную в морской пехоте, занимается ресторанным бизнесом.
Екатерина Градова с дочерью Марией, приемным сыном Алексеем и внуком Андреем (слева)
Фильмография Екатерины Градовой:
последнее обновление информации: 22.02.2021
К умирающей Екатерине Градовой вызывали экстрасенса
Сегодня, 22 февраля, пришла печальная весть: скоропостижно скончалась актриса Екатерина Градова. В октябре первая жена Андрея Миронова, блеснувшая в роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», могла бы отметить 75-летие. Единственной любовью своей жизни она называет бывшего супруга, хотя через четыре года после его смерти вышла замуж за физика-ядерщика и даже венчалась с ним.
Полистаем ее фотоальбом.
Актрисой она становиться не собиралась, и уж тем более строгие родители не желали ей такой судьбы. Мама Раиса сама была актрисой, а отец — членкором Академии архитектуры. Катя с детства имела тягу к иностранным языкам и после школы пошла в иняз. Но вскоре втайне от родителей поступила в Школу-студию МХАТ. Будучи студенткой четвертого курса, сыграла в Театре им. Маяковского в спектакле «Таланты и поклонники», на репетициях которого сблизилась с актером Максимом Штраухом. Он был старше на 46 лет и крепко женат почти на ровеснице — актрисе Юдифи Глизер. Та неизлечимо болела, и юная Катенька вызвалась быть ей сиделкой. Вскоре женщина умерла, и Градова поселилась в квартире Штрауха. Но едва была принята в труппу Театра сатиры, эти отношения закончились. Почти. (Об этом ниже.)
Не успела Катя прийти на новое место работы, о ней зашептались:
— Ой, какие ножки, какие ручки! Красивая, но такая аморфная! Ноги иксом, жила в Театре Маяковского с древним стариком Штраухом, обобрала его с ног до головы, теперь у нас кого-нибудь оберет. У нас старичков много…
Но до старичков дело не дошло. На Градову, еще когда она играла в Маяковке, положил глаз почти 30-летний Андрей Миронов.
— Она будет моей женой! — твердо заявил тогда актер другу Александру Ширвиндту. И слово сдержал.
«Приближается момент встречи с Андреем. »
Предложение Андрей сделал 22 июня.
— Это день, когда немецко-фашистские войска перешли границу дозволенного, — говорила потом Градова, вспоминая их первое свидание, когда Миронов приехал за ней на съемочную площадку «Семнадцати мгновений. » на своей белоснежной «Волге» в темно-синей штапельной рубашке в белый горошек (кусочек этой ткани Екатерина Георгиевна хранила всю жизнь).
Властная мама Миронова была против этого брака. Она собрала всю информацию о невесте сына — там были и Штраух, и очень много других мужских фамилий, но главное — пугала мать невесты. Та была секретарем парторганизации Театра Гоголя и, следовательно, носила невидимые миру погоны. Но в конце концов Мария Владимировна успокоилась, теша себя мыслью, что таким образом Андрюша порвет с Натальей Фатеевой, которую считала дамочкой распутной и пошлой.
В многочисленных интервью 2016–2018 годов (Екатерина Георгиевна нарушила многолетнее молчание, потому что «приближается момент встречи с Андреем, и я должна оставить память о том, что это был за человек») Градова будет уверять, что Миронов очень хотел троих детей и уютной семейной жизни, но при этом мог себе позволить не только дружеские объятия с другими женщинами. В беседе с журналистом «МК» Мариной Райкиной она признавалась, что измены начались, едва родилась Маша:
— Он вернулся из Италии со съемок «Невероятных приключений. », стоял в дверях, говорил: «Ты не представляешь, как я себе гадок. Ты посмотри на жену моего друга — она же терпит. Ну, еще лет десять потерпи. Зато, когда мы переступим через это, какая будет гордость, какие красивые дети будут рядом…»
Тогда она переступила. Правда, говорят, на эмоциях переехала к до сих пор сохнущему по ней 73-летнему Штрауху. Но тот уже был совсем плох и вскоре умер, завещав Кате все движимое и недвижимое имущество.
Измены Миронова она терпела еще несколько лет, пока не застукала с давней партнершей по «Сатире» Ниной Корниенко. В тот день Андрей сказал, что уезжает на гастроли, а сам поехал к Нине. Градова его выследила и всю ночь просидела в ее подъезде, потому что на звонки в дверь никто не реагировал. Утром Миронов, крадучись, вышел из квартиры любовницы.
— Катя устроила скандал с дракой. Андрюша убежал. А соперницы таскали друг друга за волосы, — сплетничали актрисы из «Сатиры». — Потом поставили чайник и стали пить чай. А в этот же момент Миронов в своем доме на Герцена «случайно» уронил ключи в шахту лифта… Браку финито! Андрей переехал к матери, не взяв ничего — считай, в одних трусах сбежал. А Градова, о которой в театре говорили «дура дурой», отхватила роскошную квартиру с мебелью. Как и предрекалось с ее приходом.
Пройдут десятилетия. Градова будет винить себя в смерти Андрея:
— Менакер говорил: «Терпи, он любит только тебя. Эти девчушки — случайные связи». Мария Владимировна умоляла: «У тебя муж — Моцарт. Прощай его. Разводом ты его убьешь!» Но я подала на развод. Потому что гордой была, не понимала, что величайшее предназначение женщины — растворяться в муже, принять его точку зрения.
«Спаси! Помоги!»
В Машеньке мама Катя и бабушка Раиса души не чаяли. Опекали как могли. Но в пять лет девочка заболела. Двусторонняя пневмония, а пьяный хирург решил, что это аппендицит, и разрезал ее.
— Состояние было критическое. Я колотила в стену кулаками, разбив костяшки до крови. Не понимала, кому молиться, но кричала: «Спаси! Помоги!» И моя доченька выжила, — делится Градова. — Мне было 33. Когда Машуньку выписали, я крестилась и крестила ее.
Июнь 1973 г. и в 2006 г.
А потом она сама заболела. Угасала от неизвестного недуга. Похудела до 40 кг. К ней приходили даже экстрасенсы, но и они оказались бессильны. Почти восемь лет она боялась на улицу выходить, постоянно теряла сознание.
— Меня отпустили из больницы на Новый год. Маме сказали: «Это может стать ее последний праздник», — рассказала актриса. — К нам пришел батюшка. Он меня и спас.
К слову, ее мама, перенеся тяжелейший инсульт, в 2004-м приняла постриг и стала матушкой Даниилой. И прожила еще семь лет, хотя ни один врач не верил в ее исцеление.
Второй муж
— Чудеснейший человек с чистейшей душой, мужчина с большой буквы, — такими эпитетами наградила его Градова.
Игорь Тимофеев, физик-ядерщик
Все эти невероятные качества она открыла в Игоре в паломнической поездке в Оптину пустынь. Женились в 1991-м. Тогда же и венчались. А через год взяли из приюта, при котором помогали строить церковь, годовалого Алешу.
Приемный сын
— Рос он непросто — очень тяжелая наследственность сказывалась. Хотя в чем-то талантлив, — говорит о приемном сыне актриса.
Алексей Суховерков, куланар-раздолбай
Веселая юность с девочками и чрезмерными возлияниями не обошли стороной парня. На него, поселившегося в квартире, оставшейся от Андрея Миронова, постоянно жаловались соседи. Даже милицию вызывали. Спустя время, конечно, остепенился. Пристроился в ресторан в Балашихе. Как о шеф-поваре о нем были самые прекрасные отзывы: «Он, словно художник, творит кулинарные шедевры на тарелке вместо холста», «Леша — маг и чародей! Творческий подход к каждому блюду!», «Шеф достоин «мишлена». И не одного. Виртуоз!» Но опять что-то пошло не так, и место Алексея сейчас занимает Павел. Говорят, тоже суперклассный повар.
Крестник Сережа
Вскоре после второй свадьбы Градова с мужем приобрели домик с участком в 20 соток в деревне Горки Владимирской области. Каждое лето выезжали туда с приемным сыном. Помогали восстанавливать разрушенный храм, занимались с местной ребятней. Был среди этих детей маленький Сережа из многодетной семьи. Мальчик тянулся к прекрасному и казался Екатерине Георгиевне особенным. Она стала его крестной матерью.
Сережа из Горок, особенный мальчик
— Приезжаем однажды, а он мне выдает: я уже не курю! Мальчишке три года было, — делилась Градова в программе «В поисках Бога» на канале «Спас». — Он и потом не закурил. Как только затягивался, начинал слепнуть. И не выпивал, как его сверстники.
А в 19 лет его не стало — разбился на мопеде.
Фото Руслана Вороного
Внук Андрюша
— Миронов мечтал о сыне. Хотел назвать Андреем. Однажды привез из Испании три браслета: Мария, Андрей, Екатерина — для наших детей. Но Андрея он не дождался, — вздыхает Екатерина Георгиевна. — Если бы Миронов увидел внука, ни на минуту не отпускал бы его от себя. Андрюша вобрал в себя все самое прекрасное, что есть в двух семьях. Он в самом начале пути. С моей точки зрения, у внука есть будущее в режиссуре. Он продолжит дело деда. Миронов же последние годы говорил, что очень устал от ролей, от съемок, пробовал себя как режиссер, сделал пять постановок. Не случись беды, не сомневаюсь, что возглавил бы театр после Плучека.
Внук Андрюша, самый талантливый
Как сложилась судьба радистки Кэт Екатерины Градовой из «Семнадцати мгновений весны»
Будущая звезда родилась в Москве. Отцом девочки был архитектор Геогргий Градов, а мама работала актрисой. С детства Катя бывала за кулисами и видела театральную жизнь. Поэтому, когда пришло время выбирать институт, она поступила в иняз, где проучилась всего год – гены дали о себе знать.
ПО ТЕМЕ
Умерла звезда «Семнадцати мгновений весны» Екатерина Градова
Градова прошла конкурс в школу-студию МХАТ. Уже на четвертом курсе она стала довольно известна, сыграв главную роль в спектакле «Таланты и поклонники» в Театре им. Маяковского.
Всесоюзную славу артистке принесла роль радистки Кэт в культовом многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Затем актриса закрепила успех, снявшись в небольшой, но довольно значимой роли в картине «Место встречи изменить нельзя». Это было последнее появление девушки на экране.
Екатерина Градова. Кадр из «Гнездо глухаря» (1987)
Екатерина Градова была замужем дважды. Первым супругом актрисы стал актер Андрей Миронов. Пара познакомилась во время учебы в коле-студии МХАТ. Артист пришел смотреть дипломный спектакль, в котором играла студентка, и девушка ему сразу очень понравилась. Миронов начал ухаживать, и она не смогла устоять перед обаянием молодого человека.
В 1973 году в семье родилась дочь Маша. Однако брак продержался недолго – уже в 1976-м супруги разошлись. Причиной развода стали многочисленные увлечения Андрея Миронова. Екатерина Градова не собиралась с этим мириться.
Екатерина Градова. Кадр из «Таблетку под язык» (1978)
Позднее актриса призналась, что в молодости не могла простить того, на что другие девушки с легкостью закрывали глаза. А еще Миронов мечтал, что у него будет большая семья – трое детей и огромный дом. Градова же решила сосредоточиться на карьере, ведь как раз в то время на нее обрушилась всесоюзная слава после выхода на экраны фильма «Семнадцать мгновений весны».
Даже после расставания актриса продолжала любить бывшего мужа, однако вернуться назад не захотела. Миронов умолял ее вновь стать его, но потом женился на другой. Екатерина Градова долгие годы была одна, она не позволяла себе смотреть на других мужчин. Новые отношения звезда фильма о Штирлице смогла начать только после смерти Андрея Миронова.
В конце 80-х Екатерина Градова задумалась о душе и Боге. Артистка подалась в религию и начала ездить по святым местам. Актриса даже окончила Свято-Тихоновский богословский институт и стала преподавать в школах предмет «живое слово». Ее уроки были основаны на Евангелии и русской классической литературе.
Екатерина Градова. Кадр из «Место встречи изменить нельзя» (1979)
В паломнической поездке в Оптину пустынь Екатерина Градова познакомилась с физиком Игорем Тимофеевым и в 1991-м стала его женой. Через год супруги взяли из детского дома мальчика по имени Андрей.
Последние годы жизни актриса посвятила воспитанию приемного сына, внукам, религии и просветительской деятельности. В профессию Градова так и не вернулась. Она лишь изредка давала интервью и предпочитала вести затворнический образ жизни.
Звезда фильма «Семнадцать мгновений весны» скончалась 22 февраля на 75-м году жизни. Поклонникам не дали попрощаться с актрисой, так как родственники предпочли устроить закрытую церемонию.
Градову к роли радистки Кэт готовила разведчица, дважды рожавшая нелегально
В реальной жизни у Екатерины тоже оказалось двое детей: родной и приемный
Фото: Кадр из видео
Екатерина Градова не была первой в «очереди» на роль советской разведчицы-радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Как рассказывала в свое время автору этих строк участница съемочной группы художник по костюмам Мариам Быховская, сперва режиссер Татьяна Лиознова хотела видеть в образе «русской пианистки» совсем молоденькую еще тогда Ирину Алферову. Однако по каким-то причинам этот «пасьянс» не сложился. И тогда на роль Кэт пригласили мало кому известную актрису театра Сатиры Екатерину Градову.
Интересный момент: в 1971-м помимо «Семнадцати мгновений…» Градова пробовалась еще на роль в другом фильме «про войну», ставшим знаменитым – «А зори здесь тихие». Актрисе предложили было сыграть Риту Осянину, но после проб она получила отказ. Создателям фильма показалось, что Градова не слишком органично выглядит в роли молодой женщины, воюющей в дремучих лесах против диверсантов и лихо стреляющей по гитлеровцам из автомата.
В результате у Ростоцкого в «Зорях» снялась другая актриса, а Екатерина Георгиевна, оказавшись среди отобранных на роли для сериала по сценарию Юлиана Семенова, стала одной из звезд советского экрана.
По воспоминаниям Мариам Быховской, во время работы над картиной про Штирлица у съемочной группы было много консультантов из «органов». Их удалось заполучить, благодаря большому интересу, проявленному к созданию фильма самим председателем КГБ Юрием Андроповым.
В числе прочих «работников невидимого фронта» появилась и «подсказчица» для экранной радистки Кэт.
О таком консультанте Лиознова попросила во время разговора с одним из заместителей Андропова, генералом Цвигуном, которому было поручено курировать съемки фильма. Исполнительнице роли фрау Кин нужно хорошенько понять специфику поведения женщины-разведчицы в реальных условиях: как она совмещает работу нелегала с повседневной жизнью – ведением домашнего хозяйства, заботой о муже, воспитанием детей…
Генерал все понял и отдал соответствующие распоряжения. Уже вскоре Екатерину Градову познакомили с женщиной довольно неприметного вида, лет 50-ти: «Вот она сможет ответить на ваши вопросы».
Вот на этом моменте в разговоре-консультации с Екатериной Градовой экс-разведчица задержалась. Филоненко объяснила актрисе, что рожать пришлось в китайском Харбине, и конечно даже в столь сложный для женщины момент нужно было полностью соответствовать легенде. Во время родов женщина-нелегал полностью контролировала свое поведение и никаких разоблачающих ее криков «Мамочка!» на русском себе не позволила, все возгласы были только на «родном» чешском. А после родов для подтверждения легенды малышку ее родители даже крестили не в православном, а в католическом (как и подобает чехам) храме. Несколько лет спустя, уже во время работы «под прикрытием» в Южной Америке Анна Филоненко родила еще одного ребенка, — и вновь, не выходя из своей роли политической эмигрантки-чешки.
Все эти эпизоды бывшая разведчица рассказывала Градовой, так и не назвав ни одной фамилии. Даже сама представилась вымышленным именем. Дело в том, что тогда, в 1971-м супруги Филоненко, хотя уже и не являлись действующими сотрудниками спецслужб, однако по-прежнему оставались засекреченными персонами. Имена этих отважных людей и некоторые эпизоды из их работы были обнародованы СВР лишь много лет спустя – в 1998 году, после смерти Анны Федоровны и ее супруга.
Так что Екатерина Градова на протяжении более четверти века не знала, как же в действительности зовут ту советскую разведчицу, которая стала прототипом ее героини.
Справедливости ради надо сказать, что у «русской пианистки» из знаменитого телефильма оказалось немало оппонентов среди профессионалов – ветеранов советских спец-служб. Вот что довелось услышать корреспонденту «МК» от одного из бывших сотрудников «органов», отец которого долгое время проработал в разведывательных структурах.
«Когда начали показывать этот сериал про Штирлица, отец посмотрел только первые несколько серий. И после этого заявил, что авторы нагородили полнейшую чепуху. Особенное раздражение вызвала ситуация с героиней Градовой: не мог профессиональный разведчик допустить, чтобы его радистка забеременела и уж тем более довести дело до родов. Должен был либо заставить прервать беременность, либо организовать уход такого агента и просить центр, чтобы прислали нового радиста… Столь же непрофессионально, волею создателей сериала, ведет себя Кэт и выполняя непосредственно работу радистки-нелегала. Разве настоящая радистка на ее месте допустила бы такую вопиющую оплошность – не протерла после очередного сеанса связи все ручки, кнопки, поверхности рации, чтобы уничтожить следы пальцев – своих и резидента. »
Однако эти нюансы привлекают внимание лишь знающих людей. На впечатления, полученные простыми зрителями от сериала, от игры участвующих в нем артистов, они никоим образом не влияют. Так что подавляющее большинство наших сограждан, представителей уже нескольких поколений, продолжают восхищаться «сагой про Штирлица» и любить исполнителей ролей. И в их числе – Екатерину Градову, которая именно благодаря съемкам в «Семнадцати мгновениях…» в одночасье стала знаменитой.
Между прочим, некоторые коллизии ее экранной героини перекочевали в дальнейшем в жизнь самой актрисы. По сценарию фильма, радистка Кэт уезжает из нацистской Германии к «нейтралам» вместе с двумя младенцами – родным ребенком и дочкой убитого спасителя-солдата Гельмута. Так вот в реальности у Екатерины Градовой тоже оказалось двое детей – родной и приемный. От первого мужа, актера Андрея Миронова она родила дочь Марию, а выйдя замуж вторично Екатерина Георгиевна с ее новым супругом усыновили мальчика из детского дома.
Биография Екатерины Градовой: радистка Кэт и жена Андрея Миронова
Екатерина Градова. Биография: Театр сатиры, «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и другие фильмы, брак с Андреем Мироновым, причины смерти.
Краткая справка
Екатерина Георгиевна Градова (Ekaterina Gradova). Дата рождения – 6 октября 1946 года. Место рождения – Москва, СССР. Дата смерти – 22 февраля 2021 года. Место смерти – Москва, Россия.
Ранние годы
Будущая актриса родилась в семье архитектора Георгия Александровича и актрисы Раисы Ивановны, служившей в Театре имени Гоголя, так что актерские гены достались ей от матери. В детстве Катя изучала языки (немецкий и английский), занималась на фортепиано и брала уроки рисунка.
После школы девушка поступила в Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (ныне МГЛУ), однако по молодости учебу бросила и поступила снова. На этот раз в Школу-студию МХАТ на курс Василия Петровича Маркова.
Карьера в театре
После окончания курса была принята в труппу театра имени Владимира Маяковского, где прослужила в течение года, отметившись в двух постановках – «Талантах и поклонниках» (по Александру Островскому) и по «Концу книги шестой» (по Ежи Брошкевичу).
В 1970 году молодая актриса перешла в Театр сатиры, на это дело ее благословил сам худрук театра Валентин Плучек. Там она работала 18 лет и сыграла в примерно таком же количестве спектаклей. Первой постановкой с ее участием стал спектакль по пьесе Александра Штейна «У времени в плену», последней ролью Екатерины Градовой в Театре сатиры стала госпожа Соколова в горьковских «Последних».
За долгие годы в театре Градова успела поработать с такими режиссерами, как Валентин Плучек, Вадим Кондратьев, Маргарита Микаэлян, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт и Леонид Эйдлин.
Среди постановок с ее участием – «Пеппи Длинныйчулок» (по повести Астрид Линдгрен), «Клоп» (по пьесе Маяковского), «Маленькие комедии большого дома» (по Аркадию Арканову и Григорию Горину), «Пена» и «Пощечина» (обе – по Сергею Михалкову), «Ремонт» (по Михаилу Рощину), «Гнездо глухаря» (по Виктору Розову), «Чудак» (по Назыму Хикмету), «Бешеные деньги» (по Островскому) и др.
Фильмы с Екатериной Градовой
В кино Градова сыграла в небольшом количестве фильмов. Если не брать в расчет телеспектакли, то в фильмографии артистки всего четыре картины (все без главных ролей). Зато две из них хорошо известны, полюбились отечественному зрителю и стали классикой советского кино.
Дебютировала в кино как актриса Екатерина Градова в 1967 году, когда снялась у Бориса Яшина в драме «Осенние свадьбы». После этого она долго не снималась, зато следующая роль запомнилась всему Союзу.
После многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» Екатерину Градову стали знать как радистку Кэт, связную Штирлица Кэтрин Кин (она же Катя Козлова). Прототипом радистки Кэт стала разведчица Анна Филоненко, с которой режиссера культового фильма Татьяну Лиознову познакомили специально. Вместе с мужем Михаилом Филоненко много лет проработала в качестве разведчицы на нелегальном положении. Филоненко в итоге была консультантом картины.
За активное участие в съемках «Семнадцати мгновений весны» актрисе даже вручили Орден Дружбы народов.
Следующий фильм с участием Градовой малоизвестен. Это драма Фрунзе Довлатяна «Рождение», повествующая об установлении Советской власти в 1920-х в Армении.
Не менее популярным стал и мини-сериал «Место встречи изменить нельзя», в котором Екатерине Градовой доверили образ Светланы Петровны Волокушиной, подельницы вора Ручечника (его сыграл сам Евгений Евстигнеев).
Личная жизнь
В 60-е годы актрисе довелось познакомиться с Максимом Штраухом. Народный артист СССР был старше ее на 46 лет и женат на Юдифи Глезер. Поначалу молодая актриса помогала более старшему коллеге ухаживать за тяжелобольной женой, а после ее смерти Катя переселилась к вдовцу.
Однако пожить вместе долго Екатерине Градовой и Максиму Штрауху не довелось. Вскоре после перехода в Театр сатиры актриса встретила мужчину своей мечты. Екатерина Градова и Андрей Миронов поженились через полгода после знакомства.
Женой Андрея Миронова Екатерине Градовой довелось пробыть пять лет. По ее словам, супруг часто изменял ей. В браке у них родилась дочь Мария, которая вслед за родителями стала актрисой театра и кино. Дочка осчастливила Екатерину двумя внуками – Андреем и Федором (разница в возрасте у братьев 27 лет).
Развод случился вскоре после того, как Екатерина застукала мужа его коллегой по Театру сатиры Ниной Корниенко. Андрей сообщил жене, что уезжает на гастроли, а сам поехал к любовнице. Градова его выследила, прождала всю ночь в подъезде, а утром встретила на выходе из квартиры и устроила скандал неверному муженьку.
Позже она вспоминала, что отец Миронова Александр Семенович Менакер уверял ее, что все связи сына случайные, а любит он только жену. Вторила супругу и свекровь Мария Владимировна. Но Екатерина их не послушала.
После развода Екатерина занялась воспитанием дочери, изредка играя в кино и театре. 80-е оказались для нее крайне тяжелым временем. Сначала в 1984 году погиб отец, Георгий Градов, который был заядлым альпинистом. Он отправился покорять Памир и не вернулся.
Затем на актрису обрушилась тяжелая болезнь неясного происхождения. К Градовой вызывали экстрасенсов, но все было тщетно, она теряла вес, часто падала без сознания. На фоне болезни актриса ударилась в религию, поступила в Свято-Тихоновский богословский институт и ездила по монастырям. Этого помогло, болезнь отступила.
В одной из таких поездок она познакомилась с Игорем Тимофеевым. Дело было в Оптиной пустыни. Вскоре они поженились. Второй муж Екатерины Градовой был по образованию физиком-ядерщиком, но в начале 90-х перешел в IT-сферу и трудился в компании «ИнтерВИД».
Вскоре после венчания Екатерина и Игорь усыновили ребенка. Мальчика Алексея Суховеркова они взяли из детского дома. Приемный сын вырос и стал поваром, работает в Подмосковье. По его словам, если бы не мама, он вырос бы очень плохим человеком. Мама дала стержень спокойствия, научила смотреть на себя со стороны, поведал он уже после смерти Градовой.
Последние годы актриса с супругом жили в деревне Горки Владимирской области.
Смерть
Градова умерла 22 февраля 2021 года в столице России, как пишет Википедия. В октябре ей бы исполнилось 75 лет. СМИ пишут, что причиной смерти стал инсульт. Узнав о смерти матери, Мария Миронова прервала свой отпуск, чтобы прилететь на похороны.
Похоронили Градову на Аллее актеров Троекуровского кладбища. Ее могила расположена близ мест упокоения Андрея Мягкова, Валентина Гафта и Сергея Юрского.