Валерия Ланская, Алексей Демидов, Артур Иванов, Виталий Коваленко, Оксана Базилевич, Алексей Гришин, Юрий Круглов
Возраст:
Сюжет
История картины начинается во времена Великой Отечественной Войны. Чтобы поддержать отважных солдат и отвлечь от напряженной обстановки, на передовую отправляют труппу артистов. И вот в этот уже сплоченный коллектив попадает молодая начинающая артистка по имени Шура.
Девушка очень быстро находит общий язык с коллективом и становится неотъемлемой его частью. Вместе с ними Шура выступает и очаровывает зрителей своим театральным талантом. Фронтовая любовь Вскоре артистов приглашают на очередное выступление, где Шура произвела необыкновенное впечатление на защитников родины. Но просто одним выступлением это все не закончилось.
Девушка покорила сердце отважного казака и серьезного полковника по фамилии Громов. Шура отвечает взаимностью последнему, но вскоре одна лишь встреча изменила всю ее жизнь. В нее влюбляется молодой лейтенант Кольцов и их чувства взаимны. При этом девушка не хочет причинить боль и страдания Громову.
Теперь перед ней стоит трудный выбор, от которого зависит судьба не только ее, но и других людей.
«Жди меня» – советский художественный фильм-мелодрама, снятая в 1943 году во время Великой Отечественной войны на Центральной Объединённой киностудии художественных фильмов (г. Алма-Ата) по мотивам произведений К.М. Симонова.
Сценарий: Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) и Александр Борисович Столпер (1907 – 1979).
Постановка: А.Б. Столпер и Борис Григорьевич Иванов (1908 – 1964).
Режиссёр: Иосиф Соломонович Шапиро (1907 – 1989).
Авторы текстов песен: К.М. Симонов и Андрей Николаевич Апсолон (1908 – 1994), играющий в фильме стрелка-радиста.
Композиторы: Николай Николаевич Крюков (1908 – 1961) и Юрий Сергеевич Бирюков (1908 – 1976).
В главных ролях: – журналист Миша Ванштейн – Лев Наумович Свердлин (1901 – 1969); – пилот Николай Ермолов – Борис Владимирович Блинов (1909 – 1943); – пилот Андрей Панов – Михаил Михайлович Названов (1914 – 1964); – жена Ермолова Лиза – Валентина Васильевна Серова (1917 – 1975).
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КИНОФИЛЬМА «ЖДИ МЕНЯ»
Фильм рассказывает о фронтовой дружбе и любви.
Три друга – журналист Миша Вайнштейн и два пилота – Николай Ермолов и Андрей Панов обещали друг другу встретиться после войны.
Во время одного из разведвылетов самолёт был сбит фашистами, друзья спаслись и укрылись в заброшенной избушке, где решили обороняться до последнего. Но командир Ермолов приказывает военному корреспонденту Вайнштейну доставить в часть плёнку с заснятыми аэродромами врага и записку для жены. Отойдя от лесной землянки, где остался Ермолов, Вайнштейн слышит короткую перестрелку. Позже он уверенно скажет Лизе о смерти Николая, но та не поверит.
Панов погиб, но Ермолов уцелел, пробрался к партизанам и стал командиром одного из отрядов. В это время все считали Николая погибшим. Не хотела в это верить только его жена – Лиза.
Вайнштейн был направлен в тыл врага, чтобы взять интервью у удачливого партизанского командира, в котором он неожиданно для себя узнаёт своего друга Николая Ермолова. Пользуясь случаем, партизан посылает весточку жене. Но самолёт, в котором летел Михаил Вайнштейн, был сбит – корреспондент погибает. Письмо так и не доходит до своего адресата.
Каждый день Лиза продолжала ждать мужа, уверенная в том, что скоро они увидятся. И когда Ермолов возвращается домой, то встречает свою жену, которая, несмотря ни на что верила в его спасение и дождалась мужа.
Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Оно помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую Отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя десятилетия, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и именно между поездками туда создал это стихотворение в 1942 году, посвятив его своей любимой женщине – актрисе Валентине Серовой. Чуть позже эти стихи стали популярной песней на музыку Матвея Исааковича Блантера (1903 – 1990) в исполнении Георгия Павловича Виноградова (1908 – 1980).
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души. Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: – Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, – Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Отечественный фильм «Жди меня» был снят в военное время. Однако это в первую очередь не военный фильм, а драма, так как повествует он не о героизме во время военных действий, а о глубинных чувствах человеческой души. Здесь ярко выражены такие чувства, как вера, надежда и любовь, в самых ярких их воплощениях.
Фильм «Жди меня» рассказывает нам о тех чувствах, которые испытывают люди на войне. Довольно нечасто приходится смотреть фильмы такого глубокого смысла. И удивителен тот факт, что фильм прошёл жестокую сталинскую цензуру. Однако он во времена Великой Отечественной войны помогал бойцам выжить, и многие писали своим любимым: «Жди меня, и я вернусь!» Именно эти слова стали лозунгом, который позволял бойцам не терять надежду и верить, что их дождутся. Их жёны и любимые, тоже верили, что любимый человек вернется к ним, и в доме снова станет светло и весело.
Фильм «Жди меня» – музыкальный. В ситуациях, когда люди отдыхают от войны, звучат романсы и песни. В них – мечты о скорой победе, о возвращении в родные дома к своим близким.
Лиза (Валентина Серова с гитарой) и Николай (Борис Блинов) исполняют романс «Сколько б ни было в жизни разлук…» («Песню Лизы»).
Сколько б ни было в жизни разлук, В этот дом я привык приходить. Я теперь слишком старый твой друг, Чтоб привычке своей изменить. Если я из далеких краёв Слишком долго известий не шлю, Всё равно, значит, жив и здоров, Просто писем писать не люблю. Ты, крылатая песня, слетай С ветром буйным в родные края, Ждёт ли парня, как прежде, узнай, Дорогая подруга моя. Коль ей грустно, ты сразу поймешь – Приласкай, за меня обними, Понапрасну её не тревожь, Только в сердце мельком загляни. Я и сам бы с тобою слетал, Да с рассветом мне в бой уходить. Я и сам бы любимой сказал, Что в разлуке невесело жить. И поведать о том не боюсь, Что для нас небольшая беда. Я ведь скоро с победой вернусь – Не на час, а навек, навсегда!
В том же исполнении в фильме звучит песня «Мы сегодня выпили как дома. » («Застольная»).
Интересные факты из жизни фильма, его героев и создателей.
Миша Вайнштейн также фигурирует в первой части трилогии Константина Симонова «Живые и мёртвые» и погибает в июле 1941 года под Чаусами (Могилёвская область), не сумев выбраться из немецкого окружения. Будучи смертельно раненым, он успевает уничтожить отснятые фотоматериалы и письма, которые вёз в Москву.
Борис Блинов играл в этом фильме, будучи смертельно больным, и умер 13 сентября 1943 года до премьеры кинокартины, состоявшейся 1 ноября.
В 2000 году отреставрированный фильм участвовал в ретроспективе кинофестиваля в Локарно (Швейцария).
Вот с такими фильмами, с такими музыкально-поэтическими произведениями воевали наши предки, победив в 1945 году ненавистного врага, так много горя принесшего людям.
По материалам сайтов Интернета, по теме, предложенной Татьяной Львовной Полуэктовой.
