актриса яворская княгиня барятинская

Гремучая смесь из притворства, коварства и лжи: Как актриса Лидия Яворская стала княгиней и прототипом героини Чехова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 1. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 1. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 1.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 2. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 2. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 2.

Лидия Яворская родилась в Киеве в 1871 г. Ее отец был полицмейстером, поэтому позже Чехов писал, что «в артериях ее течет кровь актерская, а в венах полицейская». Быть артисткой она мечтала с детства и с удовольствием принимала участие в любительских, домашних и благотворительных спектаклях. После окончания киевской гимназии она отправилась в Петербург и поступила на драматические курсы В. Давыдова. Ее не приняли в Александринский театр, но она не отказалась от своей цели покорить столичную театральную сцену и отправилась в Париж, где ее обучал актерскому мастерству Э. Го – актер театра «Комеди Франсез».

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 3. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 3. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 3.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 4. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 4. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 4.

В 1893 г. Лидия Яворская дебютировала в спектакле по чеховскому «Медведю» в Ревеле. За один сезон она сыграла здесь главные роли в 10 постановках. В том же году она отправилась в Москву, где выступала на сцене театра Ф. Корша. Здесь к ней пришел первый громкий успех, который объяснялся не столько неординарностью ее таланта, сколько экстравагантной манерой игры и эпатажностью облика. Она выбирала такие сценические костюмы, которые не скрывали всех прелестей ее фигуры. Театральный критик Суворин писал: « Яворская в «Маскараде» умирала изумительно: она стала на четвереньки, лицом к публике, и поползла, в это время груди вырвались у неё из-за корсета ».

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 5. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 5. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 5.

Актрису часто упрекали в развязности, фальшивом тоне «мелодекламации с рыданиями в голосе» и даже в «откровенной халтуре». Ее сценические образы часто были слишком далеки от тех литературных героинь, которых она играла. Тем не менее Яворская заставляла о себе говорить « много и даже азартно, в смысле ли восхваления, или в смысле порицания, она сразу стала законодательницей в театре ».

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 6. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 6. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 6.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 7. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 7. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 7.

Осенью 1893 г. Яворская познакомилась с Чеховым. Актриса тут же сама начинает распространять слухи о своем романе с писателем, которые, по мнению профессора Скибиной, были далеки от истины. Скорее всего, для Яворской Чехов был прежде всего потенциальным автором будущих пьес, в постановке которых она могла бы блистать. В феврале 1894 г. в своем письме она упрекает писателя в том, что он ее совсем забыл и напоминает ему о якобы данном им обещании написать для нее «хотя бы одноактную пьесу».

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 8. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 8. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 8.

Эта пьеса так и не была написана, но, по мнению исследователей творчества писателя, тщеславная и самолюбивая Яворская стала прототипом Аркадиной из «Чайки». Эту героиню критики называли «обворожительной пошлячкой», «самодовольной и самоуверенной провинциальной знаменитостью». Самой же Яворской современники давали такую характеристику: « Основа ее характера – воля к самоутверждению и славе ». Суворин иронизировал над ее самовлюбленностью: « Вчера, когда я ехал с ней, она мне говорила, что её поклонники постоянно угрожают застрелиться, когда она не отвечает на их любовь. «Да Вы бы им сказали: «Стреляйтесь». Охотников не нашлось бы ».

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 9. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 9. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 9.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 10. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 10. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 10.

В январе 1895 г., по всей видимости, происходит новое сближение актрисы и писателя. Сохранилось 4 интимных записки Яворской, в которых она намекает на «неземное блаженство» и объясняется в любви. А вот сам Чехов в своем отношении к ней все так же ироничен: « Она интеллигентна и порядочно одевается, иногда бывает умна. Московские газетчики всю зиму травили её, как зайца. Но она не заслуживает этого. Если бы не крикливость и не некоторая манерность (кривлянье тож), то это была бы настоящая актриса. Тип во всяком случае любопытный. Обратите внимание ».

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 11. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 11. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 11.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 12. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 12. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 12.

В 1896 г. актриса вышла замуж за потомка древнего аристократического рода, блестящего офицера и писателя князя Барятинского. Суворин по этому поводу негодовал: « Получил телеграмму, что Яворская женила на себе князя Барятинского. Она старше его и не любит его. Если она не родит от него, то не уживётся с ним долго, или он не уживётся с ней. Какое лживое созданье! Она вся состоит из притворства, зависти, разврата и лжи. А муж в ней души не чает. Если б он знал хоть сотую часть её жизни. ». Супруг писал для нее пьесы, вместе они пытались создать собственный театр, но все их постановки провалились.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 13. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 13. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 13.

В 1916 г. Яворская разошлась с мужем, а еще через два года уехала в Лондон, где еще раз вышла замуж, а спустя год умерла от рака горла. Н. Эфрос в некрологе о ней писал: « Она жадно, со всем напряжением громадной энергии, с затратою всех сил, и сил недюжинных, стремилась к определённым целям, – и именно от такого стремления к ним цели отходили всё дальше и дальше, каждый такой шаг к мучительно прельщавшей славе разменивал эту славу и приближал к разбитому корыту ».

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 14. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 14. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 14.

актриса яворская княгиня барятинская. Lydia Yavorskaya 15. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-Lydia Yavorskaya 15. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка Lydia Yavorskaya 15.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

актриса яворская княгиня барятинская. userinfo v8. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-userinfo v8. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка userinfo v8.olgitza2011

Прекрасен Дилетант на зыбкой лунной дорожке.

В начале 1899 года по Петербургу разнеслась сенсационная новость: «Красавица итальянка, подвизавшаяся летом в одном из увеселительных эдемов, сочеталась, наконец, узами Гименея со своим верным и щедрым покровителем. Говорят, покровитель красавицы согласился дать ей свое имя под условием, что итальянка не будет более выступать на эстрадах…» Несмотря на отсутствие имен и расплывчатые характеристики, в Петербурге прекрасно понимали, о ком идет речь. Неравные браки представителей старинных дворянских фамилий тогда уже не были редкостью, хотя и не стали обыденными. На этот раз скандальное известие вновь коснулось семейства Барятинских. Лишь год назад младший сын Барятинских, Владимир, совершил мезальянс, женившись на актрисе Яворской, а теперь и старший, Александр, наследник миллионного состояния, собрался повторить ошибку брата. Но его избранница еще ужасней – Яворская хотя бы дочь киевского генерал-губернатора, а эта – безродная итальянка, певичка-шансонетка!

Светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878—1959), замужем за князем Александром Владимировичем Барятинским, а после — за князем Сергеем Платоновичем Оболенским-Нелединским-Мелецким.

Опубликовано в журнале «Женский Петербург», №1, 2004.

Кадр из фильма «Самая красивая женщина мира» (1955). В этом фильме весьма своеобразно рассказана история любви Лины Кавальери (Джина Лоллобриджида) и русского князя (Витторио Гассман). Сюжет не имеет ни малейшего отношения к подлинной биографии Кавальери.

Источник

Актриса яворская княгиня барятинская

Лидия Яворская воспитывалась в киевской гимназии. С юношества учавствовала в любительских спектаклях. В 1889 году поступила на драматические курсы Петербургского театрального училища (класс В. Н. Давыдова). Потом обучалась у актера «Комеди Франсэз» Франсуа-Эдмона Го в Париже.

Дебютировала в 1893 году в Ревеле (Приятельство Н. С. Васильевой). В 1893 г. была приглашена в столичный Театр Корша, где игралась в 1893—1895 гг. Повышенное внимание направила на себя исполнением ролей Маргариты Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына), Алисы («Борьба за счастье» С. В. Ковалевской), Ольги Ранцевей («Чад жизни» Б. М. Маркевича) и в особенности в «M-me Sans Gêne» В. Сарду. В 1895 г. была приглашена А. С. Сувориным в петербургский театр Литературно-художественного кружка (потом Театр Литературно-художественного общества), где особый фуррор имела в ролях «Принцессы Грезы» и «Заза».

26 июля 1896 года в Санкт-Петербурге вышла замуж за писателя князя В. В. Барятинского. В 1900 г., разойдясь во взорах с дирекцией на репертуар (по поводу антисемитской пьесы «Контрабандисты» В. А. Крылова), вышла из состава труппы. В 1901 году открыла в Петербурге «Новый театр», различный репертуар которого включал и пьесы М. Горьковатого, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Х. Ибсена. Много шли в театре пьесы супруга Яворской. В 1907—1918 годах Яворская ездила с гастролями — городка Рф; Лондон, Париж. В 1915 года безуспешно пробовала возобновить работу собственного театра в Петербурге. В 1916 году разошлась с супругом. В 1918 уехала за границу, жила в Лондоне. В 1920 году вышла замуж за Фредерика Джона Поллока, 4-го баронета Хаттона.

