актрисы сестры кутеповы биография
Сёстры Кутеповы, которых на самом деле трое
Автор: Наталья Сергеева · Опубликовано 01.08.2019 · Обновлено 13.09.2019
Это, конечно, не тот смешной случай из «Ералаша», когда двойняшки оказались тройняшками, но все же сестер Кутеповых действительно трое. Ныне известные актрисы Ксения и Полина своими творческими успехами во многом обязаны своей старшей сестре Злате.
Именно она рано «заболела» театром, активно занималась в театральных студиях, ставила домашние спектакли. Младшие же девочки как-то по инерции шли за ней. Тем не менее, как раз Злата, в отличии от сестёр, актрисой и не стала…
Сестры Кутеповы: Полина, Злата, Ксения. Фото: kino-teatr.ru
Детство сестёр Кутеповых
Злата родилась в Москве в семье инженеров Павла и Надежды Кутеповых, а через три года у неё появились целых две сестрички-двойняшки. Старшая дочь очень обрадовалась пополнению в семействе, ведь с детства у неё проявлялся лидерский характер, а теперь ей определенно было кем руководить. Полина много позже так говорила об этом в интервью:
Златка всячески нами в детстве манипулировала, обманывала, как могла, но при этом слыла безусловным лидером и авторитетом… Она намного эмоциональнее. Разница темперамента существенная. Она – холерик, а мы по сравнению с ней барышни флегматичные, как замедленная съёмка.
У девчонок было прекрасное детство, несмотря на то, что отец воспитывал их в строгости, а матери постоянно приходилось сглаживать углы. Росли Кутеповы бойкими, могли и подраться во дворе, если нужно. Но за сестрой следовали «хвостиками». Таким образом, они очутились во Дворце пионеров, где занимались в танцевальной студии.
Неподалёку располагался Мосфильм и помощники режиссеров то и дело наведывались к ним в поисках молодых талантов. Конечно, рыжих двойняшек заметили и пригласили сниматься в фильме «Василий и Василиса» (1981) вместе со старшей сестрой Златой.
Сёстры Кутеповы в фильме «Василий и Василиса» (1981)
Злата позже снялась в фильме «Свидетель» (1985) и больше на экранах не появлялась. А у Ксении и Полины дела пошли гораздо лучше. В 80-х они были у режиссёров нарасхват. Правда, к тем своим детским ролям они сейчас серьезно не относятся.
Сёстры Кутеповы с режиссёром Леонидом Нечаевым и другими юными актёрами на съемках фильма «Рыжий, честный, влюблённый» (1984)
Несмотря на ранний успех в кино, Кутеповы продолжали идти к делу всей своей жизни очень медленно и под руководством Златы. Тогда они записались в киношколу, а в выпускных классах сменили свою общеобразовательную на школу с филологическим уклоном.
Учителя в жизни Ксении и Полины Кутеповых
Для себя сёстры тогда видели только один путь — поступать в театральный. Правда, по-прежнему не понимали, что они будут там делать. Полина и Ксения уже были самостоятельными личностями с совершенно разными характерами, но прослушивания в институтах они проходили вместе.
Кстати, это не добавляло им баллов. Преподаватели просто не понимали, кого из них выбрать — ведь две одинаковые Кутеповы были им не нужны. Лишь Пётр Фоменко, который набирал в те годы курс в ГИТИСе, заметил, что как актрисы они абсолютно разные. Что не мешало ему потом их постоянно путать вне сцены (или делать вид).
Петра Фоменко всегда отличал особый почерк в режиссуре и выбор студентов. Курс подобрался очень нестандартный как внешне, так и по талантам. Несмотря на то, что сёстры Кутеповы на нём были самыми юными и неопытными, очень быстро все подружились и стали работать как единое целое.
Именно из этого курса впоследствии вырос театр «Мастерская Петра Фоменко». Так что Кутеповы, можно сказать, стояли у истоков театра и продолжают там работать по сей день. Уход своего мастера в 2012 году дался обеим тяжело.
Курс сестёр Кутеповых в ГИТИСе
Как различать сестёр Ксению и Полину Кутеповых
Традиционный вопрос, который надоел, пожалуй, всем близнецам на свете — как вас различать? На самом деле, Кутеповы — так называемые разнояйцевые близнецы. В простонародье — двойняшки, а потому внешне они совершенно разные. И если сёстры сами не захотят казаться одинаковыми (что бывает редко), то различить их очень легко. У «старшей» Ксении более чётко очерченные черты лица, а у Полины — звонче голос, а также она более активная и, как ей кажется, менее дипломатична, чем сестра.
С детства мама покупала им разную одежду, которую они носили по очереди, а позже уже сами покупали себе вещи — одни на двоих. Когда сёстры разъехались по своим углам, то заметили, что их гардеробы прилично уменьшились в размерах и пришлось наверстывать.
Сестры Кутеповы — Ксения и Полина
С возрастом девушки стали отличаться друг от друга всё больше. Но вот в киноработах многие по-прежнему их не различают, а некоторые даже считают, что это одна и та же актриса. Кстати, на это Полина и Ксения реагируют очень хорошо, с юмором — так каждая из них в два раза талантливее и популярнее.
Всё-таки Кутеповы — актрисы театральные. Будучи задействованными в репертуарных спектаклях, очень сложно совмещать это с активными съемками в кино и сериалах. К тому же появляется излишняя избирательность в сценариях. Несмотря на то, что у обеих мужья — режиссеры, снимаются сёстры не так много, как хотелось бы.
Первой как самостоятельная творческая единица начала свой путь в кинематографе Полина. Это именно она снялась в главных ролях в фильмах Георгия Данелии «Настя» и «Орел и решка». В те годы её даже называли «талисманом» режиссёра.
Ксения в 90-х была более занята в театре и появлялась на экране чаще в небольших эпизодах вместе с сестрой. Лишь к началу нулевых она сыграла в фильме «Прогулка» Алексея Учителя, а потом пошло-поехало и сейчас сёстры сравнялись по количеству ролей. Играют и в театре, и в кино как вместе, так и по отдельности.
В своём театре Кутеповы уже стали называться «старожилами» (скоро и до корифеев недалеко) и шутят, что у них там «дедовщина» по отношению к молодому поколению.
Полина Кутепова в фильме «Настя» (1993) и Ксения Кутепова в сериале «Доктор Тырса» (2010)
Личная жизнь сестёр Кутеповых
Самое время вспомнить о старшей сестре Злате. После школы она пыталась поступить на актёрское отделение, но безуспешно. Позже она выучилась на режиссёра в Институте культуры. Работала какое-то время на телевидении, пробовала себя в режиссуре и журналистике. Иногда она вместе с сёстрами участвует в каких-то проектах как организатор и режиссёр. Своей деловой хватки она ни капли не растеряла. У Златы есть дочь Марфа.
Полина также родила дочь Надежду от своего мужа Евгения Каменьковича, который ныне занимает пост худрука «Мастерской Петра Фоменко». Вместе они уже очень давно, Евгений был преподавателем Кутеповых в ГИТИСе. Он старше жены на 17 лет. Их уже взрослая дочка, несмотря на то, что в детстве снялась в нескольких фильмах, выбрала другую специальность — международные отношения.
Полина Кутепова с сестрой Златой, племянницей Марфой, мамой Надеждой и дочкой Надеждой-младшей. Фото: dochkimateri.com
Ксения вышла замуж за режиссёра Сергея Осипьяна. У них есть сын Василий (сейчас ему 17 лет) и дочь Лидия (ей — 14). Кстати, Ксения единственная из сестер родила сына. А так это было бы абсолютно прекрасное «бабье царство» в двух поколениях.
Ксения Кутепова с мужем Сергеем Осипьяном и детьми
Сын Ксении, как и полагается, носит фамилию мужа — Осипьян, а вот дочке она дала свою фамилию. Пусть хоть кто-то в семье останется Кутеповой. Возможно, дети решат продолжить актёрскую династию.
Обе сестры продолжают активно работать в театре, а в этом году снялись в нескольких долгожданных проектах в кино.
Полина Кутепова
Биография
Полина Кутепова — российская театральная и киноактриса, заслуженная артистка Российской Федерации. Она является одним из главных лиц театра «Мастерская Петра Фоменко».
Детство и юность
Артистка родилась 1 августа 1971 года в Москве в интеллигентной семье инженеров-астрофизиков Павла и Надежды Кутеповых. По знаку зодиака Лев. Полина появилась на свет вместе с сестрой-близнецом. Она младше Ксении на 20 минут. К тому времени в семье уже росла старшая дочь Злата. На тот момент ей было 2 года. В школе Злата серьезно увлеклась театром. Девочка имела сильное влияние на младших сестер, была для них непререкаемым авторитетом и привлекала Полину и Ксению к домашним постановкам. В результате Злата Кутепова связала жизнь с телевидением, а близнецы — с театром и кино.
По собственному признанию, Полина и Ксения Кутеповы были очень стеснительными детьми. Они окончили филологический класс 67-й гуманитарной гимназии, семь лет занимались хореографией в Ансамбле песни и пляски имени В. С. Локтева. Танцевальный коллектив часто участвовал в выступлениях правительственного масштаба — в Кремле, на сцене Большого театра. Девочки также посещали театральную детскую студию, а затем киношколу.
Полина рано начала сниматься в кино. В 10-летнем возрасте вместе с обеими сестрами девочка сыграла в экранизации повести Валентина Распутина «Василий и Василиса». В фильме она исполнила роль дочери главных персонажей. В кинодраме также снялись известные артисты Ольга Остроумова, Михаил Кононов, Майя Булгакова, Наталья Бондарчук.
В том же году на экраны вышла музыкальная комедия режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Куда он денется!», в которой приняли участие и Полина, и Ксения Кутеповы. Партнерами близнецов стали прославленные советские артисты Михаил Боярский, Нина Русланова, Галина Беляева, Валентин Смирнитский.
В 1984 году в прокате появились еще две картины с участием Кутеповых. Сказка «Рыжий, честный, влюбленный» была снята режиссером Леонидом Нечаевым, уже зарекомендовавшим себя популярными детскими фильмами «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку». Девочкам достались роли лисичек, сестер главного героя. Екатерина Васильева и Альберт Филозов сыграли их родителей.
В качестве актрис Полина и Ксения были приглашены в 4-серийный детский криминальный фильм «С нами не соскучишься». Сестры получили популярность среди кинозрителей, но никогда не относились к своим первым работам серьезно.
В 1988 году, после окончания средней школы, близнецы подали документы на поступление сразу в несколько театральных вузов Москвы и прошли по конкурсу к нескольким мастерам. Но, подумав, выбрали ГИТИС, курс режиссера Петра Фоменко. По словам Полины, им с сестрой очень повезло с педагогом. Если бы их не приняли в театральный институт с первого раза, то вряд ли они стали бы поступать туда на следующий год. После окончания учебного заведения в 1993 году Кутеповы стали актрисами мастерской педагога. Мало отличаясь внешне, что видно по многочисленным фото, сестры обладают яркими самобытными индивидуальностями.
Театр
В 1990 году сестры появились в спектакле «Двенадцатая ночь» ученика Фоменко, режиссера Евгения Каменьковича. В постановке обыгрывалось внешнее сходство героинь Ксении и Полины. Обе вошли в основной состав театра. Полина запомнилась зрителям исполнением главных ролей в спектаклях по произведениям Уильяма Шекспира, Николая Гоголя, Марины Цветаевой, Александра Островского, Уильяма Фолкнера, Оскара Уайльда, Максима Горького, Александра Блока, Ивана Тургенева.
Я ценю ваше отношение ко мне, моим фото и стихам, но и на этот раз вывожу себя из рейтинга, уступая дорогу известным.
В 1996-м Полина Кутепова была признана лучшей театральной актрисой года по версии «Комсомольской правды». В том же году она стала лауреатом польского театрального фестиваля «Контакт» за работу в спектакле «Таня-Таня» в номинации «Лучшая начинающая актриса». В 2004-м Полина получила награду московского фестиваля «Чайка» за актерский ансамбль в постановке «Три сестры». В 2005 году последовала премия «Хрустальная Турандот», а в 2007-м — премия им. К. С. Станиславского за лучшую женскую роль. В 2010-м артистке вручили «Золотую маску» за перевоплощение в образ Молли Блум в спектакле «Улисс» режиссера Евгения Каменьковича.
В «Мастерской Петра Фоменко» в сезоне 2016/2017 вышли два премьерных спектакля с участием Полины Кутеповой — «Мамаша Кураж» Бертольда Брехта и мольеровская комедия «Амфитрион». В постановке французского режиссера Кристофа Рока она приобрела черты социально-философской драмы.
Фильмы
По словам актрисы, если в театре ее творческую судьбу определил Петр Фоменко, то в кино ключевой фигурой для нее стал режиссер Георгий Данелия. В 1993 году Полина Кутепова дебютировала в главной роли в его комедии «Настя». Вместе с молодой артисткой в фильме были заняты звезды Александр Абдулов, Евгений Леонов, Нина Гребешкова. Режиссер оценил талант дебютантки, сыгравшей смешную продавщицу-мечтательницу, и через 2 года вновь пригласил ее на главную роль в экранизацию повести Владимира Маканина «На первом дыхании». Фильм вышел в прокат под названием «Орел и решка». За роль Зины Прищепкиной актриса была удостоена премии гатчинского кинофестиваля «Овен».
В 1995 году Полина приняла участие в съемках драмы Николая Досталя «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Она сыграла главную роль распутницы Людмилы.
В 1999 году в фильмографии Кутеповой появился триллер Александра Хвана «Умирать легко», в котором актриса сыграла вместе с Александром Лазаревым – младшим и Георгием Тараторкиным. Девушка получила национальную премию кинокритики «Золотой Овен» в номинации «Лучшая женская роль».
Одна судьба на двоих: Как сложились жизни актрис сестер Кутеповых
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле сестер Кутеповых трое – у Полины и Ксении есть еще старшая сестра Злата, которая первой и «заболела» театром, занимаясь в театральной студии, устраивая домашние спектакли и заразив этим увлечением своих сестер. Эмоциональная, активная и темпераментная, Злата всегда была безусловным авторитетом и примером для подражания для своих более спокойных и флегматичных сестер. Следом за ней Ксения и Полина пришли в детскую киношколу и в танцевальную студию Дворца пионеров. Неподалеку располагался «Мосфильм», и к ним нередко наведывались ассистенты режиссеров в поисках молодых талантов. Обаятельные рыжие сестры привлекли их внимание, и уже в 10 лет они впервые увидели себя на экранах – вместе со Златой они снялись в фильме «Василий и Василиса».
Сами они говорили, что в детстве и вправду жили одной жизнью на двоих. Ксения вспоминала: « У нас даже одежда была исключительно общая – кто раньше схватит, тот и идёт. Сейчас, когда разъехались, мой гардероб значительно оскудел ». Они всегда были вместе, и воспоминания у них были общими. Соперничества между ними не возникало – просто привыкли все время быть рядом и равняться друг на друга. При этом обе были очень похожи. Полина рассказывала: « Я сейчас с удивлением вспоминаю, что мы с сестрой были настолько стеснительные и замкнутые, что обратиться с каким-то вопросом к постороннему человеку становилось пыткой. Но так как иногда всё-таки приходилось спрашивать, который час, сколько что стоит, мы устанавливали очерёдность между собой, кто будет это делать, и строго её соблюдали ».
Спустя 4 года после кинодебюта Злата снялась еще в одном фильме, и на этом ее актерская карьера и завершилась – позже она устроилась работать на телевидение. А вот ее сестры навсегда связали свои судьбы с этой профессией. После первых ролей их фотографии пополнили актерскую картотеку «Мосфильма», и сестрам-близнецам начали предлагать новые роли. Первая популярность пришла к ним после фильма с символичным названием – «Рыжий, честный, влюбленный». Правда, сейчас свои детские работы обе называют «несерьезными».
В театральный сестры поступали вместе. Им советовали проходить вступительные экзамены поодиночке – актерские курсы везде небольшие, и одинаковые актрисы нигде не нужны – но Кутеповы пришли вместе и разыграли по ролям одно стихотворение Хармса. И вопреки всем прогнозам, обе были зачислены. Петр Фоменко взял на свой курс очаровательных рыжих близняшек. Хотя годы учебы стали для них настоящим испытанием, и за это время они не раз теряли веру в собственные силы и даже думали о том, что актерская профессия – ошибочно выбранный путь, благодаря Фоменко они смогли раскрыть свой творческий потенциал. Их курс почти полным составом преобразовался в театр «Мастерская Петра Фоменко», который с 1993 г. буквально стал их вторым домом.
Обе они называют Петра Фоменко «Мастером», который сформировал их как личностей и как актрис. Ксения говорит: « Наш театр чем-то похож на семью, точнее – на цыганский табор. Любовь, ненависть, радости, горести завязаны настолько тугими узлами, что хочешь не хочешь, а ты обязан сосуществовать в общем пространстве. В большом академическом театре, где труппа – человек пятьдесят-шестьдесят, очень легко уединиться и не иметь ни к кому никакого отношения. В такие театры люди приходят уже сформировавшимися личностями, со своей системой защиты. У нас уединение практически невозможно ». Сестры Кутеповы уже не представляют, как они могли бы выступать в разных театрах – с годами духовная связь между ними стала еще более крепкой.
Хотя обе они начали сниматься очень рано и в детстве играли в фильмах только вдвоем, в дальнейшем их творческие пути в кино разошлись. Кинематографическая судьба Полины Кутеповой складывалась более успешно: в 1993 г. она исполнила главную роль в фильме Георгия Данелии «Настя», где ее партнерами по съемочной площадке стали Евгений Леонов и Александр Абдулов. Спустя 2 года ей досталась главная роль в еще одном фильме Данелии «Орел и решка», где вместе с ней снимались Олег Басилашвили, Станислав Говорухин и Леонид Ярмольник. После этих двух работ она «проснулась знаменитой».
На самом деле сестры Кутеповы – не близнецы, а двойняшки, и тем, кто их знает близко, кажется, что они совсем не похожи: у Ксении более четко очерченные черты лица и голос с легкой хрипотцой, по характеру она более мягкая, смешливая и безалаберная, у Полины голос звонче и более нежные черты лица, она более степенная, но и более решительная, ее называют типичным интровертом. Однако обе талантливы в равной степени.
Когда в их жизни появились романтические отношения, обе поначалу очень ревновали друг друга, ведь до этого они всегда были только вдвоем. Но даже свои свадьбы они сыграли с разницей в полмесяца. Удивительно и то, что избранниками обеих сестер стали режиссеры: муж Ксении – кинорежиссер Сергей Осипьян, муж Полины – театральный режиссер Евгений Каменькович. Только после замужества сестры впервые разъехались и зажили самостоятельно. Хотя Кутеповы продолжали встречаться в театре, у каждой из них появился свой круг общения. У Полины в 1997 г. родилась дочь Надежда, у Ксении в 2002 г. родился сын Василий, а спустя 3 года – дочь Лидия.
Обе они своим главным призванием считают театр, хотя продолжают активно сниматься. В 2000-х гг. творческие судьбы сестер в кино сложились одинаково успешно. В 2009 г. Полина Кутепова сыграла сразу 2 роли (монахиню Пелагию и светскую даму Полину Лисицыну) в экранизации романа Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог». Интересно то, что актеров на главные роли в фильм Юрия Мороза утверждал лично автор романа. Акунин сказал: « Пелагию играет та, кто и должен был ее играть, это Полина Кутепова. Я с самого начала хотел видеть в сериале эту актрису и добивался этого, и теперь я вижу, что оказался прав. Полина не только очень хороша в роли монахини, но она еще очень хороша (я сейчас говорю «хороша» в смысле красоты), когда переодевается в светскую даму ».
В том же году Ксения Кутепова тоже сыграла монахиню – в мелодраме «Скоро весна», а спустя год она исполнила главную роль в сериале «Доктор Тырса». В фильмографии обеих сестер на данный момент – более 30 работ. В 2019 г. они порадовали зрителей, вновь появившись на экранах вместе – сестры сыграли сиамских близнецов в сериале «Мертвое озеро».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ксения и Полина Кутеповы. Биографическая справка
1 августа отмечают сорокалетие актрисы «Мастерской Петра Фоменко» Ксения и Полина Кутеповы.
Заслуженные артистки России Полина и Ксения Кутеповы родились 1 августа 1971 г. в Москве. Сестры-близнецы занималась в театральной студии и киношколе, танцевали в ансамбле имени Локтева.
В 1988 г. сестры поступили на режиссерский факультет ГИТИСа (РАТИ), в мастерскую Петра Фоменко. В 1993 г. после окончания РАТИ вошли в состав труппы театра «Мастерская П.Фоменко».
В студенческие годы Полина Кутепова снялась в фильме Георгия Данелия «Настя» (1993). Одно время актрису даже считали талисманом Данелия, когда после «Насти» она снялась в следующей его картине «Орел и решка» (1995). Именно эти роли принесли Полине премию «Золотой Овен». За роль Людмилы в фильме Николая Досталя «Мелкий бес» (1995) актриса была удостоена Большого приза жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине.
Полина и Ксения Кутеповы вместе снимались в новелле Годара «Наша святая Русь», где Полине выпала роль, построенная на отголосках образа чеховской Ирины из «Трех сестер». Картина была сделана для телевидения в 1993 г., но в России ее так и не показали.
Фильмография актрисы включает более 25 картин, среди последних киноработ «Чудо» Александра Прошкина (2008), «Пелагия и белый бульдог» Юрия Мороза (2009), «В Париж!» Сергея Крутинина (2009),»Обстоятельства» (2009), «Каденции II» Ивана Савельева (2010), «После занавеса» Евгения Каменьковича (2010).
В студии Петра Фоменко Полина Кутепова сыграла множество ролей: Виола в «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира, Аннушка и Княжна Шлепохвостова во «Владимире III степени» Николая Гоголя, Квентина Компсон в «Шуме и ярости» Уильяма Фолкнера, Леди Бракнелл в «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, Коломбина и Маска в «Балаганчике» Александра Блока, Девушка в «Тане-Тане» Ольги Мухиной, Верочка в «Месяце в деревне» Ивана Тургенева и др.
В настоящее время актриса участвует в спектаклях «Война и мир. Начало романа» (Элен Курагина, Наташа Ростова); «Волки и овцы» (Купавина); «Дом, где разбиваются сердца» (Ариадна); «После занавеса» (Соня Серебрякова); «Самое важное» (Царевна-Лягушка, Туся, мама, Лика); «Три сестры» (Маша) «Улисс» (Молли).
Среди театральных работ Ксении роли в спектаклях «Волки и овцы» (Анфуса, Мурзавецкая); «Балаганчик» (Девушка, Коломбина); «Варвары» (Лидия Павловна); «Двенадцатая ночь» (Себастьян, Виола); «Как важно быть серьезным» (Гвендолен Фэрфакс); «Месяц в деревне» (Лизавета Богдановна); «Танцы на праздник урожая (Агнес); «Таня-Таня» (Таня); «Чичиков. Мертвые души, том второй» (Матрена Панкратовна, Лиза, Улинька); «Шум и ярость» (Кендейси) и др.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.