актриса унесенные ветром вивьен ли биография
Обратная сторона славы Вивьен Ли: Что разрушило семью и кинокарьеру звезды Голливуда
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Имя Вивьен Ли она получила в 22 года, а до этого ее знали как Вивиан Мэри Хартли. В монастырской школе в пригороде Лондона, где она провела 8 лет, а затем в католических школах Европы ей дали хорошее образование, но так и не смогли научить смирению. С юности Вивиан отличалась непокорным характером. Завершив обучение, она воскликнула: « Больше никаких монахинь и никаких запретов! »
Вивиан говорила на нескольких языках, играла на скрипке и фортепиано, хорошо знала историю и литературу, но с самой юности она мечтала только об актерской профессии. Поэтому вопрос о выборе дальнейшего пути для нее не стоял – она продолжила образование в Королевской академии драматического искусства. Ее родители опасались того, что из-за своего строптивого характера дочь не сможет удачно выйти замуж, и часто брали ее с собой на светские мероприятия в надежде подыскать ей супруга. Поэтому, когда в 19 лет Вивиан вышла за адвоката Герберта Ли Холмана и родила дочь, их счастью не было предела. Но радовались они недолго. Роды были очень тяжелыми, и после этого она поклялась, что больше никогда не будет иметь детей. К тому же роль домохозяйки, отведенная ей мужем, категорически не устраивала Вивиан, и вскоре она, доверив воспитание дочери няне, начала свою театральную карьеру.
В 22 года состоялся кинодебют Вивьен Ли – с тех пор она представлялась только этим именем. «Вивьен» вместо «Вивиан» появилось случайно, из-за ошибки наборщицы театральной программы, а «Ли» было частью имени ее мужа. После первой же роли актрисы кинокритики заявили в прессе о рождении новой британской звезды.
Вивьен Ли всегда получала то, чего хотела. У ее первого мужа до знакомства с ней была невеста, но актрису не смущал этот факт. Когда она встретила знаменитого актера Лоуренса Оливье, он тоже был женат. Но ни эта преграда, ни собственный брак не остановил ее и на этот раз. Они играли влюбленных в кино, и экранный роман быстро перерос в настоящий. В 1937 г. актриса ушла от мужа, оставив заботы о дочери ее бабушке. Они с Лоуренсом поселились вместе на съемной квартире, еще не получив развода от супругов.
Когда Оливье уехал покорять Голливуд, она отправилась вслед за ним – ее пригласили на пробы в фильм «Унесенные ветром». Ей удалось обойти 1400 конкуренток, претендовавших на роль Скарлетт. Это был ее звездный час – «Унесенные ветром» получили 8 «Оскаров», а Вивьен Ли обрела всемирную славу.
Успех Вивьен Ли затмевал все творческие достижения Лоуренса Оливье, и он ревновал ее к славе. Это стало первой причиной их ссор. А затем появился и еще один повод для разногласий. Все коллеги и знакомые актрисы говорили о ее несносном характере и утверждали, что она страдала маниакально-депрессивным психозом. Она изводила своими резкими перепадами настроения и нестабильным поведением и своего избранника, и режиссеров, и актеров.
В 1940 г., когда и Вивьен Ли, и Лоуренс Оливье наконец смогли получить развод, они сыграли свадьбу, но их семейное счастье было недолгим. Спустя 4 года врачи диагностировали у актрисы туберкулез. После 2-месячного курса лечения она вернулась на съемочную площадку. Во время съемок в фильме «Цезарь и Клеопатра» Вивьен Ли забеременела, но потеряла ребенка из-за того, что в одном из эпизодов оступилась и упала. После этого у актрисы началась тяжелая депрессия.
У Вивьен Ли участились неконтролируемые приступы ярости, когда она бросалась на супруга и билась головой о стену, а на следующий день ничего не помнила. Вскоре скандалы между супругами стали случаться не за закрытыми дверями их дома, а прилюдно. Позже выяснилось, что на психическом здоровье актрисы сказалось ее лечение от туберкулеза – лекарства имели побочный эффект.
Несмотря на проблемы с психикой, актриса еще какое-то время продолжала выступать на театральной сцене и сниматься в кино, хотя предложения от режиссеров после 35 лет ей поступали все реже – ее красота увядала, а слухи о неадекватном поведении отпугивали. Последним громким успехом Вивьен Ли перед закатом ее кинокарьеры стал фильм «Трамвай «Желание», за который она получила свой второй «Оскар». Но эта роль окончательно подорвала ее здоровье и привела к физическому и моральному истощению.
После 40 лет актриса сыграла всего 3 роли в кино. В одном из интервью она призналась: « Как только актриса начинает стареть, ее новые и старые роли уходят в небытие. Продюсеры, сценаристы, режиссеры готовы бросить мир к ногам двадцатилетних, но как только актрисе исполняется пятьдесят, ее имя выбрасывают на задворки памяти ».
В 1953 г. она вынуждена была лечь в психиатрическую клинику. С маниакально-депрессивным психозом в те времена боролись только с помощью электрошоковой терапией. Со своим недугом ей приходилось справляться в одиночку – у мужа появилась другая женщина, хотя о разводе он попросил только спустя 7 лет. В 47 лет одна из самых красивых актрис Голливуда осталась одна, наедине с тяжелой болезнью и отсутствием ролей в театре и кино. В последние 7 лет жизни Вивьен Ли находила забвение в алкоголе и выкуривала по несколько пачек сигарет в день, что только усугубляло ее состояние.
« Я буду работать, пока не упаду замертво », – часто повторяла актриса. Она, как за соломинку, хваталась за все предложения, которые ей изредка поступали. Когда ей предложили принять участие в бродвейском мюзикле, она не раздумывая отправилась из Лондона за океан, несмотря на строгий запрет врачей. « Туберкулез – это ерунда, у меня уже такое было. Я непременно выйду на сцену », – упрямо твердила Вивьен.
В мае 1967 г. ее лечащий врач сообщил ей о том, что туберкулезом поражены оба легких. Положение было критическим, актрисе срочно нужно было ложиться в больницу, но она наотрез отказалась от госпитализации – слишком устала от казавшегося ей бесполезным лечения. 7 июля 1967 г. Вивьен Ли была найдена мертвой в своей спальне. На следующий день все лондонские театры на один час погасили огни рамп в память о легендарной актрисе. Ей было всего 53 года.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вивьен Ли (Vivien Leigh)
Одарённая актриса часто работала в сотрудничестве со своим мужем, Лоуренсом Оливье, который был режиссёром нескольких фильмов с её участием. На протяжении своей тридцатилетней карьеры она играла разнообразные роли: от героинь комедий Ноэла Коуарда и Бернарда Шоу до классических шекспировских характеров: таких, как Офелия, Клеопатра, Джульетта и леди Макбет.
Иногда Ли казалось, что из-за необыкновенной красоты её не воспринимают серьёзно как актрису, но главным препятствием на пути к ролям было её плохое здоровье. Находясь под влиянием маниакальной депрессии на протяжении большей части взрослой жизни, Вивьен Ли приобрела репутацию актрисы, с которой трудно работать, поэтому в её карьере часто наблюдались периоды упадка.
В дальнейшем периодические приступы туберкулёза ослабили здоровье актрисы. Такой диагноз был впервые поставлен ей в середине сороковых годов. Вивьен и Оливье развелись в 1960 году, и впоследствии Ли лишь изредка снималась в кино и играла в театре до своей смерти от туберкулёза.
Современными киноведами и историками кино считается одной из величайших актрис в истории. Актёрская работа Ли в «Трамвае «Желание»» зачастую называется одним из наиболее доскональных перевоплощений всех времён.
Вивьен Ли. Хрупкая королева экрана
Вивиан Мэри Хартли родилась в индийском городе Дарджилинге. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела ирландское, французское и армянское происхождение. Родители поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году.
В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивиан остались в Утакамунд. Вивиан Хартли в первый раз выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение «Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, а также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивиан Хартли, была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии в 1920 году. Её лучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О’Салливан, с которой Вивиан делилась своим желанием стать «великой актрисой».
Вивиан Хартли продолжила своё образование в Европе, вернувшись в 1931 к своим родителям в Англию. Она мечтала стать актрисой, и родители оказывали ей поддержку. Отец помог ей поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне.
В конце 1931 года она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Несмотря на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года.
Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. Среди этих статей была одна из «Дэйли экспресс», в которой журналист заметил, как «молниеносная перемена произошла на её лице». Это был первый раз, когда публика заметила быстрые смены настроения Вивьен, выделявшие её среди других актрис.
Джон Бенджаман описал её как «дух английского девичества». Когда пришло время премьерного показа, Корда понял свою ошибку и подписал с ней контракт, в котором она назвалась своим псевдонимом «Вивьен Ли».
Она продолжала играть, но когда Корда перенес постановку в больший театральный зал, Ли обвинили в неумении держать в напряжении такую большую аудиторию и заставили корректировать свой голос, чтобы его было слышно во всех концах зала. Из-за этого спектакль закрыли.
В это время Ли прочла книгу Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и настояла на том, чтобы её агент в Америке посоветовал её Дэвиду Селзнику, продюсеру фильма, на роль Скарлетт. Она говорила журналистам: «Я видела себя в роли Скарлетт О’Хара», а кинокритик Лежон вспомнил разговор того времени, в котором Ли «потрясла нас всех» своим утверждением, что Оливье «не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!».
Ли играла Офелию в «Гамлете» в постановке Оливье в театре Олд-Вик. Оливье позднее вспоминал один инцидент, который произошёл однажды, пока она готовилась к своему выходу. Без всякой на то причины она вдруг начала кричать на него, потом притихла и стала смотреть в одну точку. Она выступала на сцене без подобных инцидентов, и уже на следующий день вернулась в нормальное состояние, напрочь забыв об этом событии. Впервые Оливье стал свидетелем такого поведения Ли. Они стали жить вместе, потому что ни Холман, ни жена Оливье, актриса Джилл Эсмонд, не соглашались дать супругам развод.
Ли снялась с Робертом Тейлором, Лайонелом Берримором и Морин О’Салливан в фильме «Янки в Оксфорде». Это был первый фильм с участием Вивьен, заставивший обратить на себя внимание в Соединённых Штатах. Во время съёмок она заработала себе репутацию сложной и безрассудной в работе, и Корда посоветовал агенту Ли предупредить актрису, что у неё будет небольшой выбор ролей, если она не изменит своё поведение. Её следующая роль была в фильме «Путь Святого Мартина» с Чарльзом Лоутоном.
Оливье развивал карьеру в кино, но несмотря на успех в Британии, его плохо знали в Штатах, а ранние попытки представить себя на американском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в фильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне. Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссёр Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, но эту роль уже отдали Мерл Оберон.
В это время в Голливуде активно искали актрису на роль Скарлетт в картине «Унесённые ветром» (1939). Американский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938 года. В том же месяце Дэвид Селзник посмотрел её работы «Пламя над Англией» и «Янки в Оксфорде», и с этого момента Вивьен стала серьёзной претенденткой на роль.
В период между февралём и августом, Селзник просмотрел все её английские картины, а к августу он вел переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Вивьен Ли был подписан контракт. 18 октября Селзник написал тайную записку режиссёру фильма Джорджу Кьюкору: «Я все ещё надеюсь на эту новую девушку».
Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтобы быть рядом с Оливье. Когда Майрон Селзник (брат Дэвида), который также представлял и Оливье, встретил Вивьен Ли, он понял, что она обладает всеми теми качествами, которые его брат так долго искал. Майрон отвёл Вивьен и Оливье на площадку к Дэвиду, где снимали сцену пожара в Атланте.
Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли часто ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы спросить у него совета в исполнении своих ролей. Вивьен подружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его женой Кэрол Ломбард, а также и с де Хэвилленд, но часто ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько эмоциональных эпизодов.
В 2006 году де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», опубликованные в биографии Лоуренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безукоризненно профессиональна, безукоризненно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 огромные задачи: делать все, что в её силах в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Ларри (Оливье), который был в Нью-Йорке».
Из десяти премий «Оскар», выигранных «Унесенными ветром», была и премия за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли. Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle».
В феврале 1940 года Джилл Эсмонд согласилась дать Оливье развод, а Холман дал согласие на развод с Ли. Они сохраняли дружеские отношения на протяжении всей жизни. Сын Эсмонд и Оливье остался с матерью, а дочь Вивьен, Сюзанна, осталась с отцом. 30 августа Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Единственными свидетелями на церемонии были Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин.
Ли надеялась работать вместе с Оливье и пробовалась на роль в фильме «Ребекка», режиссёром которого был Альфред Хичкок. После её кинопроб Селзник написал: «Она играет недостаточно искренне и взросло». Режиссёр же заметил, что она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье. В итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн. Вивьен также не получила роль в фильме «Гордость и предубеждение», где играл Оливье.
Вивьен и Лоуренс поставили пьесу «Ромео и Джульетта» для Бродвея. Нью-Йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье, обвиняли их в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. Критики не оценили постановку должным образом. Брукс Аткинсон из «Нью-Йорк таймс» писал: «Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актёрской игрой». В то время как большинство критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что её голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в эту постановку, и её провал оказался для них катастрофой.
В 1947 году Оливье был посвящен в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию. Она стала леди Оливье, и сохранила этот титул даже после развода.
К 1948 году Оливье был в Совете Директоров театра Олд-Вик и вместе с Ли отправился в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра. В течение шести месяцев Оливье играл в «Ричарде III» и вместе с Ли в спектаклях «The School for Scandal» и «The Skin of Our Teeth». Турне имело огромный успех, несмотря на то, что некоторое время Ли страдала от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, её роли исполняла дублерша.
Вивьен справилась с тяжелым грузом ответственности, и даже Оливье заметил как она «очаровала прессу». Участники труппы позднее вспоминали скандалы, которые случались, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину, но Ли в ответ тоже ударила его по лицу и вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов».
Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде. Они играли те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли. Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»», и была утверждена после того, как автор пьесы и продюсер увидели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки.
Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуальность и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Из-за обсуждений в средствах массовой информации Вивьен волновалась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали. Говорили, что она совершенно не подходит для этой роли, а британские актёры слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Оливье и Ли были огорчены этими рецензиями. Но интерес публики обеспечил постановке коммерческий успех.
Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая», после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этого спектакля. Её зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине. Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у неё нет большого таланта.
Но работа продолжалась, и вот он уже восхищался её решимостью отличаться от всех остальных актрис своего времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль». А Ли говорила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною». Рецензии на фильм были отличные, и Ли получила второй «Оскар» в номинации «Лучшая актриса», а также премию «BAFTA» за лучшую женскую роль. Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен «было всё, что я хотел, и больше, чем то, о чём я мечтал». Несколько лет спустя Вивьен Ли скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию.
В мае 1967 года у Ли начались новые приступы туберкулёза. 7 июля во время очередного приступа она скончалась. Была кремирована в крематории Голдерс-Грин, а её прах развеян над прудом возле ее дома в деревне Блэкбойз в графстве Восточный Сассекс.
Рост Вивьен Ли: 161 сантиметр.
Личная жизнь Вивьен Ли:
В 1940 году они поженились. И пробыли вместе 20 лет.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье
Фильмография (лучшие фильмы) Вивьен Ли:
Биография актрисы Вивьен Ли: история жизни, роль Скарлетт О’Хары и другие
Женщина, признанная одной из красивейших в Великобритании, возглавившая список кумиров для многих, актриса Вивьен Ли, несмотря на прошедшие полвека со дня ее смерти, и сегодня будоражит сердца мужчин и вызывает восхищенно-завистливые взгляды у представительниц прекрасного пола. Она сумела вдохнуть настоящую жизнь в своих персонажей, а сплав удивительной красоты и истинного таланта сделал воссозданные ею образы живыми и осязаемыми.
Ее личная жизнь складывалась непросто, как и у ее персонажей, но она всегда шла вперед, высоко подняв подбородок, наперекор судьбе и невзирая на молву. Она получила свою долю уважения и любви общества вполне заслуженно. Давайте познакомимся с историей ее жизни и узнаем, какой путь пришлось пройти этой хрупкой женщине с несломимым оптимизмом в глазах.
Лучшая актриса кино Вивьен Ли: биография и личная жизнь
Ее называют одной из самых красивых женщин двадцатого века, которая сумела воплотить непростой образ Скарлетт О’Хара — настоящей южанки со сложным характером. Она смогла стать настоящим достоянием Америки, несмотря на то, что была британкой, а воспитывалась вообще в Индии. Она играла так, как и любила, самоотверженно отдавая всю себя каждой минуте своей роли, что хорошо чувствуют зрители. Вивьен Ли была и остается истинным символом эпохи, примером для многих.
Мало кто знает, что эта актриса была страстной курильщицей. Возможно, именно это и свело ее в могилу раньше времени. В день она могла выкурить по три, а то и четыре пачки табачной отравы.
Она играла напыщенных шекспировских королев и девушек с трагической судьбой, снималась в комедиях и драмах, никогда не брезгуя даже ролями простушек. В ее исполнении все образы становились объемными и живыми. За свою сценическую карьеру она снялась во многих картинах, но главными ее ролями считаются оскароносные Бланш Дюбуа из «Трамвая желаний» и Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром».
В шестидесятом году прошлого века в Голливуде на пресловутой «Аллее славы» появилась звезда с ее именем.
Все это оказалось тяжелым грузом для актрисы, а жизнь ее оборвалась внезапно, давно съедающей ее болезнью. Но, несмотря на это, зрители навсегда сохранят ее образ в своей памяти, снова и снова пересматривая старые, ничуть не устаревшие фильмы.
Детство звезды театра
Эрнест Ричард Хартли родился в мае 1984 года в живописном английском местечке Бингли в графстве Уэст-Йоркшир. Он учился в обычной школе, подрастал, а когда пришла пора выбрать свой жизненный путь, как и многие молодые люди того времени, отправился искать счастья и богатства в колонии. Особой славы он там не снискал, как и сказочного состояния. Он был обычным офицером кавалерии, а заодно еще и брокером. Зато, проживая в Калькутте, Эрнест познакомился с девушкой, у которой была забавная и труднопроизносимая фамилия Гертрудой Якджи. Она имела армянские, французские и ирландские корни, была ослепительно красива. В 1912 году молодые люди поженились в лондонском Кенсингтоне, обещая друг другу вечную любовь, и слово сдержали.
Долго оставаться на родине супруг не могли – Хартли звала служба, и пришлось сразу же после бракосочетания уезжать в Дарджилинг, который живописно раскинулся у самого подножия Гималаев в провинции Западная Бенгалия. Там же, в доме кавалериста, из окна которого открывался великолепный вид на горные кряжи, пятого ноября 1913 года на свет появилась маленькая девочка с фиалковыми глазами и черными, будто смоль, волосами. Назвать ее решено было Вивиан Мэри Хартли.
Учеба и интересы в юности
С раннего детства девочка была очень красива, а подрастая, становилась все более привлекательной. Одна из подруг Гертруды писала впоследствии, что не видела прелестнее и изящнее дитя. Ее молочная кожа была очень нежной, а огромные глаза будто заглядывали в самую душу. Мать рано стала учить ее этикету, считая, что для добропорядочной англичанки, даже выросшей в колониях, это главное в жизни. Эти уроки Вивиан пронесла через всю жизнь. Позже она расскажет, что впитала с молоком матери, что обладать хорошими манерами – значит никогда не делать того, что тебе хочется. В три годика она даже исполнила свою первую роль – прочла стихотворение «Маленькая Бо Пип» со сцены по инициативе своей матери.
Когда малышке исполнилось четыре, Гертруда забеременела и родила близнецов. Однако они оказались слабыми и оба погибли, так и не дожив до года. Больше о детях в семействе Хартли никто и никогда не заговаривал. Испуганный Эрнест решил отослать любимую супругу и дочку обратно в Англию, в то время, как сам был отправлен по службе в Бангалор на плоскогорье Декан, что в штате Карнатака. Сперва мать учила девочку самостоятельно и привила любовь к древним римским и греческим мифам, произведениям Льюиса Кэрролла, Редьярда Киплинга и сказкам Ханса Кристиана Андерсена.
В двадцатом году прошлого века, понимая, что сама выучить дочь она не в силах, Гертруда, с разрешения Эрнеста, определяет ее в школу Convent of the Sacred Heart («Монастырь Святого Сердца»), где всеми делами заправляли монахини. Там она познакомилась с Морин О’Салливан, ирландкой, которая впоследствии станет ее лучшей подругой и также выдающейся актрисой (Джейн из первых фильмов о Тарзане).
Завершила учебу Вивиан в двадцать восьмом, причем она уже тогда знала, чего собирается добиться в жизни, и родители пошли ей на встречу. К счастью, она не выбрала карьеру врача, юриста или инженера, что могло стать настоящим скандалом. Отец, задействовав все свои связи и знакомства, помог дочери поступить Королевскую Академию Драматических искусств. Хотя особой протекции и не потребовалось, внешность и талант девушки говорили сами за себя. Спустя четыре года она вышла в мир, широко распахнув свои синие глаза, а слава и успех уже поджидали ее.
Становление в профессиональной деятельности
К тому времени, как юная красотка Вивьен заканчивала учебу в академии, она уже успела найти себе мужа, а также произвести на свет малышку. Но менее желать актерской карьеры это ей не помешало. Однажды она узнала, что проводятся пробы на эпизодическую роль в киноленте под названием «Дела идут на лад», и сразу бросилась на пробы. Она была принята, и эта картина стала ее дебютом, пускай и совсем крошечным. Единственную коротенькую реплику, которую актриса там произносила, удалили при окончательном монтаже. Но это было кино, самое настоящее, близкое и осязаемое.
Несмотря на упорные протесты супруга, Вивиан Холман (по мужу) сразу же наняла себе агента, который должен был заняться ее дальнейшей актерской карьерой. Им стал некий Джон Гиддон, имеющий имя и уважение в театральных и кинематографических кругах. Именно он решил, что настоящее имя для такой красотки никак не подходит и предложил собственный вариант — Эйприл Морн. Однако оно показалось девушке немелодичным и грубоватым, поэтому она придумала собственный сценический псевдоним – Вивьен Ли.
