актриса звонок без грима
Не звони мне, не звони!
Помните вышедшие в начале 2000-х голливудские хорроры «Звонок» и «Звонок 2»? Студия Paramount их не забыла, и она оплатила создание третьей части эпопеи, вдохновленной книгами Кодзи Судзуки и фильмами Хидео Накаты
Мы не можем до выхода ленты в прокат раскрыть все ее тайны, но мы многое можем рассказать о фильме, который возвращает на экран одну из самых жутких злодеек в истории мистических хорроров. Напомним, что цикл «Звонок» повествует о девушке с паранормальными способностями, которая после своей гибели превратилась в мстительный призрак, убивающий всех, кто посмотрел проклятое ею видео.
Предыстория
Люди боятся покойников. Этот страх записан в наших генах, и у него есть научное обоснование. Во-первых, умершие напоминают нам о нашей собственной смертности. Во-вторых, тела покойников могут заражать всевозможными болезнями, даже если умерший скончался не от инфекции. Однако с древнейших времен люди боятся покойников не только по рациональным, но и по иррациональным соображениям. Многие наши предки опасались, что духи умерших будут мстить после смерти или что покойники восстанут из могил, чтобы убивать живых.
В то время как среди славянских народов был особенно распространен страх перед «живыми мертвецами» (вампиры, упыри и так далее), японцы издавна опасались «мстительных духов» – тех призраков, кто так разъярен своей смертью, что вымещает злобу на виноватых и невиновных людях. Обычно речь шла о призраках убитых или вынужденно покончивших с собой. Японская национальная религия синтоизм уделяет большое внимание умиротворению духов природы и духов предков, и умиротворение мстительных духов тоже считалось очень важным занятием синтоистских священников и горных отшельников.
Страх перед мстительными духами в древности был столь силен, что один из самых известных японских богов появился в национальном пантеоне благодаря этому страху. Высокопоставленный политик и блестящий поэт IX века нашей эры Митидзане Сугавара, пострадавший в результате придворного заговора, после смерти был сперва произведен в премьер-министры, а затем наречен «Тендзин» («небесное божество») и объявлен покровителем поэзии, каллиграфии и облыжно обвиненных. Вызвано это было тем, что после смерти Сугавары в имперской столице начались природные катаклизмы, и правительство решило, что дух покойного гневается и что умиротворить его может лишь официальное почитание.
Сугавара принадлежал к правящей верхушке, но для мстительного духа это было совершенно не обязательно. Наоборот, персонажи многих популярных японских историй о привидениях – те, кто при жизни был бессилен. Например, убитая мужем жена или замученная хозяевами служанка. При желании можно провести параллель с гоголевской «Шинелью» – она тоже завершалась посмертной местью «маленького человека», который не смог или не решился бы отомстить при жизни.
Примерно через сто лет после этой истории, в самом начале 1990-х, японский писатель Кодзи Судзуки решил сочинить свой фантастический хоррор. Так как традиционные повествования о мстительных духах к тому времени в Японии многим надоели, Судзуки придумал сюжет, сочетающий национальную традицию с современными техногенными триллерами.
Кодзи Судзуки
Стоит подчеркнуть, что роман Судзуки был в первую очередь псевдомедицинским технотриллером, а уже потом паранормальным хоррором. В частности, Садако фигурировала в основном повествовании лишь в виде скелета, который главный герой находил и хоронил в надежде, что это снимет проклятие. Понятно, никакого эффекта перезахоронение не имело. Вирусу ведь нет дела до того, что происходит с его прежним, умершим носителем.
Изданная в 1991 году книга не произвела особого фурора, но все же четыре года спустя была экранизирована как малобюджетный телефильм «Звонок», позднее переизданный на видео под названием «Звонок: Полная версия» (в видеоверсии были откровенные сцены, и обложка релиза подчеркивала эротизм постановки). Тогда это был сугубо японский феномен, не интересный никому за рубежом и даже в Японии представляющий весьма ограниченный интерес.
Все изменилось в 1998 году, когда начинающий режиссер Хидео Наката превратил «Звонок» в кинофильм. Наката и его сценарист Хироси Такахаси вычеркнули из «Звонка» парапсихические вирусы и прочую медицинскую белиберду и превратили повествование в паранормальный хоррор о мстительном духе, который лично убивает тех, кто видел пленку, на седьмой день после просмотра. Как правило, кошмарный призрак Садако вылезает из телевизоров. Главный герой книги был в фильме Накаты превращен в главную героиню (вариация на популярный в хоррорах мотив «последней девушки»), ключевая для книги и предыдущей экранизации тема изнасилования была начисто исключена (в кинофильме Садако убивал не насильник, а ее отец), а соратник героини оказывался ее бывшим мужем и отцом ее сына.
Кадр из фильма «Звонок», 1998
В результате этих сюжетных изменений и талантливой постановки Накаты новый «Звонок» стал настоящим хитом. Лента быстро превзошла по сборам все ранее снятые японские хорроры, а когда она вышла в прокат Гонконга, то заработала больше, чем даже такие голливудские хиты 1999 года, как «Матрица». Оценки картины тоже были очень лестными – критики хвалили то, как мастерски Наката выстроил не просто пугающее, а интригующее повествование, соединяющее полноценный хоррор с полноценным же детективным расследованием.
В результате в 2002 году студия DreamWorks выпустила американский ремейк «Звонка», снятый будущим режиссером «Пиратов Карибского моря» Гором Вербински. Главную роль в картине исполнила Наоми Уоттс, а Самару Морган (голливудскую Садако) изобразила юная Дейви Чейз, голос Лило в диснеевском мультипликационном цикле «Лило и Стич». Фильм обошелся в 48 миллионов долларов и заработал 249 миллионов, что сделало его одним из самых успешных хоррор-ремейков всех времен. Отчасти успех картины был связан с мастерством Вербински, отчасти с тем, что некоторые традиционные для японского кино сюжетные и визуальные ходы для американской и международной публики были в новинку, и лента воспринималась как оригинальная постановка, а не как наследница многолетней традиции.
