актриса сыгравшая роль джульетты в 1968
Оливия Хасси
Биография
Оливия Хасси – британская актриса, известная в мире как исполнительница роли Джульетты. Обладательница награды «Золотой глобус».
Известная британская актриса Оливия Хасси родилась 17 апреля 1951 года. Это радостное событие произошло в аргентинской столице – Буэнос-Айресе. Отец Оливии в те годы выступал на сценах оперных театров, виртуозно исполнял танго. О жизни в Аргентине Хасси рассказывает мало, так как с мамой и братом после развода родителей переехала на постоянное место жительство в Лондон.
Оливия Хасси в молодости
В 4 года у Оливии появилась навязчивая идея, которую девочка называла мечтой. Малышка хотела выступать на сцене и сниматься в кино. У семьи отсутствовали деньги на реализацию мечты. После развода мама Хасси не могла обеспечить высокий уровень жизни детям, но в 7 лет девочка, пройдя прослушивание, заявила директору киношколы, что самостоятельно будет оплачивать обучение, так как «великой актрисе» нужен единственный шанс.
Устами младенца глаголит истина. Но об этом и директор учебного заведения, и родители узнали позднее. Девочка помимо учебы начала подрабатывать моделью в журналах, позже появились первые эпизодические роли, гонорара от которых хватало не только на образование, но и на пополнение семейного бюджета.
Фильмы
Официальная биография как актрисы началась для Оливии Хасси со съемок в фильме о футбольном клубе «Манчестер Юнайтед». Девушке нужно было показать на экране любовь к команде, то есть сыграть преданную болельщицу. Эта роль удалась Оливии, поэтому вскоре Хасси пригласили в театр. Коллегой по театральному помосту выступала Ванесса Редгрейв. Но вскоре актриса вынуждена была покинуть заведение, так как кинокарьера оказалась важнее.
Оливия Хасси в фильме «Ромео и Джульетта»
И тут поступило предложение испытать талант на пробах в фильм «Ромео и Джульетта». Режиссером этого проекта выступил Франко Дзеффирелли. Тогда Оливии едва исполнилось 15 лет, поэтому девушка идеально подходила на роль Джульетты. На кастинге, помимо Хасси, присутствовало 800 девушек. Большинство претенденток были красивыми и голубоглазыми блондинками.
Но девчонка из Аргентины добилась желаемого – Оливия перевоплотилась в главную героиню этой великой истории любви. На роль Ромео режиссер пригласил Леонарда Уайтинга. Как только фильм представили зрителю, на Хасси обрушилась слава небывалых размеров. Даже сейчас эта картина вызывает восхищение.
Леонард Уайтинг и Оливия Хасси в фильме «Ромео и Джульетта»
Экранные возлюбленные постоянно появлялись на обложках журналов, толпы поклонниц поджидали молодых людей в разных городах мира во время турне. То и дело Оливию и Леонардо приглашали на интервью, которые иногда заменяли прием пищи. Эта роль принесла Хасси первую значимую в карьере награду – «Золотой глобус».
Слава оказалась слишком тяжелой ношей для юной актрисы, поэтому после завершения промо-тура девушка взяла тайм-аут в карьере. Многочисленные предложения о съемках новых фильмов не интересовали Оливию, поэтому все приглашения отклонялись девушкой. Позже Хасси признается, что это стало роковой ошибкой, которая негативно повлияла на будущее артистки.
Леонард Уайтинг и Оливия Хасси
В фильмографии Оливии нельзя найти большое количество фильмов, но заметные взлеты в карьере актрисы присутствовали: удачные роли сменялись неудачными. Вскоре в личной жизни Хасси появились проблемы, за которыми последовал развод. Это привело к безденежью, поэтому на помощь пришел тот самый Дзеффирелли, который подарил актрисе известность.
Как раз в то время режиссер искал молодую женщину на роль девы Марии в фильм «Иисус из Назарета». Но Оливия грезила о матери Терезе. Четверть века понадобилось на исполнение желания. И вот, когда Хасси исполнилось чуть больше 50 лет, актриса получила приглашение сыграть долгожданную героиню.
Оливия Хасси в роли матери Терезы
Каждое утро Оливии начиналось с визита гримера. На лицо артистки накладывали сложный грим, который старил женщину на 30 лет. Сложные и изнуряющие съемки не портили настроение Хасси, напротив, она чувствовала эмоциональный подъем. Сейчас актриса уже практически не снимается. Оливия признается, что в преклонном возрасте вероятность получить роль в кино мала.
Личная жизнь
Британская актриса вспоминает о первых романтических чувствах, которые испытала по отношению к режиссеру Франко Дзеффирелли. Хасси считала мужчину гением киноискусства, талантом, которого мир доселе не видел. Но мечты и романтика разрушились, когда юная дева узнала о том, что Франко предпочитает женщинам мужчин. В то же время с Оливией пытался завязать роман юный «Ромео», то есть Леонард Уайтинг. Но шансов у юноши практически не было.
Оливия Хасси и первый муж Дин Пол Мартин
После съемок в «Ромео и Джульетте» девушка жила как затворница в доме у матери. Но через несколько месяцев мир узнал о бракосочетании актрисы и американского музыканта Дина Пола Мартина. Вскоре у супругов родился сын, которого пара назвала Александром. В будущем он тоже станет актером.
Но этот брак не стал вечностью. В 1978 году Хасси заявила о разводе. Семейная жизнь увлекла женщину, поэтому карьера актрисы была заброшена в дальний угол, но после расставания с мужем Оливия вынуждена вернуться в кинематограф.
Оливия Хасси и второй муж Акира Фусе
В жизни Хасси появился новый мужчина – певец из Японии Акира Фусе. Молодые люди решили зарегистрировать брак. Итогом отношений музыканта и актрисы стал сын Максимилиан. Но постоянная жизнь на две страны негативно отразилась на взаимопонимании внутри семьи. Мучить друг друга возлюбленные не желали, поэтому расторгли союз.
Оливия Хасси и третий муж Дэвид Глен Айсли
Актриса не отчаивалась и продолжала искать счастье. Но оно само нашло Оливию в 1989 году. Хасси познакомилась с рок-певцом и актером из США Дэвидом Гленом Айсли. Мужчина давно испытывал романтические чувства по отношению к той Джульетте, которую сыграла Оливия, поэтому вскоре возлюбленные сыграли свадьбу.
Оливия Хасси с дочерью Индией
Через 3 года после знакомства в творческой семье родилась девочка, которую назвали Индией Джой. Дэвид забросил собственную карьеру и сосредоточился на поисках работы для супруги – перевоплотился в менеджера Хасси. Благодаря этому теперь возлюбленные могли не расставаться. Супруги живут в просторном доме в Лос-Анджелесе, разводят свиней. Также на ферме живут кошка и собаки.
Оливия Хасси сейчас
Оливия предпочитает сейчас вести здоровый образ жизни, исключила из рациона алкоголь. Женщина расслабляется во время медитации. Фото Хасси доступны на страницах актрисы в социальных сетях «Твиттер», «Фейсбук» и «Инстаграм».
Оливия Хасси в 2017 году
Последний фильм Хасси представлен зрителям в 2015 году, но ходят слухи, что в 2017 актриса приступает к съемкам в двух новых проектах.
Как самая красивая кино-Джульета вскружила голову принцу Чарльзу: Оливия Хасси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как дочь аргентинского певца получила роль в фильме итальянского режиссера
Дзеффирелли при подборе актеров на главные роли в фильме сделал ставку на юность – впервые в истории кино приблизившись к замыслу автора пьесы. Он искал не опытную драматическую актрису для игры в классическом произведении, он искал свою собственную Джульетту – и разглядел ее в амбициозной и одновременно стеснительной девочке, которая смущалась от откровенных эмоций шекспировских персонажей, но при этом с самого детства упорно шла по выбранному пути.
Сказать, что Оливию Хасси открыл как актрису Франко Дзеффирелли, было бы не совсем правильно. Режиссер заметил девушку еще во время лондонского спектакля с ее участием «Расцвет мисс Джин Броуди». Там Оливия играла ни много ни мало с самой Ванессой Редгрейв. Но и это не было актерским дебютом, он состоялся значительно раньше.
Оливия родилась 17 апреля 1951 года в Буэнос-Айресе, ее отцом был оперный певец Андреас Осуна. Через два года родители разошлись; еще спустя пять лет мать Оливии, англичанка Джой Хасси, забрала дочь и сына и уехала в Лондон. С этой поры девочка жила под материнской фамилией.
Уже тогда Оливия твердо знала, кем хочет стать, в интервью она признается, что мечтала быть актрисой с тех пор, как ей исполнилось четыре. Ей удалось попасть в театральную школу Конти, довольно дорогую; обучение удавалось оплачивать в том числе благодаря гонорарам, которые девочка получала за исполнение эпизодических ролей в театре и кино и за участие в рекламе.
В поисках Джульетты Дзеффирелли просматривал тысячи писем и фотографий, проводил кастинг с сотнями девушек. На один из них пришла и Оливия. Сначала она не произвела особенного впечатления на мэтра, но позже он увидел игру Хасси в «Мисс Броуди» и заинтересовался. Оливия пришла на пробы снова, исполнив перед камерой монолог Джульетты со снадобьем – после чего и Франко, и присутствовавший там же представитель компании «Парамаунт», финансировавшей съемки, уверились в том, что перед ними – та самая, настоящая Джульетта. Но в фильм эта дорогая Оливии сцена не вошла.
«Ромео и Джульетта»: слава и затворничество
Когда Дзеффирелли подвел Оливию к зеркалу, уложив волосы на прямой пробор, та рассмеялась, потому что почувствовала себя «нелепо». А в зеркале отразилась настоящая красавица эпохи Возрождения. Итальянец знал, что делает – недаром когда-то была документально установлена его родственная связь с самим Леонардо да Винчи.
Партнером Хасси по фильму стал Леонард Уайтинг, старше всего на год, мальчик из простой английской семьи. Оба в результате получили «Золотой глобус» за самый многообещающий дебют, а фильм стал настоящим событием. По заключенному на несколько лет контракту с «Парамаунтом», актеры отправились в мировое турне для продвижения фильма. Сама Оливия вспоминает, что, несмотря на ее восхищение Дзеффирелли и его талантом, несмотря на теплые отношения с Уайтингом, которые продолжаются и по сей день, эти разъезды по миру дались ей нелегко. Денег, несмотря на успех картины, актеры получили совсем немного, «Джульетта» не могла купить красивой одежды, а нагрузка – фотосессии, публичные мероприятия – была колоссальной. Ромео и Джульетту всюду встречали овациями. Даже обеденный перерыв между многочасовыми съемками и встречами превращался в интервью очередному журналу или газете.
Оливия Хасси была представлена королеве Елизавете и вскружила, как шептались тогда, голову принцу Чарльзу – наследник престола танцевал с юной актрисой и казался очень увлеченным ею.
Последовали предложения от Голливуда – но эти возможности Хасси забраковала или упустила, и в ближайшие пару лет после выхода «Ромео и Джульетты» не снималась. К тому же, у нее обострилась агорафобия, болезнь открытого пространства, с которой актриса боролась на протяжении многих лет. В 1971 году она вышла замуж за актера Дина Пола Мартина, родила сына Александра. Брак распался спустя семь лет, но теплые отношения Оливия и Дин сохранили до самой его гибели в 1987 году.
А спустя год состоялись съемки детектива по роману Агаты Кристи – «Смерть на Ниле». Оливия тогда переживала развод и вообще находилась не в лучшей форме по причине все той же агорафобии. Но на участие в фильме согласилась – было слишком опрометчиво упускать возможность сняться с таким количеством звезд мировой величины: Бетт Дэвис, Анджелой Лэнсбери, Мэгги Смит, Питером Устиновым.
А с Уайтингом, который состоялся скорее как музыкант, чем как киноактер, их свела жизнь в проекте под названием «Социальное самоубийство» 2015 года – фильме о том, как разворачивалась бы история Ромео и Джульетты в современных условиях. В этот раз в съемках принимала участие и дочь Хасси от третьего брака – Индия Айсли.
Оливия Хасси много лет общалась с индийским гуру, помогавшим актрисе, по ее словам, справиться с болезнью и научиться «жить здесь и сейчас». Когда-то во время интервью она не выпускала из рук сигарету, с возрастом от этой и других вредных привычек Оливия отказалась. С отцом, некогда вычеркнутым из жизни, она наладила отношения. Франко Дзеффирелли, кумир и источник вдохновения Хасси, скончался летом 2019 года в возрасте 96 лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Родителями будущей звезды Оливии Хасси (Olivia Hussey), появившейся на свет в 1951 году, 17 апреля, были аргентинский оперный певец, знаменитый тенор Андреас Осуна, и британская подданная Джой Хасси. Они развелись, когда Оливия была совсем маленькой, после чего мать увезла ребёнка из Буэнос-Айреса в Англию. С этого момента отец перестал играть сколько-нибудь значительную роль в становлении личности дочери.
Начальную школу Хасси Оливия закончила в Кенте, а после перешла в Лондонскую школу Драматического Искусства. Она с детства грезила актёрской карьерой и признавалась впоследствии, что причиной этому явилась, скорее, чистая любовь к исполнительству, нежели стремление к признанию и одобрению. За время обучения девушка успела сняться в паре-тройке телепостановок и таких фильмах, как «Битва на Вилле Фиорита» и «Кубок Февер».
Среди многих киноверсий трагедии версия Франко Дзеффирелли (1968 г.) считается самой удачной, эффектной и исторически убедительной. Героям сопереживали зрители всего мира, и картина в одночасье стала классикой кинематографа. Режиссёр выбрал на роли знаменитых любовников актёров не самых опытных, но подкупающе юных, и не прогадал. Семнадцатилетние Леонард Уайтинг и Оливия Хасси играли столь трогательно и безыскусно, что критики простили им даже некоторую современность поведения, не очень уместную в историческом фильме, а также откровенную (по тем временам) сцену. И простые, и искушённые зрители сошлись во мнении, что картина просто грандиозна. Запоминающуюся музыку к фильму сочинил композитор Нино Рот. Съемки проходили по всей Италии, но не в самых знаменитых городах, а в таких, которые еще сохранили средневековый дух, необходимый для создания атмосферы Вероны эпохи войны семейств (кстати, в самой Вероне Оливия побывала только проездом). В 1969 году картина была удостоена двух «Оскаров»: за операторскую работу и дизайн костюмов, также не осталась без внимания публики и Оливия Хасси. Фильмография актрисы, стоит отметить, включает в себя не один десяток кинокартин.
Съемки продолжались несколько лет, график был плотный, а после выхода картины её нужно было презентовать, и все эти нагрузки не могли сказаться положительно на здоровье актрисы. Колоссальная популярность исторической кинодрамы привела к тому, что Оливия почувствовала себя изможденной и опустошённой как физически, так и морально. Ведь теперь и публика, и кинобогема воспринимали её исключительно как Джульетту Монтекки! Это наложило отпечаток на её дальнейшую кинокарьеру. Роль в «Соломенных псах» Сэма Пекинпы могла бы, по мнению самой Хасси, исправить положение, но она так и не досталась актрисе. Хасси Оливия уединилась в материнском доме и в течение года отдыхала от славы и повышенного внимания к своей персоне. Она чувствовала себя подавленной, уязвимой и нуждалась в постоянном приёме седативных препаратов.
Ей стоило больших трудов пересилить себя и вернуться к активной жизни. Наставником девушки в тот год стал Свами Муктананд, который сопровождал Хасси в духовном совершенствовании в течение длительного времени и возложил на себя роль отца Оливии.
Не все ленты, в которых молодая актриса снялась в тот период, вызвали симпатию публики и стали хитами проката. Но фильм «Лето – время убийств» можно назвать вполне успешным, как и картину «Потерянный горизонт».
В 1974 году зрители увидели Оливию в ужастике «Черное рождество», в котором она сыграла героиню Джессику Брэдфорд. Завязка фильма оригинальностью не отличалась: обитательницы женского общежития завершали приготовления к светлому празднику, но вот раздался таинственный звонок, и наутро одной из девушек недосчитались, и это было только начало…
Следующей картиной, в которой Хасси Оливия проявила себя, стал детектив из серии о приключениях сыщика Пуаро. Здесь она удачно вписалась в блистательный актёрский состав, возглавляемый Питером Устиновым. Несколько позже Хасси снялась в «Коте и канарейке» и «Пирате».