Какой была за кадром роковая красавица, разбившая сердце Николая Еременко: Звезда кино 1970-х Анна Твеленева
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Анна Нестерова (в замужестве – Твеленева) появилась на свет в 1948 г. в бедной многодетной семье. Отец был пьющим, мать с детьми не справлялась, и Анну определили в детский дом, а потом – в интернат. Позже она рассказывала, что именно это детдомовское прошлое и сформировало ее бескомпромиссный характер. Ей рано пришлось учиться постоять за себя, не рассчитывая на чью-либо помощь и поддержку. Просить совета было не у кого, и Анна выстраивала свою жизнь сама. Ее прямолинейность и жажда справедливости очень мешали ей впоследствии, но по-другому она вести себя не могла.
После интерната Анна пошла в вечернюю музыкальную школу. Чтобы приобрести в комиссионке подержанное пианино, занялась шитьем, предлагая знакомым халаты и ночные рубашки. Она всегда была очень целеустремленной и, поставив себе задачу, обязательно выполняла задуманное. В 1971 г. Твеленева окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Еще в студенческие годы Анна вышла замуж за молодого физика, через год у них родился сын. Ее супруг увлекался космической кибернетикой, и Твеленева видела в нем будущего большого ученого. Чтобы дать ему возможность полноценно заниматься наукой, Анна освободила его от всех домашних дел и даже решила пожертвовать своей актерской карьерой ради семьи.
По окончании института Твеленева взяла свободный диплом и не пошла ни в один из театров. Она занималась обустройством быта и воспитанием сына и не позволяла себе думать о собственных интересах. Однако вскоре ее муж потерял интерес к науке и устроился простым инженером в КБ «Импульс». Но хуже всего было то, что он охладел не только к своему делу, но и к семье, предпочитая жить в свое удовольствие. Тогда Анна предложила ему пожить отдельно и принять решение, стоит ли им сохранять семью.
Она сняла квартиру и переехала туда с сыном. Чтобы выжить, ей снова пришлось вернуться к старому увлечению – шитью. Но на этот раз Твеленева развернула целое подпольное частное ателье – наняла двух портних, доставала модные вещи, распарывала их и делала выкройки. Дело шло так хорошо, что за одно лето Анна смогла приобрести машину.
А вскоре ей выпал шанс вернуться в актерскую профессию. Однажды она увидела объявление о том, что в Мюзик-холле ищут ведущую для программы «От сердца к сердцу». Требовалась поющая и танцующая драматическая актриса. После семилетнего перерыва Твеленева даже не надеялась на то, что вновь сможет заниматься любимым делом, но неожиданно для самой себя она прошла отбор и вернулась на сцену. Это было безусловной победой, но актрисе хотелось развиваться в профессии и исполнять настоящие драматические роли. Она снова рискнула и пришла на прослушивание к Игорю Владимирову в Театр Ленсовета. Ей снова улыбнулась удача – ее приняли в труппу.
Ей казалось, что ее профессиональная судьба наконец складывается успешно, но тут в театре возникли трудности, оказавшиеся для нее непреодолимыми. Поначалу действительно все складывалось как нельзя лучше: дебютантку неожиданно перевели из второго состава спектакля в первый и доверили главную роль. Ее партнером по сцене стал сам главный режиссер театра Игорь Владимиров! Сразу после премьеры она получила несколько предложений от кинорежиссеров, начала сниматься. Это вызвало у режиссера большое недовольство – уезжать на съемки не позволяли себе даже звезды театра, его жена Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский. У Твеленевой было всего 3 выхода на сцену в месяц, и она не срывала спектакли из-за съемок, но правила нельзя было нарушать.
А за этим последовали и новые неприятности: главный режиссер недвусмысленно дал ей понять, что, если она не хочет остаться без работы, ей надо быть более покладистой и сговорчивой. На предложение Владимирова поехать к нему на дачу актриса ответила категорическим отказом. Перед тем, как у нее заканчивался срок договора, режиссер вызвал Твеленеву к себе в кабинет и повторил свое предложение. Анна его оттолкнула, да так, что он еле удержался на ногах. Позже она признавалась: « Я слишком правильная. Из-за этой жажды справедливости и театр потеряла. Не нужно драться с режиссером, у которого к тебе какие-то чувства вспыхнули. Можно и словами все решить… Из-за этой истории хотела вообще уйти из профессии. Не терплю унижений. Меня унижали в детстве, потом муж, а в театре режиссер. Почему? Слава богу, кино меня вытащило ».
Ей пришлось уйти из театра, она снова осталась без работы. И тут она получила предложение, которое дало новый виток ее кинокарьере. Анну Твеленеву утвердили на главную роль в фильме «Я буду ждать…». Она даже не знала, что ее партнером по съемкам станет сам Николай Еременко, ведь на пробах с ней был малоизвестный молодой актер. Поначалу Анна даже боялась поднять на него глаза – 30-летний Еременко к тому моменту уже был звездой фильмов «Красное и черное» и «31 июня», в том же году вышли «Пираты ХХ века».
Он слыл одним из главных красавцев и сердцеедов советского кино, и в фильмах ему доставались такие же герои. Но на этот раз разбить сердце на экранах предстояло не ему, а его партнерше – по сюжету, холодная красавица пользуется влюбленным в нее молодым человеком, чтобы отомстить своему мужчине. Актриса признавалась, что поначалу ей хотелось действительно отомстить этому надменному, избалованному, самовлюбленному красавцу за всех влюбленных в него женщин. Но когда она услышала, как он разговаривает со своей дочкой, каким иногда бывает нежным и беззащитным, кардинально изменила к нему отношение. Между актерами и за кадром возникло притяжение, но Твеленева скрывала, что увлечена им, а Еременко – что уязвлен ее холодностью. И как ни старался актер завоевать ее внимание, она так и осталась неприступной. Но на экране между ними кипели настоящие страсти, возможно, поэтому фильм и пользовался таким успехом у зрителей.
После успеха фильма «Я буду ждать…» Анну Твеленеву приняли в штат киностудии «Ленфильм», и она стала довольно востребованной актрисой. К сожалению, большинство ролей были второплановыми, и ни один из фильмов не принес ей такой же популярности, как «Я буду ждать…». Поскольку актриса хорошо пела и танцевала, ее нередко приглашали и в музыкальные постановки, где она исполняла романсы и выступала с эстрадными номерами.
Хотя после фильма «Я буду ждать…» за актрисой закрепился имидж роковой красавицы, холодной, бессердечной и расчетливой, в жизни она была очень далека от этого образа. Все ее знакомые говорили о ней как об очень добром и отзывчивом человеке. Анна вышла замуж во второй раз, родила дочь и обрела наконец семейное счастье. В новом столетии она продолжала сниматься в кино – в основном, это были роли в сериалах. Она до сих пор остается востребованной актрисой и не видит поводов жаловаться на свою судьбу.
Несмотря на то, что вскоре Анна Твеленева отпразднует свое 72-летие, она по-прежнему очень эффектно выглядит и остается все такой же красавицей, как и 40 лет назад, когда на экраны вышел фильм, принесший ей всесоюзную популярность.
Лучшие уходят первыми. Трагическая судьба актрисы Ирины Метлицкой
Она стала одной из звёзд экрана в бурное «перестроечное» время, но ей не суждено было долго наслаждаться карьерными успехами и счастьем в личной жизни. Как сложилась судьба одной из самых женственных актрис нашего кино?
Ирина Метлицкая родилась в Северодвинске Архангельской области 5 октября 1961 года. После развода родителей она с мамой переехала в Минск, где училась в специализированной физико-математической школе, причём весьма успешно.
Любопытно, что именно это учебное заведение, вроде бы далёкое от мира кино, помогло Ирине попасть на экран: как-то раз в класс Метлицкой заглянул режиссёр Игорь Добролюбов, готовившийся снимать картину как раз о школьниках и учителях физмат-лицея. Он сразу заприметил девушку с выразительными глазами и утончённой внешностью.
Ирина Метлицкая в фильме «Расписание на послезавтра»
В итоге в 1979 году Ирина дебютировала на экране в фильме «Расписание на послезавтра», где также сыграли Олег Даль и Маргарита Терехова. Работа со звёздами советского кино настолько впечатлила Ирину, что она решила продолжить кинокарьеру, отказавшись от точных наук. После школы Метлицкая поступила на физмат Белорусского государственного университета, но параллельно с учёбой готовилась к поступлению в театральный. После первого курса она уехала из Минска в Москву, где и поступила в Щукинское училище.
Ирина Метлицкая в фильме «Выкуп» (1986)
Уже на четвёртом курсе «Щуки» Ирина начала играть на сцене «Современника», а после получения диплома была зачислена в труппу театра. В середине 80-х она вернулась и в кино. После ряда эпизодических ролей актриса исполнила одну из ведущих партий в драме «Куколка», сыграв удивительно женственную и проникновенную героиню — классную руководительницу, пытающуюся наладить контакт с проблемными учениками.
Ирина Метлицкая в фильме «Куколка»
В 1990 году на экраны вышел ещё один заметный фильм с Метлицкой в главной роли — криминальная драма «Палач», где она сыграла жертву изнасилования.
Ирина Метлицкая в фильме «Палач»
После развала Союза карьера Ирины, в отличие от многих её коллег, успешно продолжалась. Она стала играть в Театре Романа Виктюка, где особенно запомнилась зрителям по спектаклям «Мадам Баттерфляй» и «Лолита», а также продолжала активно сниматься в кино, несмотря на глобальный кризис индустрии. На счету Метлицкой главные роли в драме о жизни балетной школы «Танцующие призраки», в трагической истории любви «Роман “Alla Russa”» и в историческом детективе «Чёрная вуаль».
Ирина Метлицкая в фильме «Чёрная вуаль»
Ещё будучи студенткой и начав выступать в «Современнике», Ирина познакомилась с актёром этого театра Сергеем Газаровым и вышла за него замуж. Брак оказался счастливым: супруги жили душа в душу и родили двух сыновей, Никиту и Петра.
Сергей Газаров в фильме «Я в полном порядке» (1989)
О том, как создавался фильм «Жди меня, Анна», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В этой ленте 1969 года Олег Янковский сыграл одну из своих первых главных ролей. Режиссера Валентина Виноградова отстранили от монтажа, и картина в редакции автора вышла на экраны только в 1990-м.
О чем фильм
1943-й. Корреспондента московской газеты Сергея Новикова редакция направила в город на Волге, где ему предстоит написать очерк о трудовых подвигах, радужном будущем и счастливом настоящем портовой крановщицы Анны Серёгиной. Та не считает себя героиней, грубо отказывается от общения с журналистом. Новиков решает на несколько дней остаться в городе, чтобы расположить к себе Анну и получить материал для очерка. Так он знакомится с жизнью провинции.
На центральной площади расположился эвакуированный цирк шапито. Корреспонденту кажется странным, что артисты в тылу. Однако, пообщавшись, Новиков выясняет: каждый из них либо воевал и списан в связи с ранением, либо не может попасть на фронт из-за штампа «не годен».
Наладить контакт удается и с Анной. За внешним балагурством и нервозной грубостью она скрывает от всех известие о недавней гибели мужа в Сталинграде.
Все, кого Новиков повстречал, отмечены печатью войны. Корреспондент понимает: подвиг в тылу — не в выработке стахановских норм, а в способности найти в себе силы жить. Он отказывается писать очерк-агитку и просит направить его спецкором туда, где идут бои.
Нас возвышающий обман
Автор сценария Юрий Нагибин. По его материалам сняты более 40 фильмов, начиная с комедии «Гость с Кубани» (1955) и заканчивая мини-сериалом «Гардемарины, вперед!» (1987).
Из опубликованных дневников писателя ясно: прототип корреспондента Новикова в его повести «Далеко от войны», соответственно, и сценария ленты — он сам. Прозаик вспоминает о журналистском периоде своей жизни: часто приходилось писать не то, что он думает, подменять факты ироническими выдумками, которые воспринимали всерьез. Например, в статье о выборах в Верховный Совет СССР в 1950 году Юрий Нагибин рассказывал, как пляшущих и поющих цыган с гитарами не пустили на избирательный участок, а они верили, что их голоса станут решающими. Позже Нагибин признался: это были его фантазии.
Чужими руками
До ленты «Жди меня, Анна» Валентин Виноградов пережил скандал, разгоревшийся вокруг его картины «Восточный коридор». На Кишиневском кинофестивале запретили показ фильма, уже указанного в программе. А в Минске с просмотра ушел 1-й секретарь ЦК КПБ Пётр Машеров.
На сей раз ничто не предвещало беды: в новой картине не было политики.
— На приемке ленты председатель Госкино БССР Борис Павленок высказал некоторые сомнения, — вспоминал Валентин Виноградов. — Но фильм принял, акт подписал. Я боялся приемки в ЦК КПБ, а без этого военным картинам хода не давали. В аннотации к ленте говорилось: «Журналист приезжает писать о подвиге в тылу». В ЦК КПБ настроились на хрестоматийную подачу темы. После просмотра поднялся скандал, мол, я обманул их ожидания. Акт порвали. Претензия: не показаны ни подвиг, ни героизм. А драмы, рассказанные артистами цирка, а также Анны Серёгиной, которая, как и многие женщины в тылу, работала в две смены, в ЦК КПБ за подвиг, видимо, не считали. Классики Аркадий Кулешов и Максим Лужанин защищали фильм, но тщетно. Валентина Виноградова уволили с «Беларусьфильма». Он переехал в Ленинград, где пробовал снимать для телевидения. Позже только писал сценарии.
Коллеги на белорусской киностудии проявили солидарность — отказались перемонтировать фильм без Валентина Николаевича. Тогда монтажера прислали из Москвы. Порезанная чужими руками лента вышла в прокат в 1969 году малым тиражом. Только в 1990-м режиссеру удалось вернуть авторскую редакцию.
Неизвестный Янковский
В 1968-м, когда проходили съемки, Олегу Янковскому было 24 года, он жил и работал в Саратове. А фильмы «Щит и меч», «Служили два товарища», сделавшие его знаменитым, еще не вышли в прокат. «Жди меня, Анна» — его третья киноработа. У Олега Ивановича тогда были проблемы с дикцией. Вскоре он избавился от них, но в картине в роли Новикова его озвучивал другой актер.
Светлана Жгун, сыгравшая Анну Серёгину, была старше Янковского на 11 лет. Поэтому лирические отношения на экране между их персонажами выглядят как общение брата со старшей сестрой.
В маленьких ролях и эпизодах снялись мегазвезды тех лет.
Ролан Быков сыграл работника цирка Миню, жаждущего попасть на фронт, а Ольга Аросева, известная по телепрограмме «Кабачок «13 стульев», — его жену. Валентин Гафт сыграл клоуна, Алексей Смирнов (хулиган-напарник Шурика на стройке в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика») мелькнул в роли офицера. Циркового борца с псевдонимом Циклоп показал Александр Мазур — чемпион мира по греко-римской борьбе в тяжелом весе.
Как сейчас известные актеры хотят оставаться в тренде, появляясь в YouTube-проектах, так и в те времена именитые исполнители хотели быть интересны новому поколению, поэтому принимали предложения сняться в авторском кино молодых.
На грани реальности
Для усиления эффекта реальности рабочего тыла в массовку пригласили десятки женщин в возрасте старше 55 лет из числа заводских тружениц. Их изможденные, испещренные морщинами лица, усталые взгляды крупным планом появляются в некоторых сценах.