Кадр из фильма «Звонок», 2002
Впечатляющие сборы американского «Звонка» вызвали к жизни целую серию западных лент, основанных на японских хоррорах. Среди них, в частности, были «Проклятие» и «Темная вода». В 2005 году выписанный из Японии Хидео Наката снял в Голливуде «Звонок 2», который был сиквелом западного «Звонка» и не имел отношения к японской ленте «Звонок 2», снятой Накатой в 1999 году. Кстати сказать, у японского «Звонка» был еще один сиквел – вышедшая в 1998 году «Спираль», основанная на одноименном романе Кодзи Судзуки (японский «Звонок» и «Спираль» снимались одновременно и независимо друг от друга).
К сожалению продюсеров, американский «Звонок 2», в отличие от хитового японского тезки, собрал лишь 161 миллион долларов при 50-миллионном бюджете. Это было достаточно, чтобы не списывать эпопею в утиль, но недостаточно, чтобы продолжать задействовать больших звезд вроде Уоттс. А так как оценки «Звонка 2» были куда ниже, чем оценки «Звонка», а волна голливудских ремейков японских лент как нахлынула, так и схлынула, то активно работать над вторым сиквелом тогда никто не стал. Эта затея была отложена до лучших времен, и желание погодить лишь усугубилось, когда в 2008 году студии DreamWorks и Paramount разорвали свое финансовое партнерство, и «Звонок» оказался в руках Paramount – студии, которая прежде циклом вплотную не занималась.
Работа над фильмом
Новую жизнь в цикл начали понемногу вдыхать лишь в 2010 году. Тогда пошли разговоры, что продюсеры «Звонка» и «Звонка 2» Уолтер Паркс и Лори МакДональд (супруги и бизнес-партнеры) могут на деньги Paramount вернуть Самару на экран. Речь в то время шла о трехмерной картине «Звонок 3D» без участия Уоттс, и не было ясности, будет ли новая картина сиквелом или приквелом. Очевидно, студия готовила так называемую «мягкую перезагрузку», когда новая серия цикла сохраняет кое-какую связь с предшественницами, но при этом многое делает по-своему и ориентируется на новых зрителей. Именно так был устроен парамаунтовский же блокбастерный «Звездный путь» («Стартрек») Дж. Дж. Абрамса.
Когда организационные вопросы были утрясены, для сочинения сценария был приглашен Дэвид Лоука, параллельно написавший для режиссера Джима Шеридана психологический триллер «Дом грез». Вышедшая в 2011 году картина с участием Дэниела Крэйга, Рэйчел Вайс и Наоми Уоттс провалилась в прокате и удостоилась очень низких оценок. Однако известно, что выпущенная на экраны версия была творением продюсеров, а не режиссера, так что трудно сказать, насколько в этом фиаско виноваты Шеридан и Лоука. Ведущие актеры, кстати, тоже не одобрили окончательный монтаж ленты и даже отказались участвовать в раскрутке «Дома грез».
После Лоуки над сценарием «Звонка 3D», со временем переименованного в «Звонки» и избавившегося от трехмерной картинки, трудился Джейкоб Аарон Эстес, сценарист и режиссер подростковой драмы 2004 года «Жестокий ручей». Окончательную версию текста сочинил Акива Голдсман, сценарист «Клиента», «Игр разума», «Нокдауна», «Кода да Винчи», «Я – легенда» и других нашумевших постановок. Впрочем, на его счету также «Бэтмен и Робин» и «5-я волна».
В 2014 году, после четырех лет работы над сценарием, проект обзавелся режиссером. Им стал испанский постановщик Франсиско Хавьер Гутьеррес, который в 2008 году выпустил понравившуюся многим критикам испанскую ленту «3 дня», рассказывающую о событиях накануне объявленного конца света. С тех пор Гутьеррес пытался получить работу в голливудском проекте. Одно время он возглавлял многострадальный ремейк «Ворона», но не дотянул картину до съемок. И вот наконец его мечта сбылась. Незадолго до начала работы над «Звонками» Гутьеррес спродюсировал американский мистический хоррор «Дом страха», снятый Уиллом Кэноном.
Испанец получил работу летом 2014 года, а уже зимой проект наконец-то начал нанимать актеров. Главную роль получила Матильда Лутц, дочь американца и итальянки. Девушка выросла в Милане, но училась в Америке, так что она свободно владеет английским и итальянским. Тем не менее до «Звонков» Лутц снималась лишь в итальянских постановках. По профессии она актриса и модель. Сейчас она является лицом бренда Miu Miu.
Главную мужскую роль получил британский телевизионный актер Алекс Роу, которого вы могли видеть в «5-й волне». Также в фильме снялись Джонни Галэки из ситкома «Теория большого взрыва», Эйми Тигарден из сериала «Огни ночной пятницы» и «Крика 4», Лора Уиггинс из американского сериала «Бесстыдники» (напомним, что это ремейк одноименного британского шоу) и Винсент Д’Онофрио. Дейви Чейз в роли Самары засветилась во флешбэках, а в большинстве сцен злодейку сыграла акробатка-конторсионистка («женщина-змея») Бонни Морган, способная изгибать свои суставы самым невероятным образом. Ранее она снималась в «Особом мнении» и в «Одержимой», а также изображала Самару в концовке «Звонка 2».
Бонни Морган на съемочной площадке фильма «Звонки»
Помимо выворачивания суставов Бонни Морган в фильме пришлось носить контактные линзы, сложный латексный грим и особое устройство под платьем, которое позволяло Самаре постоянно капать водой (злодейка цикла умерла в колодце). За грим Самары отвечал Арьен Туйтен – ученик знаменитых голливудских спецэффектных гримеров Стэна Уинстона и Рика Бейкера. Бейкер в 2015 году ушел на пенсию и оставил Туйтену свою студию.
Арьен Туйтен на съемочной площадке фильма «Звонки»
Основные съемки фильма проходили в Атланте и ее окрестностях с конца марта по конец мая 2015 года. Дополнительные съемки прошли год спустя, летом 2016 года. Изначально предполагалось, что фильм выйдет в прокат в ноябре 2015 года, но премьера неоднократно переносилась, что и позволило провести дополнительные съемки.
На съемочной площадке фильма «Звонки»
Одно время Paramount надеялась, что на Хэллоуин 2016 года «Звонки» займут то место в студийном расписании, которое ранее принадлежало хоррор-циклу «Паранормальное явление» (последняя, пятая серия «Явления» вышла осенью 2015 года). Но в последний момент студия испугалась конкуренции с лентой Universal «Уиджи. Проклятие доски дьявола» и перенесла премьеру «Звонков» на февраль 2017 года.
Персонажи «Звонков»
Кадр из фильма «Звонки» (Джулия)
Джулия – главная героиня фильма. Она попадает под действие проклятия «Звонка», когда смотрит проклятое «видео Самары» на своем лэптопе. Не собираясь сдаваться на милость призрака, она судорожно пытается раскрыть тайну видео в течение отведенных ей семи дней. Джулию сыграла Матильда Лутц.
Кадр из фильма «Звонки» (Холт)
Холт – главный герой фильма и бойфренд Джулии. Как и его девушка, Холт пытается разгадать тайну «видео Самары». Холта сыграл Алекс Роу.
Кадр из фильма «Звонки» (Самара)
Самара – главная злодейка фильма. При жизни девочка с паранормальными способностями, Самара была убита ее приемной матерью, которая не могла больше терпеть кошмары, которые Самара парапсихически проецировала ей в голову. После смерти Самара превратилась в мстительного призрака. Она использует проклятую ею видеозапись, чтобы «привязываться» к жертвам и убивать их по истечении семи дней. Самара умерла в колодце, и потому ее призрак является насквозь промокшим. Самару сыграла Бонни Морган.
Кадр из фильма «Звонки» (Гэбриэл)
Гэбриэл – профессор, который помогает Джулии и Холту в их изысканиях по поводу «видео Самары». Гэбриэла сыграл Джонни Галеки.
Ожидания
Судя по тому, что Paramount не выпустила «Звонки» на прошедший Хэллоуин, студия не очень верит в картину, но все же надеется, что фильм по крайней мере окупится, если выйдет не в сезон хорроров, в качестве «контрпрограммирования» для зимнего кино. Действительно, пик популярности хорроров в японском стиле на Западе прошел, однако «Звонок» все еще неплохо помнят, и новая лента может заинтересовать как минимум ярых поклонников жанра.
Судя по обилию в титрах молодых и привлекательных актеров, известных по телесериалам, картина ориентирована на молодежь – то есть на тех, что был слишком юн, чтобы посмотреть в кино «Звонок» 2002 года. Посмотрим, сыграет ли эта ставка и станут ли «Звонки» удачной «мягкой перезагрузкой» цикла.
В любом случае трудно поверить, что «Звонки» окажутся столь же удачными, как «Звонок». Ведь фильм Вербински во многом держался на сюжетной интриге и неизвестности, а мы сейчас знаем о Самаре если не все, то очень многое, и заинтриговать нас будет трудно. В этот колодец можно залезть всего один раз!
Угадай кто: 100 впечатляющих гримов звёзд Голливуда
Натали Портман, «Призраки Гойи»
Хавьер Бардем, «007: Координаты «Скайфолл»
Элегантный злодей Сильва с причудливой прической и вставной челюстью — достойный противник Джеймса Бонда. Великолепная фигура этого маньяка вызывает восхищение зрительниц, в нем чувствуется какая-то первобытная сила. Хавьер Бардем когда-то выступал в мужском стриптизе и работал вышибалой. Видимо, навыки прошлого хорошо пригодились для новой роли. И получилась эдакая смесь шарма, злодейства, кровожадности героя. По словам Хавьера, в его новой творческой маске самой неудобной была одна деталь — вставная челюсть.
Джон Траволта, «Лак для волос»
Год с лишним Джона уговаривали надеть накладки, огромное женское платье, напоминающее балахон. А потом еще чуть-чуть, чтобы в этом образе он лихо станцевал. В итоге такой обаятельной толстушки, как Эдна Тернблад, на экране еще не было. Ее жизнерадостный танец остался у всех в памяти. «Мне долго пришлось бороться со своим мужским эго, чтобы сняться в этой роли», — признался как-то в одном из интервью Джон Траволта.
Джаред Лето, «Далласский клуб покупателей»
Он целый месяц держался на одной воде и совсем отказался от пищи. Таким образом, Джаред превратился в настоящего доходягу, а искусно наложенный грим и огромные очки на очень похудевшем лице окончательно «довели» его до экранного образа транссексуала, больного СПИДом.
Сигурни Уивер, «Белоснежка: Страшная сказка»
Мишель Пфайффер, «Звездная пыль»
Колдунья Ламия в исполнении Мишель — злобная и отвратительная старуха, которая уже дышит на ладан, но пытается вернуть былую красоту. Иногда это ей удается. И тогда перед нами предстает ослепительная Мишель Пфайффер. Тут уж к гадалке не ходи, чтобы понять, почему старуха Ламия так охотится за источником молодости.
Дастин Хоффман, «Тутси»
Бедному Хоффману пришлось испытать немало болезненных косметических процедур и провести в гримерной по нескольку часов в день, чтобы войти в образ неподражаемой Дороти Майклз. Кстати, название фильма предложил сам Дастин: так звали собаку его матери.
Робин Уильямс, «Миссис Даутфайр»
Пожилая гувернантка миссис Даутфайр, сыгранная знаменитым актером, полюбилась миллионам зрителей. Интересно, что грим Робина Уильямса состоял из восьми отдельных частей.
Марлон и Шон Уэйанс, «Белые цыпочки»
Темнокожие братья сыграли здесь обольстительных блондинок. Получилось очень смело и забавно. Правда, у Шона Уэйанса началась аллергия на латекс. И гримерам пришлось сменить латексную кожу на силиконовую. Вот по этой причине Шон казался гораздо полнее своего брата.
Кристиан Бейл, «Машинист»
Голливудской звезде пришлось для полной достоверности нового экранного образа прибегнуть к испытанному методу — диете. В результате Кристиан Бейл похудел аж на 30 килограммов. Затем свою работу сделали гримеры: его герой Тревор Резник — живой скелет, находящийся на грани сна и реальности, — вызывал у зрителей неподдельный страх.
Шарлиз Терон, «Монстр»
Благодаря отличному гриму трудно узнать в агрессивной и мужеподобной уличной проститутке Эйлин Уорнс красавицу Шарлиз Терон. Актриса с блеском сыграла эту роль и получила первого «Оскара». Во время съемок голливудская звезда пошла на определенные жертвы. Чтобы набрать лишних 13 килограммов для новой роли, ей каждый день в прямом смысле слова приходилось давиться тортами и эклерами…
Николь Кидман, «Часы»
Папарацци не узнавали ее в новом образе. Николь даже за пределами съемочной площадки носила накладной нос как у ее персонажа — британской писательницы Вирджинии Вульф. И фотографы кусали себе локти: после недавнего развода с Томом Крузом им так хотелось получить сенсационные снимки. А Николь Кидман тем временем ради новой роли научилась писать левой рукой.
Стив Кэрелл, «Охотник на лис»
Мрачная, зловещая внешность актера потребовала лишь небольшого вмешательства художника по гриму. Остальное для роли Дюпона довершил сам Стив Кэрелл, точнее, его талант и умение творчески перевоплощаться. По восторженным откликам критиков, Стив Кэрелл великолепен не только в традиционных комических ролях, но и имеет недюжинный драматический талант.
Марион Котийяр, «Жизнь в розовом цвете»
Красавице Марион пришлось на съемках туго. Чтобы сыграть Эдит Пиаф и быть похожей на нее, она срезала часть волос и сбрила брови, подрисовав их позже черным карандашом. А в конце съемок Котийяр проводила в гримерной по пять часов: надо было точно и достоверно изобразить на экране постаревшую Эдит Пиаф. За эту роль Марион заслуженно получила «Оскара».
Мила Кунис, «Оз: Великий и Ужасный»
Злая ведьма Запада получилась у Милы страшной и коварной. А всему виной был грим: зеленый цвет кожи, кривые зубы, крючковатый хищный нос, желтые линзы сделали из милой и привлекательной девушки настоящего монстра.
Том Круз, «Солдаты неудачи»
Вечного героя боевиков заменили на голливудского богача с имперскими замашками, который бравирует пивным животом и сверкающей как глобус лысиной. Таков миллиардер Гроссман в исполнении Тома Круза. Мало того, в одном из эпизодов он еще и танцует. Любопытно, что танец для пущей актерской убедительности предложил сам Круз.
Сальма Хайек, «Фрида»
Сходство героини фильма с историческим персонажем было настолько поразительно, что племянница Фриды подарила актрисе ожерелье художницы. Эту роль очень хотела сыграть Мадонна, но ей вежливо отказали.
Рэйф Файнс, «Гарри Поттер и дары смерти»
Почти безносый и совершенно лысый Волан-де-Морт, которого великолепно сыграл Рэйф Файнс, вызывает ужас и отвращение. Бедному Гарри Поттеру придется нелегко в борьбе с таким противником, который очень умен и хладнокровен.
Джина Дэвис, «Битлджюс»
Зеленеющая и стареющая буквально на глазах Барбара, которая вот-вот превратится в скелет, — не самая лучшая роль Джины Дэвис. Это отметили многие специалисты кино. Тем не менее фильм был удостоен «Оскара» за лучший грим.
Дэрил Ханна, «Бодрость духов»
Полуразвалившаяся старуха, от которой отдает могильным духом, просит у героя фильма последнего страстного поцелуя. Узнать в гриме обаятельную Дэрил конечно же невозможно. Одно лишь утешает, что до этого в образе призрака Мэри она являлась кавалеру молодой и красивой. Грим, однако, не спас Ханну от «Золотой малины» — приза в номинации «Худшая актриса второго плана».
Хелена Бонэм Картер, «Франкенштейн Мэри Шелли»
Убитый горем известие о смерти своей невесты доктор Франкенштейн решает ее вновь оживить. Естественно, от былой красоты и нежности девушки ни осталось и следа. А грим Хелены Бонэм Картер получился крайне жутким.
Уиллем Дефо, «Тень вампира»
Вампир Макс Шрек в исполнении Уиллема Дефо просто наводил шорох на съемочной площадке: не осталось ни одного участника, кто не был бы шокирован его появлением. Кстати, эту роль готовили специально для Дефо. Страшный и ужасный вампир приглянулся продюсерам фильма «Человек-Паук», в котором позже актер отлично вошел в образ Зеленого Гоблина.
Джон Легуизамо, «Спаун»
Жирный клоун с отвратительными манерами и черным юмором запомнился многим зрителям. Его образ полностью вписывается в сатанинскую атмосферу фильма. Талант Джона Легуизамо поистине многогранен, он может играть любые роли. Любопытно, что в детстве юный Джон считал себя Сатаной, и его бабушка, посмотрев фильм «Изгоняющий дьявола», устроила внуку обряд сантерии — очищения от дурных помыслов. Она обмазала мальчика с ног до головы сырым яйцом, а затем натерла чесноком и лимоном.
Роберт Инглунд, «Кошмар на улице Вязов»
Фредди Крюгер в своем свитере красно-зеленого цвета — это ужас на все времена. И представить Роберта Инглунда в другом образе, скажем доброго волшебника, — просто кощунственно. Интересно, что этот фильм спас студию «New Line Cinema» от полного банкротства. Позже ее стали называть «домом, который построил Фредди».
Мартин Лоуренс, «Дом большой мамочки»
Большая Мамочка — Малкольм Тернер, можно сказать, заполнила своим образом и весом весь экран. Судя по гриму и костюму, Мартину Лоуренсу пришлось несладко. Изображать могучую, пышную женщину в пару сотен килограммов — очень трудная задача.
Джим Керри, «Гринч – похититель Рождества»
За время съемок Джим Керри люто возненавидел за неудобство желтые контактные линзы. Он проводил в гримерной каждый день по три часа, и надо признать, что образ зеленого и волосатого Гринча получился на славу.
Даг Джонс, «Лабиринт Фавна»
На съемках Даг тратил целых четыре часа, чтобы влезть в костюм Бледного Человека, а потом еще столько же смотрел на окружающий мир через носовые отверстия своего героя. Потому что на лице его персонажа не было глаз. В этом фильме Даг Джонс сыграл несколько образов, каждый из которых был ужасным, отвратительным и очень запоминающимся.
Эмма Томпсон, «Моя ужасная няня»
На образ няни Матильды Макфи художники, похоже, не пожалели грима. Они с помощью накладного носа, накладных бородавок и бровей превратили голливудскую звезду в настоящую уродину. Одно радует: в конце фильма она предстает во всем своем прежнем блеске.
Хит Леджер, «Темный рыцарь»
Джокер в исполнении Хита Леджера, наверное, остается самым ярким образом в голливудском кино. Келоидные шрамы из силиконовых накладок, специальные средства, которые растягивают рот в зловещей улыбке, белая клоунская краска, размазанная по лицу, — вот и получился жуткий психопат-убийца. Добавим сюда еще грязный фиолетовый пиджак с брюками, перчатки в тон одежде, чтобы окончательно убедиться в этом. Хит Леджер посмертно был награжден премией «Оскар».
Тим Карри, «Оно»
Весельчак-клоун в мгновение ока становится ужасным монстром. С помощью грима и актерского мастерства Тим Карри «привил» нам отвращение к таким клоунам, внешняя доброжелательность которых оборачивается жестокостью и маниакальной страстью к убийствам.
Рон Перлман, «Хеллбой»
Хвост, подпиленные рога и кожа кирпично-красного цвета Хеллбоя нисколько не смутили зрителей. Им очень понравился благородный демон с необычным чувством юмора. Сам актер признается, что с нетерпением ждал готового фильма. Ему так хотелось увидеть свой хвост…
Гэри Олдман, «Ганнибал»
Не лицо, а кусок изуродованного мяса, — вот что представлял образ жертвы Ганнибала Лектера, в котором вообще не узнать блистательного Гэри Олдмана. Очень толстый слой грима, искусно наложенный на лицо Олдмана, вполне решил эту задачу.
Джонни Депп, «Черная месса»
Чтобы получить образ знаменитого мафиози, гримеры сканировали голову Деппа. И по результатам этой процедуры создали силиконовые накладки подходящей плотности, которые позволили состарить лицо актера и придать ему заостренные, хищные черты.
Дженнифер Лоуренс, «Люди Икс»
Дженнифер в образе Мистик обольстительна и сексуальна. И в этом нет ничего удивительного: в течение шести часов опытные гримеры накладывали на определенные участки обнаженного тела силиконовые чешуйки, а потом из пульверизаторов наносили краску различных оттенков в несколько слоев. Когда же актриса облачилась в ультратонкий костюм, все мужчины на съемочной площадке восхищенно ахнули.
Эдди Мерфи, «Чокнутый профессор»
Он сыграл в этом фильме семь ролей. Поэтому на объемный грим ушло несколько суток. Эдди Мерфи стоически переносил трудности. «Чокнутому профессору» вообще пришлось бы туго, если бы дублер Вирджил Картер не взял на себя часть актерской работы.
Брэд Питт, «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Голову старого Баттона полностью сделали на компьютере. А на образ дряхлого младенца Бенджамина гримеры потратили немало времени, чтобы все выглядело убедительно.
Дэнни Де Вито, «Бэтмен возвращается»
Грим знаменитого актера был настолько страшен, что чуть ли не до смерти напугал обезьянку, которая по ходу фильма должна была доставить письмо Бэтмена Пингвину. И понадобилось несколько дублей, чтобы бедное животное преодолело страх и приблизилось к Дэнни.
Ник Стал, «Город грехов»
Оказывается, кожа Желтого Ублюдка на самом деле была синей. Но с помощью определенных технических эффектов на экране этот образ в исполнении Ника Стала выглядел так, как и было задумано. Кстати, из-за густо наложенного грима актер на площадке никого не слышал.
Микки Рурк, «Город грехов»
Микки Рурк с его боксерским прошлым был отличной кандидатурой для роли Марва. И он одним из первых был приглашен для съемок. Благодаря мастеру по созданию специального грима Грега Никотеро роль Марва получилась просто блестящей.
Кристофер Уокен, «Сонная Лощина»
Призрачный всадник, похоже, не потребовал особых усилий гримера. Нет головы — нет проблем. За все время герой Кристофера Уокена произносит слова типа «ха!» и «ш-ш-ш-ш». Последнее он произносит, когда останавливает лошадь.
Камерон Диас, «Быть Джоном Малковичем»
В образе Лотти не узнать зажигательную Камерон: об этом слабо иногда напоминает ее знаменитая улыбка. Наложенный грим, растрепанные каштановые кудри (вместо прежних белокурых волос), растянутый едва ли не до колен свитер дают нам образ девушки, которую сильно мучают собственные комплексы.
Майк Майерс, «Остин Пауэрс»
Четыре роли, которые сыграл Майк, вызывают у зрителей смех и симпатии. Гримеры постарались «наградить» Остина Пауэрса очень волосатой грудью и спиной, придав его лицу с помощью только им известных средств знаменитое простодушное выражение.
Уорвик Дэвис, «Лепрекон»
Рост голливудской звезды составляет 88 сантиметров, но это обстоятельство нисколько не убавило его актерской славы. Образ Лепрекона, сыгранный Уорвиком, вошел в мировую классику ужасов. Стоит отметить, что на подготовку грима уходило по несколько часов в день.
Тим Рот, «Планета обезьян»
Тиму Роту, сыгравшему роль коварного и умного генерала Тэйда, пришлось изучать пластику и особенности движения обезьян. О гриме актера (как и всего творческого состава) можно судить по результату: фильм за великолепную работу художников был удостоен «Оскара».
Дэйви Чейз, «Звонок»
Самара Морган (Дэйви Чейз) в ужасном темном парике с изуродованным лицом была признана в свое время в номинации канала МТV лучшей злодейкой. До сих пор образ самой страшной девочки в мире будоражит и пугает зрителей даже после того, как они повторно просматривают этот фильм.
Гвинет Пэлтроу, «Любовь зла»
Хрупкая и изящная Гвинет мужественно перенесла все трудности съемок фильма. Таскать на себе толстый слой грима и утолщающий комбинезон было невероятно тяжело. Но Пэлтроу блестяще справилась со своей творческой задачей: ее толстушка Розмари была неподражаемой.
Майвенн Ле Беско, «Пятый элемент»
Причудливый грим Дивы Плавалагуны и ее ария, созданная на компьютере, внесли в фильм «космическую» необычность и оригинальность. Майвенн признавалась, что еще никогда ее так не разукрашивали, чтобы достичь желаемого результата.
Сэльма Блэр, «Грязный стыд»
Сэльма в этом фильме примерила на себя грудь чудовищных размеров, как того и требовал режиссер. И образ ярко накрашенной стриптизерши (постарались гримеры!) получился, с одной стороны, забавным, а с другой — очень сексуальным.
Наоми Гроссман, «Американская история ужасов»
Для этой роли Наоми побрилась наголо и позволила сделать себе очень непривлекательный грим. И образ несчастной героини Пеппер получился достоверным и ярким. По словам актрисы, она почему-то получала больше комплиментов, когда играла в кино некрасивых женщин.
Роберт Дауни – младший «Солдаты неудачи»
Сумасшедший темнокожий Кирк Лазерус — необычная роль Дауни-младшего. Он был загримирован так, что его не узнавали в фильме даже близкие и родные. Кстати, за эту роль актер выдвигался на «Оскара».
Тильда Суинтон, «Отель «Гранд Будапешт»
Для роли мадам Селин-Вильнев Дегофф-унд-Таксис или просто мадам Д. гримеры состарили актрису примерно на три десятка лет. Обвисшая кожа лица, покрытая пигментными пятнами, линзы в глазах, создающие эффект слепоты, — вот образ героини фильма. Заметим, что Суинтон в очередной раз продемонстрировала отменный дар перевоплощения, сумев блестяще сыграть андрогинную старуху.
Ванесса Энн Хадженс «Подари мне убежище»
Актриса для этой роли съедала в день по несколько брикетов мороженого, чтобы экстренно набрать лишний вес, обрезала себе волосы и всячески старалась выглядеть изможденной женщиной, которую изрядно потрепала жизнь. Конечно же гримеры приложили все усилия, чтобы красивая девушка Ванесса превратилась в настоящую обитательницу приютов и ночлежек.
Энн Хэтэуэй, «Отверженные»
Для роли фабричной девушки Фантины понадобился целый арсенал специальных приспособлений и аксессуаров: контактные линзы, специальные пластины, которые имитировали гнилые зубы, всевозможные парики. И, конечно, актриса постаралась и довела себя практически до истощения. Но ее страдания были вознаграждены «Оскаром» за лучшую женскую роль.
Джейми Фокс, «Солист»
Для полной достоверности образа музыканта Натаниэля актер даже подтачивал свои зубы. Он справедливо полагал, что у грязного бездомного парня, который ходит в тряпье и катит перед собой тележку с хламом, никак не может быть здоровых зубов.
Джозеф Гордон-Левитт, «Петля времени»
То, что актер был разительно похож на молодого Брюса Уиллиса, — заслуга известного гримера Казухиро Цудзи. По словам Джозефа, когда мама и его лучший друг пришли на съемки, произошло нечто невероятное. С первого раза они даже его не узнали…
Джонни Ноксвилл, «Несносный дед»
Роль неспокойного, можно сказать, неуемного деда Ирвинга Зисмана сыграл актер, который вдвое моложе своего персонажа. Седина, глубокие морщины, походка и костюмы сделали Джонни настоящим стариком.
Билл Найи, «Пираты Карибского моря»
Один из самых ярких злодеев пиратской эпопеи — капитан Дэйви Джонс, которого сыграл Билл Найи. Его борода состоит из щупалец, под шляпой скрывается получеловек-полуосьминог. Вдобавок он еще безносый и дышит через отверстие левой скулы. Левая рука у капитана — клешня омара, правая нога — клешня краба, в общем, в результате такого грима Билл чувствовал себя ходячим морепродуктом.
Гленн Клоуз, «Таинственный Альберт Ноббс»
Образ женщины, маскирующейся под мужчину Альберта Ноббса, потребовал сложного грима. Для правдивости было недостаточно только мужского костюма и прочих атрибутов. Поэтому художник по гриму постарался использовать все средства, чтобы в Альберте не признали Гленн Роуз.
Эрик Штольц, «Маска»
Лицо, похожее на львиную маску, гримеры создавали долго, работа шла тяжело. Но игра стоила свеч: образ, сыгранный Эриком Штольцом, впечатлил зрителей. Экранный Рокки, несмотря на уродливость, вызывал симпатии и сочувствие.
Бенисио дель Торо, «Человек-волк»
По словам актера, нанесение грима Человека-волка было сродни магии и каждый раз, посматривая в зеркало, он узнавал свою собаку. И немало трудов стоило избавиться от подобного грима: Бенисио после съемок почти стер лицо скрабом.
Майкл Джексон, «Триллер»
Вначале он милый парень, потом оборотень и, наконец, зомби. Три образа под пение, музыку и танцы, сыгранные Майклом Джексоном, пользовались бешеной популярностью. Видимо, гримеры, вдохновленные талантом знаменитого певца, даже превзошли себя, выполнив свою работу на высшем творческом уровне.
Эрик Бана, «Звездный путь»
Накладной макияж, различные татуировки и прочие гримерские штучки сделали из актера настоящего злодея по имени Неро. И все было не зря: Бана получил мировую славу, а фильм за лучший грим удостоился «Оскара».
Колин Фаррелл, «Ночь страха»
Симпатичный Джерри превратился в кровожадного вампира за счет протезированного грима, контактных линз, зубных накладок, накладных ушей, перчаток и лицевой маски. Режиссер фильма был поражен терпением Колина Фаррелла, который не проявил ни тени неудовольствия выпавшими на его долю нагрузками.
Эмбет Дэвидц, «Армия тьмы»
Шейла должна была соответствовать мрачной обстановке фильма, заполненной колдовством, ходячими мертвецами и прочей нечистью. Подруга главного героя, по замыслу создателей картины, должна была быть «лучом света в темном царстве». С помощью грима и естественной красоты Эмбет Дэвидц им это удалось.
Лорна Рэйвер, «Затащи меня в ад»
Старая отвратительная цыганка Сильвия Гануш, вызывающая настоящее омерзение и страх, — вот образ, сыгранный Лорной Рэйвер и надолго запомнившийся миллионам зрителей. В особенности когда она снится главной героини фильма Сильвии в виде разлагающейся старухи, изо рта которой вываливаются могильные черви. Похоже, с последним художники по гриму и создатели фильма явно переборщили…
Дженнифер Энистон, «Торт»
Дженнифер с темным цветом волос, отказавшись от макияжа, позволила гримерам нарисовать на ее лице и шее глубокие шрамы. Этого было достаточно, чтобы образ Клэр Симмонс получился ярким и убедительным.
Мэрилин Мэнсон
Больший шок Мэнсон вызывает, когда появляется на публике без грима. Оказывается, вполне нормальный и даже, можно сказать, симпатичный парень. Но уж слишком простой.
Борис Карлофф, «Франкенштейн»
Художник по гриму Джек Пирс дал полную волю своему творческому воображению. Он вставил знаменитые болты в шею актера, увеличил надбровные дуги, сделал лоб Бориса высоким и легким штрихом изобразил швы. И образ чудовища Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа вошел навечно в историю мирового кино.
Джеймс Макэвой, «Хроники Нарнии»
Фавн мистер Тумнус — одна из лучших ролей Макэвоя. И надо заметить, что гримировать актера было совсем не сложно: ему слегка подправили нос и приделали рожки с ушками. Кстати, при первом появлении хрупкого и невысокого Джеймса на съемочной площадке кто-то пошутил, что он похож на человеческий вариант олененка Бэмби.
Арнольд Шварценеггер, «Терминатор»
За все время фильма Терминатор произнес 17 предложений. Однажды Арнольд зашел в ресторан пообедать и заметил довольное странное отношение посетителей и официантов. Оказывается, с актера забыли снять грим Терминатора и он сел за столик с лицом, на котором не было одного глаза и виднелась сломанная челюсть.
Роберт де Ниро, «Франкенштейн»
На создание образа монстра Франкенштейна, которого играл звездный актер, гримеры, видимо, бросили все свои творческие силы. И он получился чудовищно страшным и убедительным. А фильм за великолепный грим был удостоен «Оскара».
Джек Николсон, «Бэтмен»
Знаменитая застывшая улыбка Джокера — это результат грима, когда на лицо накладывают искусственные уголки губ и щеки. Плюс привычные атрибуты зловещего персонажа — зеленые волосы, красные губы, дорогой фиолетовый костюм и такого же цвета перчатки.
Анжелика Хьюстон, «Ведьмы»
Великая Верховная Ведьма в исполнении Анжелики красива, коварна и обольстительна. Но в финале фильма она превращается в омерзительное существо, на образ которого, наверное, потратили больше грима, чем в начале картины.
Сьюзан Сарандон, «Зачарованная»
Злобная королева Нарисса из сказочного мультипликационного мира попадает в общество людей и превращается в блистательно красивую женщину. Но злая сущность ведьмы все же берет верх, поэтому несколько раз можно увидеть актрису в образе не самой милой и симпатичной старушки.
Майкл Китон, «Битлджус»
По словам Тима Бертона, он очень хотел, чтобы на лице Майкла были плесень и мох, как будто он только что выполз из-под камня. Гримеры так и сделали. И Битлджус с его черным юмором и необычной внешностью стал культовым киногероем.
Родриго Санторо, «300 спартанцев»
Великолепный костюм царя Ксеркса изготовили из металла, и он состоял из восемнадцати различных частей с использованием настоящих драгоценностей. А двенадцать пирсинг-проколов лишь добавили образу, сыгранному Родриго Санторо, восточного шарма.
Винсент Донофрио, «Клетка»
Маньяк Карл Старгер по ходу фильма пребывает в нескольких ипостасях. И в каждой он выглядит отвратительно и ужасно. Удачно подобранный грим лишь усилил впечатление, а финальный дьявол выглядел крайне устрашающе.
Моника Беллуччи, «Братья Гримм»
Сидящая в своем замке старуха с седыми космами, с испещренным глубокими морщинами уродливым лицом и гигантскими ногтями — один из образов, сыгранных красавицей Моникой Беллуччи. Впрочем, сама Моника признавалась, что не боится стареть и ей было очень интересно увидеть себя старой.
Даг Брэдли, «Восставший из ада»
Пинхед, гвоздеголовый ксенобит, которого сыграл Брэдли, — это причудливый образ, возникший из глубин темного мира. Любопытно, что Даг был очень расстроен тем, что ему так и не удалось наладить дружеских отношений с партнерами. Но иначе и быть не могло: никто из актеров не видел Брэдли без грима Пинхеда.
Аарон Экхарт, «Темный рыцарь»
Чтобы роль Харви Двуликого получилась более яркой и убедительной, Экхарт изучал реальные случаи раздвоения личности. Вначале для экранного образа был разработан сложный пластический грим, который очень понравился актеру. Однако потом было решено создать сожженную часть лица Двуликого с помощью компьютерной графики.
Сара Мишель Геллар, «Баффи – победительница вампиров»
Главная воительница с нечистью пару раз за сериал превращалась в своего неприятеля. Но гримеры старались сохранить обаяние и привлекательность Баффи — ведь это было временное превращение, вскоре девушка вновь возвращалась на сторону добра.
Рэй Парк, «Звездные войны: Эпизод 1 — Призрачная угроза»
Признать в сложном гриме Дарта Мола — темного владыки ситхов — актера Рэя Парка почти невозможно. Да и световым мечом он машет отменно. Видимо, сказались прошлые навыки: в шестнадцать лет Парк выиграл чемпионат Великобритании по боевым искусствам. Впрочем, у Рэя Парка на счету огромное количество ролей различных монстров, и кроме того, он один из самых известных голливудских каскадеров.
Леонардо Ди Каприо, «Дж. Эдгар»
Для этой роли было использовано около 80 костюмов. Различные парики, накладки, седые волосы, накладной нос, гипсовая маска на все лицо — именно таким был «арсенал» грима, с помощью которого был создан образ одного из могущественных людей Америки.
Аль Пачино, «Дик Трейси»
Внешность Громилы в фильме была создана по наброскам Аль Пачино. Он решил отойти от традиций известного комикса, и поэтому известный злодей в его исполнении получился хищным и более ярким, чем прежний — эдакий толстячок с острым носиком.
Джон Херт, «Человек-слон»
Любопытно, что грим Джона Херта создали на основе представленного в частном музее Королевской больницы Лондона гипсового слепка тела Джозефа Меррика. Именно этот знаменитый британец описал историю своей жизни, которая легла в основу фильма. Кстати, на работу с гримом уходило по 12 часов в день.
Марк-Андре Гронден, «Человек, который смеялся»
Специальную маску для звездного актера готовили несколько месяцев. Но все равно черты лица Гуинплена, как это ни парадоксально звучит, получились привлекательными.
Мэрил Стрип, «Железная леди»
По словам звезды, накладки грима состояли из маленьких кусочков. Это позволяло актрисе сохранить свободу мимики, не было ощущения скованности, когда она играла роль Маргарет Тэтчер.
Стив Мартин, «Роксана»
Художникам по гриму пришлось поработать только над носом главного героя. И актеру оставалось лишь проявить свой талант. Кстати, Стив Мартин был сценаристом и исполнительным продюсером фильма.
Кристина Риччи, «Пенелопа»
Для этой роли гримеры изготовили накладной нос в форме пятачка, который красовался на лице актрисы. Но это обстоятельство нисколько не смущала Кристину: свою роль она сыграла просто превосходно.
Линда Блэр, «Изгоняющий дьявола»
Работа над сложным гримом отнимала много времени. Поэтому, чтобы развлечь Линду, напротив нее установили телевизор. Интересно, что знаменитую «паучью походку» одержимой девочки выполняла настоящая акробатка.
Хью Грант, «Облачный атлас»
В фильме актер сыграл шесть ролей! Но все же самой яркой стала роль вождя племени Конов: разукрашенного татуировками Хью Гранта узнали не все зрители и поклонники.
Джефф Голдблюм, «Муха»
Гримерам удалось создать образ Мухи — отвратительного и мерзкого существа. Они решили очень трудную задачу — поэтапно и талантливо изобразить процесс превращения человека в огромное насекомое. Кстати, фильм за лучший грим получил заслуженного «Оскара».
Мел Гибсон, «Человек без лица»
Этот специальный грим для Мела Гибсона создал один из лучших специалистов Голливуда Грег Кэнном. Благодаря мастерской работе половина лица главного героя картины выглядела настоящим чудовищным ожогом.
Анджелина Джоли, «Малефисента»
Фотошоп, протезы скул, цветные линзы, алая помада и белая пудра сделали из Анджелины Джоли неподражаемую волшебницу Малефисенту. По словам звезды, главной деталью ее экранного облика были кожаные рога, которые гримеры превратили в продолжение тела, закрепив их с помощью волос Анджелины.
Милла Йовович, «Обитель зла»
Не так давно актриса похвасталась съемками в очередной части знаменитой зомби-эпопеи и шокировала своим снимком… в образе старухи. Как объяснила сама Милла, в новом фильме ее героиня Эллис столкнется с самой собой в будущем. И, кстати, чтобы привести Йовович в такой вид, гримерам понадобилось четыре часа.
Филип Фридман, «Астрал»
Старуха-призрак — один из самых страшных и неожиданных персонажей фильма — был блестяще сыгран актером-мужчиной. Конечно же свою лепту в успех Филипа Фридмана внесли и гримеры, которые создали образ-ужастик. Как признавался сам режиссер фильма Джеймс Ваан, он специально доверил играть роли зловещих женщин-призраков исключительно мужчинам. Так образы получились более жесткими и страшными.
Райан Рейнольдс, «Росомаха»
Гримеры очень постарались, чтобы даже родная мама и армия поклонников не признали в образе Уэйда Вилсона обаятельного красавца Райана Рейнольдса. Они просто превратили его в озлобленную безмолвную жертву опытов. А сам актер радовался этой роли как ребенок.
Хьюго Уивинг, «Первый мститель»
Красный Череп будет противостоять первому мстителю, пугая того отлично сделанной гримерами маской. Этот образ удивительно подошел Хьюго Уивингу, который выглядит по-настоящему воинственным и страшным.
Рэйчел Вайс, «Константин»
Главной героине Анджеле предстоит бороться за душу своей погибшей сестры-близняшки. В этом ей помогает охотник за всякой нечистью Джо Константин в исполнении Киану Ривза. Борьба заходит слишком далеко, и антихрист решает выбрать временным пристанищем тело Анджелы. Вот эти жуткие превращения и сцены одержимости предстояло воплотить в жизнь гримерам. Впрочем, им это удалось, и красотка Рэйчел Вайс превращается в очень неприятное существо. Но к счастью, временно.
Джон Малкович, «На линии огня»
Маньяк-психопат в исполнении голливудской звезды благодаря удачному гриму и таланту актера вызывает у нас чувство омерзения. Он умен, хладнокровен и подобен гремучей змее, готовой смертельно ужалить в любой момент.