В 1980 году актриса вновь выходит замуж, на этот раз за японского певца Акиру Фусэ. У них рождается сын, но даже это не уберегает супругов от развода спустя девять лет после свадьбы. За счет этого многим поклонникам становится все интереснее Оливия Хасси, биография которой полна неожиданностей.
В 1981 году Оливии довелось сняться в провальной картине «Побег-2000», о которой актриса впоследствии предпочитала не вспоминать, зато следующий год принёс ей главную роль в фантастическом фильме Тренчарда-Смита «Охота на индюшек». Сюжет его разворачивается в вымышленной неблагополучной стране, в которой царит военная диктатура, а всех недовольных отправляют на перевоспитание в особые лагеря, после которых даже самые гордые становятся рабами. Время от времени в лагеря наезжают важные государственные чиновники, и для них администрация организовывает жестокую «охоту на индюшек», в которой роль беззащитных «индюшек» выполняют заключённые. Забава продолжается до тех самых пор, пока потенциальными жертвами не оказываются узники Крис Уолтер (Оливия Хасси) и Пол Андерс (Стив Рэйлсбэк), несогласные с уготованной им судьбой. Само собой, они заставляют «охотников» пожалеть о своём появлении в лагере.
И в этом же году на экраны выходит блистательная экранизация классического рыцарского романа «Айвенго» о возвращении благородного господина из крестового похода и приключениях, которые выпадают на его долю. В нём Оливия Хасси также сыграла запомнившуюся зрителям роль Ребекки.
После этого актрисе в течение долгого времени доставались эпизодические и не самые выдающиеся роли (например, в многосерийном фильме «Она написала убийство» или «Корсиканских братьях»), зато в 1989 году ей была предложена главная роль в картине «Ювелирная лавка» по мотивам пьесы Кароля Войтылы (в то время – уже Иоанна Павла II).
В 1996 году Оливии Хасси досталась пусть не главная, но яркая роль в фэнтезийной истории «Лорд–Защитник» с магией, костюмированной массовкой, а также сражениями на мечах. В конце 90-х список её киноработ пополнился лентами «Забытые воспоминания» и «Немой крик».
Период двухтысячных в творчестве Хасси открылся одной из значительных ролей в картине «Жертва острова», в основе сюжета которой лежала мысль о том, что любая допущенная человеком незначительная ошибка способна полностью изменить его дальнейшую жизнь.
И вот в 2003 году в карьере Оливии Хасси случается третья знаменитая роль – знаковой фигуры 20-го века, монахини Матери Терезы, посвятившей себя миссионерской деятельности и помощи бедным. Режиссёром двухсерийного байопика «Мать Тереза Калькуттская» стал итальянец Фабрицио Коста.
Надо сказать, что к этой роли Оливия Хасси, фото которой можно увидеть в данной статье, уверенно шла практически с самого начала карьеры. Личность Матери Терезы привлекала и восхищала актрису, и она с головой ушла в создание убедительного, правдоподобного образа. Старания были оценены на высшем уровне: её работу одобрила племянница Матери Терезы, и благословил тогдашний понтифик Иоанн Павел II. Партнёрами Оливии по съемкам стали С. Сомма (сыграл духовного наставника Терезы) и М. Мендль. Фильм получился выдающимся и был удостоен награды CAMIE Award.
Дубликаты не найдены
За 25 лет до того, как сделали трендом
Вся консервативная общественность негодует. Как такое можно снимать? Что за крёстная негро-гомо-фея? Вот в наше время.
Гарольд Перрино из 1996 года в роли Меркуцио, «Ромео+Джульетта» передает привет!
Franco Zeffirelli создал потрясающий фильм «Ромео и Джульетта».
Актеры, сыгравшие главные роли Olivia Hussey и Leonard Whiting.
Фильм «Ромео и Джульетта». Режиссера Франко Дзеффирелли
На момент съёмок «Ромео и Джульетты» на счету Франко Дзеффирелли уже были постановки трагедии Уильяма Шекспира на театральной сцене. В 1960 году постановка пьесы в лондонском театре «Олд Вик» с Джоном Страйдом и Джуди Денч в главных ролях имела оглушительный успех. Позднее, в 1964 году, этот же спектакль был поставлен в Римском театре Вероны и театре «Квирино» в Риме. Признанию спектаклей способствовал особый творческий метод Дзеффирелли, в котором грамотно сочетались неореалистическая манера изложения и мастерская адаптация шекспировского текста.
Позже, занявшись режиссурой кино, Дзеффирелли хотел объединить полученный театральный опыт с доступными кинематографу средствами, и частично ему это удалось при переносе на экран «Укрощения строптивой» с Ричардом Бартоном и Элизабет Тейлор. В этой постановке 1967 года жизнь не мыслится без карнавальной игры, что подчёркивается нарочитой театральностью действия.
«Ромео и Джульетта» была второй попыткой экранизации шекспировской пьесы в творчестве итальянского режиссёра. И именно здесь Дзеффирелли решился отказаться от театральной условности в пользу реалистичного языка кино. Архитектор по образованию, Дзеффирелли, ещё будучи театральным режиссёром, особое внимание уделял сценическим декорациям и театральному реквизиту. Если в «Укрощении строптивой» съёмочной площадкой были павильоны итальянской кинокомпании, основанной режиссёром Дино Де Лаурентисом (Dino de Laurentiis Cinematografica), то съёмки «Ромео и Джульетты» практически полностью проходили в настоящих декорациях.
Например, в городке Тускания, в древней базилике Сан Пьетро, снимались сцены венчания и смерти Ромео и Джульетты. Палаццо Пикколомини в Пьенце послужило декорацией для дома Капулетти, а площадь перед дворцом – местом съёмок сцены со спешащими на бал друзьями Ромео. В местечке Артена, близ Рима, на территории Палаццо Боргезе, проходили съёмки ночной сцены в саду и на балконе Джульетты (специально возведённом для съёмок). И только вид веронской площади с фасадом церкви и городским фонтаном был создан в павильонах римской киностудии «Чинечитта». В фильме также нашлось место и для самой Вероны, вернее, туманной панорамы города, которая составляет начальные кадры фильма.
Особого внимания заслуживает работа итальянского дизайнера и художника по костюмам – оскароносного Данило Донати. Одеяния персонажей – точные реплики костюмов, выполненные по моде XV века (итальянского Кватроченто) и полностью соответствующие выбранному историческому промежутку. Также Донати разграничил стили двух враждующих кланов, выбрав для каждого костюма особую цветовую гамму, что должно было дополнительно подчеркнуть особенности характера персонажей.
Так, Донати и Дзеффирелли наделили клан Капулетти чертами нуворишей, то есть быстро разбогатевших людей из низкого сословия. Отсюда любовь Капулетти к роскошным празднествам и ярким краскам в одежде. Костюмам клана Капулетти в фильме свойственны яркие охристо-красные тона. Монтекки же, как представители старой доброй итальянской аристократии, по задумке художника, не нуждаются в излишней демонстрации собственного богатства, предпочитая спокойные цвета, подчёркивающие их благородное происхождение. Для костюмов Монтекки были выбраны сдержанные тона сине-коричневой палитры.
Помимо скрупулёзной работы над стилем и натурными декорациями для Дзеффирелли было важно пересказать известную шекспировскую трагедию в собственном ключе, правильно выбрав понятный молодому поколению зрителей язык киноповествования.
Пытаясь максимально точно передать буйный, бескомпромиссный юношеский дух произведения Шекспира, Дзеффирелли утвердил на главные роли молодых малоопытных актёров: британку аргентинского происхождения Оливию Хасси (Джульетта) и англичанина Леонарда Уайтинга (Ромео). Возраст актёров не вполне соответствовал возрасту веронских тринадцатилетних влюблённых-подростков (Хасси на момент съёмок исполнилось шестнадцать, а Уайтингу – семнадцать), и во время выхода лента наделала много шума в прессе. Всё потому, что в «Ромео и Джульетте» Дзеффирелли впервые за всю историю шекспировских экранизаций присутствовала постельная сцена. Часть критиков посчитала её откровенно неуместной в подобного рода постановке, другая часть рукоплескала Дзеффирелли, воспевая его смелость в борьбе с ханжеской моралью, что соответствовало свободолюбивому духу эпохи бунтарских 60-х.
Но если воспринимать фильм Дзеффирелли как единое целое, становится понятно, что в этой сцене режиссёр остаётся верен общей концепции произведения, то есть воспевания любви и юности в их первозданном виде. В эпизоде после брачной ночи Ромео и Джульетта выглядят удивительно естественно и при этом целомудренно, что подчёркивает пробивающийся солнечный свет и звуки органа. Сцена после пробуждения славит не грубую чувственность, а любовь как нежное, хрупкое чувство, проникнутое внутренней и внешней красотой.
Вообще, красота – ключ к пониманию экранизации Дзеффирелли. Красотой здесь дышит буквально всё: и архитектура итальянского Ренессанса, и молодые обаятельные актёры, и живописная природа Италии, и великолепные костюмы, и любовь, на краткий срок преображающая внутренний и внешний мир героев. В отличие от первоисточника, где феодальная вражда – движущая сила пьесы, в фильме балом правит дух свободы, горячность и раскрепощённость двух влюблённых сердец.
Ромео в исполнении Уайтинга – мечтательный и чувствительный юноша, подверженный частым приступам меланхолии. Изначально Ромео не хочет участвовать в разборках семьи с кланом Капулетти, но не столько из-за неприятия вражды как таковой, сколько из-за нежелания покидать свой придуманный, уютный мирок, предпочитая грубой, неприглядной действительности любовные томления сначала по Розалинде, затем по Джульетте. Его ребячливость и мальчишеское озорство всячески подчёркивается Дзеффирелли.
Например, в сцене, когда, спускаясь с балкона Джульетты, Ромео совершенно беспечно повисает на ветвях раскидистого дерева, раскачиваясь из стороны в сторону. Или когда герой бежит, подгоняемый встречным ветром на встречу с монахом Лоренцо. Или в сцене венчания, когда Ромео берётся тут же целовать прибывшую невесту, ещё не вступив в законный брак. Кажется, что любовь, которую испытывает Ромео, – это любовь-игра, любовь-радость, любовь-страсть, подкреплённая лишь богатым юношеским воображением.
Другое дело – Джульетта, которую юная Хасси играет с потрясающей самоотдачей. Любовь Джульетты – глубокое чувство, ради которого она готова буквально на всё, без преувеличений. Джульетта и у Шекспира, и у Дзеффирелли – «первая скрипка» в повествовании. Именно её решительность и внутренняя сила – двигатели сюжета, а не ребячливая страстность Ромео. Джульетте чужды жеманство и кокетство, которые приняты у юных девиц в высшем свете, в чём она сразу же признаётся Ромео. Сцена на балконе, в которой Джульетта решается открыться Ромео, – ключевая для понимания шекспировского образа.
Джульетте необходимо сразу же расставить все точки над i, признать своё право на любовь и потребовать того же от Ромео. Именно «потребовать». Джульетта просит Ромео не клясться «обманчивой луной», но дать нерушимый обет его любви к ней. Джульетта любит и готова на всё ради любимого. И в ответ требует от избранника того же. Она готова простить Ромео и принадлежность к клану Монтекки, и убийство двоюродного брата. В обмен на безоговорочную преданность их чувству. Любовь героини абсолютна и незыблема. Джульетта остаётся верной своему чувству до конца.
Вслед за Шекспиром трагедия любви в фильме трактуется как трагедия Возрождения – любовь здесь достигает такой степени накала, что жизнь подходит к своему логическому пределу. После венчания Ромео с присущей ему беспечностью произносит: «С молитвой соедини нам руки, а там хоть смерть», даже не подозревая, что та уже рядом. Трагизм истории Ромео и Джульетты в том, что влюблённые не понимают и не принимают нависшей над ними угрозы. Герои гибнут не от вековой вражды семейства и даже не от роковых страстей (для этого они ещё слишком молоды и неопытны). К трагическому концу героев приводит неумолимая предопределённость судьбы, а убийство Тибальта и «спасительное зелье» отца Лоренцо – лишь звенья в цепи роковых «случайностей». Даже финальное примирение кланов – лишь дань предопределённости, а не осознанный выбор людей, переживших трагическую утрату. Краткое перемирие до следующей распри.
При просмотре ленты становится понятно стремление режиссёра снимать юных актёров, подкреплённое желанием видеть на экране молодые лица: «Актёры дали фильму то, что я ожидал от них: все совершенства и несовершенства молодости». Помимо этого Дзеффирелли никогда не скрывал, что снимает фильм о молодых и для молодых: «Я хотел бы, чтобы современная молодёжь отождествляла себя с героями фильма, сумела провести историческую параллель между бурными событиями, происшедшими в Вероне в середине XV века, и волнениями сегодняшнего дня».
И «Ромео и Джульетта» 1968 года полностью соответствует духу своего времени. Даже при беглом просмотре становится очевидно, что основное влияние на фильм Дзеффирелли оказали вовсе не классические экранизации Шекспира, а популярный американский киномюзикл тех лет «Вестсайдская история» (1961), в основу сюжета которого легла всё та же история Ромео и Джульетты. Столкновение людей Монтекки и Капулетти на улицах Вероны в начале фильма напоминают стычки тинейджерских банд в трущобном квартале Нью-Йорка из картины Джерома Роббинса и Роберта Уайза. Сближает с «Вестсайдской историей» фильм Дзеффирелли ещё и реалистичная постановка поединков двух враждующих кланов.
Так, борьба Тибальта (Майкл Йорк) и Меркуцио (Джон Макинери) напоминает шутливый бой изнывающих от жары и безделья позёров, желающих привлечь к себе как можно больше внимания. А поединок Ромео и Тибальта показан вовсе не как благородная дуэль двух богатых наследников, а как беспощадная и отталкивающая драка двух разгорячённых предшествующей трагедией молодых людей.
Главное же отличие «Вестсайдской истории» от «Ромео и Джульетты» Дзеффирелли в том, что в фильме 1961 года ярко показано жестокое и беспощадное общество трущобного квартала Вест-Сайда, взрастившее ненависть и непримиримость в молодом поколении. В то время как в фильме Дзеффирелли непримиримость кланов не объясняет причины трагедии двух главных героев, а, скорее, подводит к извечной проблеме «отцов», не желающих мириться с собственными детьми, и с «детьми», не способными принять родительский диктат. Таким образом, в обоих фильмах многогранная шекспировская трагедия играет новыми красками, поворачиваясь к зрителю разными сторонами.
С точки зрения первоисточника главной заслугой Дзеффирелли можно считать практически дословный перенос исходного текста на экран. Без сокращений приведён монолог Меркуцио о фее сновидений Мэб, который часто опускался не только в экранизациях, но и в театральных постановках. Дзеффирелли понимал важность этого эпизода в трактовке последующих событий. Неслучайно монолог о властительнице людских снов Шекспир вложил в уста ближайшего друга Ромео. И Ромео, и Меркуцио пребывают в счастливом неведении о своей дальнейшей судьбе. Для Ромео слова друга о Мэб становятся поворотным моментом перед роковой встречей с Джульеттой. Мэб для Ромео – отражение его мятущейся души. Для вечного повесы и шута Меркуцио Мэб – королева ночных шалостей и всевозможных удовольствий, какими не прочь себя побаловать и сам Меркуцио. Но образ Мэб опасен для тех, кто живёт в мире иллюзий и лживых сновидений, в которых так легко остаться навсегда. Удача переменчива и может отвернуться в любую секунду. Что и происходит с Меркуцио, позже получающем смертельную рану от Тибальта из-под руки встрявшего в драку Ромео. Показная «игра в смерть» заканчивается реальной смертью.
Единственным недостатком картины можно считать небольшое смещение трагического пафоса шекспировской пьесы в сторону мелодраматических переживаний двух влюблённых подростков. Как выразился известный кинокритик Рэймон Борд: «”Ромео и Джульетта” Дзеффирелли – это фейерверк радости, прекрасная зарисовка жизни, порыв свежего ветра, омовение в романтизме и красоте. Это Шекспир, освобождённый от тяжести гения».
Но, быть может, «тяжесть гения» была бы не слишком уместна в этой тонкой и проникновенной экранизации, по праву считающейся классикой мирового кинематографа. И если «нет повести печальнее на свете», то нет и более пронзительного фильма, повествующего о прекрасной и трагической истории двух веронских влюблённых. Фильма, прославляющего главные обретения юности – Любовь и Красоту.