актрисы в платьях 18 века
Модные платья 18го века
Модные платья 18 века.
В 18 веке для пошива наряда модные дамы могли выбирать из 3 основных типов платья. Их крой, отделка, цвет и рисунок ткани, ширина и форма юбок и т.п., естественно менялись на протяжении лет, но все это было лишь варианты этих трех основных типов:
1. Закрытое платье (round robe). Такое платье было цельнокроенным и носилось без юбки.
1730 Петтер Тиллеман. Портрет Эдварда и Мэри Марко. Закрытое платье из синего сатина. |
1727 Роберт Турнье. Граф Фердинанд Адольф фон Плеттенберг и его семья. Два закрытых платья из шелкогвой тафты. |
1742 Вильям Хогарт. Портрет детей мистера Грэма. Три девочки одеты в закрытые платья с фартуками. |
1790 Закрытое платье («round robe»), Англия, коллекция Сноусхилл. |
Все о женской моде 18 века (XVIII) — интересные факты
Основные идеалы стиля рококо
Иными словами стиль рококо именуется, как галантность. Позже 18 век так и именовали, как век галантности, менуэта, кружева и пудры. Главные силуэты — это узкие плечи, тонкая талия, округлые бедра, небольшая прическа. Все костюмы, даже мужские выглядели в то время весьма женственно и изящно, что считалось самым последний писком моды и высоко ценилось обществом.
Из каких тканей шилась женская одежда 18 века
Костюмы для знатных женщин шьются из дорогих тканей, среди которых выделяется тяжелый бархат, парча, изящный шелк, тонкое полотно и кружево. Такие ткани имели украшение из золота и серебра, а также вышивались с помощью драгоценностей.
Главные элементы платья и костюмов женщин 18 века
Женщины 18 века напоминали статуэтку. Они выглядели также изящно, плавно и по-лебединому грациозно. Любое платье или костюм, будь он выполнен в цветном или светлом тоне отличался потрясающей женственностью и красиво подчеркивал все прелести женской фигуры.
В моду опять вводится каркас, но более облегченной формы, который именовался фижмой. На него надевались свободные юбки, которые имели широкие складки. Под фижму женщины надевали длинные сорочки, затем корсет, который довольно-таки сильно затягивался с помощью слуг.
Также постоянно использовались панье, которые изготавливали из китового уса. Она была разной формы, и чем шире она была, тем значит богаче или знаменитей была женщина. Более бедные женщины носили накрахмаленные юбки.
Цвета и украшения женских костюмов 18 века
Женские одежды украшались богатой вышивкой, которую делали с применением золотых, серебряных нитей, а также с драгоценными камнями. Декольте в виде каре часто дополняли кружевом, а рукава — различной вышивкой. Рукава отделывались воланами, а сам корсет часто скреплялся шелковыми лентами.
В то время в моду входит красивый зеленый цвет, который назвался Парижским цветом. Он был очень популярен среди богатых женщин. Но такой цвет создавался с помощью мышьяка, поэтому он приносил телу только вред. Но в 18 веке об этом совершенно не задумывались.
В моде также были красные, желтые, голубые и пастельного цвета одежды.
Другие атрибуты женской одежды 18 века
18 век вводит в моду охотничий костюм — кюлоты. В популярности среди дам разного возраста распространены чулки, которые изготавливались из шелка и вышивались золото и серебром.
В моду входит платье контуш, которое имеет множество складок Ватто, что довольно-таки было популярным вплоть до начала 19 века.
Прически, головные уборы, обувь и косметика 18 века
В 18 веке на первое место вышла треуголка, которую носили даже женщины. Женщины собирали волосы в высокую прическу и часто завивали локоны. Украшением служили цветы, нитки жемчуга, растения, цветные ленты, перья.
В домашних условиях дамы носили чепчик с красивой вышивкой, а в дорогу обычно выбирали треуголку. В качестве обуви у женщины были открытые туфли, которые шили из атласа. Они имели высокий каблук.
Пудра в 18 веке была на первом месте. В моде ценились бледные лица и только с помощью пудры достигался желаемый тон лица. Пудрой пудрили лицо, волосы, парики, а сама пудра изготавливалась с добавлением свинца, который вызывал тяжелые проблемы со здоровьем.
Секреты бабушкиного сундука.
Секреты бабушкиного сундука.
Мода 18 века. Панье- (1730-1775)
Мода 18 века. Панье- (1730-1775)
NATTIER, Jean-Marc-Portrait of Madame Maria Zeffirina
1751
LOO, Carle van
Portrait of Marie Leszczynska, Queen of France
c. 1748
Здесь многие картинки знакомы практически каждому, кто изучал историю костюма. Я постаралась найти их в хорошем качестве, так как это- один из самых красивых периодов в костюме и искусстве шитья.
В 18 веке Франция становится не только центром европейской культуры, но и почти единственным создателем новых форм костюма.
Если стиль барокко налагал на все печать величавости, помпезности, то стиль рококо, наоборот,- принес воздушность, изящество и легкость, хрупкость и изнеженность. Возникнув во Франции, рококо получает особое развитие во времена правления короля Людовика XV. Центром формирования моды на долгие годы становится Париж.
Направление в модах теперь диктует интимный салон аристократии, а не вкус короля или королевы. Королевский двор перестал быть единственным распространителем моды и ее законодателем. В салонах собирались знаменитости: музыканты, художники, поэты, литераторы, — которые приковывали теперь внимание всего Парижа, как некогда королевские особы.
Новшества в женском костюме, воплотившие идеалы своего времени, появились в период регентства (1715— 1730). Они основаны на новом использовании тканей и новом обыгрывании каркаса — панье ( по-русски- фижмы):
Madame Henriette, daughter of Louis XV
Панье делалось из ивовых прутьев, китового уса или железных прутьев, обтянутых полотном. Каркас представлял собой конструкцию из обручей.
Это было довольно легкое сооружение, которое от ходьбы упруго колебалось, приводя в движение все платье и открывая на ходу ногу в туфельке на высоком каблуке.
Maria Luisa de Parma
Панье довольно быстро получили распространение, и постепенно они видоизменяются, приобретая различные формы — овальные, круглые и т. д. Самые большие панье при дворе носили только аристократки.
Появляется панье «с локтями», разделенное на две половины. В таких панье легче было двигаться, их можно было приподнимать при прохождении через дверь, положить на них руки, что стало непременным жестом.
Women’s underwear served two purposes in the 18th century. The hoops were also made of linen and stiffened with whalebone or cane. They shaped the petticoat of the gown to the appropriate silhouette. At various times in the 18th century this profile varied from round, to square and flat, to fan-shaped.
1760-1780
Талия становится неимоверно тонкой, грудь, сильно поднятая кверху, почти обнажается.
Stays were an essential item of underwear for women during the 18th century. By the 1780s, the fashionable torso consisted of an inverted cone shape.
Achieving smoothness of profile and firmness of contour were the primary function of 18th-century stays, rather than emphasising the bust or constricting the waist.
Margot distribuant ses paniers (1845)
TOURNIÈRES, Robert
Count Ferdinand Adolf von Plettenberg and his Family
1727
Oil on canvas, 92 x 74 cm
Museum of Fine Arts, Budapest
The Family of Philip V
1743
Oil on canvas, 406 x 511 cm
Museo del Prado, Madrid
LOO, Louis Michel van
French painter (b. 1707, Toulon, d. 1771, Paris)
Madame Elisabeth, Duchess of Parma, daughter of Louis XV-Family
Maria Theresia Familie 1754
Martin van Meytens (1695(1695)–1770(1770)
PESNE, Antoine
French painter (b. 1683, Paris, d. 1757, Berlin)
Self-Portrait with Daughters
1754
Конец 18 века
The Sharp Family by Johann Zoffany-oil on canvas, 1779-1781
Marie Leczinska, Queen of France
1740
TOCQUÉ, Louis
Oil on canvas, 277 x 191 cm
Musйe du Louvre, Paris
Empress Maria Theresa
-MEYTENS, Martin van
Dutch painter (b. 1695, Stockholm, d. 1770, Vienna)
Oil on canvas
Town Hall, Ghent
GAINSBOROUGH, Thomas
Conversation in a Park
c. 1740
Oil on canvas, 73 x 68 cm
Musée du Louvre, Paris
PASCH, Lorentz the Younger
Portrait of Queen Sophie-Magdalene
1773-75
Oil on canvas, 243 x 179 cm
The Hermitage, St. Petersburg
Louise Elisabeth of France, Duchess of Parma, wife of Duke Felipe I. of Parma, daughter of King Louis XV. of France, mother of Isabelle of Parma, Duke Ferdinand I. of Parma and Queen Maria Luisa of Spain, Parma, Galleria Nazionale
Louis-Michel van Loo (1707-1771) e Pietro Melchiorre Ferrari (1735-1787)
LOO, Carle van
Portrait of Marie Leszczynska, Queen of France
c. 1748
Oil on canvas, 224 x 152 cm
Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Florence
Laurent Pécheux (French, 1729–1821)
TitleMaria Luisa of Parma (1751–1819), Later Queen of Spain
Date1765
All Anton Raphael Mengs’s Paintings.
1765
Maria Luisa de Parma
velazquez-
Maria Luisa de Parma
Maria Carolina of Austria
between 1752(1752) and 1770
BOUCHER, François
Portrait of Marquise de Pompadour
1756
Oil on canvas, 201 x 157 cm
Alte Pinakothek, Munich
Платье состояло из плотно облегающего спереди лифа с низким декольте, сильно обнажавшим грудь и шею, исчезающего на спинке в широких складках свободно ниспадающей массы ткани, переходящей в шлейф.
Наряду с парчой вошел в моду более легкий и светлый шелк, а также ситец. Увеличение объема женского костюма сказалось на характере декора тканей- появились ткани в полоску, а также ткани с крупными рисунками с большим раппортом.
Юбка на панье, лежащая на каркасе, почти не имела складок, узкие вверху и расширенных книзу рукава заканчивались несколькими рядами пышных широких кружев. Этот новый женский облик был опоэтизирован в живописном творчестве Антуаном Ватто, поэтому спустя время своеобразный покрой спинки платья 20—50-х гг. получил название «контуш» или «складки Ватто»:
WATTEAU, Jean-Antoine
The Festival of Love
c. 1717
Oil on canvas, 61 x 75 cm
Gemäldegalerie, Dresden
WATTEAU, Jean-Antoine
L’Enseigne de Gersaint (detail)
1720
Oil on canvas
Schloss Charlottenburg, Berlin
WATTEAU, Jean-Antoine
L’Enseigne de Gersaint (detail)
1720
Oil on canvas
Schloss Charlottenburg, Berlin
Declaration of Love, 1731
Jean François de Troy
складки Ватто
BOUCHER, François
Portrait of Marquise de Pompadour
1759
Oil on canvas, 91 x 68 cm
Wallace Collection, London
Повседневный женский костюм не имел громоздких панье. Его юбка поддерживалась волосяным чехлом со слегка расширенными боками. В конце века самым распространенным было платье полонез в многочисленных вариантах- в ткань верхней юбки продергивали шнурок, от чего получались горизонтальные сборки, переходящие в полукруглые драпировки.
Oil on canvas, 167 x 150 cm
Staatliche Museen, Berlin
Marquise de Pompadour
c. 1755
Pastel on seven sheets of blue paper mounted on canvas, 178 x 2136 cm
Musйe du Louvre, Paris
LA TOUR, Maurice Quentin de
French painter (b. 1704, Saint-Quentin, d. 1788, Saint-Quentin)
BOUCHER, François
Madame Boucher (?)
1743
Oil on canvas, 57 x 68 cm
Frick Collection, New York
FRAGONARD, Jean-Honoré
The Musical Contest
c. 1754
FRAGONARD, Jean-Honoré
The Swing
1767
FRAGONARD, Jean-Honoré
The Progress of Love: The Meeting
1773
—В большой моде были пасторальные мотивы——————
FRANCOIS BOUCHER The Love Letter 1750
BOUCHER, François
An Autumn Pastoral
1749
BOUCHER, François
A Summer Pastoral
1749
Jean Honore Fragonard Shepherdess about 1752
PESNE, Antoine
French painter (b. 1683, Paris, d. 1757, Berlin)
The Dancer Barbara Campanini
c. 1745
Oil on canvas, 221 x 140 cm
Schloss Charlottenburg, Berlin
PESNE, Antoine
French painter (b. 1683, Paris, d. 1757, Berlin)
Marianne Cochois
c. 1750
Oil on canvas, 79 x 107 cm
Schloss Charlottenburg, Berlin
——————————
Madame Victoire, daughter of Louis XV
portrait by Nattier
Madame Adélaïde, Daughter of Louis XV
Madame Louise, Venerable Mother Thérèse de Saint-Augustin, daughter of Louis XV
Madame Sophie, daughter of Louis XV
———————-
VISHNYAKOV, Ivan Yakovlevich
Portrait of S.S. Yakovleva
after 1756
Oil on canvas, 90 x 72 cm
The Hermitage, St. Petersburg
TROY, Jean-François de
Portrait of Louis XV of France and Maria Anna Victoria of Spain
1723
Oil on canvas, 195 x 129 cm
Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Florence
TOCQUÉ, Louis Portrait of Louis, Grand Dauphin of France
1739
Oil on canvas, 80 x 64 cm
The Hermitage, St. Petersburg
Enfants de Charles-Emmanuel III
This picture shows king Charles Emmanuel III’s children. Paint of Maria Giovanni Clémenti (1690-1761). 1730-31
Nattier, Isabella de Parme
Portrait of Sarah Eleonor Fermor. Портрет Сарры Элеоноры Фермор Ivan Vishnyakov
1750
NATTIER, Jean-Marc
French painter (b. 1685, Paris, d. 1766, Paris)
Portrait of Madame Maria Zeffirina
1751
Oil on canvas, 70 x 82 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
ARTIST Mariano Salvador Maella-(1739-1819)
Infanta Carlota Joaquina
1740-1745
This is a magnificent example of English court dress of the mid-18th century. It would have been worn by a woman of aristocratic birth for court events involving the royal family. The style of this mantua was perfectly suited for maximum display of wealth and art; this example contains almost 10lb weight of silver thread worked in an elaborate ‘Tree of Life’ Design.
1740-1745
Court dress’ was an exclusive and very ornate style of clothing worn by the aristocracy, the only people usually invited to attend at Court. The style of the robe is quite old-fashioned, and based on the 17th-century mantua.
An English court mantua
Robe à la française
Robe parée 1780-1790
Свадебное платье
Wedding dress of Edwige Elisabeth Charlotte de Holstein-Gottorp (wife of Prince Karl of Sweden and sister-in-law of King Gustave III of Sweden), 1774
1759-65
This court mantua of the 1750s features the triple-sleeve ruffle also found in fashionable dress. By the 1740s, the mantua was worn only at court, although it continued to evolve slowly in style through the remainder of the 18th century.
The tangled garden of chenille decoration on this court mantua enhances the white silk satin fabric.
1770-1780
Finely petalled rosettes punctuate the fly fringe (braid) adorning this 1760s sack-back gown
1780
This magnificent embroidered panel was intended for a woman’s Court mantua. It shows the high standard of French needlework and the sequence of decorating and sewing up these opulent formal garments. A length of cream silk satin has had the outline of a panel drawn onto it, which has then been decorated to shape
Robe and petticoat, Sack back gown, Dress
Платье для девочки
For a girl: back-fastening with a trained skirt; made of ivory silk hand embroidered with motifs of birds, butterflies, etc in coloured silks; woven and embroidered in China, sewn in England ca. 1760
—
Fashion doll 1775
Кукла-модель, по их нарядам узнавали о новых фасонах.
Панье практически исчезает:
Jean-Honoré Fragonard (1732(1732)–1806(1806))
Late 1780s
The Garter
Jean François de Troy
Сатирическая картинка- модный обувщик
The fashionable shoe-maker trying on an Italian slipper
1784
This pair of elegant women’s shoes, in kid leather, is beautifully decorated with a painted design. The pattern on the toe, with its flower, vertical lines and scalloped edges, resembles Brussels bobbin lace. The latchets would have been fastened with a buckle. In 1767 Lady Mary Coke recorded in her diary that she had bought six pairs of painted shoes from a shop in Brussels.
Очень высокий каблук:
This pair of women’s shoes is notable for their sensuously curving French heels. The style was called ‘Pompadour’ after Madame de Pompadour, mistress of the Louis XV. The heel, placed directly under the instep, made the foot look small.
————
Chopine-«платформы» для защиты от воды и грязи- продолжают носить и в 18 веке; как традиционные, похожие на итальянские, так и на металлической подставке:
chopines from Italy dated 1580-1620.
17th Century Swedish Chopine
—-18 век:
Chopine, possibly 1740s, Venetian, Silk cut velvet with gilt-metal lace trim and linen lining, silk satin ribbon, metallic woven trim, metal nails, wood, and leather, Museum of Fine Arts, Boston. The Elizabeth Day McCormick Collection, Photograph © Museum of Fine Arts, Boston.
Они привязывались лентами или галуном.
1720s-1730s (made)
Pattens were worn to lift the shoe out of the dirt and damp.
These pattens, however, have pointed toes to fit a fashionable woman’s shoe and a depression at the back where a small heel could sit. The shoe would have been fastened into the patten by means of ribbon-laced latchets. All this, and the fact that the latchets are covered in velvet, suggests that the patterns were worn by someone of considerable wealth.
Pair of pattens, early 19th century, Wood, leather, and metal
Age and Folly, or the Beauties.
Published by Sayer & Bennett
Date
1776
The old beau in an extasy
The Macaroni Painter, or Billy Dimple sitting for his Picture
a painter in macaroni dress and hair seated at an easel painting the portrait of a fellow macaroni. 1772
Bob Blunt in Amaze, or Female Fashionable Follies
Satire: a man seated on a bench in a park stares at two women with fashionable macaroni hair pieces, who are accompanied by a lap-dog and a black page boy. 1776
Hand-coloured mezzotint
Затягивание корсета
Tight Lacing, or Fashion before Ease
Мода на страусовые перья и недовольные страусы.
The Feather’d Fair in a Fright
The Feather’d Fair in a Fright
The Appointment overheard and prevented
Miss Dumplin Ducktail and Tittup return’d from watering
Long Thomas and Madle G-d going to the Pantheon in their natural masks
The bum-bailiff outwitted; or the convenience of fashion.
Сатира на «милитаризованные» женские костюмы конца 18 века.
Capt. Jessamy learning the proper discipline of the couch
A young man, in military dress, of elegant and effeminate appearance, sprawls on a sofa, looking towards a young woman (right) who leans towards him. She is of meretricious appearance, and wears the quasi-military riding-dress fashionable at this time in connexion with the militia camps
Карикатуры не успела все выложить- их очень много, но обязательно выложу позже.
Продолжение- мода конца 18 века (переход к платьям без панье) и начала 19- следует.
Еще картинки по 18 веку:
Женская мода XVIII века (до ВФР)
Полный комплект белья второй половины XVIII века. На женщине: сорочка, корсет, каркас-панье (или фижмы — это одно и то же), расширяющийся с боков в области бедер, но плоский спереди и сзади, чулки. Чулки завязывались подвязками под коленом или на бедре, никаких поясов для чулок еще не было. Панталон и трусов женщины в XVIII веке не носили. (Подробнее про нижнее белье)
Дубликаты не найдены
История быта и искусств
780 постов 5K подписчиков
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
В 19 веке, ближе к середине.
Платье по-польски (не имеет никакого отношения к Польше).
А почему тогда по-польски?
1) Какой-то из элементов польского национального костюма (возможно, контуш) натолкнул французов на этот фасон. (Сами поляки так не считают)
2) Какой-то из элементов собирательного восточного костюма (русский, польский, турецкий) натолкнул французов на этот фасон. Сами французы не знают.
3) Очень экстравагантная теория: три складки символизируют раздел Польши. По времени совпадает, пруфов нет.
А что в это время в самой «Польше» носили?
В 18 веке дворянство всех европейских стран, в том числе Польши и России, одевалось по французской моде. Можно посмотреть на классический польский костюм, это 16-17 века. Женские плохо ищутся.
А мне казалось, поляки в свой сарматизм до 19 века играли.
Так что видимо через щ. Хотя скорее всего правильно произносить, как произносится по-французски (хз как).
Об эпохе рококо, обуви и кино
Когда мы смотрим фильмы, то далеко не всегда обращаем внимание на детали, например, на обувь.
Сегодня я хочу коснуться фильма «Мария Антуанетта» 2005 года. Эта лента широко известна своими блистательными костюмами в стиле рококо.
Кадр из фильма «Мария Антуанетта»
Стиль рококо зародился во Франции XVIII века после смерти Людовика XIV, а закатом стиля рококо принято считать 1789 г., когда состоялась Французская революция. Среди его характерных особенностей можно выделить: рафинированность, стремление к удовольствиям (к ним относился и костюм), элегантность, изысканность, декоративность, легкомысленность, кокетливость, экстравагантность и нарядность.
Иллюстрации из французского журнала того времени “Galerie des Modes et Costumes Français ”, 1778 г.
Возвращаясь к фильму «Мария Антуанетта», можно сказать, что и обувь в этом фильме заслуживает отдельного внимания. Она создавалась дизайнером Маноло Блаником, чье имя широко известно в индустрии моды.
Разработанные им модели выглядят красиво и, что очень важно, не создают ощущение дисгармонии, старомодности для взгляда современного зрителя. При этом в них читаются отсылки к эпохе рококо. Давайте подробнее разберемся, что к чему.
Франсуа Буше, портрет «Мадам де Помпадур», 1756, Пинакотека, Мюнхен
Франсуа Буше, портрет «Мадам де Помпадур», 1759, коллекция Уоллеса, Лондон
Ключевыми признаками модной в высшем свете обуви тех лет можно назвать:
* Туфли на высоком изогнутом каблуке, который назывался «французский каблук», «каблук Людовика» или «голубиная лапка», сегодня его вариации мы также называем «каблук-рюмочка». Это изогнутый каблук, который создавал иллюзию более аккуратной ножки. Вогнутость каблука зрительно уменьшала расстояние между носком и пяткой. Зачастую каблуки имели красный цвет, что свидетельствовало о принадлежности к дворянскому сословию.
* Для танцев были предназначены более легкие и узкие туфли, с каблуком в «четыре пальца».
Лодочки из полосатого шелка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке, Франция, 1750-е
* Корпус туфель обычно изготавливался из шелка, атласа, дамаста, парчи. Причем зачастую на туфли шла та же ткань, что и на платье. Так как Подобные туфли были очень хрупкие и их легко можно было повредить при носке, то были придуманы паттены – специальные деревянные чехлы-подошвы из дерева. Их надевали поверх туфель для того, чтобы защитить их в непогоду или просто при прогулке.
Паттены для туфель, 1710-е
* Так как фасоны платья в то время изменились и стали модны более короткие модели с приподнятым подолом, нога стала намного больше видна, нежели это было раньше. Поэтому приходилось уделять гораздо больше внимания этой детали и ее декору. Он должен был дополнять и завершать композицию всего туалета дамы. Обувь украшали такими декоративными элементами, как вышивки, пряжки, страусовые перья, кружева, перфорации, драгоценные камни, ленты. Играли роль отделка и форма язычка или застежки.
Франция, 1760, коллекция Киотского института костюма
* Также наблюдалась тенденция по постепенному обнажению ножек, материала использовалось все меньше. В моду вошли мюли – женские туфельки без пятки, которые актуальны и сегодня. Сама идея такой обуви очень соответствовала духу рококо, ведь она могла легко соскочить, обнажив ножку целиком. Происходящее превращалось в кокетливую игру и флирт.
Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке, Франция, 1690 – 1720, коллекция Херста
Жан Оноре Фрагонар, «Качели», 1767, коллекция Уоллеса, Лондон
Что же сделал Маноло Бланик при создании обуви, что она сочетает в себе характерные коды стиля рококо, но при этом выглядит актуально?
В фильме мы видим модели, отсылающие нас к той эпохе: закрытые туфли и мюли на «французском каблуке». Но сам каблук изогнут иначе (линии не такие дугообразные, он не так глубоко уведен к центру стопы), из-за чего он более устойчив, удобнее при носке и привычнее для наших глаз.
Туфли на высоком каблуке, XVIII век
Туфли из фильма «Мария Антуанетта»
Цвета также использованы традиционно рокальные: пастельные оттенки, лучезарный желтый, чистый белый, небесный синий, но они выглядят очень чистыми. Но обувь не состарена для фильма, ее оттенки не потускневшие. Плюс сегодня в нашем распоряжении намного больше хороших красителей, что позволяет создавать любые цвета и их оттенки, сочетать их между собой. В эпоху рококо все-таки условия были иные.
Корпус туфель, созданных для фильма, жесткий, как мы привыкли. Но в эпоху рококо корпус туфель был мягким, текстильным и не держал форму, если не был надет на ногу.
Туфли Марии Антуанетты, Франция, XVIII век
Туфли из фильма «Мария Антуанетта»
В те времена конструкция обуви для правой и левой ноги была одинаковая, а в фильме мы видим привычные нам модели, с различием для правой и левой ноги.
Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке, Франция, 1770-1790 гг.
Туфли из фильма «Мария Антуанетта»
Действие фильма разворачивается в годы жизни Марии Антуанетты (10 мая 1774 года — 21 сентября 1792 года). И в кадре нам встречается много остроносых моделей. Но мода на острые носки была актуальной во Франции до 1730-х годов. Почему Маноло Бланик выбирает такие модели? Думаю, по причине того, что в них больше динамики, такой ритм, такое движение формы легче воспринять современному зрителю. Плюс удлиненные тонкие линии выглядят более изящно. И в этом еще одно отличие образцов обуви эпохи рококо и моделей представленных в фильме: тогда большое внимание уделялось изгибу подъема ноги, а декоративные застежки еще сильнее усиливали его. В обуви, представленной в фильме, мы видим скорее уплощение, утоньшение подъема.
Туфли Марии Антуанетты, Франция, XVIII век
Туфли из фильма «Мария Антуанетта»
Отдельно хочется упомянуть декор обуви в фильме: оборки, ленты, мягкая фактура бархата в сочетании с атласом, кисти в духе шинуазри, застежки и бантики выглядят очень декортаивно, искусственно. Сложно поверить, что это обувь взрослых женщин, скорее перед нами кукольные туфельки. И, думаю, это главное достижение Маноло Бланика при создании обуви к фильму «Мария Антуанетта». В одних только туфлях он смог выразить все характерные особенности той эпохи, которые я перечисляла в начале своей статьи.
Туфли из фильма «Мария Антуанетта»
Маноло Бланик за работой
Поэтому, ничего удивительного, что в 2006 году Маноло Бланик даже был удостоен специальной премии Оскар за атласные мюли, декорированные бархатными лентами, а также за нежные будуарные туфельки.
Атласные мюли, созданные для фильма «Мария Антуанетта» с эскизом
История украшений. Рококо
Как ни странно, в эпоху рококо аристократы носили относительно мало украшений, если сравнивать с предшествующей эпохой барокко или последующим XIX веком. Дело в том, что наряд аристократа эпохи рококо — украшение сам по себе. Обильное использование лент, рюшей, цветной вышивки, кружев и декоративных складок могло заставить украшения затеряться на общем фоне, а слишком большое их количество — утяжелить образ, лишить его естественной для рококо легкости и игривости.
Посмотрите на маркизу Помпадур. Из ювелирного на ней только парные жемчужные браслеты. Но нужно ли ей что-то еще?
Хотя, разумеется, были и случаи, когда аристократке или царственной особе надлежало предстать во всей красе. И тут базовым минимум в виде серег, колец, брошки и браслетов было не обойтись.
На инфанте Барбаре Португальской выполненные в едином стиле украшения — серьги, бриллиантовый эгрет, крепящийся к прическе, корсажная брошь и несколько ювелирных застежек на лифе и рукавах платья.
И все же наиболее характерное украшение эпохи рококо предельно скромное — это бархотка. Лента из черного бархата или цветного атласа (чаще всего розового или голубого) уравновешивала высокую прическу и декольте, придавала гармонии общему образу дамы, не слишком при этом отвлекая от прочих достоинств ее наряда, например, декорированного стомака. Бархотка успешно конкурировала с такими классическими видами ожерелий, как жемчужные бусы или драгоценное колье.
В XVIII веке произошел прогресс в огранке прозрачных минералов, хотя оно все еще значительно отставало от уровня XIX века. Самые простые варианты огранки, такие как «роза», позволили наконец-то задействовать многообразие прозрачных минералов, в том числе бриллиантов. Украшения гармонируют с яркими и веселыми нарядами — в моду входят разноцветные топазы, аквамарины, розовые рубины, сиреневые аметисты. Для усиления эффекта многоцветности в некоторых изделиях в гнезда под бриллианты укладывали кусочки разноцветной фольги.
Корсажное украшение в невидимой оправе с желтыми топазами, крепилось к стомаку (V-образной декоративной вставке на лифе платья).
В XVIII веке происходит «открытие» бриллиантов. В более ранние эпохи мастера не понимали, что делать с прозрачными алмазами. Их не огранить кабошоном, они не цветные. А если надо сделать что-то прозрачное (например, окошко в реликварии или покрыть эмалевую вставку), то лучше использовать кварц или горный хрусталь. Во-первых, их больше, во-вторых, по ним удобнее вырезать. Вырезать по камням любили. См., например, алмаз Шах.
Разноцветная корсажная брошь. Тут как раз видно слабое качество огранки. Можно даже подумать, что это цветное стекло, больно мутно и топорно. Но источник говорит, что это топазы, изумруды и рубины.
«Большой букет» императрицы Елизаветы Петровны — пример украшения для парадного платья императрицы. Первая половина XVIII века. Здесь как раз использован метод цветной фольги под бриллианты.
Золото по-прежнему сохраняет пальму первенства среди благородных металлов, но теперь служит лишь оправой для драгоценных камней и прочих декоративных вставок. Украшения из одного только желтого золота кажутся слишком «тяжелыми» и старомодными, остаются в эпохе барокко. Зато популярностью пользуются белое золото, серебро и сплав золота с серебром. Такая оправа не перетягивает внимание на себя, а дает возможность рассмотреть камни или эмаль.
Серьги эпохи рококо с использованием золотых креплений и расписного фарфора в качестве основного декоративного элемента.
Стиль рококо стремился украсить все вокруг себя — не только платья и наряды, но и предметы дворянского быта. Многочисленные табакерки, парфюмные флакончики, часы, несессеры, письменные приборы, печати и прочие безделушки зачастую стоили, как полноценные парадные украшения. При их изготовлении также широко использовалось золото (здесь даже смелее, чем в самих украшениях), драгоценные камни, эмаль, роспись по фарфору или слоновой кости, перламутр и т. п.
Обильно декорированные драгоценные карманные часы. Центром производства лучших экземпляров оставалась Швейцария, хотя свои мастера были и в Германии и Франции.
Табакерка с портретом графа А. Г. Орлова. Россия, 1778 г. Золото, серебро, эмаль, бриллианты.
(Если зайдет, сделаю серию постов по истории украшений).