актрисы фильма без границ
Рецензия на фильм «Без границ»
Романтическая комедийная антология о международных связях впечатлила одной новеллой и разочаровала тремя другими
Трейлер
Нападающий сборной России застревает в московском аэропорту по вине таможенника-болельщика, раздосадованного не забитым пенальти. Неудачливый армянский музыкант внезапно узнает, что у него есть взрослый сын и что парень со своей девушкой вот-вот прилетит в Ереван. Пожилой работник грузинского кладбища влюбляется в женщину, ухаживающую за могилой мужа. Сын московского миллионера заключает с приятелем пари, что соблазнит первую попавшуюся девушку, не демонстрируя свое богатство. Однако красавица, которую он выбирает, оказывается слепой с рождения.
Кадр из фильма «Без границ»
Помните антологическую романтическую трагикомедию «Любовь с акцентом», которая пыталась стереть из зрительской памяти войну 2008 года и напомнить о былой близости русского и грузинского народов? По понятным причинам для снимающего в России грузинского режиссера Резо Гигинеишвили это больная тема. Поэтому на «Любви с акцентом» он не остановился. Его новая романтическая лента, поставленная совместно с Романом Прыгуновым («Духless») и Кареном Оганесяном («Подарок с характером»), включает всего четыре новеллы вместо пяти, но зато пропагандирует любовь не только между русскими и грузинами, но и между русскими и армянами, русскими и таджиками, русскими и узбеками… Просто не фильм, а фонтан «Дружба народов»!
Кадр из фильма «Без границ»
Мы, конечно, не против. Вызывать любовь куда лучше, чем разжигать вражду, а любить наших близких (не только из соседних домов, но и из соседних стран) сам бог велел – в буквальном смысле этого выражения. Так что идею «Без границ» мы всецело поддерживаем. А вот реализацию… К реализации у нас есть претензии.
Кадр из фильма «Без границ»
Как это ни удивительно, из четырех новелл романтического фильма нам больше всего понравилась та, в которой меньше всего обычной романтики. В зарисовке о футболисте и таможеннике фигурирует иностранная жена спортсмена, которая выгнала его из дома после появления в прессе скандальных фото, но в основном эта новелла не о мужчинах и женщинах, а о мужчинах и маленьких круглых предметах.
Кадр из фильма «Без границ»
Получив небольшую, но весомую власть над «позорником», таможенник вываливает на свою жертву все, что он думает про сборную России, и в этот момент все зрители, мало-мальски причастные к болению, оказываются рядом с героями в аэропорту. Кто-то соглашается с нападающим таможенником, кто-то – с защищающимся футболистом, а кто-то – с вступающим в спор украинским дедушкой, с ностальгией вспоминающим «чистый» советский футбол без рекламы чипсов и астрономических зарплат. Главное – никто не остается равнодушным. Александр Паль в роли таможенника вновь показывает высокий комедийный класс, Милош Бикович в роли футболиста подтверждает свою «голливудскую» харизму, Мария Шалаева и Равшана Куркова добавляют комических и романтических ноток, и история о наказании, раскаянии и прощении в одиночку оправдывает стоимость билета.
Кадр из фильма «Без границ»
К сожалению, другие новеллы «Без границ» не столь удачны. На втором месте для нас стоит вторая московская зарисовка фильма о «пафосном» москвиче и слепой таджикской туристке из Алматы (да-да, в Казахстане живут не только казахи и русские). Наша претензия к этой новелле необычна. Мы полагаем, что ее сюжетная идея столь удачна, что создатели картины не должны были ограничиваться двадцатиминутной короткометражкой. Когда вы последний раз видели на экране слепого человека, который не был бы ни несчастным инвалидом, ни идеально ориентирующимся супергероем? То-то и оно. Героиня Саёры Сафари заслуживала полнометражного фильма, а то и целого сериала. Короткометражка же о ней лишь намечает векторы художественной атаки, а затем быстро сводит сюжет к хеппи-энду. При этом действие запускается пошлейшим штампом о романтическом пари, который и в школьных-то ромкомах смотрится глупо, а в фильмах о взрослых – просто идиотично. Так что, хотя свою основную идейную задачу эта новелла выполняет, нас она оставила неудовлетворенными.
