актриса вдоль по питерской
Екатерина Савинова: причина смерти, перезахоронение (нетленное тело)
Содержание (быстрый переход)
Талантливая актриса так и не смогла полностью реализовать свой талант, но, несмотря на отсутствие больших ролей, Екатерина Савинова приобрела популярность и любовь миллионов зрителей. Ее самой большой ролью стала роль Фроси из музыкальной картины «Приходите завтра», которую специально для нее снял ее муж Евгений Ташков. К сожалению, жизнь великолепной актрисы оборвалась рано, а причина смерти Екатерины Савиновой, самоубийство, было вызвано неизлечимой болезнью.
Болезнь как причина смерти Екатерины Савиновой
С Евгением Катя познакомилась во время учебы во ВГИКе, а их однокашники, глядя на трогательные отношения влюбленной парочки, даже не сомневались в том, что они объединят свои судьбы.
Екатерина была одной из самых талантливых на курсе, обладала неповторимым по глубине и красоте звучания голосом, и все прочили ей большое будущее в кино. Однако ее дебютная роль в комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» обернулась для начинающей актрисы самым печальным образом, оказавшись роковой в ее творческой биографии.
На фото: Екатерина Савинова
Дело в том, что Пырьев, слывший большим любителем приударить за молоденькими актрисами, обладал жестоким мстительным характером, и не смог простить Савиновой отказа. Он сделал все, чтобы испортить карьеру начинающей актрисы.
Савинова в фильме «Кубанские казаки»
Пырьев обладал огромным влиянием в «киношной» среде и запретил снимать Екатерину Федоровну в главных ролях, а перечить ему боялись даже именитые режиссеры.
С тех пор актриса, обладавшая ярким незаурядным талантом, была вынуждена довольствоваться маленькими эпизодическими ролями,
в которые вкладывала всю душу, благодаря чему и обрела огромную популярность и полюбилась зрителям.
И тогда муж Екатерины Савиновой решил специально для нее снять фильм, главная роль в котором будет принадлежать только ей.
Ташкову пришлось преодолеть немало препон в реализации своего плана, но он сделал все, чтобы картина вышла на экраны.
Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра»
Между тем съемки Екатерине Федоровне давались нелегко – на протяжении трех месяцев, пока шла работа над фильмом, у актрисы держалась высокая температура, но она даже вида никому не показывала, и ни один член съемочной бригады, включая ее мужа, не подозревали о болезни исполнительницы главной роли.
Когда Евгений Иванович узнал о болезни супруги, он приостановил съемки и определил Екатерину Федоровну в больницу, из которой она вышла уже спустя три дня – врачи отказывались лечить актрису, не находя причин заболевания.
Тем временем болезнь прогрессировала, и это сказывалось на поведении Екатерины Савиновой. Она начала разговаривать сама с собой, ей слышались какие-то голоса. И тогда Ташков обратился к одному одесскому специалисту, который определил, чем болела актриса, предположив, что в организме Савиновой развивается некая инфекция, скорее всего, бруцеллез.
Трагедия заключалась в том, что было упущено драгоценное время, и болезнь Екатерины Федоровны Савиновой на этой стадии уже была неизлечима. К тому же в то время медицина была почти бессильна перед этим заболеванием, что самым трагичным образом сказалось на судьбе талантливой актрисы.
Бруцеллезом она, скорее всего, заболела, выпив молока от больной коровы, и со временем инфекция начала разрушать ее мозг и центральную нервную систему. Екатерина Федоровна страдала невыносимо – провалы в сознании становились все чаще, а просветления между ними все реже.
По нескольку месяцев она проводила в больнице, работать при таком распорядке жизни было невозможно, страдала и личная жизнь – в моменты, когда ее сознание становилось ясным, она переживала за своих близких.
Где находится могила, где похоронена актриса
На фото: Екатерина Савинова в фильме «Женитьба Бальзаминова»
В апреле 1970 года Екатерина Федоровна, не сообщив никому, собрала вещи и уехала в Новосибирск, где жила ее родная сестра.
Видимо, для себя она уже все решила – в последний день своей жизни Екатерина Федоровна убралась в квартире, вымыла полы, а потом пошла на железнодорожную станцию и бросилась под поезд.
Новость о гибели жены стала для Евгения Ивановича настоящим шоком, а она в своем прощальном письме написала ему, что сделала это для того, чтобы не становиться для него с сыном обузой, потому что предвидела, что ждет ее в будущем.
Тогда ходило немало слухов о том, почему умерла Екатерина Савинова, и с чем связана ее гибель, но знали об этом только ее самые близкие люди. Несмотря на то что она была известной личностью, популярной актрисой, могила Екатерины Савиновой долгое время была забыта почти всеми.
Актрису похоронили на Клещихинском кладбище в Кировском районе Новосибирска. Смотритель кладбища говорит, что за могилкой кто-то всегда ухаживал и даже поменяли старый памятник на новый.
Почти тридцать пять лет могилу актрисы не навещал ни муж Евгений Иванович, ни сын Андрей, и только в 2006 году они приехали в Новосибирск.
Перезахоронение Екатерины Савиновой
Евгений Иванович очень переживал из-за того, что его жену не отпели в церкви, ведь причина смерти Екатерины Савиновой не позволяла этого делать – к самоубийцам церковь относится особо и после смерти их не отпевают.
На фото: Савинова в фильме «Косолапый друг»
Однако Ташков уговорил священника сделать это, объяснив, что его умершая жена, когда бросилась под поезд была тяжело больна и не полностью давала отчет своим поступкам.
Подав прошение в епархию, он добился того, чтобы Екатерину Федоровну отпели. Мало того, они с сыном решили сделать перезахоронение Екатерины Савиновой и перенести ее прах в более престижное место кладбища.
На новом месте захоронения поставили достойный монумент, к которому теперь приходят посетители кладбища – поклонники великой актрисы.
Нетленное тело Екатерины Савиновой
На церемонию перезахоронения кроме Евгения Ивановича и Андрея пришли родственники сестры актрисы, к которой она в те далекие годы приехала из Москвы. Когда могилу Екатерины Савиновой раскопали, все присутствующие были поражены увиденным – тело актрисы, пролежавшее в земле более трех десятков лет, почти не изменилось.
Объяснение тому, что нетленное тело Екатерины Савиновой почти не изменилось, давали многие – от служителей церкви до экстрасенсов. Священник сказал, что так решил Господь, экстрасенсы – что чудо произошло благодаря тому, что актрисе каким-то образом удалось себя забальзамировать, кто-то утверждал, что нетленное тело – результат огромной любви близких людей, сопровождающей актрису в другой жизни.
Однако криминалисты дали всему свое объяснение – по их мнению, чуда в том, что тело Екатерины Федоровны хорошо сохранилось, нет, а произошло так из-за того, что погибнув, она потеряла много крови, к тому же, актриса была захоронена на большой глубине, и поэтому ее тело не испортилось.
На фото: Памятник на новой могиле актрисы
После того как Евгений Иванович Ташков перезахоронил прах жены и добился того, что с нее сняли обвинение в самоубийстве, он выполнил свой долг перед Екатериной Федоровной. Вместе с сыном Андреем он, пока сам тяжело не заболел, он каждый год приезжал на могилу Савиновой.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Дети не для бедных: как проходит в России процесс «изъятия детей» из бедных семей Очередной сл.
С Днем Победы. Владимир Высоцкий о войне Он не вернулся из боя Почему все не так.
Рецепт омоложения от доктора Шишонина. Стимулируем костный мозг для омоложения организма  .
ЗВЕЗДЧАТКА СРЕДНЯЯ (МОКРИЦА) Действие: сердечное, обезболивающее, действующее успо.
Натуральный шампунь для здоровья волос Учимся обходиться без шампуней промышленного производст.
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Екатерина Савинова. Голос в три с половиной октавы
Она актриса только для театра, а не для кино.
Родилась будущая звезда 26 декабря 1926 г. в селе Ельцовка Алтайского края и была младшей дочерью в многодетной семье колхозников. Закончив школу, Екатерина Савинова отправилась учиться в Москву » на артистку». Но, опоздав на вступительные экзамены, полгода проучилась в Землеустроительном институте, пока не узнала, что во ВГИКе начался зимний набор на курс Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал, что она замечательная актриса для театра, однако кино не для неё. Позднее Савинова поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. И среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и… Екатерина Савинова. По окончании института она была зачислена в Театр-студию киноактёра.
Например, в 1956 г. режиссёр Григорий Чухрай собирался снимать её в главной роли в фильме «Сорок первый», но Пырьев, в те годы возглавлявший «Мосфильм» и бывший председателем оргкомитета Союза кинематографистов СССР, волевым решением снял актрису с этой роли и назначил другую исполнительницу.
После этого ни один режиссёр не имел возможности пригласить Екатерину Савинову на крупную роль в своей картине. Поэтому актриса в те годы исполняла, главным образом, второстепенные роли. Сыграла Дуняшу в «Большой семье», официантку Клаву Шубину в «Тени у пирса», старуху в «Детях партизана», девушку-дирижёра Катю Воропай в комедии «В один прекрасный день». Драматическое дарование Савиновой раскрылось в роли Ольги в «Колыбельной», где она сыграла молодую женщину, сломленную ранним вдовством и гнётом семьи погибшего мужа.
Голос в три с половиной октавы
Не до конца были реализованы её богатые певческие данные, хотя актриса после ВГИКа закончила институт имени Гнесиных по классу вокала.
Сценарий фильма писался для Савиновой и под Савинову, в него вошло многое из её биографии. Однако, эта роль, как и большинство предыдущих, досталась актрисе с большим трудом. Несмотря на то, что картина снималась на Одесской киностудии (в Москве путь ей был по-прежнему закрыт), худсовет не утвердил Савинову на главную роль. Вместо неё была найдена актриса помоложе, успевшая сыграть главную роль в одном фильме про любовь.
После выхода фильма на киноэкраны страны, роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, в фильме Савинова озвучивала и домработницу. Вот что значит три с половиной октавы!
Но были и забавные моменты. Когда картина после долгих мытарств всё-таки вышла в прокат, люди звонили в кинотеатры, спрашивали: «Какой сегодня фильм?» А им отвечали: «Приходите завтра». Они вновь: «Ну, а сегодня-то какой?». В общем, и грустно, и смешно».
На Первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 г. Екатерина Савинова и Анатолий Папанов, сыгравшие главные роли в фильме, были удостоеныЕкатерина Савинова премий соответственно за лучшую мужскую и лучшую женскую роли. А в 1965 г. актрисе дали звание Заслуженной артистки РСФСР.
В сентябре 1961 г. обнаружилось, что Савинова серьёзно больна. Всё началось с температуры: каждый день 37,4. Когда муж узнал, она призналась: «Да у меня уже месяца три-четыре она держится».
Весной 1970 г. Савинова поехала в Новосибирск навестить сестру. Ничего худого в её желании никто не заподозрил. 25 апреля, прежде, чем уйти из квартиры сестры, Екатерина Фёдоровна помыла в доме все полы. Затем отправилась к своей подруге на проспект Карла Маркса.
Подруга Клара отказалась. Но перед тем как Савинова ушла от неё, написала на листке бумаги свой телефон:
Через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать, чтобы опознать человека. Как выяснилось позднее, ей предстояло опознать Екатерину Савинову, которая бросилась под поезд.
По словам работницы станции, она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. На первом пути стоял пассажирский поезд. Но этот состав ушёл, и было объявлено о том, что на второй путь прибывает пассажирский поезд. Когда он уже подъезжал к перрону, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колёса. Стрелочница пыталась её остановить, кричала: «Стой, что же ты делаешь?». Но это не помогло.
Справка о смерти Екатерины Федоровны Савиновой была выдана во Фрунзенском районе Москвы. О причине смерти написано как-то нелепо: «отделение головы колесами поезда».
Похоронили Екатерину Савинову на Клещихинском кладбище города Новосибирска. Скромную могилку Фроси Бурлаковой не так давно отыскали журналисты «Комсомольской правды».
Евгений Ташков после фильма «Приходите завтра» снял такие киноленты, как «Майор Вихрь», «Адъютант Его Превосходительства», «Дети Ванюшина» и др. Второй женой режиссёра стала актриса Татьяна Васильева (Ташкова), известная по роли тёти Аси в телевизионной рекламе, фильмам «Уроки французского», «Фрак для шалопая», «Нежданно-негаданно» и др.
Фильмография Екатерины Савиновой
Фрося Бурлакова
Фото Все
Фрося Бурлакова – это собирательный образ настоящей русской женщины, которую не страшат никакие препятствия, которая с легкостью воспринимает все удары судьбы, и не ломается, а становится только сильнее. Наивная и непосредственная провинциалка, но со стальным характером и умением достигать задуманного, она нашла отклик в душе миллионов зрителей.
История создания
Сценарий картины «Приходите завтра» был написан Евгением Ташковым и Екатериной Савиновой. Во время съемок Евгений был режиссером, а Катя исполнила роль главной героини – Фроси Бурлаковой, простой сибирской девушки. Эта история имела под собой реальные события, она была практически полностью списана с биографии самой Савиновой. Екатерина сама создавала некоторые сюжеты и продвигала свое детище. Имя главного персонажа тоже появилось с легкой руки Савиновой.
Для съемок ленты группа отправилась на Одесскую киностудию. Все работы выполнялись в обстановке строгой секретности, вызванной затяжным конфликтом между Екатериной и режиссером Иваном Пырьевым. Он был настолько популярен и всемогущ, что мог запросто зарубить на корню все начинания. А дело было лишь в том, что Пырьев имел свои виды на Савинову, и когда девушка поняла, чего именно добивается режиссер, то решительно отказала незадачливому кавалеру. Это очень разозлило самолюбивого Ивана, и он мог сделать так, что ее карьера закончится, даже не начавшись. Поэтому съемки картины «Приходите завтра» держали в полном секрете, иначе Пырьев мог отомстить, и через своих влиятельных покровителей закрыть проект.
Савинова давно хотела создать подобную картину, которая рассказывала бы о простой девушке, в темном платьице, вырвавшейся со своей деревушки, и приехавшей в столицу в след за своей мечтой. Екатерина когда-то сама таким образом оказалась в Москве, прихватив с собой подружку.
Мечтой Екатерина был ВГИК, а Фрося Бурлакова хотела попасть в Гнесинку. Ее героиня устроилась в столице гораздо лучше, ей не пришлось мыкаться как самой Савиновой.
Когда Катя с подружкой добрались до Москвы, то оказалось, что экзамены давно закончились. Возвращаться домой не хотелось, жить тоже было негде, и девушка стала студенткой Института землеустройства, где ей дали место в общежитии. После первого семестра она узнала, что во ВГИКе недобор, быстро прошла прослушивание и была зачислена в институт своей мечты.
Имя главной героини картины собирательное. Екатерина сама придумала ей имя, а фамилию позаимствовали у подружки, с которой она приехала покорять столицу. Героиня получилась очень самобытной и колоритной, с необычайно сильным голосом, покоряющим любого слушателя.
Она никогда не распевалась, девушке из Сибири даже неизвестно было, что это такое. Ее голос всегда звучал сильно и проникновенно, как будто хотел показать всю мощь и силу русского народа.
Когда в 1963-м картина вышла на экраны, то всем было интересно, кто озвучивал главную героиню. Никому даже и в голову не приходило, что «Вдоль по Питерской» звучит в исполнении самой Савиновой. Пырьев все-таки отомстил Екатерине за отказ, и на каждом шагу твердил, что она полная бездарность, и не умеет ни играть, ни петь. Но ее героиня доказала, что это не так. Актриса отлично справилась и с русскими песнями, и с серенадой, и даже с арией.
Именно благодаря Фросе Бурлаковой многие люди поверили в себя и в свои силы, поняли, что нужно идти к своей мечте и не останавливаться ни перед какими преградами. Героиня Савиновой прославила актрису на всю страну, ее любили, ею восторгались, ей подражали.
Картина «Приходите завтра»
Ленту «Приходите завтра» высоко оценило жюри Всесоюзного кинофестиваля, вручив ей две самых высоких награды. Савинова стала победителем в номинации за лучшую женскую роль. И зрители, и кинокритики высоко оценили работу режиссеров, которые смогли создать такую простую и одновременно трогательно-душевную картину.
Самая обычная девушка из Сибири, с русским именем Фрося приехала покорять столицу. Оказалось, что у нее совершенно необычный голос, который проникал в душу и не оставлял равнодушным никого. Фрося даже не знала, что обладает таким сокровищем. Но девушке не повезло – когда она попала в Москву, то экзамены уже закончились. Упрямая Бурлакова решила идти до конца.
Ее приютил знакомый знакомых, известный скульптор Томский. Фрося ходит в институт каждый день, мечтая повстречать профессора Соколова, чтобы убедить его послушать ее пение. Девушке повезло, их встреча состоялась, и он даже согласился на прослушивание.
Фрося ничего и никого не замечала вокруг, кроме музыки. Она как-то равнодушно отнеслась к Косте, который влюбился в нее с первой встречи. Бурлакова видела перед собой только свою цель, и трудилась не жалея ни себя, ни своего уникального голоса.
Фрося получилась очень искренней и непосредственной. Жизнь в ее понимании достаточно простая штука, в которой есть место труду, заботе о ближних, чести и совести, а также чистоте помыслов и души. Духовные качества человека она ценила намного выше, чем состояние его кошелька. Бурлакова стала прямой противоположностью скульптору Николаю Васильевичу, который растратил свой талант в погоне за деньгами.
Томский стал модным и высокооплачиваемым скульптором, но в его работах не было души. Благодаря Фросе, он переосмыслил всю свою жизнь и достижения, и понял, что пора возвращаться к истокам, только тогда его искусство будет приносить радость, в первую очередь ему самому.
Фросю Бурлакову часто сравнивали с Тосей Кислицыной из картины «Девчата». Тося уплетала политый вареньем целый батон, а Фрося могла выпить после бани 8 чашек чая. Обе героини простые и непосредственные, доверчивые и упорные. Такие как они никогда не будут в моде, но с ними легко и надежно в жизни, они всегда подставят свое плечо в трудную минуту, и протянут руку помощи, если вдруг кто-то рядом упадет.
Интересные факты
Картина «Приходите завтра» вызвала неоднозначную реакцию. Несколько раз съемки пытались прекратить, особенно, когда в студии появлялось начальство из Москвы. После того, как состоялась премьера, создателям картины чуть не предъявили обвинение в антикоммунизме – когда скульптор Томский начал разбивать свои работы, то среди прочих скульптур оказался бюст Карла Маркса. Чтобы ленту увидело как можно меньше людей, ее выпустили на экраны в разгар лета, когда в кинотеатрах было очень мало зрителей.
Роль скульптора Томского досталась Анатолию Папанову. Ему тоже досталось от критиков и цензоров. Актеру приписывали соцреализм, и из-за этого тдаже собирались снять картину с проката. Во время съемок Анатолий Папанов был уже сорокалетним известным актером театра. Картина «Приходите завтра» стала его первой работой в кинематографе, после которой его узнал и полюбил зритель. После этой работы режиссеры стали звать его в свои проекты, которые всегда были беспроигрышными.
Зрителям очень понравилась лента, особенно ее название, которое трактовалось очень двусмысленно.
Фильм «Приходите завтра» стал последним в творческой деятельности актрисы Екатерины Савиновой. Вскоре после этого она заболела, и ее жизнь превратилась в медленное угасание. Диагноз бруцеллез не давал никаких поводов для оптимизма. Савинова терпела страшные боли, которыми сопровождалась болезнь. Перемены коснулись и личной жизни актрисы. Она уже не была любящей женой и заботливой мамой, женщина потихоньку сходила с ума от болезни. Муж и сын пытались бороться за нее, но Екатерина больше не могла терпеть, и оборвала свои мучения раз и навсегда – она шагнула под проходящий поезд. Ее судьба стала повторением судьбы ее любимой героини – Анны Карениной, с монологом которой она в свое время предстала перед экзаменационной комиссией ВГИКа.
Фрося Бурлакова стала настоящей легендой. Ее образ часто используется другими режиссерами. К примеру на программе «Один в один» образ Фроси примерила на себя певица Анжелика Агурбаш, которая вышла к зрителям с песней «Вдоль по Питерской». У Елены Воробей тоже есть монолог, который она читает в образе Фроси Бурлаковой. Картину с интересом смотрят и молодые поколения зрителей, которые только делают первые шаги в жизни.
Здесь была Фрося Бурлакова: по местам съемок «Приходите завтра…»
В 1963 году на советские экраны вышла комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». Фильм о наивной девушке из сибирской глубинки, мечтающей стать артисткой, очень полюбился зрителям. Его смотрели и пересматривали. Правда, название почему-то помнили не все, говорили просто: «Сегодня Фросю Бурлакову будут показывать».
Фильм мог не выйти на экран: его создателям пришлось столкнуться с большим количеством препятствий самого разного характера. Рассказываем, как снимали картину, что общего у главной героини и ее исполнительницы, и, конечно, прогуливаемся вместе с персонажами по московским улицам.
О чем фильм
Фрося (Екатерина Савинова), простая девушка с двумя толстыми золотыми косами и удивительным природным певческим дарованием, приезжает из сибирского села Ельцовка в Москву — поступить в Гнесинку. Приезжает Фрося слишком поздно: вступительные экзамены уже закончились. Юная сибирячка не сдается и почти каждый день приходит в институт к профессору Соколову (Борис Бибиков), чтобы добиться прослушивания. В ответ каждый раз она слышит дежурную фразу «Приходите завтра», но в силу наивности понимает ее буквально.
Живет Фрося у известного скульптора Николая Васильевича (Анатолий Папанов). Сложно представить двух менее похожих людей. Он пресыщенный жизнью интеллигент с машиной, квартирой и домработницей (Надежда Животова), оторванный от жизни и в искусстве предпочитающий практический подход. Она чистая и искренняя, ничего не знающая ни про Станиславского, ни про Немировича-Данченко, зато всецело преданная своей мечте — петь. Как она оказалась в его квартире? Очень просто — по знакомству. Когда-то Николай Васильевич учился в школе в Запорожье, где завхозом работал Фросин знакомый, позже переехавший в Сибирь. Он-то и дал односельчанке адрес «своего человека» в столице.
Рафинированного столичного жителя простота гостьи, которая запросто спрашивает его, почему он не живет с женой, не смущает — общение с Фросей становится для него глотком чистого воздуха. «Есть в ней что-то… настоящее», — говорит о ней его подруга Наташа (Антонина Максимова). Именно это «что-то настоящее» заставляет скульптора переосмыслить свою жизнь и творчество. Он вдруг осознает, как сухо и мертво то, что выходит в последнее время из-под его рук, как мало в этом искренности и человечности. Николай Васильевич разбивает все свои работы, кроме одной, которую он создал еще в молодости, осознав, что из всех его скульптур лишь она была для людей.
Фрося тем временем добивается прослушивания. Она исполняет знаменитую шаляпинскую песню «Вдоль по Питерской» и арию Розины из «Севильского цирюльника» Россини. Потрясенный профессор Соколов уговаривает администрацию пойти ему навстречу и принять Бурлакову в порядке исключения.
Есть в картине и романтическая линия. Между Фросей и студентом Костей (Юрий Горобец) возникает дружба, которая, кажется, вот-вот перерастет в любовь. Но для Фроси существует только учеба, а Костя ее интересов не разделяет, поэтому герои расходятся в разные стороны.
Фрося Бурлакова и Екатерина Савинова
«Приходите завтра. » стал самым важным фильмом в карьере актрисы Екатерины Савиновой. Не только потому, что принес ей феноменальный успех и всенародное обожание, открыл кинозрителям ее прекрасный голос (все песни своей героини актриса исполнила сама), но и потому, что рассказывал о ее собственной жизни.
Режиссер Евгений Ташков, муж Савиновой, придумал эту картину специально для жены. Он не мог смириться с тем, что талантливую актрису почти нигде не снимают. По слухам, в юности у Савиновой случился конфликт с неким известным режиссером, из-за чего она попала в негласный черный список «Мосфильма». Именно по этой причине «Приходите завтра…» снимали на Одесской киностудии.
Сценарий супруги писали вместе, взяв за основу детали биографии Савиновой. Сибирское село Ельцовка — это малая родина актрисы, фамилию Бурлакова носила ее подруга, только не Ефросинья, а Евдокия. Как и героиня фильма, юная Савинова приехала в Москву поступать во ВГИК и тоже опоздала на вступительные. Правда, история поступления у нее вышла куда более сложная, чем на экране.
Знакомого с квартирой у нее не было, поэтому, чтобы получить место в общежитии, пришлось спешно поступить в Институт инженеров землеустройства (сейчас — Государственный университет по землеустройству). Через полгода девушку приняли во ВГИК, но вскоре руководитель курса отчислил ее, посчитав, что настоящее призвание Савиновой не кино, а театр. Сама она так не думала и поступила во ВГИК еще раз благодаря оценившим ее талант руководителям мастерской Ольге Пыжовой и Борису Бибикову. Еще один штрих к фильму: именно Бибиков сыграет в «Приходите завтра…» профессора Соколова, поверившего талант юной провинциалки.
Савинова и Ташков включили в сценарий даже некоторые мелкие детали из биографии актрисы. Например, Фросин простодушный рассказ про «шесть стаканов чая после бани» (у Екатерины и ее родных действительно была такая традиция), мамино праздничное платье. А сцену, где Фрося ломится в дверь Николая Васильевича, Ташков придумал уже на основе собственной биографии. К нему как-то приехала племянница, которая, как и Фрося, не знала о существовании звонка и чуть не сломала дверь.
А могло не получиться…
На Одесской киностудии сценарий «Приходите завтра…» одобрили, а исполнительницу главной роли и сценаристку. нет. Руководство посчитало, что Савинова, которой было на тот момент сильно за 30, не сможет играть юную абитуриентку. Но Ташков снимал фильм в первую очередь для жены и настоял на своем. Съемки проходили в жестком графике — 31 смена за 30 дней. Савиновой сильно нездоровилось, у нее постоянно держалась повышенная температура, врачи поставили диагноз «бруцеллез». Актрису положили в больницу, а съемки приостановили почти на год. Болезнь дала серьезные осложнения, и спустя семь лет после премьеры Савинова, еще молодая женщина, ушла из жизни.
Были трудности и другого характера. Как-то на студию приехала комиссия из Москвы посмотреть отснятый материал. Вердикт был ужасным: картина безобразная, исполнительница главной роли бесталанная, съемки свернуть. Ташков смог отстоять фильм, но это был не последний раз, когда за ленту пришлось бороться. После просмотра готового материала художественный совет снова решил отправить «Приходите завтра…» на полку. Причина была в том, что герой Анатолия Папанова якобы разбивает маску Карла Маркса. Чтобы доказать, что это была маска Герцена, у режиссера ушло почти четыре месяца.
Премьера состоялась 17 июня 1963-го. Картину в прокате посмотрели больше 15 миллионов зрителей, а Екатерина Савинова была удостоена первой и второй премий за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году (актриса поделила премии еще с несколькими исполнительницами). Первую и вторую премии за лучшую мужскую роль получил Анатолий Папанов за роль Николая Васильевича, разделив награды с Николаем Черкасовым, сыгравшим академика Дронова в фильме «Все остается людям».
По следам Фроси в Москве
Основные съемки фильма проходили на Одесской киностудии, но многие сцены снимали в Москве.
Несколько раз мы видим дом Николая Васильевича — кирпичное здание с колоннами на одном из фасадов, широкой лестницей перед входом и фигурным заборчиком. Помните, Фрося упоминает, что это дом 23? На самом деле это дом 15 на улице Чаянова. Сейчас в нем располагается музей Российского государственного гуманитарного университета.
Еще одно важное место — это, конечно, знаменитая Гнесинка, куда мечтает поступить героиня. Академия находится на Поварской улице (тогда — улица Воровского). В фильме хорошо виден фасад здания с колоннами и барельефами русских композиторов. Среди студентов в свое время ходила байка о том, что в Гнесинку берут только тех, кто может пройти вдоль здания и назвать всех композиторов (барельефы не подписаны). Кстати, Гнесинка стала первым вузом, специально для которого построили здание в центре города. Возводить его начали еще в 1937 году, из-за войны стройку на время остановили и возобновили в 1943-м.
Поступив в институт, Фрося собирает все свои тюки и чемоданы, взваливает их на себя и направляется из дома Николая Васильевича к общежитию. Какое-то расстояние девушка проезжает на такси, но взглянув на счетчик, требует остановить, чуть не спровоцировав аварию. Фрося оказывается на Смоленской набережной, где встречает Костю. Мы видим знаменитый дом 2а, построенный в 1956 году для работников Министерства геологии СССР. Правда, он частично в строительных лесах. Также в фильме можно рассмотреть еще не надстроенный метромост, Бородинский мост и набережную Тараса Шевченко.
Уже в другой сцене Фрося и Костя разговаривают у подножия широкой лестницы. Это, конечно, Новоарбатский мост (тогда — Калининский). Его начали проектировать в 1939-м, было создано несколько вариантов, но и этот проект затормозила война, к строительству приступили только в 1954 году. Недалеко отсюда в другой сцене мы видим Николая Васильевича и Наташу. Скульптор везет свою подругу по Кутузовскому проспекту. Съемки проходили ночью, поэтому здания в кадре рассмотреть непросто, но широкий Кутузовский ни с чем не перепутаешь.
Когда Фросе передают записку от Кости и она выясняет, что тот, ничего не объяснив, навсегда уезжает из Москвы, девушка бежит на вокзал. Уезжал герой с Белорусского вокзала, и вместе с Фросей мы мечемся по перрону, заглядывая в вагоны, к сожалению безуспешно.