актриса в роли золушки в старом кино 1947
Янина Жеймо
Биография
Актриса Янина Жеймо
Янина родилась в городке Волковыск Гродненской области. На момент появления девочки на свет эта местность относилась к Польше. Росла Яна в семье циркачей. Ее отец Йозеф Болеслав Жеймо создал семейную труппу, в которую входил он сам, его жена Анна, сын Вацлав и четыре дочери, из которых будущая звезда экрана оказалась самой младшей.
На арене цирка Янина выступала с трех лет. Она успела побывать и наездницей, и гимнасткой, и эквилибристкой, и балериной, и музыкальным эксцентриком. В подростковом возрасте Жеймо давала частные уроки танцев, а ее подопечные зачастую были намного старше ее.
Янина Жеймо в детстве
Когда в 1923 году скончался глава семейства, труппа прекратила существование, а мать с детьми перебрались в Петербург. Там они создали «Трио Жеймо» и начали покорять российскую эстраду. Янина выступала с очень тяжелыми ксилофонами, которые, возможно, стали причиной торможения ее роста, так как до 14-ти лет девочка развивалась нормально.
В Ленинграде Янина Жеймо окончила специальные курсы «Фабрика эксцентрического киноактера» и стала строить карьеру как актриса кино. Санкт-Петербург девушка с польскими кровями полюбила беззаветно, и даже во время Второй мировой войны не покинула его, прожив в блокадном Ленинграде самые тяжелые годы.
Фильмы
Янина Жеймо была небольшого роста, всего около 148 сантиметров, и с невинным детским личиком. Поэтому неудивительно, что ее амплуа сложилось раз и навсегда – она играла исключительно подростков или юных девушек. А в первом кинофильме «Мишки против Юденича» ей и вовсе досталась роль мальчика.
Янина Жеймо в фильме «Шинель»
Затем были трагикомедия «Шинель», драма «С. В. Д.», комедия «Братишка», историческая картина «Новый Вавилон», патриотическая драма «Одна». В 30-е годы актрису стали снимать еще больше, а роли предлагали более ответственные. Более всего известна из того периода комедия «Разбудите Леночку!», а также детская картина «Леночка и виноград». В обоих фильмах 26-летняя Жеймо играет 13-летнюю девочку.
Янина Жеймо в фильме «Разбудите Леночку!»
Популярность Янины взлетела вверх после выхода на экраны оптимистической киноповести «Подруги». Поклонники по пятам ходили за актрисой, присылали ей мешки писем и подарков. В тот же период Жеймо поучаствовала в создании военной драмы «Шёл солдат с фронта», бытовой киноленты «Моя Родина» и комедии «Горячие денёчки».
Янина Жеймо в фильме «Горячие денёчки»
Во время войны актриса снялась в патриотических фильмах «Мы с Урала», «Два бойца», «Юный Фриц», а также в музыкальной комедии «Приключения Корзинкиной». Но главной картиной Янины Жеймо оказалась ее предпоследняя работа – веселая экранизация сказки «Золушка», в которой также были задействованы другие звезды тех лет: Фаина Раневская, Эраст Гарин, Алексей Консовский.
Янина Жеймо в фильме «Золушка»
Интересно, что художественный совет хотел на эту роль взять профессиональную балерину Марию Мазун, но после первых проб стало ясно, что Янина, даже несмотря на свои 37 лет, выглядит в этом образе гораздо гармоничнее.
Кинопробы: Надежда Нурм в роли Мачехи и Мария Мазун в роли Золушки
Последним фильмом Жеймо стала детская лента «Два друга», в которой она наконец-то сыграла взрослую женщину. Дальше сниматься актриса отказалась и сосредоточилась на озвучивании мультиков, кстати, именно ее голосом разговаривает Герда в знаменитой рисованной сказке «Снежная королева».
Янина Жеймо в фильме «Два друга»
Также она дублировала иностранные кинофильмы, помогая заговорить по-русски Софи Лорен, Николь Курсель, Джульетте Мазине и другим западным звездам. Из-за маленького роста Янина Жеймо не доставала до стандартного микрофона и специально для нее сделали скамеечку, которую называли «жеймовочка».
Личная жизнь
Со своим первым супругом, актером Андреем Костричкиным Янина познакомилась во время съемок картины «Мишки против Юденича». Молодые люди поженились, и очень скоро у них родилась дочь, которую назвали в честь матери.
Янина Жеймо и первый муж Андрей Костричкин
Янина Костричкина не стала актрисой, но имеет непосредственное отношение к кинематографу: она дублирует иностранные фильмы, причем одна из немногих в советское время была способна на синхронный перевод. Но с отцом своего первенца актриса прожила недолго – из-за пристрастия мужа к азартным карточным играм Янина-старшая ушла от него.
Янина Жеймо с детьми
Вторым мужем Жеймо был кинорежиссер Иосиф Хейфиц. У них родился сын Юлий, который стал известным в Польше кинооператором. Второго мужа Янина очень любила, тем страшнее для нее стало известие, что во время эвакуации он нашел себе другую женщину. Простить Хейфица она не смогла, хоть он и хотел вернуться в семью, и развелась с ним.
Янина Жеймо и второй муж Иосиф Хейфиц
Тем не менее, этот развод женщина переносила невероятно тяжело. У нее началась такая сильнейшая депрессия, что Янина не узнавала знакомых, не могла разобрать буквы, сталкивалась с внезапной дезориентацией в пространстве. Вылечил ее доктор благодаря нетрадиционному методу.
Он дал актрисе флакон с «микстурой» и приказал пить ежедневно по глотку. Болезнь должна была отступить, когда лекарство закончится. Когда его прогноз подтвердился, врач признался, что Янина пила простую воду.
Янина Жеймо и третий муж Леонид Жанно с сыном
С третьим мужем, режиссером Леонидом Жанно она прожила до конца своей жизни. После того как Жеймо перестали снимать в кино, она вместе с супругом и сыном иммигрировала в Польшу. Дочь, у которой в Москве уже была своя семья, осталась в Советском Союзе.
Смерть
За последние пару лет жизни Янина Жеймо перенесла два инфаркта. Слабое сердце и стало причиной ее смерти. 29 декабря 1987 года она скончалась. Когда актрису обнаружили, было видно, что она тянулась за лекарством, но не смогла достать.
Могила Янины Жеймо
Драматическая судьба главной советской Золушки: почему Янина Жеймо ушла из кино и эмигрировала в Польшу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Янина родилась в 1909 г. в семье циркачей, поэтому с детства освоила все цирковые профессии. Из цирка пришлось уйти, когда умер ее отец. Тогда Янина с сестрой начали выступать на эстраде с танцевальными номерами. В 14 лет из-за гормонального сбоя Янина вдруг перестала расти: ее рост так и остался на уровне отметки 148 см, из-за чего она всю жизнь переживала. Ей приходилось покупать детскую обувь, а одежду шить на заказ. Но именно эта особенность и стала в дальнейшем главной составляющей ее успеха. Артистка признавалась: «Моя внешность – структура лица, маленький рост – определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой».
Однако успех пришел к ней не сразу – когда она впервые увидела себя на экране, расплакалась. Ее мать посеяла в ней еще больше сомнений, когда сказала: «На эстраде у нее имя, а в кино… Первая сзади. Невеселая перспектива». Прошло 20 лет, прежде чем актриса добилась признания и всесоюзной популярности.
Правда, зрителям она полюбилась еще задолго до роли Золушки: в 1920-1930-х гг. ее запомнили по фильмам «Братишка», «Подруги», «Приключения Корзинкиной» и др. Говорят, ее первый брак распался из-за испытания славой: актер Андрей Костричкин не смог простить жене ее большей популярности и ушел от нее в 1932 г.
Вторым мужем Янины Жеймо стал режиссер Иосиф Хейфиц. Вскоре после свадьбы у них родился сын Юлий, и все считали их семью примером гармоничного и долговечного союза, но во время войны неожиданно все рухнуло. Хейфиц отвез в эвакуацию в Алма-Ату падчерицу и сына, а сам уехал в Ташкент снимать новую картину. Янина осталась в Ленинграде. Тем временем мужу сообщили о том, что она погибла. На тот момент, когда режиссер узнал о том, что его жена выжила, у него уже была другая женщина. Янина так и не смогла простить ему этого предательства и не захотела с ним оставаться.
Янина решила, что больше никогда не выйдет замуж и отвергала ухаживания всех поклонников. Польский режиссер Леон Жанно появился рядом с ней в самый трудный период жизни, помог справиться с депрессией и начать новую жизнь. Она вышла замуж за Леона, и этот брак оказался самым гармоничным и счастливым. Именно в это время ей предложили роль Золушки, которая стала творческой вершиной ее кинокарьеры.
37-летняя актриса, сыгравшая 16-летнюю Золушку, была утверждена не сразу – режиссеру предлагали взять на эту роль юную красавицу-балерину, но сценарист Евгений Шварц отверг эту кандидатуру, заявив, что в этом персонаже главное – не красота, а нежность, обаяние, наивность и способность вызывать у зрителя не только симпатию, но и сострадание. Время показало, что это было правильное решение. Картина имела невероятный успех у зрителей.
Но после этого наступило время затишья: новых ролей не предлагали, Янина озвучивала иностранные фильмы, играла в радиоспектаклях, а вот у мужа работы не было. Ему предложили вернуться в Польшу, Янина долго не решалась на этот шаг, но согласилась после того, как сына чуть было не выгнали из школы из-за того, что он надел значок с гербом Варшавы.
В Польше Леон устроился на киностудию, сын поступил в киношколу, Янина занималась домашним хозяйством, а дочь и внучка остались в СССР. Актриса больше не снималась в кино и очень тосковала по родине. В Польше она провела последние 30 лет жизни. Актриса скончалась в 1987 г. и, согласно ее воле, была похоронена в Москве.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Слишком старая для Золушки? Янина Жеймо – о съемках фильма
Кто выбрал 37-летнюю актрису на роль Золушки и что изменилось в фильме благодаря Фаине Раневской
Янина Жеймо советская актриса
Когда мы смотрели фильм «Золушка» детьми, согласитесь, не возникало ощущения, что с героиней что-то не так, что играет ее 37-летняя актриса. Но у самой Янины Жеймо, которая отметила бы в этом году 110-летний юбилей, сомнения в своей «профпригодности» для этой роли были, и очень серьезные. Почему «советской Золушкой» стала именно Жеймо и как ей удалось полюбить свою героиню, актриса рассказала в мемуарах.
Как Михаил Зощенко нагадал мне удачу в Золушке
Началась подготовка к съемкам «Золушки». Режиссерами были утверждены Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Художником — Николай Акимов.
Перед пробами мне сшили костюмы. А через несколько дней я заметила, что Золушкино платье стало длиннее. Увидев мое недоумение, костюмерша сказала:
— После вашей пробы, когда вы уезжаете, приводят другую Золушку. Она балерина, очень молоденькая и выше вас.
Как же так? Почему мне ничего не сказали? Почему это делается за моей спиной? Я ведь и сама понимаю, что мне не шестнадцать лет, что я больше чем в два раза старше Золушки. Я тоже сомневаюсь, что смогу ее сыграть, — я и Шварцу об этом говорила. Зачем же делать из меня дурочку и снимать эту молоденькую балерину втайне от меня?
Я обиделась. Выходя из студии, я встретила художницу по костюмам, которая обратилась ко мне, хотя мы даже не были знакомы:
— Я слышала, что вы будете сниматься в роли Золушки. Неужели это правда?
— Да, — мрачно ответила я.
— Ну какая же вы Золушка? Откажитесь от этой роли, пока не поздно.
Я поблагодарила ее за «добрый совет» и, злая на весь мир, пошла домой. Звоню Шварцу, пересказываю ему разговор с художницей по костюмам. Шварц рассмеялся, а потом говорит: «Наша советская Золушка будет такая, как вы. Непохожая ни на одну другую. И это отлично!».
Пробы закончились. На студии идет худсовет, где решается моя судьба. Я нервничаю ужасно! Хожу по квартире, как тигр в клетке. Худсовет идет при закрытых дверях, но и двери имеют уши. Кто-то мне позвонил и сообщил, что против меня директор и худрук, воздержавшиеся — мои режиссеры. Остальные — за. А Шварц вроде бы сказал так: «В Советском Союзе есть много молоденьких и хорошеньких девушек. Но Жеймо у нас одна. Вот почему я люблю писать для нее сценарии». Но возможно, он этого и не говорил.
Пробы повезли в Москву, на «Большой Худсовет». Там моя кандидатура была принята единогласно. Когда режиссеры «Золушки» вернулись из Москвы, я по их лицам поняла, что они не очень-то счастливы: видимо, им все же хотелось снимать молоденькую балерину.
Настроение режиссеров передалось администратору и директору картины: они делали все, чтобы я наконец взбунтовалась и отказалась от роли. Но я упорно продолжала работать и реагировала на все молча, без скандалов и претензий. Тем более что оператор Женя Шапиро, коллеги-артисты и весь обслуживающий персонал относились ко мне идеально, спасая меня от уныния и давая силу для работы. Вот так непросто шла моя работа над Золушкой.
В связи с этим мне вспоминается празднование нового, 1946 года. Мы встречали его у режиссера Георгия Васильева и его очаровательной жены Леночки. Среди гостей был и Михаил Зощенко. Уже под утро, когда все говорят и никто никого не слушает, Зощенко вдруг обратился ко мне:
— Хотите, Янина, я вам погадаю?
— А вы верите в гадание?
— Если оно предсказывает что-нибудь хорошее, тогда верю.
— Вот и отлично. Попросим у хозяйки дома карты и пойдем в другую комнату.
Леночка тут же разыскала карты, и мы скрылись.
— Сейчас мы с вами узнаем, что вас ждет в этом году. — И, разложив карты, Зощенко начал говорить:
— Очень многие не верят в ваш успех в новой картине, и это мешает вам работать. Правда?
— Не слушайте их. Вас ждет победа. Вы довольны моим гаданием?
— Когда мы с вами встретимся в следующий раз, вы мне скажете, правильно ли я вам нагадал. Договорились?
Мы оба и не подозревали, что видимся в последний раз. Но его гадание оказалось правильным: когда картина вышла на экраны, зрители приняли ее на ура, мои отношения с коллегами наладились, и все мы опять стали друзьями.
Как я спорила с Евгением Шварцем и не могла полюбить Золушку
Как я уже говорила, Евгений Львович Шварц с самого начала был на моей стороне, а меня его сценарий просто очаровал: как он талантлив, сколько в нем юмора! Но, прочитав его, я все-таки задумалась над сценой, которая, на мой взгляд, для образа Золушки была одной из основных: во имя чего Золушка надевает туфельку Анне, зная, что тем самым навсегда отказывается от своего счастья? Когда я спросила об этом Шварца, он ответил:
— Просто Золушка очень добрая. За это зритель и будет ее любить. Философия здесь, как, впрочем, и в других сказках, простая: зло наказано, а справедливость торжествует. Детям это всегда нравится.
— Только не нашим детям, — возразила я. — Им этого мало. Мы только что пережили страшную войну, и наши дети будут равнодушны к такой Золушке. Им будет непонятно, почему Золушка, когда ее бьют по одной щеке, безропотно подставляет другую. Почему она не борется? Не протестует? Такой Золушке зритель не будет сочувствовать, а значит, не будет ее и любить.
Еще работая над фильмами «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград», мы со Шварцем, если меня что-то не устраивало в сценарии, немедленно начинали дискуссию. Но бывало и так, что у меня не хватало аргументов: я твердо знала, что какая-либо сцена на экране не будет смешной, а объяснить почему — не могла. В таких случаях Шварц предлагал мне сыграть эту сцену по-своему и потом довольно часто говорил: «Сдаюсь! Победили!».
Но сейчас у меня не было своих вариантов: я не знала, ни что сказать, ни как при этом сыграть. Не могла придумать, во имя чего Золушка может отказаться от своей любви. И все же настаивала на том, что нужно что-то изменить. Внимательно выслушав меня, Шварц сказал:
Однако по его лицу я видела, что он убежден в своей правоте и все останется как есть. Но, по-моему, актерская работа в том и состоит, чтобы все делать сознательно: я не умею работать над ролью, если внутренне с чем-то не согласна. Мне нужно все психологически обосновать, а не бессмысленно повторять то, что написано в сценарии. Автор тоже может ошибаться, как и все смертные.
Воспользовавшись подготовительным периодом, когда режиссеры разрабатывают постановочный проект фильма, я стала работать над своим актерским сценарием: писала его со всеми психологическими подтекстами — не только то, что я должна думать и чувствовать в той или иной сцене, но и то, как можно пластически выразить свое состояние. Это мне всегда помогало на съемке.
Я начала с того, что отправилась в библиотеку, где провела много часов и дней и пересмотрела уйму сказок с изумительными иллюстрациями. Но на мой главный вопрос — почему Золушка так безропотно жертвует самым главным в своей жизни — ответа я так и не нашла.
Нельзя начинать работу, не влюбившись в свою героиню, а для меня Золушка, как ни обидно, безоговорочно любимой пока не стала.
Как Фаина Раневская меня спасла
Начались съемки, а сцена с туфелькой в моем сценарии не написана. Я то и дело названиваю Шварцу, не даю ему спокойно спать, но он стоит на своем.
И вот наступил канун страшного для меня дня: завтра будем снимать сцену с туфелькой. Я опять звоню Шварцу:
— Янина Болеславовна, — услышала я спокойный, как всегда, голос Шварца, — завтра вы сами убедитесь, что я прав.
На репетиции перед съемкой я честно произношу написанный в сценарии текст, а в душе у меня все клокочет. В душе я ругаю свою героиню, называя ее «шляпой». Но вот раздается команда Кошеверовой:
У меня в голове лихорадочно бьется мысль: «Сейчас или никогда!». Моя основная партнерша в этой сцене — Мачеха. Невероятная, изумительная актриса — Фаина Георгиевна Раневская. Попробую ее спровоцировать. Весь расчет на ее талант, интуицию и находчивость.
И вот Мачеха приказывает Золушке надеть Анне туфельку. А я (Золушка) отрицательно качаю головой. Тогда Мачеха начинает льстить мне, говоря: «Золушка, у тебя золотые ручки. Надень туфельку Анне», — я опять качаю головой.
Рассердившись, что я смею ей перечить, Мачеха грозно приказывает: «Золушка, надень туфельку!».
По сценарию Золушка, испугавшись, произносит: «Хорошо, матушка, я попробую». Но вместо этой фразы я неожиданно говорю: «Ни за что!».
Раневская, которая идеально вошла в образ, настолько возмутилась моей наглостью, что от ярости буквально завизжала: «Если ты сейчас же не наденешь туфельку Анне, то я. я. выгоню из дома твоего отца!».
Вот она, мотивировка, чтобы надеть туфельку Анне! Золушка делает это ради отца! «Нет-нет, матушка! Прошу вас!» — вскрикиваю я, а потом покорно, как ягненок, подхожу к Анне и без труда надеваю на ее ногу туфельку.
— Стоп! — раздается голос Кошеверовой.
В наступившей гробовой тишине мы услышали четкие шаги, гулко раздававшиеся в павильоне: из его глубины к нам шел Шварц.
Подойдя к Мачехе, он неожиданно произнес:
— Фаина Георгиевна, вы забыли добавить: «И сгною его под забором».
— Прости меня, дорогой, — проговорила Фаина Георгиевна, — я чувствую, что говорю что-то не то, а вот что надо сказать, никак не могу вспомнить.
Как мне хотелось броситься на шею Раневской и целовать, целовать, целовать ее! Какая же она умница! Как феноменально талантлива! Как гениально она провела эту неожиданную для нее сцену!
Шварц посмотрел на меня. Наверное, мы оба выглядели как напроказившие школьники.
В эту минуту я уже обожала свою героиню. Мне хотелось расцеловать не только Раневскую, но и Шварца — и вообще весь мир!
Янина Жеймо
Янина Жеймо родилась 16 (29 по новому стилю) мая 1909 года в городе Волковыск (Гродненская губерния Российской империи, ныне Гродненская область Белоруссии) в семье цирковых артистов.
С трёх лет выступала в цирке. Была наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. Из цирка ей пришлось уйти, когда умер отец. Тогда Янина с сестрой начали выступать на эстраде с танцевальными номерами. В 14 лет из-за гормонального сбоя Янина вдруг перестала расти, но именно эта особенность и стала в дальнейшем главной составляющей ее успеха.
В 1925-1927 годах работала на эстраде.
В 1929 году окончила в Ленинграде Фабрику эксцентрического актёра (мастерская ФЭКС), в которой обучали мастерству молодых актёров и ставили спектакли.
Актриса отличалась очень хрупким девическим телосложением и юным лицом. Была маленького роста: 148 см, имела 31-й размер ноги. Скамейку, на которую миниатюрная Янина становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка».
Янина Жеймо в юности
Известный писатель, поэт и сценарист Николай Олейников в 1934 году написал о ней шуточное стихотворение:
От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
Под названием Янина
Болеславовна Жеймо.
С 1925 года снималась в кино, дебютировав в фильме «Мишки против Юденича», причем, играла в этой картине мальчишку. Снималсь вместе с первым мужем Андреем Костричкиным и будущим знаменитым режиссером Сергеем Герасимовым.
Популярность принесли фильмы «Разбудите Леночку» (1934), «Подруги» (1935) и «Враги» (1938).
В 1939 году получила орден «Знак Почёта» за исполнение роли Аси в фильме «Подруги» и роли Наташи в фильме «Враги».
Янина Жеймо в фильме «Подруги»
Во время Великой Отечественной войны находилась в блокадном Ленинграде. Снималась в кино. Так, в военные годы вышли фильмы с ее участием «Белорусские новеллы», «Два бойца», «Мы с Урала», «Юный Фриц» и другие.
Янина Жеймо в фильме «Два бойца»
Огромную известность актрисе принесла роль Золушки в послевоенном одноимённом фильме Н. Н. Кошеверовой «Золушка». 37-летняя актриса, сыгравшая 16-летнюю Золушку, была утверждена не сразу – режиссеру предлагали взять на эту роль юную красавицу-балерину, но сценарист Евгений Шварц отверг эту кандидатуру, заявив, что в этом персонаже главное – не красота, а нежность, обаяние, наивность и способность вызывать у зрителя не только симпатию, но и сострадание. Время показало, что это было правильное решение.
Картина имела невероятный успех у зрителей, особенно у детей, на ней выросло несколько поколений.
Янина Жеймо в фильме «Золушка»
В 1980-е переехала в Москву, жила на улице Лескова, дом 21.
Янина Жеймо
Рост Янины Жеймо: 148 сантиметров.
Личная жизнь Янины Жеймо:
Трижды была замужем.
Янина Жеймо и Иосиф Хейфиц
Янина Жеймо с детьми
В Польше Леон устроился на киностудию, сын поступил в киношколу, Янина занималась домашним хозяйством, а дочь и внучка остались в СССР. Актриса больше не снималась в кино и очень тосковала по родине.
Янина Жеймо и Леонид Жанно
Фильмография Янины Жеймо:
Озвучивание Янины Жеймо:
Дубляж Янины Жеймо: