3 декабря вся страна прощается с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым, который скончался 30 ноября в Москве на 89-м году жизни. «Апрель» вспомнил 10 главных женских образов из кинофильмов знаменитого режиссера, поскольку все они — такие разные и такие родные — часть нашей общей истории.
1. Леночка Крылова
Героиня Гурченко Леночка Крылова многие десятилетия остается одним из главных символов Нового года — веселая, легкая, игривая, в умопомрачительном по тем временам платье с такой тонкой талией, что, кажется, ее можно обхватить пальцами одной руки.
Интересно, что первые пробы Гурченко провалила, так как снимал ее, по словам актрисы, неопытный оператор. Несмотря на отличные вокальные данные, которые были необходимы для исполнения роли Леночки, Рязанов с первого раза так и не заметил будущую звезду. Однако пробивная студентка так хотела сниматься и так упорно верила в счастливый случай, что он просто не мог не произойти. Как писала актриса в своих мемуарах, она «шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильм» в огромной широченной юбке, затянутой в талии так, что Лолите Торрес и не снилось», и в этот момент ее увидел директор киностудии Иван Пырьев.
Он взял ее за руку и повел на съемочную площадку к Эльдару Рязанову.
Так Людмила Гурченко получила свою главную первую роль, а советский зритель — новый идеал женщины, джазовый оркестр и чечетку в придачу.
2. Шурочка Азарова
Актриса: Лариса Голубкина Фильм: «Гусарская баллада» Год: 1962 Цитата: «А девкой был бы краше»
На роль Шурочки Азаровой пробовались и Светлана Немоляева, и Алиса Фрейндлих, но получила ее дебютировавшая в кино Лариса Голубкина. Именно она смогла блестяще воплотить на экране роль разудалой девицы, которая наравне с вышиванием и пением, могла и верхом на лошади прокатиться, и стрельнуть из мушкетона, и перед товарищами-гусарами лицом в грязь не упасть.
Как вспоминал сценарист фильма Александр Гладков, Рязанову настойчиво советовали привлечь для «укрепления» фильма какую-нибудь уже популярную кинозвезду. Однако актерскую неопытность Голубкиной режиссер сумел «искусно положить на характерность образа, сделав ее естественной чертой житейской застенчивости юной героини».
3. Надя Шевелева
Актриса: Барбара Брыльска Фильм: «Ирония судьбы, или С легким паром!» Год: 1975 Цитата: «У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь. »
С 70-х годов прошлого века роль главной Снегурочки, которая стала олицетворять собой Новый год, перешла от Леночки Крыловой еще одной киногероине Рязанова — Наде Шевелевой. Ее исполнила польская актриса Барбара Брыльска в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Именно с легкой руки Нади и художника по костюмам «Иронии» Ольги Кручининой советские модницы принялись щеголять зимой в объемных меховых шапках (даже в помещении). Образ героини фильма — завитой блондинки в лисьей шапке и платье бежевого крепа — стал культовым в 70-х годах для советских женщин.
Россияне также с ним отлично знакомы и с детства почти наизусть знают все диалоги и песни из этого фильма Рязанова: его начинают показывать по всем каналам 30 декабря, а заканчивают уже к Старому Новому году, когда все салаты подъедены и пора обновлять запасы.
4. Людмила Прокофьевна
Актриса: Алиса Фрейндлих Фильм: «Служебный роман» Год: 1975 Цитата: «Людмила Прокофьевна, где вы набрались этой пошлости? Вы же виляете бедрами, как непристойная женщина!»
Знаменитая на весь СССР и Россию «мымра» в исполнении Алисы Фрейндих до сих пор остается одним из самых ярких женских образов в отечественном кино. Превращение из гусеницы в бабочку, произошедшее с директором Статистического учреждения в момент влюбленности, не может не трогать и сейчас.
К тому же в картине есть еще одна незабываемая женская роль, которую исполнила Лия Ахеджакова, — именно ее героиня Вера научила всех советских женщин, что походка должна быть от бедра, брови — тоненькие, как ниточка, удивленно приподнятые, а «жуткие розочки» нужно оставить бабушкам.
5. Настенька Бубенцова
Актриса: Ирина Мазуркевич Фильм: «О бедном гусаре замолвите слово» Год: 1980 Цитата: «Да вы что? Я девушка порядочная»
Сложно не затеряться в фильме с таким актерским составом — Леонов, Басилашвили, Садальский, Гафт. Однако у Ирины Мазуркевич это получилось на славу. Даже тонкий голосок, распевающий про «очаровательных франтов», завитушки и кружевные шляпки не вводят в заблуждение — перед нами одна из самых ярких женских ролей и Мазуркевич как актрисы, и всего советского кино.
Настенька Бубенцова за всей своей нежностью и невинностью скрывает особу решительную и страстную — коня на скаку, может, и не остановит, а вот ради родных и близких уж точно пройдет огонь, воду и медные трубы.
6. Вера Нефедова
Актриса: Людмила Гурченко Фильм: «Вокзал для двоих» Год: 1982 Цитата: «Это не объедки — это остатки. Я вам уже объясняла, что это большая разница»
Фильм «Вокзал для двоих» — простодушная, мудрая и слегка наивная картина о жизни провинциалок среднего возраста, которые еще надеются встретить свою любовь. Вера, работающая официанткой на станции Заступинск, — одна из таких неустроенных в личной жизни женщин, которая все-таки ждет своего принца. Что и говорить, подобных ей героинь по всей России и сейчас немало. «Верунчика» — хваткую, неунывающую и преданную женщину — в этой картине с блеском сыграла одна из самых любимых актрис Рязанова Людмила Гурченко. Может быть, поэтому образ получился таким многогранным — от прижимистой работницы общепита, спекулирующей дынями и отличающей объедки от остатков, до верной и самоотверженной жены заключенного.
7. Лариса Огудалова
Актриса: Лариса Гузеева Фильм: «Жестокий романс» Год: 1984 Цитата: «Так не доставайся же ты никому»
Несмотря на, мягко говоря, прохладные отзывы советских кинокритиков, которых возмущал фривольный образ Ларисы, — «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему» («Литературная газета», 1984) — зрителям киногероиня Ларисы Гузеевой запомнилась и понравилась не меньше книжной «Бесприданницы».
О своей героине Эльдар Рязанов как-то точно сказал: «Она — существо, созданное для любви… и простодушна в самом лучшем понимании этого слова. Романтична, но не лишена житейских прозаичных соображений. Бескорыстна, не гонится за богатством, но почему-то все-таки влюблена в персону состоятельную. Способна ради любви на любую жертву и одновременно ужасающе эгоистична…».
8. Лида
Актриса: Татьяна Догилева Фильм: «Забытая мелодия для флейты» Год: 1987 Цитата: «Между прочем, кто-то обещал музыку. и забыл, обманул»
Показать странную любовь «зажиточного» советского чиновника Филимонова к простой медсестре Лиде на фоне заката советской власти вышло бы не так ярко, если бы на главную женскую роль не пригласили Татьяну Догилеву.
По словам Рязанова, вся чиновничья серость и замшелость на ее фоне выглядит именно так устрашающе, как ему и хотелось. Лида — героиня будущего, которого так ждали в СССР, — непосредственная, пластичная, смешливая и удивительно живая.
9. Елена Сергеевна
Актриса: Марина Неелова Фильм: «Дорогая Елена Сергеевна» Год: 1988 Цитата: «Вы не женщина, вы — тетрадь в клеточку»
«Дорогая Елена Сергеевна» среди других картин Рязанова в первую очередь выделяется тем, что это была первая попытка режиссера снять фильм на молодежную тему и в жанре социальной психологической драмы. Конечно, во всем была виновата перестройка.
Несмотря на то, что роль Елены Сергеевны — простотой и кроткой учительницы на страже добра и справедливости — немного прямолинейна, благодаря тонкой игре Марины Нееловой она получилась по-настоящему трогательной.
10. Старые клячи
Актрисы: Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Ирина Купченко Фильм: «Старые клячи» Год: 2000 Цитата: «Лучше с незнакомым в машине, чем ни с кем и никогда»
В начале нулевых Рязанов решил запечатлеть на экране не одну, а сразу четырех легендарных актрис отечественного кино — пусть и в возрасте, но молодых душой. «Клячи» вышли задорные, афористичные и, как и полагается, немного грустные.
При этом смотреть, как в одном кадре уживаются четыре самобытных и разноплановых актрисы (а в одной из сцен одна из них свистит двумя пальцами, а вторая отбивает чечетку за тюремной решеткой) — это то удовольствие, с которым сталкиваешься реже, чем хотелось бы. Татьяна Барботина
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Герои комедий Рязанова тогда и сейчас: смотрим, как изменились актеры любимых фильмов
Герои комедий Эльдара Рязанова всегда получались живыми и настоящими, им верили тысячи зрителей. Его фильмы многие сравнивают с настоящей эпохой, а актеров, снимавшихся у Рязанова, называют мастерами своего дела.
Антония Сантилли (Ольга из фильма «Невероятные приключения иностранцев в России»)
Итальянская актриса Антония Сантилли сыграла великолепную Ольгу в фильме Рязанова. Стоит отметить, что она не собиралась становиться актрисой и до фильма «Невероятные приключения иностранцев в России» снималась лишь в откровенных фильмах. Фильм с участием российской стороны стал для нее последним, ведь вскоре она вышла замуж и посвятила себя семье.
Алиса Фрейндлих (Людмила Прокофьевна Калугина из фильма «Служебный роман»)
Актриса Алиса Фрейндлих снялась в «Служебном романе» в роли «серой мышки». Кто же знал, что именно эта киноработа станет одной из самых успешных и заметных в ее кинокарьере. Актриса недавно переболела коронавирусом и сейчас занимается своим здоровьем.
Светлана Немоляева (Ольга Петровна Рыжова из фильма «Служебный роман»)
Актриса Светлана Немоляева, снявшись в «Служебном романе», получила настоящий успех и признание. После этого у нее было много успешных киноработ. Сейчас актриса ведет закрытый образ жизни, а ее сын Александр Лазарев-младший продолжает известную кинодинастию.
Лариса Голубкина (Шура Азарова из фильма «Гусарская баллада»)
Актриса Лариса Голубкина проснулась знаменитой после премьеры фильма «Гусарская баллада». После выхода этой киноленты Голубкину звали во множество проектов вплоть до 80-х годов. После этого актриса сосредоточилась на театральных работах, но позднее вновь вернулась к съемкам. Сейчас актриса занимается своим здоровьем. Из-за того, что в молодости она выполняла большинство трюков самостоятельно, у нее появились проблемы с суставами, заявляют врачи.
Лия Ахеджакова (Таня из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»)
Актриса Лия Ахеджакова полюбилась многим зрителям после участия в ленте Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Карьера актрисы терпела и взлеты, и падения, но у нее по-прежнему много поклонников. Сейчас Лия Ахеджакова судится с бывшим мужем, чтобы выписать его из квартиры, и открывает для себя социальные сети.
Стоит отметить, что не у всех удается омолодиться за несколько лет: С каждым годом все моложе: история преображения Светланы Пермяковой. Впрочем, некоторым для обольщения хватает всего одного качества: Сила харизмы: звездные толстячки, которые охмурили красоток.
Биография Раисы Рязановой: муж, дети, фильмы, последние новости
Раиса Ивановна Рязанова – известная советская и российская актриса, настоящая популярность к которой пришла после исполнения роли Антонины в фильме «Москва слезам не верит». Ее судьба — пример того, как обычная девочка из глубинки может стать всенародно любимой исполнительницей, отмеченной высокими государственными наградами.
В 2005 году Раисе Рязановой было присвоено почетное звание «Народная артистка России»
Биография Раисы Рязановой
Раиса Ивановна Рязанова – народная артистка РФ, получившая широкую популярность у зрителей разных поколений. За более чем полувековую деятельность в кинематографе ею сыграно порядка двух сотен ролей. Среди самых известных кинофильмов с ее участием – оскароносная мелодрама «Москва слезам не верит», документальный проект «Глаз Божий», экранизация трогательной повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», в числе наиболее полюбившихся телесериалов – «Охотник», «И все-таки я люблю…», «Хорошие руки». В 2005 актриса впервые вышла на профессиональную театральную сцену. С присущим ей оптимизмом и юмором она процитировала тогда в интервью слова героини Веры Алентовой из легендарной ленты «Москва слезам не верит» о том, что теперь точно знает – не только в сорок, но и в 60 лет жизнь только начинается.
На фото: Раиса Ивановна Рязанова
На долю звезды выпало немало испытаний – непростое послевоенное детство, невостребованность и безденежье в 1990-х. Но в любой ситуации она не опускала рук и всегда делилась с окружающими своей энергией и позитивом.
В 2021 произошла страшная трагедия – скончался 51-летний сын актрисы Данила Перов. Боль потери помог ей пережить обожаемый внук Андрей, теперь ее единственная отрада и опора.
Детство и семья
Будущая всенародно любимая и востребованная артистка появилась на свет 31 октября 1944 года в городе Петропавловск, расположенном на севере Казахстана. Ее мать Мелания Григорьевна, уроженка села Бычки Рязанской области, в начале зимы 1943 года нашла на обочине дороги замерзавшего и полуживого заезжего шофера Ивана Егоровича Улыбышева, командированного к ним из Мичуринска. Добросердечная женщина пожалела его, привела домой, накормила и приютила. На тот момент она была вдовой и растила дочь Антонину. Вскоре между хозяйкой и красавцем-квартирантом зародилась симпатия. В результате у них появилась общая дочь Раиса. Но когда женщина узнала, что у Ивана уже есть семья и шестеро ребятишек, она посчитала своим долгом ради них разорвать отношения. Всю жизнь она прожила с этой единственной любовью в сердце, одна растила детей, стараясь дать им все самое лучшее.
Раиса Рязанова в детстве
Со временем их семья перебралась в подмосковное Раменское. Рая ходила в школу на станции Фабричной. В ее памяти сохранилась единственная встреча с отцом. Тогда мама нарядила ее в лучшее платье, вывела на улицу и велела махать ручкой, чтобы папа их нашел. Он подъехал на грузовике, статный, черноволосый, подхватил дочурку на руки и закружил в воздухе. Потом они вместе сели в кабину. Он посадил Раю на руки и долго катал по городу. Она прижалась к папе крепко-крепко, а мама молчала, на глазах у нее блестели слезы.
Раиса Рязанова в детстве и юности
В школьные годы Рая с удовольствием пела в хоре. По совету руководителя коллектива – аккордеониста, разглядевшего в девчушке творческие способности – она уговорила мать купить ей баян. Как только женщина принесла домой инструмент, стоивший в те годы 60 рублей (это была вся ее зарплата), девочка сразу же захотела подержать его в руках, но не смогла даже поднять – такой он был тяжелый. Тем не менее, это не помешало ей постепенно освоить азы игры и позволило поступить после школы в музучилище в Рязани.
Детские годы
Биография будущей актрисы Раисы Рязановой началась в 1944 году, 31 октября. Сначала они с матерью жили в городе под названием Петропавловск, находящийся в Казахстане, а потом они стали жить в селе Раменское, что в Подмосковье. Интересно, что все ее родственники по материнской линии были родом из Рязани, поэтому многие думали, что Рязанова – псевдоним актрисы, хотя это не так.
В Казахстане мама Раисы оказалась по причине эвакуации во время Великой Отечественной войны. У Раисы не было отца – ее мама забеременела от водителя, когда тот был в командировке. Случай был действительно страшный. Она нашла его за год до рождения Раисы в полумертвом состоянии на дороге, с признаками обморожения. Она отвела его в свою квартиру, выходила его и спасла от смерти. У них завязались хорошие отношения, вскоре они полюбили друг друга. Однако ни о каком браке с ним и речи быть не могло – он имел другую личную жизнь, биографию. У него были шестеро детей и жена, а мать Раисы Рязановой не захотела рушить их семью.
Мама Раи не имела никакого отношения к искусству, театру или кино – она просто хотела, чтобы ее дочь научилась играть на гармони, потому что была уверена, что самый престижный человек на деревне — это гармонист.
Он всегда при деле, всегда востребованный, всегда сытый, потому что его зовут на свадьбы, праздники и т.д. и всегда хорошо кормят за труд и без оплаты не оставляют. Лучшей судьбы для дочери мама представить не могла, несмотря на то, что ни разу не видела гармонистов женского пола. Она не хотела, чтобы Рая пошла по ее стопам и зарабатывала гроши, переутомляясь на стройке или в колхозе.
Мама купила на последние деньги дочери баян и отвела в Дом культуры. Там аккомпаниатор лично занялся обучением Раи, она прилежно учила музыкальную грамоту и в короткое время овладела игрой на этом инструменте.