актрисы фильма ветер северный
Фильмы и Сериалы 12+
Завораживающая сказка о любви
Это было волшебное время, когда царил великий матриархат: женщины влиятельного клана правили на территории Северных полей и жили в ожидании любви… Они были всесильны, и любое их желание исполнялось, но в один миг все изменилось и начался хаос…
Невеста главного наследника клана внезапно погибает. Между матерью героя и его женой, родной сестрой умершей возлюбленной, разворачивается война за обладание любимым, влияние на территории Северных полей и огромное состояние клана.
Главный герой, которого замечательно и совсем нетипично для себя сыграл Антон Шагин (мой сын), теряет единственную любимую девушку и, даже не допуская мысли о ее потере, придумывает себе, что она вернулась — просто в образе сестры. Ведь они вначале так похожи. Но когда он вглядывается — кем хотел подменить любимую погибшую Фанни, — по-моему, он просто сходит с ума.
Даже короткое описание фильма уже погружает в сказочную, мистическую атмосферу, а его создатели утверждают, что пытаться разглядеть в ленте стройный сюжет не нужно, и просят полагаться на свои чувства.
исполнительница одной из ролей
Для меня этот фильм — личная история одного человека, Ренаты. Если говорить о жанре, то его можно назвать сказкой, можно мелодрамой, но я бы назвала это сочинением на тему жизни…
исполнительница одной из ролей
Бывает, тебе снится какой-то странный, но очень захватывающий, красивый сон. Тебя будят, а ты очень хочешь его досмотреть, потому что там есть что-то такое, чего нет в твоей обычной жизни. Он такой не бытовой и такой сказочный, и ты можешь в нем испытывать какие-то очень яркие чувства, для которых в жизни нет пространства. «Северный ветер» — это возможность посмотреть такой сон наяву или подсмотреть чужой.
Смотря этот фильм, нужно отдаться настроению, не нужно искать стройный сюжет, логику событий. Нужно просто попасть в этот мир и начать в нем жить, слиться с автором и воспринять этот мир глазами Ренаты… Обещаю — такого вы еще не видели.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2021/01/25/12668/large/12668_large_0108562a0e.jpg»> Изображение © Фонд «Запределье»
Ни с чем не сравнимый стиль Ренаты Литвиновой
За необычность, нездешность и фантасмагоричность картины отвечала Рената Литвинова, которая выступила на «Северном ветре» режиссером, сценаристом, исполнительницей одной из главных ролей, продюсером и даже дизайнером костюмов и декораций.
Я знаю Ренату давно. Она очень художественно одаренный человек. Мы сделали вместе много самых разнообразных работ. Лично мне с ней очень легко и интересно, она никогда не перестает удивлять. Она настоящий художник, исчезающий вид…
Рената вообще колдунья. Она нас всех околдовала. Я не знаю, как у нее все это получается. Она очень творческая, она всегда в поиске, это невероятно интересно, очень фантазийно. Творчество — это и есть ее любовь.
исполнитель одной из ролей
Было ощущение, что мы все попали в какую-то черную дыру и уже не контролировали происходящее. Наш космический корабль куда-то летел, а управляла им Рената. И это было очень круто.
В нашей декорации есть ощущение театра — в ней нет правдоподобия мира, это некое придуманное сочиненное сказочное пространство, в чем-то искусственное, но оно создает ощущение художественного кино. Его искусственная сдержанность становится важнее правдоподобия жизни. То же самое с костюмами. Когда смотришь на них, думаешь: «Что это за стиль? Что за время?» Это сочиненное время.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2021/01/25/12669/large/12669_large_41ca3bac3a.jpg»> Изображение © Фонд «Запределье»
Матриархат в кадре и за кадром
Вся съемочная группа подчеркивает, что у Ренаты Литвиновой было очень четкое представление о том, что она хочет снять, и она жестко требовала своего от артистов и команды. При этом актерам давалась свобода для импровизации, а сцены часто переписывались прямо во время съемок. Поэтому работа над картиной получилась не менее сказочной, чем созданный в ней мир.
Рената — женщина ураган. Никто не знал, как будет развиваться сцена — куда кто пойдет, откуда кто выйдет. Она репетировала с актерами, а дальше начиналась сцена, и надо было быть готовым к любому развитию событий. Это всегда был полет. Импровизация.
«Северный ветер» — очень женский фильм. Его героини — матриархи влиятельного клана, колдуньи, артистки. Но женщины преобладают не только на экране: в титрах в творческой группе лишь один мужчина — оператор Олег Лукичев. Продюсеры, художник-постановщик, композитор — основная часть команды состоит из женщин.
Главные роли сыграли сама Рената Литвинова, Софья Эрнст, Светлана Ходченкова, дочь Литвиновой Ульяна Добровская, Галина Тюнина, Татьяна Пилецкая. Мужчины в этом женском мире: Антон Шагин, Никита Кукушкин, Максим Суханов, Кирилл Трубецкой.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2021/01/25/12673/large/12673_large_8a4e5780e0.jpg»> Изображение © Фонд «Запределье»
Музыка Земфиры и голос Хиблы Герзмавы
Земфира и Рената Литвинова сотрудничают с момента съемок концертного видео «Зеленый театр в Земфире». Исполнительница написала музыку ко всем полнометражным фильмам Литвиновой-режиссера и к нескольким ее короткометражкам.
Обычно мы работаем с Ренатой так: «Земфира, у меня кино/спектакль, премьера тогда-то, нет ли у тебя каких-нибудь отрывков?» Потом, конечно, мы и обсуждаем, и спорим, но я всегда уступаю режиссеру, потому что это ее работа, и именно режиссер складывает все элементы картины в целое. Чтобы написать музыку для фильма, мне достаточно сценария и обсуждения с Ренатой.
Для «Северного ветра» была записана ария для голоса, вокализ, который исполнила народная артистка России Хибла Герзмава. Ее вокал звучит и в одноименном спектакле, а в кино оперная певица снялась впервые.
В фильме я другая оперная дива — резкая, со взмахами рук и эмоциональными жестами. В опере мы так не жестикулируем, но музыка Земфиры это диктует. На сцене я бы это делала сдержаннее, но Рената просила очень экстравагантную диву. Сложность состояла в том, что в кино приходилось петь под фонограмму. В театре мы никогда этого не делаем, опера — это живой вид искусства. А здесь я отдельно учила свою фонограмму и под нее пела в голос.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2021/01/25/12670/large/12670_large_4066eb5055.jpg»> Изображение © Фонд «Запределье»
Новая жизнь успешной пьесы
Пьеса «Северный ветер», дебют Литвиновой в театральной режиссуре, была впервые поставлена в МХТ им. Чехова в 2017 году. В спектакле сыграли многие из тех, кто исполнил главные роли и в фильме, но сюжет там был несколько другим — большая советская семья, чьи бриллианты закопаны в замерзшем сундуке в саду, отмечала один за другим Новый год, 13 раз подряд.
Пьеса, спектакль, фильм и находящийся в работе сериал существенно отличаются друг от друга, но рассказывают одну историю о великой любви и неизбежной смерти.
Первую версию «Северного ветра» я написала за месяц, а потом начались поиски актеров, репетиции, и диалоги, роли, даже финал — все стало меняться. У меня на прогоне был спектакль с антрактом даже! Сейчас пьеса идет 1 час 50 минут и без перерыва, и я ее очень изменила — именно под театральные законы — они совсем не такие, как в кино. Моя пьеса очень плотная, там бесконечное число новых годов и проходит чуть ли не столетие в жизни Северного клана. А в кино нужна одна какая-то линия — часть персонажей исчезли, иначе вышло бы перенаселение. В целом вышел странный эксперимент — сочинив текст про Северный клан, я получила сразу три разных произведения.
«Северный ветер». Печальная сказка о вражде Литвиновой с женой Эрнста
3 февраля 2021 года на международном кинофестивале в Роттердаме состоялась премьера фильма-фантасмагории Ренаты Литвиновой «Северный ветер», основанного на одноимённой пьесе её авторства. За два дня до этого российские журналисты и кинокритики смогли увидеть в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» картину Литвиновой, в которой она также стала исполнительницей главной роли.
6 февраля на экраны российских кинотеатров выйдет фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер», в котором она также сыграла главную роль. Литвинова предстала перед зрителями в образе Маргариты, главы клана Северных полей, живущей в роскошном особняке посреди заснеженной пустыни и бесконечно ждущей своего мужчину.
Рената Литвинова в фильме «Северный ветер»
«Северный ветер» — это фильм-фантасмагория, с первых кадров напоминающий творения Тима Бертона или истории о семейке Аддамс. На празднование Нового года за столом собираются кузен Борис (Максим Суханов) с металлической пластиной на блестящем лысом черепе, пышнотелая Ада (Манана Тотибадзе) с огромным уродливым носом, Вечная Алиса (92-летняя Татьяна Пилецкая) и, конечно же, сама Рената, которая выглядит так, словно вошла в кадр, сбежав с показа мод в причудливом платье, не предназначенном для повседневной жизни.
Кадр из фильма «Северный ветер»
Закадровый голос Литвиновой вещает о временах «великого матриархата». Их клан порождает лишь слабых мужчин, вечных детей, которые не способны взять на себя бремя заботы о семье, поэтому всем заправляют женщины, и героиня Ренаты проводит дни в ожидании того единственного, кому хватит сил принять бразды правления из её усталых тонких рук. Ну а пока сын Бенедикт (Антон Шагин, играющий свою роль с изяществом и надрывом молодого Олега Меньшикова) приводит в дом невесту, стюардессу Фанни (дочь Литвиновой Ульяна Добровская, безумно похожая на мать).
Манана Тотибадзе, Ульяна Добровская и Антон Шагин в фильме «Северный ветер»
Увы, вскоре Фанни погибает, так что Бенедикту приходится довольствоваться её заменителем — Фаиной (Софья Эрнст), сестрой погибшей девушки. С этого момента присказка кончается и начинается печальная сказка о взаимной нелюбви между Маргаритой, Фаиной и Бенедиктом. Тут-то мы и понимаем, что перед нами не «Семейка Аддамс» (The Addams Family), а «Сто лет одиночества» — сага об увядании династии. Со смертью Фанни в мире что-то сломалось, из-за чего во владениях Маргариты вещи начинают гнить с аномальной скоростью, а шикарный особняк быстро ветшает и приходит в запустение, обрастая зловещими ветками.
Софья Эрнст и Антон Шагин в фильме «Северный ветер»
«Северный ветер» основан на пьесе Ренаты Литвиновой, из-за чего во многих сценах присутствует отчётливо уловимая театральность — перед нами не история живых людей, а спектакль, который мы смотрим из первого ряда. Спектакль, разыгранный отличными актёрами, умеющими относиться к себе с иронией. Так, Светлана Ходченкова играет актрису, про которую прямым текстом говорят: «не самая талантливая, но самая склочная». На фоне безупречно подобранного актёрского состава выбивается лишь Эрнст, которая похожа на светскую львицу, заблудившуюся в коридорах МХАТа и случайно оказавшуюся на сцене вместе с профессиональными актёрами, которые пытаются не останавливая спектакль вписать её в повествование. Впрочем, если целью Ренаты было вызвать у зрителя к героине Софьи ту же ненависть, что испытывает к ней Маргарита, то подбор актрисы, наоборот, весьма удачен.
Софья Эрнст и Антон Шагин в фильме «Северный ветер»
Фильм «Северный ветер» похож на сон в зимнюю ночь. Причудливый, красивый и нелогичный сон, после которого вы просыпаетесь с лёгким сердцем и тяжёлой головой.
Плесень, прах и тлен от Ренаты Литвиновой
В фильме «Три истории» Киры Георгиевны Муратовой, первого учителя Ренаты, Литвинова — Офелия, которая топит бросившую ее мать и душит колготками прошмандовок, оставляющих в роддомах своих детей. Сценарий новеллы написала главная героиня, и легенда гласит, что Кира Георгиевна назвала тот текст гениальным, сказав Литвиновой, что лучше ей не создать в жизни. В культовом фильме «Небо, самолет, девушка», первом настоящем хите Литвиновой, она — длинноногая стюардесса, верно и вечно ждущая, «уверенно странная», как там о ней говорят, безнадежно влюбленная в подлеца. Следователь Фаина, погибшая в кетаминовом трипе и встречающая мертвецов, — в ее дебюте «Богине: Как я полюбила». Сгорающая от рака, перешедшая от богатого папика к тщедушному нищему архитектору Тата из «Мне не больно» Алексея Балабанова. Мать, умоляющая дочь: «Если ты не съешь, я умру» — и скормившая от злобы на дитя кашу собаке в «Бриллиантах» Рустама Хамдамова. Наконец, просто Великая Актриса (именно так — с большой буквы) — жеманная, грациозная, «везучая ты, в тебя все влюбляются» — обучает представителей малых народов в «Вокальных параллелях» того же Хамдамова.
Все кинороли Литвиновой — один и тот же автореферентный герой, то ли списанный с нее целиком, то ли представляющий проекции Ренаты о самой себе, собственную идеальную версию в ее представлении. Великая Муратова называла ее гвоздем — очень худая и ходит в шляпке. «Типаж отбижутеренной женщины, вдруг перешедшей из хореографического училища в литинститут», как говорил мне о ней по телефону мой друг-поэт.
Фото: Пресс-служба
Фильмы Ренаты Литвиновой — отдельная история, создание пространства, органичного для ее лирического героя. Пространства, в котором ей приятно страдать, любить, умирать, оказывать влияние на людей — неважно, женщин или мужчин. И бессменно приходить к ним смертью. В природе не может существовать фильм Ренаты Литвиновой, в котором она не была бы главной героиней. И зритель не сможет полюбить ее режиссерские экзерсисы, если она хоть в чем-то ему не симпатична. Если же вы в нее влюблены, то, напротив, непременно простите ее фильмам любые огрехи, которых, если по гамбургскому счету, конечно, тьма. И именно поэтому разговор о каждом фильме Литвиновой необходимо начинать с краткой характеристики ее персоналии (а, быть может, этой характеристикой такой разговор и должен исчерпываться).
Рената Муратовна — продукт вечно заедавшей ее среды, ученик и продолжатель всех тех, кто когда-либо ее приручил и обучил. Сначала — режиссеры параллельного кино братья Глеб и Игорь Алейниковы, чей музой она была в девяностых, потом Муратова, взявшая ее под свое крыло, научившая играть, писать, говорить, повторять фразы и еще обильней жестикулировать. Затем коллективные нулевые, проведенные на «Рублевке», шоу-бизнес, Земфира. В конце концов перенасыщенные художественные миры Рустама Хамдамова, элементом которых он ее сделал.
«Северный ветер» — производное всего перечисленного. Из фильмов Киры Муратовой тут однозначная одиозность героев, специфика имен (навскидку — Фаина, Ада и Доктор Жгутик), бесконечные повторения слов и действий, лошади, скачущие по кругу (цитата из «Увлечений»), кадр в вагоне метро из «Астенического синдрома». Дочь Ренаты, Ульяна Добровская, копирует героиню матери из «Небо. Самолет. Девушка». Тут же кричит о себе Хамдамов: из его фильмов в «Северном ветре» — бессобытийность, окупаемая перенасыщенностью ландшафта, обилие совершенно бессмысленных, но притягательных образов. После галлюциногенного и невнятного финала «Богини» стало очевидным, что такое понятие, как сюжет, для Литвиновой — пустой звук. Понимание того, что «Северный ветер» делался исключительно, чтобы потешить самолюбие его автора, — явление параллельного кино. Потешить самолюбие получилось гораздо виртуознее, чем в предыдущий раз — в «Последней сказке Риты», не убедительной в силу кастинга, состоявшего исключительно из друзей Ренаты, и откровенной реквизитной дешевизны. В «Северном ветре» все смотрится очень и очень дорого, в этом смысле фильм предельно аристократичен и по-хорошему буржуазен.
Как в таком случае описывать это кино? Да и зачем? Чтобы «Северный ветер» мог по-настоящему удивить, о картине лучше вообще ничего не знать заранее. И все же опишу пространство фильма в общих чертах. Есть территория под названием Северные поля. Кажется, это где-то в России. Времена, по слухам, тут не бывают спокойными, войны идут, с них не принято возвращаться. Власть сменяется, но думать об этом в Северных полях тоже не принято. Здесь живут исключительно аристократы (не как у Лукино Висконти, а, скажем, как в сказках Гофмана), чей досуг сведен к эпикурейству, их дома безмерны, а наследия хватает на покупку множества самолетов. Годы идут, они не стареют и, кажется, не состарятся никогда. Пьют, курят. Вокруг полей — хвойный лес без конца и края, на периферии блистает московский Кремль.
Литвинова кропотливо сочиняет это пространство, собирает его из мельчайших аутентичных деталей: автомобилей, как в голливудском кино, дорогой антикварной мебели и фужеров ручной работы, ветоши, покрытой паутиной, телефонов с буквами вместо цифр, и странных героев — индийских актеров и вполне кроненберговских хирургов-первертов. Во время просмотра не покидает ощущение «нездешности-неотмирности», вещи в себе по Канту, выдуманного и пронзенного страхом мира смерти. («Неотмирности» противоречит разве что Земфира, да простят меня поклонники певицы: ее композиции в теле фильма — что лужковские новостройки средь дореволюционной московской архитектуры). Это у Литвиновой тоже от Рустама Хамдамова, но и Хамдамов, если быть честными, снял всего один по-настоящему замечательный фильм, «Анну Карамазофф», и столь замечателен он был в силу того, что обладал сомнамбулическим (в духе Жана Кокто), но все же складным сюжетом, чем не может похвастаться кино Литвиновой.
Фото: Пресс-служба
К концу, когда зритель уже привык к специфике этого мира и к тому, что герои в нем пропадают и появляются без причины, а сон сменяется крайне условной явью без объяснений, фильм банально надоедает. Все одно и то же, одно и то же. Все гниет: деньги, дома, люди, медленно, но уверенно покрываясь вселенской плесенью. Надоедают и декорации, и гнетущий эмоциональный фон, что, конечно, можно списать на состояние Ренаты Муратовны, боящейся постареть и таким образом бальзамирующей себя, — но только по причине сильной любви отдельных зрителей. Впрочем, самое интересное, что рецензент должен отметить среди деталей в картине «Северный ветер», — то, что матриархат здесь трактуется как состояние виктимного ожидания мужчины в его отсутствие.
Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Ветер завывает на бездушных полях: каким получился «Северный ветер» — первый полнометражный фильм Ренаты Литвиновой за 9 лет
В сказочной стране Северных Полей царит Великий Матриархат, а ее время питают магические притоки. Семья властвующих в этих краях аристократов верит, что существует 13-й (и 25-й) час, который принадлежит лишь им. С мужчинами этого благородного рода время сыграло злую шутку: лучшие ушли на войну, а те, что остались, безвольны и инфантильны. Зато женщинами этого клана хочется восхищаться и двадцать пять, и двадцать шесть часов в день. Вот вечная и грозная Алиса (92-летняя Татьяна Пилецкая, которая и в 90 лет играла главные роли на сцене), вот до комедийности трагичная Лотта (Галина Тюнина), а вот неописуемая Маргарита (сама Литвинова), главная героиня и главная злодейка грядущей драмы. Она же — рассказчица этой истории: выходит, «Последняя сказка Риты» была не последней. По интонации Маргариты никогда не понять, хитрит она или кается, презирает или сострадает, есть у нее ирония или все серьезно. Ясно одно, ее голос пленит, а плен в «Северном ветре» — такой же, как в «Снежной королеве»: зрителю предстоит из льдинок собирать слово «вечность».
Время в фильме и правда течет беспощадно. Официальный 122-минутный хронометраж явно не учитывает те самые дополнительные часы, которые для клана Северных Полей были даром, а для зрителя могут обернуться проклятием. Рената Литвинова — не из тех режиссеров, которые будут развлекать или утешать публику. А значит, добровольным пленникам «Северного ветра», чтобы не замерзнуть и не уснуть замертво, придется самоорганизоваться. К счастью, в фильме есть чем заняться.
Во-первых, он красив совершенно беззастенчивой красотой. Костюмы для одноименного спектакля в МХТ шил Гоша Рубчинский, а образами Ренаты Литвиновой в фильме (это подчеркнуто в титрах) занимается Демна Гвасалия — креативный директор Balenciaga. Каждый наряд и обнажает героиню, и делает непроницаемой для анализа, а самые воздушные из платьев здесь принято носить как рыцарскую броню и суеверный оберег. Но еще красивее дом, в котором живут увядающие аристократы. Пиршества здесь изображают так, как если бы кейтеринг на Тайной вечере доверили Питеру Гринуэю (режиссеру «Повара, вора, его жены и ее любовника»). А более сложный и изысканный предметный мир в современном российском кино можно встретить разве что в фильмах Рустама Хамдамова (но туда тем, кого продует на «Северном ветре», лучше вообще не соваться, потому что это кромешный арт на земле). Трогательная Лотта все время тащит в усадьбу разных зверей — от крысы, которую по‑гофмановски запрягут в колесницу, до северного оленя, которого без всяких спецэффектов загипнотизирует Рената Литвинова. На протяжении фильма герои дюжину (или тринадцать?) раз празднуют Новый год — и таких причудливых святочных рассказов с такими нарядными елками и такими загадочными узорами на окнах мы еще не встречали. Жаль только, что фильм выходит в прокат не под Рождество, а в феврале, когда заклинание безвременного ожидания перемен уже пора бы с себя сбросить.
Но любоваться декорациями рано или поздно надоест — и придется отправиться на поиски смысла. Это задача для самых отважных и благородных полярников. Сама Литвинова обозначает жанр действа как «реальную фантасмагорию», а описывает ее как «спектакль о Севере, Смерти и Любви». Глубину этих понятий точно еще никто не измерил, а докапываться до их сути зрителю предстоит на ветру и морозе — подобно Лотте, которая то и дело уходит в белое поле, чтобы вырыть очередной семейный клад. Но после того, как защищенная от земных несчастий аристократическая семья потеряет первого человека, ее сокровища начнут обесцениваться. Лотта достанет из земли сундук с ассигнациями, а те превратятся в грязь.
Первая из идей фильма закопана неглубоко: в отсутствии любви все гниет. Красота начинает разлагаться в тот момент, когда откажется от своей миссии. Голубая кровь не спасет от заражения. Очарованность собой мешает видеть мир снаружи — а он, оставшись без присмотра, начинает рушиться и гаснуть. Сперва развалится скамейка во дворе, потом начнется война, а затем дворянское гнездо разорится. Вся эта метафора стоила бы фильма, если бы Рената Литвинова отождествляла себя с героями, если бы автор включил режим самоуничтожения. Но «Северный ветер» — не тот случай. Приходится копать дальше.
Наверное, есть и другие слои в этой истории — но чтобы их раскопать, нужна лопата поострее. Без нее остается только тешить себя игрой в ассоциации. Чем-то «Северный ветер» похож на «Сто лет одиночества» Маркеса — магический некрореализм о распаде аристократической семьи, в котором даже была героиня по имени Рената — девушка, давшая обет молчания. Чем-то — на «В ожидании Годо», только здесь ждут нового года. В конце зрителя ждет цитата (кажется, единственная из тех, которую придумала сама Литвинова, а не критики) из «Астенического синдрома» Киры Муратовой — но ее легко проглядеть, потому что в той же сцене фильм вдруг нечаянно спародирует «Довод».
Но при всем восхищении «Северным ветром» надо бы набраться смелости и заметить: в этом фильме некому сопереживать. А очень хотелось не только дум, но и чувств.