актриса в служебном романе директор
Умерла актриса Людмила Купина, игравшая в «Вечном зове» и «Служебном романе»
Причина смерти, а также место и дата прощания с 77-летней артисткой пока не уточняются.
Людмила Купина в своей первой и самой главной роли в фильме «Трембита» (1968).
Советская актриса Людмила Купина скончалась на 78-м году жизни. Об этом со ссылкой на источник сообщил Пятый канал. Причина смерти, а также место и дата прощания с артисткой не уточняются.
Людмила Купина окончила Высшее театральное училище имени Щукина и служила в Центре театра и кино под руководством режиссёра Никиты Михалкова. В 1968-м артистка дебютировала в фильме «Трембита» — советской музыкальной кинокомедии по мотивам одноимённой оперетты Юрия Милютина, причём сразу с главной ролью. В «Вечном зове» ей досталась роль поменьше — она сыграла Марию Васильевну, секретаря Петра Полипова.
Людмила Купина — женщина в очках за спиной у героини Светланы Немоляевой в «Служебном романе» (1977)
Купина сыграла в таких кинокартинах, как «Полынь — трава горькая», «Человек на полустанке», «Змеелов», «Без срока давности» и других. Мелькнула она и в «Служебном романе» в роли одной из сотрудниц статистического учреждения, где работали Новосельцев и Рыжова.
Ранее Лайф сообщал, что в возрасте 66 лет скончался заслуженный деятель искусств РФ, актёр, советский и российский кинооператор Юрий Райский. Он участвовал в съёмках таких сериалов, как «Бригада», «Убойная сила», а также фильмов Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!» и «Какая чудная игра».
Людмила Купина
Биография
Хотя фильмография Людмилы Купиной весьма обширна, единственную главную роль актриса сыграла в молодости. Фильм «Трембита», вышедший в 1968-м, в котором артистка создала образ Василины, занял 4-е место в прокате этого года и полюбился зрителям разных поколений.
Детство и юность
Будущая актриса родилась 9 февраля 1944 года. В 25 лет девушка окончила Щукинское училище. Однокурсниками Людмилы были Борис Галкин и Ян Арлазоров, Александр Кайдановский, Леонид Филатов и Нина Русланова.
Людмила Купина в молодости в фильме «Трембита»
Воспитать плеяду столь талантливых актеров смогли педагоги курса — муж и жена Леонид Моисеевич Шихматов и Вера Константиновна Львова.
Фильмы
В дебютной картине — музыкальной комедии «Трембита», сделавшей ее знаменитой, — Людмила снялась еще будучи студенткой. Именно фото в образе Василины стало визитной карточкой актрисы. Руководители курса, Шихматов и Львова, не возражали против участия Купиной в съемках, поскольку сосед и друг их семьи Владимир Масс был соавтором как сценария фильма, так и либретто первоисточника — одноименной оперетты Юрия Милютина.
«Трембита» стала кинодебютом не только для Людмилы, но и для Ильи Олейникова, исполнившего маленькую роль молодого селянина Михася, причем в титрах ленты указывалась подлинная фамилия будущей звезды «Городка» — Клявер. А вот Савелий Крамаров, создавший образ Петро, к началу съемок «Трембиты» был уже маститым актером с обширной фильмографией.
Главные роли в экранизации оперетты исполнили Евгений Весник, Ольга Аросева, Николай Трофимов. Вокальные партии почти всех персонажей этих актеров исполнили оперные певцы. Но за Купину, как за Барбару Брыльску в «Иронии судьбы…», не только пела другая вокалистка, но и разговаривала другая актриса. Заговорить Василине помогла Ия Саввина, а запеть — Людмила Ревина. В итоге голос героини звучал очень по-взрослому, что пошло картине только на пользу: по сюжету девушка фактически была главой семьи и из родственников имела только престарелого деда Атанаса, в которого перевоплотился актер Алексей Чернов.
Людмила Купина в фильме «Вечный зов»
К сожалению, в дальнейшей кинокарьере Купиной не было центральных ролей. В телеэпопее «Вечный зов», снимавшейся режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым на протяжении десятилетия, актриса создала образ Марии Васильевны — секретаря Петра Полипова, сыгранного Юрием Смирновым. В 1975 году ученица Шихматова и Львовой сыграла жену главного героя киноповести «Среди лета» Владимира Рубана. Роль супруги одного из персонажей, охотника Павла Петрякова, досталась Людмиле и в детективе «Крик тишины».
В картине «Служебный роман» Купина промелькнула в образе безымянной «сотрудницы статистического учреждения», возглавляемого Людмилой Прокофьевной Калугиной. Героиня актрисы на работе куталась в клетчатый шарф. С Людмилой Ивановой, сыгравшей в шедевре Эльдара Рязанова неугомонную общественницу Шурочку, звезда «Трембиты» пересеклась и в своей последней ленте — комедии «Вам что, наша власть не нравится?» 1988 года.
Долгие годы Купина отработала в московском Театре киноактера. На театральных подмостках актриса создала яркие образы в спектаклях «Без вины виноватые», «Ссуда на брак» и «Требую суда!».
Личная жизнь
Актриса не выставляла личную жизнь напоказ. В пожилом возрасте Людмила Емельяновна жила на две страны — Россию и Болгарию и была очень дружна с сестрой Татьяной Сидоренко. По свидетельствам знакомых, Купина любила животных, особенно собак, и старалась помочь бесприютным четвероногим.
Смерть
В конце сентября 2021 года Людмила Емельяновна почувствовала себя плохо и вскоре была госпитализирована. 9 октября Купина скончалась.
Людмила Купина в фильме «Служебный роман»
Причиной смерти артистки стала коронавирусная инфекция, которая за неделю довела долю поражения легких с 20 процентов до 3/4. 12 октября звезду «Трембиты» похоронили на Хованском кладбище Москвы, где с 2011 года покоится актер, создавший образ Даньки в «Неуловимых мстителях», — Виктор Косых.
«Мымра» или законодательница моды: Как героине «Служебного романа» удалось перевоспитать советских чиновниц
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Других претенденток и быть не могло
На роль Калугиной Алису Фрейндлих, как и других исполнителей ключевых ролей, взяли без проб. У Рязанова не было других кандидатур: во-первых, только Алиса Бруновна, на его взгляд, идеально могла сыграть перевоплощение из грубоватого трудоголика в эффектную красотку, во-вторых, приглашение на съемки в «Служебном романе» было как бы компенсацией за ее несостоявшееся участие в других картинах Рязанова. Например, в «Гусарской балладе» Элиса Фрейндлих отлично отыграла пробы, но в последний момент было все же решено не рисковать, поскольку в ее образе юноши-гусара все равно невольно угадывалось что-то женственное.
Роль Людмилы Прокофьевны, без сомнений, обещала быть и характерной, и интересной, поэтому Фрейндлих с удовольствием пошла на этот эксперимент.
С образом попали в точку
Чтобы создать образ Калугиной, актриса пересмотрела десятки нарядов «Мосфильма» и выбрала самый невзрачный и поношенный костюм. У оператора картины валялись без дела старые очки в темной толстой оправе, и он предложил актрисе их примерить. Очки идеально дополнили образ старомодно одетой начальницы, став самым узнаваемым элементом в ее имидже.
Если в фильме «мымра» специально вырабатывала элегантную походку, то сыгравшей ее актрисе, напротив, приходилось тренироваться, чтоб изобразить, как ходят угловатые, грубые чиновницы, ведь в жизни она была сама элегантность. Это в наше время женщина-босс, как правило, посещает косметические салоны и одевается с иголочки. В советские же времена в учреждениях было немало таких «мымр», так что примеров для подражания у актрисы хватало.
Наряд, в котором Калугина должна была появиться на работе после своего преображения, сшили из полушерстяной шотландки в Доме моделей по специально разработанному для фильма эскизу. В платье угадывается летящий образ американских актрис послевоенных годов (узкая талия, пышная юбка), который в сознании многих советских женщин того времени закрепился как символ обворожительной красотки.
Чтобы показать образ чиновницы высокого статуса, создатели фильма выбрали и соответствующий дом. Калугина, безусловно, не могла жить на окраине, как секретарша Верочка, и, тем более, в Подмосковье, как рядовая сотрудница Оленька. Поэтому ее поселили в кирпичной 12-этажке на Большой Никитской. К тому моменту это был один из самых престижных новых домов в центре Москвы, где жили номенклатурные работники, большие начальники, а также видные деятели искусств.
Дополняли имидж состоятельной чиновницы и второстепенные, казалось бы, штрихи. Например, перед телефонным разговором с Новосельцевым Калугина вытирает пыль с люстры. Такие хрустальные люстры с подвесками на рубеже 70-80-х годов были писком моды и считались символом обеспеченности хозяев. Как бы невзначай показана и дефицитная и современная по тем временам аппаратура в ее квартире. Все это еще больше подчеркивало одиночество женщины, у которой есть все, кроме личного счастья.
На съемках
Эльдар Рязанов понимал, что Алиса Фрейндлих – актриса по большей части театральная и на съемочной площадке ей будет работать не так комфортно, как на сцене. Также он верно подметил, что вживаться в образ неотесанной «мымры» – дело не минутное, и снимать фильм, как принято в кино, маленькими отрезками, когда сцены перескакивают хронологически, в этом случае не удастся. Ведь не может же Фрейндлих утром играть мымру, вечером – влюбленную кокетку с прической и макияжем, а наутро – опять мымру. Поэтому режиссер решил отступить от правил и снимать картину, в том порядке, в каком идут события, большими длинными заходами. Кроме того, во время сцен с участием Калугиной камеры стояли так, что не были слишком заметны актрисе, а крупные планы операторы делали не отдельно, а в процессе съемки. Благодаря этому Алиса Фрейндлих могла чувствовать себя комфортно.
Во время диалогов режиссер разрешал актерам импровизировать. Особенно творчески Фрейндлих и ее партнер Мягков вели себя во время сцены в доме Калугиной: весь этот кусочек фильма – одна сплошная импровизация. Именно так, практически случайно, родился их знаменитый диалог: «У меня к вам предложение». «Рационализаторское?»
Кумир советских женщин и ориентир для чиновниц
После выхода фильма актриса получила море писем от советских женщин. Они писали, что Людмила Прокофьевна в новом образе – их кумир. Зрительницы-портнихи во время просмотра фильма срисовывали контуры ее платья и потом пытались делать аналогичные выкройки, чтоб сшить себе нечто подобное. А посетительницы парикмахерских просили мастера сделать прическу, «как у Калугиной».
Надо сказать, что платье Калугиной в последствии несколько раз мелькало еще в нескольких советских кинокартинах, но только в «Служебном романе» оно произвело на зрителей такой фурор, сыграв на контрасте с прежним унылым костюмом.
Кстати, еще один забавный факт. Замечено, что именно после появления на экранах фильма «Служебный роман» многие советские начальницы, никогда не следившие за своим внешним видом, узнали в ее образе себя и последовали ее примеру – изменили имидж. Уж очень не хотелось начальницам, чтобы подчиненные, тоже смотревшие фильм, в кулуарах министерств и ведомств сравнивали их с героиней! В итоге в учреждениях стало намного больше элегантных, модно одетых чиновниц.
Вот так удачно придуманный персонаж и образ перевернул сознание многих «синих чулков». Увы, после выхода фильма Госпремию СССР почему-то получили практически все ключевые фигуры картины, кроме Алисы Бруновны. Впрочем, она не особо обиделась, ведь в советские годы такие несправедливости случались сплошь и рядом и никого из актеров не удивляли. Зато Алису Фрейндлих тогда назвали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», что было поистине народным признанием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что известно о скончавшейся актрисе из «Служебного романа» Людмиле Купиной
Похороны артистки пройдут 12 октября на Хованском кладбище в Москве.
Фото: Кадр из фильма «Светлая речка Вздвиженка» (1971)
В кинокарьере актрисы Людмилы Купиной, о смерти которой стало известно 11 октября, была только одна главная роль, ставшая для нее и дебютной. В 1968 году, еще будучи студенткой Московского высшего театрального училища имени Щукина, она появилась в образе Василины в знаменитой музыкальной кинокомедии «Трембита» по оперетте Юрия Милютина.
Фильм имел огромный успех у зрителя и стал в 1969 году одним из лидеров кинопроката в СССР — его посмотрели 51,2 миллиона зрителей. Партнерами Купиной в этом фильме были звезды советского кино — Евгений Весник, Ольга Аросева, Николай Трофимов, Савелий Крамаров и другие знаменитые актеры.
К сожалению, после роли Василины Людмиле Купиной предлагали сыграть в кино только второстепенных персонажей. Зато многие фильмы, в которых она появилась, стали настоящими кинохитами и полюбились не одному поколению зрителей. В их числе картины «Вечный зов», «Служебный роман», «Крик тишины», «Змеелов», «Испытатели». Всего Людмила Купина сыграла в 23 фильмах. Последней ее киноработой стала роль секретаря в фильме «Вам что, наша власть не нравится?!», снятом в 1988 году.
Помимо съемок в фильмах, актриса долгие годы служила в Центре кино под руководством режиссера Никиты Михалкова и была артисткой Московского театра киноактера. Среди ее известных театральных работ роль Варвары Мухиной в спектакле «Дубравины», медсестра в «Ссуде на брак», актриса на приеме у Дудукина в постановке «Без вины виноватые», Верочка в спектакле «Требую суда!».
О замужестве и личной жизни Людмилы Купиной широкой общественности ничего неизвестно. Актриса не любила распространяться на эту тему. В отличие от многих коллег по актерскому цеху она предпочитала вести тихую, спокойную жизнь без скандалов и интриг.
Людмила Купина скончалась на 77-м году жизни. Похороны актрисы пройдут 12 октября на Хованском кладбище в Москве.
«Служебный роман» 43 года спустя: как изменились актеры легендарного фильма
В 1977 году состоялась премьера культовой советской картины, снятой Эльдаром Рязановым. В 2011 году вышел ремейк киноленты, в котором главные роли сыграли Светлана Ходченкова и Владимир Зеленский. Сегодня вспоминаем легендарных героев и выясняем, как они изменились после премьеры.
Алиса Фрейндлих — Людмила Прокофьевна Калугина
Алиса Бруновна родилась в семье актеров и с ранних лет определилась с будущей карьерой. В школьные годы она посещала театральный кружок, которым руководила известная советская актриса Мария Призван-Соколова. Благодаря поддержке преподавателя и знаниям, которые она дала, Фрейндлих с первого раза поступила в театральный институт.
После окончания учебного заведения актриса служила в театре имени Комиссаржевской в Ленинграде, а вскоре стала одной из ведущих артисток Ленсовета. Алиса Бруновна всегда считала себя именно театральной актрисой, ведь в кино она начала сниматься не сразу.
Дебютной работой стал фильм «Неоконченная повесть», где ее имя даже не указали в титрах. Долгие годы ей доставались лишь эпизодические роли в таких картинах, как «Полосатый рейс», «12 стульев» и других.
Настоящий успех пришел к актрисе в 1977 году после выхода картины «Служебный роман». На главную роль строгой начальницы Людмилы Прокофьевны ее утвердил сам Эльдар Рязанов, которому даже пришлось уговаривать ее супруга, режиссера Игоря Владимирова, чтобы он разрешил актрисе сниматься. Алиса Бруновна учила текст сценария по ночам, сама придумала костюм для своей героини и спела несколько песен. Композиции «У природы нет плохой погоды» и «Моей души покоя нет» стали настоящими хитами.
«С Рязановым мы одной крови, он перфекционист во всем. Когда начались съемки, мы с ним сами бегали по костюмерным «Мосфильма» и искали для моей героини нелепые наряды. Например, мешковатый костюм пятидесятого размера, который должен быть мне страшно велик… Нас самих захватила эта история. Но мы и предположить не могли, какой будет результат. На «Служебный роман» никто особой ставки не делал. Хотя многие картины, на которые сами создатели возлагали огромные надежды, из памяти зрителей исчезли бесследно», — вспоминала артистка.
После премьеры фильма Фрейндлих стала настоящей звездой советского кино. Она также снялась в таких кинолентах, как «Д`Артаньян и три мушкетера», «Старомодная комедия», «Тайна снежной королевы», «Подмосковные вечера» — эта картина принесла актрисе победу на премии «Ника».
Алиса Бруновна была замужем несколько раз: первым супругом стал однокурсник Владимир Карасев, но этот брак был недолгим. Вскоре актриса начала встречаться с руководителем Ленсовета Игорем Владимировым, который был старше нее на 16 лет. В этом союзе родилась дочь Варвара, но из-за творческих разногласий артисты расстались. Дети и внуки Алисы Бруновны пошли по ее стопам.
Андрей Мягков — Анатолий Ефремович Новосельцев
Андрей Васильевич, как и родители, собирался связать свою жизнь с технической профессией. Однако он часто участвовал в любительских спектаклях и однажды его заметил преподаватель Школы-студии МХАТ, который посоветовал ему прийти на вступительные экзамены. Мягков с первого раза поступил в театральный институт и после его окончания начал служить в «Современнике». В это же время он дебютировал в кино, но первые работы не приносили ему успеха.
Лишь в 1975 году после картины «Ирония судьбы, или С легким паром!» он стал знаменитым и продолжил пополнять свой послужной список новыми яркими картинами. Спустя два года Эльдар Рязанов пригласил актера в свой новый проект «Служебный роман», где ему пришлось перевоплотиться в обычного служащего Анатолия Новосельцева, желающего получить более высокую должность. Роль в фильме «Служебный роман» принесла Андрею Мягкову Госпремию СССР.
Андрей Васильевич уже долгие годы счастлив в браке с актрисой Анастасией Вознесенской, с которой познакомился во время учебы в Школе-студии МХАТ. У супругов нет детей — по их признанию, они так были увлечены работой, что на личную жизнь и детей времени не хватало.
Светлана Немоляева — Ольга Петровна Рыжова
Семья Светланы Владимировны была связана с кинематографом: отец работал кинорежиссером, а мать была звукооператором. По признанию актрисы, она еще в детстве влюбилась в театр и была уверена, что свяжет свою жизнь именно с актерской профессией.
После окончания Щепкинского училища Немоляева начинает служить в Театре имени Маяковского. В кино актриса дебютировала еще в восемь лет, снявшись в ленте «Близнецы». Однако в зрелом возрасте Светлана Владимировна была не очень популярной киноактрисой. После премьеры фильма-оперы «Евгений Онегин», где она перевоплотилась в Ольгу Ларину, многие пророчили ей большое будущее.
Но часто актриса неудачно проходила пробы и уже решила, что лучше будет звездой в театре, чем играть второстепенные роли в кино. Все изменилось в 1977 году, когда Эльдар Рязанов утвердил ее на роль Ольги Рыжовой, сокурсницы Новосельцева.
«Сама себе всегда говорила: грех жаловаться, ну нет кино, зато есть театр. Но как только я смирилась с тем, что муза кино — не моя муза, меня совершенно без проб позвал Эльдар Рязанов на роль Рыжовой в «Служебный роман». Надо сказать, на площадке я чувствовала себя прекрасно. Я нормально видела и думала только о роли. Наконец-то перестала ощущать себя странным существом, которое не может выполнить конкретные физические задачи: куда встать, где повернуться, где попасть в свет, где отойти. Мне ничего не мешало. Я наслаждалась съемками впервые в жизни», — вспоминала Светлана Владимировна.
Эта картина принесла актрисе настоящий успех — после нее она также снялась в таких кинолентах, как «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово» и других. В театре, в котором служила Светлана Владимировна, она познакомилась с актером Александром Лазаревым и вышла за него замуж в 1960 году. Спустя семь лет у супругов родился сын, которого назвали Александром в честь отца. Наследник известной четы пошел по их стопам и стал успешным актером.