Яворская помещала статьи, по вопросам как общим, так и особым (театр, живопись), в «Киевлянине», «Отпрыску отечества», «Северном курьере», «Новостях», «Всемирном вестнике».

1911 год. С супругом князем Барятинским.

Роли в Театре Литературно-художественного общества

Роли в пьесах Э. Ростана

Для Яворской переводила пьесы французского драматурга Э. Ростана Т. Л. Щепкина-Куперник.

Из игранных Яворской ролей, не считая уже нареченных, выдаются ещё: Клеопатра («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира), Ариэль («Буря» У. Шекспира), «Нора» Х. Ибсена, «Антигона» Софокла, Ирэн («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена), «Сафо» А. Додэ, Бетси («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Нина («Чайка» А. П. Чехова), Маша («Три сестры» А. П. Чехова), Лидия («Обезумевшие средства» А. Н. Островского), Ольга Кручинина («Перекаты» В. В. Барятинского).

Источник

Яворская, Лидия Борисовна

актриса яворская княгиня барятинская. . актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка .

ЯВОРСКАЯ, ЛИДИЯ БОРИСОВНА урожд. фон Гюббенет, по мужу с 1894 (по др. ист. 1896) княгиня Барятинская, (1871–1921), русская драматическая актриса. Родилась в Киеве. Отец, Б.Гюббенет, француз по происхождению, служил полицмейстером. Первое выступление Яворской состоялось в феврале 1880 (девятилетняя девочка участвовала в домашнем спектакле). Окончив гимназию, Яворская играла в благотворительных спектаклях, в том числе в постановке режиссера А.Яблочкина Блуждающие огни Л.Антропова. Училась на Драматических курсах Петербургского театрального училища у В.Давыдова (поступление на курсы – 1889), получила отказ на просьбу о приеме в Александринк, уехала в Париж, где год занималась с актером «Комеди Франсез» Э.Го.

По возвращении в Россию Яворская решила выступить как профессиональная актриса в Товариществе, организованном в летний сезон в Ревеле артисткой и преподавательницей Драматических курсов Н.Васильевой. 23 мая 1893 дебютирует в чеховском Медведе. Далее (до окончания сезона 8 августа) следуют: Евлалия в Невольницах и Отрадина в Без вины виноватых А.Островского, Мария Петровна Елецкая в Вечере в Сорренто И.Тургенева, Поленька в Кручине И.Шпажинского, Готовцева во Второй молодости П.Невежина, Золотницкая в Шиповнике В.Немировича-Данченко, Елена в Женитьбе Белугина Островского и др.

В августе 1893 Яворскую приглашают в московский театр Ф.Корша. Первый успех на московской сцене приносит ей роль в пьесе М.Балуцкого Игра в любовь (Flirt). За два сезона (1893–1895) Яворская сыграла у Корша множество ролей: Ренева в Светит да не греет, Лидия в Бешеных деньгах, Глафира в Волках и овцах Островского, Нина в Друге женщин А.Дюма, Ольга Ранцева в Чаде жизни Б.Маркевича, Оливия в Двенадцатой ночи Шекспира, Вера в Елке В.Немировича-Данченко, Княгиня Имшина в Самоуправцах А.Писемского. Особым успехом пользовались роли: Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма, Катрин Юбш в Мадам Сан-Жен В.Сарду и Э.Моро, Сильветта в Романтиках Э.Ростана и Алиса в Борьбе за счастье С.Ковалевской и А.Леффлер (последняя была выбрана Яворской для бенефиса в театре Корша зимой 1894). После первого коршевского сезона Яворская (вместе с подругой Т.Щепкиной-Куперник) снова отправляется в Париж, где знакомится с Э.Ростаном и А.Дюма. (Эти знакомства во многом определили ее дальнейший репертуар.)

актриса яворская княгиня барятинская. x23Javorskaja.jpg.pagespeed.ic.C5Cqn1r q2. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-x23Javorskaja.jpg.pagespeed.ic.C5Cqn1r q2. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка x23Javorskaja.jpg.pagespeed.ic.C5Cqn1r q2.

герб рода Барятинских

В 1894 выходит замуж за морского офицера и литератора князя В.Барятинского. Элегантность и экстравагантность облика, тяга к экзотике и мелодраматизму, жажда пленять, смесь изысканности с банальностью в сочетании с редким трудолюбием вызывали к Яворской всеобщий интерес. Критики же (в том числе А.Амфитеатров) рекомендовали актрисе пожертвовать успехом в труппе Корша и перейти в театр с серьезными конкурентами. Весной 1895 Яворская, участвовавшая в гастролях коршевской труппы в Нижнем Новгороде и Петербурге, была приглашена в только что созданный петербургский театр Литературно-артистического кружка (впоследствии – Театр Литературно-художественного общества им. А.С.Суворина). Первой ролью на этой сцене стала Нора в Кукольном доме Х.Ибсена, постановка Е.Карпова (1895); первым бенефисом – Принцесса Греза Э.Ростана в той же режиссуре (1896, Яворская в заглавной роли Мелиссанды). Спектакль по пьесе Ростана имел успех, однако отзыв Чехова о Яворской в этой роли был безжалостен: «прачка, которая обвила себя гирляндами». Дорожившая ролью Мелиссанды актриса во время московских гастролей Суворинского театра даже обращалась к К.Станиславскому с просьбой поставить Принцессу Грезу заново, но несмотря на уговоры Яворской и Щепкиной-Куперник, режиссер от этого предложения уклонился. В эти годы Яворской были сыграны Магда в Родине Г.Зудермана (1895), Раутенделейн в Ганнеле Г.Гауптмана (1897), Соня в Преступлении и наказании по Ф.Достоевскому (1899) и др.Осенью 1900 вокруг Суворинского театра разгорается скандал, связанный с постановкой юдофобской пьесы В.Крылова и С.Литвина Контрабандисты (первоначальное название Сыны Израиля). Накануне премьеры Яворская демонстративно отказывается от участия в спектакле, а затем покидает театр. После разрыва с Сувориным артистка играет в театре Е.Шабельской (помещался в бывшем театре Неметти на Офицерской), затем арендует его на весенний сезон 1901 и более десятка раз выступает здесь в Орленке Э.Ростана (роль юного герцога Рейхштадтского), переведенном для нее Щепкиной-Куперник.

актриса яворская княгиня барятинская. xLydia Yavorskaya and prince Baryatinsky.JPG.pagespeed.ic.00naA 3iBk. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-xLydia Yavorskaya and prince Baryatinsky.JPG.pagespeed.ic.00naA 3iBk. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка xLydia Yavorskaya and prince Baryatinsky.JPG.pagespeed.ic.00naA 3iBk.

1911 год. С мужем князем Барятинским.

В сентябре 1901 Яворская и Барятинский открыли в зале Кононова на Мойке свой «Новый театр», просуществовавший пять сезонов. Первым спектаклем стала шекспировская Буря, в которой Яворская явилась Ариэлем в декадентском наряде. В эти годы она выступала как в классических, так и в современных ролях (Новый театр предпочитал современный репертуар, преимущественно зарубежный): Антигона в пьесе Софокла, Мелисанда в Пелеасе и Мелисанде М Метерлинка, Ирэна в Когда мы, мертвые, пробуждаемся и Лона в Столпах общества Ибсена, Лулу в Духе земли Ф.Ведекинда, Сафо в пьесе А. Додэ, Акулина во Власти тьмы и Бетси в Плодах просвещения Л.Толстого, Саша в инсценировке горьковского Фомы Гордеева, Заречная в Чайке и Маша в Трех сестрах Чехова, Клеопатра в Антонии и Клеопатре Шекспира и др. На считанные дни опередив суворинский театр, Яворская первая показала инсценировку толстовского Воскресения, сыграв Катюшу Маслову. Труппа Нового театра была нестабильной (в разные годы в ней состояли М.Дарский, Б Неволин, Б.Горин-Горяинов, М.Велизарий, М.Ведринская и др.; режиссировали С.Ратов, Н.Попов). В сезон 1904–1905 Яворская в зале Тенишевского училища организовала филиал своего театра для «молодых сил» под названием «Комедия». Следующий сезон Нового театра отличался тенденциозностью репертуара: Вильгельм Телль Шиллера, Зеленый попугай А.Шницлера, Евреи Е.Чирикова, Деревенская драма Н.Гарина-Михайловского, Хищники А.Писемского и др. Значительное место в репертуаре театра занимали пьесы Барятинского, мужа Яворской.