Кадр из фильма «Без границ»
Еще хуже дела в новелле о пожилом грузине и пожилой русской женщине, которые сходятся на почве того, что оба похоронили супругов. Вроде бы зарисовка с участием Олега Басилашвили и Инны Чуриковой должна была быть нежной и трогательной, но получилась она неуклюжей и неубедительной, без романтической «искры» и мало-мальски интересного сюжета. Фактически новелла просто сводит на экране двух легенд советского кино и рассчитывает, что этого достаточно для покорения публики. Отчасти этот план срабатывает – харизма у Басилашвили и Чуриковой еще ого-го! – но звезды такого уровня заслуживали более удачного сценария.
Наконец, новелла о пожилом армянине, который переживает из-за того, что его выросший в Москве с русской мамой сын совершенно на него не похож (в том числе в плане любви к Армении), свелась к комическому бенефису Гранта Тохатяна. Который попросту повторил все те армянские шутки, которые его поклонники уже слышали в сериале «Последний из Магикян». Никто больше в этой новелле не запоминается (за исключением эпизодического старичка-пастуха, снимающего селфи), а ее счастливый финал внезапен и не обоснован предшествующими событиями. Лучше всего эта новелла «работает» как реклама древних армянских достопримечательностей, но мы ей за это поднимать оценку не будем. Мы же не армянское министерство туризма!
Хорошее кино: «Кто тебя победил никто» — фильм с лица необщим выраженьем
Перед режиссёром Любовью Аркус стояла задачка не из простых. Как сегодня снять фильм к юбилею Аллы Демидовой — артистки внушительной величины, работавшей с Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Андреем Тарковским?
Как снять фильм, когда героиня тебе в интервью в начале фильма говорит буквально следующее: «Люба, вот если бы вы не были другом нашей семьи и Володи в частности, я бы ни за что на это не пошла»? Любовь Аркус тут же признается, что тоже участвует в съёмках из-за своего друга Владимира Валуцкого — кинодраматурга, супруга Аллы Демидовой, ушедшего в 2015 году.
Как снять фильм, когда героиня приноровилась после участия в многочисленных телепередачах (часто сомнительного качества) уходить от ответа, говорить расплывчато, а иногда выдавать такое: «Ну что вы со мной разговариваете, как с девочкой, которая только что закончила даже не 10-летку, а 6-летку?»? И съёмки в машине ей кажутся «очередной кинематографической глупостью», да и вообще ко всем собравшимся у нее есть претензии — и к манере вождения автомобиля Любовью Аркус, и к звукорежиссеру театра, а иногда кажется, что и к зрителю.
Только подставиться. Быть до конца честной, не прикрываться «фразочками», а задавать неудобные вопросы, скажем: «Этот образ человека, “застёгнутого на все пуговицы”, предельно закрытого — помните момент, когда он возник?» А что, если после этого героиня заявит, что дальше сниматься отказывается? А вы не то чтобы не все вопросы в интервью задали, а вообще-то и кроме разговора много чего хотелось бы еще доснять…
Так как? Плюнуть? Нельзя, подвизались уже. Придумывать надо, всерьез. Недаром на создание картины ушло шесть лет: премьера планировалась к восьмидесятилетию актрисы, а прошла на «Первом канале» 9 октября — к ее восьмидесятипятилетию.
Есть такое расхожее выражение — «превратить свою слабость в силу». Думаю, данная картина может хорошо объяснить, что это значит. Дело в том, что документальный фильм (особенно фильм-портрет) должен выстраиваться вокруг чего-то конкретного. Вокруг интервью с героем (но его нет!) или нескольких интервью с близкими ему людьми (тоже не наш случай). Иначе придется вводить закадровый голос, что считается слабым ходом (распространенный на YouTube прием с ведущим, который проговаривает на камеру очевидные вещи, — частный случай закадрового голоса). Лучше бы обойтись без этого и доказать всё, что хочешь, «экраном» (но снова — не наш случай, а связки кускам нужны).
И Любовь Аркус решается на этот ход. Голос звучит её — киноведа, основателя журнала «Сеанс», режиссёра фильма «Антон тут рядом», создателя одноимённого фонда, человека, прекрасно разбирающегося в истории театра и кино, который может себе позволить говорить «не стараясь». Так стихи, в отличие от актеров, читают поэты. Она будто произносит киноведческую статью, встраивая фигуру Аллы Демидовой в контекст, расширяя масштаб — сравнивая её с другими советскими актрисами (Татьяной Лавровой, Людмилой Гурченко, Татьяной Самойловой и проч.), соотнося её детство, юность и зрелость с историческими событиями. Выявляя и протягивая через всю историю ключевую тему картины — нежелание Аллы Демидовой становиться участником толпы. Толпы, нелюбовь к которой у неё началась с детства. Толпы, пафос общности которой насаждался во время «оттепели». Толпы, которая в перестройку травила сначала Анатолия Эфроса, а потом и вернувшегося из эмиграции Юрия Любимова. Толпы, которая в 1990-е стала основным действующим лицом наших улиц.
Также в фильме есть последние съёмки театроведов Майи Туровской и Вадима Гаевского, и эти герои не случайны: Майя Туровская озвучивала свои замечания на открытых репетициях на Таганке, которые устраивал Юрий Любимов, а Вадим Гаевский, например, написал важный для Аллы Демидовой текст о премьере спектакля «Гамлет». Анатолий Васильев делится своими воспоминаниями об Анатолии Эфросе и рассказывает о своем спектакле «Старик и море» (в нём играет Алла Демидова), посвященном 100-летию Юрия Любимова: «Старик никогда не мог причалить с той рыбой, что выловил». Название «Кто тебя победил никто» — цитата (правда, без знаков препинания) именно из этого спектакля. В фильме есть комментарии о работе с Аллой Демидовой режиссеров Кирилла Серебренникова, Теодороса Терзопулоса, Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Многое объясняет и как-то трепетно трогает последняя запись Киры Муратовой (её голос звучит по телефону под архивные фотографии и видеофрагменты репетиций и фильма «Настройщик»).
И через все части фильма, которых, помимо вступления, двенадцать — «Таганка», «Пропущенная молодость», «Гамлет», «Происхождение», «Актриса с гардеробом», «Владимир Высоцкий», «Бунт», «Открывая границы», «С Кирой Муратовой», «Каменный гость», «8 марта», «Кто тебя победил? Никто», — протягивается дорога знакомства, дорога узнавания, дорога принятия.
Когда-то учителя мне предлагали упражнение: вот есть человек, который тебе не нравится. А попробуй подумать не о том, что тебе в нём не нравится (наверняка, пунктов наберется предостаточно), а о том, что нравится. Ну, назови хотя бы три его хороших, крутых, уникальных качества. И сразу посмотришь на человека иначе. Так вот, Алла Демидова, которая появляется в начале как, скажем мягко, женщина с непростым характером, отрывается благодаря фильму Любови Аркус как глубокий и удивительный человек. Во-первых, она не словами, а делом всегда была на стороне очень талантливых людей (можно сказать гениев — не слишком пафосно?). Во-вторых, говоря словами Бродского, всегда была за «величие замысла». Что, в-третьих, позволило ей прожить достойную, незапятнанную кухонными и подковерными интригами жизнь, в ходе которой — даже сейчас — она может своим голосом, своей актёрской работой, своим профессионализмом вызывать иногда гениев с того света и позволять (хоть иногда) встречаться с ними и нам. Пусть и краешком глаза.
«Без границ»: как проходили съемки фильма Резо Гигинеишвили
В прокат вышла между народная комедия «Без границ». У читателей Grazia есть возможность заглянуть на съемочную площадку и прогуляться по самым живописным местам Грузии и Армении вместе с героями картины.
Поездка стартовала в Тбилиси: Анна Чиповская, Равшана Куркова, Милош Бикович, Маша Шалаева, Егор Корешков, Резо Гигинеишвили и другие участники съемочной команды отправились в первую столицу Грузии — древний город Мцхета. Актеры побывали в монастыре Джвари на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви, кафедральном соборе Светицховели (на протяжении тысячелетия он являлся главным собором страны, а сегодня считается одним из духовных символов Грузии), поучаствовали в кулинарном мастер-классе национальной грузинской кухни в ресторане Гуджари и попробовали силы в приготовлении хинкали, шашлыка, лаваша и чурчхелы, а также прогулялись по старому Тбилиси и полюбовались видом на город с крепости Нарикала.
Резо Гигинеишвили принял на себя роль гостеприимного хозяина и показал дорогие сердцу места родного города, после чего пригласил друзей и коллег на ужин в ресторан Лейла. Вечер продолжился традиционным грузинским застольем с мужским многоголосием, тостами и танцами в доме друга режиссера Арчила Гегенавы.
На следующее утро съемочная группа отправилась в столицу Армении через озеро Севан, где посетила монастырский комплекс Гегард. Архитектурное сооружение в 40 км к юго-востоку от Еревана расположено в ущелье горной реки Гохт, а часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал.