актриса в роли анжелики маркизы ангелов
Мишель Мерсье. Сломанная судьба Анжелики.
Наверняка многие из вас, дорогие сплетницы, помнят, что буквально на днях я делала пост, в котором поздравляла французскую актрису Мишель Мерсье с 80 летием. Честно говоря, не ожидала, что в комментариях к посту развернётся такая живая дискуссия на тему личности самой Мишель и, в частности, её красоты, мешавшей ей как в профессии, так и в личной жизни.
Предупреждаю, что статья довольно объёмная, поэтому можете запастись горячем чаем, печеньками, уютным пледом. А я обещаю разбавить повествование интересными фотографиями Мишель. В общем, поехали! Приятного чтения!
Она родилась за несколько месяцев до начала Второй мировой войны. Был первый день 1939 года, и малышка могла бы стать настоящим новогодним подарком для родителей. Но родители, владельцы крупной фармацевтической компании, мечтали о мальчике, который унаследует их дело и состояние. Долгими осенними вечерами они фантазировали на тему того, как их сын проставит фамилию Мерсье во всем мире. Но родилась она.
Появлению девочки обрадовался только дед Рене. Между стариком и ребенком завязалась настоящая дружба. Пожалуй, это был единственный человек на свете, который искренне ее любил. Наверно, на столько сильно, на сколько мать ее ненавидела. Позднее часы, проведенные с дедом, она назовет самыми яркими и счастливыми детскими воспоминаниями.
После войны шестилетняя Жоселин заявила родителям, что станет балериной. Правда, отец и после этого считал, что дочь будет фармацевтом и заменит ему сына. Матери же вообще не было дела до старшей, так как она полностью была поглощена воспитанием младшей дочери Мишель.
На фотографии слева Жоселин год. На фото справа мадам Мерсье со своими тремя дочерьми: Жоселин, Мишель и Шанталь.
Когда до выхода на сцену оставались считанные минуты, девочка обнаружила, что у ее пуантов подрезаны ленты. Пока она искала, чем их закрепить, уже нужно было выходить на сцену. И только здесь юная балерина заметила, что в сами пуанты были насыпаны гвозди. Но Жоселин станцевала так, будто к ее ногам были привязаны волшебные крылья. Успех был ошеломительным – Жоселин получила первое место. Но во время показательного выступления потеряла сознание, и ее срочно отвезли в больницу. Приехавшие туда родители, вспоминала Мерсье, были потрясены тем, что их дочь без сознания и в костюме балерины, тогда как они оставили ее в постели, одетую в ночную рубашку. Юную балерину сильно огорчало равнодушие родителей к ее успеху на сцене.
Неожиданно в семействе Мерсье случилось несчастье: умерла младшая дочь Мишель. Угловатая и тихая, она была любимицей у родителей, их надеждой и опорой в будущем. Они не сомневались что Мишель со временем станет во главе их семейного дела. Мерсье ненавидели красоту, упорство и врожденное кокетство старшей Жоселин, и при удобном случае ставили ей в пример младшую. «Моя мать беспрестанно терроризировала всех вокруг – она была вспыльчива и создавала много шума, провоцируя скандалы.»
Жоселин была на грани отчаяния. Она могла все бросить, но нашла силы остаться в Париже и даже нашла новую труппу, которая состояла из таких же молодых и одержимых балетом людей. Но и это счастье длилось недолго: конкуренты, обеспокоенные успехами труппы, сделали все, чтобы ее распустили. Разочаровавшись в Париже, Мерсье решила попытать счастья в Лондоне.
Мишель Мерсье и Пьер Лакотте на репетиции пьесы «Баллада о Ронсаре», 1957 г.
Туманный Альбион встретил дерзкую француженку с распростертыми объятиями. Она быстро познакомилась со своими соотечественниками, которые привели ее во французскую балетную труппу. Жоселин тут же приступила к репетициям, внимая замечаниям и пожеланиям молодого руководителя. Она мечтала и строила планы. И вскоре худрук действительно пригласил ее для обсуждения контракта.
Дальнейшее, что происходило с ней за закрытыми дверями, Мерсье вспоминать не любит. Директор похвалил ее талант и рассказал о «семье», в которую ей предстоит вступить. Будущими «родственниками» Жоселин должны были стать он и еще трое мужчин из руководства. Волна тошноты, омерзения и предательства нахлынула на юную Мерсье. Она рванулась к двери и еще долго слышала за спиной насмешливый голос своего «благодетеля», который кричал ей вслед: «Дура!».
Расстроенная, она решила съездить в родительский дом в Ниццу, чтобы успокоиться и подумать, что делать дальше. Она еще не знала, что карьера балерины, Жоселин Мерсье, увы, подошла к концу.
Жоселин с Морисом Шевалье в «Опера де Нис»
Но судьба, изрядно поколотившая девушку, решила ей улыбнуться. В Ниццу приехали кинематографисты снимать кино и обратились к сети аптек Мерсье за реквизитом. Господин Мерсье, как человек ответственный, решил сам проследить за доставкой на съемочную площадку необходимых вещей, и скучающая Жоселин увязалась с ним.
Бернар Блие, Даниэль Желен и Мишель Мерсье в фильме «Поворот ручки» по роману Дж. Х. Чейза (1957)
Актер Джианни Эспозито, первая любовь Мерсье
Уезжая на съемки, Мишель предложила любимому за время расставания проверить свои чувства. Если он не приедет к ней на съемки в Рим до 1 января 1959 года, чтобы начать новую, нормальную жизнь, то она порвет с ним…
Фото Мишель Мерсье 1957 г.
Не посмотрела Мишель даже на иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который пребывал в Риме с визитом. Интерес шаха к хрупким брюнеткам с пышными волосами был известен. Как и то, что восточный властелин искал себе новую жену взамен прежней, с которой не было детей, необходимых для продолжения рода.
31 декабря 1958 года Мишель в очередной раз забежала к портье отеля, чтобы узнать, нет ли для нее послания – она все еще ждала весточки от Джи. Но почтовый ящик был пуст. Мишель плакала. Праздник был испорчен. И Новый год, и день ее 20-летия – она ведь родилась 1 января.
Обложка журнала MON FILM SPECIAL, 1958 г.
На Новогодней вечеринке, будучи в абсолютно подавленном настроении, Мерсье познакомилась со своим будущим мужем. Его звали Андре Смагги. Он работал ассистентом режиссера, был невероятно талантлив и похож на американского актера Уильяма Холдена. На другой день после вечеринки они снова встретились, гуляли по Римским улочка: «Я была очарована его забавными рассказами и манерой себя вести».
Вскоре Андре и Мишель стали жить вместе, сняв дом в Городе Пуасси на острове Миньо, и не желали расставаться ни на минуту. Когда Смагги предложил работать на съемках фильма «Лоуренс Аравийский», он потребовал у работодателей, чтобы с ним в киноэкспедицию поехала и Мишель. Пока Андре работал, она скучала от безделья на яхте продюсера картины. В том же году они поженились.
Мишель Мерсье и её первый муж Андре Смагги
Андре много работал, они стали больше времени проводить порознь. Даже в брачную ночь Мишель была в одиночестве. Смагги в тот момент работал на съемках комедии Билли Уайлдера «Один, два, три» в Берлине и, оказавшись в восточной части города, был арестован и провел ночь в полицейском участке. Однажды Андре уехал на съемки и не взял супругу с собой. Для Мишель это было ударом. «Я была счастлива следовать за ним, куда бы он ни ехал, соглашаясь даже принести в жертву мою артистическую карьеру», – говорила Мишель.
Она, уже три месяца сидевшая без работы, позвонила агенту и попросила найти для нее какой-нибудь кинопроект. Агент нашла сразу два – «Морской разбойник» и «Остров потерявшихся девушек» снимались одновременно в одних и тех же декорациях. «Иногда это приводило к путанице, – вспоминает Мерсье. – В конце концов я перестала понимать, в каком фильме снимаюсь, так как у меня не было никаких ориентиров: аксессуары и костюмы использовались в обоих фильмах».
Мишель Мерсье и Андре Смагги
Ориентиром стал коллега Мишель по фильму «Остров потерявшихся девушек» Ги Медисон. Он с первого съемочного дня не скрывал своего интереса к партнерше. В обеих картинах Мишель играла несчастных девушек, попавших в тяжкие приключения, из которых их спасал мужчина-герой. Так произошло и за пределами съемочной площадки, в реальной жизни. «Я погибала в Риме в вечном ожидании писем и телефонных звонков от мужа, находящегося в Малайзии, – вспоминает Мерсье, – и, не выдержав разлуки, изменила ему с Медисоном». В чем потом мужу и призналась.
Мерсье в фильме «Остров потерявшихся девушек», 1962 г.
Однажды утром в 1963 году в доме Мишель раздался телефонный звонок. Актрису приглашали на пробы в картину «Анжелика, маркиза ангелов». Мерсье, только что прочитавшая серию романов Анн и Сержа Голон, просто грезила этой героиней и увлеченно взялась за работу. Она еще не подозревала, насколько судьбоносной станет для нее эта роль. «Съемки проходили энергично, но сумбурно, – рассказывает она. – Я падала с ног от усталости, по несколько раз на дню меняла костюмы и репертуар».
Робер Оссейн, ее партнер по фильму, с которым Мерсье создала одну из самых романтических пар в кино, был великодушен и любезен. Впрочем, у него были привычки, о которых Мерсье потом много раз будет со смехом вспоминать: например, он панически боялся заболеть и все время остерегался всякой заразы и микробов. Он прекрасно держался в седле, но перед камерой упрямо гарцевал на деревянном муляже лошади.
После выхода первой же картины Мишель проснулась знаменитой. Миллионы мужчин грезили о ней, и столько же женщин мечтали о такой же любви.
Вскоре у Мишель появился еще один повод поверить в то, что она буквально сводит мужчин с ума: у Андре Смагги начались проблемы с психикой. Он устраивал ей скандалы, ругал ее роли. Главным камнем преткновения была, конечно же, «Анжелика» – по словам Смагги, не фильм, а глупость.
Они расстались, Смагги был помещен в клинику. Их развели в результате тяжелого и вялотекущего судебного процесса, на котором Мерсье взяла всю вину на себя и оставила Смагги все имущество. На экране она казалась роковой женщиной, к ногам которой поклонники бросали все, что она пожелает. А на деле у актрисы Мерсье опять не было ни счастья, ни денег. И в памяти все время всплывали слова, услышанные в детстве: «Тебе никогда не стать хорошей женой и матерью».
Пустоту в ее сердце занял фармацевт и автогонщик Клод Бурийо – именно он некогда позвонил Мерсье по просьбе продюсера «Анжелики» Франсиса Кона и пригласил на пробы. Мишель нравилась Клоду давно, и все это время он ждал, пока она станет свободной. Мишель не была восторженно влюблена в Клода, как в предыдущих своих мужчин. Но как лекарство от сердечных ран роман с Бурийо работал. Но и их брак вскоре затрещал по швам тоже из-за своего рода сумасшествия, но уже на почве ревности. Клод явился на съемки картины «Наши мужья» и закатил сцену ревности Мишель и ее партнеру Жан-Клоду Бриали.
Мишель Мерсье и её второй муж Клод Бурийо
Несмотря на то, что красавчик Бриали был нетрадиционной сексуальной ориентации и пытался обратить скандал в шутку, угомонить Бурийо удалось лишь коллективными усилиями всей съемочной группы.
Между супругами происходило заметное охлаждение. Мерсье окунулась в работу и уехала в США, чтобы пристроить свой сценарий и попробовать себя в качестве продюсера. При этом она по-прежнему оставалась верной мужу, который жил за ее счет и постоянно изменял. «Вынудив меня уехать, он возвратился в Париж, где вел распутную жизнь, приводя своих подружек в мою постель и садясь за руль голубого «феррари», который я ему подарила, – с горечью писала она. – Позже я поняла, что он запланировал нашу встречу, чтобы прибрать к рукам мое имущество».
После ее возвращения из США они с трудом выносили друг друга еще несколько месяцев. «Положение усугубилось, когда я заметила, что он снимает деньги с моих счетов и переводит в свой банк, – вспоминает она. – Тогда я решила поставить точку в наших отношениях. Побросав все вещи мужа в мешки для мусора, я дала ему час, чтобы убраться из моей квартиры и из моей жизни».
Будучи опустошенной, Мерсье еще все-таки надеялась, что в ее жизни будут настоящая любовь, брак, семья, дети. Но не подозревала, что самое страшное еще впереди.
Адриен подарил ей «роллс-ройс» белого цвета – о таком она мечтала с детства, потому что на нем до войны ездил ее дед. «Эта машина ассоциировалась в моем сознании с чувством прибежища и безопасности, – говорит Мерсье. – Я всегда связывала ее с появлением прекрасного принца в моей жизни».
Мишель Мерсье и Марчелло Мастрояни (вместе они играли в фильме «Казанова-70»)
Мишель быстро подружилась с детьми Адриена и начала их воспитывать, впервые почувствовав себя матерью и женой, хоть и не официально. Адриен попросил об одном: бросить карьеру актрисы. И она для него это сделала.
Как только Мишель показалось, что она обрела свой кусочек счастья, беда снова настигла ее. Адриен стал жаловаться на головную боль, а результаты обследования потребовали химиотерапии и хирургического вмешательства. Адриен попал в больницу, Мишель спала в палате с ним рядом на столике для массажа. Свои последние дни Адриен провел почти в беспамятстве, Мишель кормила его с помощью зонда и пыталась успокоить детей.
Мерсье и Адриен не были расписаны, поэтому она знала, что не может ни на что претендовать. «В ту ночь, когда его не стало, я бродила по городу и не могла найти дорогу домой. Мне было наплевать, что я лишилась денег, драгоценностей и белого «роллс-ройса». В голове не укладывалось, что я никогда больше не увижу этого чудесного человека, вновь вдохнувшего в меня жизнь и любовь».
Кадр из фильма «Веревка и кольт», 1967 г.
После смерти Адриена Мерсье вернулась в Париж и не могла прийти в себя, пока не вернулась к работе. Посадила себя на жесткую диету и ушла с головой в новый спектакль под символичным для ее жизни названием «Ва-банк». «Во мне боролись страх и желание выжить», – говорила она. Но пьеса была неудачной, как и роли в кино, которые доставались Мерсье после ее возвращения на экран. Последней, перед очередным перерывом, растянувшемся на 14 лет, была роль в «Джин-тоник», которую сама Мерсье описывала так: «Я только и делала, что перемещалась по экрану справа налево и наоборот».
«Анжелика и Султан», 1968 г.
Но на смену раздражению приходила ностальгия по той погоне за счастьем, в которой постоянно находилась Анжелика де Пейрак и периодически Мишель Мерсье. Она снова начинала мечтать о продолжении. Так было и раньше – каждый раз, подписывая новый контракт, Мерсье полностью отдавала себе отчет в том, что очередное появление в образе Анжелики может стать фатальным для ее карьеры, – она так и останется актрисой одной роли. «Я не сомневалась, что, соглашаясь вновь играть Анжелику – существо, созданное для роскоши и счастья, – я скачусь в самую преисподнюю». Так и случилось.
Но Мерсье старалась не роптать на киносудьбу. «Я горжусь тем, что была одной из первых драматических актрис Франции, которая стала сниматься на итальянских киностудиях. Я открыла целую эпоху. Это было в конце 50-х годов, когда зародилась мода на производство совместных исторических фильмов в Европе и ни одна французская актриса еще не участвовала в этом процессе, – говорит она. – Я горжусь и тем, что никогда не спала с продюсером, никогда не была любовницей крупного финансового воротилы, который помог бы мне получить ту или иную роль».
Хотя чувства разочарования и нереализованной мечты были хорошо ей знакомы. В очередной раз это случилось, когда Робер Оссейн решил ставить спектакль по мотивам «Анжелики». Графа Жоффрея де Пейрака он играл сам, а на роль Анжелики начался поиск новой актрисы. Ежедневно список претенденток пополнялся новыми именами. Фигурировали Беатрис Далль, Эммануэль Беар и другие.
«Я не верю ни одной актрисе, которая не реагирует на то, что более молодая соперница встанет на ее место и сыграет ее роль в римейке», – писала Мерсье. Она злилась, что Оссейн так легко разбивает их экранную пару и будет играть с другой актрисой. В результате роль получила Сесиль Буа.
«Мне хотелось свернуть шею Роберу. Подвесить его за ноги, отрезать ему уши, поджарить его на медленном огне, – злилась Мишель, но на смену гневу пришла благодарность к Оссейну и примирение с собой. – Раздосадованная при мысли, что Анжелика ускользает от меня, я наконец поняла, что она стала моей частью».
Мишель было лестно узнать, что Анжелика стала культовым персонажем по всей Европе, а во время визита в Москву, выходя из гостиницы «Украина», она каждый раз обнаруживала своих поклонников, спавших прямо на тротуаре: «У них были цветы, завернутые в газету».
В личной жизни не было просвета. Хотя за ней продолжали ухаживать богатые и властные мужчины «голубых кровей». Отвергнутые пытались строить козни, что в очередной раз напоминало Мишель о ее схожести с Анжеликой. Но принцу Никола Бокомпаньи Лудовизи, умолявшему Мерсье бросить сцену и уехать вместе с ним, повезло больше других: «Мне было уже сорок пять лет, а я все еще верила в Санта-Клауса и в прекрасного принца», – вспоминает актриса. Она уехала с Никола, но не была уверена, любовь ли это. К тому же принц тоже вдруг стал ревновать. «Создавалось впечатление, будто он хотел изолировать меня от всего света, ему, похоже, не нравилось, когда ко мне приходили друзья», – рассказывает она.
Закончилось все тем, что избранник практически выставил Мерсье из дома, но она не очень-то тому сопротивлялась и уехала даже с радостью.
Спустя годы Мерсье вновь нашла в себе силы вернуться в кино. Она по-прежнему снимается, но не так много, как раньше. Ее приглашают в жюри кинофестивалей, и ей по-прежнему приходят письма от поклонников. Она покинула Париж и теперь живет в скромной квартирке в одном из районов Канна, называемом Калифорнией. Из ее окна открывается роскошный вид на море. Здесь практически круглый год солнечная погода, а зеленые пальмы подпирают синее небо.
Мишель не боится одиночества: «Я просто стараюсь больше никого не подпускать к себе близко, – говорит она. – Слишком много было в моей жизни предательств и измен. Мужчины, которые меня любили, забрали все – и сердце, и деньги. Они не оставили мне ничего. Поэтому, как говорится, лучше быть одной, чем вместе с кем попало».
Награды Мишель Мерсье в кино:
2006 – Орден литературы и искусства
Любопытные факты из жизни Мишель:
4) Фильмы «Пленница дьявольского острова» и «Морские мстители» снимались одновременно без перемены декораций.
5) В 1999 году финансовый крах заставил актрису выставить на продажу личные вещи и платья Анжелики, некогда выкупленные у киностудии.
Если позволите, немного моих мыслей о Мишель и её жизни.
Мне кажется, что если бы она действительно хотела использовать свою красоту во благо карьеры, если бы была продуманной особой, то, думаю, спокойно могла бы согласиться на непристойные предложения, поступавшие ей от режиссеров и продюсеров. Тогда бы, возможно, после «Анжелики» у неё могли быть более яркие роли, другие амплуа, успех в Голливуде. Однако, как мне видится, она искала именно любовь и счастье, а не выгоду. Но, наверное, где-то ошиблась, где-то что-то сделала не так. В общем, как всякий человек, не была идеальной. Возможно, у неё непростой характер, свои «тараканы» в голове.
81-летняя «Маркиза ангелов»: как сложилась судьба Мишель Мерсье до и после «Анжелики»
Нелюбимая дочь
О Мишель Мерсье грезили многие мужчины, а женщины старались ей подражать. Со стороны казалось, что у нее безоблачная жизнь, но на самом деле мало кто знал, что она была несчастлива. Трудная жизнь у будущей актрисы началась с самых пеленок.
Она родилась в союзе итальянки и француза, которые владели фармацевтической компанией. Родители надеялись, что их первенцем будет мальчик, который унаследует их семейное дело и выведет его на новый уровень.
Семья Мерсье получила совсем не тот новогодний подарок, который ожидала, — 1 января 1939 года на свет появилась Жослин Мерсье. Мать девочки сразу же ее невзлюбила, а отец практически не обращал на нее внимания, жизнь родителей облегчилась и стала иметь какой-то смысл, когда родилась их младшая дочь Мишель.
Жослин с тех пор всегда была в тени своей сестры, которую мама считала скромной и умной, а ее — никчемной, глупой, вредной девчонкой. Родительница полностью посвятила себя Мишель, а о старшей дочери буквально забыла. Возможно, здесь была замешана женская зависть? Ведь с самых ранних лет Жослин росла привлекательной девочкой, которая с годами становилась все краше.
Будущая звезда хорошо училась в школе, но все ее мысли были заняты балетом. Несмотря на то, что у девушки не было хороших физических данных, она стала ученицей балетной школы и старалась доказать, что она — будущее этого вида танцев. Учиться было трудно — как физически, так и морально: однажды учитель сломал о ее спину метелку, наказывая за то, что она не очень ровно держится. Именно тогда Жослин решила, что больше никогда не будет жаловаться на боль, а о слезах забудет навсегда, но жизнь ей преподнесет еще немало более сложных уроков.
Первый из них не заставил себя долго ждать: вскоре после проведенной операции по удалению аппендицита она отважилась выступать на конкурсе, забыв о боли. Перед самым выходом на сцену она узнала, что ленты пуантов обрезали, а, когда устранила эту проблему, поняла, что в них насыпали гвозди. Превозмогая боль, она вышла на сцену и выступила так, как будто ничего этого не было. Результатом такой самоотверженности и любви к искусству стало не только первое место, но и попадание в больницу. Родители, которые приехали навестить дочь, как всегда, не придали этому событию большого значения, посчитав, что Жослин поступила глупо, жертвуя собой.
Вскоре в семье случилось горе — умерла их любимица Мишель. С этого момента старшую дочь они вообще перестали замечать: им не нравилось ее увлечение балетом, а также постоянные ухажеры, которые пытались добиться ее расположения. Вскоре девушка поступила в Театр оперетты, где повстречала актера и певца Мориса Шевалье. Когда-то он предсказал судьбу Мирей Матье и Шарля Азнавура — то же самое он сделал и Жослин. Он пророчил ей большое кинематографическое будущее и советовал перебираться в Париж.
О кино Мерсье ничего и слышать не хотела, но в столицу все-таки отправилась в качестве балерины. Здесь она устроилась в театр и стала его примой, но и на этот раз ей не удалось долго задержаться на работе. Театр вскоре распустили, а Жослин вновь посоветовали податься в кинематограф — Чарли Чаплин и Артур Рубинштейн были сражены и пленены ее красотой и талантом. Однако балерина стояла на своем и отправилась искать счастья в Лондон.
Все ее надежды рухнули, когда худрук вызвал ее к себе и намекнул, что одного таланта мало. Жослин заверяла его, что будет работать еще больше и сумеет доказать, что она достойна лучшего. Однако мужчине от нее нужно было совсем другое — он прямо предложил ей вступить с ним в интимную связь, а если она хочет стать настоящей примой, посоветовал ей сделать то же самое с его помощником и продюсером. Жослин, которая всегда верила в любовь и считала, что в ее жизни будет лишь один мужчина, выбежала из кабинета, а худрук вслед ей кричал, что она об этом еще пожалеет.
Не придавая значения его словам, она решила отправиться домой к родителям — тогда она еще не знала, что на ее балетной карьере поставлен крест, а родители совсем ее не ждут. Мать обвинила дочь в разгульной жизни, считая, что в Лондоне она занималась не танцами, а совсем другими вещами.
Настоящая находка для кинематографистов
В это время судьба, которая была порой к ней жестока, посылает счастливый билет — билет в мир кинематографа. В их город приезжает съемочная группа и обращается к главе семейства Мерсье за аптечным реквизитом для нового фильма «Поворот дверной ручки». Они долго искали актрису на второстепенную роль, но никак не могли найти подходящую девушку. Когда создатели картины увидели рядом с отцом Жослин, они поняли, что именно она должна принять участие в их проекте. Мерсье, которая всегда была против кинематографа, не могла принять их приглашения, но после уговоров отца все-таки решила попробовать сняться.
Единственное, что смущало режиссера в девушке, — ее имя, которое казалось ему слишком грубым и совсем не подходящим ей. Он предложил девушке взять псевдоним и стать Мишелью — так звали известную кинозвезду Мишель Морган, которая тоже снималась в этом фильме. Когда Жослин сообщила родителям, что собирается сменить имя, они неожиданно обрадовались. Через много лет актриса призналась, что ей было больно терять саму себя и занимать место сестры. Фильм «Поворот дверной ручки» стал настоящим поворотом в ее судьбе.
Красивую и умеющую держаться в кадре актрису стали приглашать в новые проекты, но первое время ей предлагали играть легкомысленных молодых девушек, у которых не было ничего выдающегося, кроме обаяния и внешних данных. Саму Мишель многие тоже считали несерьезной девушкой, поэтому о главных и ярких ролях она только мечтала.
Впрочем, впереди ее ждали большие перемены, а в 1963 году наступило время Анжелики. Тогда молодую актрису пригласили на пробы в новый проект, который должен был стать экранизацией серии романов Анны и Сержа Голон. Мишель, прочитав сценарий, влюбилась в героиню, но не надеялась, что сможет заполучить эту роль — в списке претенденток она была на последнем месте. Мерсье уступала таким звездам, как Катрин Денев, Джейн Фонда, Брижит Бардо, но все они отказались от проекта, посчитав его неподходящим их статусу.
Тогда победа была за Мариной Влади, но накануне съемок ее переманили в другой фильм — осталась только Мишель Мерсье. Создатели фильма пригласили ее на пробы и предложили изобразить гнев. Актриса настолько разозлилась, что не сдержалась и накричала на режиссера, сорвала парик и убежала, хлопнув дверью. Со слезами на глазах она собирала вещи в отеле, жалея, что упустила такую важную роль. Однако именно эта сцена уверила съемочную группу в том, что Мишель — самая подходящая актриса, настоящая находка.
Счастью Мерсье не было предела! Вскоре после выхода мини-сериала, съемки которого длились с 1964 года по 1968, она стала настоящей звездой. Все женщины копировали ее прическу и так же подводили глаза, еще больший интерес она вызвала у противоположного пола. Даже сам принц Филипп, герцог Эдинбургский, во время приема отметил ее талант и красоту.
«Маркиза ангелов, вы заслуживаете того, чтобы быть принцессой», — отметил член королевской семьи.
Несмотря на головокружительный успех, актриса не разбогатела благодаря этому фильму, так как ничего не смыслила в юридических делах и подписывала контракты не глядя. Кроме того, за ней прочно закрепился образ Анжелики, а во многих других картинах ее не воспринимали. Мишель после этого также снялась в фильмах «Гром небесный», «Вторая истина», «Леди Гамильтон» и многих других, но все они были менее популярны, чем «Анжелика».
Неудачная личная жизнь
Кроме всего прочего, Мишель Мерсье, как ни странно, не смогла наладить свою личную жизнь. Многим всегда казалось, что она меняет мужчин как перчатки, но на самом деле все было иначе. Друзья актрисы признавались, что она была слишком скромна, и эта черта характера лишила ее многих ролей.
Во время визита в Голливуд один из режиссеров обещал ей покровительство, если она станет его возлюбленной. Мерсье предлагали работать с самим Элвисом Пресли, но она была вынуждена отказаться, заявив, что «фабрика грез» — это место разврата. По сути, Мишель Мерсье и ее героини — это совсем разные люди.
Актриса не захотела устроить свою жизнь, даже когда во время визита в Рим на нее обратил внимание иранский правитель Мохаммед Реза Пехлеви. Из-за своей скромной натуры она была вынуждена отказаться от его заманчивого предложения, отметив, что их союз не сможет состояться.
Первым мужем актрисы стал ассистент режиссера Андре Смагги, который сразу же заявил, что в их семье детей не будет. Мужчина вскоре после свадьбы начал выпивать из-за того, что не получает выгодных предложений, в то время как его жена с каждым новым проектом становилась все популярнее. Это приводило его в бешенство. После выхода сериала «Анжелика, маркиза ангелов» Мишель боготворили все, но только не муж. Он считал ее роль жалким подобием мыльных опер, а когда понял, что жена намерена с ним развестись, подстроил автомобильную аварию.
К счастью, Мерсье осталась жива, а Андре попал в психиатрическую больницу. Развод все-таки состоялся, но после него актриса практически осталась ни с чем. Тогда она вспомнила слова матери, которая с самого детства твердила дочери, что ей никогда не быть хорошей женой и матерью.
С двойным переломом носа и рассеченными бровью и щекой ее доставили в больницу — о врачах ей еще долгое время не приходилось забывать. Мишель перенесла несколько пластических операций, чтобы избавиться от следов этих ее крайне неудачных отношений. В то же время ей нужно было сниматься в кино, ведь после развода денег ей едва хватало. Даже в такой ситуации Мерсье не оставила работу, а в некоторых съемках просила заменить ее дублершей.
После этого ее сердце занял автогонщик и фармацевт Клод Бурило, который уже давно мечтал о ней. Несмотря на то, что актриса не любила его, она все-таки согласилась выйти замуж. Но и на этот раз без ревности не обошлось, а последней каплей стали многочисленные измены мужа. Кроме того, Клод переводил деньги со счетов жены на свой.
В 1969 году Мишель встретила политика Анри Рено, который был первым мужчиной, получившим одобрение ее родителей. Мерсье казалось, что долгожданное счастье наконец-то пришло в ее жизнь, ведь муж не ревновал ее, не запрещал заниматься любимым делом. Но, как позже выяснилось, не видел ничего плохого в похождениях, особенно своих. Актриса не захотела снова переживать измены, поэтому развелась.
В любви ей почему-то никогда не везло, но неожиданно в жизни появился один вдовец, бизнесмен Адриан Янко. Мишель сразу нашла общий язык с его детьми, согласилась променять любимую работу на семью и уже готовилась к свадьбе, но ее радость омрачила новость о серьезном заболевании возлюбленного — у него обнаружили опухоль головного мозга. Мерсье всегда была рядом с ним, но болезнь он победить так и не смог. После смерти Адриана звезда кинематографа даже подумывала свести счеты с жизнью, но вера в бога и предложение вернуться в парижский театр спасли ее от этого шага.
Последним возлюбленным Мишель стал итальянский принц Николо Бонкомпаньи Людовизи, который давно восхищался ей и заставил снова поверить в любовь. Однако было одно препятствие на пути к их счастью — принц был женат, а католическая церковь не соглашалась расторгнуть брак, поэтому этот союз тоже не принес ничего хорошего Мерсье, кроме боли и разочарования.
В 1996 году ее ждала еще одна трагедия: практически все деньги, которые она заработала за всю жизнь, были вложены в издательство. Мужчина, который стал ее партнером и уговорил заняться этой деятельностью, оказался мошенником. Потеряв около полумиллиона долларов, Мишель Мерсье сегодня живет одна в очень маленьком доме на окраине Канн. По признанию актрисы, мужчины сильно изменили ее жизнь, но не в лучшую сторону. Однако она старается не держать ни на кого зла.
«Мой последний мужчина был итальянским принцем. Я уехала с ним в Италию, где мы должны были обвенчаться, но он вдруг резко переменился и порвал со мной. Так что ничего хорошего от мужчин я не видела. А в какой-то момент я решила, что лучше быть одной», — заметила актриса.
Несколько лет назад ей предложили сняться в продолжении «Анжелики», но съемки так и не начались. Сейчас Мишель Мерсье 81 год, но она по-прежнему выглядит привлекательно, хотя признается, что никогда не сидела на диетах, а за лицом и телом не следила так, как это делают многие женщины. В 2016 году у нее обнаружили онкологическое заболевание.
«Сначала я подумала, что это слишком тяжелое испытание. Но потом я проявила характер, потому что есть люди, которые работали на меня 20 лет, и от которых я не могу уйти. Чувствуешь себя, как дикий зверь, обреченный проводить жизнь в глухой чаще. Некоторые люди плачут, когда узнают о таком диагнозе, но я остаюсь стоиком, как и всегда. С тех пор я сказала себе: «Я делаю, что хочу!» — считает Мишель Мерсье.