В 1915 Яворская сделала попытку создать в Петербурге свой театр, однако поставленные здесь Школа злословия Р.Шеридана и Первая пьеса Фанни (Ее первая пьеса) Б.Шоу успеха не имели и театр пришлось закрыть. В 1907–1918 много гастролировала в провинции (Ставрополь, Батум, Воронеж, Тифлис и др.) и за границей (Лондон, Париж, Вена, Глазго, Эдинбург и др.; играла на английском и французском языках). В 1918, после поездки в Америку, жила и работала в Лондоне (Анна Каренина Толстого с ее участием прошла здесь более двухсот раз).

Источник

ЯВОРСКАЯ, ЛИДИЯ БОРИСОВНА

ЯВОРСКАЯ, ЛИДИЯ БОРИСОВНА (урожденная Гюббенет) (1871–1921), русская драматическая актриса. Родилась в Киеве. Отец, Б.Гюббенет, француз по происхождению, служил полицмейстером. Первое выступление Яворской состоялось в феврале 1880 (девятилетняя девочка участвовала в домашнем спектакле). Окончив гимназию, Яворская играла в благотворительных спектаклях, в том числе в постановке режиссера А.Яблочкина Блуждающие огни Л.Антропова. Училась на Драматических курсах Петербургского театрального училища у В.Давыдова (поступление на курсы – 1889), получила отказ на просьбу о приеме в Александринк, уехала в Париж, где год занималась с актером «Комеди Франсез» Э.Го.

актриса яворская княгиня барятинская. 1011279 1279 401. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-1011279 1279 401. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка 1011279 1279 401.

По возвращении в Россию Яворская решила выступить как профессиональная актриса в Товариществе, организованном в летний сезон в Ревеле артисткой и преподавательницей Драматических курсов Н.Васильевой. 23 мая 1893 дебютирует в чеховском Медведе. Далее (до окончания сезона 8 августа) следуют: Евлалия в Невольницах и Отрадина в Без вины виноватых А.Островского, Мария Петровна Елецкая в Вечере в Сорренто И.Тургенева, Поленька в Кручине И.Шпажинского, Готовцева во Второй молодости П.Невежина, Золотницкая в Шиповнике В.Немировича-Данченко, Елена в Женитьбе Белугина Островского и др.

В августе 1893 Яворскую приглашают в московский театр Ф.Корша. Первый успех на московской сцене приносит ей роль в пьесе М.Балуцкого Игра в любовь (Flirt). За два сезона (1893–1895) Яворская сыграла у Корша множество ролей: Ренева в Светит да не греет, Лидия в Бешеных деньгах, Глафира в Волках и овцах Островского, Нина в Друге женщин А.Дюма, Ольга Ранцева в Чаде жизни Б.Маркевича, Оливия в Двенадцатой ночи Шекспира, Вера в Елке В.Немировича-Данченко, Княгиня Имшина в Самоуправцах А.Писемского. Особым успехом пользовались роли: Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма, Катрин Юбш в Мадам Сан-Жен В.Сарду и Э.Моро, Сильветта в Романтиках Э.Ростана и Алиса в Борьбе за счастье С.Ковалевской и А.Леффлер (последняя была выбрана Яворской для бенефиса в театре Корша зимой 1894). После первого коршевского сезона Яворская (вместе с подругой Т.Щепкиной-Куперник) снова отправляется в Париж, где знакомится с Э.Ростаном и А.Дюма. (Эти знакомства во многом определили ее дальнейший репертуар.) В1894 выходит замуж за морского офицера и литератора князя В.Барятинского.

актриса яворская княгиня барятинская. 1012412 0364 301. актриса яворская княгиня барятинская фото. актриса яворская княгиня барятинская-1012412 0364 301. картинка актриса яворская княгиня барятинская. картинка 1012412 0364 301.

Элегантность и экстравагантность облика, тяга к экзотике и мелодраматизму, жажда пленять, смесь изысканности с банальностью в сочетании с редким трудолюбием вызывали к Яворской всеобщий интерес. Критики же (в том числе А.Амфитеатров) рекомендовали актрисе пожертвовать успехом в труппе Корша и перейти в театр с серьезными конкурентами.

Весной 1895 Яворская, участвовавшая в гастролях коршевской труппы в Нижнем Новгороде и Петербурге, была приглашена в только что созданный петербургский театр Литературно-артистического кружка (впоследствии – Театр Литературно-художественного общества им. А.С.Суворина). Первой ролью на этой сцене стала Нора в Кукольном доме Х.Ибсена, постановка Е.Карпова (1895); первым бенефисом – Принцесса Греза Э.Ростана в той же режиссуре (1896, Яворская в заглавной роли Мелиссанды). Спектакль по пьесе Ростана имел успех, однако отзыв Чехова о Яворской в этой роли был безжалостен: «прачка, которая обвила себя гирляндами». Дорожившая ролью Мелиссанды актриса во время московских гастролей Суворинского театра даже обращалась к К.Станиславскому с просьбой поставить Принцессу Грезу заново, но несмотря на уговоры Яворской и Щепкиной-Куперник, режиссер от этого предложения уклонился. В эти годы Яворской были сыграны Магда в Родине Г.Зудермана (1895), Раутенделейн в Ганнеле Г.Гауптмана (1897), Соня в Преступлении и наказании по Ф.Достоевскому (1899) и др.

Осенью 1900 вокруг Суворинского театра разгорается скандал, связанный с постановкой юдофобской пьесы В.Крылова и С.Литвина Контрабандисты (первоначальное название Сыны Израиля). Накануне премьеры Яворская демонстративно отказывается от участия в спектакле, а затем покидает театр. После разрыва с Сувориным артистка играет в театре Е.Шабельской (помещался в бывшем театре Неметти на Офицерской), затем арендует его на весенний сезон 1901 и более десятка раз выступает здесь в Орленке Э.Ростана (роль юного герцога Рейхштадтского), переведенном для нее Щепкиной-Куперник.

В сентябре 1901 Яворская и Барятинский открыли в зале Кононова на Мойке свой «Новый театр», просуществовавший пять сезонов. Первым спектаклем стала шекспировская Буря, в которой Яворская явилась Ариэлем в декадентском наряде. В эти годы она выступала как в классических, так и в современных ролях (Новый театр предпочитал современный репертуар, преимущественно зарубежный): Антигона в пьесе Софокла, Мелисанда в Пелеасе и Мелисанде М Метерлинка, Ирэна в Когда мы, мертвые, пробуждаемся и Лона в Столпах общества Ибсена, Лулу в Духе земли Ф.Ведекинда, Сафо в пьесе А. Додэ, Акулина во Власти тьмы и Бетси в Плодах просвещения Л.Толстого, Саша в инсценировке горьковского Фомы Гордеева, Заречная в Чайке и Маша в Трех сестрах Чехова, Клеопатра в Антонии и Клеопатре Шекспира и др. На считанные дни опередив суворинский театр, Яворская первая показала инсценировку толстовского Воскресения, сыграв Катюшу Маслову. Труппа Нового театра была нестабильной (в разные годы в ней состояли М.Дарский, Б Неволин, Б.Горин-Горяинов, М.Велизарий, М.Ведринская и др.; режиссировали С.Ратов, Н.Попов). В сезон 1904–1905 Яворская в зале Тенишевского училища организовала филиал своего театра для «молодых сил» под названием «Комедия». Следующий сезон Нового театра отличался тенденциозностью репертуара: Вильгельм Телль Шиллера, Зеленый попугай А.Шницлера, Евреи Е.Чирикова, Деревенская драма Н.Гарина-Михайловского, Хищники А.Писемского и др. Значительное место в репертуаре театра занимали пьесы Барятинского, мужа Яворской.

В 1915 Яворская сделала попытку создать в Петербурге свой театр, однако поставленные здесь Школа злословия Р.Шеридана и Первая пьеса Фанни (Ее первая пьеса) Б.Шоу успеха не имели и театр пришлось закрыть. В 1907–1918 много гастролировала в провинции (Ставрополь, Батум, Воронеж, Тифлис и др.) и за границей (Лондон, Париж, Вена, Глазго, Эдинбург и др.; играла на английском и французском языках). В 1918, после поездки в Америку, жила и работала в Лондоне (Анна Каренина Толстого с ее участием прошла здесь более двухсот раз).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *