актриса сыгравшая в фильме приходите завтра главную роль
Фрося Бурлакова: актриса Екатерина Савинова
В 1963 году на экраны вышел фильм «Приходите завтра…» и его героиня, Фрося Бурлакова, сразу же стала одним из культовых персонажей советского кинематографа. Успех фильма не был кратковременным – меняются исторические эпохи и жизненные реалии, а его, как и Фросю, продолжает помнить и любить уже не одно поколение зрителей. В том числе видевших ее не в кинотеатрах, а на торрентах – редкий успех для фильма тех времен. История героини – классический сюжет многих кинофильмов всех стран и эпох. Девушка из глубокой провинции, одаренная уникальным музыкальным талантом, едет в столицу учиться. Но на пути к успеху ее ждет множество сюжетов как комических, так и драматических.
При этом, несмотря на свою кинематографическую типичность, история Фроси во многом основана на реальных событиях – она имеет много общего с жизнью актрисы, создавшей этот запоминающийся образ – Екатерины Савиновой.
Девушка из народа
Как и ее персонаж, Савинова Екатерина Федоровна родилась в глухой деревне на Алтае в далеком 1926 году. Ее родители были переселенцами из Пензенской губернии. Биография артистки типична для людей того поколения – ее детство и ранняя молодость пришлись на тяжелые военные годы. В семье, кроме Кати, было еще трое детей.
Победа в войне стала временем эмоционального подъема для всей страны – казалось, все тяготы позади и наступило время для реализации самых смелых жизненных планов. И Катя, окончив школу, собирает вещи и едет в Москву поступать в театральный институт.
Это было ее давней мечтой – у Савиновой с детства был огромный артистический талант и прекрасный певческий голос, но в родном селе было так мало возможностей для человека с такими данными.
Но, как и Фрося, Екатерина не успевает к экзаменам. И поступает в Землеустроительный институт. Но природная целеустремленность не позволяет ей так просто отказаться от дела ее мечты. Еще учась в институте, она поступает на курсы актерского мастерства, которые вел известный артист того времени Василий Ванин. Но он видел в ней исключительно театральное дарование, а Екатерина грезила о кино.
Студентка звездного курса
Дождавшись экзаменов, Катя становится студенткой ВГИКа. Пришлось выдержать серьезный конкурс – после войны в вузы едет множество молодых артистов, мечтавших о сцене. Многие – с опытом фронтовых выступлений. Это был по-настоящему звездный курс – однокурсниками Савиновой были Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов. Но из всего курса только ее приглашают в труппу МХАТа.
Казалось бы, вот и успех. Но Катя отказывается. Она хочет работать только в кино. Переубедить ее, кажется, невозможно ничем – предложения работать в Большом театре и на эстраде она отвергает с той же решимостью.
Однако именно этот путь становится для нее роковым.
Первый успех и первая трагедия
Первую звездную роль Савинова получает без труда – и зритель до сих пор помнит ее Любочку, подругу главной героини в «Кубанских казаках» Пырьева. На экране она не уступает таким признанным звездам, как Марина Ладынина и Клара Лучко. Однако режиссер фильма – знаменитый Иван Пырьев, мэтр советского кинематографа – питал слабость к молоденьким актрисам. А молодая и прямолинейная Савинова не просто отказала ему – она, со свойственным ей темпераментом, прилюдно влепила режиссеру пощечину.
Пырьев, конечно же, вспылил. И объявил, что больше Савинова сниматься не будет. У него было достаточно влияния, чтобы на этом настоять.
Без ролей
С этого момента начинается подлинная трагедия актрисы. Она пробуется на серьезные роли, ее утверждают – но каждый раз отказывают под разными предлогами. И так год за годом. У нее есть работа в театре, эстрадные концерты. Она счастливая жена и мать – мужем актрисы стал кинорежиссер Евгений Ташков, пораженный ее талантом еще в институте. В 1957 году у пары родился сын Андрей Ташков.
Но актерское счастье все не приходит. А именно в нем Савинова видела смысл своей жизни. И проблема была не только в происках Пырьева. Героини из народа – а именно такое амплуа было для Савиновой наиболее выигрышным – появлялись на советском экране, как правило, в двух вариантах – в качестве откровенно комических типажей или серьезных, порядочных и несколько скучноватых положительных героинь.
Многогранный талант Савиновой требовал большего – но такого кино в то время не снимали, а западный жанр мюзикла в Советском союзе был под запретом.
Актриса настолько опережала свое время, что для нее просто не было достойных ролей.
Триумф Фроси Бурлаковой
В конце концов Евгений Ташков сделал для жены невозможное – он становится автором будущего шедевра — того самого фильма «Приходите завтра…». Над сценарием они работают вместе – Екатерина Савинова становится автором многих сцен фильма. Она даже дает своей Фросе фамилию – в честь подруги детства.
Благодаря совместным усилиям Савиновой и Ташкова, фильм становится настоящим хитом уже на следующий день после выхода на экраны. А песню «Вдоль по Питерской» зрители до сих пор помнят исключительно в исполнении Савиновой – хотя какие только звезды ее не пели.
Но успех пришел слишком поздно.
Страшный диагноз
Еще на съемках фильма Савинова почувствовала себя плохо. Повышенная температура никак не проходила и ничем не сбивалась, начались странные психические состояния. Врачи долго не могли поставить диагноз. А когда поставили – оказалось, что болезнь зашла уже слишком далеко.
У актрисы обнаружили бруцеллез – болезнь животных, которую она, по всей видимости, подцепила на съемках в Крыму от парного молока. В ее случае инфекция дала крайне редкое и самое неприятное из осложнений – на нервную систему. И пока зрители с нетерпением ждали появления новой звезды на экранах, Савинова по несколько месяцев в году лежала в больницах с симптомами, все больше напоминающими шизофрению.
При этом она продолжала играть в кино и выступать с концертами, исполняя романсы – ведь мечта наконец исполнилась и зритель ждал своего кумира. На афишах «Женитьбы Бальзаминова» она упоминалась среди звезд и главных героев, хотя по состоянию здоровья могла выдержать только второстепенную роль. Впрочем, ее кухарка была сыграна настолько филигранно, что о болезни актрисы зрители не подозревали.
Однако становилось все труднее совмещать карьеру кинозвезды с тяжелым заболеванием. Да и семейная жизнь все больше напоминала созависимость. И Екатерина Савинова начала задумываться об уходе.
Отправившись к сестре в Новосибирск, актриса однажды вымыла и убрала дом, оставила записку и отправилась на станцию. А там бросилась под проходящий поезд. Совсем как Анна Каренина, монолог которой Савинова читала на вступительных экзаменах.
В записке она просила у мужа и ребенка прощения за свой уход.
Самоубийство ли
Похоронили актрису в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. В 2006 г. состоялось перезахоронение ее тела на освященную часть кладбища. Хотя самоубийц там хоронить запрещено, церковь, учитывая ее диагноз, посчитала причиной ее смерти болезнь, а не добровольное решение находящегося в здравом уме человека. На ее могилу до сих пор приходят поклонники, принося цветы и фотографии.
Для них она навсегда останется Фросей – бесконечно талантливой певицей и актрисой всего одной, но гениальной, роли. И множества несыгранных, которые мы так и не увидим.
Екатерина Савинова
Биография
Екатерина родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовке, в Алтайском крае. Суровый климат закалил характер девушки. Екатерина росла в обычной крестьянской семье, с детства была приучена к тяжелому физическому труду, а мечтала сниматься в кино.
Актриса Екатерина Савинова
После школы Савинова отправилась в Москву, чтобы поступить во ВГИК. Но вместо этого поступила в землеустроительный институт. Полгода проучилась там, поняла, что это не ее призвание, и ушла. Затем будущая актриса поступила на курсы актерского мастерства у Василия Ванина, однако Савинову с них отчислили. Ванин сказал, что Екатерина – театральная актриса, для кино девушка бесперспективна.
Другая бы сломалась и вернулась домой, но только не Катя. Девушка добилась своего и поступила во ВГИК, попав в число 40 счастливчиков из 3 тысяч претендентов. Прошло полгода, и на курсе осталось всего 20 человек. Среди них и Екатерина Савинова. Актриса училась вместе с Нонной Мордюковой и Вячеславом Тихоновым. В 1950 году Савинова получила диплом.
Фильмы
Первым опытом актрисы в кино стала роль Кати в фильме «Страницы жизни». В титрах актрису не указали, поэтому дебютной до сих пор считается Любочка, которую Екатерина сыграла в «Кубанских казаках». Фильм рассказывал о жизни колхозов в первые послевоенные годы и снимался фактически о реальной и современной премьере картины ситуации в стране. При этом картина показывала как ударный труд колхозников и сюжеты о соревновании работников и колхозов, так и трогательные любовные линии, где влюбленные боялись признаться в чувствах или, уже признавшись, были вынуждены бороться за собственную любовь.
Екатерина Савинова в фильме «Страницы жизни»
Екатерина Савинова в фильме «Кубанские казаки»
По воспоминаниям коллег, Екатерину Савинову занесли в неофициальный «черный список» «Мосфильма». Актриса перестала получать хоть сколько-нибудь главные роли, причем и коллегам, и другим участникам съемочного процесса было очевидно, что проблема заключалась вовсе не в игре.
Актриса пробовалась на главные роли, Екатерину утверждали, а потом перезванивали и вежливо отказывали. О неоспоримом таланте актрисы говорило и то, что после окончания учебы Екатерину единственную со всего курса позвали в труппу МХАТа, но девушка мечтала о кино и отклонила это предложение.
Екатерина Савинова в фильме «Тень у пирса»
Часть поклонников также уверены, что актриса совершила самоубийство не из-за болезни, помутившей сознание женщины, в такой трактовке страшное происшествие стало следствием исковерканной судьбы Екатерины, а значит, до смерти женщину довел также отвергнутый режиссер.
Период забвения продолжался 13 лет. В 50-х актриса снималась во многих фильмах, но роли Савинова получала проходные и малозаметные. Правда, попались и две крупные роли: официантка Клава в картине «Тень у пирса» и девушка-режиссер Екатерина Воропай в фильме «В один прекрасный день». Оба фильма зрители увидели в 1955 году. При этом в картине «В один прекрасный день» актриса – главная героиня сюжета и участница основного конфликта фильма.
Екатерина Савинова в фильме «В один прекрасный день»
Картина рассказывает о противостоянии нового музыкального работника, приехавшего в рядовой колхоз. Молодая и энергичная девушка хочет поднять колхозную самодеятельность на новый уровень, но встречает равнодушие и отсутствие поддержки со стороны председателя и главного бухгалтера, которые уверены, что музыкальный коллектив в колхозе вовсе не обязателен. Поэтому дирижер вынуждена вступить с руководством в настоящее противостояние.
Актриса снималась у Григория Чухрая в «Балладе о солдате», в короткометражных фильмах «Чук и Гек», «В степи», «Месть» и других. Екатерина с радостью бралась за любую роль и выкладывалась на 150 процентов.
Екатерина Савинова в фильме «Чук и Гек»
Но мечтала актриса о роли всей своей жизни. Такой ролью для Екатерины Савиновой стала Фрося Бурлакова в картине «Приходите завтра». Лирическая комедия вышла на экраны в 1963 году. Актриса исполнила роль талантливой провинциалки, которая приезжает в Москву из затерянной сибирской деревушки, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных и исполнить собственную мечту – стать профессиональной певицей. Во многом роль героини связана с биографией актрисы и была написана специально для Екатерины Савиновой.
Провинциальная непосредственность главной героини покорила зрителей. Простой и понятный сценарий, песни, исполненные Екатериной Савиновой, принесли актрисе признание и любовь миллионов. Эту роль назвали лучшей женской ролью года.
Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра»
Снимал «Приходите завтра» Евгений Ташков, муж Савиновой. Он же и написал сценарий – поэтому-то роль и оказалась насыщена биографическими деталями из жизни актрисы. Правда, съемочной группе пришлось снимать не в Москве, а на Одесской киностудии, потому что проклятье Пырьева все еще действовало. На съемки приезжали комиссии, обвиняли актрису в бездарности, настаивали на прекращении съемок. Фильм вышел, но больше Екатерине Савиновой крупных ролей не предлагали. Она иногда снималась, однако успеха «Приходите завтра» ни один фильм не повторил.
Последняя роль актрисы – Аннушка в картине «Расплата». Зрители увидели ее в 1970 году.
Личная жизнь
Екатерина Савинова всю жизнь прожила с Евгением Ташковым. Они познакомились еще в студенческие годы – оба учились на одном курсе ВГИКа. Встречались, а поженились через 8 месяцев после получения дипломов.
Екатерина Савинова и Евгений Ташков
В 1957 году в семье родился сын Андрей. Он пошел по стопам родителей и стал актером. Правда, сама Екатерина Савинова этого не увидела и не могла порадоваться его успехам.
Смерть
Проблемы со здоровьем начались у актрисы еще на съемках «Приходите завтра». Пришлось их прервать на год. Вскоре врачи диагностировали у актрисы бруцеллез. Причиной стало парное молоко, которое актриса очень любила.
Почти год врачи не могли поставить диагноз, потому что инкубационный период заболевания составляет 8 месяцев. Все это время Савинова работала на износ. А когда заболевание диагностировали и начали лечить, выяснилось, что бруцеллез поразил нервную систему, что, по мнению врачей, и стало впоследствии причиной смерти актрисы.
Могила Екатерины Савиновой
У Екатерины Савиновой развилась шизофрения. Долгое время Екатерина Савинова жила между домом и больницами. По четыре месяца в году она проводила в больничных стенах. Удивительно, но актриса сохранила ясность ума.
В 70-м году Савинова объявила родным, что уезжает погостить к сестре в Новосибирск. А 25 апреля того же года она бросилась под поезд.
Актриса похоронена на кладбище в Новосибирске.
Трагедия Екатерины Савиновой: сбывшаяся мечта и злой рок в судьбе актрисы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые шаги на пути к мечте
Она родилась на Алтае в небольшой деревне Ельцовка в декабре 1926 года в крестьянской семье. Её ждала привычная деревенская судьба: замужество, хозяйство, огород, дети. Но девочка не готова была мириться с такой участью.
Когда ей было годика четыре, у нее уже была своя аудитория. Мама и старшая сестра как-то не смогли найти Катюшу, а соседи рассказали, что ее молодежь понесла на Колокольчик, скалу на берегу речки Чумыш. А там молодые люди ставили малышку в центр круга и заказывали ей песни. И тут же над рекой разливался сильный голос маленькой Кати Савиновой.
Катина семья была не бедной, у девочки даже был патефон. Она слушала песни и удивительно легко могла их воспроизвести. У нее был удивительный голос, на три с половиной октавы.
Но ее не привлекала карьера певицы. Она хотела быть киноактрисой.
Москва слезам не верит
В августе 1944 года она отправилась в Москву учиться. Мама Катюши, собирая дочь в дорогу, обменяла последнюю картошку на голубое шерстяное платье с белым воротничком. А провожать девушку вышли чуть ли не все односельчане. Многие уговаривали ее остаться, не ехать в чужой и незнакомый город. Но Катя не могла изменить сама себе.
Она отправилась на станцию на телеге, в которую погрузили ее простой фибровый чемодан, перевязанный веревкой. А потом Катюша очень испугалась поезда, который шумел и пыхтел. Она не представляла себе, как это чудище на колесах повезет ее в столицу. Но впереди была мечта. И девушка села в свой вагон.
Каким же было разочарование Екатерины Савиновой, когда она поняла, что опоздала. Приемная комиссия ВГИКа уже закончила свою работу. Нужно было возвращаться домой. Но девушка решила еще раз испытать судьбу. Она попробует устроиться на работу, а через год сдаст документы в ВГИК.
Кате повезло, ее приняли в землеустроительный институт. И настойчивая Екатерина стала следить за тем, что происходит во ВГИКе. Ей снова улыбнулась удача: всего через полгода она поступила на курс актерского мастерства к педагогу Василию Ванину.
Екатерина Савинова разительно отличалась от своих однокурсниц. Скромная, даже застенчивая, она всегда держалась особняком. А Ванин не смог разглядеть в девушке актрису и отчислил ее с курса. Он считал, что она может быть театральной актрисой, а вот кино не для нее. Но Катя не собиралась сдаваться. Еще через полгода она стала студенткой ВГИКа на курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Трагедия первой роли
С Борисом Бибиковым и Ольгой Пыжовой у нее было полное взаимопонимание. А на дипломном спектакле она блестяще справилась с возрастной ролью и получила приглашение на работу во МХАТ, одна со всего курса.
Но Катя не пошла во МХАТ. Она мечтала о кино. Да еще и Евгения Ташкова, с которым у нее сложились очень теплые отношения, в театр не приглашали. После института она вышла за него замуж, а в 1957 году у них родился Андрюша.
На последнем курсе института, в 1949 году, она снялась в картине Пырьева «Кубанские казаки». Девушка играла с полной самоотдачей. Но на беду, режиссер, который был еще и директором «Мосфильма», обратил на нее свое внимание. Совсем не как на актрису, но как на очаровательную молодую девушку.
Катя с негодованием отвергла притязания режиссера. А он в ответ закрыл ей все пути на «Мосфильм». Ей стали предлагать сниматься только в эпизодах. По свидетельству актеров, Пырьев внес Катю Савинову в черный список киностудии.
«Приходите завтра…»
Но Катя снова проявила свои лучшие, можно сказать, бойцовские качества. Она окончила институт имени Гнесиных по классу вокала. И снова получила приглашение работать в театре. На этот раз в Большом. Но Катя Савинова снова отказалась. Для нее существовало только кино.
В 1963 году ее супруг, Евгений Ташков, понимая, что она не может жить без кино, решил снимать Катю Савинову сам. Главная героиня картины «Приходите завтра…» Фрося Бурлакова была списана с самой Екатерины. Она и ее муж сами написали сценарий.
При этом сам фильм снимался втайне от Пырьева, на Одесской киностудии. И даже там съемки пытались запретить, но режиссер сумел переубедить критиков и руководство студии в том, что надо закончить съемки. Фильм имел невероятный успех, Катя была счастлива, она получила приз за лучшую женскую роль года.
Шаг в бездну
В начале съемок «Приходите завтра…» актриса почувствовала себя плохо. Ей не сразу поставили правильный диагноз. Оказалось, что она заразилась бруцеллезом, выпив парного молока. Инфекция поразила ее нервную систему. По воспоминаниям коллег, у нее часто кружилась голова, поднималась температура. Но самое страшное, что она стала часто впадать в какую-то прострацию и слышать голоса.
В периоды ремиссии она понимала, что становится обузой для своих родных и близких. Солнечная, улыбчивая Катя Савинова все больше замыкалась в себе. В один из дней она просто собрала небольшой чемоданчик и уехала к старшей сестре в Новосибирск. Дома у сестры она все вычистила, вымыла. И ушла на вокзал. Чтобы шагнуть под поезд. Ее муж почти сразу обратился в Патриархат об отпевании супруги. И получил разрешение, потому что нездоровый человек не мог считаться самоубийцей. Екатерине Савиновой было всего 43 года.
Екатерина Савинова пострадала из-за своей девичьей гордости, а почему пострадал Михаил Водяной, которому устроили настоящую травлю в прессе?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«На одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства… в общем, получил за это пощёчину. Но прошло время, и на этом, как бы, дело не закончилось».
В 1963 году на советских экранах появилась картина «Приходите завтра» — и её главная героиня Фрося Бурлакова произвела эффект разорвавшейся бомбы, став одним из ярчайших персонажей в истории кинематографа СССР.
Сочетание артистизма и мощнейшего вокала казалось неправдоподобным — возникала уверенность, что прекрасную актрису озвучила какая-то выдающаяся оперная певица. Но исполнительница главной роли Екатерина Савинова всё спела сама — она обладала мощным голосом диапазоном в три с половиной октавы.
Тем не менее вряд ли многие вспомнят хотя бы ещё один фильм, где снялась эта уникально одарённая актриса. Anews рассказывает о её сложной и трагической судьбе.
Поступила вопреки
Екатерина Савинова появилась на свет 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края. Артистический талант девочки был очевиден и подкреплён желанием построить сценическую карьеру. Однако с реализацией этого желания возникли немалые сложности. Подруга Екатерины Евдокия Бурлакова вспоминала:
«Время было трудное, военное. Мать Кати Мария Семёновна отговаривала её ехать в Москву, где жил старший брат Александр, повременить с учёбой, потому что не с чем было отправлять её, не во что было даже одеть. Но Катя чувствовала уверенность в своих силах и решила во что бы то ни стало добиться своей цели. Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у эвакуированных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву».
Девушка изначально была нацелена на кинокарьеру, поэтому хотела поступать во ВГИК. К подаче документов Екатерина опоздала, но быстро сориентировалась и сумела поступить в Землеустроительный институт. Проучившись там полгода, она всё же пошла на экзамены на актёрский факультет ВГИКа. Савинова поступила, но уже через полгода была отчислена — педагог Василий Ванин был уверен, что таланты девушки больше подходят для театра.
Однако Савинова и здесь не сдалась — она пришла на экзамены снова, причём удивила комиссию выбором материала. Девушка прочитала монолог Анны Карениной — утончённой аристократки, совершенно не подходящей Екатерине по внешности. Уровень исполнения не оставил никаких сомнений в потенциале Савиновой — она стала студенткой, а в 1950 году окончила вуз, получив крайне комплиментарную характеристику от преподавательского состава:
«Является молодой талантливой актрисой. Юмор, обаяние, неистощимая фантазия, поражающая правдивость и органичность поведения отличают её дарование. Савинова удачно справляется с бытовыми, лирическими и характерными ролями. Её способность перевоплощения свидетельствует о её большом сценическом диапазоне. Самостоятельно решает серьёзные актёрские задачи. Необычайно работоспособна».
Несмотря на то, что вместе с Савиновой выпустились будущие звёзды Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, именно Екатерине сразу поступило предложение из МХАТа. Но грезившая кинематографом актриса отвергла его.
Дурные стереотипы или месть влиятельного режиссёра?
Возможно, страстное желание Савиновой быть исключительно на киноэкране оказало ей медвежью услугу. Несмотря на уникальный талант, женщина обладала очень ярко выраженной типажностью — грубо говоря, «деревенским лицом», а для кино этот аспект важен существенно больше, чем для театральной или музыкальной сцены.
В 1949 году актриса сыграла небольшую, но довольно яркую роль в крупном проекте «Кубанские казаки». Савинова приняла участие в нескольких музыкальных сценах и, пусть и в группе, всё равно выделялась своим вокалом.
Тем не менее шаг на следующий уровень ей никак не давался — возможно, именно специфический типаж мешал режиссёрам разглядеть в актрисе звёздный потенциал. О влиянии стереотипов на карьеру Савиновой говорила и её партнёрша по «Кубанским казакам» Народная артистка СССР Клара Лучко: «Ну что же мы за люди?! Мы проходим мимо талантливых актёров, дарование которых не умещается в привычные рамки, говоря при этом, что актёры — это штучный товар. Катя могла бы сыграть множество ролей, у неё был редкий голос, но она была никому не нужна».
Екатерина Савинова и Клара Лучко в фильме «Кубанские казаки»
Есть, впрочем, и другая версия причин карьерных проблем Савиновой. Её озвучил актёр Леонид Филатов:
«На одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства… в общем, получил за это пощёчину.
Но прошло время, и на этом, как бы, дело не закончилось. И этот режиссёр, теперь уже как сановник, продолжал принимать участие в судьбе Екатерины Савиновой. Несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования, — она не снималась в больших картинах. Постоянно поступал „высокий“ запрет и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях».
Режиссёром этим кинематографическая молва упрямо называет снявшего «Кубанских казаков» Ивана Пырьева, который действительно активно занимался управленческой деятельностью, возглавлял «Мосфильм» и был депутатом Верховного Совета СССР.
Как бы то ни было, после «Кубанских казаков» у Екатерины Савиновой практически не было громких проектов, либо она играла в них крайне незначительные роли. Определёнными успехами можно назвать работу в картине 1954 года «Большая семья», весь актёрский коллектив которой был удостоен награды Каннского кинофестиваля.
. а также две главные роли в картинах, снятых в 1955-м киностудиями Украинской ССР: детективе «Тень у пирса»…
. и комедии «В один прекрасный день».
При этом Савинову продолжали звать на театральную сцену, предлагали войти в оперную труппу Большого театра или давать гастроли с оркестром. Но актриса была непреклонна: кино и ничего больше.
Прорыв
В конце концов в карьеру Екатерины Савиновой решился вмешаться её муж, режиссёр Евгений Ташков. Пара училась на одном курсе во ВГИКе, уже там влюблённые были неразлучны, а после выпуска поженились. В 1957 году у супругов родился сын Андрей.
Ташков снял несколько картин на Одесской и Киевской киностудиях. Устав от профессиональной нереализованности супруги, он решил сделать фильм, максимально раскрывающий её уникальное дарование. Мужчина написал сценарий, сделав главную героиню идеально подходящей супруге по типажу, во-многом повторяющей её личную судьбу — талантливой девушки из глубокой провинции, приехавшей покорять столицу. Фамилию героиня получила от подруги детства Савиновой, отразили и момент с платьем, купленным за картошку. «Наверное, не случайно в кинофильме есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье», — рассказывала Евдокия Бурлакова.
Кадр фильма «Приходите завтра»
Интересно, что голосовые данные Савиновой проявились не только в вокальных партиях. Занизив тембр голоса, актриса сумела полностью озвучить домработницу.
Кадр фильма «Приходите завтра»
При подготовке к фильму Евгению Ташкову пришлось преодолевать сопротивление киноуправленцев — те были недовольны, что молодую абитуриентку будет играть 36-летняя актриса. Но режиссёр чётко дал понять, что ни с какой другой актрисой фильм не выйдет.
Правоту мужчины продемонстрировал оглушительный успех фильма. В прокате его посмотрели 15,4 миллиона зрителей, Савинова получила премию Всесоюзного кинофестиваля, также награды был удостоен сыгравший в картине Анатолий Папанов.
«Не переживайте. Не надо плакать»
Казалось, такой громкий успех открывает актрисе двери в высшую лигу советского кинематографа. Однако уже в работе над картиной проявились проблемы со здоровьем женщины. Савинова мучилась от температуры, чувствовала головокружение, тошноту. Съёмки периодически приходилось останавливать, переносить — а причину определить не могли. В итоге выяснили, что актриса больна бруцеллёзом — тяжёлой инфекцией, передающейся от животных. Предположительно, Екатерина заработала её, выпив сырого молока.
Болезнь была обнаружена поздно и стала хронической. «Мама всю оставшуюся жизнь принимала помногу таблеток несколько раз в день — их горсть не умещалась в ладони — подолгу лежала в клиниках», — рассказывал сын артистки.
Недуг поразил центральную нервную систему Савиновой, началась шизофрения. Для того, чтобы сохранять ясный рассудок, ей приходилось наблюдаться в стационаре по два-четыре месяца в году. О полноценной карьере в таких условиях речи быть не могло — актриса вернулась к не отнимавшим много сил второстепенным ролям, иногда давала концерты и творческие вечера.
Так продолжалось до 1970 года. В апреле наступила страшная развязка. Клара Лучко рассказывала: «Она позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре: очень соскучилась, — и что внутренний голос сказал ей, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила её. Голос её звучал хрипло и тревожно».
Сын Савиновой добавлял: «Пока отец был на съёмках, мама незаметно для домработницы, которая за ней присматривала, выскользнула из дома и уехала в Новосибирск к сестре. Пробыла там месяц, писала оттуда письма. Она была, как рассказывала сестра, в ровном расположении духа. Но однажды утром встала, вымыла в доме полы, прибралась и ушла на вокзал».
В тот момент стало ясно, что Савинова неслучайно выбрала на определяющее для себя прослушивание во ВГИКе монолог Анны Карениной. Любовь к героине романа Льва Толстого проявилась максимально ярким и страшным образом: дождавшись прибывающего пассажирского поезда, актриса перебежала пути и бросилась под колёса.
Позднее в квартире нашли прощальное письмо женщины: «Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».
«Когда мама ушла, мне было 13 лет, — вспоминал Андрей Ташков, — Она почему-то считала, что может заразить меня, и намеренно отстранялась. Позже я понял, что мама была права, болезнь, даже незаразная, способна передаться через энергетические каналы. Поэтому я плохо помню её, у меня нет какого-то сложившегося образа матери. Но я точно знаю: всё, что есть хорошего во мне, это от мамы».