Начало театральной карьеры
Особое влияние в начале тридцатых годов в Британии имел сэр Александр Корда, режиссер венгерского происхождения. Гиддон представил ему девушку, но тот не увидел в ней «совершенно никакого потенциала». Ох, как жестоко он ошибся! В 1935 году начинающую актрису пригласили сыграть в спектакле, под названием «Маска добродетели». После этого у нее уже были положительные отзывы критиков, что привлекло к ее персоне внимание журналистской братии. В одном из интервью репортер отметил, как настроение и выражение лица мисс Ли может молниеносно меняться, что впоследствии стало и ее визитной карточкой.
К тому моменту Корда уже осознал свою ошибку и пригласил девушку воспользоваться ее услугами. Она согласилась и даже сыграла несколько небольших ролей в его театральных постановках.
В тридцать шестом режиссер перенес свои работы в большой зал, после чего сразу же начались неприятности. Ли обвиняли, что она разговаривает слишком тихо и зрителям на галерке не слышно ее реплик. Вивьен разнервничалась и ушла, а спектакль без нее уже никого не интересовал, и его закрыли. Сам Корда навсегда остался близким другом актрисы. Поговаривали, будто у них был роман, но никаких доказательств тому нет.
Фильмография британской актрисы
Впервые на киноэкранах Вивьен появилась в том же тридцать пятом году в киноленте «Янки в Оксфорде». Это позволило ей преподнести себя не только в Великобритании и Европе, но и в Соединенных Штатах. Съемки оказались непростыми, а сама девушка прослыла особой с трудным характером. Корда порекомендовал ей умерить свой пыл, если она желает получить и другую работу. Второй небольшой ролью стала картина «Переулок Святого Мартина» в 1938 году, где она сыграла бездомную танцовщицу Либерти с непростой судьбой. Обе картины известности не принесли – все самое интересное судьба оставила на потом.
В преддверии нового тридцать девятого года Вивьен пожелала сыграть главную роль в картине «Грозовой перевал», но туда уже была отобрана актриса. Ей предложили исполнить второстепенную, но она отказалась Тогда она обиделась, даже не представляя себе, что это, возможно, стало решающим в ее судьбе и карьере. Как раз в это время в Голливуде объявили кастинг к фильму по книге Маргарет Митчелл, которую девушка совсем недавно прочла. Сценарист и продюсер «Унесенных ветром», Дэвид Селзник, посмотрел все английские фильмы с участием девушки, впечатлился и даже написал письмо Корда, с которым у нее был заключен контракт. Ответа он не получил, но все равно надеялся заполучить это «новое лицо».
Услышав о съемках, Вивьен, собрав небольшой чемоданчик, отправилась в Лос-Анджелес, где почти сразу свела знакомство с братом Дэвида, Майроном. Именно он привел ее на съемочную площадку новой картины. Вскоре она получила роль взбалмошной и неудержимой ирландской красотки Скарлетт. Работа над фильмом была чрезвычайно сложной для молодой актрисы, зато она подружилась с Оливией де Хэвилленд (Мэлани Гамильтон) и Кларком Гейблом (Рэттом), а вот отношения с ее «киношной любовью» Лесли Говардом (Эшли Уилкс) не совсем сложились. В итоге кино получилось великолепным, что подтверждается десятью полученными «Оскарами», один из которых, за лучшую женскую роль, взяла себе Вивьен Ли.
Роль Эммы в киноленте Александра Корда 1941 года утвердила молодую женщину, как голливудскую кинозвезду. Она и сама получила неизгладимые впечатления от съемок, а впоследствии называла это кино своим любимым. После выхода его на широкие экраны, актриса стала популярной не только в родной Британии и в Соединенных Штатах. Примечательно, что этот фильм понравился Черчиллю, а исполнителей главных ролей он называл своими друзьями и общался с ними регулярно.
«Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина»
Вторая мировая была трудным временем для кинематографа в целом, потому девушке пришлось отправиться в турне по Северной Африке в сорок третьем. Там она впервые серьезно заболела, стала сильно кашлять. Вивьен лихорадило, но только спустя год удалось поставить диагноз – туберкулез левого легкого. После больницы и лечения в 1945 году она снялась в киноленте по мотивам пьесы Бернарда Шоу о молодой египетской царице. Понятно, что роль Клеопатры исполнила наша героиня.
Во время работы над лентой оказалось, что актриса беременна, но выносить малыша она так и не смогла – от стресса у нее случился выкидыш. Преодолев боль утраты ребенка от любимого человека, взяв себя в руки, Вивьен исполнила главную роль в фильме «Анна Каренина». Ни Клеопатра, ни мятежная русская жена доктора, бросившаяся под поезд, успеха ей не принесли.
В 1947-м, несмотря на все препятствия, Ли добилась главной роли Бланш ДюБуа в фильме, который только планировался к съемкам. В основной пьесе, по мотивам которой создавался сценарий, имело множество скандальных намеков: на гомосексуальность, изнасилование, беспорядочные половые связи и прочие «мерзости». Потому вокруг нее постоянно велись какие-то споры и возникали конфликты. Ее напарником по площадке стал красавец Марлон Брандо. Девять месяцев проходил съемочный процесс и в результате в пятьдесят первом фильм был представлен широкой публике. За это кино она получила не только второй «Оскар» за лучшую женскую роль, но и награду от BAFTA (Британской академии театра и кино).
Полная фильмография этой актрисы насчитывает девятнадцать полнометражных картин, в которых она была занята только на главных ролях. Стоит отметить еще «Двадцать один день вместе», «Мост Ватерлоо», вышедшие в сороковом, а также «Глубокое синее море», «Корабль дураков» и «Римскую весну».
Любовь и дети в жизни Вивьен
Если перефразировать великого писателя, сотворившего ту самую «Анну Каренину», которую так добросовестно исполнила наша героиня, все успешные семейства счастливы одинаково, а вот в несчастливых браках всегда множество самых неожиданных проблем. Вивьен Ли была непростой творческой натурой, привыкшей ни перед чем не останавливаться, отчего за ней закрепился стойкий образ своенравной красавицы. Это неоднократно мешало ей в личной жизни, но она всегда поступала исключительно так, как сама считала нужным, и прошла собственный путь.
Мужья, дети и их дальнейшая судьба
Еще во время учебы в академии юная Вивиан познакомилась с адвокатом Гербертом Ли Холманом и влюбилась. Он был старше на тринадцать лет, а также крайне неодобрительно относился ко всем, кто имел отношение к театру. Двадцатого декабря 32 года состоялась свадьба, а потом молодая жена отправилась заканчивать образование.
Десятого октября следующего года она родила девочку и назвала ее Сюзанной. Та росла умной, прилежной, только вот у мамы никогда не хватало на нее времени. Впоследствии она тоже стала актрисой, а после смерти родителей получила все их имущество по наследству. Скончалась она только в 2015-м, в возрасте восьмидесяти одного года в окружении родственников. Больше дети Вивьен Ли не интересовали, она сочла роды «грязным делом». Позже она передумает, но судьба больше не подарит ей счастья материнства.
Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 37-м, Вивьен даже не представляла, что ее ждет в дальнейшем. После премьеры за кулисы пришел Лоуренс Керр Оливье, барон, а ко всему известный продюсер, актер и режиссер. Ли сразу же позабыла обо всем, ведь еще ранее видела его на сцене. Завязался бурный роман, мужчина ввел ее в абсолютно новый мир, наполненный философией, музыкой, живописью и политикой. В середине лета 37-го Вивьен заявила мужу, что уходит от него.
Лоуренс тоже был женат, а супруга упорно отказывалась подписывать бумаги на развод. Да и Герберт не желал оставлять мать своей любимой дочери, рассчитывая, что «эта блажь вскоре выветрится из ее головы. Этого не случилось, в августе 1940-го влюбленные, добившись своего, поженились. В итоге они развелись в шестидесятом, Лоуренс женился на молоденькой актрисе, а Вивьен так никогда и не смогла оправиться от такого удара.
Жизнь после развода
Начиная с сороковых годов, Вивьен постоянно страдала от странных, внезапных перемен настроения. После истории с туберкулезом и выкидышем, Ли регулярно впадала то в бурную лихорадочную деятельность, то в недельные депрессии, а порой у нее даже случались припадки, когда она билась в истерике, валяясь на полу и растирая слезы. Лоуренс потащил ее к врачу, и тот поставил неутешительный диагноз: маниакально-депрессивный психоз, усугубленный биполярным расстройством личности. Впоследствии она скажет, что это Бланш Дюбуа была той, кто свела ее с ума.
В 1953-м у нее случился второй выкидыш, а ухаживать за больной приехал Герберт, в то время как супруг все реже появлялся дома. Он просто неспособен был выдержать все навалившееся на них беды. В моменты просветлений она все еще был той самой, обворожительной Вивьен и даже играла в постановках. Как раз в шестьдесят первом в период работы над картиной «Римская весна миссис Стоун» Лоуренс подал на развод: он увлекся Джоан Плаурайт. Вопреки ожиданиям, Ли отреагировала спокойно, даже попыталась простить любимого и подружиться с соперницей. В отместку она завела интрижку с актером Джоном Меривейлом, но все протекало вяло и казалось ненастоящим.
Получалось скрывать боль и обиду вполне сносно. Вивьен продолжила работу, благо дело, ее как раз пригласили принять участие в новой постановке на Бродвее – мюзикле «Товарищ». В 1963 году она даже получила театральную награду «Тони». Однако нервное истощение и напряженный график не вытащили актрису из бездны безумия, а наоборот. У нее случился новый срыв, а приятель ее бывшего супруга, актер Дэвид Нивен, который помогал ей прийти в себя, даже писал впоследствии разные ужасы о том, как она смотрела телевизор, который показывал полоски, улыбалась, рычала, словно дикий зверь, разгуливала по дому голой, пряталась от всех.
Пришлось срочно увозить женщину в Англию, где был всегда готов помочь неизменно верный и преданный Герберт, с которым она так некрасиво поступила. Вивьен определили в лондонский хоспис, так как, к ужасу несчастного бывшего мужа, вернулся и туберкулез, о которым все и думать забыли. Выходить на сцену получалось все реже, выписавшись из больницы в шестьдесят четвертом, Ли сделала попытку вернуться к активной жизни: поехала в Голливуд и снялась в картине «Корабль дураков» по одноименному роману Кэтрин Энн Портер. Но в начале шестьдесят седьмого пришлось ехать в Лондон – там ее ждала постановка чеховского «Иванова». Подходила к концу биография Вивьен Ли, а фото в старости отражают ее внешний вид тех времен.
Закат голливудской звезды
Принять участие в последней театральной постановке «Тонкий баланс» она уже не смогла, так как была сломлена сильнейшим приступом туберкулеза. Лечить эту болезнь тогда еще толком не научились, а запущенная, несколько раз залеченная форма, привела к ужасным последствиям для всего организма.
История сохранила для нас слова Вивьен Ли, сказанные ею сыну Лоуренса незадолго до своей смерти. Она отметила, что Герберт Ли Холман показал ей, как нужно жить, его отец – как любить, а Джон – как оставаться одинокой даже в компании.
Она пробыла дома и за несколько недель вроде бы стала приходить в себя. Седьмого июля Джон, возвращаясь с премьеры спектакля, обнаружил женщину, лежащую ничком возле кровати. Он сразу же позвонил Лоуренсу, тот приехал и на коленях молился возле нее несколько часов, прежде, чем прийти в себя. Он просил прощения за все те несчастья и беды, которые доставил ей.
О смерти Вивьен Ли сообщили только восьмого июля. В память о выдающейся актрисе и невероятном, наполненном энергией человеке, каждый театр Лондона счел своим долгом притушить свои огни на протяжении часа. Лоуренс заказал похоронную церемонию по самому «дорогому сценарию» в церкви Святой Марии. Но она не желала лежать в сырой земле и заранее написала завещание, потому тело ее было сожжено в крематории Голдерс-Грин. Посетить могилу Вивьен не получится, да и урны с ее прахом не существует – он был развеян над озером, неподалеку от деревушки Блэкбойз, где стоял ее прекрасный и огромный дом.
В восемьдесят пятом году ее портрет включили в перечень почтовых марок Британии, куда же были записаны такие мэтры, как Альфред Хичкок, Джеймс Дэвид Грэм Нивен, Чарли и Чарли Чаплин. Существует колоссальное количество писем, собственноручных заметок, фотографий и других документальных свидетельств, которые принадлежали ее дочери, а теперь являются собственностью внуков и правнуков.
Через девять лет правительство Австралии решило выкупить для собственных музеев более пяти сотен фотографий Ли и Ларри во время путешествия по их стране, что с успехом и было сделано. В 2013 году крупнейший музей декоративного и прикладного искусства в Лондоне – Виктории и Альберта – приобрел личный архив актрисы, который содержит множество документов, театральных наград, дневников и прочего. Теперь там имеется соответствующая экспозиция, посмотреть которую может любой желающий.
Выводы из биографии
Весь жизненный путь и карьера этой великой актрисы, оставившей колоссальное наследие потомкам, доказывает, что не стоит ограничивать свою деятельность бытом. После рождения дочери Вивьен пыталась вести дом и заботиться о близких, но не смогла переступить через собственное предназначение.
Вопреки мнению окружающем, а порой в ущерб себt, она неутомимо шагала вперед, и теперь ее работы вошли в мировую классику театра и кинематографа. Никакие психические проблемы и физические болезни не смогли сломить ее и заставить бросить дело своей жизни – искусство. Она поднималась после каждого падения, подавая пример каждой девушке и женщине на планете.