актриса три тополя на плющихе в главной роли
Что осталось за кадром фильма «Три тополя на Плющихе»: режиссер Лиознова vs актриса Доронина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во всех работах Татьяны Лиозновой одним из главных героев всегда становится музыка – песни из ее фильмов завоевывают не меньшую, если не большую популярность, чем сами фильмы. А «Три тополя на Плющихе» и вовсе родились из одной песни. Лиознова рассказывала: « Меня необычайно вдохновляет музыка. Некоторые из моих картин в буквальном смысле родились благодаря песням. «Три тополя» – как раз тот самый случай. Я услышала песню Пахмутовой «Нежность», когда она ещё не была, как вы говорите, хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Сразу поняла – история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом… ».
Рассказ Борщаговского лег в основу киносценария, хотя Шаболовку режиссер решила заменить на Плющиху: дело в том, что уже тогда все знали, что на Шаболовке находится телецентр, и это вызывало у зрителей дополнительные ассоциации, не имевшие к фильму никакого отношения. Съемки действительно проходили рядом с Плющихой – в настоящей квартире жилого дома №5 на Ростовской набережной.
Никто из актеров, приглашенных на главные роли, с первого раза не ответил согласием. Вячеслав Шалевич, сыгравший мужа Нюры, категорически не хотел снова появляться на экране в образе отрицательного персонажа, но в конце концов все же поддался на уговоры режиссера. А Татьяна Доронина дала свое согласие, когда увидела свои фотопробы: « Я увидела фотографии – они были очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведённые глаза. А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием «Русская женщина ».
И у Лиозновой, и у Дорониной были очень непростые характеры, и их совместную работу коллеги восприняли, как битву титанов. Как-то в интервью режиссер рассказывала, что однажды во время съемок Доронина довела ее до приступа. Серьезных конфликтов удалось избежать только потому, что режиссеру пришлось уступить строптивой актрисе. Лиознова была настоящим профессионалом своего дела и могла пожертвовать личными принципами во имя результата работы. Ее друг Вячеслав Шмыров признавался: « Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал. Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены ».
Несмотря на то, что Пахмутова дала согласие на использование своей песни в фильме, она долгое время отказывалась писать к нему музыку – ей не понравилась идея картины. И только после того, как Лиознова показала ей фрагменты отснятого материала, согласилась, заявив, что делает это только из-за крупных планов блистательного Олега Ефремова.
Многие сомневались в успехе фильма из-за отсутствия в нем увлекательного сюжета и перипетий, а режиссер возлагала на него большие надежды и надеялась на то, что зрители поймут ее замысел: « Как часто некоторые проживают жизнь, так и не раскрыв тех душевных богатств, которые в них таятся! И жизнь проходит. В картине нам и хотелось поразмышлять о мудрости и доброте, о способности человека видеть, что центр мироздания не только в его доме, ибо лишь понимание этого делает нашу жизнь интересной и неинтересной ».
Работа над фильмом была завершена в 1967 г., а на экраны он вышел в 1968 г. За один год его посмотрели 26 млн зрителей. В 1970 г. Дорониной присудили премию за лучшую женскую роль на IV Всесоюзном кинофестивале в Минске. В 2011 г. вышла цветная версия этого фильма, что спровоцировало новый всплеск интереса к нему. Одна из любимых песен Гагарина «Опустела без тебя Земля…» в фильме звучит в исполнении Татьяны Дорониной и Майи Кристалинской, а позже она вошла в репертуар многих советских звезд эстрады.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм «Три тополя на Плющихе»: актеры и судьба
Советский мелодраматический фильм «Три тополя на Плющихе» сняли по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Режиссером вошедшей в золотой фонд советского кинематографа ленты стала Татьяна Лиознова.
По сюжету вышедшего в 1968 году фильма таксист Саша возит провинциалку Нюру по всей Москве. Сегодня гиды, рассказывая где снимали фильм, упоминают Новый Арбат, Ростовские переулки, церковь Николы в Хамовниках, кинотеатры «Горизонт» и «Фитиль».
Список имен актеров фильма «Три тополя на Плющихе», их роли и фото — в материале портала 24СМИ.
Татьяна Доронина (1933)
Роль Нюры, замужней матери двоих детей, проникновенно сыграла актриса, театральный режиссер Татьяна Доронина. Также она спела песню композитора Александры Пахмутовой «Нежность», которая стала лейтмотивом фильма. В том же 1968 году на экраны вышла и мелодрама «Еще раз про любовь» по сценарию Эдварда Радзинского, где Татьяна также снискала успех, снявшись с Александром Лазаревым.
Благодаря «Трем тополям на Плющихе» Доронину второй год подряд признали лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран». Впервые это звание актрисе принесли съемки с Леонидом Куравлевым в мелодраме «Старшая сестра». Режиссеры часто использовали в фильмах вокальный талант актрисы. Так, в ленте «Еще раз про любовь» Татьяна исполнила песню «Солнечный зайчик», в драме «Мачеха» — композицию «Ой, закрыл туман небо синее…».
МХАТу имени Максима Горького Доронина посвятила 30 лет жизни. Возглавив этот театр в 1987 году, по сей день работает худруком и директором. Регулярно появляется в телепередачах и документальных лентах, например, биографиях Бориса Ливанова и Георгия Товстоногова, а в 2017 году снялась в собственной биографии «Татьяна Доронина. Легенда вопреки».
Олег Ефремов (1927-2000)
Актер, режиссер, педагог и основатель театра «Современник» Олег Ефремов исполнил в фильме Лиозновой роль таксиста Саши. Для Ефремова не было «маленьких ролей» — даже крошечный эпизод он умел сыграть ярко. Киногерои в исполнении Ефремова получались разноплановыми, но каждый раз максимально убедительными и естественными. Такими стали роли в «Берегись автомобиля», «Батальоны просят огня», «Айболит-66», «Король-олень», «Ширли-мырли».
Сначала Ефремов был худруком театра «Современник», затем возглавил МХАТ, а после его разделения на два театра — МХТ имени Антона Чехова. Признан выдающимся театральным режиссером. Последним телефильмом с участием Ефремова в 1998 году стал многосерийный «Чехов и К°», посвященный 100-летию МХАТа.
Вячеслав Шалевич (1934-2016)
Роль Гриши, мужа главной героини фильма, досталась актеру театра и кино Вячеславу Шалевичу. Особо запомнился зрителям благодаря съемкам в картинах «Хоккеисты» и «Семнадцать мгновений весны». В фильмографии актера много картин на военную тематику. В его исполнении убедительно смотрелись герои любых национальностей — грузины и поляки, англичане и американцы. Лучшими работами Шалевича в 90-х стали главные роли в лентах «Любовь немолодого человека» и «Прощение».
В последние годы снялся в проектах «Инструктор», «Боец», «Боец. Рождение легенды», «Наследство» и «Московская сага». Практически всю жизнь провел на сцене Вахтанговского театра, играя на этой сцене даже в годы руководства Московским драмтеатром имени Рубена Симонова.
Валентина Телегина (1915-1979)
Валентина Телегина сыграла роль Федосии Ивановны, будучи уже популярной актрисой. Сниматься начала с 19 лет, впервые появившись в фильме «Люблю ли тебя». В 50-х сыграла центральные роли в фильмографии в лентах «Дело было в Пенькове» и «Дом, в котором я живу».
На счету Телегиной десятки фильмов, из которых советской классикой стали «Живые и мертвые», «Доживем до понедельника», «Угрюм-река» и «Помни имя свое». В 1979 году после выхода фильма «Завтрак на траве» не стало актрисы, которую критики нарекли «русской матерью».
Виктор Сергачев (1934-2013)
Жениха Нины сыграл актер театра и кино, театральный режиссер Виктор Сергачев. Еще в 1955 году он стал одним из основателей театра «Современник», а в 1957 году дебютировал режиссером, поставив с Олегом Ефремовым спектакль «В поисках радости». Далее следовал за Ефремовым в МХАТ и МХТ им. Чехова.
В 1996 году поставил свою инсценировку романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». На экране сыграл 136 ролей. В числе последних работ — сериал «Убойная сила» и фильм Станислава Говорухина Weekend.
Георгий Светлани (1895-1983)
Роль пастуха в фильме досталась актеру кино и эстрады, человеку с удивительной судьбой, Григорию Пиньковскому, взявшему псевдоним «Светлани» в честь дочери. Выходец из бедной крестьянской семьи пробился в юнги на любимую яхту императора Николая II и стал товарищем по играм цесаревичу Алексею Романову.
При советской власти Светлани часто приглашали на роли второго плана маститые режиссеры. На счету актера съемки в сотне фильмов, в числе которых — «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Кубанские казаки». Но в итоге добился главной роли, сыграв охочего до баек массажиста в фильме «Спорт, спорт, спорт». Уже после смерти Георгия на экраны в 1984 году вышел фильм «ТАСС уполномочен заявить…», где актер исполнил роль ювелира.
Три тополя и двое
Неслыханным обаянием. Мужика хотелось пожалеть от души, прислониться к нему. Вот кто был звездой задолго до того, как самые ничтожные дарования принялись наперебой заявлять о своей звезданутости.
Ефремову это было бы противно. Артист от Бога, знающий себе цену, он знал цену тщете и до суеты не опускался.
Татьяна Доронина, исполнительница главной женской роли, была достойной ему партнершей.
Рассказывали, как снималась сцена приезда Дорониной в Москву, где она должна была съесть на вокзале мороженое. Она просто-напросто отказалась вставать под камеру. Когда Лиознова строго спросила, в чем дело, Доронина высокомерно бросила: а разве вы не знаете, что я не люблю мороженое!
Случайное пересечение судеб деревенской жительницы Нюры и столичного таксиста Александра приведет обоих к глубокому переживанию, которое не всякому выпадает на долю.
Песня Александры Пахмутовой «Нежность», которую так смешно затягивает Доронина, станет ключом к истории Нюры и Александра и суперхитом: она будет звучать из всех радиоприемников страны.
Про любвеобильного Ефремова говорили, что он не может играть любовь, если у него нет романа с артисткой. Останется неизвестным, как оно сложилось в данном случае. Но когда девятнадцать лет спустя во МХАТе между Ефремовым и Дорониной произойдет трагический раскол, экранная история навсегда перевесит, оставшись документальным свидетельством Любви.
Фильм «Три тополя на плющихе»: почему Нюра не вышла к Саше?
Фильм вырос из песни. Татьяна Лиознова услышала ее однажды, и все, «песня меня захватила». Женщина поет, а как будто рассказывает про своего любимого, космонавта. Вот он мчится в этом своем корабле в холодной бездне, смотрит сверху на нашу голубую планету. Женщина волнуется, ждет. Миллионы людей вокруг, а ей кажется — пусто, нет никого. Такси спешат, листья падают, но это все не по-настоящему как будто; в ее настоящем только мужчина, который летит где-то там, так далеко, что представить невозможно, и все звезды мира дарят ему свою нежность. Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так, что ее ставили в один ряд с «Журавлями» Бернеса и «Тремя вальсами» Клавдии Шульженко. Ее голос тоже был каким-то космосом.
Тополя на Шаболвке
Лиознова долго жила под влиянием этой песни, старалась придумать историю, в контексте которой эта песня прозвучала бы. Что-то набрасывала, записывала – все было не то. А потом прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке»:
«— Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».
Татьяна прочла этот рассказ и поняла: все, поиск истории завершен. Она будет снимать про то, как простоватая сельская женщина встретила интеллигентного московского таксиста. Они провели вместе всего два часа, и Нюра вернулась к своему подловатому грубому мужу, в хорошую сытую семейную жизнь. Но как раньше уже не будет.
Актеры и роли
Сейчас начинаешь читать этот рассказ, и книжные диалоги звучат в голове голосами актеров с первой же страницы.
Никого больше и представить себе в этих ролях нельзя. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов: конечно, никто другой не мог сыграть таксиста Сашу! Татьяна Лиознова не устраивала кастинга, только фотопробы, но актеры, которых она пригласила в фильм, сомневались и артачились. Шалевичу страшно не нравился Гриша, и его можно понять. Актер говорил, что он и так достаточно сыграл отрицательных ролей, с него хватит. Татьяна говорила, что видела все его роли: «Поверь, что такой у тебя не было». И Шалевич согласился.
Доронина играть Нюру не хотела вообще. Ну, как не хотела. Ей не нравились кинематографические колхозницы: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами. И без этого нельзя: как говорила актриса в одном интервью, такая она, особая страна с названием «Русская женщина». И тут ей показали фотографии, результаты фотопроб. На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.
Авоська, полная коробков
«Три тополя на Плющихе» снимали целый год. Татьяна придавала значение каждой детали, мелочей не было. Шалевич потом вспоминал, что если в сценарии было написано «на стене висит авоська, полная спичечных коробков», то съемки не начинались, пока на стене не появлялась эта треклятая авоська со спичками.
Между дублями Лиознова все время слушала «Нежность», она знала, что песня должна быть в фильме, но придумать, где, долго не могла. Песня была еще одной главной героиней фильма, уже даже трудно было не напевать постоянно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все напевали. Лиознова попросила Пахмутову написать всю музыку к фильму.
Сейчас это странно, но и песня «Нежность» в первые годы своей жизни не была никаким шлягером. Пожалуй, Лиознова первая смогла почувствовать ее, понять. А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук своих каблуков. На авторов обрушились критики: зачем вы написали про какого-то французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж. Безумно популярной «Нежность» стала только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, когда погиб Гагарин, люди стали считать ее реквиемом по первому космонавту и полюбили еще сильнее. Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла из вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала, что да, напишет.
Нежное кино: по следам фильма «Три тополя на Плющихе»
Весной 1968 года вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Ленту посмотрели 26 миллионов зрителей, исполнительницу главной роли Татьяну Доронину журнал «Советский экран» признал лучшей актрисой года, а песня «Нежность», которую спела ее героиня, стала настоящим хитом.
За пятьдесят с лишним лет «Три тополя» не потеряли своего очарования: простая история двух разминувшихся в столице людей до сих пор трогает сердца. История создания картины — в материале mos.ru.
Все началось с песни
Свою «Нежность» Александра Пахмутова вместе с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым написали в 1965 году. Она вошла в цикл «Обнимая небо», посвященный советским летчикам. Когда Майя Кристалинская впервые исполнила ее, публика встретила песню прохладно — она показалась немного странной. Лирическая героиня сначала обращается к возлюбленному, улетевшему в рейс, а потом вдруг вспоминает про французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который, как известно, написал своего «Маленького принца» незадолго до трагической гибели во время разведывательного полета в 1944 году.
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля,
Как прожить ей без него, пока
Именно с «Нежности» начались «Три тополя на Плющихе». Песня очень нравилась Татьяне Лиозновой, уже снявшей на тот момент несколько фильмов (правда, главный триумф — «Семнадцать мгновений весны» — еще впереди, в 1973 году). Железная леди советского кино решила обязательно использовать загадочную песню в своей следующей ленте. Она примеряла то одну, то другую историю. Однажды, прочитав рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», Лиознова поняла: вот оно! Два героя случайно встречаются и проходят мимо своего возможного счастья. Ключом к их истории и станет «Нежность». Действие Лиознова перенесла с Шаболовки на Плющиху, чтобы избежать лишних ассоциаций (находящаяся на Шаболовке Шуховская башня в то время была символом советского телевидения).
История, которая легла в основу фильма, проста и незабываема. Молодая женщина Нюра (Татьяна Доронина) приезжает из деревни в Москву, чтобы продать на рынке домашнюю ветчину. От вокзала до Плющихи, где живет золовка Нюры, ее везет таксист Александр (Олег Ефремов). Между ними возникает симпатия, и герои договариваются встретиться позже. Но обстоятельства мешают, и история их любви останавливается в самом начале. Простейший сюжет дополнился актерским талантом Дорониной и Ефремова, работой Лиозновой и оператора Петра Катаева, музыкой Пахмутовой — и получился прекрасный фильм.
Кульминационная сцена связана с той самой песней. Помните? Дождь, герои сидят в машине, Саша ищет песню «Нежность» по радио — она как раз часто звучит в эфире, а Анна со свойственной ей простотой говорит, что такой песни не знает, но у нее тоже есть одна любимая. Она начинает петь, и оказывается, что это как раз та самая композиция. По глазам героя Ефремова, снятым крупным планом, становится понятно: пропал.
Кстати, крупные планы — один из главных инструментов, с помощью которых Лиознова добилась особенной атмосферы своей картины. А как такие планы снимать технически в салоне автомобиля, придумал оператор Петр Катаев. Для такси, в котором сидят герои, нашли дублера. Вторую машину распилили и сняли с нее лобовое стекло. Таким образом камера могла максимально близко подобраться к Ефремову и Дорониной с любого ракурса.
Были и другие ухищрения — куда без них в большом кино. Лиознова хотела дать диалог актеров во время дождя живым, то есть без последующего переозвучивания. Но когда на крышу такси полилась вода из машины, имитирующей дождь, стало понятно: это полностью заглушает голоса. Решение придумал звукооператор картины Леонард Бухов. На крышу авто положили несколько матов, которые смягчали лишние шумы.
Доронина и Ефремов: двое в «Трех тополях»
Исполнители главных ролей впервые встретились на съемках фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон» еще в 1955 году. Для обоих это был дебют в кино, правда, Ефремову сразу досталась большая роль (он сыграл секретаря комсомольской организации Алексея Узорова), а Дорониной — эпизодическая. Актеры будут сниматься вместе еще не раз — в лентах «Шли солдаты», «Еще раз про любовь», «Ольга Сергеевна». Также они много вместе работали в театре вплоть до раскола МХАТа в 1987 году. Их дуэт в «Трех тополях» покорил зрителей, после выхода картины даже пошли слухи о романе актеров.
На роль Саши Лиознова изначально рассматривала Николая Рыбникова («Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса», «Девчата»), с которым уже работала в 1963 году на съемках фильма «Им покоряется небо». Что же касается главной героини, здесь у режиссера никаких сомнений не было: ее должна сыграть Татьяна Доронина. На первой встрече с актрисой Лиознова попросила ее выучить песню «Нежность» и прийти, когда будет готова. Доронина песню знала и спела сразу на месте.
Однако в дальнейшем не обходилось без сложных ситуаций. Например, однажды Доронина настояла на изменении одной из сцен. По задумке Лиозновой, Нюра должна была есть мороженое на станции перед отправлением в Москву. Но актриса отказалась наотрез. Причина? Не любит мороженое. И Лиознова, известная своим железным характером, уступила.
Была еще одна великая женщина, с которой режиссеру предстояло найти общий язык, — Александра Пахмутова. На «Нежности» держался весь фильм, для Лиозновой было принципиально получить разрешение на использование песни. Александра Николаевна сначала скептически отнеслась к этой истории, но, когда ей показали черновой вариант сцены, где Доронина поет, была впечатлена. Она не только отдала «Нежность», но и согласилась написать всю музыку для кинофильма.
Кстати, был в фильме еще один хит того времени — Oui, je crois («Да, я верю») в исполнении Мирей Матье. Песня французской дивы звучит, когда Нюра едет на телеге по деревне. Казалось бы, диссонанс. Но никакой иронии: Нюра хоть и просто одета, и сидит рядом с чемоданом сала, но в это время мы видим в ней человека с богатым внутренним миром, серьезного, думающего.
Удивительный маршрут
Еще одной героиней фильма стала Москва. Предлагаем пройти по следам Нюры и Саши и вспомнить, на фоне чего разворачивается их история.
Правда, первый раз зритель попадает в столицу еще до приезда туда героини. Помните, как таксист забирает под утро молодую девушку с Комсомольского проспекта? Мы видим кинотеатр «Фитиль», который работает и сегодня, а чуть вдалеке — церковь Николы в Хамовниках.
Девушка, на которую со сдержанным неодобрением посматривает Саша и с которой скоро так сильно будет контрастировать Анна, просит отвезти ее домой «на Кутузовский, за панораму» — то есть в окрестности музея-панорамы «Бородинская битва». Внимательный зритель быстро заметит художественное допущение: на самом деле таксист высаживает девушку в Пожарском переулке. Затем Саша едет по пустой утренней Москве, мелькает снятая сверху Лубянская площадь.
В следующий раз мы окажемся в Москве уже с героиней и будем вместе с ней ловить такси на Комсомольской площади, а заодно осмотримся. Непривычно видеть площадь без универмага — его построят только в 1983 году, то есть через 25 лет после съемок.
Герои наконец встречаются — Нюра садится в такси и едет по столичным улицам с еще одним пассажиром — добрым дедушкой. Саша отвозит того на Большую Пироговскую улицу, к комплексу общежитий Института красной профессуры. Это интересный образец конструктивизма конца 1920-х: восемь зданий расположены в шахматном порядке и соединены между собой галереями. Комплекс был построен в 1929–1932 годах. В нем размещались общежития и квартиры сотрудников института. Из-за своей необычной планировки здание получило название «дом-пила».
От Большой Пироговки до Плющихи ехать совсем недолго, но герои почему-то отправляются колесить по столице. То ли Саша не хотел так быстро расставаться с прекрасной пассажиркой, то ли Татьяне Лиозновой важно было показать другую красавицу — Москву. Сначала мы попадаем на Новый Арбат (тогда — проспект Калинина). Здесь еще завершается строительство. Дома-книжки уже стоят, но между ними еще нет торговых корпусов. В кадр здесь попадает церковь Симеона Столпника на Поварской, которая чудом уцелела во время строительства проспекта Калинина.
Начинается дождь. Наши герои будут пережидать его, припарковавшись в переулке Сивцев Вражек. Здесь состоится один из ключевых диалогов и будет спета та самая песня. Дождь постепенно заканчивается, а мы магическим образом оказываемся на Манежной площади (в 1967 году, когда проходили съемки, она была еще проезжей). Затем — Смоленская набережная и Комсомольский проспект. Здесь в кинотеатре «Горизонт» Саша обходит очередь, утверждая, что у него в машине «сидят чешские товарищи», и покупает два билета на фильм «Встреча в горах». Фильм настоящий — это комедия грузинского режиссера Николая Санишвили, снятая в 1966 году.
Под наивные рассуждения Нюры про Америку мы снова попадаем на Смоленскую набережную и наконец добираемся до Плющихи. Героиня так описывает здание, которое ей нужно: «Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать. Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась». Наконец он найден — это Дом архитекторов, который находится по адресу: Ростовская набережная, дом 5. А «церква» — это церковь Благовещения Богородицы, не сохранившаяся до наших дней. В 1932 году ее закрыли, а к концу 1960-х снесли полностью.
Интересно, что сцены дома у золовки Нюры действительно снимали в Доме архитекторов. Хозяева квартиры на время уступили ее съемочной группе. А кафе «Три тополя» кинематографистам пришлось сооружать самим. Около него герой Ефремова прождет Нюру целый час. Современные зрители во время просмотра этой сцены испытывают, вероятно, такие же эмоции, что и те, кто впервые посмотрел этот фильм в 1968 году: волнуются, когда героиня не может найти ключи, надеются, что Саша все-таки подождет еще. И думают после титра «Конец», почему же Нюра так и не вышла.